16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

Маршрут включает подъем по Хулге (Ляпину), Щекурье, Пуйве, 2-3-дневный волок через Уральский хребет и сплав по Торговой и Щугору. Путь начинается от села Саранпауль. Подходы описаны в маршруте 15.
Хулга у Саранпауля - широкая, спокойная. За Саранпаулем длинный песчаный остров посреди реки, за ним на левом берегу высокий "Щекурьин мыс". Сразу за мысом нужно войти в устье правого притока - Щекурьи. Это - довольно широкая полноводная река. Через 2 км у устья Ятрии (справа) на правом берегу Щекурьи расположена деревня Щекурья - последний населенный пункт на маршруте. В 2 км выше деревни слева в Щекурью впадает река Полья.
Щекурья течет до деревни в широкой долине с низкими берегами, кое-где заросшими кустарником. Иногда к воде подходит лес. За деревней берега лесистые. От устья Польи подниматься на веслах можно только в малую воду. Течение становится быстрее. Река петляет. Необходимо начинать подъем на бечеве. Вскоре появляются перекаты с сильной струёй и отдельными камнями в русле.
В 20 км от устья находятся острова, течение усиливается. В 29 км за устьем на правом берегу заброшенная изба. Далее показываются скальные берега, перед ними островок, примерно в 33 км от устья. Потом перекаты идут непрерывно. По берегам местами отвесные скалы, уходящие в воду. В 50 км от устья порог Саранхапшор. Порог можно обнести по левому берегу или провести суда вдоль него. По правому берегу скалы.
Перед впадением справа реки Харбес хребты расступаются, образуя широкую долину. Щекурья широко разливается мелкими перекатами и на 70-м км от устья принимает справа реку Пуйву. Напротив устья Пуйвы на левом берегу Щекурьи есть изба,
Сначала Пуйва спокойная, камней в русле немного, но уже через 2 - 3 км река мелеет, количество камней увеличивается. Ниже устья Малой Пуйвы (слева) Пуйва делится на протоки, а выше устья этой реки - сужается, течение усиливается, берега становятся скалистыми. Провести байдарки можно еще 1 - 2 км.
Волок начинается от устья ручья Кефталыкшор (правый приток). Ручей имеет ширину 3 - 10 м. Возле устья ручья Пуйву пересекает тракторная дорога, которая идет от брошенной базы геологов на левом берегу Щекурьи к метеостанции в истоках Пуйвы. От устья ручья надо идти его правым берегом по местами заболоченной тропе. Через 2 км перейти на левый берег и двигаться вдоль ручья немного в стороне от него. Тропы нет. Выйдя к слиянию двух ручьев, образующих Кефталыкшор, продолжать движение по левому ручью его правым берегом. Идя на запад, надо попасть на водораздельное плато высотой 600 м с небольшим озером. На западе видна река Торговая. Однако спускаться к ней не следует: она очень узка, русло загромождено камнями, и проводить байдарки будет трудно. Необходимо выйти на тропу, ведущую на юг к заброшенным баракам близ Торговой. Дойдя до бараков, нужно по тропе пройти еще 1 км до реки. В этом месте можно собирать байдарки. Длина волока 22 - 25 км.
Река Торговая имеет длину 52 км и берет начало из озера Торгового, расположенного в цирке на юго-западном склоне горы Кефталык. В верховье река проходит через несколько озер. Первые 10 км до бывшей базы геологов она очень узкая, стремительная, в русле масса камней. Около базы Торговая выходит в более широкую долину, разбивается иногда на протоки, имеет заметный уклон, мелкие перекаты, порожки. Возможна только проводка байдарок. В 12 км от базы река сливается в одно русло и входит в трубу длиной 3 - 4 км. Ширина Торговой в трубе 10 - 20 м. Обилие камней, сильное течение. Возможна проводка байдарок вдоль правого берега. По правому берегу есть также хорошая тропа. Через 1 - 2 км ниже трубы река снова разбивается на протоки, сильно петляет, течение быстрое, русло каменистое. При впадении крупного левого притока - Педыя долина расширяется, горы отступают. Торговая впадает в Щугор несколькими протоками.
Путь по Щугору описан в машруте 18.
На Торговую возможен и другой вариант волока. Пройти вдоль Пуйвы от устья Кефталыкшора еще 7 км до избы, откуда начинается хорошая сухая тропа. Сначала тропа круто поднимается и спускается, огибая или взбираясь на косогоры. Наконец она выходит на широкое плато, где установлен заваленный камнями столб, обозначающий границу Европы и Азии. Перед столбом встречаются выложенные из белого кварца стрелы-указатели. От столба тропа тянется на юг. Справа просматриваются озеро Длинное и широкая долина Торговой. Тропа выводит к заброшенной базе геологов, состоящей из двух деревянных домов.
Источник1976.

Сканирование и обработка: 2002.