16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Маршрут включает подъем по рекам восточного склона Приполярного Урала Хулге и Хаймаю, 4 - 5-дневный волок, а затем сплав по рекам западного склона Большой Хайме, Хайме и Лемве. Путь начинается от села Саранпауль. Подходы и подъем по Хулге до устья Хальмерью описаны в маршруте 15.
В 14 км выше устья Хальмерью в Хулгу впадает слева Нияю, еще через 16 км справа - Малая Хосая (у устья Малой Хосаи расположена база "Хулга" Саранпаульского оленесовхоза), а еще через 14 км - Большая Хосая. За устьем Большой Хосаи берега на протяжении 50 км - до устья Балбанью (справа) - низкие, заболоченные. Выше устья Балбанью берега снова повышаются. Хулга заметно сужается, сильно петляет, иногда разбивается на протоки. В долине много стариц. В 28 км выше устья Балбанью Хулга принимает справа реку Тыкотлова. Отсюда Хулга уже носит горный характер. Течение быстрое, обилие перекатов и камней. Ширина русла не более 30 м. В 38 км выше устья Тыкотловы находится исток Хулги - слияние рек Хаймаю (справа) и Грубею (слева). Дальнейший подъем - по Хаймаю.
Хаймаю - быстрая мелкая речка, образуется слиянием ручьев Хаймлвож (справа) и Молоньявож (слева). Сначала Хаймаю течет одним руслом в широкой долине, но через 3 км разбивается на протоки, а еще через 2 км входит в горы, берега поднимаются, долина сужается. Течение становится очень быстрым, масса каменистых перекатов и порогов. Подняться по Хаймаю можно на 20 - 24 км, примерно до устья левого протока - ручья Грубею или до слияния Хаймавожа и Молоньявожа. Поднимаются на перевал по тропе сначала долиной Хаймаю, затем узким ущельем Молоньязожа. Наиболее крутой подъем - в ущелье Молоньявожа. До перевала Хайма 12 - 16 км. Последние 5 км перед перевалом подъем пологий.
Река Большая Хайма начинается в нескольких сотнях метров к западу от перевала. В 8 км от него она протекает через озеро Малое Хаймато. Тропа идет вдоль реки еще 14 км, затем отходит на юго-запад. Немного ниже этого места по берегам появляется лес, река становится пригодной если не для сплава, то для проводки байдарок. В 32 км от перевала Большая Хайма сливается с Малой Хаймой, и образуется Хайма. Длина ее всего 9 км. Берега высокие, крутые, местами скальные. Течение быстрое, много перекатов и порогов. Перед впадением в Лемву Хайма разбивается на мелкие протоки.
Путь по Лемве описан в маршруте 11. Вариантом маршрута является волок на восточном склоне Урала. В 7 км на северо-востоке от истока Хулги течет река Колокольня - правый приток Мокрой Сыни. Можно совершить волок на Колокольню и спуститься по ней, а затем по Мокрой Сыне и Сыне до селения Овгорт. Путь по Сыне описан в маршруте 12.