Тип материала: Статья Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 1970
Автор - Е. Воронецкий

Источник: "Ветер странствий", №5. "Физкультура и спорт", М., 1970.

Река Матча берет начало из Зеравшанского ледника на высоте 2800 м и устремляется на запад. Узкая горная теснина, по дну которой она мчится, образована склонами двух параллельно протянувшихся хребтов: Зеравшанского и Туркестанского. Название Матча означает "Хулиган", что, должно быть, идет от ее характера, в основном необузданного. В 300 км от ледника горы расступаются и река, называющаяся после впадения левого притока Фандарьи Зеравшаном, вырывается в широкую долину - оазис Пенджикента, Самарканда, Бухары, где вода целиком разбирается на орошение. В переводе с таджикского Зеравшан значит - "рассыпать золото". Исстари земледельцы оазиса находили в своих арыках крупинки золота, принесенные рекой с гор.
Немногочисленные кишлаки в верхней части долины Матчи расположились высоко над рекой на небольших береговых террасах, окруженных голыми скальными обрывами. В самых же верховьях на протяжении 200 км жителей теперь почти нет: большинство переселились в Ферганскую долину. Многие кишлаки заброшены, арыки едва поддерживаются, чтобы сохранить от гибели богатые абрикосовые и яблоневые сады, не требующие никакого другого ухода и никем не охраняемые.
Далеко внизу, под обрывом, клокочет бурная Матча. Она то несется быстрой, ровной струей в гладком галечниковом ложе, распадаясь на несколько рукавов, то с ревом пробивается через узкую, извилистую скальную щель, сумев пропилить ее лишь до ширины 5-10 м. А вот она вздымает мутные волны, пенится, бурлит, перекатываясь через большие камни, перегородившие русло. Цвет воды поражает своей необычностью: он совершенно черный от густой взвеси ледниковой глины. Вода, рожденная изо льда, обжигающе холодна.
В верховья реки, где климат более суровый и уже нет кишлаков, ведут тропы, проложенные пастухами. Здесь, в непосредственной близости от ледников, в царстве альпийских лугов расположились летние пастбища овец. А еще выше находится колыбель Матчи - Зеравшанский ледник, куда мы шли двумя группами.
Мы разошлись в Айни, до которого добрались попутной машиной из Ленинабада.
Меньшая часть группы, определенная честным жребием, взяв двух ишаков, направилась к Зеравшанскому леднику с основным грузом более надежным путем - по берегу Матчи, преодолевая вброд бурные холодные притоки реки и карабкаясь порой по крутым и узким тропам.
Другая же часть группы от Айни продолжила автомобильное путешествие до Душанбе по живописной теснине Фандарьи, через Анзобский перевал и Анзобское ущелье, а из Душанбе прилетела в Гарм на самолете. Отсюда туристы совершили 60-километровый переход вверх вдоль притоков Вахша-Сорьога и Дюбурсы, через перевал Ходжа-Муссо в Зеравшанском хребте и опустились к Матче по левому ее притоку - реке Пияврут, в 10 км от Зеравшанского ледника. В этот кружной путь нас повело не отсутствие дороги вдоль самой реки. Нам хотелось, потратив 4-5 дней, побывать в горах, пройти перевал, посмотреть ледники, разведать интересный выход к Матче.
Поднявшись к перевалу Ходжа-Муссо на высоту 3600 м, мы попали в царство весны: свежий прохладный воздух, мраморно-серые пласты льда, сверкающий белизной снег, весело журчащие ручейки и поля ярко-голубых незабудок. Последовал крутой и быстрый спуск к Матче по длинному языку Пияврутского ледника, а затем и по снежному мосту, сплошь перекрывшему Пияврут.
Вот и место встречи! Внизу виднелось черное зловещее кружево многочисленных проток Матчи. Оно словно брошено на ровное дно узкой долины, огражденной крутыми, уходящими ввысь склонами двух хребтов. Палящее солнце, раскаленные камни, редкая зелень кустарников и деревьев, сверкание струй каскадов речек на противоположном берегу Матчи. Порывы ветра из близкого уже конца долины, где между темными крутыми склонами гор, увенчанных белоснежными шапками, сползала вниз темно-серая масса льда, несли свежесть. Крупные обломки его то и дело попадались в мутных волнах реки. Совсем низко над массивом льда стлались короткие белесые космы тумана. Редкие пустынные тропинки разбегались по склонам гор. Чистый голубой воздух. На другом берегу маленькое белое пятно палатки.
Выстрел. Ответный выстрел. Наши!
Вдоволь насмотревшись на ледники и радуясь предстоящей встрече, переплываем Матчу все сразу, разместившись в одной резиновой лодке. Теперь мы впервые ощутили силу реки, которая даже здесь, на ровном месте, несется со скоростью 20 км в час. Черный цвет воды маскирует отмели и камни, скрадывает размеры волн.
Наш лагерь расположен возле самого устья маленькой речушки с чистой холодной водой. В раздумье стоим на берегу Матчи. Плавать по столь стремительной реке нам еще не приходилось. Внимательно присматриваемся к уровню воды: река "дышит", становясь значительно полноводней в послеобеденные часы, когда таяние льда наибольшее.
Но вот байдарки собраны, наступает час отплытия. Резиновая лодка срывается с места и скоро исчезает за поворотом. Она будет идти впереди, страхуя идущие следом байдарки. Струя легко подхватывает байдарки, и они выбираются к центру потока, подальше от мелей, замаскированных мутной водой. Палящий зной, но на гребцах помимо спасжилетов еще и шерстяные свитеры - защита от ледяных волн, то и дело захлестывающих байдарку. Скорость бешеная. Слившись в сплошную серую ленту, мелькает близкий, но совсем не спасительный берег: обрывы из галечника в несколько метров высоты, настоящий "шкуродер".
На первых 15-20 км от ледника ложе Матчи образовано галечником, а
сама река разделяется на несколько переплетающихся рукавов, которые, по-видимому, постоянно меняют свое русло. Здесь наиболее безопасный участок реки - большие камни в потоке и волны редки. Тем не менее делаем частые остановки, чтобы отдохнуть и осмотреться по сторонам.
Одна из байдарок, с ходу влетев в большие валы, переворачивается. Но ее легко вытаскивают на берег с помощью резиновой лодки, предусмотрительно задержавшейся здесь. Вину за неприятное происшествие мы сваливаем на 13-е число (августа).
Река по-прежнему течет в галечниковом ложе, дальше можно плыть без разведки. Но вот долина резко сужается и, наконец, оказывается перегороженной высокой скальной плотиной. Издали не видно, как река преодолевает преграду, кажется, что вода просверлила в ней тоннель, - настолько узка и неприметна щель глубокого извилистого каньона, пропиленного Матчой в монолите скалы. Этот первый каньон, расположенный в месте впадения в Матчу крупного правого притока Тро, поражает суровой красотой и своеобразием. Сразу за каньоном, в 300 м от него, - первый настоящий порог Матчи.
Сам каньон состоит из двух частей, разделенных участком с расширенным руслом. Река в этом месте образовала котел. Посредине котла, разрезая проходящий через него поток, возвышаются камни - узкие, длинные плиты сланца, поставленные вертикально, - "ножи". Вода, набегая на них, образует большие вертикальные вееры сливов. Масса воды в котле пульсирует, создавая крупные волны, набегающие на берег.
С волнением осматриваем первую Матчинскую "трубу" и порог, расположенный сразу за "трубой". В душе пробуждается чувство гордости первооткрывателей. Впрочем, весь груз и байдарки обносим по берегу, переправив их через Тро на плаву. "Трубу" и порог решаем преодолеть лишь на резиновой лодке и непременно утром, когда вода в реке еще малая.
Поток в первой половине "трубы", несмотря на бурное перемешивание воды, имеет ровную поверхность. Резиновая лодка проплывает здесь, ни разу не коснувшись каменных стен. До сих пор помнится могучий рев реки, повисший на дне глубокой извилистой щели.
При входе в котел лодку неожиданно прижимает к одной из стен "трубы" и несет прямо на "ножи". С трудом огибаем их, и тотчас нас втягивает во вторую половину "трубы". Она несравненно страшнее первой: где-то в ее середине стоят три мощных водяных вала. Особенно велик последний, ему предшествует заполненная пеной воронка.
На этой волне наша лодка встала почти вертикально, провалившись кормой в пенную пустоту воронки. Гребцы, сидевшие позади, были смыты с лодки водяными вихрями. От большой волны и до конца "трубы" (около 100 м) мчится особенно бурный поток. Одного из смытых пронесло этот участок большей частью под водой, несмотря на спасжилет. В глубине его крутило, ломало и трясло в мощных переплетающихся струях. Второй выброшенный из лодки, но успевший за нее ухватиться окончательно был оторван на выходе из "трубы", где сильные волны.
Сразу после "трубы" Матча расширяется, но через 200-300 м вновь собирается узкой струей и, войдя в крутой вираж, обрушивается вниз с двухметрового уступа горной породы, перегородившей реку.
Выйдя из "трубы", мы благополучно выбрались на берег, избежав попадания в порог. Гребцы, побывавшие за бортом, совершенно окоченели в ледяной воде и остались отогреваться на берегу. Резиновая лодка, пополнив экипаж, удачно прошла порог, на несколько мгновений скрывшись в пенных бурунах.
Вторая Матчинская "труба" находится в нескольких километрах от первой, после короткого участка мощных шивер, а затем и живописного расширения долины, в которой Матча разделяется на множество проток.
Долина замыкается скальной перемычкой, прорезав которую река и образует вторую "трубу". Скальные стенки ее во многих местах совершенно отвесны, а в самом начале "трубы" сближаются всего на 4-5 м. Здесь через реку переброшен первый исправный мост.
В начале и в конце "трубы" стоят заброшенные кишлаки Худгиф и Самжен. Пейзаж очень живописен. Снежные горы, трехкилометровый каньон Матчи с огромной отвесной осыпью на противоположном берегу, зеленые ленты вдоль арыков высоко над головой, большой водопад на трассе одного из арыков, зелень деревьев и лужаек, узкая (местами всего 2 м) стометровой глубины щель речки Самжен, правого притока Матчи. На другом берегу реки - стройные ряды тополей, сады и поля кишлака Рог.
Дальнейшее плавание продолжают резиновая лодка и одна байдарка. Мы
успели привыкнуть к характеру реки: спокойно плывем на участках, где она течет несколькими рукавами. Мелькание галечниковых берегов стало обычным. Останавливаемся для разведки "труб", которые все чаще и чаще на нашем пути. "Трубы" попроще проходим и на байдарке. Через 150 км плавания мы спустились на целый километр с высоты 2800 м.
Места по-прежнему безлюдные, но на склонах гор гуще сеть арыков и больше зеленых пятен садов. Изобилие зрелых абрикосов.
Мы оканчиваем свое путешествие в регионе кишлака Риомуг. Расспросы местных жителей и разведка, проведенная нами, показали, что ниже Риомуга на байдарке не пройти. Горы с крутыми склонами сдавливают долину, а река спускается в узкую извилистую каменную щель, которая тянется практически без перерыва на 50 км. Русло делает крутые повороты, порой до 180°. Часто из бурного потока выступают большие и маленькие каменные лбы. На многих поворотах - прижимы. В некоторых местах берег - это идеально
ровные вертикальные плиты сланца высотой в несколько десятков метров. Подобно огромным зеркалам, они сверкают под лучами солнца. Дорога лепится по склону гор на высоте 200-500 м над рекой. Сверху местами просматриваются огромные водяные валы. При плавании по этому 50-километровому каньону Матчи возможностей причалить к берегу и затем самостоятельно выбраться наверх не так уж много, в большинстве случаев берег - скальный отвес.
На всем участке каньона Матчи тянутся выжженные солнцем склоны гор, время от времени расцвеченные густой зеленью садов, журчащими арыками и живописными кишлаками. Автомобильная дорога часто проходит в длинном коридоре под кронами высоких развесистых деревьев.
Попутная автомашина привозит нас в Айни. В Самарканд попадаем с приключениями, по кружной дороге - основная закрыта мощным горным обвалом. Знойный город радует прекрасными памятниками архитектуры и новой жизнью.