16 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Маршрут включает подъем по Хулге, Щекурье, Ятрии, Турупье и Большой Турупье, 3-4-дневный волок через Уральский хребет и сплав по Щугору. Самое начало пути описано в маршруте 15.
Ятрия - правый приток Щекурьи. По ней необходимо подняться на 88 км до устья Турупьи (слева). Ятрия течет в пределах увалистой полосы восточного склона Уральского хребта. Ширина ее в низовье более 100 м. На первых 40 км на реке много мелких быстрых перекатов, перемежающихся с глубокими ямами, по берегам гари, заросшие березняком. Есть хороший бечевник. На 17-м км от устья на правом берегу высоким (25 - 40 м) обрыв Лешакощелья (Чертов яр). Через 10 км в Ятрию слева впадает приток Сертынья, а еще через 6 км - Большая Люлья. Берега Ятрии высокие, поросшие лесом. Иногда река разбивается на протоки.
Немного выше устья Большой Люльи берега понижаются, появляются болота, течение замедляется. Перекатов нет, нет и бечевника, но можно идти на веслах. В 14 км от устья Большой Люльи на правом берегу расположена молочная ферма Щекурьинского колхоза. Через 4 км перекат с большими камнями. Выше река снова успокаивается и почти не имеет перекатов. Вода мутная. Такой характер Ятрия сохраняет еще 26 - 28 км, затем начинаются мелкие быстрые перекаты, чередующиеся с ямами. По берегам высятся скалы.
Турупья и Большая Турупья - быстрые каменистые речки. Много валунов, длинных мелких перекатов. Вода прозрачная. В 1 км от устья Турупья протекает через маленькое озеро Турупья-Тур. С северо-запада в него впадает река Усынья. Выше озера берега реки низкие, болотистые. Через 16 км появляются скалы. Всего по Турупье до слияния Большой (справа) и Малой (слева) Турупьи 31 км. Большая Турупья - очень мелкая и узкая река, поднимать по ней байдарки трудно. В малую воду их можно поднять на 8 - 10 км до впадения слева небольшого ручья. Отсюда осуществляется волок.
Сначала нужно идти вверх по долине Большой Турупьи до устья пятого по счету ручья справа, а затем по долине этого ручья на запад. Водораздел плоский, безлесный, высота 600 м над уровнем моря. Сперва подъем пологий, но под самым перевалом крутой.
От перевала до Щугора 12 км. Двигаться нужно на запад, перейти приток речки Волоковки, затем саму эту речку и по долине небольшого ручья дойти до Щугора. Он течет здесь строго на север в глубокой корытообразной долине. Справа и слева - два параллельных горных хребта. Левая (западная) цепь гор выше, они часто закрыты тучами. На реке каменистые перекаты. Вскоре впадает речка Волоковка, в 2 км ниже устья которой расположена метеостанция.
Возле устья Волоковки Щугор поворачивает на запад и затем снова на север. В 7 км ниже метеостанции справа впадает река Торговая. Ниже ее устья Щугор снова течет на запад. У устья ручья Глубник он разбивается на многочисленные протоки. От устья ручья Нярт-Сюю, в 11 км ниже Торговой, или от устья ручья Дурной-Ёль, в 21 км ниже Торговой, можно совершить восхождение на самую высокую вершину Северного Урала - Тельпосиз. Вершина часто бывает закрыта облаками, что усложняет восхождение.
В 12 км от устья ручья Глубник в Щугор слева впадает река Тельпос, через 20 км тоже слева - Седью, а через 42 км справа - Малый Паток. В 35 км отсюда известняковые Верхние ворота - красивые скалы по обоим берегам Щугора. Перед воротами в реку впадает справа ручей Велдор-Кыртаёль. В 200 м от устья на ручье 15-метровый водопад. Через 9 км Щугор проходит через Средние ворота, в скалах которых есть пещера Шер-Кырта длиной около 100 м. В 9 км от Средних ворот Щугор принимает справа приток Большой Паток. В 24 км от устья Большого Патока на Щугоре - деревня Мичабичевник. Ниже деревни на реке последние. Нижние ворота. Дальше Щугор течет в низких берегах.
Закончить маршрут можно в деревне Усть-Щугор, откуда катером добраться до города и железнодорожной станции Печора.
Маршруты с выходом на Щугор и Илыч достаточно трудоемки, ибо включают длительный подъем против течения и волок, однако на них нет сложных и интересных порогов. Эти маршруты привлекают красотой скалистых берегов рек, обилием рыбы и ягод.