Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1870 0
Северный Урал, июль-август 2002 г.

Дневник и фото - Светлана Шендеровская
Предисловие и комментарии - Сергей Шендеровский


Предисловие
Это классический и когда-то популярный маршрут по притокам Печоры в северной части Северного Урала. Однако в последнее время, видимо, из-за организации в этом районе национального парка Югыд-Ва и взиманием денег за путевку количество туристов здесь убавилось. Во всяком случае, мы были первой зарегистрированной группой в 2002 году, идущей этим маршрутом. Более популярным теперь стали простой сплав с верховьев Щугора или Большого Емеля с заброской туда по трассе газопровода.
Чем хорош маршрут? Тому, кто был на Урале, не надо рассказывать о замечательной природе, живописном рельефе, красивых скалах. Вода во всех реках маршрута и их притоках исключительно чиста и прозрачна. Одно из самых ярких моих впечатлений - чувство полета над мозаикой дна Щугора, когда под тобой проплывает то россыпь мелких камушков, то разноцветный "кафель", то огромные монолитные плиты. И крупные хариусы проносятся под лодкой и, как дельфины, выпрыгивают за мошкой.
Маршрут разнообразен. Несколько дней неспешного подъема вверх по Подчерью (2 дня - на моторной лодке, 5 дней - бечевой, 1 день - радиальный выход на г. Тимаиз; всего 8 дней), затем довольно спортивный пятнадцатикилометровый волок через тайгу Овинпармы на Тельпос (2 дня) и сплав по Тельпосу и Щугору до Печоры (7 дней).

Мы ходили маленькой семейной группой в 4 человека на двух "Щуках-3".
Папа - Сергей Шендеровский
Мама - Света Шендеровская (Хорошун)
Дети - Илья (16 лет) и Саша (15 лет).

Дневник

15.07.02 (Пн)
(г. Ярославль, сборы)

Никак не удается уложить рюкзаки хотя бы за час до выхода. В 12 часов ночи еще укладываемся. В 4 рюкзака упихать не удается. Берем пятый и еще сумочку. Вес по рюкзакам: Саша - 40 кг, Илюша - 42, Папа - 38 + 18 (второй), Мама - 25 + 5 (сумка)
Если бы не темнота и были бы лошади, они оглядывались бы наверняка.

16.07.02 (Вт) 1 день
(г.Ярославль - г.Ухта на поезде)

Безуспешно ждем маршрутку, тормозим Жигуль-универсал с багажником. Сережа сумел убедить водителя, что два больших рюкзака весят не более 50 кг, и их положили на крышу. Два других в багажник и мой на колени. Машина осела так, что брызговики стали скрести асфальт. Сереже пришлось признаться, что рюкзаки весят немного поболее. Доехали быстро.
Поезд №42 Москва - Воркута опоздал на 30 минут, но зато пришел на первый путь. Долго упаковываемся в купе. "Вещей много, но все уместилось", правда, еле-еле.
Едем, спим и поэтому плохо справляемся с поставленной целью - съесть как можно больше. К волоку должны убавить 30 кг.

17.07.02 (Ср) 2 день
(г. Ухта - п. Подчерье на автомобиле; р. Подчерье, устье - д. Орловка, подъем на моторной лодке)

Ночью в Ухте. Очень холодно. Час ночи. Таксисты ловят нас на перроне. До Вуктыла машин много, но там неизвестно, как добирать дальше. Грузимся в УАЗ до Подчерья. Решили, что сэкономим и время и деньги, путевки выпишем в Подчере. Везет нас Давлат, в просторечии Дима. В машине - ветер из всех щелей. За окнами - кровавый рассвет. Переезд через Печору первым паромом в пять утра. До Вуктыла неплохая дорога - бетон, асфальт, есть участки грунта, но после отворота к Подчерью - только грунтовка и слегка неровная. Но Давлат довозит нас не снижая скорости, отчего дыра в радиаторе становится еще больше и он высаживает нас на самой окраине Подчерья около 7 утра (время там московское).
Узнаем у местных, что контора парка открывается в 9:00, но все егеря ушли вчера вечером вверх по Подчерью закидывать продукты детскому лагерю, а Вера, помощник лесничего, в отпуске и к тому же уехала на Вуктыл. Чего-то ждем у конторы до 9:30, потом звоним на Вуктыл с помощью работника лесхоза Галины Тиньковой. С Вуктыла приходит обещание приехать и привезти путевки к 12 часам от самой и.о. директора парка Югыд-Ва Фомичевой. Ждем ее на пороге конторы до 13:00, но напрасно. Потом до 15:00 ждем автобус с Вуктыла с Верой. В 14:45 приходит автобус, но Веры в нем нет.
Опять звоним на Вуктыл. Фомичева решила не ехать, но с кем-то передала путевки. Ищем Веру. Ее сестра отвечает, что с Вуктыла ее привезла машина, но она в отпуске и ничего делать не будет. 15:30 - ждать больше нечего. Весь день проторчали на пороге конторы, любуясь останками речной флотилии. Не торопясь, оцениваем ситуацию. Идти на маршрут без путевок, зная, что навстречу вышли все 5 инспекторов парка плюс привлеченные? Заманчиво. Около 16 приходит Вера и целый час выписывает путевки, а заодно и записку лесничему Андрюшкову Петру Платоновичу, разрешение на въезд моторкой до Орловки от Фомичевой.
Идем к Диме - местному жителю, с которым познакомились еще ранним утром, когда бродили по деревне в поисках проводника. Дима с тоской вспоминал времена, когда турист шел косяком, как семга на нерест и, вернувшись с подъема одной группы, тут же поднимали следующую. Говорил, что даже в такую низкую воду мог бы поднять нас до избы Панфера, но без разрешения не поедет - конфликт нацпарка и местных остер и стар. Теперь, когда у нас есть записка (хоть какая, да бумажка) охотно соглашается. Пока он готовит лодку и продукты, мы угощаемся у его жены молоком, творогом и сметаной. Дима легок на подъем и в 19:30 мы отправляемся. В лодке мы и наши вещи разместились не без труда. Но большую лодку Дима не взял, т.к. она без лыжи, защищающей мотор от ударов о камни. Идею буксировать груз в байдарке наш проводник отверг - на его памяти немало "забавных" эпизодов буксировки. Вместо "Ветерка" взял "Вихрь". Поэтому едем с ветерком. Холодно.
Порядок движения таков: совсем мелкие перекаты Дима преодолевает с Сережей, а я с мальчишками иду берегом; на плесах и глубоких перекатах в лодке все; на мелких участках Саша с Сережей работают шестами; в более мелких Дима выпрыгивает из лодки и толкает ее, а если садимся на мель - выскакивают все, кроме меня и тянут-толкают лодку под завывание мотора, а Дима громко сожалеет, что не пустил нас (210 кг) по берегу.
За 2 часа 40 минут добираемся до Орловки. Дима быстро затопил обе печи. Спать ложимся в избе. Когда-то хорошая, большая изба, хоть и обветшала, но еще в состоянии дать приют - тепло и сухо. Заснули быстро, т.к. больше суток не спали.

