17 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Маршрут проходит по Коми АССР. Подъезд к началу пути - от города и станции Печора железнодорожной линии Котлас - Воркута на пароходе до села Усть-Уса и далее вверх по Усе до деревни Макарихи. Устье Шарью, левого притока Усы, - в 1 км От Макарихи, за длинным островом, В межень верхняя протока мелеет, и чтобы попасть в устье Шарью, нужно объезжать остров и заходить снизу.
Затем путь лежит вверх по Шарью. Вначале она мелкая, и суда местами придется проводить через песчаные отмели, но вскоре становится глубже, один за другим идут длинные, спокойные плесы среди низких берегов, заросших морошкой. На поворотах часты песчаные косы. Чем дальше по реке, тем выше и красивее берега, сильнее течение.
В 30 км от устья к берегу подходят высокие скалы известняков и доломитов, долина сужается, русло становится каменистым, появляются перекаты. Суда приходится вести на бечеве вдоль ровной, узкой береговой полосы. Вскоре Шарью прорезает с востока на запад гряду Чернышева и обнажает горные породы. Долина еще более сужается, река течет среди отвесных скал, называемых "Нижними воротами". После крутого поворота на левом берегу высокий столбообразный пик. Далее на правом берегу огромное скальное "окно". Напротив раскинулись живописные луга. Выше по реке русло заросло лопушником, свободна только узкая полоса фарватера.
После небольшого перерыва скалы еще более сжимают реку, впереди появляются "Средние ворота", за которыми русло пересекает известняковая плита, образующая опасный порог. Затем долина расширяется, следуют большие, тихие плесы. Однако вскоре Шарью опять прорезает стену известняков, и на пути третьи - "Верхние ворота", с несколькими несложными порожками и перекатами.
Если лето сухое и река сильно обмелела, маршрут стоит закончить у последних скал и, спустившись на 2 км, зайти в устье левого притока Шарью, по которому стоит подняться 1 км до "Четвертых ворот". Затем вернуться в Шарью к Макарихе, где маршрут заканчивается. Обратно легко пройти за 2-3 дня.
Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. 1973.

Сканирование и обработка текста: 2004.