Тип материала: Дневник Регион путешествия: Украина
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано

Автор: Масяня

Источник: velotour.com.ua

Изначально планировалось проехать от санатория Карпаты (он же замок Шенборов) до Черновцов, через Говерлу и всяческие красоты северной части Закарпатской и Ивано-Франковской областей. Но, поблукав по лесам возле очаровательного села Новоселица и реально взглянув на свои силы, решили поменять маршрут. Цель - отдохнуть, посмотреть что-то новое.

Компания собралась буквально за неделю до выезда: Андрей (mark), Олег (thief), Леша (Slim) и я, Масяня. Меня приятно порадовал менталитет группы: в гору - хорошо, по грязюке - еще лучше, маршрут меняем - неплохо, жарко - ну и что? Короче говоря, нравилось абсолютно все :) Большое спасибо, за приятно проведенное время.

1 день. 18.07.04

Поход по Южному Закарпатью

Надо отдать должное ночи в поезде: двухлетний мальчуган в купе регулярно распевался; бабушка, как раз напротив нас, была больна какой-то легочной болезнью, со всеми вытекающими последствиями; около 2 часов ночи пьяный в стельку пассажир решил узнать, где его постель и т.д. Одним словом - "выспались":)

Стоянка возле санатория Карпаты - 1 мин. Поезд неспешно подкатил к платформе, остановился, а проводника нету…Забыл, что мы выходим…Тамбур закидали шмотками с велами так, что дверь оказалось открыть сложно… Тем не менее выгрузились:) Леша решил подкачать камеру. Вырвался ниппель. Ладно, поставим другую камеру. Подкачал, второй ниппель - туда же. Хм… "Лучше - враг хорошего". "Наверное, бабка заговорила", - предположил Слим. И вправду, они как-то не очень сдружились. Тем временем Андрей занимался художественной росписью по асфальту - выпиливал стельку для контактов, а Олег менял стертые на соревнованиях колодки.

Километр подъема - и мы возле красивого санатория "Карпаты", который расположился в замке 18 века. В одном из сел не могли отлипнуть от дерева вкуснейшей алычи :) А за Мукачево решили поматрасничать - остановились возле озера, больше похожего на большую лужу:). Сюда нас направила продавщица из магазина возле шоссе. Еще она рассказала про чистое озеро с прозрачной водой но " там, там, там", одним словом - далеко:) Пока ехали до Берегово, нас попытался намочить дождик. Мы отчаянно сопротивлялись:) В городе нашли 2 замка. Один - поменьше, отреставрированный, внутри - ресторан; второй - дворец, огромный, забытый. Видимо местные жители не очень его любят: ни стекол, ни рам, штукатурка отваливается, на крыше - деревья, вокруг летают много-много ласточек. Колоритно. Кроме всего прочего когда-то это был завод точной механики. Сейчас - его мееедленно превращают в достопримечательность: еле заметны следы ремонтных работ. Второй замок стоит посмотреть: похожих не видела никогда. А еще увидели парня на веле "Velolux". Это что, Землячки авторские велы начали выпускать?:) В 17:19, преодолевая языковые барьеры, попытались посмотреть всякие интересности. Их оказалось не много. Приехав в 18:49 в с. Вел. Береги попытались достучаться до смотрителей местной гимназии, в которой находится музей ткачества. Тщетно. Еще узнали, что в магазине может не быть хлеба…Начал появляться языковой барьер, который стремительно поднимался. За с. Квасово, на речке Боржаве завалились спать. Перед этим пообсуждали здоровецкую лежащую трубу, частично вкопанную в землю. "Она не вписывается по фен-шую", - сказал Андрей. Шуточки на счет этой фразы сопровождали нас весь поход.

2 день. 19.07.04

Поход по Южному Закарпатью" height="100" width="75">

Будильник прозвенел в 6, но из-за ливня проснулись позже. Люблю дождь:) Особенно, когда он служит поводом поспать еще часок:) А еще люблю умываться, поэтому приходиться напрягать мозги. Вода есть, в речке, только берег крутой: глинистый обрыв см. 40. А умыться-то хоцца:) Изобрела "полевой умывальник": к кружке крепко привязывается веревочка и закидывается, как блесна. Получается смешно и эффективно:) Сегодня же познакомились с Венгерскими операторами: ЮМС не ловил вообще, Киевстар пытался окунуть меня в роуминг, но я отчаянно сопротивлялась (выбрала в ручную - 2,3 палочки).

Сегодня Андрей закончил выпиливать стельки. Первые два дня он оставлял метки для шпионов:) Все последующие - постоянные падения. Сначала волновались: едет, едет, остановился, упал. Потом привыкли:)

В с. Вилок хотелось посмотреть краеведческий музей, но нам даже не удалось узнать его месторасположение - аборигены не понимают ни русского, ни украинского. Почувствовали себя за границей. Кстати, посмотрели на Румынию - была в 100 метрах от нас:) Сегодня нас окружали мадьяры. Совершенно другие люди - и по внешности, и по одежде, и по манере поведения, и по образу жизни. Мадьярские села будут побогаче наших, украинских. Заметила, что в южной части Закарпатья очень любят цветы: из разноцветных вьюнков делают красивейшие изгороди, украшают стены и деревья. В Виноградове ничего особенно интересного не нашли…

Поход по Южному Закарпатью" height="100" width="134">

Через 37км остановились у озера, похоже, искусственного. Глубокое, прохладное, приятное. Потом - длинный и нудный подъем. Развлекались казенными яблоками (можно добывать и потреблять прямо на ходу) и ягодками под названием черница - смесь малины, шелковицы и земляники. Вкусные. Кроме того, вдоль дороги их достаточно много. По виду - малина, цвета шелковицы с красноватыми листьями. Растет на кустах, колючая:) Не прошло и пол года как мы попали в с. Новоселица, где мы долго околачивались. Сначала закупались, потом узнавали месторасположение грунтовки до Велятина(мнения разделились: одни говорили, что с бициглями не проедем, другие - не теряли надежды:), долго ждали смотрителя музея, о котором мы узнали совершенно случайно. Первым делом нам показали самую маленькую церковь Закарпатья (17 век), где частично сохранилась даже роспись. В 10м от нее располагался этнографический музей. Вход по 25коп для детей и 50 коп для взрослых. Много интересных экспонатов, все можно трогать (даже библию века 16,17). Смотрительница музеев много интересного рассказывала. На вопрос Андрея, помогает ли держава содержать музеи, женщин сказала: " Та ви що! Де там!...А що сільрада? Я, да моя сім'я. Так і працюємо." Жалко...тяжело им...

В половину девятого закатились мы в лес. Поблукали в поисках места для ночевки. Уже стемнело. Я, без фары, во время даунхила похоронила свое переднее крыло и открыла сезон падений. Поставились на пушистой полянке, недалеко от речки. Живописное место.

3 день. 20.07.04. Можно сказать, дневка:)

Поход по Южному Закарпатью

Верх, вниз, верх, верх, верх, вниз, верх, верх, верх, верх, верх, верх, вниз; грунт, камни, лужи, ягоды; тень, солнце, привалы, карты, компас; на юг, на север, на запад, на восток. Иными словами - едем в Велятин. На привале увидели необыкновенной красоты жеребца: носился галопом по лугу. Зрелище неописуемое!

Где-то там, внизу работают лесорубы. "Пойду спрошу!", - сказал Андрей и испарился. Я, вообще не успела среагировать. Лесорубы испугались до полуприсмертного состояния. Еще бы: с гор слетает байкер на лисапеде в желтых огромных очках. Наверное, подумали инопланетянин:) Дорогу не показали, мол, Велятин ТАМ, а как туда проехать мы не знаем… Блукали, блукали…спустились к еще одним лесорубам. Таких круглых глаз я уже давно не видела:) Дружелюбно улыбнулись, сказали, что дорога есть, она одна, ведет…в Новоселицу…

И снова Новоселица!:) Спускаясь с гор, решили покупаться в озере. Там-то мы и прикинули, что в план абсолютно не укладываемся. Надо что-то решать…Решили покататься на электричке. Долго думали куда ехать, что делать с билетами…Посмотрев на расписание прикинули, что идеальный вариант доехать до Солотвино, оттуда до Буштино на Синевирское озеро, водопад Шипот, Воловец, Боржавскую полонину. Ближайший транспорт - в 22:45. Времени куча. Пошли в кафе. Марк заказал порцию пельменей. "30 штук", - сказала официантка. А я подумала: "Ничего себе порцайка! Понимаю, отбивные 45 размера, но 30 штук…они же в одного человека не влезут". Принесли… Можно было плакать… Кулинары - ювелиры: пельмешек размером с пуговицу на шелковой блузке. Короче говоря, "огромная" порция поместилась на блюдце, чуть больше кофейного:)Андрей поехал своим ходом. Билеты нам продала удивительной доброты женщина. А звали ее Иванига Магдалина Адальбертовна. Память на имена плохая, но уж очнь экзотическое - записала:)Ну и электрички в южном Закарпатье! Вы думаете это старые развалюхи? Почти:) Евроокна, новая вагонка, деревянные сиденья и почти все новое:) А рядом проезжали вагоны с бархатными сиденьями, столиками и шторками. Приближаемся к Европе. Отвезли нас в депо - что-то сломалось. Простояли час, но в Солотвино прибыли во время. Интересно, как можно найти место ночевки в 2 часа ночи в заселенном районе? Появилась идея перекантоваться в спальниках без палаток возле дороги, а часиков в 6 ехать искать озера, когда хоть что-то будет видно. Так и сделали.

4 день. 21.07.04

Поспали 5 часов, за пол часа собрались и выдвинулись в 9 утра. Покатались по Солотвино, покупались в озерах. Утонуть в них невозможно: большое содержание соли. Вот только все щиплет (ссадин себе заработали уже прилично) и плавать неудобно, зато весело - ноги всплывают:) Приходиться учиться заново.

Надо признать, что инфраструктура в Солотвино развивается в геометрической прогрессии: два года назад было пару кафешек, теперь негде приткнуться… Зато остался мой любимый дядя со сладкой ватой: дает до 25 порций в одни руки:) Вот только, цены поднял: раньше по 50коп. продавал, теперь по 1грн. Но радости от этого не меньше:) Хотелось посмотреть Грушево частный этнографический музей "Серебряная земля", но село пролетели с молниеносной скоростью…Правда возле дороги (а она похоже там одна) ничего похожего на музей не узрели, а мадьярский пока еще не выучили. Поэтому не сильно жалели. В Тячеве вертели головами на 360 градусов, рассматривая церквушки, часовни и т.д. Много интересностей находиться по дороге, а в закоулки заезжать не было ни малейшего желания. Заехали на вокзал поменять билеты. Сильно взволновали начальника станции, который отказался писать объяснение о причине отказа возврата денег. Перед Буштино решили заглянуть на Тису - искупаться. Попали в Венгрию, не переезжая границу: на берегу отдыхали байдарочники, каякеры и др. водные зарубежного происхождения. Ночевать остановились уже за поворотом на Синевирскую Поляну, в км от дороги, возле чистой, безлюдной речки. Тишину потревожили лишь местные мужики, приехавшие на КАМАЗе пособирать камушки: метали в кузов здоровецкие глыбы. И где у них столько сил?:) Красивый закат в горах:) Пускай и на поле:)))

5 день. 22.07.04

В Чумалево остановились возле колодца попить воды. Через сек. 20 выбежала бабушка из ближайшего дома и принесла чашку! Очень была удивлена тем, что мы едем из Мукачево и тем, что я обливаюсь водой из колодца. "Вона ж студена! Не можна..."Очень за меня волновалась. Приятно:) А для меня, вода - замена кулера: единственный способ ехать по жаре. В Заброде впервые в Закарпатье увидели ларек с булочками! Олег с Андреем пролетели, а Слим и я купили по Харьковской, с повидлом. Она оказалась, на удивление, свежая. Еще немножко удивила продавщица. На вид, ей лет 16, при том, что по законодательству продавцом можно работать только с 18. Это особенность Закарпатья - люди намного раньше начинают трудовую деятельность. Через пару сот метров, в 12:30 остановились пообедать. Чуть позже, после ГЕСа нас остановил мент…"Странно", - подумала я. Оказалось за нами ехала группа велосипедистов, около 20 человек, как сказал мент. Он поинтересовался чего ент мы так урвали от группы. Хотелось увидеть эту толпу, но не судьба - они нас так и не догнали. За несколько километров до последнего подъема на Синевир мы свернули на право - в музей леса и сплава. К нему - 3-х км подъем. Но сзади очень красивые горы, справа - речка с маленькими водопадиками и порогами, а вокруг - лес. Одним словом - красота. Музей - на любителя, но в общем - интересный и познавательный. Я не жалею, что дооолго поднималась. Через 73 км от места старта, наконец-то доехала до въезда на территорию заповедника. Охранник уже ушел, поэтому нам удалось сэкономить 4 грн. В кафешке отдохнули, поужинали. Слим нашел очаровательное существо: слизняка диаметром см2,5 и длинной см 10 люминесцентно -синего цвета. Красивый:) Странная вещь, под Синевиром нет приема… На озере, правда, тоже, но там - горы, еще можно понять. Пошли искать ночевку. Все колыбы старые, поэтому бетонный пол весь покарябанный, с дырками, камнями и песком. Лавочки есть не везде и часто шатаются. Обойдя с десяток колыб выбрали на обум, т.к. одна была "лучше" другой. На Синевире очень красиво вечером. Тишина, ровная гладь озера, голубой диск луны, случайно рассыпанный бисер на небе, горы, лес и ни души…

6 день. 23.07.04

Около 8 утра начали появляться люди. Но мы уже к этому времени встали и начали собираться. Преодолев 2.40км подъема по желто - красно - синей тропе за 27 мин. со средней 6.18 (во многих местах удобнее идти пешком), начали спуск по желтой. Достаточно скоро, перебросив велы через реку, увидели красивейший пейзаж - горы в голубой дымке. Продолжили спуск без маркировки - на право, в лесоповал. И как мы тут поднимались 3 недели назад? На подъеме к Шипоту встретили компанию байкеров - парень, 2 девушки и 3 деток, если я ничего не напутала. Возле охранника висело постановление сель. рады об экологических сборах: 50% - экологический сбор, 50% - в сель. раду:) Странно, а ведь совсем недавно этого не было…. Меня успешно выдали за студентку:) Даже липовый студенческий не пришлось показывать;) Возле водопада обнаружилось, что Киевстар не ловит, в отличии от ЮМС. Поднялись к истокам водопада. На горку вела узкая и довольно крутая тропинка. "Сейчас выйдем на чистую, красивую, безлюдную полянку…", - начала размышлять я. Ага! Как же! Вышли на полянку, а там штук 5 палаток… Одним словом - движняк:) В водопаде нашли дырку: вымыло водой в камне. Красиво. Сбоку и сверху водопад смотрится еще интереснее. Попытались найти место для ночевки. Это оказалось не так-то просто: полянок мало и все они видны с дорожки на водопад. Поставились на муравейнике - эти "маленькие" (лесные) существа были просто везде. Посидели возле речки, продигустировали вино…Короче говоря, поход близится к своему завершению.

7 день. 24.07.04

Утром узрели байкера, еще одного, еще одного, и еще одного… Phasol… Phasol!!! Phasol!!!!!!!!! О! Услышала:) Странная вещь, куда не поедем - постоянно с Юлей встречаемся:) Мир тесен:) Часть компании перебежала ченрез речку. Irinula, Tasy, Aquarius… 11 человек. Несколько компаний, у всех разный маршрут, на разное время, но на Шипот приехали все. Приятно встретить байкеров, особенно знакомых:)

В 12:30 выехали, через час уже были в Воловце. По дороге встретили туристов. Едет мужик внушительных размеров, а сзади что-то телепается…Потом это что-то вырисовалось в ноги, которые в свою очередь перевоплотились в девушку. Они ехали на тандеме. При чем, первая часть с мужской рамой, вторая - с женской. За ними - парень на "Туристе" груженый до низя. До 3 посидели в Воловце.

Теперь подъем на Боржаву. Теперь нас ведет Олег. Поднимались по дороге через село. Похоже, ее обожают трактористы: земля перепахана гусеницами. Преодолев первую часть дороги, вышли на красивую полянку. Здесь я оставила сосновую веточку с маленькими шишками, подобранную на дороге (рядом недавно пилили сосны) до завтра, чтоб не тащить на верх с собой. Дорога стала серой и грязной. Особенность в том, что грязь везде выглядит сухой и твердой. Все пошли справа по тропинке. Я решила пойти слева - дорога ровнее и чище. Иду себе и в ус не дую. А ноги-то не переставляются…Пытаешься вытащить ногу, приходится опираться на вел, а он, животное, грузнет. Сама вылезла, конь застряль. Опираешься на ногу, вел вытаскиваешь, сам опять в грязи… Мдя… С горем пополам вылезла. Не прошло и 50м, как все повторилось. Только уже посерьезнее - грязь была см на 10 выше щиколотки. Еле-еле кроссовки вытащила. Выйдя из этой жижи ноги поменяли цвет, размер и фактуру. А колеса этой "красотой" еще и в лицо плеваться начали. Приятный проход:) Пообедали, прошли мимо цветочной аллеи, через сосновую рощу, лес… Через 23.38 км, слева - родник. Через 240м - еще один. Оба - малозаметные. Вода холодная, относительно чистая (возле вокзала вкуснее:). Весь подъем нас усердно пытались догнать пешеходники. Но даже возле родника мы не встретились. В начале седьмого, преодолев чуть ли не 50-ти градусный уклон вышли к заброшенной сыроварне. Поговорили с очень приветливым пастухом. Очень интересно общаться с местными жителями - они много нового и полезного рассказывают. Останавливаясь возле черники (ее на Боржаве очень много) долго совещались о месте ночевки: к лесу идти долго и неудобно, на горе становиться страшновато - пастух остерегал нас сильного ветра, решили стать на траверсе. Еще и родничок подвернулся. Олег с Андреем, как всегда, решали ставить ли палатку. Это их ежевечерний ритуал: сначала аргументировано уговаривают друг друга, решают спать под открытым небом, а мин. через 15 принимаются "за строительство дома":) Две ровные полянки оказались по разные стороны родничка. Мы подшучивали: "Ээээй! На той стороне реки! Дайте нож, плз:)" На Боржаве красиво, очень. И днем, и ночью. Тихо, спокойно, ветер гуляет, птицы летают… Первая и последняя ночевка - на Боржаве, одна на речке, другая - на полонине. Символично. Быстро пролетела эта неделя. Совсем незаметно, даже как-то домой ехать не хочется…

8 день. 25.07.04

Слим и я проснулись раньше, поэтому на Темнатик мы пошли первые. Гора находилась как раз напротив нашей ночевки. За час мы дошли до креста. Он оказался огромных размеров, из металла. Его видно из Воловца. Правда, из смт, Темнатик выглядит маленьким холмиком. На самом деле, это не так. Попыталась залезть на крест. Преодолев полтора, два метра, и поползла вниз: страшно. Ветер сильный даже на тропинке, а если подняться чуть выше просто сдувает. Да и высоковато будет:) В следующий раз может и до верху доползу:) Пришли в лагерь, парни уже позавтракали и сложились. До Темнатика они дошли быстрее, минут на 10. На хребте они видны как мааааленькие-маленькие черточки-точечки, а возле креста можно только догадаться, что там кто-то есть. Олег тоже попытался залезть на крест. Но жизнь дороже - тоже решил до конца не подниматься.

Неспешно спустились в Воловец.

К сожалению, наша любимая кафешка (в отеле возле вокзала) не работала: кухня в воскресенье отдыхает. Встретили часть группы с Шипота, они нам посоветовали кафе напротив. Цены повыше (в отличие от "нашей", где все блюда по 1,50грн., здесь встречаются и по 4,5 грн.),зато сервис поприятнее.

Вот и закончился наш поход. Жалко. Хочется еще. Надо повторить:)

Перлы

1. А так тоже можно спать [поперек палатки], только все ноги в одно место. - Андрей

2. Ви звідки? З Мукачева? То ви настоящі туристи! - бабушка из с. Новоселица

3. Це не отдих - це труд! - скучающая продавщица о велоспорте

4. - Де твій шльом? - спросила доборая бабушка, напоившая нас водой о шлеме Олега.Тот посту чал по голове и улыбнулся.

- Так це ж не товарний від! - рассмеялась бабушка:)

5. Андрей: "А давайте поднимемся на эту гору!"

Масяня: " Давайте!:) Только я вас здесь подожду:)"