18.07.02. (Чт) 3 день
(р.Подчерье Орловка - изба Панфера, подъем на моторной лодке)

Спали до 11. Вышли в 13. Порядок движения вчерашний. У кирпичной стены Дима предложил нам заняться восхождением, напутствовав историей из его школьной юности, как один паренек решил ускорить спуск и съехал по осыпи на пятой точке, т.е. попе. Донизу он доехал не только без штанов, но и, отчасти, без попы.
Обедали на Большой Дроватнице, варили уху, обозревали достопримечательности . Избу Летнюю прошли без остановки и вскоре встретились с егерями. Платоныч (лесничий), и без того злой от испорченного мотора, очень рассердился, что мы заехали выше Орловки. Больше всего его смущало присутствие выше по течению некоего Иванова. Записку порвал и обещал наказать Диму по всей строгости, но после вопроса Димы: "Что-же, мне их здесь высадить?" разрешил довезти нас до избы, предупредив, чтобы новую избу мы не занимали - Иванов должен прийти. Поднимаемся дальше, по пути обследуем балок. Он совсем не пригоден для ночлега и, несмотря на нависшую над нами зловещую тень Иванова, идем к Панфере. В 21:30 у Панферы. Иванова нет. Попили чаю, сфотографировались на память, и Дима пошел вниз, догонять егерей на Летней, дабы не усугублять гнева Платоныча.

19.07.02. (Пт) 4 день
(р. Подчерье, изба Панфера - немного не доходя р. Кобылка, подъем бечевой)

Спали в новой избе, рядом со старой избой старика Панфера, который не захотел насильно переселяться в Подчерье и дожил свой век один в тайге в своей жуткой избенке. Изба Панфера на карте обозначена как Пинягина, предполагаем, что старика звали Панфер Пинягин. А про избу Пилякерку Дима говорил, что она стоит не на реке и не всякий местный ее найдет. Новую избу поставили егеря. Потолок еще не закопчен, мох еще зеленый, два больших окна застеклены.
Проснулись около 9. Перепаковываемся в гермы. Собираем лодки. Иногда моросит. Тимаиз еще вечером стал скрываться в дымке, а сегодня даже дальний лесок проглядывает изредка, а от Тимаиза и помина нет. С тревогой предвкушаем бечеву.
Вышли в 17:00. От избы переправились на правый берег. Идем вверх по течению, а потому и без того непростая задача отличать правое от левого усложняется: по правую руку левый берег, по левую правый. Решаю взять за эталон себя любимую плюс направление (правое то, что справа от меня по ходу движения), а чтоб река не обиделась, берег буду называть стороной. Начали бечеву и большую часть пути этого дня шли по левой стороне реки (ПБ). Для пешеходов только небольшие участки трудны и их немного (скалы, обрывистый заросший берег), а бурлакам часто мешают большие поля лопухов. Тогда идти приходится по краю открытой воды и лопухов. Когда противоположный берег выглядит заманчивей, садимся дружно в катамаран и переправляемся. Погода ненастная, изредка летит водяная пыль, оседая на траву, откуда ее и собираем.
Ненадолго останавливаемся переговорить с егерями. Главный у них тот самый Иванов. Смотреть документы не стал, сказал, что уже знает о нас. Они сломали мотор, пробили лодку, идут вниз на шестах к избе, где есть запасной мотор. Даже вниз по течению им приходится не сладко. Иванов сказал, что от Камчатки до болота есть тропа (маркирована красными ленточками). По болоту есть затесы. В прошлом году он водил там группу и затесы освежил.
Река широкая и мелкая от самой избы и на протяжении всего сегодняшнего пути.
Для ночевки перебрались на правую сторону (ЛБ). Встали в 21:30 чуть выше небольшого левого притока и островов, ниже Кобылки. Стоянки здесь нет, место неважное, но хорошие стоянки кончаются после шести, а после девяти хороша любая. Около 19:40 прошли стоянку на левой стороне (ПБ), но обилие комаров отпугнуло нас. На карте (и по жизни) рядом небольшое болотце. С ним и связали обилие комаров, хотя, возможно, это было время кормления хищников. На нашей ночевке комаров совсем нет - уже поздно и ветер. Прошли за 4 часа 9-10 км.

20.07.02 (Сб) 5 день
(р.Подчерье ниже Кобылки - изба Петна, подъем бечевой)

Встали в 9:00. Спали крепко, как убитые. Особенно "убитыми" были мальчики, проявившие героизмом на вчерашнем бечевании. Папе проявлять героизм не впервой, и он будит нас грозным рыком: "Что на завтрак?". Ночью капало, утром сильный ветер. Пасмурно, свежо. До Кобылки предположительно 4 км. Ветер попутный.
В 12.15 выходим на веслах. Едва мы успели отчалить, появился караван лодочников в ярких спасах. Это дети сплавляются с Кобылки. Сопровождающие егеря останавливают нас для проверки документов (уже в 3-й раз). Еще немного на веслах и переходим на бечеву. Идем правой стороной (ЛБ), препятствий больше вчерашнего: скалы, старицы, притоки, лопуховые поля. После Кобылки переходим на левую сторону (ПБ) и до Тименки идем с неменьшими трудностями по правому берегу. В 15:45 встаем на обед на Тименке (ЛБ) (66 км от устья Подчерья). Тименка - большая речка, быстрая. Берег высокий. В 17:30 с обеда идем по правой стороне (ЛБ) мимо скал Тименка Кыдж, продвигаемся еще медленнее, меняем берег и в 20:20 подходим к избе Петна. Небольшой дождик (а даже и не небольшой) отбивает у нас охоту идти дальше, к месту более подходящему для старта восхождения на Тимаиз.
Останавливаемся в избе. Км в 3-4 ниже видели двух мужиков-рыбаков, может быть они придут в избу, но нам все равно. От избы виден Тимаиз, его северный склон. Если позволит погода, пойдем завтра наверх. Засыпаем под шебуршение мышки, хозяйки избы. Еды у нее полно, но ей полюбилось большое масляное пятно на полу. Итог дня 15 км за 5 часов.

21.07.02. (Вс) 6 день
(р. Подчерье, изба Петна, радиальный выход на г. Тимаиз)

С утра светит солнце - небо в облаках, но голубого неба много - впервые с начала пути по реке. Решили подниматься от избы. Илья остается. В 10:50 втроем уходим на Тимаиз. Полчаса на переправу с переобуванием. Несколько метров проходим по тропе вверх по течению до ручья, переходим его и его правым берегом, довольно высоким, идем вверх. По буреломной тайге идем около двух часов по азимуту. Далее подъем по каменистому редколесью - сзади открывается панорама гор. Хорошо видны вершины Урала (но с уверенностью можем назвать только Тельпосиз), Овинпарма и далеко в дымке - вершины Приполярного Урала. Весь наш маршрут как на ладони. Почти весь день склоны и вершину Тельпосиза освещало солнце, хотя на Тимаизе и за ним лежала тень и к вечеру даже плотная. По вершинному плато шли не торопясь, фотографировались, перекусывали. На главную вершину поднялись в 16 часов.
В 16.05 начали спуск. По дороге встретили маленький снежник. На спуске отклонились вправо и к реке вышли по левому берегу Шайтана. Спуск, в таежной его части, показался не менее утомительным, чем подъем. Вернулись в избу в 20:00.
Вечером снизу подошли и прошли дальше два мужика - катамаранщики из Перми и Свердловска. Илюша поймал первого хариуса. В наше отсутствие он видел группу из 2 байдарок, сплавляющуюся вниз. Видел наш дымок на склоне, в бинокль видел нас, сигналил нам зеркальцем. Илюшин солнечный "зайчик" показался нам вспышкой сверхмощного прожектора, хотя самого Ильи и ветровки, которой он махал, мы не видели. Даже саму избу видно было не очень. Черный квадратик крыши на светло-зеленой траве поляны.
Ночью опять грызет пол мышка. Приходит, садится в уголок, грызет пол и сверкает бусинками глаз. Кормили ее хлебными крошками.

22.07.02. (Пн) 7 день
(р.Подчерье изба Петна - р.Малый Емель, подъем бечевой)

Спали долго. Сережа разбудил, когда завтрак был уже готов - уха и каша.
11:30 выходим. Меняя берег, довольно бойко доходим до устья Б.Шайтана - 13:45. Обедать еще рано, но нас соблазняет удобная стоянка. Желтая табличка - стоянка №3, 73км от устья Подчерья. Готовое костровище. Прошли 1/3 пути до цели сегодняшнего перехода.
Погода с утра пасмурная, к обеду прояснилась. Мои прожженные шерстяные носки сделали свое дело.
Обед с развлечением - наблюдаем, как по противоположному правому берегу форсируют по реке скальный участок уже знакомые мужики-катамаранщики. Один из них крепко черпанул воды в болотники. А внизу, в лопухах видны в бинокль какие-то люди в лодке. Пообедав, возвращаем свое лидерство, обогнав уральцев, и, переменяя берега доходими до избы у М.Емеля. Я, как член команды, освобожденный от бечевания, могу судить лишь со стороны, но от Петны до М.Емеля бечевник лучше, чем на переходе Кобылка - Петна.
Изб здесь несколько: старая, новая, и баня, но хозяйничать там нам не пришлось. Вскоре подошли катамаранщики (Миша и Володя) и сказали, что снизу идет лесничий со своим семейством на моторе, поэтому, посокрушавшись о неудавшемся сервисе, они пошли вверх за скалу (у них нет путевок). Утешились они тем, что смогут спокойно порыбачить. Дали инструкции Илье о совершенствовании снасти, пригласили нас на уху и удалились. Почти сразу подошла моторка - Платоныч, его дочь и зять. Попеняв нам, что избы туристам не полагаются, он выплеснул долю раздражения, вызванную непредвиденным соседством, и в дальнейшем вел себя прилично, пригласил в избу. Мы отказались и переночевали в старой. Порасспрашивали его о переходе с Камчатки на Тельпос. "Тропа с Камчатки до болота хорошая, а как дойдете до болота, поищите зарубки на другой стороне болота восточней градусов 10". Азимут не помнит.
Вечерочком (00:00) мои мужики пошли в гости к уральцам (Миша из Свердловска, Володя (Гаврилыч) из Перми), прогостили там до полтретьего.

23.07.02. (Вт) 8 день
(р. Подчерье - р.Малый Емель - р. Залазная, подъем бечевой)

Проснулись в 7:30. Яркое солнце. В избе в воздухе висит солнечная дорожка. Вышли около 10. Дошли до стоянки уральцев, поболтали, сфотографировались, пошли дальше. Особо трудным бечевник не назовешь, но у байдарки треснул носовой киль, течение ускорилось, река обмелела, а бечевальщики не выспались. Поэтому в 16:30 дошли до Залазной (стоянка №2, 88 км от устья) и решили пообедать. Палящее солнце добавило усталости, и мы остались на ночевку. Через пару часов подошли уральцы. Стоим вместе. Уральцы были на Подчерье в 96 году и с тех пор пребывали в заблуждении, считая Залазную Камчаткой. Именно с Залазной они и ходили тогда на Тельпос. Сильномогучие мужики эти уральцы.
В 10 вечера началась ловля рыбы. Уха, рыбалка, разговоры - ложимся поздно.

24.07.02. (Ср) 9 день
(р. Подчерье, р. Залазная - руч. Камчатка, подъем бечевой)

Проснулись около 8. На небе - ни облачка и уже жарко. Мошки и комаров почти нет, а вечером нас заедали. Варим четверную уху из вчерашней рыбы, но одолеть ее сил не хватает даже вшестером, увозим остатки на обед. В 12:00 провожаем мужиков и собираемся сами. Сережа фотографирует свою конструкцию (это уже поставлен запасной киль) видно не надеется, что она дотянет до Камчатки. Выход в 13:00. План - дойти до Камчатки, разведать путь, выспаться и завтра на волок.
Бечевник от Залазной до Камчатки совсем плох. Лопуховые поля 30-50 м то справа, то слева, то с обеих сторон, да еще в середине. После острова перед Камчаткой берег порос ивняком и последние метров 500 пешеходам на выбор - по воде с лопухами, по кустам ивы, по лесу с комарами и травой по пояс. А бурлакам никакого выбора. До Камчатки дошли за два часа с небольшим (15:10). Если верить Платонычу, от устья Подчерья 92-93 км.
Указатель "Камчатка" и стрелка "на Тельпос" на высоком берегу. Комаров на Камчатке много. Большая поляна ярко освещена (наклон к югу) и защищена от ветров лесом - жарко, как на сковородке, но приходится одеваться от кровососов. Останавливаемся в дальнем правом углу поляны. Пообедав, ищем тропу. А она начинается совсем рядом, у костровища. Только вначале идет по кустарниковым зарослям. Уходя с поляны примерно 45 градусов, набитая тропа ведет до открытого болота, с которого хорошо видна Овинпарма. Без груза шли до болота 45 минут, возвращались 30. На тропе затесы старые и новые, иногда ленточки. Перед выходом на болото тропа петляет и ветвится.

25.07.02. (Чт) 9 день
(руч. Камчатка - руч. Васька-Кемосян-Ель, волок на р. Тельпос)

Подъем в 7. На завтрак чай. 9:30 почти собрались. В 10:15 вышли. До первого болота добрались без особых сложностей (11:25) и хорошенько отдохнули (до 13:00), пока Сережа носился по другой стороне болота в поисках продолжения тропы. Илюша тем временем старался уговорить меня идти на Тельпос за один день - всего то 15 км. С болота видна Овинпарма, 2-3 высоких перевала на ней, одинокая вершинка за пармой, но наш перевал правее, ниже, и потому закрыт лесом. Тропу Сережа нашел, и по ней мы продолжили путь, форсировав болото за 10-15 минут. Дальше опять по лесу, но тропа хуже, чаще всего видна по зарубкам, зато зарубок много и они хорошо видны. Когда подошли ко второму болоту, более лесистому (14:30), дети стали настойчиво спрашивать, сколько прошли и сколько осталось. Получив ответ, что прошли 3.5, осталось 4.5, Санька реагирует неадекватно: "Не надо врать! Я прошел как минимум 8 км". Рюкзаки слишком тяжелы для всех, а погода солнечная, очень жаркая. Илья уже не стремится сразу к Тельпосу. Редкие порывы ветерка - единственное благо. Со второго болота хорошо виден Тимаиз со своей главной вершиной, а с Тимаиза, в свою очередь, в нашем направлении были видны светло-зеленые пятна болот среди темно-зеленой тайги.
Второе болото перешли быстро, по зарубкам (15:00). Лес после второго болота заболочен, с множеством поваленных деревьев, ям и кочек. Особенно тяжело в районе притоков Васьки-Кемосян-Еля (два мелких ручейка). Идем совсем небольшими переходами, падаем и долго отдыхаем. Диалог на одном из привалов "Ну что, Санька, жалеешь, что маленьким не сдох?" Отвечает: "Об этом я жалел в начале второго болота". Сережа: "А сейчас, наверное, жалеешь, что маленькими не сдохли родители?"
Очень хочется пить. Переходы уже не считаем. Когда тропа начинает улучшаться (17:45) и даже становится совсем неплохой, сил нет уже и на такую. Ваську ждем как землю обетованную. Когда наконец добираемся до ручья (18:05), садимся на бережок и пьем слегка мутноватую болотную водичку прямо из ручья.
Тропа пересекает ручей и некоторое время идет вдоль по другому (левому) берегу. Метрах в 50-70 становимся на мшистом берегу. Следов былых стоянок не видно, а незадолго до ручья видели следы медведя. Двигаясь с большим трудом, готовим, ставим палатку и начинаем восполнять потери: жидкости, солей, калорий.
Стоянка на Ваське поражает тишиной, полным безветрием и на удивление небольшим количеством комаров. Они, конечно, есть и даже досаждают тем, кто не намазался, но мы ожидали, что в глухой тайге их будет больше. А мошки, которая нас мучила на реке, совсем не видно.

26.07.02. (Пт) 10 день
(руч. Васька-Кемосян-Ель - р. Тельпос, волок)

Проснулись не рано, но никакой бодрости в теле не ощутили. Как и вчера, с трудом передвигаюсь у костра. Если нужна далекая вещь, прошу принести, если близкая - ползу к ней по мху. Благо он почти сухой. В 9 утра уже очень жарко, даже просто сидеть в тени под елкой. Вчера приползли сюда на последнем издыхании. Последние сотни метров Санька ревел медведем каждые 10 шагов, вскидывая сползающий рюкзак. Сейчас 9:15, и Сережа по-прежнему восполняет потери. Натрий он, похоже, догнал, когда молочную кашку заедал луковицей с солью (свежих фруктов захотелось). Теперь он пытается добыть калий из изюма.
Спасаясь от жары, купаемся в Ваське голышом. Вода холодная, и ноги сводит минуты через 3. Довольно лениво обсуждаем планы дальнейшего волока: 1 - забросить груз на перевал челноком, 2 - ждать вечера, когда жара спадет. Как-то сам собой выживает второй план. Вышли в 16:00. Сначала болотистым лесом, потом морошковым болотом (16:20), потом начало подъема по болотистому лесу, по каменистому ручью (17:00). Сегодня это самый неприятный участок. Набор высоты к перевалу очень плавный, не перевал, а одно название. Но место перегиба хорошо заметно (19:15). Отдых до 19:40. К Тельпосу с перевала тропа идет круче, и не по самому низкому месту седловины (там, видимо, сильно заболочено), а значительно левее и выше. Примерно в километре от Тельпоса после болота с тетеревами (21:05) тропа подходит к вездеходной колее и дальше идет по ней. К Тельпосу вышли в 22:00. Шли не торопясь, отдыхали столько же, сколько шли. О Тельпосе думали только как об источнике воды. Санька грозился выпить весь Тельпос, но его предупредили, что тогда пешком придется идти еще 60 км. Избу на противоположном, правом берегу Сережа не нашел, а нашел нечто, напоминающее развалины избы. Натоптанная тропа, с берез широкими кольцами снята береста, большой кусок брезента на манер паруса прибит к дереву).
Встали на левом берегу (слава Богу, теперь право - это право, а лево - это лево). Около 11 вечера над Уральским хребтом взошла густо-желтая луна, почти полная, слегка стареющая. Уснули около 0:30, поймав одного хариуса и выпив по четыре кружки воды.

27.07.02. (Сб) 11 день
(р. Тельпос, сплав)

Проснулись в начале восьмого от жары. Куда девались вчерашние 4 кружки? Никто не опух, и гидробудильники не сработали. Небо чистое, поднялся ветер, очень теплый. Сегодня, кажется, еще жарче, чем вчера. Вода в Тельпосе теплее, чем в Ваське и Подчерье. Все утро купаемся, стираем, загораем. Устроили на берегу многосменный нудистский пляж и поочередно с мальчишками плещемся. Комаров у реки нет, слепней немного, вода освежающая, солнце жаркое, ветер теплый - рай. Иногда в голову залетает шальная мысль, что надо бы и собираться.
Отдыхаем, вспоминаем трудности и лишения волока и наслаждаемся ничегонеделаньем. Основные трудности волока - жара, поваленные деревья и болотистый лес после второго болота. Подсчитываем ущерб - синяки и ссадины, укусы мошки. В наши прозаические воспоминания вплетается Сережино поэтическое:
Шел по лесу паренек, паренек кудрявый
И запнулся за пенек, за пенек корявый
И про этот, про пенек, про пенек корявый
Все сказал, что только мог паренек кудрявый.
Раньше этот паренек говорил коряво
Научил его пенек говорить кудряво.

Точно. Волок, от Камчатки до Тельпоса мы прошли по затесам. Не буду утверждать, что путь прям, как стрела, но всю дорогу я тащилась позади и довольно часто проверяла азимут по исчезающим в чаще мужикам. Почти всегда - 30 градусов, значит по карте 45 (там склонение около 15).Тропа местами четкая, местами теряется. На участках больших завалов, где все окрестные деревья завалились на тропу пионерским костром, затесы теряются, но найти их не трудно - надо только не спешить и не суетиться. Видны и старые, и новые (2001 г.), и ленточки, полоски бумаги, и синяя изолента - не заблудишься и без компаса.
Отчалили в 17:00. Кое-где громыхало. Несколько гроз ходили в округе, то впереди, то позади. Нас задел лишь капающий дождь, а в большую гору, темнеющую немного спереди и справа, постоянно колотили молнии.
Тельпос течет между Уралом и Овинпармой и представляет собой на пройденном участке череду перекатов, довольно мелких и очень неприятных в такую воду для Тайменей, и плесов, которые тоже неплохо текут. Весь пройденный участок сильно заостровлен, поэтому ориентироваться по притокам практически невозможно. Может статься, что протока за остров уйдет одна, а вернутся три. Вода прозрачная, и в ямах видны огромные хариусы. Дважды не хватило сил пройти мимо. На первой остановке сразу же четыре поклевки - и все рыбы сошли, две из них с мушками. В итоге потеряли 3 мушки, поймали две рыбины более килограмма каждая. На ужин хватит. Останавливаемся на ночлег на большой поляне (ЛБ). Место стояночное и, похоже, вертолетное - в кустах большая железная бочка. Где находимся, точно не знаем. Позади большая гора (видимо 975 м, не ее ли зовут Пырвой? Пусть будет Пырва). Если взять на нее азимут и добавить 15 градусов склонения, то прошли мы по карте 10-11 км с 17 до 21 часов с остановками на рыбалку. Вообще-то казалось, что больше, но таких участков (оба берега без леса, поворот реки, нет островов) на карте больше нет, да и азимут сходится. Так что итог дня так и запишем: за 3 часа 11 км.

