Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 1975
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 389 0
Это один из наиболее трудных карельских маршрутов. Мощные реки, имеющие сложные пороги большой протяженности (до 6 км), требуют от туриста соответствующего опыта и обязательного участия в тренировочных походах по порожистым рекам.
До начального пункта маршрута - поселка Тикши добираются от станции Кочкома автомашиной (110 км).
Чирка-Кемь - река многоводная, глубина от 1 до 3 м, ширина на плесах до 100 м. Пороги короткие, мощные, с крутым завершением - сливы до 1 м. Наиболее сложны Хавдапорог, Кривой и Тахкопадун. Сразу же за мостом, в Андроновой Горе, перекат, далее до Чуйкозера река спокойная. На правом берегу - изба. Река выходит из озера по левому берегу. За озером 2 переката, а за ними Лоунгиннорог - двухступенчатый, не очень сложный; проход у правого берега. Затем еще несколько перекатов, и примерно через 4 км серьезный Хавдапорог. Осматривать его лучше с правого берега, вдоль которого в 3 м и проходить. При выходе из порога прижим вправо.
После 4-километрового плеса следующий сложный порог - Кривой, с большой скоростью течения и стоячими волнами до 1,5 м. Входить в него рекомендуется по правому берегу, а выходить несколько левее центра. Сразу за Кривым (плес около 200 м) - непроходимый Тахкопадун. Вероятно, при высокой воде его можно пройти у правого берега, если камни в месте слива будут надежно закрыты водой. Удобный обнос 30 м по правому берег у.
После большого спокойного участка Чирка-Кемь принимает приток Ледму, сразу за которым 2 Ледмозерских порога, не очень сложных, но требующих внимательного изучения с берега. За вторым порогом на правом берегу хорошее место для ночлега. Следующие на маршруте пороги - Кельба и Омос, а за ними - мощный порог Никутный (стоячие волны до 1 м), который лучше проходить по центру. После 2-километрового плеса река сужается, начинается цепочка (около 10) небольших порогов. При определенном навыке их можно преодолевать без осмотра, но лучше все-таки разведать.
Вскоре после избы на правом берегу (где можно заночевать) начинается Рокконипорог длиной около 500 м. В нем мною мелкосидящих камней, необходим тщательный просмотр и разработка трассы движения. Полезно воспользоваться сигнальщиками.
После 5-6 небольших порогов и перекатов начинается длинный (800 м) порог Олений. Его следует осмотреть и проходить справа. Пройдя 2 порога - Лоухи и Горшок, а также 8 км спокойной реки, туристы попадают в поселок лесорубов Боровое. Далее после нескольких несложных порогов Чирка-Кемь впадает в Юшкозеро, из которого маршрут продолжается по Кеми.
Кемь полноводнее, шире и спокойнее Чирка-Кеми. Ширина ее на плесах достигает 250 м. Последовательность кемских порогов такова:
Хеута, Куара-Кошки, Раппома, Мальвикия (перекат) или Лента в правой протоке, Пугань-Кошки или Шурипая (перекат) в правой протоке, Пьяный (1,5 км), Белый (6 км), Шомба (6 км), Юма Верхняя, Средняя и Нижняя (непроходимы), Ленивый, Сосновый, Кривой (2,5 км). Все пороги надо внимательно изучать с берега, а на длинных порогах целесообразно организовать спасательную группу у выхода из них. Особого внимания требуют пороги Куара-Кошки, Пьяный, Белый, Шомба и Кривой, а также подход к непроходимому Юмапорогу в 1 км ниже поселка Юма. В обход Юмапорогов байдарки проводятся по левой узкой каменистой протоке.
Два ледоломных быка посреди реки предупреждают о приближении к порогу Кривому - последнему на Кеми. В связи с сооружением Подужемской ГЭС на пороге Вуочаж все остальные кемские пороги затоплены.
Большую опасность на Чирка-Кеми и на Кеми представляет лесосплав, точнее, заломы (застрявшие бревна) в береговых камнях и на камнях порогов. Поэтому лучшее время для движения по этим рекам - август, когда оканчивается зачистка сплавного леса.
Заканчивается маршрут в Авнепороге, откуда по шоссе можно доехать до станции Кемь. Завершив поход, надо посетить Соловецкие острова (3-4 дня). 

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975. 

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию