( г. Москва )
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 1972

29 июля
Сегодня день отправления. Поезд уходит с Казанского вокзала в 12 часов по Московскому времени. Рано утром начались последние сборы. Спешно укладывали рюкзаки и яхты. В 10.30 двинули. Мешки несли и везли на детской коляске. Легко добрались до вокзала и с трудом протолкнули вещи в вагон. Прощаемся со знакомыми и родственниками.
Поезд тронулся. За окном родное Подмосковье. Соседи у нас очень милые, а мы начали пьянку.
Больше ничего не помню!

30 июля
Проснулись в 6 утра, все очень не здоровы, болит голова. Уничтожаем бутылку джина и легко завтракаем. Все веселеют. Вспоминаем вчерашний день с улыбкой. То, что не помним мы, объясняют соседи…
Мы уже второй день в пути. За окном вагона, куда ни глянь – степи, переходящие в полупустыни. Попадаются верблюды. Очень жарко. Около полудня пообедали в вагоне – ресторане. Поболтали с соседями, играли в карты, бегали курить в тамбур. Время идет медленно, скучно, ребята спят.
Темнеет. Подъезжаем к Актюбинску. На перроне беседуем с местными жителями. Возвращаемся в вагон и снова ложимся спать.
Завтра приезжаем в Аральск.

31 июля
В 13.00. выгрузились в Аральске. Пассажирские пароходы до Уялы и до Муйнака не ходят. Начали скитаться по местным организациям, связанным с пароходством, пока без толку. Посоветовали нам обратиться на научную станцию. Долго искали, но нашли ее.
Попали в городской парк, где под деревом, по русскому обычаю, пили вино казахи - два молодых человека из аральского пароходства. Они обещали нас доставить до Уялы. Пригласили домой, там мы изрядно поддали и хотели заночевать, но вышел инцидент неприятный, и нам пришлось покинуть этот “гостеприимный” дом.
По дороге на вокзал громко ругались. В местном кабаке нам дали под названием “пиво” ужасную дрянь. Ночевали на вокзале. Ночь была беспокойная.
Едва дождались утра.

1 августа
Проснулись рано – в 4 часа по Москве и, позавтракав, стали ходить по различным управлениям и конторам с целью кораблем добраться до Уялы. После того, как мы зафиксировались в ОКГБ, с нами несколько часов разговаривали, выделили комфортабельное место на трюме ПРТ “Шевченко”.
Этот лайнер шел до порта Бугунь. Рюкзаки и яхты загрузили в грузовик и довезли прямо до судна. Затем все необходимые продукты были найдены в магазинах Аральска. Мы снова выпили своеобразный местный напиток под названием “пиво”.
Несколько часов ожидания, и в 0.00. мы выходим в море.

2 августа
6.00. – подъем. К “Шевченко” подходят рыболовецкие лодки с малым уловом. Ему придется стоять до вечера.
На рыбацкой лодке доходим до берега и в пресной воде (канал через какое-то озеро из Сыр-Дарьи) выгружаемся.
Собираем лодки, следует завтрак – обед в один прием. Выходим в море. Ветер свежий. При полных парусах идем, и мачта оказывается согнутой в том месте, где муфта номер 2. Очень мелко (по колено, по пояс). Вышли, где поглубже, и сидим, как под душем – волна до метра. В воде мокнут рюкзаки, и мы тоже.
Лев с Юриком уже не видны, и через пару часов рыбаки подбирают нас на буксир. Обгоняем сотоварищей и пристаем неизвестно куда. Их не видно. Уже темно. Выходим на берег и располагаемся.
Ужинаем банкой тушенки с луковицей.

3 августа
9.30. Парус уже час, как приближается со стороны моря. В бинокль уже видно шкотового на борту. Подходят, весело ругаясь.
Рассказ Юрки, шкотового матроса яхты Мариничева:
Отплыли вместе с нашей первой стоянки, а потом у Мологиных сломалась мачта, и они сделали вынужденную остановку. Мы пошли дальше, в надежде, что они нас догонят. Потеряв их из виду, продолжали идти одни. Дул сильный шквалистый ветер, управлять яхтой было трудно. Вымокли, как черти. Мариничев ругался, как сапожник. Решили остановится, пристали к берегу, откачали воду из лодки. От местных рыбаков узнали, что Мологиных отбуксировали вперед. Мы решили идти к ним, но через полчаса стало темнеть, похолодало.
Пристали к берегу, развели костер и сварили одну рыбку. Черт, с дровами здесь плохо. Рвали на дрова камыш. Я поранил себе руки. Спасибо – помог с дровами казах. Поужинали с водочкой, заодно завязалась непринужденная беседа.
Я замерз чертовски. Вся теплая одежда находилась в лодке Мологиных. Одолжил рубашку у Мариничева. Спал в мешке из-под лодки. Ничего, очень тепло и удобно. Спали сладко.
Конец.

Позавтракав, сделали мачту и топорище, безуспешно поисправляли примус и, не найдя воду, которая была на исходе, собрались и отплыли в Каратерень.
Ветер слабый, пришлось помогать веслами. Дойдя до устья Сыр-Дарьи, заночевали. Каратерень должен быть в 4 км от нас и на другом берегу реки с сильным течением.

4 августа
Подъем в 9.00. Пока умывались и курили самокрутки, Лев нашел в 400 метрах прозрачную пресную воду! У меня от солнца опухли уши. Позавтракали, оно же и пообедали супчиками и чаем.
Занялись работой: Слава сделал еще один спиннинг, Лев заклеил резиновый матрац. Потом пытались сходить в магазин в поселок Каратерень. У рыбаков в устье Сыр-Дарьи узнали, что до поселка около 30 км!? У нас нет соли и табака, надо бы попасть в магазин. Мы с Сергеем ходили за пресной водой в бочаги. Долго искали, зато вода – отличная. Потом искали птичьи яйца, но безуспешно. Пришли к палатке. У нас большая радость – удалось разжечь примус! Правда, не выполнилась инструкция по эксплуатации: 2 литра воды удалось нагреть за 1 час, вместо 16 минут по инструкции. Наконец-то готово! Впервые кипятили чай на примусе. В это время мы вчетвером (кроме Славы) расставили сеть. Стало холодать.
Поужинали чаем и колбасой. Потом сходили к устью Сыр-Дарьи. Побросали спиннинги. Безрезультатно. Солнце скрылось за горизонт. Мы вернулись в палатку. Отбой в 21 час по местному времени.

5 августа
Проснулись рано, в 6 часов. Надо снимать сеть. Снимали на лодке. Пошли Лев, Володька и Сергей. Мы остались в палатке, мужики вернулись быстро. Довольны! Есть улов: пара судаков, чехонь, несколько штук воблы и щука.
К нам приближается машина. Узнали, что это рыбнадзор. Ничего! Уточнили с нами наш маршрут и получили презент – усача килограмма на 3 к завтраку. Всего за раз съесть не смогли, поэтому сегодня будем принимать пищу 3 раза. Остальная рыба солится. Потом пошли побредничать, но зря. Поставили сеть на день. Вынули ее через 5 часиков, а в ней солидный улов: 7 судаков, 8 вобл. Судаки здоровые – каждый больше килограмма. Опять поставили сеть, разделали рыбу, засолили, сварили уху из судака со щукой и пожарили пару судаков.
После того, как съели все приготовленное, выяснилось, что рыба всем надоела. Захотелось что-нибудь мясного – размечтались о кабанчике, гусе, утке и тушенке.
Вечером подплыли браконьеры – выменяли у них 3 пачки махорки на 2 крючка и блесну. Как следует покурив, в 21. 30. залегли.
P.S. Казахи – рыбаки говорили, что за сеном прибудет баржа “Севрюга”, которая, заходя в Аральск, пойдет на Муйнак и может пройти близ Уялы. Хотим на нее прорваться.

6 августа
6.30. Подъем. Море в белых барашках. У знакомых браконьеров унесло сеть.
Вчетвером пошли к “Севрюге”. Она стоит у противоположного берега Сыр-Дарьи и нам туда не пробраться. Вернулись. Лев тем временем на лодке браконьеров вынул сеть. Улов хороший: 2 леща, 7 судаков и 21 штука воблы. Пока жарили блины и разделывали рыбу, баржа отвалила.
Завтра собрались отплывать, заранее собрали рюкзаки, море чуть волнуется. Нами замечено, что ветер по утрам – восточный, после 8 часов по местному времени заходит против часовой стрелки, дует с севера и к вечеру изменяет свое направление на западный. Поэтому нам надо плыть утром рано.
Вытащили поставленную днем сеть, улов: много судака, но мало воблы. Сеть положили сушить. На ночь было решено ее не ставить.
Занялись обработкой рыбы. У всех порезаны и поколоты руки. Ужин шикарный: уха, жареный судак, чай. Приятно после такого покурить и поболтать. Страдаем все еще от недостатка табака. Выпросили еще 2 пачки у казахов взамен вермишели.
Темнеет, отчетливо виден Млечный Путь. Пора спать. Отбой в 12 часов.

7 августа
Сегодня решили плыть в Каратерень. Укладываем рюкзаки. На море большая волна. Утром дул сильный ветер. Позавтракали холодной рыбой и чаем. Последние приготовления. Спускаем лодки на воду, отплываем. Волна бьет в борт лодки. Набрали много воды, поспешно отчерпываемся. Выходим из залива в открытое море. Ветер и волна стихают. Проходим первый рукав Сыр-Дарьи, второй. На мелководье пришлось выйти из лодки, подтолкнуть. Ветер попутный, идем с большой скоростью. Каратерени еще не видно. На берегу замечаем табун лошадей. Причаливаем к берегу, я бегу в надежде встретить человека и уточнить маршрут. Оказалось, что это не лошади, а верблюды. Их очень много. Людей – никого.
Возвращаюсь к лодке. В монокуляр просматривается коса. Видны башни и какие-то строения. Движемся вдоль берега и доходим до башни. Лев бежит на разведку, я держу лодку наготове. Подходят Мологины, закуриваем по махорятине, съедаем по куску судака.
Возвращается Лев и докладывает, что встретил, наконец, русских – двух человек с метеостанции. Они наблюдатели и живут здесь около 2 лет. До Каратерени около 3 км по песку. Время – 6 часов вечера. Нам надо попасть сегодня в магазин. Решено продолжать путь, мы со Львом быстро отплываем. По дороге достаю сетки, и Лев дает мне купюру - 25 рублей. Высаживаемся на берег. Узнаю у местных жителей, где находится магазин, и спешу туда. Идти по песку трудно. Долго пробираюсь до магазина. Вот и он, в полуразрушенном здании (строении). Покупаю водку и папирос. Хлеба нет. Бывает только утром. Чуть заблудился, наконец, нашел своих. Выясняется, что меня надули на 2 рубля 3 коп. Вот стерва! Перетаскиваем вещи на берег, вытаскиваем лодки и ставим палатку. Вовка готовит ужин: 2 бутылки водки, банка паштета, банка тушенки, лук, чеснок, чай, блинчики и жаренная холодная рыба. После ужина пели песни, курили “Беломор”. Отбой в 21 час 30 минут.

8 августа
10.00. Подъем. Надо идти в магазин за хлебом. Пошли вчетвером. Славка остался досыпать. Шли молча. Тяжело по песку пробираться, особенно на голодный желудок (сегодня не завтракали.) В Старом Каратерене хлеба в магазине не оказалось, поэтому пришлось идти в Новый Поселок - это еще около 2 км под палящем солнцем. В магазине купили хлеба, сигарет и спички. Зашли на почту. Лев и Вовка отправили домой письма. Пока ждали Володьку, Льва попросили зайти в местные органы власти и составили небольшую анкету. Это стало нередким явлением, мы к этому привыкли и ничуть не удивились.
В Старом Каратерени не забыли купить 3 бутылки портвейна белого, который был выпит без больших трудностей под ласковыми лучами шеститысячеградусного солнца, источника жизни. От безысходности Юра начал палить промокшими патронами по мартынам.
Через полчаса четверо задрыхли, а Славка пошел с ружьем охотиться и к концу тихого часа приволок мартына. Эту птицу казахи жрут. Мы не казахи – пошли втроем в магазин (Юра, Славка и я). На последние гроши купили 2 бутылки водочки и банку сгущенки. С большим трудом достали 3 литра воды в 2-х местах. Пришли, поужинали, выпили и, спев несколько песен, заснули.

9 августа
Проснулись рано, примерно в 4 часа. Небо было затянуто облаками, и моросил мелкий дождь, первый случай ненастной погоды в здешних местах за все время нашего пребывания. Мы спешно укрыли наши вещи от дождя и пошли досыпать.
В 9.00. подъем, погода не изменилась. Шел дождь, дул сильный северный ветер. Вскипятили чайку, позавтракали.
Возможность дойти своим ходом до о. Уялы исключилась, поэтому надо было искать попутный транспорт. Было решено, что Вовка со Славкой пойдут в местный аэропорт, а Лев на ПТС с целью узнать, нет ли судов в сторону Уялы или Муйнака из Аральска, поскольку из Каратерени доплыть на Уялы, кроме как на рыбацких судах, невозможно. Мы с Серегой остались в палатке за караульных.
Утром Лев проверил нашу рыбу, засоленную еще в устье Сыр-Дарьи: половина рыбы протухла, и ее пришлось выбросить, а остальную - потрошить и вновь солить. Небо все еще не прояснилось. Мы спрятались в палатку от дождя, сгоняли чайку и пишем дневник. В палатке много морской травы. Занесло ветром. С моря идет гнилой запах. Море в этом месте ужасно загажено тухлой рыбой.
Вернулись наши мужики с вестью о том, что из Каратерени до Уялы летает самолет один раз в 2 дня, т. е. через день в 10 часов по местному времени. Стоимость билета 7 рублей и 7 копеек за каждый килограмм груза. Завтра будет самолет, и мы решили лететь. Немного отдохнув, Вовка со Львом достали подводные ружья и решили поохотиться, но небо еще потемнело, и пошел сильный дождь, к тому же, море в этом месте мелкое, и вода мутная. После дождя вчетвером пошли охотиться на сухопутную дичь. Взяли 2 ружья и несколько патронов, кстати, патроны намокли в рюкзаке, набухли, и многие из них не входили в ствол. Шли вдоль берега. Видели стаи уток и гусей, но близко они не подпускают. Только однажды нам удалось подойти к утке на расстояние выстрела, но промазали. Охота была неудачной. Возвратились поздно вечером. Поужинали. Отбой в 22 часа.

10 августа
Подъем в 7.00. Небо чистое, но ветер довольно сильный. Спешно собираемся: укладываем рюкзаки и раскладываем по рюкзакам яхты. До отправления самолета осталось 40 минут. Нас с Серегой посылают искать машину, чтобы отвезти вещи на аэродром.
Первая попытка уговорить шофера была неудачной. В Старом Каратерене замечаем машину с рыбой. Рядом с ней — целую кучу местного начальства от начальника участка до директора рыбзавода. После знакомства и небольшого диалога нам обещали помочь! В это время подошли Вовка со Львом. На машине поехали к нашей стоянке, быстро погрузились и также быстро разгрузились у рыбоприемного пункта. Стали ждать, пока отвезут всю рыбу в холодильник.
На самолет мы опоздали, но нас уверили, что на следующий день будет самолет. Мы немного успокоились, к тому же нас угостили двумя огромными жерехами, а мы были голодны, как черти. Тут же одну рыбку зажарили, а вторую уложили в мешок. Рыбку запили чаем. Рыбка хороша-а-а-а! Наконец и мы погрузились и, не заезжая в холодильник, поехали в аэропорт. Оставили Славку разгружаться, а сами едем в магазин и за водой. В магазине купили 3 водки, банку помидор, набрали на 10 копеек воды (20 литров) и вернулись к “зданию” аэропорта, которое представляло собой полуразрушенное строение с разбитыми стеклами, но со вставленными железными решетками. Сделали фотографии, где мы стоим за решеткой. Начали готовить ужин. Сварили уху из жереха с супчиками, вскипятили чай, вскрыли банку помидор и раздавили 3 “пузырька” водочки.
Повеселели, орали, что есть мочи, песни, потом завязался спор о значении математики для естественных наук, о роли Ландау в мировой науке, и просто поговорили за жизнь т.е. о “смысле жизни”. Отбой в 23 часа.

11 августа
Встали в 8.30. Попили чаю. Собрали мешки и подтащили их к “взлетно-посадочной полосе”. Купили билеты на Уялы.
Вот и самолет. Погрузились. Взлет, и вот мы летим над выжженной солнцем пустыней. В иллюминатор, куда ни глянешь — пески и берег Аральского моря. Сделали одну посадку в Насканулане, и - на Уялы. Самолет приземлился не на острове, а на материке, и до Уялы (около 20 км.) ходит лодка.
До берега моря вещи таскали сами. До моря около километра. Все очень измучались и, раздевшись до трусиков, разместились в лодке, в ожидании ее владельцев. В 16 часов они появились. Взревел мотор, и лодка, обходя мели, пошла в сторону поселка. На полпути нас догнала другая моторная лодка, где нам со Львом любезно предоставили 2 места. С ветерком и водяной пылью несемся по морю и быстро достигаем поселка. Товарищ с моторки был русский из Ростова-на-Дону, он здесь в составе группы исследователей работал на метеостанции. Он помог нам заправится водой и бензином, а так же сообщил нам о возможности доставки на их судне в Муйнак.
Приплыли остальные наши ребята, и мы расположились около вонючего склада. Нас приняли за организованную экспедицию и отнеслись к нам с почтением. Уже почти стемнело, когда подтащился баркас с водой. Пока Вовка готовил ужин, мы узнали у рыбаков, что их суда не ходят дальше Бектау в сторону Муйнака, а Бектау находится в 40 км от Уялы. Наверное,придется, как говорит Мариничев, идти своим ходом, если ничего не выйдет с экспедиционным судном “Шмидт”. Озабоченные этим сообщением, мы молча поужинали (последний раз с водкой) и, не сходя со своих мест, уснули.

12 августа
Проснулись в 9 часов. Лев сразу побежал на пристань. Около нас сразу собралась толпа местных ребятишек, которые очень удивлялись, зачем это мы чистим зубы, вернее, не знали, что это мы делаем.
Вообще народ очень дикий. Цивилизация сюда еще не дошла, в этом мы убедились на протяжении всего пребывания в этой республике.
Лев вернулся, не сообщив нам ничего нового. Готовили завтрак, мыли посуду. Подошел наш знакомый Толя с метеостанции и огорчил известием о том, что “Шмидт” стоит в Муйнаке и пойдет только в Аральск. Позавтракав и искупавшись в море, распределили обязанности: Вовка со Славкой уходят к коменданту аэропорта, а Лев к капитану. Мы с Серегой остались писать дневник и сменили воду в питьевом бачке. Мужики вернулись и сообщили, что мы можем добраться на судне “Балхаш” только до Бектау, и до Тайлакджегена нас может довезти “свободный” человек из поселка, которого мы с Серегой не нашли.
Целый вечер готовились к отъезду: пекли хлеб, готовили ужин прямо на камбузе баржи. Там же и заночевали!

13 августа
Встали рано, в 6 часов отправляется “Балхаш”. Перетащили вещи, отплыли. До Бектау 4 часа ходу. По дороге прихватили рефрижератор, позавтракали с рыбаками. В Бектау сходили в магазин. Купили сигарет, спички, рис и сахар. Потом зашли на метеостанцию к русским, так их здесь называют местные жители, но там нашли одного человека, и то спящего. Нам показали скважину с пресной водой. Вода почти горячая. Мы с удовольствием помылись. Мы с Серегой зашли на бахчу и похитили арбуз. Он оказался почти еще зеленым, но вполне съедобным. Насладившись фруктами, возвращаемся на судно. По пути зашли к русскому, побеседовали, даже хотели поддать (у него очень болела голова), но мы спешили на борт. Попив чайку, поплыли в Косшохы, это еще ближе к нашей окончательной цели. Дальше решено плыть своим ходом. Всю необходимую информацию мы получили, нам даже подарили очень ценную карту Аральского моря.
В Косшохы прибыли поздно вечером. Солнце почти скрылось за горизонт. Уже совсем стемнело, когда мы поужинали и залегли спать. Отбой в 21 час.

14 августа
Провели весь день, готовясь к завтрашнему отплытию: собрали яхты, напекли блинов, натопили воды изо льда (2 кислородных посудины и 2 канистры – литров 90 – 100.) Одну канистру мы с Юриком заполнили из скважины, где было встречено стадо диких коров. Ездили на яхте за этой водой и застряли в болоте: яхта на мели, а за борт не спрыгнуть – грязища почти до пояса, и передвигаться невозможно. С большим трудом выбрались.
Легли пораньше, чтобы и встать пораньше.

15 августа
Встали достаточно рано (вместе с солнцем). Загрузились и пару часов шли на веслах. Ветра не было. Перетащив через отмель яхты (прохода не нашли), вышли в море за о. Селедли. Курс: запад – юго-запад. Остановились в 17.30, не зная, где точно. Предполагаем, что на о. Ушмурза или о. Камышовый. При озерах острова полно дичи и следов кабанов. Несколько раз пальнули из ружей. Убитые утки улетели, не хуже живых. Пока плыли, видели черных лебедей.

16 августа
Опять встали чуть свет. Опять надо плыть. Пока собирались – вскипятили чай. Около 8 часов тронулись. Ветра почти нет. Идем на веслах. Прошли около 1,5 км, тут нас постигла первая неудача: мы хотели обойти остров (по нашим предположениям, это о. Камышовый), но напоролись на мель, и что бы выйти в открытое море, надо было протащить лодки около 5 км. Решили вернуться назад и обойти остров мористее. Разворачиваемся на 180 градусов.
Грести стало трудно. Ветер усилился. Мордевинд. С трудом преодолеваем этот участок пути, натягиваем паруса. Берем курс на запад и чуть южнее. Лев Мариничев держит его по компасу с точностью до 5 градусов. Ветер достаточно сильный. Идем со скоростью 4 узлов, покачиваясь на волнах. От деревянной банки лодки болит пятая точка. Устраиваемся поудобнее. Кладу под себя свои шмотки (кстати, меньше воды течет из швертового колодца), глубина в этом месте достаточная (по крайней мере, не приходится вытаскивать шверт из дна.) Идем довольно далеко от линии суши. Впереди замечаем “беленький” остров - это, по рассказам рыбаков, должен быть остров Тайлакджеген, на камнях тучи бакланов. Славка стреляет, и раненная птица падает в море. Я бегаю за ней по колено в воде. Потом поймали 5 штук, открутили головы и побросали в лодки. Продолжаем путь.
Уже скоро сядет солнце, мы подруливаем к земле и на песочке засыпаем.

На этом дневник обрывается, но доподлинно известно, что все участники похода благополучно вернулись домой.
Участники похода:
Братья Мологины: Володя, Сергей и Слава, Лев Мариничев и Юрик.
Поход по морю, которого нет Два швербота типа “Мёва”.

30 лет спустя
Со времен того давнего похода многое изменилось. Воды Амударьи отведены на поля, Арал быстро мелеет. Он превратился в 2 озера: Большое Море и Малое Море. Они соединены протокой, по которой вода течет из Малого в Большое. Аральск стал городом – призраком. Бывшее дно моря – соленой пустыней, по которой кое-где разбросаны ржавые остовы судов. В общем, того моря теперь нет.

Автор - Алексей Лапин (Москва)