Виды туризма

22 января 2013
( г. Москва )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной)
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 999 0

Дата: лето 2007 г.

Автор: Сергей Гуляев (Москва)

Источник: Клуб самостоятельных путешественников "Русский Backpacker"

По фортам крепости Владивосток

Августовским ранним утром, когда солнце еще не показалось из-за дальних сопок, а в воздухе царила утренняя прохлада, скрипящий и кренящейся на поворотах троллейбус шестого номера, проскрежетав дверями - гармошками, выпустил меня на "Академической", возле дорожного виадука.

Это путешествие мне хотелось совершить очень и очень давно, еще в детстве, я пробовал рассмотреть странные сооружения, венчавшие вершины хребта Богатая грива, особенно то, что стояло на горе Попова, с большим белым шаром. Как ни странно, но никакой более-менее внятной информации, в то время в городе не было. Люди частенько пожимали плечами, или говорили, что там стоят военные части. Правда были и другие сведения, кое-кто с таинственным видом рассказывал о "японских укреплениях", построенных в двадцатых годах. Но ничего более, этим, же мифическим "японцам" вообще много чего приписывалось, некоторые жители каждое странное сооружение приписывали интервентам. Получалось, что в 20е годы, во Владивостоке высаживались не интервенты, а строительные рабочие.

В 90е годы все начало вставать на свои места. В центре города расчистили батарею "Безымянную" и даже организовали в ней музей, рассекретили архивы и сократили большое количество военных частей. Старинные укрепления были разворованы и брошены на произвол судьбы, но теперь их можно было посещать без лишних хлопот. Появилось и замечательное издание "Крепость Владивосток", которое служит великолепным путеводителем по всем бывшим военным объектам.

Вот тогда и раскрылись настоящие планы того города, который был возведен на берегах тихого океана в начале XX века. По сути, на территории Владивостока существовало два города, первый - всем известный морской порт, о котором знали все, а второй город - Владивостокская крепость, которая по своим размерам и объемам строительства намного превышала порт.

Даже сейчас, крепостные укрепления, по-прежнему находятся на значительном удалении от жилых кварталов, хотя все они имеют удобную сеть рокадных дорог, проложенных во время строительства и неплохо сохранившихся за прошедшие сто лет даже без надлежащего ремонта.

Подхватив пластиковую сумку и накинув рюкзак на одно плечо, я отошел с трассы в лес, где быстро достал из пакета куртку, и небольшой тесак, затем я укрепил на лямке рюкзака простенький GPS с забитыми координатами фортов, и пошел в лес, поднимаясь выше и выше по склону сопки. Вообще-то нужно было выйти на "Заре" или еще лучше на "Второй речке", и следовать вдоль всей "Большой рокады", но эти районы давно уже застроены городом, и смотреть там не на что. Вот я и решил немного срезать путь и начать поход сразу от форта №7 Цесаревча Алексея, что стоит на горе Торопова, по склону которой я теперь и поднимался.

Форт Наследника Цесаревича Алексея Николаевича". Расположен на горе Торопова - 164 м. Представляет собой самый западный форт линии обороны 1910-1914 годов. Расчитан на роту пехоты и по своей конструкции сходен с фортом №5. В настоящее время в форте организован музей, почему осмотреть форт изнутри, можно со всеми удобствами, заплатив некоторые деньги. Подземные соединения на форту очищены от грязи, можно осмотреть двойной кофр, контрминные галереи и потерны, проведено освещение, можно исследовать форт, не опасаясь за чистоту одежды. Для детей проводятся сокращенные варианты экскурсий с игровыми программами.

Для того, что бы понять, что такое крепостной форт, нужно немного углубиться в историю строительства крепостей. В стародавние времена, наши предки быстро поняли, что для того, чтобы защитить нажитое от супостата, нужно огородить свое добро забором, а еще лучше стеной. Вскоре они придумали возводить в углах стен круглые башни, для защиты оных, поскольку угол представлял весьма удобное место для штурма. Но, вот, один человек изобрел пушку, а другой решил установить ее в крепость, так в крепостях появились специальные пушечные укрепления, называемые бастионами. Но в один прекрасный момент пушки стали нарезными, а дальность и точность их стрельбы возросла многократно, тогда бастионы отделились от крепостных стен - куртин и стали самостоятельными единицами - фортами, а крепостные стены вообще исчезли.

Вскоре лес кончился, и я вышел к горжевому рву форта. В 30х годах прошлого века, форт был одной из пересыльных тюрем ГУЛАГа. Заключенных держали в тоннельной казарме, а во рву расстреливали. На стенах двойного кофра можно и сегодня рассмотреть следы пуль. В 70-е кто-то из военного руководства решил уничтожать в горжевом рву боеприпасы, отчего стена кофра, сильно пострадала, но семерку строили на совесть, и кофр устоял.

Время было еще очень раннее, музей был закрыт, я пошел вдоль рва, обходя форт с севера. Все маскировочные обваловки срыты, лесо-, а точнее кустопосадки уничтожены, и форт хорошо виден издалека, что делать, теперь нужно не прятаться, а привлекать туристов. Возле форта кто-то особо предприимчивый возвел несколько коттеджей, захватив при этом и остатки основания канатной дороги, использовавшейся для доставки строительных материалов на форт. В начале века, канатная дорога считалась одним из самых быстро возводимых видов транспорта, вот только к концу века, что-то сильно изменилось.

От форта мне нужно было найти большую рокадную дорогу, связывающую все семь фортов между собой, еще ее называли генеральской, но времена высоких инспекций давно прошли. Чтобы не ошибиться с направлением, я прошел к опорному пункту, фланкирующему подход к форту, и взял направление на гору Седанка. Пройдя мимо домиков, дорога нырнула под деревья, налево ушел асфальт и вскоре под ногами показались остатки старой мостовой. Кое-где можно еще найти одиноко стоящие ограждающие столбики, те, которые не свалили и не растащили в 90е. Дело в том, что столбики не отливали из бетона, как в более поздние времена, а вытачивали из цельных кусков серого диорита. Дорога, петляя по склонам, выводит к форту № 6, Императора Николая Александровича, или Николая второго.

Форт Императора Николая Александровича". Находится на горе Седанка (около 300 м). Это один из большх фортов Владивостокской крепости, рассчитан на две роты пехоты и два батальона крепостной артиллерии. По форме напоминает искаженную и растянутую трапецию. В форте расположены 4 тоннельные казармы глубокого залегания

На форте еще остаются остатки воинской части связи, поэтому осмотру доступны рвы, кофры и стрелковый бруствер. Как и на всех военных частях, многие сооружения завалены мусором и медленно разрушаются. Кофры и стрелковый бруствер сильно заросли, но бетон крепкий и еще сопротивляется и природе и человеку. Один из одиночных кофров был не достроен, и можно почти в разрезе увидеть его конструкцию

От форта №6 дорога идет мимо батареи к опорному пункту литер Ж. опорные пункты строились между фортами, для прострела мертвых пространств, недоступных для главной артиллерии. Фактически, по горной системе "Богатая грива" проходит единая линия укреплений, наглухо запирающая все подходы к Владивостоку с суши. Между фортом и опорным пунктом, недалеко от дороги стоит памятник жертвам сталинских репрессий, его место не случайно, вглубь леса тянутся не то рвы, не то валы, а на самом деле именно здесь расположен могильник ГУЛАГа, в котором хоронили заключенных из форта №7. Мрачное место, но некоторые жители частенько устраивают здесь веселые пикники, о чем говорят и следы на памятнике, и кучки мусора, разбросанные по всему лесу, да и сам памятник, щедро обстрелянный картечью (что им дорожных знаков мало?).

Опорный пункт литер Ж не был достроен, война 1914 года привела к замораживанию работ, а после революции уже было и не до строительства. В своем заключительном виде он должен был бы выглядеть как форт, сходный по конструкции с фортами №7 и №5, и его основной задачей было фланкирование распадка между горой Седанка и горой Зубрицкого. Сейчас в этом месте наибольший интерес вызывает карьер, огромная выемка земли, предназначенная для строительства казематированных построек. На карьере можно проследить этапы начального строительства укреплений, и оценить тот факт, что буквально каждый кубометр извлеченной породы в дальнейшем использовался на строительстве. Ничего не пропадало, ничего не сваливалось и не вывозилось, с одной стороны это обеспечивало секретность объемов работ, а с другой значительно экономило государственные средства. Вот бы современные строители могли бы так. Карьер используют альпинисты и, судя по разбросанным везде гильзам, любители пострелять (по альпинистам?).

От литера Ж, дорога пересекает просеку и дает ветку к форту №5, форту Императора Александра Освободителя. Форт имеет конструкцию, сходную с фортом № 7. Сейчас форт заброшен, но военные иногда вспоминают о нем, особенно, когда нужно, что-то взорвать.

Форт №5, Императора Александра Освободителя". Находится на горе Зубрицкого - 352 м., но вершину горы не охватывает. Основные строения форта расположены на террасе, из-за чего хорошо просматриваются с вершины горы. Форт расчитан на роту пехоты, что и сделало его проект сходным с фортом №7. В северо-восточном углу горжевого рва находится двойной кофр, а в юго-восточном - одиночный кофр. Бетонная горжевая казарма отсутствует.

Рядом с фортом расположен опорный пункт литер Е, его назначение не только прикрывать недоступные для артиллерии форта юго-восточные участки, но и фланкировать подходы к вершине горы Зубрицкого. Из всех семи фортов, форт №5 имеет самое невыгодное расположение на местности, поскольку не захватывает главную высоту. Вероятно, строитель форта полковник Свиньин старался близко следовать проекту, может из-за ограниченности средств, а может и причинам стратегического характера, так как с вершины горы практически не просматривается распадок между горой Зубрицкого и горой Проценко, тем не менее, форт №5 по своим оборонным качествам значительно проигрывает остальным.

В 2005 году доблестные военные решили уничтожить на форте некоторое количество артиллерийских снарядов, вероятно у кого-то в руках оказалась инструкция 40-х годов об уничтожении, оставляемых армией объектов, дабы те не достались врагу (под врагами видимо понималось остальное население города). Пострадали убежище для противоштурмовой артиллерии и кофр. Теперь кто это будет восстанавливать не совсем ясно. Военные как всегда оказались в стороне, а тех, кто давал разрешение на подрыв снарядов практически в городской зоне, теперь уже и не сыскать.

С такими мыслями я покинул форт и вновь вышел на дорогу. Теперь мне нужно было добраться до форта №4, Императора Александра Благословенного, а время давно перевалило полдень. Состояние дороги значительно улучшилось, видимо тяжелые военные грузовики чаще пользовались отрезком между фортами №5 и №6, а к фортам №4 и №3 чаще подъезжали не по рокаде, а по радиальной дороге, идущей от Дальхимпрома. Около 10 лет назад я как-то проехал по ней на машине, но сейчас я шел пешком, и состояние дорожного покрытия меня волновало намного меньше, чем тогда.

Возле родника я решил отдохнуть, мне очень хотелось попасть на форт, но если следовать дороге, то мне нужно было сделать большой крюк, дойдя почти до бывших ракетных позиций, а затем повернуть назад. Набрав воды, я отошел с дороги и устроился возле поваленного вяза, скрывшему меня из вида.

Дорога была пустынна, еще лет семь назад, к роднику частенько подъезжали машины, но сегодня, я целый день никого не видел. Возможно, дорога стала хуже, а может, я выбрал для похода время, когда в городе была вода. Тем не менее, я решил не разводить костра, а достал из рюкзака две таблетки сухого горючего, на которых вскипятил воду, и через несколько минут, у меня был готовый обед из корейской лапши.

Лапша - чудесный продукт, как часто она выручала меня в студенческие годы, пачка лапши и прилагаемые к ней палочки, что еще нужно для обеда. Видимо председатель Мао тоже так думал, внедряя лапшу по китайским рабочим столовым, и сокращая тем время обеда.

