( г. Санкт-Петербург )
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: II
Протяженность - 186 км.
Продолжительность - 17-18 дней.

Маршрут начинается за поселком Старое Машозеро, куда раз в сутки от станции Сосновец ходит рейсовый автобус. Далее - попутной автомашиной. Не доезжая поселка Новое Машозеро, слева от дороги просматривается озеро Машозеро. В крайнем западном конце озера, около мостика через впадающий в него ручей, сойти с машины. В месте, где дорога поворачивает влево, начинается тропа, тянущаяся около 4 км на северо-запад к озеру Ватулма.
Хорошо заметная тропа почти все время идет по водоразделу, однако на небольшой вырубке ее легко потерять. Пройдя некоторое расстояние по вырубке в прежнем направлении, подняться на сельгу. Последняя ограничивает вырубку справа по ходу и приводит к затерявшейся тропе. Обходя озеро Ватулма с юго-вос-тока, двигаться по краю леса, не пересекая болото, имеющее здесь топкие места. Между озерами Ватулма и Камень, точнее между их юго-восточными заливами, расположено озерко длиной около 600 м, которое лучше обойти справа, по его юго-восточному берегу. Тут на некотором расстоянии от воды есть хорошая тропа на озеро Камень. Она тянется вдоль его восточного берега и приводит к разрушенной избе между озерами Камень и Косым. В обоих озерах хорошая рыбалка (щука, язь, окунь). Места около Ватулмы славятся черникой.
Далее тропа выходит на открытое место в северной части озера Косого. Северные берега его высокие, сухие. Открытые участки чередуются с участками смешанного леса. На берегу несколько разрушенных изб, возле которых растет малина. Одна из изб, наиболее сохранившаяся, используется летом косцами под жилье.
Идя от Косого к озеру Михайловскому, нужно придерживаться троп северного направления, чтобы не попасть на южный берег озера, параллельного Михайловскому. В этом случае можно сбиться с основной тропы. Постепенно поворачивая на запад, тропа выводит на гребень сельги. С каждой стороны видно узкое озеро. Спускаясь, тропа прижимается к правому озеру, Михайловскому, и прерывается ручьем Херанок. От перекинутого через ручей моста остались лишь разрозненные бревна, и переправа по ним затруднена.
В 1,5-2 км за ручьем проходит тропа, пересекающая старую дорогу на поселок Кевятозеро. Общее направление дороги на Кевятозеро - северо-западное. От выхода с тропы на дорогу до поселка около 10 км. В Кевятозере есть почта, телеграф, магазин. От поселка идти по широкому деревянному мосту через Охту, вытекающую из озера Кевятозеро. За мостом - тропы: одна ведет через болото на север, другая - на северо-запад вдоль берега озера. Берега здесь сухие, подступы к воде удобные, дно песчаное. Вторая трона приводит к Воингозеру. Расстояние от моста через ручей до Воинги, берущей начало из Воингозера, около 13 км. Трона на всем протяжении хорошо заметна. По ней местные жители вывозят сено с Воингозера в поселок Кевятозеро.
Воингу можно перейти в месте пересечения ее телефонной линией. Поэтому в конце тропы рекомендуется сойти с нее вправо и двигаться вдоль этой линии. Неподалеку от переправы, на высоком сухом месте, стоят два зимовья, вокруг которых много малины и черники. В озере естъ рыба.
Затем путь лежит вдоль северного берега Воингозера к его северо-западному заливу. Но лучше идти по тропе, проходящей в 700 м от зимовья и протянувшейся параллельно берегу, минуя все его избы. У конца залива тропа идет по перешейку. С обеих сторон вода: слева длинный залив Воингозера, справа вытянутое озерко. Это сухое место с редким лесом хорошо продувается ветром. Поваленные деревья на берегу, удобный подход к воде. Дно озерка мелкое, песчаное. От зимовий до перешейка около 15 км. Здесь хорошо сделать привал.
Дальше тропа уходит на юго-запад, почти запад, вдоль телефонной линии в болота, которые вполне проходимы и изредка сменяются каменистыми возвышенностями. Она слабо заметна, временами теряется. В копне концов, она выбирается на возвышенный участок, а оттуда к северной части озера Шоба, выше перегораживающей его деревянной лесосплавной плотины. Здесь стоит домик телефониста, который живет у озера круглогодично. От перешейка на Воингозере до озера Шоба 8 км. Озеро Шоба (Нижняя Шоба) тянется с юго-востока на северо-запад, его крутые берега поросли сосной и елью.
От озера Шоба до хутора Сопаварака около 15 км. Вытекающая из озера река Шоба устремляется в узкую горловину между отвесными скалами высотой 10-12 м. Здесь река быстрая, неглубокая, с множеством перекатов. Идти можно берегом или вдоль телефонной линии, которая вначале тянется по правому берегу, а затем переходит на левый. Нужно пробираться по едва заметным звериным тропам, иногда через влажные низины с множеством ям, наполненных водой. Через 2 км начинается хорошо протоптанная по берегу тропа. Тут Шоба течет по равнине в низких, заболоченных берегах. Течения почти незаметно. Тропа, пройдя немного вдоль берега, отходит от него на более высокое место. Лес становится реже и светлее. Для этого отрезка пути характерны плавные складки рельефа, валуны вдоль тропы, смолистый воздух, буйные заросли вереска.
Тропа приводит к хутору Сопаварака, который расположен на вершине холма. На хуторе несколько домов, остатки ветряной мельницы. Здесь можно приобрести продукты. Внизу под холмом до самого горизонта раскинулся зеленый ковер тайги с блестками озер.
От хутора спускается дорога, заканчивающаяся у заводи, где местные жители перегружают сено из лодок на телеги. По берегу Сопы в этом месте проходит система из нескольких трон. По одной из них нужно двигаться на север, вниз по течению реки. Примерно через 1 км река резко поворачивает на запад. Здесь нужно внимательно следить за ней, чтобы вовремя свернуть на запад.
После поворота надо пересечь Сопу. Затем тропа, сворачивая к северу, пересекает ручей и раздваивается. Правая вначале идет почти на север и выводит к берегам Кеми, неподалеку от ее разлива озера Кюлянярви. Двигаться правым берегом Кеми не стоит: придется преодолевать много притоков. Лучше идти левым берегом. Для этого нужно перебраться через Кемь (по ней часто ходят лодки с моторами) выше устья Кепы. Расстояние от Кепы до поселка Панозеро - около 45 км. Путь идет низким берегом Кеми - болота здесь чередуются с лесными массивами. Много скальных выходов к воде. В реке хорошая рыбалка.
Этот маршрут трудоемкий, но для ориентирования прост. В поселке Панозеро, как и в следующем - Шомбе, есть почта, телеграф, магазин, столовая, клуб. Поселок Шомба стоит на шоссейной дороге. Автобусы на город Кемь проходят через Шомбу дважды в сутки.
Начиная от устья Кепы маршрут может иметь второй вариант завершения. При этом километраж пешей части практически не меняется, возрастает лишь протяженность участка автомобильной дороги.
Преимущество второго варианта - посещение порога Юма на Кепе. От устья Кепы до порога можно двигаться по любому берегу реки, но предпочтительнее все же левый, проходимый в любую погоду. На участке реки до порога Юма хорошо ловится рыба; выше порога ее значительно меньше. У Юмы следует запланировать дневку. Лагерь разбить на правом берегу, тем более что продолжать движение нужно по этому берегу: здесь на протяжении примерно 12 км хорошая тропа. Не доходя около 3 км до правого притока Кепы - реки Шонги, возле быстрины переправиться на левый берег, по которому идти еще около 15 км. Остаток пути до поселка Кепа совершается снова по правому берегу.
После впадения Шонги на Кепе встречается более 10 порогов; около самых крупных из них имеются избы, сооруженные лесосплавщиками. Часть изб в хорошем состоянии, и в непогоду, если они не заняты, здесь можно остановиться на ночлег.
Около 5-го порога Кепу пересекает лесовозная дорога, которая более коротким, но менее интересным путем (на северо-запад) приводит в поселок Кепа, откуда дважды в сутки, утром и вечером, отправляется автобус до города Кемь.

Источник: "Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.