9 февраля 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Якутский
Вид туризма: Водный туризм

Поход в Якутию за очень большой рыбой.

10.07-02.08 2019

Сплав:  оз. Большое Токо-р. Мулам - р. Идюм - р. Алгома - р. Гонам - р. Учур - р. Алдан

Гэндальф: «Опасное это дело Фродо, выходить за порог».

Из анамнеза: «Считает себя больным с 1999 года….»

Ровно 20 лет назад меня и Диму заразили сплавной лихорадкой ("http://veslo.ru/2001/othet/hoper.html" rel="nofollow"). У Димы к тому же обнаружились, и со временем обострились признаки рыбацкой горячки. Причем в крайне тяжелой форме, с трудом,  поддающиеся лечению,  достаточно  длительному  и дорогостоящему. Основной симптом - навязчивая идея поймать большую рыбу. А на данном этапе заболевания – только очень большого тайменя. Ремиссия у нас длится месяц-два, поздней осенью  неизбежное обострение. И…. понеслось.

После очередного похода на Путор: не очень успешного, и потому с некой горчинкой послевкусия (зудящее стремление попасть туда непременно вновь, еще требует изучения), у меня не было оформленных идей для странствий на следующий год. Зато у Ильича (Димы) в голове так и стучало: таймень, таймень, очень большая рыба, ну, ОЧЕНЬ!

Критерием  «ОЧЕНЬ» были кадры из фильма Василия Никитина про озеро Большое Токо   ("https://www.youtube.com/watch?v=-klwD18fqmQ" rel="nofollow"), в Якутии. Все мои отговорки, что мы в Якутии уже были, что на этом маршруте один интересный и серьезный Муламский порог и  все. Далее 700 км грябалки по спокойной воде, что в «малую воду» это  - сплошной шкуродер и мытарства с проводкой, а в Якутии в июле всегда жара = «малая вода» - (минус) рыба.

К тоже же, слишком дорого, далеко, труднодоступно, да  практически нереально! - все подъезды заблокированы неким Мечелем (тогда, я была уверена, что это фамилия олигарха). Озеру не повезло , по соседству расположились угольные копи  и единственная дорога , идущая параллельно частной ветки «железки» от станции Улак, перекрыта на въезде блокпостом, без специального разрешения не проехать. Озеро - «жемчужина Якутии»- оказалось практически в частном владении.

Но, трудности подогревают, начала выуживать из сети контакты, отчеты, переписываться с друзьями и слать запросы в официальные инстанции. Каким - то кривым образом вышла на Андрея, который обязался забросить нас почти до самого озера через все кордоны и препоны, а это около 300 км от станции Улак трассы БАМ. «Почти до озера» это -  около 7-8-9 км пешки.

Обратилась и к Василию (Новотроицк, Оренбургская область) с каким - то невинным вопросом, а он тут же – «А можно с вами?», «Пока, можно», «А можно, со мной будет еще «мальчик»?». «Можно». В тот момент, мы были согласны на кого угодно, потому что идти одним экипажем было страшновато.

Подписавшихся на три недели и почти на 70 тыс. с носа нашлось, кроме нас с Димой - трое. Константин, Саша и Алексей, вновь приобщенный. Потом появилась «девочка»-Оля Кипяткова -Кипочка. Поход в Якутию за тайменем, на уникальное, почти недоступное озеро, в заповедные, дикие места, на бурные и рыбные реки, равные по длине расстоянию от Москвы до Питера обретал плоть и кровь.

Рыбаков, засоряющих эфир, выдели в отдельный чат, пусть там  делятся, меряются, хвастаются и советуются.

За три месяца до времени «Ч» объявился Сергей, откликнувшийся на мои зимние призывы поиска попутчиков. Также захотел взять с собой «мальчика», а потом, еще одного «мальчика». Мы люди толерантные. Двух, так двух. Веселее будет. Потом оказалось, что они к тому же чешские подданные. Забегая вперед, скажу, было очень весело, мы не пожалели, нам хватило и одного - Лукаша. Томаш, внезапно заболев, пропустил много интересного.

За месяц до вылета, вдруг узнаем, что «все пропало», ужасный Мечел понастроил новых кордонов, и Андрей (извозчик и проводник по запретной территории) не сможет доставить нас в некую точку Z, где под парами должен ждать вездеход, чтобы провезти последние километры до озеро. УПС!!!

Здесь, маленькое отступление. Откуда взялся вездеход. Изначально, все были согласны протащиться 7-8-9 км по тайге. Потом, видимо взвесили багаж, прикинули, сколько дней можем потратить на пешку, и было внесено предложение заказать такси (вездеход). Добрейший Иван Николаевич, хозяин вездехода (его телефон добыл Василий)  согласился. Надо было написать звездохода, потому что переговоры с ним напоминали кадры из старинных фильмов про звездолетчиков. Связи не было днями, звонки срывались, наконец - то долгий гудок…- невнятные обрывки фраз, стократное АлЁ, АлЁ, вы меня слышите, это мы  - жители мегаполиса, позывные - Ольга…. (потом  на метеостанции Чюльбю, нам выдали интерпретацию наших переговоров. «Ольга (у них за главного) ведет группу студентов. Принять и обогреть».

Итак, когда уже был пройден Рубикон, т.е. согласованы отпуска, куплены билеты, собрана команда, налажены множественные договоренности, подготовка идет полным ходом - нам сообщают, что доставка до намеченной точки невозможна. Замечательный Иван Николаевич  вмешался и предложил более надежного и верного человека , готового провезти через все блокпосты нашу команду до места встречи с вездеходом. Правда, и цена заброски существенно возросла. Выбирать уже не приходилось.

Параллельно тасовались варианты выброски. В конце концов, остановились на самой комфортной и быстрой.

Самое время рассказать о маршруте. Начало сплава - озеро Большое Токо – «уникальная жемчужина», как написано на сайте Дирекции биологических ресурсов и особо охраняемых природных территорий республики Саха.

Из озера вытекает река Мулам, примечательная, в сплавном отношении, порогом 4-5 категории сложности, за тем река Идюм порожистая, красивая, рыбная. Далее сплав по Алгоме, Гонаму (жалкие 4 км), могучему Учуру, который упирается в Алдан, одну из главных речных дорог Якутии. Сплавная часть маршрута предполагала около 650 км, и еще 400 км вверх по Алдану до поселка Томмот на катере.

Итак, 11 июля (четверг) вся наша разношерстная команда должна была воссоединится на станции Тында, хотя бы за час до отправления поезда №364,  станция следования - Улак.

Пришло время рассказать о команде:

Москвичи: Ильичи (я (Ольга ПБ) и Дима, он же Ильич); Константин, Александр=Саня, Алексей, Кипа (Оля Кипяткова), Сергей и Лукаш,  Новотроицк: Василий и Ринат, они потом (на каком то, пока не ясном этапе) должны были нас покинуть и уйти в самостоятельное плаванье вверх по рекам, «за сини  горы, за белый туман». Ребята могли себе позволить провести в тайге почти на месяц больше, чем мы.

Оренбуржцы - счастливые люди пожирали километры нашей необъятной прекрасной родины на поезде, Лукаш одинокий и голодный – копченая куриная ляжка забыта в холодильнике, так же созерцал красоты нашей необъятной, трясясь в плацкарте от Москвы до Тынды, вольный стрелок Сергей летел через Хабаровск и по БАМу- по БАМу опять же до Тынды.

В Тынде они («оренбург», Сергей и  Лукаш ) воссоединились, закупили продукты и ждали нас, прилетавших на следующий день в Нерюнгри. И мы, проехав 200 километров, прибыли в условленное время и место точно  без опоздания.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Глава первая. Пожизненный КУНГ с гвоздями.

(11-12-13 июля)

Поезд «Тында - Комсомольск на Амуре», вопреки моим ожиданиям, вполне комфортабельный, с вакуумным туалетом, кондиционером, чистым бельем и приветливой проводницей, снабженной электронным устройством для считывания штрихкодов, спасибо Мундиале!   Для негабаритного груза (катамаранная рама, весла, баул с катом) заблаговременно был куплен билет в багажное купе (одно из удобств введенных РЖД несколько лет назад). На станцию Улак мы должны были прибыть чуть за полночь. Вскоре выяснилась некая нестыковка. Слава, водитель и проводник по Зоне ждал нашего приезда только завтра, т.е. наш выезд в ночь откладывается до утра, как минимум.

Станция Улак  это -  несколько подсобных строений, домик станционного смотрителя, довольно вместительный и комфортный, с эркерным окном, в который выставляется сигнальный флажок, светофоры, фонари и рельсы.

Смотрительницы предложили «девушкам» переночевать у них на диване, набрать и вскипятить воду (вода там привозная). Последним мы с благодарностью воспользовались.

Палатки разрешили расставить только на небольшой площадке на отшибе (утром увидели, что это место парковки). Бутерброды с салом, сто грамм, чай и «на боковую». Из Лукаша: «Я должен ночью спать, каждую ночь спать». Никто особенно и не возражал.

Пока остальные почивали, Вася с Ринатом - у них затянувшаяся акклиматизация- подстрелили в «поле», за палатками, зайца. К обеду у нас должен быть суп из зайчатины. Но, только закончили завтракать, как подъехал ЗИЛ с КУНГом (аббревиатура, обозначающая кузов унифицированный нулевого (нормального) габарита). Приветствую Славу, спасибо, что сумел пораньше.  Быстро собираемся, забрасываем вещи в фургон. Там довольно комфортно: столик, вдоль стен - скамейки.  Первый блокпост, практически сразу. Охранник заглянул, пересчитал по головам, больше к нам никаких вопросов не было.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Дорога достаточно укатанная, даже трясло, поначалу, несильно. Часа через два поднялись на первый перевал.

Под нами необъятные якутские дали, горный хребет у горизонта, на площадке множество разнообразных каменных пирамидок - «латз» в подражание, основной - огромной, природной, но испоганенной, как водится, надписями, типа «тут был Вася». Рядом крест и шаманские пестрые ленточки.

Мы с Кипой тоже сложили маленькие латзы, в попытке задобрить местных духов.  Потом был еще один перевал, нескончаемые подъемы и спуски, виды обалденные, но все начинают уставать.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Дело к вечеру, нас утрясла и утомила это уже почти 11-ти часовая дорога (остановка на обед

заняла чуть больше часа).

На мосту через Алгому по «спутнику», мобильники уже не ловят, Слава пытается дозвониться до водителя вездехода, согласовать время прибытия, так как ему надо еще заехать на шахту, что - то там передать. Почти совсем стемнело, проехав очередной пост, въезжаем на территорию угольного разреза. На встречке - силуэте монстров, наш КУНГ им в полколеса. Большинство команды уже в анабиозе, в полудреме.

Вырванная светом фар из кромешной тьмы картинка мрачновата: какие-то будки, сарайчики, остовы машин, тракторов, груды неопознанного железа, грязища, силуэты людей – все при деле - жизнь, работа кипит. Потом долго стоим чего-то ждем. А внизу, далеко под нами, в необъятной темной яме, сотни блуждающих огней, и НЕЧТО движется, скребет гигантской лапой по стенам ущелья. Неизбежные ассоциации с «Кин-дза-за» и фабрикой Сарумана по производству орков. Наконец-то мы поехали, и еще долго видели, как в глубине черного-черного моря тайги светилось, дрожало огнями, что-то чужеродное, нереальное, инопланетное.

Наш «кунг с гвоздями», как мы его прозвали, приободрился и достаточно бодро понеся по одной ему видимой дороге в лесной чаще. С Васиной подачи, развеселила мысль о том, что сами, по доброй воле, за свои кровные и немалые деньги забрались в этот уже почти пожизненный  (14 часов!) кунг и теперь просто обязаны стерпеть, не заснуть, доехать до цели. Хотя бы до вездехода.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

А вот и он!  Здоровенная, выше нашего фургона на полголовы, заляпанная грязью консервная банка, на крышу вскарабкались самые ловкие и стойкие, туда же заложили большую часть вещей.

Я и Кипа влезли  в кабину, дверей  в ней не наблюдалось ,  впереди мутные квадратики лобовухи, за спиной огромный короб, пышущий жаром, за ним основной кузов с полатями, большим столом, полками, заставленный ящиками, коробками, канистрами и прочим. Там расположились те, кто уже не мог ни стоять, ни сидеть от усталости.  На отдельном кресле слева от нас - пилот Юрий, перед ним два рычага, которые он  ожесточенно  дергает в какой - то только ему одному ведомой последовательности.

Папелац с чудовищным лязгом и скрежетом – весь в солярном дыму от натуги - штурмует горушки, проваливается в колею, разбрызгивая грязь, разгоняя куропаток, скатывается вниз, бродит речушку, по берегам, которой еще лежат снежники, калечит, выворачивая рыхлую заросшую кустарником почву. А слева - в проеме  поднимается солнце, прорывая ночное черничное небо и заливая его красно-розовым цветом, ,   а справа - уже на голубеющем фоне, бьет в землю, поверх деревьев, почти вертикально, ярчайшая радуга. Фотоаппараты - бессильны.

Поход в Якутию за очень большой рыбой      Поход в Якутию за очень большой рыбой

Я жду, когда же и как появится Озеро. Быстрее показались далекие, со снежниками «потусторонние» горы, а затем разлилось синее долгожданное море. Вездеход вприпрыжку покатился вниз.

Мы ехали по самой кромке воды, навстречу бежала солнечная дорожка, вдалеке по воде брел лось, будто не слыша нас. Потом пошел грибной дождь, и все кругом – лес, прибрежная трава, озеро, воздух зазолотилось, заискрилось, разлетелось множеством солнц. Это невозможно было пропустить, проспать. Хотя глаза слипались, сознание уплывало, я задремывала. Наконец, вездеход остановился, затих. Приехали, выгружаемся. Время 5 часов утра.

Глава 2.  Сплав. Стапель. 13 июля

Вода в этом году высокая, каждый день идут дожди. Почти везде береговая кромка обрезана под самую лесную полочку, а здесь, где мы остановились место пошире. Но, мокро и кочковато. Зато есть одно неоспоримое преимущество: Юра нас подвез по собственной инициативе, сказав, что ему все равно в эту сторону, практически к устью Мулама, то есть сэкономили 9 км гребли по озеру. Видимо, обычно, за оговоренную цену, всех довозят до кордона. Водитель, конечно, хотел немного подзаработать, но, мы туго соображали спросонья, а подарить ему спиннинг, на, что он робко намекал,  были не готовы.

.  Поход в Якутию за очень большой рыбой

У большинства полный временной диссонанс. Кто - то достаточно бодр и готов заняться делами, кто - то валится с ног   и должен поспать. Предлагаю всем действовать по самочувствию.

К вечеру имели следующее: суда почти собраны, продукты разложены.

1 день сплава.   14 июля.

Утром - сборы, вещей – гора. Продуктовые гермы, «кухня», рюкзаки, еще гермы, пакетики, коробка с 5 литровыми канистрами спирта (как выяснилось через пару дней, в одной из канистр возили обыкновенную воду). Плюс всякая мелочь (спасы, каски, коврики, спиннинги и проч.), которую надо куда-то подпихнуть, подсунуть, подложить. Провозились с найтовкой почти до 11 часов. Сергей с Лукашом управились гораздо быстрее, у них все упаковано в аккуратные стационарные гермомешки и, только свое, общественное уже не влезет. Нарушится баланс, как объяснил Сергей. Ничего, на следующий день мы его – баланс, немного подправили. Единственное, что они отказывались везти это - спирт. Так как оба были непьющими. Точнее, Лукаш пил пиво. Но пиво мы с собой не брали. Кстати, чай и кофе он тоже не пил. Только воду.

Василий с Ринатом хотят выйти позднее. Во-первых, тут «недалеко» - напрямки через озеро, и там по болотам км 10 - «нулевая координата». Заманчиво там сфотографироваться и нанести на карту. "http://confluence.org/index.php" rel="nofollow"      Обещают нагнать  у порога.

Наконец-то все расселись, Василий запускает коптер, что бы снять эпохальный момент отплытия

.  Поход в Якутию за очень большой рыбой

Ну, с Богом! Несмотря на мои предупреждения, что шивера    шивере рознь, и что по отчетам при высокой воде первые десять километров Мулама представляют собой серьезное препятствие, ребята расслаблены, Костя вместо «сидушки» с упорами, навязал рюкзак, будет сидеть на попе.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Остальные в упорах, но спасы надели только мы с Кипой.

Шивера, действительно оказалась «веселой», умылись все, даже пассажиров пару раз накрыло с головой. Костю в один неожиданный момент на очередном обливняке сбросило в воду, катамаран понесло дальше. Зачалиться удалось с немалым усилием, примерно в сотне метрах, практически на струе, под кустами. Косте повезло - было неглубоко и берег рядом.

Шиверы заканчиваются перед метеостанцией Б. Токо и начинается почти 40 километровый участок спокойной воды, хотя течение присутствовало, в среднем 5-6 км/час.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

В этот день у нас еще было много неожиданных встреч с лосями, гусями и даже мишкой. Мы на него наткнулись, выруливая из-за поворота. Он тоже был удивлен и даже привстал на задние лапы, чтобы рассмотреть получше, что это там?  Возможно, он только что вылез из реки, шкура была мокрая, а тут мы. Встреча была неожиданной, на принятие решения - секунды. Мои мысли метались между - снимать или тикать к дальнему берегу. Мишка оказался сообразительней, удрал в кусты.

Берега на этом участке Мулама почти плоские, невысокие густо заросшие полочки и тонкая галечная полоска, стоянку найти трудно.

Вечерело, к тому же закапал дождик, и мы решили поискать на острове, причалив к песчаному берегу. В глубине под лиственницами нашли более - менее пригодные, заросшие редкой травкой, места под палатки. Дождь усиливался, растянули тент, покидали вещи. Мы с Димой –дежурные, надо побыстрее приготовить ужин, но тут выяснилось, что таганка нет, забыли видимо,  на обеде. Такая потеря в первый же день огорчительна. Мужики напрягают ум и творческую смекалку, переругиваются, но, в конце концов сооружают простую и надежную Серегину конструкцию.

В это время Костя с обычным нытьем, как ему это сложно и тяжко, «листал» свой GPS, пытаясь найти точку обеденной стоянки

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Я, дозвонившись до Васи, у нас было оговоренное время выхода на связь, обрисовывала ему визуальные ориентиры, а позже передала и координаты, правда они , как потом оказалось, у них не совпали. Разумеется, за ужином выпили за успешное разрешение неожиданных трудностей.

Разбежались по палаткам, но кто-то долго еще сидел у костра и чем-то хрустел и причмокивал. Видимо, раскладка у нас недостаточно сытная, особенно для трезвенников.

2 день сплава. 15 июля.

Утро прелестное, солнечное. Иду умываться к реке, отхожу чуть дальше от лагеря, оглядываюсь и вдруг, вижу, на том берегу (река там совсем неширокая, метров 40) стоит в кустах лосик, обгладывает ветки, долго меня не замечал, пока я не тронулась с места, очень захотелось сбегать за фотоаппаратом, и он, вглядевшись, неторопливо ушел вглубь леса. В этот день мы еще пару раз встретили лосей, которые так же спокойно разглядывали нас, а потом неспешной походкой скрывались в чаще.

Погода опять балует – жара - загоняет купаться. Вода остужает мгновенно, долго в ней не просидишь и чувствуется довольно сильное течение, чтобы вернуться на точку старта надо приложить усилия.

Сегодня мы должны встать недалеко от порога. Где он находится точно, и где это «недалеко» неизвестно. На карте (2х километровке) он не обозначен. Примерная точка у меня есть, но, то ли это начало шиверы, то ли основной слив не понятно. Поэтому, как только река приблизилась к горам, перед перекатом, мы разбиваем лагерь.   Ильич и Леша сходили на перекат, прошерстили его спиннингами вдоль и поперек, но, ничего не поймали, на этом участке реки рыбалки вообще не было.

Полнолунье, я жду пока выкатиться на небо луна, хочу протестировать новый фотоаппарат, заодно посидеть,  поболтать  с Костей и Сергеем , послушать его рассказы о дальних странствиях.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

А ночью, точнее под утро, наш лагерь посетил Хозяин. Его следы обрываются в двадцати метрах от крайней палатки. Серега, как раз вылезший по нужде, видел, как он зашел в реку, и проплыл метрах в 10 от пришвартованного ката.

3 день сплава р. Мулам. 16 июля.

Сегодня у нас по плану прохождение Муламского порога. В некоторых отчетах он фигурирует, как водопад.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Сашка наводит порядок на палубе, она приобретает ухоженный  вид, все аккуратно упаковано,

привязано и разложено.

Тут как раз подошли «оренбуржцы", передали найденный таганок и высказала мне претензию, почему, не включила вечером телефон. Они, не жалея сил догоняли, чуть не перевернулись на шивере,   прошли почти 70 км, и обессиленные встали лагерем в получасе от нашей стоянки. А так, могли бы провести вечер вместе, угостить тушеным гусиком. Не судьба. Договорились, что будут ждать перед порогом. Это хорошо. Надежнее. К тому же Василий обещал запечатлеть наше прохождение на квадрокоптер, можем стать «звездой» ютюба.

Проплыв по достаточно спокойной воде около 4-х км, пройдя небольшую шиверку, увидели припаркованную справа знакомую лодку. Причалили. Капитаны (Ильич с Сашей), Сергей с Лукашем и я с камерой пошли смотреть порог. Впечатляет. Таких высоких валов и мощных сливов давно не видали. Сергей без обсуждения решает обнести. У него самого, довольно приличный сплавной опыт, но соваться в четверочный порог с необученным матросом, было безрассудно. Линия прохождения достаточно очевидная, есть пара обливных камней, от которых надо увернуться, а заход в водопадный слив должен получиться по дуге.

Наш экипаж решает идти, я сказала, что не покину судно, буду держаться всеми четырьмя конечностями, чтобы не смыло. После некоторых сомнений, меня оставляют. Оттолкнулись, пытаемся выйти на струю, но немного не рассчитали, тут же садимся на камень, он явно под Костей, шустрый Ильич спрыгивает и сталкивает кат, но течением сносит, оно не дает ему забраться обратно.  Моих сил не хватает, чтобы втащить его на баллон, Сашка спешит на помощь, матросы подгребают ближе к берегу, наконец -то все на местах. Развернулись и понеслись.  В самом начале, видимо просто не успели, слегка задели за камень, развернуло, но потом прошли все гладко. Команды поступали четко и вовремя, матросы не тупили, меня не смыло. Хорошо, но мало, как сказал Леша, ожидая большего.

У Ильича, когда геройствовал, смыло пластиковый тапок, как ни странно, именно эта мысль о возможных потерях во время прохождения,  пришла мне в голову при просмотре порога. Ильич – право сильного -  отобрал у меня мои розовые кроксы, но благодаря остроглазому Ринату,  тапок был найден в неких «камышах» и возвращен хозяину.

За порогом обширное улово, заваленное по берегу топляком и многообещающая тайменная яма. Решено, что в этот день некуда больше не идем. Рыбачим, общаемся, отдыхаем.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

4 день сплава. 17 июля.

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной». Заморосило еще с вечера, погода совершенно переменилась.  Пасмурно, прохладно и дождь почти беспрерывно.   Из палатки выгоняет только чувство голода и «малая нужда». А также желание поймать очень большую рыбу, но, это у самых мотивированных.

К обеду мы раскачались и решили идти дальше.  Под непрекращающимся дождем собрались, попрощались с Василием и Ринатом, сделали фото на память с зачетным тайменем, выловленным Васей по утру и быстро унеслись по валам.

Через полтора – два час дошли до стрелки с Идюмом.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Идюм пошире и помощнее, часто скальные выходы, вдоль широкой, распахнутой долины, заросшие лиственницами горы.

Периодически долина сужается, крутые высокие каменные берега зажимают русло, в этих местах качаемся на волнах шивер.  На холодных, многочисленных ручьях и притоках пытались ловить,  Ильич  посадил на свое место Кипу, командовал, а сам облавливал все перспективные места. Но, безрезультатно.

Дело к вечеру, стоянку находим с третьего захода, прорубившись сквозь кустарник и раскидав бурелом

Поход в Якутию за очень большой рыбой     .

5 день сплава. 18 июля.

Уже пятый день сплава, а мы все без рыбы. Алексей даже сложил спиннинг, ругает себя, что поленился встать вчера из-за  дождя и порыбачить вместе с Василием под порогом. Ильич, напротив, пытает удачу на каждом перекате, у каждого мало-мальски заметного ручейка, Кипа или я его  замещаем. И вот, очередной правый приток, мелковатая выносная струя, но...Сашка, почти с первого заброса берет небольшого таймешонка, а Ильич ленка. Несколько воодушевились,  доплываем до следующего. Тут застреваем надолго, к недовольству, мне так показалось, некоторых. Они рыбацкой горячкой не болеют, им бы поскорее до обеда доплыть.  А тут почти часовая заминка.   Ильич и Сашка поставляют ленков, Леша чистит, Кипа на подхвате. Я, как шеф, делаю самую ответственную работу - филирую, закладываю в банку, пересыпаю лучком, добавляю специи. С уксусом переборщила, но Алексей мгновенно сообразил и спас мое реноме

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Димка, поймавший здесь несколько зачетных леньков повеселел, теперь дело за тайменем. Ради которого, в том числе, мы и забирались в такую глушь: 6 часов перелет, 10 часов - машиной и поездом, почти сутки и вторая бессонная ночь - «кунг с гвоздями», потом   вездеход. А тайменя еще не поймал!

Ближе к вечеру причалили к ледяному ручью (обозначен на карте, как руч. Заросший), летящим откуда - то с холма по камням и завалам. Здесь за огромным валуном он наконец-то его взял!  Килограмм на семь и почти в пол себя ростом

.  Поход в Якутию за очень большой рыбой

На этом участке река по - прежнему широкая и быстрая, в окружении лесистых холмов, с частыми скальными выходами, мощность шивер возрастает, но, идется все с ходу, попадались метровые валы, которые иногда захлестывали  передних. Встали в устье Сивагли на высокой полочке, в глубине леса обнаружили разрушенное, почти заросшее зимовье, но место уютное, чистое, хорошее.

Поход в Якутию за очень большой рыбой.

На завтра запланирована дневка и баня.

6 день сплава. 19.07. Дневка.

В походе даже в день отдыха, отдохнуть , т.е. поваляться в палатке, потрындеть у костра, прогуляться по окрестностям без всякой цели и пользы редко когда и кому удается.  Тем более, если объявлена баня. День прошел в хлопотах. Баня, преферанс,  оладьи, копченный ленок и  жареный таймень – все удалось.

7 день сплава.  20.07

Накануне вечером (успели застать последний банный жар) нас догнали ребята, угостили, как  водится, вкусностями - копченым тайменем, вручили тапок Ильича. Встали рядом, по утру договорились «по чесноку»: мы облавливаем ручьи по правому берегу, они по левому. Мы, неумышленно (санитарные остановки) пару раз нарушали конвенцию, но без толку. Рыба не ловилась. (Ну, конечно, как же я забыла. Константин опять с утра стирал носки, то бишь, гамаши! Просили же его этого не делать! Не уследишь за всеми.)

Вглядевшись в карту, я пришла к выводу, что мы точно заслужили еще одну внеплановую дневку, течение, которое даже на плесах было около 7 км/час позволяло. Поэтому не успев отобедать, стали искать стоянку, разумеется, в устье какого-нибудь ручья. Во-первых, у нас еще не все отайменены, а во-вторых, именно там можно было найти более - менее пригодные места под 5 (пусть и небольших) палаток.  Вася, тоже решивший притормозить, приглашал разделить с ними некий убогий мало уютный уголок, но мы отказались. Надеялись найти что - то более пристойное. Но, единственное, чем наше место отличалось от их бурелома, это то, что это был наш неповторимый бурелом, немного ниже по течению.

Если честно, то со стоянками на протяжении всего маршрута было сложно. Только пару раз мы заночевали на совершенно классических, «стояночных» взгорочках, если не считать метеостанцию «Чюльбю».   Обычно береговая линия выглядела так: узкая или широкая (на поворотах, в устьях притоков) галечно-песчаная  полоса, частично заросшая кустарником и заваленная мелким плавником,  вперемешку с крупным,  за ней полочка, разной высотности, на которой  стоят почти стеной  тощие и не очень,  лысые понизу лиственницы с  трудно проходимым подлеском и непролазным сплетением карликовой березки и прочей кустистости  помельче.

Вот на этой полосе каждый выискивал относительно свободное и ровное место, согласно своим представлениям о ровности и о свободе.  Как ни странно, оно у всех разное.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Пока мы суетились у костра, Алексей ушел рыбачить к притоку.  И вернулся оттуда с зачетным метровым тайменем, тушку которого, после фотосессии, чистил и разделывал почти до ночи.

8 день сплава.   21.07. Дневка

Благодаря Леше, у дежурных и примкнувших к ним помощникам, опять есть чем заняться. Прогулявшись по окрестностям насобирали еще и грибов. Оглашу неполное меню этого дня: оладушки по удыгейски, маринованные грибочки, тайменные котлеты, жареный и копченый ленок, двойная уха.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Еще на этой стоянке нас порадовал своим присутствием шустрый и непугливый бурундук, которой скакал, шнырял, шмыгал и лазил практически у нас под носом , выманивая еду.

День опять выдался пасмурный, но не более того. Дождем нас накрыло только под утро следующего дня.  Так начался для нас   паводок.

9 день сплава. 22.07

Дожди бывали и до этого, поэтому никто особенно не насторожился. Но, уже во время завтрака обратили внимание, как сократилась прибрежная полоса, костер стало заливать  прямо на глазах, во время завтрака.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Это заставило максимально ускорить сборы и побыстрее отплыть. Дождь не прекращался, а только усиливался. Река взбухла и заметно ускорилась, на перекатах валы захлестывали не только передних, но доставали до нас с Кипой, сидящих практически на корме.  Прошу ребят одеть спасжилеты, от греха подальше, что было выполнено с некоторым ворчанием и оговорками.

В этот день программой минимум было дойти до притока Арбагастах, а там решить, пойдем ли дальше за Идюмский порог. Холод и дождь подгоняли, ребята гребли без перекуров, с одной санитарной чалкой и уже к двум часам дня (т.е.  часа через четыре, мы дошли до намеченного притока, пройдя около 30 км.     Увидали Васину лодку, а потом и самого хозяина идущего к нам на встречу, полуголого Рината, одетого явно не по погоде. Тут же выяснилось, что у них зацеп, и он  лазил в воду спасать блесну. Такую развлекуху не смог пропустить Ильич, к тому же, у них уже два ленька на кукане, а  у нас нет. Ну, как тут не остаться?  У них костер, растянут тент, полянка уютная, дров – море - метровые кучи разнокалиберного плавника.  Готовим обед, но уже понятно, что никто, никуда отсюда идти не хочет, да,  и график движения позволяет расслабиться. Решаем остаться.

От реки нас отделяло примерно, метров пятьдесят галечного пляжа, ближе к опушке, полоса  ивовых кустов, там был   привязан наш катамаран, 2-ку, как всегда, Сергей с Лукашем затащили подальше, под деревья.  Берег там был практически плоский, справа (если стоять спиной к суше) каменистая дельта ручья, левее намытая горка плавника и далее  «наше бревно», как мы его любовно прозвали,   зажатое в  распоре, между  двумя стволами лиственниц, которое использовалось, как стол и  стул на всем его пятиметровом протяжении.  Дождь, меняя интенсивность, поливал до вечера. За уровнем воды, по - моему, никто не следил, отдыхали, трепались, играли в карты, выпивали, некоторые изрядно.  К вечеру вроде распогодилось, дождь перестал, а над горами запылал малиновый закат.

Глава вторая.

10  день сплава. 23.07.   1-й день  паводка.

Около 5 утра   меня разбудила Кипа, она уверяла, что вода сильно поднялась, и было бы неплохо пойти и перевязать кат. Я растолкала Диму, он чертыхаясь вылез, вернулся и опять заснул. Я заволновалась, пошла посмотреть, что там творится. Вода плескала в метрах пяти от «нашего бревна». Кипа и Сергей давно уже на ногах, сказали, что уже дважды  передвигали костер, и судя по всему,  скоро опять надо будет переносить. Путь к катамарану посуху был отрезан, причем пройти напрямки у меня не получилось, даже в болотниках, пришлось обходить по руслу ручья. Я хотела забрать весла и посмотреть, надежно ли он привязан. Выяснилось, что Ринат еще ночью перечаливал его, вместе с лодкой. Описывать в хронологическом порядке весь, паводок уже не получится, да, наверное, и не нужно.

Река, по какой - то непонятной для нас причине - дождливые дни уже  бывали, но такого сильного подъема не наблюдалось - вдруг стала расти , разливаться и ускоряться  с неимоверной быстротой.  Было невозможно представить, и оптимисты,  с пофигистами   были в этом согласны,  что вода  дойдет до палаток, до разрушенного зимовья, где мы пытались разбить второй лагерь, что стронуться и поплывут две мощные кучи плавника, что  нас окружит  кольцом,  и надо будет использовать  лодку, для устройства паромной переправы через зону затопления, чтобы перебраться еще дальше и выше (300 м от кромки леса), что бы там двое суток пережидать паводок.  Хотя на следующий день вода подступила и туда, и мы всерьез стали обсуждать возможность вертолетной эвакуации.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Пофигисты до последнего писали пулю, пока их лежбище на «ломберном столе» просто не скрылась под водой, тогда послали не самого рослого Костика, все - таки пришвартовать кат с опушки ближе к зимовью. И Константин  по грудь в ледяной воде, привязал нашего «Кузю», как он сам говорил, на уровень вытянутой руки, оставив на нем непривязанные весла и весь спиртовой запас. На следующий день придется снаряжать целую экспедицию, чтобы удостоверится, что весла не уплыли, и у нас есть шанс выбраться отсюда своим ходом.

Вася достаточно быстро из оптимиста превратился в прагматика, и стал готовить дальнейший путь эвакуации. Именно они с Ринатом разведали спасительную поляну и прорубили к ней тропу в густом подлеске.

11 день  сплава, 2-й день паводка.  24.07.

По утру Кипа с Сергеем опять принесли не радостные вести - вода потихоньку доползла и до нашего укрытия.  И только после обеда водомерный пост сообщил, что уровень стоит и не ползет вверх. Но, и в низ не торопится. За «стояк», как сказал Вася, во всех его проявлениях, разумеется, тут же выпили.

Как только угроза дальнейшего затопления пропала, все расслабились и предались обычным днёвочным развлечениям. Сели писать пулю, Лукаш, как всегда, обегал окрестности, принес с ручья чистой, совершенно прозрачной воды, рыбаки выловили там же  пару леньков, Ринат настрелял по зарослям рябчиков, Вася их божественно приготовил, остальные все это с удовольствием съели.

12 день  сплава.  3-й день паводка. 25.07

Вода стала потихоньку отступать еще с вечера. Утром Лукаш  добежал до реки почти посуху. Собираемся  обратно. Наша «полянка» вся в заносах песка и ила, по кроям  высятся новые горы плавника, «наше бревно» на месте, к нему прибило здоровенный  комель, с торчащими во все стороны корнями.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Он качается и бьется на волнах. Река несется, взбухая мутными грязно-помойными  валами. Но, надо плыть.

В первый день паводка, по утру, когда, еще не пошли подпрыгивая на волнах снесенные стволы, некоторые горячие головы предлагали продолжать сплав, против было несколько аргументов в том числе и большая опасность прохождения по такой высокой воде порога. По словам Василия, который был здесь в 16 году, Идюм в том месте сужается, подпирается горами, и  нужен  какой - то особый маневр, что бы не затащило, не нанесло на скалу.  Но, сегодня нам никуда не деться, решаем, что пойдем осторожно с просмотром.  Василий с Ринатом отходят первыми, их экспедиционная надувная байдарка «ПионЭр»

("https://volveter.ru/catalog/baydarki/ekspeditsionnye_baydarki/lodka_ekspeditsionnaya_pioner_450/" rel="nofollow"), грузоподъемностью  в  450 кг теряется и смотрится ненадежно на фоне широченного стремительно несущегося потока.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Вот, уже и мы закачались на волнах.

Ильич, привычно требует мгновенно доложить  ему обстановку: время, скорость, давление, пульс! Мой GPS намерил  12 км/ч.  Ширина Идюма и так не маленькая, сейчас примерно, раза в полтора больше. Выходить на самую середину реки не имеет смысла, но, как только подплываем к скальным берегам, отбойные косые валы яростно бьют в бок, заставляя ровнять нос, т.е. еще больше приближая нас к пугающим утесам. Переругиваемся, решаем все - таки держаться подальше от берегов. Во всяком случае пока.

Координат порога у нас нет, только примерное расстояние  и информация от Васи, что осмотр надо проводить справа. Поэтому пару раз приставали, а это в данной ситуации особое искусство (берега подтоплены,  приходилось чалиться почти на полном ходу на узкую открытую полосу) и с верхней  террасы просматривали дальнейший путь, но ничего примечательного не увидели.  Решаем, что, порог за следующим поворотом. Но, как - то не сложилось пройти вдоль нужного берега, катамаран подхватило и закачало, будто на морских, «длинных» и глубоких волнах (2-х метровых по ощущениям и опыту Сергея, их катамаран -двушка, более чувствителен к размерам).

Вот и весь порог, его залило паводком, слева там действительно выступали  скалы, а русло сужалось. Оглянулись назад в волнении, как ребята на небольшой «двушке» устоят, но они держались ближе к более спокойному правому берегу и вскоре догнали нас. Все сразу расслабились, поснимали спасики и каски, река уже не казалась такой опасной, долина расширилась,  стала положе, скалы  практически пропали.  Запомнился здоровенный завал прибитый стихией к одному выпирающему каменному утёсу, где стволы лиственниц выглядели, как спички высыпанные  из коробка.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

На обед встали в устье Идюма, рядом с  небольшим ручьем и последней идюмской скалой перед впадением в Алгому.

Долина здесь широченная, в дельте - острова, протоки, и проще держаться раз выбранного берега. Хотя это не всегда удавалось нашему экипажу. Например, хотелось пройти вдоль  «крепостной стены» возвышавшейся  справа,  в то время  как Сергей , экономя силы, мог уйти по другой протоке и идти не в след, а  параллельно, чуть ли не в километре от нас.

Скорость течения практически не убавилась, мы делали все те же в среднем 10 км/час, а так как надо было нагонять график, то решили идти не по времени, а по расстоянию.

Неожиданно увидели несколько столбов дыма, клубящихся на лесистом склоне и  даже кое-где открытое пламя. О том, что большая часть Якутии в пожарах, мы тогда не знали, и на утро при очередном обязательном сеансе связи с МЧС, известили их об увиденном. Точных координат нашей глухомани сообщить не потребовали.

Мы оживленно обсуждали причины, столь необычного явления, маловероятно,  что это безалаберные туристы-водники или пьяные рыбаки.  Слишком непригодное место для стоянки - неширокая галечная полоса у подножья высокой, почти вертикальной каменистой  осыпи, поросшей  лесом.

Вдруг видим пущенную в небо ракету, а на галечной косе очередного острова,  замечаем  с опозданием   фигуры Василия и Рината, отчаянно жестикулирующие нам. К сожалению,  мы шли ближе к  дальнему берегу и перегрести  течение не удается, оно проносит нас  еще с километр-полтора. А там крутой обрывистый буреломный откос. Циклопические усилия Алексея провести кат на веревочке, против течения, цепляя кусты и  перелезая валежник,  заканчиваются быстро. Веревка лопается. Решаем вставать прямо здесь, в этом неудобье. Во-первых, позади тяжелый, долгий день (прошли 87 км), во-вторых, время позднее, последний рывок дался тяжело. Да и со стоянками, по нашим наблюдениям и по отчетам - сложно.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Вскарабкались, втянули кат, места под палатки пропилили,  разровняли,  вытоптали. Ребята на двушке, шедшие за нами, успели выгрести на косу. Лукаш к нам прибежал через лес, успел как раз к ужину, забрал свою и Серегину пайку. Судя по всему, столовались они на два дома.  Утром он с восторгом  рассказывал, что там на ужин ели жареную картошечку, свежий хлеб и  сахара вдоволь!

В один из последних вечеров выяснилось, что мы сильно не докармливали Сергея и Лукаша. Им весь поход хотелось есть, не хватало мяса и сладкого.  Я, как бережливый завхоз, заметила как-то Лукашу, что неправильно ссыпать в кашу по пять ложечек сахара.  Непорядок, так никакой раскладки не хватит.  Потом, правда, после ревизии, разрешила. Ребята догонялись личным  запасом сухарей, малоежки делились с ними кашей, в общем, как-то они выжили.

Место стоянки, по-своему, оказалось даже симпатичным, во время трапез, с нашего «балкона»,  открывался прекрасный вид на стремительные  воды могучей таежной реки, текущей практически под ногами.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

С утра усилился не только запах гари, усилилось задымление. Было четко видно, как дым плотным слоем парит над водой.

Прощание с Василием и Ринатом произошло  через чур быстро,  скомкано, без обнимашек, я на него даже не успела. Пристать  было некуда,  течение быстро пронесло их лодку, и наши замечательные спутники скрылись в тумане. Им предстояло еще долгое путешествие в этих краях, а первое известие от  них мы получили уже в Москве

.  Поход в Якутию за очень большой рыбой

Мы же примерно через минут сорок,  вошли  в  Учур,  до Алдана надо будет пройти около трехсот километров.  Ширина реки несколько сот метров, опять мы иногда расходились с Сергеем по противоположным сторонам. Они, например, пойдя прямее, пропустили величественные, поднимающиеся из воды каменные стены правого берега, недалеко от устья Гонама,  поросшие местами причудливо изогнутыми лиственницами, шапками стланика, худенькими березками, стоящими кучками на каменных  козырьках.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

С башенками, нишами, колоннадами и ротондами по гребню.  Потрясающее было зрелище.

На двушке, разумеется,  тяжелее,  не пофилонишь.  И нет подмены, как у нас. Время от времени, я или Оля сменяли гребцов, в основном Костю, который постоянно себе что-то отсиживал, несмотря, на то, что менял позы и зоны, так сказать, «напряжения», демонстрируя нам свою залатанную промежность, совершал такие рискованные па, от которых у нас замирало сердце, в ожидание неминуемого плюха.

Что, кстати, и произошло пару раз, хорошо что, не посередине реки.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Подменяли мы часто и Ильича, он скучал без спиннинга. И даже регулярные подношения «крышечек» и сухариков не могли развеять тоску. Сашка стоически грёб весь поход, Алексей, кажется,  пару раз разрешил Кипе подменить себя. Мне свое место не доверял.

Скорость течения несколько упала, но не сильно, намерили  7-8 км/час, а если погрести, то добивали и до 10. Ветра нет, дым  тоже пропал.  Мы совершенно вошли в намеченный график, единственное,  хотелось  бы иметь   некий запас времени на случай ухудшения погоды, на сильный встречный ветер, которому  есть, где разгуляться.

Под вечер столкнулись с новой напастью.  Встать негде. Не то, что место поганое или рельеф неровный, или повышенная кустистость или «комариность»,  или Костику не нравится, или рыбаки недовольны, а просто некуда приткнуть не то, что 5 палаток, а для одной площадки не найти.  Валуны, камни криво-косо утрамбованные в песок, почти сразу за ними крутая полка, с навесами грунта, подтаявшей мерзлоты, наверху - ни прогалинки, ни кусочка свободного – все заросло.

По отчетам и Васиным рассказам, здесь стоять можно только на  островах, на галечных отмелях.  По началу мы пытались метаться от одного берега к другому, но пока перегребем центральную стремнину - снесет, и приглянувшаяся опушка уже далеко позади, и судя по всему, там такая же была непролазная чаща и непригодность. Готовцев стебается: переночевать можно в любом месте, хоть на этом скальном выступе, хоть на этих вертикальных склонах,  хоть на кате в конце - концов. Но, поддержки не находит. Решаем идти до острова Фактория, это еще километров 10 плюс к уже пройденным 70-ти.

Сумерки, солнце вот-вот сядет, мы плывем по совершенно спокойной, гладкой с муаровыми переливами  поверхности , впереди и сзади - синие верблюжьи изгибы сопок на фоне тоже синего, но уже темнеющего, с розовыми закатными  прожилками неба.

Поход в Якутию за очень большой рыбой.

Доходим до стрелки Учура и реки  с гнусавым названием - Гыным, и о, чудо, заманчиво широкая  галька, а поднявшись по откосу, находим почти классику стояночного жанра. Сосны, березки, уютные небольшие полянки и даже следы старого   кострища. Мы спасены, воодушевленные, быстро ставим лагерь,  фоткаем закат, ужинаем и спать.

15   день сплава.  27.07.

Утро чудесное, теплое, солнечное. Сосны (до сих пор не встречаемые), длинная  галечная отмель, бирюзовая вода так и манит. Насекомых нет, только птички чирикают. Благодать. Многие не удержались, полезли купаться. Водичка бодрит. Кто-то предлагает остаться здесь на дневку, но у нас впереди, в  30 км,  метеостанция Чюльбю, там должна быть баня. И это вдохновляет, тем более, все равно надо двигаться вниз, к Алдану. До станции река донесла нас часа за три с половиной, именно так - река, потому что экипаж устроил лежачую забастовку.

Метеостанция Чюльбю   расположена на высоком левом берегу, напротив одноименного притока Учура. Первым нас встретил пес, черно-белая лайка по кличке Демон. Я, Серега и Кипа пошли знакомиться с хозяевами. Хозяин оказался один - Костя, недавно - пару месяцев назад-  прибывший. Его начальник уехал в отпуск, и он теперь заправляет всеми делами. Сажает картошку, пытается ловить рыбу (пока плохо получается, с его слов, хотя угостил кусочками вяленого тайменя), печет хлеб, косит,  рубит и пилит дрова на зиму и еще каждые три часа отправляет метеоданные куда-то в Центр.

Далее опишу наше пребывание  там несколькими яркими мазками, в стиле «Митьков» "https://adindex.ru/publication/gallery/2015/01/19/119506.phtml" rel="nofollow" .

«Леша и Демон»; «Лукаш и Якутские дали»; «Баню топим»; «Голый Ильич на банном крылечке»; «Что нам делать с пьяными матросами?». А также, «Метеоролог Костя и Мопассан», «Оля и киски»: «Одинокая кровать». И шедевр: «Саша и Костя передают метеосводку в галактический Центр».

Весело мы там провели время!

Последние четыре дня сплава (28 -  31.07).

За это время мы прошли оставшиеся  150 км, практически не напрягаясь, делая, по 30- 35км в день.  Только однажды разгулялся над рекой очень сильный встречный вечер, мы его пытались переждать, выйти не в 10, как обычно, а позже, но нетерпеливым не сиделось на месте, пошли. Поуперались часа два, особенно досталось Лукашу с Сергеем, а к 13 часам  ветер начал стихать, и дальше шли опять по совершенно спокойной  быстро несущей воде, в окружении постепенно удаляющихся  синих гор. На ночь вставали не поздно, как обычно, рядом  с притоком, чтобы рыбаки попытали счастье. Рыба ловилась плохо, но все- таки почти на каждый ужин мы готовили или ленка, или щуку. На последней стоянке перед выброской закоптили  в дорогу пару щучьих тушек, третью съели за утро-вечер.

Над Алданской долиной стояла жара, чем ближе к устью Учура, к поселку Чагда, тем чаще стали встречаться на «моторках» местные.  Так узнали о пожарах, марево от которых теперь часто нас сопровождало, одни рыбаки привезли весточку от  Андрея Титова (хозяина катера, который должен нас вывести, объяснили, где нам его ждать, у каких-то приметных камней, у «пеньков». Каких пеньков?,  ломали мы голову. Но Титов сам выехал к нам на встречу. Показал, где вставать.  Реки сильно  обмелели из-за жары, его большой катер не везде может пристать.  Привез заказанное через Ольгу, его жену, пиво, пару бутылок водки и сникерсы. Хлеба нет. В поселковом магазине его не бывает, выпекают по домам. Привез, как заказали три 2-х литровых баклажки  пива. Думали, на всех. Но, тут выяснилось, что Лукаш, искренне считает, что это только его. Вроде, он просил 5 литров для индивидуального пользования. Разобиделся, прямо рвет и мечет, точнее копает. Срыл метра два почвы, ровняя место под палатку. Звоню Титову, объясняю, что у нас назревает международный конфликт, прошу по утру привезти еще три по два. Международная напряженность спадает.

Устроили традиционное сожжение износившихся  и ненужных вещей, Лукаша, так и не уговорили,  расстаться с засаленными шортами, в которых он проходил весь поход и в жару, и в дождь, и в холод. Он в них еще всю Монголию пройдет! Он нас, вообще, поражал холодоустойчивостью. Весь поход в босоножках, на голую ногу, в майке, в прохладные и дождливые дни в тоненькой

wind-shell-овской курточке и все! Настоящий Маугли.

Поход в Якутию за очень большой рыбой

Утром к нашему берегу подошел  новенький , симпатичный катер, выкрашенный в позитивный оранжевый цвет.

Загрузились, внутри - комфортные самолетные кресла, на корме-диван, который тут же оккупировали преферансисты. В Чагде подсадили еще пассажиров и понеслись, но приключения на этом не закончились. В какой - то момент въехали в такой густой дым, что пришлось поднять винт,  а нам включать наши телефонные навигаторы,  чтобы помочь капитану определиться. К этому моменту катер уже развернуло течением в обратном направлении, и так на малом-малом ходу потихоньку выбрались на свет. В шесть вечера, как и было обещано пришли в Томмот, т.е. 400 км вверх по Алдану, с небольшими остановками прошли почти за 8 часов.

Хотели сбегать перекусить, ведь до Якутска еще, по - моим расчетам 6 часов дороги, но поджидавший  нас водитель сказал, что если не будем задерживаться, то можем успеть на последний паром через Лену уже сегодня. Конечно, скорее в путь, к теплому душу, мягким постелям.

Попрощались с Лукашем, он оставался в Томмоте в ожидании поезда, у него впереди новое приключение - Монголия.  Мы усталые, сонные,  запыленные в двенадцатом часу ночи, наконец - то, добрались до Якутска, где нас ждала заранее забронированная большая 3-х комнатная квартира в самом центре города.  Сашке, правда,  придется еще ехать с  Сергеем в аэропорт, сторожить вещи, пока тот будет решать вопросы с билетами и багажом. Что бы мы делали без альтруистов.

Следующий день посвятили гулянию по городу, посещению музеев,  рынков и кафе

И в Москву, Москву. Поход окончен, круг замкнулся.