28.07.02. (Вс) 12 день
(р. Тельпос, сплав)

Встали около 9, хотя с 6 утра спать не давали сначала яркий свет, потом крики обезумевшей чайки, потом жара. А мне еще и кочка под боком.
Сережа опух. Под глазами два огромных мешка. Запасенная организмом впрок влага не нашла другого выхода. Много кровососущих. По какому-то непонятному графику сменяют друг друга комары и мошка. Слепни помогают им постоянно. Собираемся, и вместе с нами собираются тучки над Пырвой. За поворотом открылся вид на Тельпосиз. Илюша не ходил с нами на Тимаиз, поэтому видит его впервые: "Мама, снимай!" "Спокойно, - отвечаю, - Илюша, подпустим поближе!" Это был стратегический просчет, больше мы его не видели. Оглядываясь назад, еще любовались голубым небом над пармой, а впереди сгущались тучи. На рыбалку не останавливались. Вместо обеда остановились переждать грозу. Налетела она, как положено, со шквалами, а вот конца вроде как и не было. Так и потащился за ней моросящий хвост. Прошли Семидырку, толком не зная, что это - Пяти- или Семи-дырка. Когда добрались до Пятидырки, сомнения рассеялись. На противоположном берегу от устья (ЛБ) скальный участок - первый на реке. А главное, к чему лукавить, большой плакат "р. Пятидырка, 15 км до устья". До Пятидырки характер реки был похож на вчерашний, только в русле появилось больше надводных камней. А от Пятидырки - сплошной шиверистый перекат, если не считать двух 50-метровых участков спокойной воды на расстоянии около 5 км. Встали на высоком правом берегу. Точно сказать, где, нельзя. Но перекат продолжается.
Утомленные непрерывным маневрированием, довольно рано (22:00) ложимся спать. Ночью дождь.

29.07.02. (Пн) 13 день
(р. Тельпос до устья и р. Щугор до о-ва Седью, сплав)

Понедельник, 13-й день похода и не мог начинаться иначе - дождь. Спим под его шум до 9 утра. Первым сломался Сережа. Пошел разжигать костер. Не выдержали нетренированные бока лежачей нагрузки. Мальчишки нашли карты и играют. Дождь кончился, прилетели комары. Шумел вдали над Щугором вертолет. Погода непонятная - то разъясняется, то новый дождь собирается.
Собрались и вышли в 12:40. Сразу за изгибом реки показался Тельпосиз, весь в облаках, как в парандже и наше положение в пространстве определилось с большой точностью. Вначале вода напоминает Пятидырочный перекат, потом опять стали появляться плесы, а перекаты пообмелели.
К обеду (14:40) добрались до Щугора, затем по Щугору до острова Седью, где и заночевали (19:00). Стоянка всем хороша - ровно, мягко, открытое продуваемое место, но такого количества мошки не было нигде в нашем походе. Ночью разъяснилось, показалась луна и силуэт Тельпосиза видели в последний раз лишь те, кого ночная нужда выгнала из палатки.

30.07.02. (Вт) 14 день
(р. Щугор о-в Седью - о-в Вочаель-Ди, сплав)

Просыпаемся под дождем, собираемся под дождем, выходим под дождем (10:40). Мерзее погоду представить трудно. Нарастает встречный ветер. Промокаем постепенно, дождевики сохраняют тепло и иллюзию сухости, которая рушится, стоит только сменить позу. Обедаем на М.Патоке. Избы перед ним не видели, лодок рыбоохраны - тоже. В такую погоду не то что егеря, собаки егерей дома сидят. На обед ветер разогнал тучи, и хотя еще темно, но дождь уже прекратился. Поели, подсохли, пошли. Встречный ветер окреп. На ближнем острове группа людей - экспедиция парка. Исследовали М.Паток, теперь ждут вертолет, но погода нелетная. К вечеру облака раздувает. Останавливаемся на острове Вочаель-Ди, на стоянке, напоминающей укрепрайон (браконьеров от атак егерей?). Небо чистое.

31.07.02. (Ср) 15 день
(р. Щугор, о-в Вогаель-Ди - Средние Ворота (Шер-Кыртаель), сплав)

Ночью накрапывал дождь. Утро серое, хотя голубое небо проглядывает. И даже немного солнышка. Ветер крепчает, по-прежнему северный. Впереди Ворота. Жаль, если погода не позволит снять. Вчера ниже М.Патока было много красивых скальных участков, но снять их было никак - темно (тень).
Собрались к 11:30 - пошел дождь. Пережидаем под тентом, стало скучно. Решили печь блины. Пока пеклись блины, дети пошли рыбачить. Рядом с лагерем под березой живет ласка. Сережа устроил фотоохоту, но без фоторужья получается неважно. Коварное солнце опять ненадолго проглянуло. Вышли в 16:40 под собирающийся дождь, зато с уловом и запасом блинов на трудное время. Кстати, очень скоро оно и наступило. Попали под встречный ветер с сильным дождем.
Почти все время гоним впереди себя стаю уток. Они издали нас замечают и все растущей стайкой летят по воде далеко впереди. Когда молодняк выбивается из сил, подпускают нас ближе, прижимаются к берегу и улепетывают вверх. На Верхних Воротах (18:50) затаившиеся у берега большие утки выпорхнули у самой байдарки, напугав нас с Ильей. Сходили на водопад. Жаль, мокрая тропа не позволила подняться выше и увидеть все три каскада водопада. Увидели только нижний. Егеря рассказывали, что орлан поймал в озере водопада большую семгу, а та утянула его на дно.
Средние Ворота (20:40) понравились очень. Издалека не понять, куда поворачивает река, и вдруг скала как будто открывает ворота,появляется проход. Снять бы это на видео. Но это еще не створ ворот. Правая часть Ворот - красивая красная скала вся в узорах. И все скалы Ворот узорные. Выглядит так, будто середину отпилили и вынули. Левая часть похожа снизу на старинный замок. Очень темно. Как то проявит себя Кодак Ультра? На левом берегу после Ворот находим стоянку среди огромных елок. На песке у берега медвежьи следы. Это уже третьи или четвертые следы медведя за поход. Ставим палатку под моросящим дождем.

01.08.02. (Чт) 16 день
(р. Щугор, Средние Ворота - Нижние Ворота, сплав)

Ночью дождь, утром дождь. Выходим в 12:20. Сильный встречный ветер на западных участках. Каким-то образом ветер встречный и на других направлениях, но не такой сильный. Дождь. Перед Б.Патоком (14:00) две моторки. Мимо нас, свернули в Б.Паток. Как узнали потом, это инспекторы рыбоохраны. День совсем непримечательный. Пилежка под дождем с редкими паузами (в дожде, а не в пилежке). Обед на острове Давди в 15:40. Встали за Нижними воротами (19:30) на мысу полуострова (ЛБ). Вечером нас встревожила ружейная пальба и шум мотора. Пришли два егеря. Поговорили, проверили документы. Посоветовали нам спуститься к кордону и ждать там два дня "Зарю" на Вуктыл. Оно бы хорошо, но продуктов до понедельника не хватит.

02.08.02. (Пт) 17 день
(р. Щугор, Н.Ворота - устье, сплав; р. Печора, д. Усть-Щугор - п. Подчерье, подъем на моторной лодке)

Ночью дождя не было и сейчас нет, даже собирается выглянуть солнце. Егеря обещали со 2-го августа (Ильин день) хорошую погоду. Им это и без прогноза ясно. Но что бы не готовила нам погода, потерянного не вернуть. Так и не увидели мы постепенно удаляющегося Тельпосиза, о котором ностальгически вспоминал Гаврилыч, красивейшей Мертвой Пармы, ущелья М.Патока и много другого. Конечно Ворота, водопад, речное дно, острова, скалы хороши и под моросящим дождем… У природы нет плохой погоды? Попробуйте объяснить это фотоаппарату.
Еще егеря сказали, что Москва вся в дыму горящих торфянников, вот бы на них все эти дождики. Вышли с солнышком (11:20), но тучки все-таки нас догнали и вылили щедро весь запас на наши привычные головы. И так несколько раз. До кордона дошли в 13:05, встали пообедать в избе, поставленной специально для туристов. Даже удивительно видеть такую избу в районе, где собираются развивать туризм. Сама изба не плохая, но останавливаются в ней, похоже, не часто. В огромном количестве запасенные дрова превращаются в кучи гниющей трухи. И хотя в такую погоду любая крыша выглядит соблазнительно, стоять на самом выходе с маршрута, на далеко не самом интересном месте, да еще с соседями в виде двух инспекторов не хочется. И мы уходим вниз ловить удачу (15:15). В 16:05 - устье Щугора. Печора.
Как и обещали нам егеря, в Усть-Щугоре встретила нас подвыпившая или опухшая со вчерашнего публика. Подвезти до Подчерья никто не может, максимум - подсадить на баржу или паром, если там возьмут. Баржи ходят нерегулярно - то нет пару дней, то идут 5 разом. По телефону звоним в Подчерье Диме. Он не очень рад, но обещает приехать. Самый надежный транспорт отсюда - "Заря", но подгадать под ее приход мы как-то не удосужились.
Собираем рюкзаки на берегу у стрелки и ждем Диму. Надеемся, что он приедет до восьми вечера, а он появляется только в десятом часу. Вышел из Подчерья в полседьмого - мотор барахлил, ловил лису, переплывающую Печору (не как добычу, а чтобы помочь ей переправиться), припозднился.
Начинаем подъем по Печоре, даже не представляя, сколь длинным и многострадальным он будет. Поверх теплой одежды мы одели дождевики из тафеты. Она проявила себя хорошо - не продувается, но щелок, неизбежных в одежде (рукава, низ, капюшон) с лихвой хватило, чтобы выстудить всю душу. Долго будем вспоминать ночной полет над Печорой. Мы с Илюшкой кутались, прижимались друг к другу, как могли сохраняли капельки тепла, считали минуты страданий. Сашка примерзал к днищу лодки, хоть и защищенный от ветра высоким носом, но щедро осыпаемый каплями и брызгами, когда лодка пересекала волну обгоняемых барж. Сережа рядом с Димой прятался за моим рюкзаком. И только Дима, подставив правое плечо ветру, не мог ни кутаться, ни прятаться. Зато он в полной мере, а мы лишь урывками, любовался короткой летней ночью над Печорой. На время выглянул месяц и даже осветил наш путь. Баржи издалека светились огоньками. Заглядевшись на эти огоньки, Дима вылетел на мель, за что мотор поплатился одной лопастью винта. Когда показались огоньки селенья и казалось, что страдания наши подходят к концу, Дима сказал, что это Кырта, осталась треть пути. Большую часть этой трети мотор прочихал. Каждый чих мы, пассажиры, ощущали как легкий пинок, будто лодка споткнулась о мягкую кочку, от чего ощущение полета таяло.
Незадолго до Подчерья Дима добавил бензин в бак, от радости мотор перестал чихать и с мощным ревом мы причалили к знакомому берегу. Уже совсем посветлело, время 02:45.
Лида, хозяйка Димы уже три часа ждала его, т.к. он обещал вернуться к 12. В доме было тепло, протоплены обе печи, поужинали необыкновенно вкусным хлебом с маслом, картошкой с жареной рыбой, уснули. Спать нам недолго, в 8 автобус на Вуктыл. Впрочем, Дима так проводит почти все лето.

03.08.02. (Сб) 18 день
(п. Подчерье - г. Вуктыл - г. Ухта, автобус и автомобиль)

Спали хорошо, но проснулись от невыносимого тепла, захотелось на улицу в привычную прохладу. Простились с хозяевами, немного подождав на остановке, поехали в Вуктыл.
На Вуктыле были совсем недолго, прошлись по Пионерской, которую называют Бродвеем. У автобусных касс нас подкараулил таксист Миша на белой Волге. Мы возвращались в Ухту с неожиданным комфортом. В мягком, теплом салоне, я дремала, убаюканная мерными покачиваниями машины на ухабах, под тихую музыку и разговоры мужчин о житье-бытье. Поездка с Давлатом из Ухты в Подчерье вспоминалась как далекий и легкий кошмар, я чувствовала себя белой леди. К часу приехали в Ухту. Теперь мы смогли ее рассмотреть в свете дня. Единственное, что помню и узнаю - портрет Ленина на горе у вокзала. Стоит до сих пор. Ждем поезд. Ждать, похоже, придется долго. В Ухте так же холодно, как в ночь нашего приезда и хочется, чтобы так же тепло, как в день отъезда, было в Ярославле. Ночуем на вокзале, за продуктами ездим в город. Сережа с детьми ходил в гости к интернетовскому знакомому (впредь тому наука - не знакомься в интернете :))). Покупали продукты в торговом центре "Печора" и забыли там палку колбасы. Но это не беда - это трагедия.

04.08.02. (Вс) 19 день
(г. Ухта - г. Ярославль, поезд)

На ночные поезда билетов нет. На сосногорский только верхние в купе, решили подождать еще три часа и ехать с комфортом на 41-м (42), в отдельном купе. В 8:30 пришел поезд. Едем, едим и спим. Такова судьба всех походов - они кончаются.


Комментарии

Заброска
Есть два варианта
1. "Традиционный" - был единственно реальным до постройки дороги Ухта-Вуктыл.
Поезд до г. Печоры, теплоход "Заря" вверх по р. Печора г. Печора - п. Подчерье.
Достоинства: можно выспаться. Поезд приходит в Печору утром.
Недостатки:
1. Долго. Теряется почти день.
2. "Заря" ходит не каждый день (обычно - и в этом году тоже - два раза в неделю)
3. Дорого. Сколько точно стоит билет на "Зарю", нам выяснить не удалось. Местные жители, с которыми мы разговаривали, настолько давно не пользуются этим видом транспорта по причине дороговизны, что даже и расписание с трудом припоминают. Утверждают, что из Подчерья добраться до Печоры дешевле вкруговую через Вуктыл до Ухты на автобусе и потом до Печоры на поезде, чем напрямую на "Заре".
2. "Сухопутный"
Поезд до Ухты, автобусы или автомобиль Ухта - Вуктыл - Подчерье.
Неудобство в том, что поезда в Ухту приходят около полуночи. Дальше есть варианты: можно на вокзале нанять машину до Вуктыла или прямо до Подчерья. На перроне поджидает ухтинская шоферская "мафия". И хоть в самой Ухте такси стоит очень дешево (20 р. по городу), до Вуктыла они берут в районе 1500 р. До Подчерья ехать соглашаются далеко не все. Лучше, если вы без шума найдете вуктыльского водителя (они привозят вуктыльцев к ночным и утренним поездам) - будет почти в два раза дешевле и без вопросов отвезет в Подчерье. Дорога от Вуктыла до Подчерья не бог весть, но даже Жигули проезжают. Смысла спешить и ехать сразу же ночью нет. Во-первых, первый паром через Печору идет в 5:00 (последний в 2:00), во-вторых, контора Югыдвы в Подчерье открывается в 9:00.
Если вас больше 4х или хотите чуть сэкономить, то из Ухты на Вуктыл ходит два раза большой автобус и довольно часто "Газели". Билет примерно 160 р. плюс багаж. Как водители газелей относятся к рюкзакам - не знаю, может быть есть шанс зафрахтовать микроавтобус целиком на группу. Из Вуктыла в Подчерье несколько раз в неделю ходит автобус, но его расписание надо уточнять накануне. Оно за время нашего похода сменилось, правда, в удобную для нас сторону. Билет 20 р. + 5 р. багаж.

В Подчерье надо приобрести путевку (если вы этого не сделали на Вуктыле).
Контора парка Югыдва в Подчерье недалеко от автобусной остановки и администрации (в сторону берега Печоры), на первом этаже большого дома леспромхоза.
Вот расценки 2002 года:
Повременная плата - 20 р./день (5 р. - дети до 17 лет, $3 - иностранцы)
Разовый взнос за оформление - 20 р./чел
Разовый взнос за фото - 50 р./аппарат
Разовый взнос за видео - 120 р./камера
Услуги инструктора-проводника - 250 р./день

На фото, видео и, естественно, проводнике можно сэкономить.
На итоговую сумму накручивают НДС 20%, а потом еще сверху НСП 5%.
Брать путевки (на этот маршрут) меньше чем на две недели не рекомендуют, поскольку за явную просрочку могут быть проблемы на выходе. Но к двум-трем дням не придираются.
У нас (двое взрослых, двое детей до 17, на 14 дней) путевка получилось чуть больше 900 р. Жалко, конечно, но по сравнению с транспортом - немного.
Надо сказать, что егеря проверяли у нас путевку несколько раз и, убедившись в нашей легальности, обращались с нами не только очень корректно и вежливо, но и помогали советами. А вот уральцам-"нелегалам" настроение они подпортили изрядно, хотя и не завернули.

Я специально поинтересовался насчет закрытия маршрута по пожарным соображениям. Лесничий сказал, что такое случается, но они понимают положение туристов (билеты покупаются заранее) и, обычно, после энергического инструктажа, все же выпускают.
Рыбу по правилам (не буду обсуждать законность) ловить на территории парка нельзя, но егеря и сами люди и, видимо, подозревают это свойство и в туристах, особенно "легальных". Короче - не свирепствуют, но наглеть не надо.

В Подчерье лесничий - Андрюшков Петр Платонович.
Помощник лесничего - Носкина Вера Петровна (82146 - 96259 дом.) - ей можно позвонить и узнать насчет общей ситуации, расписаний, расценок.
Это не лишнее, так как мы попали в ситуацию, когда все работники парка уплыли вверх отвозить продукты республиканскому детскому лагерю, а единственная оставшаяся Вера Носкина была в отпуске и уехала на Вуктыл. В нашей проблеме горячее участие приняла работник леспромхоза Галина Витальевна Тинькова, за что ей огромное спасибо. А вот ее стихи о родной реке.

Белая ночь над землею плывет
Негромко река о чем-то поет
Жаркий костер между нами горит
В воде тонкий месяц зябко дрожит.
Саван тумана в лощине лежит
Ель вековая о чем-то молчит.
Искры простреливают тишину
Между явью и сном проводя межу.
Мир ирреален, призрачен свет
Трав неподвижных звучит сонет.
В час предсолнечный небытия
Слышно как мчится вперед земля.
Уходит горечь из наших сердец
Мы живем? Или это конец?
Земные печали уносит река
Ночь прошла? Иль минули века?
Осторожно закат прикоснется к заре
Застонет глухарь на старой сосне
Солнце проснется и первый луч
Нежно обнимет верхушки туч.
Рыба плеснет, уходя в глубину
Чешуи жемчуга раскатав по дну
Птица алмазной росой поперхнется
Зазвенит, запоет,
          И жизнь снова начнется.

Сейчас въезд на моторках вверх по Подчерью местным запрещен. Ездят только лесничие/инспектора/егеря. Возможно, что они подбросят. Спросить можно в конторе или Николая Коновалова, он живет на улице Осипова, недалеко от памятника.
Однако нам удалось раздобыть разрешение на въезд. Подвозил нас очень колоритный местный житель Дима Мезенцев, отличный лоцман, проводник, рассказчик и гостеприимный хозяин. Свои лодки везли нераспакованными. Подъем вверх на моторке довольно интересен, вносит дополнительное разнообразие и экономит время и силы.

Выброска
С этим похуже. Нормальной сухопутной дороги из Усть-Щугора нет, и рассчитывать можно только на водный транспорт. Это та же "Заря". Учтите, ходит она не каждый день. В 2002 г. это были понедельник, среда - вверх (Печора - Вуктыл), вторник, четверг - вниз. Так что надо рассчитать заранее.
Второй, более-менее надежный вариант - баржи, везущие из Нарьян-Мара и обратно автомобили. Ходят крайне нерегулярно, от нескольких в день до одной в несколько дней и с ОЧЕНЬ разной скоростью. Пока мы сидели на берегу и ждали свой, эксклюзивный транспорт, мимо проплыли три штуки (примерно 3, 6 и 12 км/ч). Все вверх. На баржу подбрасывают на моторках местные мужики (у них бизнес такой), с ними надо заранее договориться.
Мы выбирались из Усть-Щугора на моторной лодке с тем же Димой. Позвонили ему (в Усть-Щугоре есть телефон), и он согласился за нами заехать - это примерно 60 км в одну сторону. Шансов нанять моторку в самом Усть-Щугоре практически нет. Путешествие ночью на моторке по Печоре романтично, но уж очень холодно.
В Ухте довольно неудобное расписание поездов на Москву и может быть напряг с билетами. Мы почти сутки там проторчали.

Теперь о самом маршруте
1 день Подчерье - Орловка
2 день Орловка - изба Панфера
Эти участки мы проплыли на моторке. Стоит полазать по Кирпичной стене, оттуда симпатичный вид. Дроватницу тоже стоит посетить.
От Панфера начался подъем бечевой. Премудрость эта невелика - к носу и корме крепятся концы достаточно длинной веревки (у нас была около 20 м), примерно за середину ее тянут (место приложения тяги определяет угол атаки по отношению к струе, и таким образом лодкой управляют - обходят препятствия). Неплохо бы кормовой конец крепить чуть повыше (придумать какой-то кронштейн-мачту), чтобы не цеплять лопухи (это главное препятствие). Но мы этого не делали. Зато мы сделали другие решительные шаги, коренным образом облегчающие бечевание.
Во-первых, плоскодонные лодки ходить корабликом не умеют. Из обычной, слегка обработанной и пару раз покрытой лаком фанерки я сделал передний выносной съемный киль, который в паре с закрепленным рулем отлично справился с задачей.
Во-вторых, обе наши "Щуки" мы связали катамараном и тащили вместе. Сопротивление при этом немного возрастает, но один человек вполне справляется (а на хороших участках и вовсе идет обычным шагом без усилий). Зато режим из довольно тяжкого труда (например, 1 час тащить, 1 час прогулки) переходит в разряд физкультуры (1 час тащить, 3 час прогулки). Естественно, мы нашу маму освободили от бурлачества, и все равно на 1 час работы приходилось 2 час отдыха. Обратите внимание - кормовой конец должен быть прикреплен к ближней к берегу байдарке. Мы для удобства при смене берегов перецепляли карабином. Носовой - практически безразлично.
Бечевник на Подчерье разный. Есть очень хорошие участки, без лопухов. Там скорость подъема равна скорости пешехода. На средних, с шириной полосы лопухов до 5-6 м еще можно идти по берегу, но усилие уже приходится прилагать больше, иногда кормовая веревка цепляется за лопухи. На участках с широкой полосой лопухов приходится заходить в воду и идти по скользким камням против довольно сильного течения. На участках с выступающими камнями и мелями приходится активно маневрировать, иногда стаскивать застрявшие лодки. Кое-где встречаются скальные выходы, обычно небольшие. Их приходится обплывать. В целом мест, где есть хоть какой-то смысл подниматься на веслах очень мало. Самый неудобный бечевник - в конце, от Залазной до Камчатки - почти сплошные лопухи и кустарник по берегу.
Подошва обычных китайских кед на скользких камнях держит слабо, по возможности надо бы искать более "цепкую" обувь. Стоит ли брать сапоги? Мое мнение такое - для этого маршрута они не нужны. Вода не холодная, по воде идти приходится относительно немного. Флисовые носки и гетры прекрасно решают проблему защиты от холода.

Ночевки
В большинстве случаев на Подчерье мы ночевали в избах и только три раза в палатках. Среди работников нацпарка бытует мнение, что избы - это их собственность, а для туристов есть плановые стоянки. Сервис на таких стоянках (их там несколько штук) состоит из табличек с указанием километража до Подчерья и номера от Камчатки, кострища с железными перекладинами и крючками, а также запасенными дровами - огромными чурками, которые можно использовать как мебель. Большая часть стоянок нам не подходила просто по времени, а так они вполне неплохие, и дров там (сухостоя) больше чем у изб. В избах есть печки и нары.

Избы
Орловка, Летняя, Панфера, Петна, М.Емель. Пилякерка не на реке. На Залазной не видели, на Камчатке нет. На Тельпосе и М.Патоке нет.

Тимаиз
Если вам повезет с погодой - не поленитесь и сходите на Тимаиз. Мы шли на него от Петны, но это не лучший вариант. Во-первых, Тимаиз на другом берегу, во-вторых там нет тропы и приходится идти по таежному бурелому. Как нам потом сказал лесник, приличная тропа идет туда от плановой стоянки у устья р. Большой Шайтан. В хорошую погоду вид с вершины великолепен. Хорошо виден красивейший Тельпосиз, хотя до него более 50 км. И даже вершины Приполярного Урала.

Волок
Это самая спортивная часть маршрута. По прямой около 15 км. Хорошую характеристику первой половине пути (до ручья Васька-Кемосян-Ель) дала "многодетная" группа в 1985 г. "http://seismic.geol.msu.ru/travels/slava85/slava85.html" rel="nofollow"
1) лес - дорожка для пенсионеров;
2) болото - плохо подстриженный газон;
3) лес - пионерская учебная тропа;
4) болото - хорошо подстриженный газон;
5) заболоченный лес (!!) - полигон "зеленых беретов".
Можно ли пройти волок за день? Для спортивной группы с оптимальным снаряжением, и если повезет с погодой - наверное, да. В любом случае это станет ясно после ключевого участка - "полигона" - за ним стоянка на ручье и можно изменить первоначальный план. Нам это было явно не под силу - слишком большой вес рюкзаков (примерно 35-40 кг у меня и мальчишек, 25 у мамы - было много необязательного снаряжения) и, особенно, очень жаркая солнечная погода (субъективно не менее 30 градусов в тени).
Челночить или идти в одну ходку? Если у вас Таймени - выбора нет (если вы не суперлоси). А вот Щуки дают неплохой шанс пройти в одну ходку - с моей точки зрения, это проще и гораздо легче психологически. Тем более, что в некоторых местах и без груза идти несладко. Постарайтесь только правильно подобрать снаряжение и продукты - каждый килограмм очень даже чувствуется, особенно в жару. Возьмите с собой воду - до ручья хорошей воды нет. На тропе не торопитесь, не теряйте из виду затески и маркировку. Ходьба по азимуту в тайге - не самое легкое занятие. На первом болоте тропа идет наискось справа налево по краю чахлого редколесья, а выйти на болото вы можете значительно левее - из-за этого я долго бегал по противоположному краю, разведывая продолжение тропы.
Болотистый лес после второго болота - серьезное препятствие, придется поработать. Два маленьких ручейка в нем - это еще не сам Васька, приближение Васьки чувствуется по улучшению тропы.
Стоянка на Ваське и по обычным меркам весьма неплоха, а уж после "полигона" нам показалась настоящим раем земным. Только лучше падать не сразу за ручьем (там большая поляна, заросшая высокой травой), а как мы, пройти чуть дальше (50-70 м) до сухого мшистого участка среди елок.
Второй день пути нам показался намного легче первого.

Тельпос
Может быть, из-за хорошей погоды и после трудного волока, но Тельпос показался нам очень симпатичной речкой, особенно в его верхней части. Очень прозрачная и чистая вода (как, впрочем, везде на маршруте). Интересно выглядят от этого плесы и "омуты" - глубокие ямы, на дне которых каждый камушек четко виден. Все хариусы - как на подбор - "дельфины", мелочи нет.
Уровень воды был невысокий, для каркасных лодок были бы проблемы. Перекаты-шиверы несложные, но после Пятидырки идут почти непрерывно.
Самая безлюдная часть маршрута - на Тельпосе, мы не встретили никого.

Щугор
Красивы и ближние скалы, и ворота, и панорамы дальних парм и увалов. Жаль, с погодой на Щугоре нам, в-основном, не везло. Препятствий, кроме нескольких мелей, нет.
График движения по Щугору, как и по Тельпосу может быть очень гибким - течение быстрое, мест для стоянок хватает. Все зависит от имеющегося времени, желания и, конечно, погоды.

Отдельно скажу о комарах, мошке и слепнях. Их хватало, но я ожидал большего. При наличии хороших накомарников с мелкой темной сеткой, пары тюбиков репеллента (лучше с ДЭТА в качестве действующего вещества, и, пожалуй, возьмите запас - подарите егерям) и "дымовухи" - спиральки для уничтожения кровососов в палатке и избах, они не отравят вам впечатление от общения с природой.

Общее впечатление - интересный, разнообразный и при хорошей подготовке несложный маршрут. Не удержусь и отмечу: Щука и здесь - оптимальный выбор.

Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"Подчерье - Тельпос - Щугор на "Щуках"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию