10 августа 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Прибалтика
Вид туризма: Парусный туризм

Попутный ветер упускать нельзя

Итак, после вступления, ...

О беспокойстве

Теперь кажется, что когда-то, по относительной молодости, проблемы заканчивались вместе со штурмом вагона. Рюкзаки и "карандаши" с кораблями распиханы и как-то неожиданно поместились (ну, прихватили еще полочку у соседей), поезд пошел... доставалась снедь и что бог послал, разговоры о маршруте, как ходили и как пойдем... Поход уже начался. Подумаешь, еще искать машину и таскать мешки, найдется и оттащится —куда денется!

Потом, с одной стороны, стало гораздо проще — появилась машина, и железнодорожные заброски стали вспоминаться как кошмар, с другой — все больше угнетают разные заботы и страхи перед началом путешествия. Что на этот раз забыто, несмотря на все списки и приготовления, опять этот ужас со сборкой неизвестно где еще да как, да и самочувствие, как у того Шарика — то лапу ломит, то хвост стал линять... да вдруг что в море сломается, и вообще, как бы чего не вышло.

Попутный ветер упускать нельзяС яхтой стало пожалуй полегче — точно знаешь куда едешь, и что там ждет маленький уютный домик. Но все равно... Как родимая перезимовала, а кран, а где жить если не получится на стоянке (на зимней по идее нельзя), и куда и как оттащить опорную раму и пр. На этот раз беспокойство покидало по частям, ступеньками.

Первая — старт. Машина уложена, присели на дорожку... Ощущение что ты как выпущенная стрела — лучник долго натягивал, целился, и наконец — фьють! Ну, и рулишь... рефлексировать некогда. Оставаться думаю тяжелее. И в этом году снова отправляюсь один — большие морские переходы и ночевки на якоре старпому не по душе, остается она на хозяйстве, да еще в компании с котом и кошкой. Куда ж их девать, раз взяли. Хотя потом по телефону вырвалось — на воду хочется, пожалела уже...

Потом была сауна, которую Аки, предыдущий хозяин лодки, протопил по такому случаю, баночка пива, теплый и тихий вечер (майская жара была и в Финляндии). Лодочные хлопоты к этому времени были закончены, "Салация" покачивалась на отведенном ей месте, и даже рама была без крана и помощников, а только с подкладыванием досок, перетащена в сторонку к другим с площадки, которую следовало освободить.

Потом — начало плавания. Прошли грозы, побрызгало, посвежело. Снова вокруг острова, вешки фарватеров. Красота несказанная. На первую ночевку приткнулся к подвернувшемуся кстати причальчику, скорее всего частному — но дома не видно, наверное дальше в лесу. Хозяева не возражали (их тоже не было видно). Ритуал этапного дня. Все, я здесь живу, эта лодочка и все что со мной — теперь надолго мой мир, а мы — часть того огромного мира с разными островами и странами, что вокруг.

И наконец, уже третий день пути на Готланд. Все освоилось и вспомнилось, все нормально. И рыбки уже покормлены как полагается, несмотря на браслетики, воздействующие на некую точку Nei Kuan. Погода отличная, поспал, лодочка бежит... благодать! Наконец и надоедливый кашель проходит, не то простуда как в прошлом году, не то реакция на огромное количество пыльцы. Спасибо Вилье, снабдил хорошими таблетками.

Вот тут-то пожалуй окончательно переcтал беспокоиться и начал жить.

Порвоо в мае

Попутный ветер упускать нельзя Попутный ветер упускать нельзя
Летом-то нечасто бывает такое тепло, как в этом мае. Простые и плавучие ресторанчики на набережной Порвойоки работают вовсю.
Кстати, в реке температура воды была 14 гр., а в ближних шхерах — 16, в одном месте даже 17! Потом в море 9-10.

Попутный ветер упускать нельзя
Это самый настоящий пароход! Ну ладно, пароходик.
Коллекция монстров, погруженная на грузовик, утром демонстрировалась в действии.

Пыхтела, дымила, фырчала и вертелась. Солидные дядьки в спецовках орудовали газовыми горелками, разогревая калильные головки, и, наконец, очередной агрегат вздыхал и начинал пыхтеть и урчать, крутя маховик. Жаль фотоаппарат тогда оставил, вот вытащил пару фоток с телефона:

20 мая. Путь начался.

В гостях

Естественно, первым пунктом плана был заход в Хельсинки. Роман собирался приехать попозже, а вот Вилье готовил свою Tuhkimo (Золушку) к спуску на воду и собирал экипаж; Петр уже был у него, и они вдвоем красили да починяли.

Попутный ветер упускать нельзя
Это экипаж Tuhkimo в гостях у меня. За ответным визитом дело не стало :-)

Заход в Хельсинки произвел впечатление тем, что удалось прикоснуться, можно сказать, к идеалам коммунизма. Во-первых, в разговорах часто мелькали непонятные выражения — "надо посмотреть в Роске", "а, в Роске найдем!" и т.п. Дело могло касаться куска уголка, электроинструмента, одежды — всяких нужных в хозяйстве вещей. Я решил, что Роска — нечто типа Билтемы, а может даже лучше. Примерно так и оказалось: это три здоровенных контейнера на стоянке в Пуотиле, собственно, для мусора — но язык не поворачивается назвать их помойкой! Оно конечно, и помойка тоже, но — склад обменного имущества. Повели на экскурсию, и сразу же испытал почти шок: на меня из кучи мусорных мешков смотрела швабра с ручкой из великолепной, гладенькой, матово сияющей алюминиевой трубы (эх, разборно-многокорпусные времена!). Но куда ж ее девать, даже в рундук не поместится, и, главное, зачем?

Дурак, хватать надо было. Придя на лодку, понял куда: у моей-то лодочной швабры ручка оказалась из крашеной жестянки и сгнила, круглая щетка отвалилась! А не тут-то было. К следующему утру отвергнутая по недомыслию швабра нашла уже себе другого хозяина. Место это популярное; прямо передо мной к контейнеру подкатила симпатичная красная машинка, вылезший из нее финн произвел инспекцию Роски, что-то потыкал, но видать искомого не обнаружил, сел в свою машинку и был таков. Другой ящик проверять поехал. Но наша охота была доброй. Многоопытный Вилье как-то сразу приметил один из мешков, пошевелил его, заглянул и сказал: — Берем! сортировать потом будем, а то конкуренты набегут. Так мы и поступили, пригодился и мой велосипедик, на который частично навьючили добычу.

Из мешка был извлечен новенький (без единого пятнышка) чайный сервиз. Мужики меня уговаривали забрать весь, но куда! Взял пару чашечек, блюдечек и тарелочек, отвезу на дачу на радость старпому. С голубой каемочкой, что характерно. На лодке-то у меня посуда металлическая. И салфетки с яхтами и маяками отглаженные. Вот заварочника не было — небось, разбили и с горя все остальное на мусорку. И в самом деле, зачем держать на яхте чайный сервиз без заварочника?

Дальше пошло еще интереснее: в коробочках и россыпью гвозди, нержавеющие шурупы и прочие мелочи разных размеров, блок рулонов изоленты... Разум возмутился и закипел окончательно, и я спросил: ну КАК можно такое выбрасывать? Одного нержавого крепежа, по здешним ценам, небось на сотню евро. На что Вилье пожал плечами и сказал: — Ну, может, сократили тут работника, который лодками занимался, сказали освободить комнату...

Экскурсионная программа следующего дня оказалась не менее интересна. Здесь по определенному расписанию не то Армия Спасения, не то похожая организация устраивает свободную раздачу разного продовольствия. Вполне качественного и не с истекшим сроком хранения. Хлеб будет несколько подсохший, какие-то овощи могут не иметь хорошего товарного вида (а могут быть и отличные). Выглядит это так: стоит длиннющая очередь, публика вполне приличная, бомжеватого вида никого нет. Хозяйки с сумками на колесиках, мужики с рюкзачками. Собственно, это единственная очередь, которую я видел в Хельсинки. Ведет она в помещение на задворках одного из S-Маркетов, где люди проходят через склад, и по пути им выдают продовольствие. Раздают в основном люди в возрасте, как и большинство стоящих в очереди. Волонтеры. Хлеб разных видов, капусту, еще что-то можно было самому набирать сколько хочешь.

Таким образом, и без того неплохо затаренные трюма Салации затарились еще больше. Из выданного не взял только пару упаковок мяса, свининка и говядинка — увы! Не приспособлен мой камбуз для жарки. Ну, зато на Tuhkimo сковородка имеется, продукт не пропадет. Некоторые сомнения вызвали две упаковки сыра с неоднозначным названием Danish Blue, датский голубой. Выдавший мне его дедок что-то сказал, а Вилье потом пояснил (я естественно сказал спасибо — kiitos! — но ничего не понял): — сыр-то с плесенью, не все его едят. Я, вообще-то, тоже не поклонник. Предпочитаю твердые — Маасдам например люблю, из здешних Polar и Kadett (причем, можно взять жирность 5, 10, 15% — в Москве нежирных сыров еще поискать). Но, как известно, на халяву-то и уксус сладкий. Ничего, оказался главное не вонючий как Рокфор, нежный и вполне съедобный, хоть и с прожилками, правда скорее серенькими чем голубыми.

Попутный ветер упускать нельзя
Хельсинки. Цветет сакура. Экспедиционеры возвращаются с добычей.
И голубой пошел в дело. Банан и сметанка в баночке тоже, вестимо, оттуда.

Путь на Готланд

Пойти на Готланд (точнее, Фэро, в уже знакомый Лаутерхорн) сразу из Хельсинки, не плутая по шхерам, побудил на редкость удачный прогноз. Три дня слабых попутных ветров, и только на 26 мая обещали 6 баллов с севера. Но ведь с севера, там уже хоть под рангоутом.

В 5:30 26-го до Фэро оставалось еще 85 км. Все-таки в основном слишком кислый был ветер. Ясно, прекрасный теплый день. Штилевал, даже мотором шел — километров 30 посередине и уже около Фэро. Всего вместе с выходом из Хельсинки 10 литров за этот переход сжег... о чем не пожалел. В 14 часов (уже хорошо виден северный берег острова) принимаю через Турайю прогноз с My-road: ого! У меня сейчас должен быть норд 12 м/с, как перед выходом и ГРИБ обещал. На самом деле — солнышко, то штиль то чуть-чуть поддует непойми откуда.

20 часов, около Фэро. Ага, кажется вот и смена погоды. Спасибо богине спокойного моря Салации, походатайствовала за крестницу перед грозным супругом придержать до вечера.

Попутный ветер упускать нельзя
20:01. С севера показались три высоких облачных крыла... Горизонт чист.
20:12. Первое крыло уже над головой!.

Пришел северный ветер, рабочий — балла 4. Бодро бежим фордевиндом вперед, остается меньше 2 км и потом завернуть за мыс. Вовремя оглядываюсь. Ага, вот и серые облака... Ничего себе! Они же не на горизонте, это вал который уже накрывает остров! Кидаюсь майнать грот (стаксель уже был убран). Успеваю. Вдувает. Порывы метров 15 точно есть. (Так майское лето и кончилось, до сих пор тепла больше нет.) Под рангоутом и мотором долетаю до мыса, а вдруг мотор не вытянет — тогда в пролив Фэрозунд сваливать? Но ничего, нормально — там место прикрытое, без волны, да ее и в море еще не успело раскачать. Дуло три дня, как обещали, два дня верных 6 баллов, потом послабее.

Вопрос — что это было? Не знаю. Из книжки Уотса которую переводил ничего подходящего не вспомнилось. Холодный фронт? — а где кучевые облака, где дожди? Ни капли! Ассоциация только с анекдотом не то про Штирлица, не то про Василия Ивановича: открылась форточка, а там дуло.

Люблю не только новые места, но и возвращаться в знакомые. Чужие земли и страны... нет, уже не совсем. На Фэро оставались не увиденные в прошлом году раукары (известковые фигуры выветривания) северного берега. И оставалась замечательная "свободная библиотека" в маленькой рыбацкой гавани-марине. В которой теперь есть и мой справочник по финским маринам, и перевод Ирвинда. Хоть одна книжечка на русском языке, а все не "надпись в общественном парижском туалете" :-)

Попутный ветер упускать нельзя
Других яхт здесь еще нет. Их и в море не видно было, только одна у Хельсинки.
Вот и раукары. Чем не остров Пасхи? Стоит этакий Аку-Аку: кепочка, нос картошкой, квадратный подбородок и... прочие детали.
Тролли на прогулке.

И дальше...

Дальше на юг решил идти на этот раз восточным берегом Готланда: остров будет прикрывать, да и берег там более изрезанный, и гаваней побольше. Был отличный переход до рыбацкого поселка и гавани Sysne. Правда, под конец здорово дал маху и в наказание промок. Забыл про длинную отмелую косу, далеко торчащую в море. У конца ее веха — не увидел (тут уже справлялся авторулевой, а я и... размечтался. Глубины там были неопасные, 3-4 м, но эхолот заверещал, пока лез за пазуху доставать GPS — куда к чертям занесло? инстинктивно рванул румпель от берега — т.е. вдоль косы а не поперек! Ну, и... волна то была метра полтора но при выходе на эту самую отмель... — тут-то мне прямо в борт гребень и прилетел, воды на полкокпита.

Там недалеко два места, где можно было встать: сначала Herrvik, а за мысом Sysne. Выбрал Sysne и не прогадал! Но даже не потому что эта гавань прикрыта с севера (в Herrvik гавань хорошо защищена), а потому что там оказался, кто по-шведски разумеет поймет — Fiskbutikk!

Бодрый попутный ветер.
Слюнки текут ;-)
А вот какая красавица обитает в Хервике! Только подвесник на корме смотрится чужеродно.

Потом был еще один переход в красивую и оригинальную гавань Vandberg (этакий круглый бассейн с отходящими в разные стороны "лучами".

Датские острова

А потом, опять же не упуская попутный ветер, дунул... в Данию! Восточнее Борнхольма лежит несколько маленьких островков — датский форпост, остров-крепость Кристиансо.

Ручная тележка на танковом шасси. Вверх с причала ведет такой крутой пандус, что на колесах с грузом не въедешь.

Барометр на причале.
Электричеством просто так не попользуешься, сторож начеку.

Вид на основную, южную гавань.
Попутный ветер упускать нельзя
А на рейде стоит "Фредерик Шопен".
Жители Кристиансо, бывает, занимаются и политикой. Гласность: результат голосования вывешен.
Явка высокая. Все по-честному: при таком числе избирателей не смухлюешь!
Попутный ветер упускать нельзя
А если что, отделение полиции вот оно, недалеко.
Cеверная гавань. Собственно, обе гавани — это пролив между островами Фредриксо и Кристиансо, разделеный пополам висячим мостиком.

Пришел я туда ночью, еще в рассветных сумерках. Поспал, погулял — и на Борнхольм, как Петр и Вилье говорят — прообраз пушкинского острова Буяна. По дороге Шопен меня обогнал (эх, жаль они под мотором шли, хотя могли бы...) и я опять встал с ним рядом, он на рейде, я в Хаммерхамне. Парень с Шопена помог мне сервис-автомат освоить, а то вроде как написано "платить по карте", а щелки-то и нет куда оную совать! Оказалось, как при покупках через Интернет, на компьютере — набираешь все данные, а сама карта и не нужна.

Впереди Борнхольм.
И "Шопен" уже тут.

Да, вспомнил: уходя из Кристиансо, недалеко от выхода из гавани увидел нерпу — а вот дельфинов так и не пришлось. Видно, совсем мало их осталось на Балтике.

Попутный ветер упускать нельзя
Вид на бухту от замка Хаммер.
Так замок и гавань выглядели в старину...
так — в 1950-м, в год моего рождения...
и сейчас.

Судя по картинкам на стендах для туристов, средневековая жизнь била тут ключом.
Попутный ветер упускать нельзя Попутный ветер упускать нельзя Попутный ветер упускать нельзя Попутный ветер упускать нельзя
Попутный ветер упускать нельзя
Гавань городка Sandvig на другой, восточной стороне Борнхольма. До него всего 2 км по дороге.
Чуть южнее - сливающийся с ним городок Allinge, его гавань побольше.

Oтдохнул, погулял по окрестностям, и снова с попутным ветром — в Истад.

Тут вообще пока тьфу-тьфу трамвай, рулит Сима (Simrad), а я вот сижу печатаю, рассчитывая на истадский гостевой интернет. И вдруг — на борту безбилетница! В 11 км от Борнхольма залетает в каюту птичка, примерно как воробышек, попрыгала туда-сюда, сначала шарахалась, вылетала, влетала. Потом осмелела. Совсем ручная. Сядет у ноута, где теплый воздух выходит, погреется — потом на проволоку занавески и в окошко смотрит. В шерстяном носке жить не захотела, наверное аромат не понравился. Хлебную крошку разок клюнула, от ореховых отказывается, а козявок где ж я ей возьму. Капельку водички выпила, почирикала, капельку какашки выкакала :-).

Так и едем в Швецию!

Швеция, Истад

...Вот я и в Истаде. А за птичкой не уследил, не знаю, куда делась. Люк я все время не закрывал, чтобы могла вылететь. А тут ближе к Истаду надо было выбраться на палубу, паруса поправить, курс подстроить (пошел бакштаг, снял стаксель со спинакер-гика). Сделал что надо, а птички уже нет. Надеюсь что цела птичка. Прямо чудесная гостья, вестница... но чья, чего?

...

5.06. Устроил тут приборку, и воды решил набрать. Снял лесенку, достал бутыли, залил, назад ставлю — ох... из-под трюмной слани хвостик торчит. Ну как она, глупенькая, нашла щель под лестницей, там же еще и тряпка лежит, прикрываю чтобы холодом не тянуло! Такая вот печальная вышла история. Хоть и несколько часов всего она тут со мной провела, а останется теперь... как собаки да коты, с которыми годы вместе жили...

Сходил в Tackel&Tag, набрал кой-чего по мелочи, повозился... все равно пока кисло. Страховочные ремешки попались подходящие, прихватил их к своему старому жилету, чтобы вместе все надевалось. А то пользовал строительный пояс, неудобно.

Завтра в Швеции праздник, День флага. Постою еще денек.

6.06. Cолнышко, ясно, днем будет наверное и жарко. Правда, от юга до запада — дальше бейд а то и лавировка, ну, не все ж коту масленица. Утречком вытащил велосипед (вообще, гляжу на многих яхтах возят складные велосипедики — очень удобно!. А уж в таком городке как Истад это идеальный транспорт. )

Около конторы (еще закрытой) уже сам теперь выступил в качестве эксперта по платежным системам, объяснил как и что шведской даме. Тут свои хитрости: платишь за стоянку (200 крон за ночь) а кроме того покупаешь местную карточку TallyKey, за которую берется залог 50 кр. и минимум 70 кладется на счет. Ей включается электричество, открываются душ/сауна/стирка/мусорка (впрочем мусорка есть и открытая, да и закрытая днем открыта). Залог и неиспользованные средства возвращают когда ее сдаешь обратно.

Утренний городок — прелесть. Ни души. Все закрыто (рано, и праздник же), закрыт оказался и военный музей куда я направился. Заинтересовала картинка рекламки этого музея на обороте схемы города — Петров-Водкин, extended version. Сами можете убедиться: www.ystadsmilitarmuseum.se. Коней побольше, и красные и вороные, а голые дядьки — шведские драгуны. Вот и интересно, чей приоритет?

Попутный ветер упускать нельзя
Такие светильники не то чтобы источник света... зато красиво.

А вот кирка св. Марии открыта. Постоял у Глобуса Света, зажег и свою свечку. Прекрасный образ. Не знаю уж насколько христианский, а может и другой, более унивесальной веры, о стремлении найти которую обмолвился как-то доктор Франклин из "Вавилона 5". Впрочем, там все герои, положительные конечно, искали свою Веру. Вот сейчас в этой тишине появится Г'Кар или Деленн...

В общем, стало хорошо.

На окраине, недалеко от закрытого музея, обнаружился супермаркет ICA. Ну, тут выходных нет. Вспомнил что как-то не оказалось у меня вкусных печенюшек и всяко-разной кондитерии, и чай-кофе попить не с чем, опять шоколад, мед и орехи! Ну, а как зашел, ясное дело... Загриленные свиные ребрышки — один запах такой что не устоять. Так что обед у меня сегодня будет в честь шведского короля королевский. Уже в пути — тут больше ничего не держит, пойду сейчас талли-карту верну и вперед. До канала Фальстербо думаю доберусь.

7.06. Копенгаген. Два дня нетрудного и неспешного плавания при слабых ветрах, больше бейдвиндом. Сегодня ветер заходил вокруг со всех сторон. К Фальстербо подошел в десятом часу. В 22 ч. мост разводят последний раз, но я не спешил: наоборот, задумал тут переночевать, так как помнилось что в канале есть несколько стоянок для катеров и мелких яхточек, да и какие-то бетонные площадки по бокам стоят — куда-нибудь да прицеплюсь. Прицепился прямо с обратной стороны брекватера, увидев спускающуюся в воду цепную лесенку (их там несколько; наверное, на случай, если кто упадет в воду). И прекрасно переночевал. А наутро к первой разводке в 6:00 (потом мост разводят каждый час, кроме 8 утра — сведения из лоции).

Второй заход в Данию: Копенгаген

До Копенгагена тут, можно сказать, рукой подать: мимо моста и там. Но все же полдня ехал, причем час на моторе. В городских водах под парусом все равно нельзя, завел пораньше — совсем скисло, надоело болтаться с ходом 2 км/ч. Описания здешних марин были в Катерах и Яхтах, и сам смотрел по картам — все как-то далековато. Взял и двинул в ту, что в самом центре, около русалочки — Langelinie. Мне ж на денек. Центр города! И цена не зверская, тут по ширине: до 2,5 м 165 крон. В Хамерхамне на Борнхольме 170 было. Но в сезон найти место проблематично, свои яхты и лодки стоят, клуб какой-то. Повезло: сделав круг, обнаружил три зеленых отметки и встал.

Попутный ветер упускать нельзя
На этом кораблике впереди играли джаз. Жаль, из-за шума своего мотора только чуть-чуть доносилось.

А вот сейчас (вечер субботы!) с другого берега достает какая-то мощная дискотека: бу-бу-бу... И в другом конце сейчас был, у замка Розенборг — там еще одна команда долбает на полгорода! После Евровидения датчане что ли никак не успокоятся, или тут всегда такое веселье? Полночь, а они все зажигают. (6:30 утра. Кажись притихли, что-то доносится но уже слегка. Уфф...)

Первым делом ясно — к русалочке! — еще на подходе, с воды хотел посмотреть, как она выглядит, но там мелко, близко не подъедешь: она практически на берегу. И там та-а-кая толпень, ужас просто. Главная достопримечательность. Она, бедная, отворачивается от всего этого шума и гама. Только ближе к ночи и можно погрустить спокойно.

А на причале с другой стороны от марины еще одна русалка обнаружилась. Ну, эта уже солидная дама, хвост — что твоя змеища! Никто почему-то с ней не фотографируется, вот решил сняться, чтоб ей не так обидно было.

Попутный ветер упускать нельзя

Просто несколько картинок. Изучать город и по музеям ходить не предполагается, так, отметиться, какие-то визуальные впечатления получить — и дальше.

Понравилось, что велосипедов и велосипедистов здесь едва ли не больше чем пешеходов! Такого ни в Хельсинки, ни в Осло, ни в Стокгольме нет. На улицах устроены выделенные полосы — не для автобусов, а для велосипедистов! Часто они отделены немного по высоте, дорога получается с тремя уровнями: авто, вело, пешеходный тротуар. Кое где стоят специальные вело-светофорчики.

Есть "велотакси", как велорикши в Индии. И даже бомжи со своим скарбом передвигаются на велосипедах.

Приятно видеть, как вольготно народ располагается и на улицах, и где какая травка есть — кто так валяется, у кого пикничок с компанией. Хоть у королевского дворца. Это во всех помянутых городах.

Покорение якоря.

Якорь, кстати — в память моряков-датчан, погибших во время войны. Вокруг него каменные ступенечки, и похоже, это одно из штатных заседательно-тусовочных мест.

Официоз. На башню дворца можно подняться, но... только по средам.
Вечер

Велосипеды на ночь стреноживаются и оставляются пастись просто вдоль домов или на специальных "парковках", где стоят огромные стада.

Только приготовился сфтографировать такое местечко, как подъезжает и останавливается на красный свет фрокен. И пятится, чтобы не помешать.Я конечно показываю на фотик — наоборот, сюда давай! Как воспитанный человек спрашиваю: можно? May I? А она страшно засмущалась и как зеленый включили — ходу. Не успел даже предложить с флэшки переписать. :-)

Новое утро. 8 июня.

Попутный ветер упускать нельзя
Хотел отметиться на мысе Горн, но там чашечкой кофе не обойтись.

Двигаюсь дальше. Следующая остановка — Эльсинор, замок Кронборг. Марина там огромная, целый порт. Основная с северной стороны от замка, но можно было встать и с юга, пройдя за паромные причалы. При отходе из копенгагенской Langelinie произошла у меня финансовая потеря: зараза-автомат не отдал 60 крон за талли-карту, напечатав что мол пардон, монетки кончились, обратитесь к харбор-мастеру. А он тут бывает только с 17 до 18, не сидеть же до вечера. Зато в эльсинорском северном порту переночевал на халяву — там такое хозяйство, что даже не нашел харбор-офис. Все ближние сарайчики и постройки обошел, сортир нашел, а офис нет. В наказание там я лишился багра, при швартовке орудовал, а как упустил — черт его знает. Обнаружил отсутствие только уже уйдя, на следующий день. Кто-то бдительно следит за Равновесием!

Замок.
Попутный ветер упускать нельзя
Порт к югу от замка. В глубине есть и причалы для яхт.

Еще одна обнаружилась...

...только без хвоста и, вообще, не с теми половыми признаками. Судя по цветочной юбочке, этот блестящий статуй — культовый объект датских голубых. Тьфу.

Третий заход в Швецию

9.06. Перейдя на шведскую сторону, сменил гостевой флаг, как положено. Вот и суровый мыс Куллен с маяком. Впереди Каттегат.

Попутный ветер упускать нельзя

Погода на этот раз отличная: солнце, тепло. Остановился среди каменюк у острова напротив городка Туреков. На навиониксовой карте в SasPlanet там была отмечена стоянка, гляжу и правда: торчат мачты. Ну, и я туда же.

На российской карте этот остров называется Халланс-Ведерё.

Но еле зашел, ползком (а на обратном пути все-таки чиркнул чуток килем). Разметки никакой, "места знать надо". Лодки стоят носом к берегу, кормой на якоре. Обнаружился даже маленький каменный причал с тумбой, к ней я и прицепился — швед с рядом стоявшей яхты, отдыхавший с женой, помог — принял конец.

10.06 Отошел километров 10 и третий час мертво штилею. Жара. Даже открыл передний люк, а то душно. Палубный градусник показывает 33, в каюте 29, вода 20, притом что датчик на глубине примерно полметра. Завести мотор сейчас и в голову не приходит — ни в город на стоянку, никуда не спешу. Зачем? Волны нет, паруса не хлопают. Наслаждаюсь тишиной, зеркальным морем, тропиками. Как Ирвинд написал: среди этого великолепия и благодати места хватило бы всем... А ведь места те самые.

Вчера вечером на этом самом Халлансе с ведром открыл купальный сезон. Вода была 18, но на отмели в другом заливчике, куда пошел, наверное и больше 20. Кстати, пока не увидел мачты яхт, планировал идти как раз в этот заливчик, соседний, чуть севернее. По карте он смотрелся предпочтительнее, без камней. А там — по колено.

Мда, а обещали попутный ветерок... Полтора дня запас, потом вдует 6 баллов с запада — надо будет спрятаться. Похоже, днем мощный бриз из-за жары остановил барический ветер, который должен был дуть с берега. Вечером появился легкий-легкий береговой ветерок. Добрый южный на 3-4 балла пришел с заходом солнца, как раз когда наконец на траверзе оказался Skallkroken — место, до которого добрался в прошлом году. Этапный день. Однако, ночь будет в пути. Отложим.

Другое дело! 10км/ч. Даже странно: ночь теплая. Но отнюдь не белая, светлеется горизонт, не более того. Тут ведь широты примерно тверские. Позади почти полная Луна... красота!

Попутный ветер упускать нельзя
11 июня, рассвет. Вхожу в Варберг.

Отоспался и съездил в город (от марины Getteron 5 км) на экскурсию. Но экскурсия захлебнулась, наехав на супермаркет ICA. Успел также обнаружить тут большой лодочный магазин при верфи, где представлены, в том числе, багры разных систем и размеров. Тем временем я себе багор соорудил из бывшего рыболовного подсачека, может для него крючок куплю. Но это завтра, сегодня после обеда шевелиться уже неспособен, только по клавишам тюкать.

Продовольствие обошлось в 283,77 кроны, т.е. 1455 руб.
Перспектива сбросить за поход лишний вес становится все туманнее.

Продолжаю экскурсии.

Попутный ветер упускать нельзя
Кто в теремке живет? — Я, зайчик-побегайчик!

Зайцев на газоне около этого домика по пути от марины было целое стадо, но пока вытаскивал из кармана фотоаппарат, большинство все-таки удрало под кусты, один храбрый остался.

Замок Варберга не впечатлил — какой-то он бесформенный. Его разрушали, перестраивали; каменные стены пушечного огня не выдерживали — насыпали мощные земляные бастионы. Внутри разные дома, в старом здании на вершине музей, вокруг какие-то ресторации.

Вид сверху хороший.

Следующим объектом экскурсии по плану должна была быть портовая таможня — хотел узнать, где дальше по побережью есть пункты пропуска, в которых можно закрыть и открыть визу. Вопрос представляет некий интерес, да и не для меня одного. Однако таможни в порту не оказалось, она появляется там на часок когда приходит или уходит паром. Послали узнавать в полицию.

Там девушка в приемной никак не могла взять в толк, что мне надо, позвала другую, они совещались, куда-то звонили, вызвали, видимо, главную начальницу и позвали меня внутрь. Супер! Вот это девушка была серьезная: в мощных ботинках и вся увешанная каким-то снаряжением и вооружением, не хуже Сары Коннор. И при этоим симпатичная и доброжелательная! Вообще интересно, там одни дамы в полиции или где-нибудь и терминатор наготове сидит.

Дело мое, однако, продвигалось туго, даже с помощью Гугле-транслятора (она его запустила) и разговоров уже по какому-то селектору. Когда же наконец разобрались, она чуть мне тут же визу и не закрыла, уже за штамп взялась :-) Так вот, здесь, в провинции Халланд, эта операция возможна тут в Варбурге и в Хольмстаде. А дальше к северу — ну, Гетеборг, а где еще — не знает, провинция-то другая, а знающий человек как раз ушел на обед!

...А через три часа от офицера полиции Джозефины пришло по электронке (оставлял адрес) письмо, где она сообщила: связалась с пограничной службой, подходящий город — Люсечиль.

Нам бы такую полицию!

Надо же, визит в полицию — самое приятное варбургское впечатление. :-)

А-а-а! Он и меня сосчитал!
Счетчик проезжающих велосипедистов.

Сегодня я был 259-м, а с начала года уже больше 50000. На пешеходов не реагирует.

13.06. Пора и честь знать, засиделся в Варберге. Хорошо тут — спокойно, все что надо под боком, электричество (входит в оплату стоянки), интернет. После обеда по прогнозу должно притихнyть, посмотрим. Пока посвистывает. А вчера вечером в какой-то момент завыло так, что обычно спокойный спинакер-фал задергался и стал бешено лупить по мачте, пришлось вылезать уже из постельки и оттягивать его к борту. Вот тут честно говоря был рад, что не в море сейчас.

Приятная находка в трюме. До этого долго искал, куда же засунул купленные еще в Порвоо пакеты стерилизованного молока. Не иголка ведь. Не нашел и решил что, наверное, забыл в багажнике машины. А вот оно, молочко. И еще 700 г сыра, и пакет хлеба — тоже еще из Порвоо, ржаные галеты, им ничего не сделалось. Было все это сложено в картонную коробку из-под ноутбука, которую я конечно десять раз видел. А тут вдруг пробило — а что же там?

14.06. Лег пораньше и поспал часа три-четыре. Проснулся в полночь: да, ветер действительно стих и переменился. Поехали! Вышел в час ночи. До утра плавание шло прекрасно, а потом ветер зашел в нос, посвежел до 4 баллов... и лодка в лавировку не пошла. Ну, может не столько лодка, рулевой несколько раз задремывал, что лавировке не способствует. Но все же. Грот зарифил, чтобы уменьшить усилия и в кокпите не плескалась вода при крене, основной стаксель хорошо выбрать не получается, а главное, волна останавливает. Плюх! Вся инерция хода — в фонтаны брызг по бортам, и почти встаем.

Заметил, что подветренная ванта ослабляется, а только вчера переводил у Калдера часть про настройку такелажа, где написано, что этого никак не полагается. В общем, поездив битых два часа туда-обратно около островка Nidingen, ушел к берегу и встал в защищенном месте на якорь.

Позавтракал спокойно, соснул часок, подтянул ванты, сменил стаксель на маленький — и снова в путь. Дело пошло куда веселее, но ветер продолжал свежеть. Вытащенный из загашника анемометр вместо 7-8 м/с все чаще показывал 9-10, а пару раз и до 11,5. Лодка идет неплохо, как поддует даже покруче (на гроте 1 риф, и стаксель маленький), но в 6 баллов лавироваться мы не договаривались, ГРИБ только 4 обещал. Некомфортно: брызги летят, что-то гремит. В общем, снова свалился под бережок, встал на якорь и решил тут заночевать. Место хорошее, рядом между островками гляжу еще яхты стоят. Завтра ветер должен быть слабее и отойти к западу, а то прямо в нос, безобразие.

В Норвегию

После Гетеборга характер берегов меняются: тут уже шхеры. Довольно высокие скалистые берега, и на них виднеются белые городки. А еще появляются приливы. Сами по себе они невелики, около 30 см, а вот порождаемые ими между островами течения очень даже заметны. Вечером, когда выбирал место для остановки, ветер скис, и течение меня не просто остановило, а потихоньку начало тащить куда совсем не надо было — к торчавшим недалко камням. Пришлось заводить мотор. Переночевал на якоре, и отсюда решил пойти уже в Норвегию, срезав северный угол Скагеррака. Заодно и посмотреть еще разок, как оно в больших переходах.

Прогноз обещал именно на этот день, 16-е, более или менее попутный ветер 4 б. Но с утра ветра еще не было. Выехал на моторе 2 км из шхер. Море неспокойно: толчея какая-то, наверное из-за отражений зыби от островов. Ветра нет — сущее мучение: мачта качаеся, паруса хлопают, погон грота по каретке летает, гремит так что кажется вот-вот оторвется — приходится придерживать, то руками, то резинку приспособить.

C 10 ч. потихоньку потянул восток; поехали. Слоистые серые облака остались сзади, впереди погода лучше, выглядывает солнце. Еще чере час пришли обещанные 4 б. от NE. Потом раздуло; в 14 ч. уже 5: 7,5-9,5 м/с. Полез на бак и сменил стаксель на маленький, и хорошо что не поленился — дальше на нем до конца и ехал, ну, а рифы на гроте — по мере необходимости. То брал, то отдавал. Вместо 4-х б. стабильно дуло 5, в порывах и до 11.5 м/с. С маленьким стакселем и двумя рифами на гроте — 9-10 км/ч. И, конечно, море раскачало. И провел я большую часть пути лежа пластом на койке, и, пардон, периодически поблевывая... Хоть бы поспать — нет, маята одна, ну, иногда чуток задремешь. Ночью, в 2:30, расходился сразу с двумя судами, шедшими навстречу друг другу; пропускал с запасом. Спасибо АИСке, увидел заранее, когда по огням их еще еле видно было и непонятно кто куда.

А утром — уже благословенные норвежские берега; в отличие от шведских, лесистые. Вышел немного восточнее Арендала, к началу пролива, идущего вдоль береговой линии к городу. 9:15 17.06 — якорь, отдых, "ваш поридж, сэр"...

Весь пролив застроен домиками и причалами, есть и промышленные предприятия.

Попутный ветер упускать нельзя
Катера и яхты у причалов — картина привычная. Но все-таки не такие!
Арендал.

В город не заходил, пошел дальше. Началась лавировка: ЮЗ сначала 3 балла, потом 4, потом 5, а под конец уже и до 6 (11 м/с). Ничего, сейчас вполне прилично получалось — вода прикрытая. Брызги в физиономию конечно летели, но острова разбивали волну с моря. Два раза останавливался по пути в укромных местечках, в одном из них приглубый берег позволил подойти. Так приятно после лодки пройтись по земле,ощутить босыми ногами тепло камня, мягкость травы и мха, даже колючесть шишек.

На ночевку остановился рано, в 18 ч., немого не дойдя до городка Гримстад. Только встал на якорь, как прямо к борту подплыл нахальный лебедь и стал громко шипеть и хрюкать, требуя плату за стоянку. Пришлось дать хлебца.

Попутный ветер упускать нельзя

19.06. Отправился дальше, в город решил не заходить. Долго шел потихоньку с легким ветерком и все размышлял — что же мне так не хочется ставить большой стаксель. Поругал было себя что совсем обленился, но решил что пофиг, имею право. Куда спешить. А как стал выбираться из шхер, ветерок-то стал все свежее, уже и риф на гроте брать пришлось. И ведь почти точно навстречу. Ну ладно, тут острова, волны нет, а в море что будет? По GRIB-у как раз недалеко граница усиления ветра. Похоже, она чуток восточнее Кристиансанда оказалась.

Дальше-больше, уже 9-10, пошли порывы до 13. Тут уж присмотрел недалеко защищенное местечко (не зря вчера корпел над картами и норвежской книжкой, переносил точки в GPS). Отдыхать так отдыхать. В глубине бухты песчаный пляж, красота! Вот только мелко, к берегу не подойти. Для экскурсии на берег пришлось надувать лодку.

Вместе со мной сюда зашел небольшой катерок, который видел и утром. На нем двое мужичков, как оказалось обслуживающих такие места стоянок — поправили мусорные бачки, забрали мешки.

Попутный ветер упускать нельзя
Чисто там, где не сорят. Но убирают.

20.06 Сегодня попал в интересное место. Наметил несколько "naturharbor's" на участке до города Мандал, и одной из этих стоянок и решил воспользоваться, когда во второй половине дня ветер, как и обещал прогноз, стал усиливаться и заходить навстречу. Хоть и была отмечена точка в GPS, но на подходе, метров со 100 наверное, ... промахнулся! Увидел вход, занялся спуском грота и мотором, — смотрю, не туда еду: какие-то рыбные поплавки, и залив совсем небольшой, а не длинный, как должен быть. Правильный вход оказался за соседней скалой.

Залив и стоянка здесь! Но где?

На правильном месте оказался просто рай земной/лодочный: причал, бачки для мусора, туалет, столы, дрова, даже два гриля (увы, поджарить нечего) качели и песочница. И никого.

Попутный ветер упускать нельзя

В лес ведет ровная гравийная дорожка. Оказалось, здесь сохраняют в память о войне построенный немцами форт (только строили не немцы конечно... советские пленные и рабочие-норвежцы). На схеме показаны огневые позиции — пушки, много зениток, всего прочего. Верхушка горы изгрызена ходами и бункерами. Подумал — зачем же было тут сооружать целую крепость? — и вспомнил, ведь рядом, чуть ближе к Кристиансанну, батарея Вара с морскими орудиями, которые могли простреливать пол-Скагеррака (были там с Надей 5 лет назад, когда шли на тримаране). Наверное, в том числе и прикрывать ту батарею.

Монументальные следы войны...
...и просто валяющиеся.
Попутный ветер упускать нельзя
105-мм орудие образца 1913 г. покрашено, рядом сделана площадка для экскурсий.
А тут похоже все осталось, как было в 45-м.
Виды с горы хороши.
Попутный ветер упускать нельзя

После экскурсии занялся ремонтом: в какой-то момент так неудачно перекинуло парус, что шкот захлестнул эхолот и сломал крепление, хорошо сам прибор не пострадал. Придется его наверное потом врезать в стенку рубки, чтобы не торчал, а то и сам как-то цеплялся.

21.06 Сегодня переход вышел совсем короткий, по треку 24 км, а с учетом изрядной лавировки и того меньше. Лавировка была приятной — хорошая погода, волны в шхерах нет, ветерок 3-4 б, иногда порывы, иногда гулял туда-сюда: без авторулевого, не скучно. В одном проливе так вообще красота: угол к ветру градусов 15-20! Правда, там вешка торчала под углом навстречу вполне свежему ветерку... Течение.

Захотелось цивилизации: душа, прикупить чего-нибудь свеженького, Интернета опять же. Выбрал Tredge Marina недалеко от городка с несколько неблагозвучным для российского уха названием Мандал (в город мы заходили в 2009 г). В самом городе стоянка на реке прямо в центре — как-то не хотелось. Да еще в старом справочнике было написано, что стоянка free charge. Щасс. 200 крон. Впрочем, возможно free — оно для постояльцев. Теперь заведение называется Skagerak Feriecenter, тут ресторан и своего рода отель-кемпинг: разные домики, комнаты, секции для проживания и морские развлечения. А вот для яхтсменов стоянка неважная. То есть, сама стоянка как стоянка, но рассчитано, что гости живут у них в отеле. Все удобства в номерах, а мне пришлось тащиться в душ при гараже, на горку.

Такое вот заведение.
Песочница: это вам не совочки-ведерки.

И агрегат работает! Реально копает. Рычаги, рисунок чего-куда. Возились двое пацанов, которым, вообще-то, можно бы уже не экскаваторами, а девочками начинать интересоваться. Вот вам и воспитание рабочей смены. Да что там, сам не удержался и копнул разок.

Вытащил велик и съездил в этот самый Мандал в магазин. Сижу теперь в собственном "номере люкс", кум королю. Все под рукой. Оркестрик в ресторане играет неплохо, слушаю себе, закусываю :)

Что-то мне напоминал суровый "медведь в погонах" с баночки Karhu (крепкое финское пивко)...

Попутный ветер упускать нельзя
- да это ж булрати! Кто читал у Лукьяненко...

А завтра 22-е...

Планировал выйти в район Линденеса. В 2009 г. мы натолкнулись недалеко на любопытное местечко в шхерах: мощный каменный причал, сортир из таких же отколотых каменных блоков, напоминающий скорее филиал старинного замка, чем обычное заведение; стол, бачок для мусора. Попали там в ночную грозу. (В справочнике этого места кстати нет). Хотел туда зайти снова, но вход там узкий и мелкий, выходило по ветру, а он свежий (как все эти дни, утром 3 б., но быстро раздувает до 4-5 с порывами в 6) и побоялся — если что, не остановишь лодку.

Решил посмотреть приглянувшуюся еще издалека бухту на подветренной стороне о. Vere (по справочнику, около него есть стоянка с другой стороны). И обнаружил там такую же великолепную стоянку!

Попутный ветер упускать нельзя

Да еще лучше, просто идеально защищенное место. Так и остается для меня загадкой постройка этих причалов. Ведь огромная работа, это не смонтировать настил из досок. Выгрызена в скале площадка (есть кстати и для палаток место подходящее с травкой, и, судя по согнутому застрявшему колышку, наверное, каякеры тут бывают). Ровно отколоты и пригнаны камни со следами сверленых шурфов. Залиты бетоном. Чистенький сортир с туалетной бумагой, стол, бачки для мусора, гриль — здесь это можно сказать норма.

К вечеру (воскресенье) подошли три больших моторных катера, мужики махали руами, что беспокоиться мне не надо, встанут нормально. Ну, я все же чуток подвинулся чтобы было удобнее. Вечерком они посидели без особого шума, что-то там пожарили... а с утра пораньше я тронулся дальше, на прощание всячески почесав и погладив симпатичную собаченцию, скучавшую на причале.

Короткий переход в бейд, и вот он, мыс и маяк Линденес.

Попутный ветер упускать нельзя

Заходить намерения не было, ведь были здесь. Но... под защитой Линденеса хорошо (ветер был W-NW) а дальше в море горизонт бугрится, бараны катятся. Мористее прошел красно-белый катер KustPatruljen, весь в пене. Гляжу — уже 9-11. В море дуло. Сверну-ка я в знакомый узкий заливчик прямо у маяка. Стоянки тут нет, место видимо служебное (сейчас стоял один РИБ, сложено какое-то оборудование), но приткнуться можно. На "Гринде" встали в самом конце, сейчас встал к причалу. Глубина 1,5 — что доктор прописал.

Это кадр из фильма, а стрелочкой показано место у причала, где я стоял.

Оборудование оказалось... игрушечно-художственными маячками. Ровно как садово-огородные светодиодные фонарики, только большие. Понатыкано их тут кругом — "Летний парк подрастающих маяков"!

Поднявшись, увидел рядом двоих мужиков нетуристского вида, спросил — ничего, что я сюда причалил? — Нормально, стой сколько надо! Спросили кто-откуда. Одобрили. Сказали, завтра потише будет. Ну, и ГРИБ того же мнения.

Попутный ветер упускать нельзя
А справа внизу — микро-огородик. Маячники выращивают картошечку.

Где-то там, за Северным морем, Шотландия...

Когда мы были здесь 5 лет назад, туристский "ресепшн" был закрыт, а сейчас все работает. Посмотрел там очень приятно сделанный и интересный фильм о здешних местах — самом маяке, окрестных поселках. ...В кино, по-моему, снят как раз один из встреченных мной у причала мужиков — он объяснял устройство маяка, показывал резервный дизель, компрессор, запускал наутофон. Наутофон выведен из эксплуатации, но поддерживается в порядке, и в специальный день устраивается праздник в честь этого агрегата (вся гора покрыта людьми!). Конечно, акустика кинозала мощь звука не передает, но женская часть публики на экране подпрыгивает и зажимает уши.

Сюда привозят школьников; для них устроена некая викторина — в разных местах развешаны таблички с вопросами, ответишь правильно — получишь приз (компас, фонарик).

Попутный ветер упускать нельзя
А в проливе Скагерраки есть чудовищные раки, просто дыбом волоса!
(Карта 16-го века. Петербурга на ней, понятно, нет.)

Как всегда, выставка картин (есть и детские рисунки, и еще что-то). "Лубочный" стиль мне не очень, но ведь — катамаранщики! (судя по топовым поплавкам):

Попутный ветер упускать нельзя
А посередине, никак, пани Яна стоит! :-)

Еще одна экспозиция в отдельном маленьком домике потрясла до глубины души. Одна комната посвящена "Палатии". Не буду повторять, описано в отчете 2009 г. На мониторе манипулятор подводного аппарата пытается что-то подобрать. Удалось поднять судовой колокол и фаянсовый кофейник...

Трагическая ошибка войны.
Попутный ветер упускать нельзя

В соседней комнате еще одна выставка — фотографии Elin Hoiland. Портреты ветеранов войны, снятые в 2002-2006 г.г., и тексты — их истории. Название простое: Survivors. Выжившие.

Индусы, воевавшие в британской армии. Норвежский партизан. Двое солдат вермахта, попавшие в советский плен и выжившие. Еврей и норвежец, выжившие в немецких концлагерях. Голландец, уцелевший в японском лагере в Индонезии... Заглянули бы в эти глаза нынешние не навоевавшиеся.

Йенс Поулссон (Jens А.Poulsson), норвежец, 1918 г. рожд.
Участник диверсии на заводе тяжелой воды Norsk Hydro.
В том числе благодаря ему Гитлер остался без ядерного оружия.

Попутный ветер упускать нельзя
Магнхильд Бротхен (Magnhild Brathen), норвежка, 1924 г. рожд.
По подозрению в участии в Сопротивлении вместе с отцом и братом попала в Равенсбрюк. Выжила.

Чанон Диллон (Channon Dhillon), индиец, 1923 г. рожд. Воевал в британской армии в Ливии. Выжил.

Попутный ветер упускать нельзя
Рэнди Робертсон (Randi Robertson), норвежка, 1923 г. рожд. 1945-1953 в ГУЛАГе. Выжила.

Как, за что?! А вот так (была папка с текстами на английском, прочитал).

Немцы оккупировали Норвегию. И произошла одна из тех историй, какие попадали из жизни в кино и романы: молоденькая девчонка, жившая что называется в неблагополучной семье, с отцом-алкоголиком, и немецкий солдат полюбили друг друга. Солдата вскоре послали на Восточный фронт, где он и встретил свой конец. При нем нашли и отослали матери с письмами фотографию и адрес Рэнди... и немка, мать Алоиза, написала несостоявшейся невесте погибшего сына, пригласила ее к себе.

19-летняя девчонка отправилась в Вену. Там через некоторое время она нашла нового жениха, зубного врача, но... потеряла паспорт, и брак не оформили. Зубной врач под конец войны тоже попал под мобилизацию и тоже с фронта не вернулся. Война кончилась, и она оказалась в советской зоне оккупации... без документов! Дело ясное: шпионка. 10 лет лагерей. Рэнди была беременна и в январе 46-го в лагере под Киевом родила дочку Лайлу, которая прожила 8 месяцев. Недоедание и туберкулез. Мама весила 36 кг... Одесса, Киев, Северодвинск, Архангельск, Усть-Кут, Киренск, Братск, Тайшет. На письма о помощи в консульство и Норвегию ответа не было (вряд ли они туда и попадали). Освобождена в 53-м по амнистии после смерти Сталина.

Норвегия встретила свою заблудшую дочь немногим лучше, чем встречали освобожденных узников концлагерей в СССР. Ее никто не ждал, ее рассказам никто не верил — теперь ее считали советской шпионкой, и 20 лет после освобождения она была под надзором полиции.

. . .

Ветер в вантах даже тут все посвистывает, на море поглядел — баранов прибавилось, и что-то мне туда ой как не хочется. Ну, и что ли кто гонит?

Попутный ветер упускать нельзя

24.06. Вчера рано лег спать, и, проснувшись около 4-х, не стал мешкать. Ветер стих и сменился на попутный, примерно северный, барашков в море не видно. ГРИБ обещал прохождение какого-то локального циклончика, и надо было уйти рано, чтобы не попасть ближе к полудню во встречный ветер.

Залил термосок и в 4:45 вышел... да только зря спешил. Про приливы-отливы я и забыл. То есть не то чтобы забыл, — не сяду ли килем у причала, если уйдет 30 см воды? Но колебания уровня были почти незаметны, глубины хватило. А вот едва вышел из маячного заливчика и взял курс на юго-восток (нацелившись на Тюборон и надеясь к ночи его достичь, чтобы пойти датским Лим-фиордом) — бодро поехал на запад, подхваченный сильным отливным течением из Скагеррака.

Вчерашняя волна от NW еще отнюдь не улеглась, накатывает зыбь метра полтора, а иногда и два; сулой не сулой — но у мыса, как это часто и бывает, творится безобразие. В море на северо запад шла под парусами крупная шхуна; еще одна яхта, выйдя из-за мыса на моторе, потом подняла паруса и пошла туда же. А я пытался лечь на нужный курс. Бесполезно! Ветер кислый, между 2 и 3 б. Держу куда надо, на юго-восток — стою или еду потихоньку на запад. Держу на юг — оно бы и ничего, на W-SW, но еле-еле, фордак на слабом ветре при большой волне — кошмар. Стаксель не работает (вышел с малым, решил — большой поставить всегда успею — а в такую болтанку лезть на бак не тянет, да тут и генуя не поможет). Двигаюсь еле-еле, а мотает и бьет так, что гика-шкот держу рукой в охапке, вырвет же погон нафиг или каретку сломает. Долго так не просижу. Подергался — подергался да и поехал хоть и в бейд да по течению — решил свернуть в помеченное недалеко убежище Selor и обождать.

Попутный ветер упускать нельзя

За островами благодать... солнышко поднялось, теплеет, а то 8 гр. утром было. Красивые шхеры, домики, коммунальный причал.

Тут-то и понял, почему море не пустило: не сделал я все важные дела, утреннего кофейку не попил в том числе, понадеявшись на термос. Теперь исправляю положение. Может сосну часок да двину куда обстановка позволяет, посмотрю еще кусочек Норвегии. Небольшой запас времени еще есть (мало 90 дней шенгена!). А завтра обещаны 3-4 б. c NW, вот тут уж нас не догонят.

Занесло в маленький красивый городок Farsund. При причаливании в Selor'е заслужил я титул Истребитель Багров — сломал свой из подсачека с новым варбергским крюком :( А тут гляжу вывеска "SPAR" — никак запчасти? Ага. Оказалось, супермаркеты тут такие. Ничего не поделаешь, образовался очередной царский обед вместо порошочка и термосочка. Стоять у магазина написано можно два часа, но кто ж их считает. Да я тут ночевать и не собираюсь, отойду на острова, тут места рядом имеются. И багор тоже нашелся недалеко, супер — длинный, раздвижной. Жалко будет и его истребить, беречь придется. Тут и халявный интернет появился, хоть на часок.

Попутный ветер упускать нельзя
Над Фарсундом висела темная туча, наступавшая с востока. Разок даже громыхнул гром.
Пока рифился и задраивался, ветер конечно выключили.

А туча безвредно рассеялась, уронив только несколько крупных капель.

Очередной "гостевой" остров...

Завтра — туда. Там, за Скагерраком — Ютландия.

Третий заход в Данию. Лимфиорд

25.6. Ясное тихое утро. 6:10. Легкий ветерок подтягивает с берега. Отошел немного — и штиль. Раз такое дело, не размотать ли купленный в Варберге пилкер? А то зря валется. На рыбалку энтузиазма обычно не хватает. старенький спиннинг пару раз закидывал и блесну таскал без толку, новый с подаренной коллегами по "Пингвинсофту" катушкой даже и не собрал. Впереди как раз бугорок глубиной 18 м а фоне 35 — подходящее местечко.

Опа!

И ведь ощущение было что тащу куст водорослей или целого тюленя. Может, какую медузу тащил? Блесна и мушки все были в какой-то противной плотной слизи. Пришлось заводить примусок и варить уху. Правда, завтрак был недавно, но разве хоббиты когда-нибудь отказываются от второго завтрака? И на обед мне этой тресочки тоже хватило. Супер.

Сразу учуяли рыбку.

Как по заказу, в 10 включился ветерок, и мы поехали. 4 км/ч. 11 ч. — 5. 11:45 — 7. 13:30 — 8. Доходило и до 11. на несколько часов брал один риф. И так, 3-4 балла, ровный NW в бакштаг. И без морской болезни, хоть и раскачало тоже неплохо. Красота. Удавалось и подремать, но немного — судов здесь много, и как-то вышло что со многими пришлось расходиться специально. Обычно с запасом сваливался под корму, меняя на авторулевом курс на 10-20 градусов, а потом восстанавливая.

Но больше так не делаю, при расхождении сразу беру власть в свои руки. Стыдно и описывать один маневр, а уж как стыдно было перед рулевым судна "Lisa LEHMANN"...

Сделал все как обычно. Ветерок как раз был свежий, а отвернув, пришлось лечь на фордак. Стаксель мотается впереди, хлопает. И, когда судно, по моему разумению, достаточно прошло, ввел обратную поправку курса 20 гр. Вот только лодку бросило с фордака на привод не на 20 гр., чтобы спокойно пройти за кормой, а градусов на 50 — прямо наперерез судну. (Авторулевой и его реакции и поведение вместе с лодкой — отдельная тема). Все вместе заняло наверное секунд 15 — я еще смотрел и ждал, что отработает назад лишний поворот (он и отработал бы... когда-нибудь). Сорвал шток с румпеля, крутнул обратно — а нос судна катится в ту же сторону, навстречу! Пропускает меня. Да так быстро, что и не ожидал, что он способен так повернуть, не лодка ведь. Ну, я снова на привод, проехали метрах в 100. Но из-за меня он сделал повороты на 90 гр.! И хоть бы погудел для острастки — молча. Уж что подумал а может и сказал в своей рубке рулевой "Лизы"...

Lisa LEHMANN...
...дала дорогу дураку. Масштаб — кольца рисуются через 1 км.

Еще картинка — расхождение с двумя рыбаками (АИСка говорит "Engaged in fishing"). Тот, что близко, тащил за собой сети, так что под корму ему не пошел, обошел спереди. Редкий случай: у меня было преимущество в скорости: 5 уз., а у рыбака с сетями 1,9. Второй, который идет быстро, потом развернулся и похоже стал рыбалить рядом с первым.

Попутный ветер упускать нельзя

Солнечным днем суша видна по облакам. Поднявшиеся с утра над Норвегией легкие кучевые облачка потом выросли до громадин, торчащих в стратосферу. Примерно посередине перехода позади были видны вершины норвежских облаков, впереди — датских, слева на горизонте намечались шведские, справа горизонт был чист.

До следущей встречи, Норвегия!
Эти облака громоздятся над Данией.

К Дании, точнее городу Тюборон, где с морем соединяется пересекающий полуостров Ютландия Лим-фиорд, подошел в 6 утра. Заходить в порт не собирался; да и вид с воды не очень понравился: много промышленности, весь порт огорожен высокими каменными молами с узким проходом, что там где внутри не видно. Прошел еще немного, сунулся в отмеченную на карте "hamnen 2m" (виднелся заброшенный на вид большой причал, а в конце стоянка катеров), но, сев на мель, пробираться туда не стал. Свернул к берегу прямо рядом со входом, бросил якорь на глубине 1,5 м, поспал пару часиков и поехал дальше. Лим-фиорд (лиман? — весьма похоже) начинается с обширного мелководья, по которому от Тюборона довольно далеко прокопан канал. Шаг вправо, шаг влево — на карте написано где 1,5 м, а где и 0,5.

Виднеется песчаная коса.

Встретилось и довольно крупное судно, не только катера и яхты тут ходят.

Пейзажи не морские, скорее напоминают большую реку и водохранилища. Где поля, где лесочки, где домики на берегах; волна при том же ветре куда меньше, чем в море. Останавливался на ночевку на якоре в бухте после разводного моста, а теперь вот в городке Glyngore.

Попутный ветер упускать нельзя
Весь городок: тут и велосипед-то незачем вытаскивать (а супермаркет сделал бы честь и большому городу! — опять... ;-).

Рыбацкая гавань и марина большие, все есть.
Интернет, электричество, магазинчик с рыбкой.

Сегодня, 28-го — первый дождливый день за все плавание. После обеда должно проясниться, глядишь и двинусь дальше. А пока попиваю чаек и пользуюсь благами цивилизации.

На следующий день вместо дождя был ветер. 95 км позади.
Попутный ветер упускать нельзя
В городе Aalberg сразу два разводных моста: это железнодорожный, а за ним еще автомобильный. Пропускают довольно быстро.

На ночь остановился в 20 км за Ольборгом, в небольшой марине парусного клуба в Moa Bro. Намечал Egensee на выходе из Лимфиорда в море, но увидел мачты, место показалось неплохое — и завернул. В самом деле, место хорошее, все что надо есть. Цена 120 крон, причем тут включено и пользование велосипедами — с десяток стоит у причала. Раз такое дело, на следующее утро решил размяться, прокатившись в поселок. Вот ведь, как-то само собой выходит, что хоть ноги хоть колеса доставляют к супермаркету...

Два дельфинчика! Три раза видел нерп, и все-таки и дельфины попались (сведения о встречах с ними собирают научные организации, мы взялись наблюдать). Правда, интерес для морских биологов представляют такие встречи на Балтике, где дельфинов осталось совсем мало, а не тут. Все равно приятно — вынырнули две черные спинки с характерными плавичками, волнообразным движением снова ушли в воду, показались еще разок (в это время лихорадочно вытаскивался и включался фотик) — но увы! — позировать они не стали. Время готовности секунд 15 — протянуть руку, нашарить камеру в кармане на стенке рубки, нажать кнопку, подождать пока включится. Слишком долго.

Понимаю, что шансы заметить в море эту живность ничтожны. Если бы они не показались как раз там, куда в это время смотрел — и не заметил бы.

Южный берег Alborg bugt.
Маяк Fornaes.
Вместе со мной бухту за маяком выбрали для ночевки еще одна яхточка и P 522.

1.07. Пишу смс-ку Вилье. Несколько дней назад мы уже обменялись смс-ками; он и звонил, но я просил не звонить — денег жалко, я и так тут опять здорово налетел на связи. В смс-ке было написано, что они в польском Дарлово (как потом выяснилось, только собирались туда идти) а потом пойдут на юг Борнхольма где предлагали встретиться. Но я тогда еще только зашел в Лимфиорд. Теперь уж я и сам стал звонить — пора определяться, но вот история: я отлично слышу Вилье, а он — только гудение. В итоге получилось так: они еще в Дарлово и постоят там, значит, через три дня оказаться в районе Копенгагена, как я предлагал, никак не получится. Тогда и мне туда идти не резон; хочется заглянуть еще на мыс Аркона. Вилье ответил, что он тоже может двинуться туда, так что в Зунд не пойду — пусть будет новый путь, через Бельт.

Сначала хорошо шел в галфвинд на юг, но в середине дня ветер зашел к югу, усилился, идти стало некомфортно. Подошел к подветренному берегу кстати подвернувшегося строва Hjelm, встал на якорь. Пообедал, то да се... по западной стороне неба грозовые тучи, погромыхивает. Подошла и встала мористее еще одна яхта. Решил подождать, а тем временем предпринять экскурсию на остров — вплавь, благо вода 17 гр. По карте берег приглубый. Завел мотор и подъехал с глубины 2,7 до 1,9. До берега всего 15 метров! (Как раз хватило конца "морковки").

Остров оказался обитаемым — на траве примята колея, а прямо напротив вижу какой-то столбик с коробочкой сверху. Это оказался ящичек с откидной крышкой, в котором лежали... проспекты для туристов: "Velkommen til Hjelm". Возгордившись столь точным выбором места высадки, взял листок на память — чтобы не намок, пришлось плыть назад, держа его в зубах. Теперь знаю, что маяк тут построили в 1856 г. под руководством N.S.Nebelong'а (5 лет до... отмены крепостного права...), с 1969 г. он работает автоматически, с 2004 г. — на солнечной энергии. На острове множество птиц, которыми занимаются орнитологи. Ну, а мне на берегу встретился зайка, удравший в кусты.

Остров Хьелм с маяком инженера Нибелунга... и наковальня Тора. Рассвет 2 июля.

3.06 Вчера остановился в марине на острове Agerso. Небольшой остров — деревенька, поля, паром на материк. Марина уютная, со всем что надо, включая велосипеды. По погоде расклад такой, что надо бы идти около суток сразу на Аркону (Wiek), а то завтра в обед ветер сменится точно на встречный. Ну, посмотрим как получится. Вилье в Колобжеге, там тоже недалеко.

Целое лежбище тюленей.

Германия. Рюген. Аркона.

Хороший получился переход. Ровный ветер, в основном близко к галфвинду. Пролив, под конец похожий на реку, и снова море — уже Балтика, уже только слегка соленая вода. С середины пути отлично видны позади датский высокий берег в районе Kongsbjerg (как остров) и немецкий впереди.

Вышел с маленьким стакселем и одним рифом, который то отдавал, то снова брал; вечером, когда ветер (в соответствии с прогнозом) уже окончательно стих до 3 б., поcтавил большой стаксель. Расчетное время прибытия к Рюгену, перевалившее уже за три часа, снова стало сокращаться, в итоге подошел где-то в 1:30. Небо на западе и севере закрыто облаками, молодой месяц тоже куда-то спрятался — темнотища. Входной фарватер обставлен яркими проблесковыми буями, довольно узкий (там везде мелко, острова и "внутреннее море" — лиманы).

Тут уже прямо против ветра, иду на моторе. Ну ничего, сейчас поворот на Wiek, там можно будет снова под парусами. Вот только ни на BlueChart, ни в реальности огней на этом фарватере нет, да и сам фарватер показан только несколькими кусочками линии. Но вот и нужный бакен с красным огнем, поворот, и... сажусь на мель. Хорошо тут ил да песок а не камни. Тьфу. Задний ход, накреняю лодку. Съехали. Значит, наверное надо чуть дальше, там тоже идет линия вбок. Потихоньку... тпру. Сидим. Третья попытка.... и опять. Тут уже и весло идет в ход, и стаксель поднят — съезжаем. Все, хватит с меня. Отдаю якорь. Третий час, начинает чуть сереть — замечаю недалеко бакен, но без огня. Включил ноутбук, SasPlanet — Навионикс показывает и путь, и бакены. Мда... Утро вечера мудренее. Как никак, полторы сотни км от Agerso отмахал. В каюту, спать.

Услышал шум мотора — рыбаки. Рассвело, вот они бакены, вот фарватер. Ветерок попутный, но слабый. Действительно, местами совсем узенько. Десяток метров не угадал. 5:40 — поднял стаксель и потихоньку поехал дальше.

Попутный ветер упускать нельзя
Длинный, как гусеница, "морской трамвайчик".

До Виека еще довольно далеко. Рыбка играет, но мне не до нее. Да и не знаю немецких порядков насчет рыбалки. Вон, в Швеции и Норвегии в море можно ловить свободно, а в Финляндии для ловли на блесну нужна лицензия, да не одна а целых две — государственная и региональная.

Направо — Виек, налево тоже видна марина, но там место на отшибе. Виднеются два здания, совершенно выпадающих из здешней архитектуры: унылые прямоугольные коробки, зато на торце изображен кораблик. Ну точно какой-нибудь наш старый дом отдыха. Наверное, примерно те же времена... в ГДР, да и в рейхе тоже строили дома отдыха для трудящихся.

Наконец, в 8:40 я в Виеке. Встретил прикативший на причал на велосипеде харбор-мастер, показал куда встать, принял конец. Стоянка хороша, симпатичные домики на набережной, все есть. Совсем недорого — 6 евро, но душ и интернет — отдельно.

Курортный городишко. Мостовые мощеные, асфальт только на основных улицах. Везде отельчики, пансионаты, объявления о сдаче комнат, разные забегаловки. Погода прекрасная, после утреннего сна и душа чувствую себя неплохо — вытаскиваю велосипед, и вперед, на мыс Аркона!

Попутный ветер упускать нельзя

Место это примечательное само по себе — высокий, 45-метровый обрывистый берег, но главное — своей историей. Рюген был когда-то островом Руяном, на Арконе была крепость балтийских славян, варягов-русов, здесь были главные языческие святыни. Не отсюда ли пришли те самые Рюрик, Трувор и Синеус... Обо всем этом есть что почитать, от истории до фэнтези и экспедиции "Экспедиции" за камнем с Арконы. Да вот хоть на " Перунице".

Но впечатление осталось... какое-то двоякое. Уж очень заездили Аркону, сделав главным туристическим аттракционом. Автобусы, автопоезд из Путгартена до маяков, чтобы и пешком не ходить. Те же пансионатики, забегаловки, сувениры... да какие-то совсем унылые. Ничего здешнего, арконского. Ни-че-го. Те же кораблики, бравые морячки и маячки из полистоуна (страна происходжения понятна), только надписи меняются. Да керамические чашечки с разными именами. Тоже мне. На другой стороне Балтики их компанию хотя бы разбавляют тролли, троллихи и русалочки разных видов. Выбирал-выбирал, все ж купил маленькую тарелочку с картой Рюгена. Карты, это наше.

В башне Peilturm рядом с оставшимися от крепости валами развернута ювелирно-поделочная выставка-продажа изделий из камня и прочих. Красивые штучки, этаж околоиндийской тематики — гобелен с Ганешей, и т.д. и т.п. Только одна деревянная фигура Святовита затесалась. Хоть бы несколько археологичесих экспонатов...

К морю можно спуститься по длинной лестнице (желающих немного). Везде предупреждающие надписи — опасно, гуляете на свой страх и риск. А уж наверху совсем без церемоний, по немецки: ACHTUNG! FERBOTEN! Bсе загорожено заборами. Обрушения случаются, а любителей фотографироваться на краю хватает. От огороженной валами славянской крепости осталась уже, пожалуй, половина. На валы тоже Ferboten, — да и что там смотреть...

Песочный капитан.
Камни Арконы.

На самом откосе много мягкой, крошащейся в руках меловой породы. Камни есть и обычные, как везде, и своеобразные: из темного стекловидного минерала, иногда причудливых форм, снаружи покрытые белой известковой коркой. Захватил, конечно. :-)

Попутный ветер упускать нельзя
Да, уж теперь-то крепость неприступна.
Можно только посмотреть сверху.

Только на стенде для туристов остались на Арконе многоликие славянские боги.

А вот старая кирка в местечке, которое так и называется Альтекиркен — понравилась. Она дествительно стара, примерно ровесница Москвы.

Попутный ветер упускать нельзя

Построили после того, как в 12-м веке христианское воинство датского короля наконец разгромило крепость язычников. Как же еще распространять веру, которая родилась из любви, как не железом и кровью. Но при строительстве поступили по-хозяйски, а может, был дефицит добрых камней — кое-что из языческих капищ пошло в дело. Теперь есть что показывать туристам.

(снимок развернут на 90 гр.)
А в тридцать три — Христос — он был Поэт!
Он говорил — Да не убий, убьешь — везде найду мол,
Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал!

В.Высоцкий

Попутный ветер упускать нельзя

В небольших поселках и городках кирки всегда открыты; зайдешь — никого, тишина, прохлада. Скамьи, сложены стопки книг. Можно бросить монетку и зажечь свечу, или взять открытку на память. (А здесь целый книжный киоск, да еще выставка рисунков на стенах — не церковь, а музей). И как-то... проникаешься. В наших церквях — редко. На Севере, или вот как-то в Бородине. Где нет мнимой роскоши позолоты или еще хуже реальной — золота, нет фанатичных глаз, нет черных кофт и платков, нет омерзительных вымогателей у входа.

Хоть я и не верующий, но не так чтобы и атеист. Вот же, когда зашел ранним утром в маленькую кирку Агерсо, само вырвалось — Господи, не оставляй нас! А уж "пронести" частенько просить приходится.

Но что Он, всемогущий, может сделать? Лично, как описывается в Ветхом завете, разбирать какой род или царь прав а какой виноват, кому медаль, а кому дать укорот за отступничество? — да ведь тут у нас со всем всемогуществом замучаешься пыль глотать. Вера стала религией, ту сделали опиумом для народа... И — фанатизм. Религиозный, национальный, политический — одного поля фрукты. Да ведь даже, прости, Господи, футбольный. Ну какая разница, Зенит или там Спартак... а готовы убивать и за это.

Что это, крестильная чаша? Но почему с четырьмя ликами... Святовита? Быть того не может, чтобы христолюбивые воины не разнесли на кусочки нечестивое оборудование язычников, а приспособили к делу. Хотя, кто знает, может и не в богах было дело, а в значительной степени как раз в том, чтобы приспособить чужое в свое хозяйство. Камни же с бесовскими картинками приспособили.

Попутный ветер упускать нельзя

Тут нет стекла музейных витрин. Можно положить руки на прохладный камень обода и пофантазировать... как на древнем Руяне так же касались чаши жрецы, и те, кто были рядом с ними, верили во что-то хорошее... и с легким сердцем отправлялись не то княжить в Древнюю Русь, не то по-простому разбойничать на здешних морях.

Ну, пора кончать отступление.

Увы, встреча со славным экипажем Tuhkimo накрылась. Зря только тащу из Агерсо второй справочник по датским маринам. У них возникли проблемы: из-за неотложных дел дома уехал Петр, дальше идут вдвоем и спешат, и так уже отстали от плана. Разминемся на Борнхольме на пару дней. Да ведь и 20 евро за день в Ronne, где они стоят, не лишние. И зачем только ходили туда-сюда в Польшу! Подумаешь, продукты дешевле. Нас вон и здесь неплохо кормят.

Сходил с утра в здешний магазинчик (надо сказать, маленький), а то хлеб кончается, да и пиво все вышло — где ж и пополнить запас, как не в Германии. Всего вышло на 21,88 евро — считай, за деньги только пара ликерных бутылочек (домой захватить), а остальное бесплатно.

Попутный ветер упускать нельзя

Достопримечательность Wiek'а: мост, построенный вдоль, а не поперек.

Достроить, к счастью, не успели, а то бы на яхте в гавань и не зайти. Зачем строили? В буклете написано что "для мелового порта", а после 1-й мировой войны забросили. Вид оттуда должен быть хороший, но, естественно, Ferboten — стройка продолжается! Теперь, наверное, сделают там ресторанную веранду какую-нибудь.

Какие-то тут причуды с мобильной связью: звоню поздравить старпома с днем рождния, выскакивает надпись: соединение невозможно. Вот те раз. И тут же падает смс-ка от Мегафона: "ваш заказ на обратный звонок принят". Нельзя же так! Этак мало ли про что скажут что "мой заказ"! Билайн вон уже погрел ручки, и Мегафон туда же? Но сработало, поговорили.

А вчера обращается ко мне на улице пожилая чета скромного вида, дама показывает маленький мобильничек и огорченно что-то спрашивает. Я, увы, пень пнем... но после пары фраз на жуткой англо-немецкой смеси на русский перешли! — немцы-то они оказались казахстанские. Уже 20 лет живут в Германии. Сюда, в Вик, только приехали, как туристы. Приятно было поговорить, а про телефон и забыли. Потом встретил их еще раз у гавани и спросил. Оказалось, тоже не поймут почему не соединяет — немецкая симка, с немецким же номером, только на юге Германии, где они живут. Неужто и тут какой-нибудь дойче роуминг не подключили?

5.07 6 евро за стоянку не 20, но тоже не лишние — получив назад залог за ключ от сортирно-душевого помещения, как раз столько и потратил на закуску и стаканчик вкусного пивка. Делать тут больше нечего, но и выходить в море не резон, тем более завтра ГРИБ обещает попутный ветер. И отошел я 5 км от Вика назад в это самое внутреннее море, Hiddensee. Когда сюда шел, видел какие-то причалы, у которых в уголке стоял лишь один рыбацкий баркасик. Место хорошее оказалось — глубокое, защищенное. На берегу лес да пара деревянных причалов, тоже старых. Могучие бетонные пирсы для больших судов, заросшие бурьяном и кустами. Заброшенное строение, заглянул — подстанция: шкафы, мощные вводы, кабели уходят в пол. На здешней карте место называется Blewser Haken.

Попутный ветер упускать нельзя
Наверное, тут был какой-то объект Фольксмарине. А может, даже еще Кригс.

Кстати, Аркона испоганена военными бункерами — в гору врыта целая система. Хорошо хоть не под древней крепостью, а в другой стороне. Да сверху их и не видно, только входы в подземелья.

Четвертый заход в Швецию

На этот раз прогноз не оправдался: должен быть юго-восточный ветер, а его нет. Медленно, всего 2 км/ч, удаляюсь от Рюгена. Этак планировавшийся преход в район Симрисхамна может сильно затянуться.

Прощай, Аркона...

Размотать что ли пилкер, раз такое дело?

!!!

Была Уха. А хвостик был засолен и на следующее утро съеден... в Истаде, в компании Вилье и Николая! Пришла смс-ка, что они стоят в Истаде, будут чинить мотор, может и придется возвращаться. Тем временем пришел ветерок, только не обещанный SE, а NE! Сначала я и на Истад не вырезался в бейдевинд, потом ветер немного отошел к востоку, и одним галсом в начале первого был на месте. Переход был легкий, погода ясной, день жарким. Горизонт виден ясно, но вместе с тем какая-то дымка, встречные суда проявлялись из нее хоть и далеко, но как из молока. Вечером стала оседать мелкая влажная взвесь. До тумана, однако, дело не дошло. В полночь на входном фарватере Истада вдруг заверещала АИСка, сначала не мог понять, кто же это на меня нацелился? На экране никого и в натуре никого близко не видно. Оказалось, одна из линий — не картографичесая, а как раз и есть вектор движения скоростного парома-катамарана, не помещающийся на экране.

Они отсюда на Борнхольм ходят. На всякий случай отошел на левый край фарватера, тем более туда и надо было в марину, а прошел паром в итоге далеко в стороне.

Попутный ветер упускать нельзя
Приятно встретить друзей в далеком порту!

Подходить "Tuhkimo" пришлось под парусами. Хорошо, место снаружи бона было свободно. Но проблема уже была решена (Вилье поменял крыльчатку охлаждения, резина с лопастями сорвалась с бронзовой втулки и импеллер воду не гнал).

Конечно, заглянули в "Tackel & Tag".

А я побывал в военном музее, куда не попал в предыдущий заход. Полотно про купание коней занимает всю стену в "драгунском зале".

Попутный ветер упускать нельзя
Купание драгунских коней. Oscar Mutthisen, 1906.

Купание красного коня. Петров-Водкин, 1912.

Петров-Водкин ярче и символичнее, но "похоже до степени смешения". Только представьте: кавалерийские времена... Орет орава голых мужиков, фыркающие кони, вода, брызги! Как не вдохновиться живописцам! :-)

Попутный ветер упускать нельзя
Так выглядело жилище шведского драгуна. Скромненько.
А так — зад выкупанного драгунского коня.

К сожалению, все тексты в музее только на шведском языке. Спросил, что ж хоть на английский не перевели — говорят, что хотели, но некому, большая работа.

8.07. Сегодня и в ближайшие дни обещают сильный восточный и северо-восточный ветер, так что мне лучше постоять в Истаде.

Попутный ветер упускать нельзя
Утром проводил Вилье и Николая. Tuhkimo уходит на запад, к Копенгагену.

Но стоять не значит сидеть. Пошарил в сети — оказалось, что неподалеку, у деревни Козеберга, находится весьма интресное место — "шведский Стоунхедж". Неподалеку — это 20 км на восток от Истада, так что обед на этот раз пришлось отрабатывать, для малоколесного велосипедика 40 км дистанция солидная. Зато по дороге у фермы попался ларечек с божественной свежей клубникой и малиной.

Дорога довольно долго идет вдоль берега моря, который здесь представлет собой отличный пляж. Сделаны съезды и маленькие стояночки с туалетами (есть и большие, ко всяким заведениям), народ отдыхает. Движение по шоссе довольно оживленное. Дорога и придорожные поселочки сосуществуют независимо, сами по себе. Дома не вытянулись в ряд вдоль обочин, а чуть в сторонке. Съезд с шоссе ведет на параллельную улицу, в которую в пределах поселка вливается и велодорожка.

Если дома по обеим сторонам шоссе — эти части не связаны, никаких переходов. Только пару раз попадались тоннели, где велодорожка переходит на другую сторону. Когда местная дорога входит в поселок — там, конечно, и переходы, и ограничение скорости.

И вот указатели: Kaseberga, Ales Stenar. Это "Каменный корабль" дохристианской эпохи викигнов, солидных размеров: 67 на 19 метров. Часть камней и более древняя.

Попутный ветер упускать нельзя
Берег моря здесь поднялся высокими холмами с настоящей степью, и на самом высоком месте...

стоят камни — менгиры. Форштевень?

Здесь genius loci сохранили бережнее, чем в Арконе. Все киоски и забегаловки внизу, в деревне (есть и марина, но маленькая); последние несколько сотен метров надо пройти пешком. Наверху — только простор. Люди гуляют, фотографируются у камней и на обрыве — у шведов не Ferboten. Тут, конечно, не каменная осыпь, а травянистый склон (весь в красных маках — красота!), но кое-где весьма крутой и высокий. Да еще порывы сильного ветра неприятно толкают с обрыва. Если бы ветер был юго-западный, с моря — восходящий поток тут должен быть такой, что не на параплане — на зонтике улетишь.

Попутный ветер упускать нельзя

Само сооружение в разные века служило, как пишут, разным целям.

Предположительно — солнечным календарем, потом и местом захоронения.

Древний памятник едва не был утрачен. В войну тут построили НП, часть камней была засыпана землей, часть сдвинута. Потом чуть не построили ресторан. И только в 80-х сюда добрались археологи. Фактически памятник восстановлен, но новодела нет — камни те самые.

9.07 Вот сегодня сижу. Небольшая работенка в связи с переводами появилась, как раз время есть и интернет. Снаружи ветрюган, а в каюте жарко, хоть и люк открыт. Заметил, что периодически какие-то странные звуки со стороны порта раздаются: гудки, хрип, треск, и как будто пар сбрасывают, и вроде со стороны моря тоже кто-то сигналит. Выглядывал несколько раз — не случилось ли где чего? А сейчас ходил купаться и прочел на стенде на гуляльном мосту — это не что-нибудь, а культурная программа, звуко-художественная инсталляция, так сказать.

Символизирует коммуникации и культуру скандинавского побережья, ни более ни менее. Шумы основаны на работе старого радио начала 20 века, передает их какая-то специальная радиостанция на частотах около 4 кГц SSB — сверхдлинные волны. А в ряде мест принимают и озвучивают. По минуте каждый час! Слава богу что только до 18 ч. Придумала некая дама, artist. И сайт специальный, thedistantsound.eu, и некая философия со ссылкой на Маркони. Вот же люди дурью от безделья маются! :-) Но вреда, однако ж, тоже никакого (с).

А мне захотелось культурной программы и других звуков, не радиопомех. Николай говорил, что вечером на службе в кирке св. Марии чудесно играет орган, и я отправился послушать.

Попутный ветер упускать нельзя
Принят вид парадный и степенный. Чай, не в супермаркет собрался.

Но с органом не повезло. На следующий день еще раз пошел, как примерный прихожанин — и тоже облом. 9-го выступал приехавший епископ и заодно профессор теологии. Вышел такой же цивильный гражданин, как и я, без всяких ряс и прочего. Говорил долго, а вот музыку так и не дали. Народ то кивал, то улыбался. По знакомым шведским словам "реализм", "идеализм" и "терроризм" предполагаю, что это вообще-то была лекция о международном положении, а не проповедь.

10-го наоборот, только музыка и была, но... "альтернативный хип-хоп" в исполнении группы ОКА (над А еще кружочек). Там оказывается целая программа концертов, выдали бумажку. Много джаза, а я вот на хип-хоп-рэп-что-то типа рока попал.

Попутный ветер упускать нельзя
Все же странно это, на мой взгляд.

Но никто кощунцев не хватал и в кутузку не тащил, наоборот, та же церковная дама что вчера теолога приветствовала, и музыкантам выдала какие-то подарочки. Ну, они ж наверное не призывали своего короля на переработку пустить. Публика хлопала, все были радостны и довольны. Так что кирка заодно выполняет функции дома культуры. В каждом монастыре свой устав! Но мне больше нравилось, когда тут было тихо...

В общем, засиделся я в Истаде. Ветрило такой же, смена только в воскресенье, но решил высунуться. До Козеберги уж дойду, берег прикрывает, а там видно будет. В случае чего можно и назад в Истад свалиться.

11.07 А мы с Салацией и против ветра можем, если сильно захотим! Правда, "трудно, но недолго", как говаривал Черномырдин. Один риф на гроте, малый стаксель — в общем, нормально шли, одним галсом. Волна действительно небольшая, около метра, но неприятно бывает, когда собственная частота килевой качки совпадет с волной — вся энергия уходит в плюхи и брызги.

Попутный ветер упускать нельзя
Уже в марине минуты за три намерил средний ветер 9,5, а макс. порыв 14.

На подходе к Козеберге расхотелось идти дальше, ломясь уже чисто против ветра. На местную волну стала накладываться заходящая из за мыса, которую норд-ост эти дни разгонял через всю Балтику. Сделал контргалс, рассчитывая несколько укрыться под берегом — действительно, там было спокойнее, но ветер стал неровный: то потише, то порыв придет — брызги уже не просто поливают, а чувствительно секут по морде.

Заход в марину тоже не сахар — она маленькая, и вход этому ветру как раз открыт. Под рангоутом, подрабатывая мотором на задний ход. Развернулся — смотрю, яхты и рыбаки все собрались в углу, там места нет — встал у входа к внешней стенке. Потряхивает, но ничего, терпимо. Пошел разведать как и что. Оплата тут гуманнее чем в Истаде — 160 кр., через парковочный автомат. Смотрю, если носом встать, вполне влезу к рыбакам. Как раз подходит мужик с какой-то карточкой, харбор-мастер очевидно.

- Твоя лодка там, ты пришел?

Ясное дело, тельняшка и шортики мокренькие среди туристов выделяют.

- Давай сюда, здесь встать можно.

Смотрю, они (там рыбаки еще были у своих баркасов) шлюпочку, которая место вдоль стенки занимала, отодвинули. Но это место не стал занимать, а встал как наметил — носом к причалу между двух баркасов. Приняли конец, кормовой за баркас зацепили, чтобы я с якорем не возился.

Попутный ветер упускать нельзя
Стою теперь совсем хорошо и в приятном обществе — слева Marie, справа Sabina.

Тут и еще русский экипаж оказался, тоже идут на север. А Вилье прислал смс-ку что выходят из Копенгагена и в субботу рассчитывают прийти в Истад. Так что догонят, наверное!

Душ тут человеческий: дополнительной мзды не требует и минутки не лимитирует. Только, как на лодке, стены почему-то слегка покачиваются. И сеть YstadGuest работает! — та же коммуна. Вовремя сюда завернул.

Попутный ветер упускать нельзя
Как не сходить еще раз к каменному кораблю эпохи викингов.
Сейчас не только полнолуние: Луна ближе чем обычно, в перигее орбиты.

12.07. Сегодня дошел до Скиллинге. Трудный переход. С утра в марине было заметно тише, чем вчера; подумал даже, не поставить ли большой стаксель. И хорошо что поверил ГРИБу и только подумал. До поворота берега к северу плавание действительно было легким. Ветер балла 4, берег защищал. А вот потом пришлось идти и против ветра, который снова окреп, и против волны, которая тут была метра два, а самые мощные и все три. Неприятных "резонансных" плюхов было при этом меньше, чем на метровой волне, но лавироваться... тяжело. К тому же все больше набегали тучи, без солнца стало холодно, и пришлось одеваться. Долго крепился, но после того как второй раз забрался в рубку утепляться, накатило — внутри укачивает намного сильнее.

Попутный ветер упускать нельзя

Самое поганое в этом деле даже не тошнота (дело житейское, наоборот легче становится), а то, что возникает некая заторможенность. Каждое движение требует осознанного усилия — протянуть руку, повернуть голову. Мысли и то вязнут и останавливаются, только б глаза закрыть и не шевелиться. Брр. За румпелем полегче... на некоторое время. Кстати, когда уходил вниз — авторулевой хорошо справлялся. На бейдевинде вообще рулить легко; а против солидной волны, понятное дело, остро не пойдешь — ему хватало времени подкорректировать.

А сейчас уже вечер. Пока дремал, пошел дождик, и так и идет. Вилье написал, что они в Козеберге! Быстро дошли, завтра наверное догонят и снова встретимся. Попутный ветер должен быть. Рвануть, что ли, прямо на Карлскруну?

13.07 Ух! Те же 5 баллов, но по ветру. 106 км за 12 часов. GPS-ка показала максимум скорости 21,5 км/ч. При всем недоверии к показаниям максимальной скорости 16,8 два раза видел по ходу дела, при том что до этого наш рекорд был 12,5. С волны...

Остановился в Garpahamnen, до Карлскроны еще 10 км. С утра, пока не раздует, думаю туда перейти, а то тут сидеть завтрашний день скучно: небольшая рыбацкая деревенька. А днем завтра обещано дуло, Вилье написал аж до 17 м/с.

Первые полдня был дождь и галфвинд от W, постепенно набиравший силу. В 12:40 зарифил грот, сразу на 2-й риф. Стаксель большой. Уже пошел фордак SW, и так до финиша. Часам к трем слоистые облака унесло, выглянуло солнце. На фордаке хорошо, не плюхает, не брызгает, но на руле ухо надо держать востро. Смотришь вперед, на паруса и компас. Разок таки зевнул и понес потери: перекинуло грот и шкотами опять, в третий раз зацепило и сорвало несчастный эхолот. Тьфу-тьфу, прочный он.

Оглянешься назад — когда подходит волна, а под конец пути раскачало до 2.5-3 метров — аж страшновато: кажется, что прямо стена наезжает. И... ничего. Приподнимает корму, из-под носа буруны, вот уже нос задирается — волна обогнала, проехали. Только один раз гребнем плеснуло немного сбоку. Но та горка была еще выше: сверху подошва волны показалась далеко-о-о внизу... а ведь более быстрая лодка пожалуй может туда и упасть.

Тут уж захотелось слинять поживее. Между тем мой курс пересекла яхта под зарифленным гротом (подумал, не Tuhkimo ли это догнала, но нет) и ушла на юго-восток в море. Провести ночь в стиральной машине, а может, и не одну... и как только выдерживают? Не говоря уж о настоящих штормах.

А Вилье с Николаем действительно меня обогнали, не заметив — прошли восточнее. Их смс-ки я прочитал уже зайдя в гавань, раньше не до телефона было. Так и не понял где они, так как от островков Utklippan, где тоже есть марина, написали что идти еще 58 миль! Сразу в Кальмар что ли? Я дальше Карлскруны не рассчитывал, и так хватило.

14.07 Как выяснилось, Tuhkimo дошла до Эланда! Идут домой форсированным ходом — снова домашние обстоятельства... Ну, а я с утра без проблем перешел в Карлскруну. Погода большую часть дня действительно была паршивая: низкие тучи, заряды дождя, иногда и свистело — но тут, в городе, не так чтобы очень сильно.

Попутный ветер упускать нельзя
Форт на подходе к Карлскруне.

Здесь большой морской музей, куда хотел было пойти — любопытно, как шведы освещают Гангутское сражение, 300-летие которого в конце месяца будет отмечаться в Ханко (постараюсь как раз подойти). Но не пошел. У музея стояла длинная очередь! В основном родители с прыгающими, вопящими и лазающими вокруг юными шведами и шведками. И это в понедельник! Да и билеты оказались дорогие — 170 крон, столько же стоит и день стоянки в марине. Ограничился прогулкой снаружи (у музея стоят тральщик времен второй мировой войны, более современный ракетный корабль и ремонтируемый учебный парусник).

А вот на жратву не пожалел финансов. В вестибюле музея обнаружилась еще одна очередь покороче — в Blekinge buffet. Долго вспоминал, как называется такая система, когда набираешь в тарелку чего и сколько хочешь, потом стукнуло — да ведь шведский стол! А Блекинге — название здешнего региона. Самая что ни на есть Швеция, значит. 100 крон и вперед. По-моему, большинство народу в этом буфете составляли не туристы а как раз здешние шведы, и халява им не чужда: судя по остававшейся на подносах еде, далеко не все рассчитывали свои силы. Я рассчитал точно: остатка как раз хватило, чтобы ме-е-едленно докрутить педали до марины и заползти на лодке в койку. Дальнейшие экскурсии были отменены, поскольку к тому же серьезно полил дождь. Сиеста...

Попутный ветер упускать нельзяПопутный ветер упускать нельзя
Маленькие причальные хитрости.

Совет подкладывать доску, если причал неровный, что-нибудь из него торчит и т.п. прочитал в какой-то из книг. А веревочки сам придумал! Надоело каждый раз возиться с подвязыванием кранцев. Теперь потянул за веревочку — и они не болтаются, а притянуты друг к другу и подняты к борту.

15-16.07 Хороший попутный ветерок, бодро бежим уже в сторону дома. 15-го дошел от Карлскруны до Кальмара, но в марину не пошел: бросил якорь около какого-то не то лесочка не то парка, похоже рядом с лодочным отелем. Спалось неважно: хоть от ветра место было и защищено, но небольшая волна заходила, и лодку сильно раскачивало.

На следующий день наметил маршрут вдоль материкового берега Кальмарсунда, и уже на полпути обратил внимание на одинокий остров, синевший посреди пролива примерно на уровне северного конца Эланда. Bla Jungfrun, сиречь Blue Maiden — собирался же зайти, и вот чуть не забыл.

Попутный ветер упускать нельзя
Шведская Гора ведьм, национальный парк с 1925 года.
Ну как пропустить очередное маленько эзотерическое место!

Вот что было сказано про этот остров: Anyone who has ever been to the Blue Maiden never go there again (Linnaeus, 1741) — кто хоть раз побывал на Голубой Деве, ни за что сюда не вернется.

Хм... Но сейчас так не скажешь, наоборот.

Остров оказался не заповедным, а вполне обитаемым: с Готланда, из Висбю сюда ходит катер. Проложены тропы (на крутых скалах сделаны перила, кое где ступеньки из скоб), есть и туалет и мусорный бачок. А вот причала нет. Подойти к берегу можно, нашлось даже кольцо для причального конца, но "аборигены" хором кинулись меня предупреждать, что иногда тут от проходящих скоростных паромов накатывает 2-метровая волна, и достает аж вон куда (было показано метрах в 10 выше уровня воды). Это же предупреждение видел потом и на стенде у туалета. Так что я оставил конец от берега подлиннее и долго гулять не стал, сбегал на вершину горы и назад.

Увы, тут от ведьм никаких материальных следов не имеется (правда, на южном конце острова есть каменный лабиринт). Хорошо видны и Эланд, и материковый берег, на котором виднеются какие-то большие промышленные здания.

Корень и камень.

Оказалось, что намеченный в небольшой заливчик курс ведет почти к ним. Какие-то ассоциации стала вызывать эта картинка...

Попутный ветер упускать нельзя
АЭС Oskarshamn. Неподалеку находится шведский центр хранения ядерных отходов CLAB.

Во время своей недолгой работы в ИБРАЭ читал статью о том, как в Швеции хранят ядерные отходы. В общем, как и у нас: специальные коррозионно стойкие, прочные и герметичные капсулы, штольни в каменном массиве. А вот чего у нас нет: на корабль, который привозит отработанное топливо с АЭС, можно прийти с экскурсией (конечно, когда он не в рабочем рейсе). Можно походить с дозиметром и убедиться, что работают чисто.

Cтоящие на берегу большиe желтыe щиты с запретительными надписями подтвердили, что сюда-то я и приехал. На атомную экскурсию напрашиваться не стал, а убрался подобру-поздорову маленько подальше, где нашел тихий заливчик не хуже намеченного сначала. В отличие от большей части берегов Кальмарсунда, отмелых и изобилующих навигационными опасностями, здесь берег приглубый и чистый.

Кстати, про Bla Jungfrun написано, что раньше моряки использовали этот остров, чтобы отстояться за ним при шторме с любого направления.

Вестервик

17 -18.07. Вестервик. Нравится этот городок, как и Истад.

Попутный ветер упускать нельзя
Мое фирменное место в Вестервике в полном порядке. Красота!
За год в городе развелось изрядно тюленей. ИВу понравилось бы. :-)

Вечер. Набережная. Народ отдыхает.Попутный ветер упускать нельзя
Попутный ветер упускать нельзя

Зайдя в морской магазин у марины Pampas, запасся 10 метрами веревки на новые стаксель-шкоты, а то они в нескольких местах здорово потерлись и стали вызывать опасения. В городской библиотеке подключился к интернету (правда, пришел я туда в 17:45, а в 18 ч. она уже закрывалась, но доступ дали, а WiFi работал и снаружи). Но, конечно, главная цель захода была — снова встретиться со Свеном Ирвиндом.

Свен в добром здравии! Фанерка с планками и шнурками на столе — макет рулевого управления.

Постройка лодки-капсулы Yrvind 10 продвигается потихоньку. На мои слова, что прогресс за год невелик, Ирвинд ответил, что он не спешит, а работа сама по себе доставляет ему удовольствие. Зато он начал строить еще одну лодку! Рядом с "10" стояла фанерная палуба с рубочкой, а на столе лежали модели корпуса (для этого проекта на сайте Ирвинда начат блог "Идеальная лодка").

Рассказал, что сам в этом году добрался до Линнеснеса, а в Северное море соваться не решился; пожаловался, что браслеты от морской болезни ни фига не помогают, только если нажимать на точки пальцами посильнее, вроде что-то чувствуется. Но ведь руки заняты. На что Ирвинд улыбнулся, постучал пальцем по голове и сказал, что это в некоторой степени вопрос веры — You should believe... И вообще, тяжело только первую неделю, вторую терпимо, а потом вообще никаких проблем. Мда... Ничего себе требуется проверка, три недели в море!

Невольно сравнивал строящуюся лодку Ирвинда с Саидом Гвоздева, который привозили в мае на Boat Show. Там — голый корпус, маленький, внутри "уютный" как тесный ящик. Сам Евгений Александрович писал, что испанский сапог отдыхом покажется, как-то так. Вопреки и нищете, и всему укладу жизни он и лодку строил, и в океан рвался. Думаю, что примерно в таком же духе — Ирвинд свою первую "Шаланду из Блекинге" в молодости оснащал рубкой-ящиком.

А теперь — хоть лодочка еще меньше Саида, но в ней тщательно и любовно продумывается и делается (а перед тем и моделируется) каждая деталь. Каждый винтик знает свое место и задачу, каждая секция — под свою канистру для воды, свой запас еды. Все крепится, чтобы ничего не выскочило и при полном оверкиле. И похоже получается не на ящик, а на космическую капсулу, только из сэндвича и фанеры. Если бы из металла — так хоть на Марс.

Потом разговор свернул на другое. Свен спросил, чем я вообще занимаюсь, а узнав, что много лет был химиком, поинтерсовался, в какой именно области. Он ведь в своей бурной биографии тоже соприкасался с этой сферой.

- Физическая химия. Занимались реакциями под действием лазеров. Колебательное возбуждение... Но это было так давно, еще в Советском Союзе.

- О! — (по-моему, тут Свен посмотрел не просто тепло, но и с уважением :-) — а когда было лучше, теперь или в Советском Союзе?

- Теперь. Тогда, конечно, не так беспокоились о том чтобы была работа и прочее, а вот Швеция или Финляндия были все равно что в другой галактике. Ну, а теперь я пенсионер, подрабатываю переводами.

- А сколько тебе лет, в каком году родился?

- 1950.

- Сталин умер в 52-м...

- В 53-м.

- Знаешь про самолет, что думаешь?

- Да, слышал новости. Думаю никто не хотел сбивать, несчастный случай. Потренировались. Однажды уже было такое, давно — украинцы сбили над Черным морем самолет, летевший из Израиля. Там вообще ужасные события. Война.

(Вот так. Весь мир содрогнулся. Может хоть дойдет что война идет, а не маленькая победоносная "антитеррористическая операция". Вот только что, вместо головного мозга у руководителей авиакомпаний тоже пропагандистские клише? Только теперь меняют маршруты. Как можно посылать очередные Боинги через зону военных действий, в том числе с работой авиации и ПВО! А кто конкретно сбил - или, может, все-таки роковое стечение обстоятельств и "обычная" катастрофа — разве это важно, в конце концов... Конечно, теперь Иван будет изо всех сил кивать на Петра, а Петр на Ивана.

Новокиевская Украина при всех своих "теплых чувствах" нашла какой взять пример с России... чеченскую войну. Брали бы уж целиком — и что все равно придется договариваться. И что война может аукнуться и Бесланом, и взрывами. Мало вдов наделали? Пока аукнулось так, что угробили три сотни совершенно непричастных людей из разных стран. Хоть бы остановились на этом!)

- А о Путине и Горбачеве?

- Путин адекватный лидер. Нужны конечно и перемены, на последних выборах за Прохорова голосовал — но уже нет такого политика, раз он про Крым и Украину промолчал. А больше нет никого. Зюганов думаю человек неплохой, но коммунистов с нас хватит (тут Свен кивнул и улыбнулся). А Жириновский — кошмар. Горбачев жив-здоров, у него свой фонд. С большим уважением к нему отношусь. Может, если бы не 91-й, был шанс сохранить Союз, не творилось бы теперь такого.

...

Раз уж даже в шведском городке, на самодеятльной верфи 75-летнего мореплавателя зашла речь об украинских событиях... не отгородиться от этого.

Конечно, старался послушать радио, когда был Интернет — как и дома, обычно смотрел rbc.

На всей Балтике вечерами на 1215 кГц более или менее ловятся "Вести FM", дальше — совсем плохо и нестабильно, ночью. На КВ России вообще нет, новости доставляли Китай и "Свобода". Китай — лаконично и нейтрально: как передали эти, сегодня произошло то-то . А по переданному агентством таким-то сообщению тех, дело было так-то. Свобода и наши Вести своих пристрастий не скрывали, но только у них была какая-то дополнительная информация, интервью. Что бы ни говорилось, лексика и интонация и ведущих, и интервьюируемых кричали: мы ВРАГИ. Поляризация произошла решительная.

Своих пристрастий тоже не скрою — сочувствую донецким и луганским, пусть и там не ангелы. В такие времена бывают вместе и интеллигенты и бандюки. Факт один: не они пришли к киевским с минометами и гаубицами, а наоборот.

Вот вышло отступление. Не лирическое.

...

- Григорий, а ты как, силен ли?

- ??? — Не особо, а что?

Оказалось, надо примерить, как здоровый гелевый аккумулятор (120 Ач, 38 кг) входит в предназначенные для аккумуляторов секции. А таких 4 штуки! — в рейсе Ирвинд попадет и в зиму, когда солнца будет очень мало и панели не помогут, нужен запас. С этой задачей мы справились, так что принял участие в подготовке Yrvind 10 — мы пахали.

Ушел из Вестервика в 12:30. Ветер был подходящий, но скоро как-то устал. То ли от думок, то ли от сытной порции в "Кебабе" по пути на лодку. Начало клонить в сон, а тут не море — узкий фарватер и полно других яхт. В шестом часу остановился у какого-то острова искупаться. И решил что тут места неплохие, а дальше опять надо искать где переночевать. Поеду дальше уже завтра. Прошел всего 38 км (и это еще включая петлю и некоторую лавировку). А Вилье с Николаем дошли до Ханко! Вот что значит идти открытым морем с попутным ветром.

Попутный ветер упускать нельзя
Зато стоянка была хороша.

19-22.07 Из Порво я ушел 20 мая. Два месяца в плавании, столько "гулять" еще не приходилось. Можно бы и еще, но... тикает шенгенский счетчик, да и соскучился по своим. А тут пошли встречные ветра, лавировка — переходы небольшие. Утешает одно из премудрых изречений, напечатанных на футболке с ОстроваВстречный ветер делает моряка умнее. За три дня ума уже палата наверное набралась. Сегодня, правда, ветер отходил на восток и позволил долго ехать одним галсом.

Скалистое море.
Попутный ветер упускать нельзя
Этот островок приютил на закате 19-го, когда ветер зашел на север и дойти в намеченное место не удалось.

В домике был неяркий свет, а когда я подошел на моторе поближе, кто-то пошевелился в окошке. Но на берег не вышел. Да и я тоже — стал на якорь, тем более никаких причалов видно не было. Острова (остальные рядом — голые скалы) на карте отмечены как птичий заповедник, кто уж там живет не знаю.

Попутный ветер упускать нельзяК вечеру 20-го получалось выйти к острову Landsort. И тут в голову пришла умная мысль: зачем тащиться в марину на другом конце острова, а завтра обратно? Раз на береговой линии видны какие-то загогулинки и поселок есть, уж на якорь встать место найдется. Да и 200 крон за постой жалко (на этих берегах все стоянки дорогие).

Действительность превзошла все ожидания: загогулина оказалась не загогулиной а Vaster Hamn — Западной Гаванью! В которой поместились пара лоцманских катеров и один пассажирский; а во всех расщелинах и промежутках между камнями вокруг — причальчики и моторки жителей. Никаких гостевых мест конечно и в помине нет, яхта побольше и не влезла бы ни по осадке ни по габаритам, а вот снаружи куда привязаться местечко нашлось.

Попутный ветер упускать нельзя
Поселок Landsort Oja и маяк, подход с запада.
Скромный вклад в здешнюю экономику вместо гостевой марины был сделан в заведении слева: съеден креветочный салат.

Кстати, узкая щель с противоположной стороны — Восточная Гавань. Когда на следующий день проходил мимо, оттуда вышла яхточка, и еще одна мачта торчала в глубине. Но волнолома там не видно, и при северо-восточном ветре стоянка должна быть плохой.

Этот милый маленький поселочек с натыканными на улицах всякими дизайнерскими штучками одновременно место стратегическое. Около маяка находится артбатарея, построенная перед войной, а где-то севернее в 1970-х соорудили современную, уже в "противоатомном" исполнении. Так в информации и написано. Старую батарею в 2009 г. открыли для туристов.

За долгую историю Ландсорта неприятель атаковал его только один раз. Давненько: в 1719 году. Война в архипелаге не кончилась сражением при Гангуте; оказывается, вот куда забрались через пять лет русские галеры. Ничего хорошего — поселок сожгли. Согласно здешней легенде (из той же информации), пощадили лишь один дом, хозяйка которого в это время пекла хлеб. Солдатам хлебца свежего захотелось, а может, на хлеб рука не поднялась...

Попутный ветер упускать нельзя

На большом плесе фарватера посчитал, сколько яхт видно вокруг. 34! Из них две больших двухмачтовых. Еще понравилась такая картина. Солнце, жарко, прекрасный летний денек. По слабенькому ветерку идет под мотором солидная яхта, мачта метров 15. Паруса убраны. За рулем видимо папаша, а на палубе двое пацанов лет 9-10. Вернее, один на палубе — вопит другому и ждет своей очереди. А другой в "боцманском кресле" на спинакер-фале летает вокруг. Оттолкнулся ногами от борта, еще раз, перелетел через штаг на другой борт и опять. Наверное, это не "хорошая морская практика", тарзанку на лодке устраивать. Но уровень восторга!

А вот морская практика. Не спеша идет шикарная моторная яхта, а за ней метрах в 30 в кильватерном строю — тузик. Надувная лодка с подвесником, не самая мелкая, управление на консоли. Заруливает такой же мальчишка. Нос вперед, сам серьезный до невозможности, по сторонам и не глядит.

21-го остановился на ночевку в хорошем местечке, знакомом по прошлому году. Как приятно. И ведь день в день! Вот только на этот раз черники нет. Дождей мало. Но темп надо бы ускорить. Погода стоит прекрасная, редкий случай — антициклон. Вот был бы еще ветерок не 2 балла в нос! Но тут уж ничего не поделаешь.

22.07. Антициклон у нас. 1026 ГПа, теплынь. NW. Когда 2-3 балла, хорошо, а то и штиль. Солидную часть пути прохожу, выбравшись из шхер: на внутреннем фарватере совсем маята, движение как на улице. Тут катеров стало много, волны от них совсем не дают идти под парусом, когда еле дует. В конце концов встречный ветер делает меня умнее: завожу мотор и подъезжаю по несколько километров, пока снова не начинает немного поддувать.

23-24.07. Все, пора уходить в Финляндию. С утра дует север, выхожу в 5 и постепенно выбираюсь из шхер. Красиво здесь. Высокие скалистые острова, поросшие соснами. По мере удаления домики пропадают, видны только яхты, тоже ночующие под островами на якорях. Потом лес на островах пропадает. Встречал каякеров, палаточки. Один раз сбили с толку: смотрю, что-то вдалеке по курсу белеет как бурунчики на камнях, а по карте там никаких скал быть не должно. Подъезжаю ближе, а "скала" — то едет. Четыре каячка-одиночки рядом были.

Тем же примерно курсом вдалеке идет еще несколько яхт — значит, тоже в Финляндию. К 16 часам прошел 60 км, и... штиль. Всерьез. Потом в 17:45 потянуло немножко, за час проехал еще 3 км... Шхеры уже почти позади, впереди фарватеры, видны идущие суда. Попутчики давно уехали. А я на моторе пойду ночью, чтобы иметь возможность маневрировать.

Несколько раз выглядывают вокруг тюлени, один раз видел вообще какую-то непонятную живность. Оглядывал горизонт в бинокль и слева по курсу, примерно в 0,5 км увидел рядом какие-то плавающие рядом черные предметы. Тут уже никаких камней быть не могло. "Предметы" обнаружили шевеление, а потом соединились, поднявшись полукруглой спиной, довольно солидной. Не дельфин (без плавника) и не тюлень точно — они всегда высовывают головы, и эта штука была побольше. Вытащил фотоаппарат и даже курс сменил, но чуда-юда больше не показалась. Надо будет глянуть, кто тут еще водится.

Хоть уже вот и июль переломился, ночь гораздо светлее, чем была на ночном переходе в Скагерраке. Небо ясное, в северной части светятся полоски высоких облаков. На закате стало прохладней, по привычке одел тельняшку и рубашку, но скоро рубашку снял. Тепло! Да и вода в море 22 градуса!

Вокруг паромные трассы, одно время видны сразу семь гроздей сияющих огней. Но достаточно далеко, расходиться ни разу не пришлось. Вода чуть колышется, ветровой ряби нет. Однако, что-то все-таки дует, без мотора есть ход: 2 — 2,3 км/ч. На ходу под мотором паруса остаются наполнены и дают прибавку с 6,5-7 до 7-7,3 км/ч .

Попутный ветер упускать нельзя

Уйдя к половине третьего с основных судоходных трасс, выключаю мотор и ползу так. Часа три поспал (на вахте всю дорогу получивший имя Семен Семеныч Simrad, и АИСка бдит).

В 6 утра уже жарко, обливаюсь остатками зачерпнутой вчера воды, да так и еду голяком. Сейчас и не умоешься: ужасное цветение. Даже колыхания от паромов теперь нет, зеркало — и весь зеленый кисель поднялся к поверхности плотными сгустками и разводами. Как ни странно, при этом водичка у корпуса журчит: целых 4 км/ч! Топливо поберегу. Вчера сжег за 6 часов литров 8 (бак был неполный, и до конца не выработал). Наконец на воде появилась рябь, но... паруса повисли. Движение есть в гуляющем тонком горизонтальном слое? Чудны дела атмосферные.

Финляндия. Гангут

25.07 Финляндия! Переночевал на якоре у острова, сейчас подхожу к Росале. Теперь, как говорил пьяненький гражданин, пробираясь вокруг памятника Пушкину: — За угол, за угол — и дома!

Но сначала — Ханко, бывший Гангут. В эти дни отмечается 300-летие битвы, в которой русский флот впервые разгромил шведов на море. Уже скоро развилка фарватера, а я все решаю куда идти: прямо в Ханко, где завтра будут празднества и морская реконструкция сражения, или в район местечка Рилакс, куда 27-го придет флот Гангутской регаты и другие корабли — возложить венки к памятнику погибшим. В итоге иду в Ханко: хочется посмотреть шоу, а лишний день терять жалко.

В город не пойду, уж очень дорогие в Ханко марины — 30 евро. Да и не хочется в город. А вот напротив — маяк Gustavsvarn, где есть причал "на 1-2 лодки". Попытаем счастья там.

Попутный ветер упускать нельзя

Причал был свободен, но на яхте к нему не подойти: глубина не больше метра. Кое-как встал носом, но не вплотную. Перебираться на берег пришлось с некоторым риском макнуться в кисель из тины, которую сюда согнал ветер. Зато не зря! Здесь оказался один из двух "офисов" Финского общества маяков — комната с разной маячной всячиной, и милые гостеприимные люди — волонтеры этого самого общества, встречающие туристов.

Сам маяк новый; старый, как и шведская крепостица, не уцелел — разбомбили русские... только не в ту, а в последнюю войну.

Приобрел у маячных общественников календарь на 15-й год с изумительными фотографиями финских маяков. В гостевой книге оказались записи экипажей русских яхт Гангутской регаты и лодок, пришедших на реконструкцию битвы. Ночевать тут не стал — неуютно, да и небезопасно. Отошел к соседнему острову и встал там на якорь.

26.07 Штиль. Еле-еле ползу к городу, и все-таки приходится идти на моторе. Пристраиваюсь по соседству с разномастыми деревянными "галерами и скампавеями", то бишь разными шлюпками реконструкторов. Кстати, обстановка соответствует! Под Москвой за нас был генерал Мороз, а в гангутской баталии помог полковник Штиль — мощные шведские корабли со всей их артиллерией оказались обездвижены и вместо планировавшегося расстрела гребных лодок русских сами угодили в ловушку.

Попутный ветер упускать нельзя
Флот готовится. Но...ай-яй-яй! Бутылок из-под кока-колы там быть не могло. :-)

Какое ж войско без маркитанток.

Старый солдат.

Попутный ветер упускать нельзя
Русский бомбардир из Эстонии с мортиркой.

Спросил, как же стреляли из этой штуки: калибр-то ого-го, отдача должна с ног валить. Оказалось, с упором в землю. Была проведена демонстрация: откушен как положено заряд, щелк! — осечка. Еще раз — опять осечка. Зато на третий раз ружжо садануло. Вроде и просвистело что-то, и эхо загуляло по бухте. С берега кто-то заорал — дураки что ли?!, — а главный двигатель бросил весла и схватился за голову. Кстати, перед самим шоу зрителей предупредили, чтобы берегли уши.

Появился "Штандарт" под шведским флагом. Сегодня он в роли флагмана шведов, "Элефанта".

Попутный ветер упускать нельзя
На старте галера Максима Мосенжика. Своим ходом из России пришли!

"Шведы" огрызаются огнем, первая атака отбита.

Врешь, на абордаж! (доносится вопль "бей фашиста!")

Попутный ветер упускать нельзя
Виктория одержана: "Элефант" сдался, подняты российские флаги.

Пальба действительно была устроена знатная и заставила подумать: какой ужас там творился на самом деле, когда после каждого выстрела ядра и картечь рвали тела. И какая рукопашная схватка уже в окончательном озверении разыгралась, когда на третий раз русские галеры смогли таки добраться до шведских судов. Около 500 человек погибло в той битве (потери шведов были больше) и еще столько же — от ран...

В реконструкции абордаж был слабым местом, его считай не было — никто даже не падал в воду для виду. Понятно, это действо мягко говоря травмоопасное, тут уже нужны каскадеры и тренировки — а ведь все устраивают самые обычные люди. Участвовало, конечно, много наших, финны, много прибалтов. Впрочем, основной массе зрителей, заполнивших пляж и берега у отеля Regatta, издалека подробности вряд ли были видны.

27-29.07 Отойдя на восток от Ханко, нашел по карте подходящий залив (главное, в стороне от фарватера — иначе волны от катеров отдохнуть не дадут). Отмечено штатное якорное место. А на крутом скальном берегу, как маяк — горшок с алыми цветами. Поднимался наверх — никакого жилья нет, дикий лес. Подальше причал, там стоял катер; с другой стороны бухты доносились плюхи и визги купающейся детворы. Но кто-то же принес эти цветы, выбрал место, поставил! Должно быть, и поливать приходит — дождей-то нет.

Попутный ветер упускать нельзя

Уже дней десять стоит жара. Даже на воде тяжело, но тут хоть купаться можно вволю. Для дневного перекупа и перекуса становлюсь на якорь; на ходу тут не пообедаешь — фарватер, надо смотреть в оба. Вода стала намного чище, самая зелень была почему-то южнее Аландов. Температура воды с утра 23, к вечеру 24! Иду по знакомым местам. Два дня переписывались с Романом (в КК КиЯ — Rombar) смс-ками, он отправился в Ханко и по дороге хотел встретить меня. Но в предложенное место у магазина в Barosund'e пойти не захотел, чтобы не лезть в шхеры и не использовать мотор (ветра кислые, но большую часть пути все-таки иду парусом), так и разминулись. А я 27-го там и ночевал. Очень удобная стоянка: бесплатная, хороший магазин, теперь и ресторан появился, есть и все бытовые дела, и топливо, если надо. При любой погоде абсолютно защищенное место.

28-го — еще одна отличная стоянка, StoraBrando. Бываю тут уже несколько лет. Довольно большой причал к ночи заполнился почти весь: стояли 4 катера и яхта, а за мной пришла и встала рядом еще одна, длиной метров 10, из которой доносился плач и уговоры — совсем с младенчиком путешествуют. В эти жаркие дни вечерами появляются комарики, приходится после задраивания запаливать кусочек спиральки. Фу...

Завтра уже Хельсинки. Зайду в Растилу к Вилье, и еще останется дневной переход до Порвоо.

Попутный ветер упускать нельзяНезапланированная встреча: "Умница" идет из Ханко обратно в Питер.

30.07 Финиш! Домой!

Попутный ветер упускать нельзя

Источник : "http://www.parusanarod.ru/go/2014/salacia/story.htm" rel="nofollow"