Отдохнув, я решил добраться до форта, через лес, используя вместо дороги, тропу, вьющуюся по хребту западного склона горы Проценко. Конечно, идти через лес напрямик, идея не очень-то хорошая, можно потратить времени больше, чем, петляя по дороге, но на горе Проценко западный склон поднимается в виде хребта и выходит к самому форту, вот я и решил рискнуть.

Форт Императора Александра Благословенного", находится на горе Проценко 431м.и рассчитан на роту пехоты. Внешне он максимально схож с базовым проектом форта Величко, но конструктивно все же сильно от него отличается. Согласно архивным документам, Форт возведен на основании укрепления "форт Северный", входившим, в план обороны города 1896 года, что вероятно и сделало его более похожим на первоначальный проект, чем все остальные форты.

Дошел! Даже не пришлось тесак доставать, два раза попал в подлесок, но ничего не порвал, в волчью яму не упал (заплыли землей оные), только в паутине испачкался. Вышел, в аккурат, в угол рва. После леса, ров мне показался совсем чистым, и я отправился к двойному кофру. На форте №4 двойной кофр имеет самую интересную конструкцию, с башенками, возможно, сам кофр, или его проект остались еще с 1896 года, поскольку в укреплении "форт Северный" была произведена разметка, а возможно и прокладка рвов. Осмотрев кофр, я решил отправиться назад, чтобы попасть на стрелковый бруствер по поверхности. Конечно, было бы интереснее пройти под землей по потерне, но встречаться с обитателями форта без лишней надобности мне не хотелось. Во внутренней части форта особенно красивы "ступенчатый" обратный скат стрелкового бруствера и "многобашенный" фасад двойного кофра. Почти весь форт доступен для осмотра, за исключением горжевого капонира, где еще пребывают остатки доблестных вооруженных сил.

Время приближалось к вечеру, а мне еще нужно было добраться до форта №3, где я решил сделать остановку и переночевать, поэтому осмотрев все внешние достопримечательности, я вновь отправился в путь. Надеясь выйти на рокадную дорогу. Переходя распадок, я наткнулся на старую свалку разобранных автомобилей и ускорил шаг. Новых машин не было, но привычка, выработанная еще в начале 90-х, все еще призывала обходить подобные места стороной. Наконец дорога вывела меня к пункту базирования ракет ПВО, подниматься на ракетные площадки. Я не стал, только издали посмотрел на остовы складских ангаров, которые теперь стали похожи на скелеты доисторических ящеров. Наконец и форт №3, я поднялся на горжу именно в тот момент, когда солнце медленно опустилось за полуостров Песчаный, и наступили теплые августовские сумерки.

Обследовать форт ночью, дело безнадежное, да и я сильно устал за день, к тому же спешить мне было некуда.

Форт императрицы Екатерины Великой, расположен на горе Попова 426 м - (можно дойти из района автобусной остановки "Дальхимпром"). Весьма интересный форт, наиболее близок по конструкции к расчлененным фортам, таким как форт №2 и форты острова Русский. Рассчитан на две роты пехоты и полуроту крепостной артиллерии. По мнению некоторых экспертов он напоминает австрийский форт Ханика или укрепление Фев в немецкой крепости Мец. Форт состоит из трех укреплений, которые так искусно разбросаны по сопке, что их трудно увидеть невооруженным взглядом. По замыслу создателей, это должно было затруднить пристрелку артиллерии противника.

Немного побродив по горже и развалинам казармы, я нашел приличное место недалеко от капонира главного укрепления, скрытое от дороги, и с отличным видом на левый люнет форта и долину реки Седанки. Устроив лагерь, я притащил несколько сухих валежин в капонир, сложив их в наиболее сухом месте. Единственное, что меня беспокоило, так это отсутствие питьевой воды. Старая артезианская скважина давно была в неработоспособном виде, а пить воду из открытых колодцев мне как-то не хотелось. Много есть поговорок в русском фолклере про колодцы и про то, что воду из них пьют, да видно все не впрок. Впрочем, я еще не использовал то, что набрал в роднике, а по моим расчетам сутки о воде можно было и не вспоминать.

Устроив ужин из неизменной лапши и горячего чая, я завернулся в тент и заснул. Спать мне пришлось недолго. Примерно в три часа ночи небесные своды разверзлись, и потоки воды обрушились на грешную землю. Я спал, и мне снилось, что начался потоп. Хоть мембранный тент и не дал мне насквозь промокнуть, но вода на лице во время сна, это еще, то удовольствие. Схватив рюкзак, я нырнул в капонир, под его толстую бетонную крышу.

Август во Владивостоке - теплый месяц, но именно в августе приходят южные штормы. Примерно раз в десять лет на город обрушивается настоящий потоп, и тогда некоторые районы превращаются в подобие Венеции. В этот раз потопа не было, был обычный августовский шторм, с ливнем и порывистым шквальным ветром, но на высоте 400 метров все эти погодные факторы чувствовались намного сильнее. Но в капонире было хоть грязновато, но сухо, а запасенные дрова пришлись как нельзя, кстати, и до утра я проспал в сухости и тепле.

Утром ветер и дождь еще больше усилились и о том, чтобы выбраться из капонира, можно было и не мечтать. Но, то, что нельзя сделать снаружи, можно было сделать изнутри, и достав фонарь, я отправился обследовать форт. Сквозник, вывел меня в просторную подбрустверную галерею. Все что можно было спилить, вырвать и вывезти было давно сорвано, спилено и вывезено, даже половая плитка, некогда покрывавшая все помещения и переходы форта. Была безжалостно сбита. Остался только бетон, светящийся в лучах фонаря белым матовым светом. Удивительно, то, что на поверхности стен почти нигде нет следов опалубки или иной небрежности. Все идеально выровнено и заглажено, спустя сто лет, на бетонных стенах нет ни сколов, ни трещин. Проход рассчитан на то, чтобы провезти по нему выкатное 57мм орудие, для чего в изгибах предусмотрены специальные карманы. Вообще, форты Владивостокской крепости это не только памятник фортификационного искусства, это еще и последняя крепость, где так широко применялась артиллерия, пулеметы считались в те времена оружием варварским и слишком затратным, вот и ставили (да еще и таскали на себе) две пушки вместо одного пулемета. Из подбрустверной галереи ведут потерны к кофру и галерею левого люнета. Проходы защищены траверсами, где один боец с винтовкой мог вполне успешно положить взвод супостатов, прорвавшихся, а потерну. Такие траверсы установлены на всех выходах и перекрестках проходов. В потерне еще сохранилась напольная плитка, а кое-где можно увидеть остатки электропроводки. Кроме траверсов, потерна защищена специальными минными камерами, минных зарядов давно нет, а минные камеры открыты, представляя настоящие колодцы - ловушки. Снова миновав траверс, я вышел в галерею левого люнета форта. Темно, холодно, сыро, а когда-то здесь кипела жизнь, печки, от которых остались только ниши в стенах, давали тепло, электричество - свет, вентиляционные установки гнали прочь сырость, хотя все это можно и восстановить, вложив какие-то деньги, но видимо не здесь и не сейчас. Побродив по галереям, я вышел в полукапонир, намереваясь попасть в ров, но дождь на улице быстро остудил мое желание. Взглянув на часы, я решил, что пришло время обеда, а интерьеры полукапонира вполне могут послужить мне столовой. Я даже залез на барбет для скорострельной пушки, чтобы через круглую амбразуру полюбоваться на природу. Впрочем, не совсем круглую, при строительстве их немного скосили, и пришлось растесывать бетон, для нормализации сектора обстрела. Скорострельные пушки Нордфельда выполняли в капонирах и кофрах роль пулеметов, но так, как их скорострельность была намного ниже, то их устанавливали по две, по три, а в двойных кофрах и по четыре на один сектор обстрела, хотя один крепостной пулемет на поворотном станке выполнил бы такую задачу намного лучше. Ведь пушкам всего то и нужно было, подавлять живую силу противника, прорвавшегося в ров. Устанавливались орудия, так как показано на рисунке.

Конечно, все выглядит эффектно, но слишком дорого и неразумно, ну как из пушки по воробьям. Такое распространение 57мм пушек в русской армии на долгие годы определило развитие артиллерии даже в советский период, например противотанковые пушки ЗИС-2, ЗИС-4, ведь запасы и производственные мощности нужно было куда-то использовать, не говорю уже о трехдюймовом калибре, аж до 43-го года и использовали.

В орудиях использовался простой вертикальный затвор, надежный и обеспечивающий приличную по тем временам скорострельность до 4-6 выстрелов в минуту. Вживую, это орудие можно увидеть в военно-морском музее, что на Светланской недалеко от протестантской кирхи. Орудие установлено на круглый казематный станок и смотрится очень изящно в окружении 9 дюймовых береговых мортир и пушек образца 1896 года. Рядом примостилось и выкатное орудие, видимо для того, чтобы его никто больше не выкатывал, у пушки оторвали оба колеса, именно оторвали, поскольку еще лет пять назад ступицы были на осях. В самом же музее можно увидеть то самое варварское орудие, внедрению которого так упорно сопротивлялся император Николай Александрович - 7,62 мм пулемет Максим образца 1904 года на крепостном, колесном лафете. Известно, что на форте №3 было установлено два таких монстра, и они успешно справлялись с обороной верхнего горжевого редюита, заменяя собой четыре выкатные пушки.

Дождь немного уменьшился, и я выбрался из капонира на бруствер. Ступеньки ведут к боевым местам, конечно, это не форт №4, но все равно красиво. Каждое боевое место оснащено нишей-укрытием, где можно переждать обстрел, а при большой необходимости и подремать в перерыве между атаками, солдат спит, а служба идет. Я успел спуститься в ров и войти в капонир, когда на сопку обрушился новый шквал с зарядом дождя. Выходить наружу под хлесткие струи совсем не хотелось, и я отправился дальше, намереваясь пройти потерну и выйти в кофр главного рва. Спустившись по лестнице, я отыскал траверс и вновь пошел вниз, обходя открытые минные колодцы. В фортах проекта 1910 года, все кофры и капониры соединены с галереями центральных укреплений. Делалось это для того, чтобы в нужный момент перебросить личный состав и поддержать оборону кофра. В более старых укреплениях, проекта 1899 года, таких как саперный редут, форты Муравьева-Амурского и Суворова, соединительных потерн нет, и кофры представляют собой изолированные пункты обороны. Этим и пользовались японцы во время штурма укреплений Порт-Артура, активно подавляя кофры и захватывая рвы.

В двойном кофре было установлено шесть скорострельных 57 мм пушек Нордфельда на крепостных станках и два электрических прожектора. Надобность в последних, весьма сомнительна, пушки стреляли по сектору обстрела без наводки. Скорее всего, они должны были производить психологический эффект. Сейчас остались только бетонные барбеты, да ниши. Из кофра открываются проходы в противоминные галереи, спускающиеся вниз почти на половину высоты сопки. Противоминные галереи исполняли две функции, обнаружить и уничтожить врага, прорывающего свой подкоп. Для этого, глубина залегания контрминой галереи составляет 1,5-2 метра, а ее стенки не имеют толстого бетонного слоя, часто бетона вообще нет, только горная порода, по которой стекает вода. Враг, конечно же, мог прорваться в галерею, но в таком случае, защитники форта быстро бы ее подорвали, похоронив супостатов в общей могиле.

День понемногу подошел к концу, стемнело, и я вернулся в уже обжитый мной капонир. Ночь прошла спокойно, если не считать нескольких попаданий молний в вершину сопки, а где-то к пяти часам утра дождь прекратился и ветер стих. Когда рассвело, я выбрался на склон и увидел, что стою на острове, возвышающимся среди облаков. С горжи открывался вид на другие такие же, как и мой острова в безбрежном белом океане, это были форт №4 на горе Проценко и форт №2 на горе Варгина, а все, что внизу, было скрыто белой пеленой.

Форт "Императора Петра Великого" - самый крупный форт Владивостокской крепости. Является передовым пограничным фортом, что обусловило его первоочередное строительство и максимальную мощь элементов. С горы отлично просматривается прибрежная полоса Уссурийского залива и почти все форты линии обороны 1910 года. Форт является интереснейшей достопримечательностью всей крепости и г. Владивостока, но в настоящее время доступ на него ограничен.

Дождя, похоже, не намечалось, часам к девяти туман рассеялся, открыв залив и долину реки Седанка. Теперь нужно было решить, как поступить дальше. Продолжать путь на форт №2 не имело никакого смысла, в лучшем случае я мог бы осмотреть ров, но скорее всего, я бы просто прогулялся по лесу, форт до сих пор представляет собой закрытую территорию. Форт №1 царя Михаила Федоровича, так же был для меня недоступен, поскольку на нем тоже стоит военная часть. Можно было закончить поход, спустившись с горы Попова к Дальхимпрому, а там сесть на маршрутку или просто пройти по Снеговой. Но из всех вариантов я решил закончить путешествие именно по крепостной дороге. Ничего особенно интересного мне увидеть не удалось, только посмотреть на форт и прилежащие к нему батареи издалека. Миновав форт №1, вышел к поселку Горностай.

Форт №1 Царя Михаила Федоровича расположен над бухтой Горностай на горе Кудрявцева - 192м, представляет собой сооружение, сходное с фортами №7 и №5. Форт расчитан на полторы роты пехоты. По форме форт представляет собой ромб, с трех сторон опоясанный рвом. Кофры рва двухэтажные и связаны потернами с подбрустверной галереей и замыкают контрминные галереи.

Пройдя немного вниз по трассе и свернув на повороте налево, я добрался до пляжа бухты Щитовой, где с превеликим удовольствием искупался, а после сев на автобус, с комфортом добрался до города.

Таким образом, за три дня, я прошел всю генеральскую дорогу от начала и до конца, обследовал пять фортов, и подробно осмотрел форт №3 Императрицы Екатерины Великой.

Вместо послесловия

Форты Владивостокской крепости были последними подобными сооружениями в мире, и видимо они и послужили причиной того, что оборонная доктрина в 30е годы прошлого века была координально пересмотрена в пользу долговременных огневых точек и обширных укрепленных линий обороны. Все неприступные форты были сданы в течение одного дня, а затем полностью разружены. Ведь для того, чтобы сдать любую крепость, нужно просто отдать приказ из главного штаба, что и случилось в городе Владивостоке в 1922 году. Крепость перестала существовать, к 1923 году имущество фортов было разграблено, орудия демонтированы, а личный состав выведен. О фортах забыли, и вспомнили только в конце тридцатых годов, передав военным и основательно засекретив, так, огромное инженерное сооружение, исчезло, переместившись в область слухов и легенд.

Следующая страница в оборону города будет вписана в 30х годах XX века, береговыми морскими батареями, но это уже другая история.

Приложение № 1. Кофры

По фортам крепости Владивосток По фортам крепости Владивосток Установка 57 мм скорострельных пушек Нордфельда в кофрах (по материалам кники А.Б. Аюшина с соавт. "Крепость Владивосток")

По фортам крепости Владивосток Выкатная 75 мм скорострельная пушка Нордфельда без колес (с сайта "http://fotoarmor.narod.ru" rel="nofollow")

Приложение № 2

Карта маршрута (рокадная крепостная дорога)

По фортам крепости Владивосток

Приложение №3. Местоположение фортов

форт 1 Михаила Федоровича 43.135 132.02416 форт 2 Петра Великого 43.15805 132.0175 форт 3 Екатерины Великой 43.15083 131.99694 форт 4 Алексея Михайловича 43.16361 131.98333 форт 5 Александра Благословенного 43.17611 131.97416 форт 6 Александра Освободителя 43.19305 131.955 форт 7 Цесаревича Алексея 43.19 131.92971
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию