18 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Год путешествия: 2008
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано
Что может притягивать человека к горе, на вершине которой он бывал много раз? Сложный вопрос, сопоставимый с общеизвестным рассуждением о смысле жизни. Коллеги по ледорубу спрашивают, не надоело ли мне еще ходить на Эльбрус, а друзья, не оставившие, как я в свое время, авиацию, присылают потрясающие виды Эльбруса, снятые ими с эшелона 7500 метров. Друзья меня понимают, и сей очерк я пишу для них.

После Памира, забравшего у меня много сил, но подарившего незабываемые воспоминания о восхождении на один из величайших семитысячников – пик Ленина, прошло два года. С тех пор я ни разу не доставал свое снаряжение и уже начал забывать, как вяжутся узлы на страховочной веревке. Я часто с теплом вспоминаю Азию, и меня не перестает тянуть в столь дальние и гостеприимные края. Мой московский друг и соратник Григорий давно проводит альпинистский сезон в Киргизии, а для меня это сейчас непозволительно долго – забираться в горы до конца лета. Работа, связанная с Интернет, требует постоянного присутствия во всемирной паутине. Как вариант рассматривался лишь Кавказ. Поиск попутчиков на форуме mountain.ru свел меня с двумя краснодарскими туристами, пожелавшими сходить на Эльбрус, как выяснилось впоследствии – настоящими единомышленниками. Владимиру сорок восемь лет, Василию двадцать пять, оба имеют опыт участия в горных походах.

В начале июля, окончательно устав от ремонта, работы… да мало ли еще чего, что преподносит быт обывателю, я сел в автобус на Краснодар, увозящий меня от надоедливой суеты и летнего зноя. Дорога до неприятия знакома (многочасовое пересечение границы с неизменным ритуалом неоднократного вытаскивания из багажного отсека автобуса рюкзака отобьет у любого тягу к путешествиям) и в то же время приятна – меня ждут горы…

Утром меня встретил на краснодарском автовокзале Владимир, и на его автомобиле мы втроем отправились на Кавказ. Восемь часов по ровной нитке шоссе пролетели незаметно. Ехали мы, не нарушая правила, и к концу дня благополучно добрались в Приэльбрусье.

Маршрут через перевал

В качестве акклиматизационной части маршрута первоначально было запланировано прохождение перевала ВЦСПС: подъем из ущелья Адыл-су на перевал, восхождение на вершину Курмычи, спуск в долину реки Курмычи и выход в Баксанское ущелье. Маршрут интересный – в хорошую погоду с перевала открываются потрясающие по красоте виды на вершины Главного Кавказского хребта, а подъем более чем на 4000 метров с последующим сбросом высоты благотворно сказывается на акклиматизации. К тому же по этому маршруту я ранее не ходил.

Ущелье Адыл-су оказалось закрыто пограничниками еще на подъезде к альплагерю Шхельда, чего ранее не случалось, – перевал ВЦСПС в предыдущие годы всегда проходили без оформления пропусков. Решено было обустроиться на ночлег в Терсколе – поселке, расположенном у подножия Эльбруса, а утром заняться оформлением пропуска. Палатку установили возле МЧС, в сосновом лесу. Там же, на базе Эльбрусского ПСО, оставили машину. Ночь, проведенная под шум горной реки, совсем не похожа на безумную жизнь в городской многоэтажке…

Утром, собрав рюкзаки и взяв продукты и газ на четыре дня, мы отправились на заставу, расположенную в поселке Эльбрус. С оформлением пропуска нет проблем – заполняешь заявление, отдаешь его дежурному по заставе и на следующий день получаешь разрешение на посещение приграничных ущелий. Подвох нас ожидал со стороны одного из участников группы – Василий, как выяснилось, не взял с собой паспорт.

– А зачем он мне? Еще потеряю, – невозмутимо ответил он.

Сцена, достойная пера Жванецкого. Впрочем, терять сутки в ожидании оформления документов не хотелось. Решили пойти по запасному варианту маршрута – подъем по долине реки Ирик и одноименному леднику на перевал Терскол (3650 м) и спуск в поселок по долине реки Терскол.

Владимир поехал регистрироваться в МЧС и ставить машину на автостоянку, а мы с Василием расположились за мостом на окраине поселка. Солнечный день радовал. Недалеко от нас несколько молодых художников писали пейзажи, глядя на противоположный склон живописного ущелья. Иногда мимо проходили группы детей – Приэльбрусье давно стало местом массового детского отдыха. Василий нежился под лучами утреннего солнца, а я просто наслаждался своим пребыванием в горах.

Утренний релакс прервало появление возле моста Владимира. Был уже полдень, мы взвалили на спины рюкзаки и выдвинулись в направлении ущелья. Почему-то вспомнились слова знакомой песни: "Подъем нелегок, ноша тяжела…"

Выше на склоне одиноко стоит палатка, возле которой отдыхает турист пенсионного возраста. Мужчина вызывает уважение и совсем не похож на своих сверстников, коротающих дни за игрой в домино или бутылкой пива. Наверное, прав был Владимир Семенович, утверждая, что "таких людей внизу на равнине нет".

Тропа углубляется в сосновый лес. Приходится лезть по крутому склону среди песчаных обрывов, временами цепляясь за камни. В воздухе витает смесь ароматов хвои и трав альпийских лугов. Склон выполаживается, идти становится легче. На зеленых лугах лениво пасутся коровы, провожая нас безмятежными взглядами. За день мы прошли всю долину, минуя традиционное место стоянок возле водопада, перешли по деревянному мосту на правый берег реки и вечером были под ледником Ирик. Палатку установили на ровной поляне недалеко от ручья.

На ледник вышли ранним утром. В нижней части языка ледника лежит плотный снег, идем без кошек и быстро. Поднимаемся под ледопад. Снег переходит в фирн, достаем кошки. Ледопад обходим слева. Встречаются глубокие трещины и натечный лед. Крутые ледовые участки местами проходим на передних зубьях, страхуясь клювом ледоруба.

…Камень размером с кирпич прилетел бесшумно и попал мне в левую голень. Блин… Как больно… Хорошо, что не в голову, иначе вышло бы, как в песне: "Тот камень, что покой тебе подарил…" Хорошая песня, только не хочется, чтобы ее слова были посвящены тебе. Кость цела, гематома не в счет. Нужно уходить еще левее, ближе к срединной морене, где склон не так крут и не летают камни. Впрочем, это был единственный за день камень, пролетевший мимо нас и "удачно" нашедший меня.

Ледопад пройден, ледник выполаживается. Трещин почти не видно, все засыпано снегом. Связываемся веревкой и ищем обходные пути по его оттенку. Снова крутой продолжительный взлет, за ним – цирк ледника. Путь отрезан боковыми трещинами. Я устал систематически вбивать ледоруб в снег, проверяя его плотность, и временами проваливаться по пояс в трещины. Выползание из них с рюкзаком за спиной отнимает много сил. Ноги все в синяках. Как я люблю тебя, моя веревка… Меняемся с Василием местами – он идет ведущим, я замыкающим. Уходим вправо вглубь ледника, обходя зону трещин и делая большой крюк. Подходим под перевальный взлет, отдыхаем. Хорошее место для фотосессии. Несмотря на усталость и напряжение, остается место и для юмора.

На перевал Терскол поднимаемся в лоб, обойдя широкие трещины в начале взлета. Подъем из долины занял семь часов. На перевале много снега, с юга дует пронизывающий ветер. Проваливаясь по пояс в сугробы, ухожу на разведку – нужно найти источник с водой и рассмотреть путь дальнейшего спуска. Ручей с талой водой есть на южной стороне гребня. Палатку ставим на снегу с северной стороны, где ветер не так силен. Плотно ужинаем и ложимся спать.

Погода испортилась, порывы сильного ветра и снежная крупа теребят тент палатки, испытывая ее на прочность. Проснулись рано. От непривычки – это первая высотная ночевка – и падения атмосферного давления колбасит. Небо затянуто белой пеленой, видимость нулевая. Ждем, когда закончится снегопад, и развеются облака, а наши организмы войдут в рабочее состояние. Спустя пару часов проясняется, собираем снаряжение и уходим вниз. Хочется быстрее окунуться в лето. Час тропежки по снегу вдоль русла реки, и мы подходим к бараньим лбам, где поток спадает вниз водопадом по отвесной стене. Без труда находим тур. Спуск по стене в долину Терскол у нас с Владимиром занял около часа. Василий давно ушел вперед и к нашему появлению успел обустроить место привала у реки. Запах костра слышен издалека, нас ждут горячий чай и перекус. Ах, Василий, что бы мы делали без тебя?

После привала продолжаем свой путь в поселок. Тропа проходит по живописному ущелью, на южном склоне которого, высоко вверху расположена обсерватория. Встречаем туристов, прогуливающихся в долине, по большей части – иностранцев. Ближе к полудню спускаемся в Терскол и устанавливаем палатку за базой МЧС. Приятно все-таки ночевать не на снегу, а под кронами высоких сосен, вдыхая аромат хвои… На гору решено идти завтра.

Эльбрус

Лишние вещи и снаряжение оставляем в машине. В рюкзаки, помимо теплой одежды, укладываем недельный запас продуктов и несколько баллонов газа. Переезжаем в Азау, к канатной дороге. Владимир отгоняет машину на платную стоянку в Терскол и пешком возвращается обратно. Билеты взяли до станции Мир. Ожидание в очереди, быстрый подъем на двух ветках канатной дороги, и к полудню мы выдвигаемся от станции Мир к Бочкам (3750 м).

Дорога покрыта рыхлым снегом. Перед нами прошел ратрак со сноубордистами, утрамбовав колею. На Бочках проходит экстрим-фестиваль, много молодежи, большая часть которой – москвичи. С горы спускаются не только на досках, но и горных велосипедах. Над нами пролетел параплан, унося пилота и его пассажира вниз, в Азау…

Ставим палатку на морене левее Бочек рядом с биваком ирландцев. Те стоят здесь не первый день, мучаясь от горняшки и не понимая, что простое пребывание на высоте не поможет им справиться с гипоксией. Позднее по соседству останавливаются испанцы и многочисленная группа словаков.

Утром все обитатели морены, включая нас, сворачивают лагерь и уходят к Приюту 11. Солнечная погода прибавляет хлопот – кожа на лице, ушах и шее сгорает быстро, солнцезащитный крем почти не помогает. Порывы ледяного ветра лишь напоминают о том, как далеко от нас летнее море. Бивак устанавливаем на правой по ходу подъема морене – напротив приюта, где полно мест под палатки, закрытых от ветра грядами камней. Недалеко от нас есть ручей, возле приюта – своеобразный колодец с талой водой (обычная яма, выкопанная в снегу). Остовы старого сгоревшего Приюта 11, не один год напоминавшие о разыгравшейся здесь драме, снесены. На его месте начато строительство нового приюта. Выше стоят несколько уютных домиков.

После горячего обеда и небольшого отдыха отправляемся на скалы Пастухова. На скалах сильный ветер, очень холодно. Двое пожилых альпинистов из Киева поднялись сюда с палаткой – готовятся к поездке на пик Ленина. Я оставил им адрес сайта, на котором разместил свои заметки о Памире и полезные рекомендации. Приятно, когда твой опыт востребован. Спустя час созерцания с высоты 4800 м вершин Главного Кавказского хребта уходим вниз – слишком холодно.

Палатка Владимира оказалась устойчивой к ветру, но из-за отсутствия юбки продувается насквозь. С последними лучами солнца исчезает тепло, и мы забываем о том, что сейчас лето. На ночь надеваем на себя всю одежду, заползаем в спальники и погружаемся в беспокойный сон…

Утро солнечное, но ветер усилился, нет никакого желания выходить из палатки. Пронизывающий ветер пробирает холодом до костей, даже горячий чай не способен согреть. Сегодня дневка, мы отдыхаем. Для Владимира и Василия – ответственный день. Если повезет с погодой и самочувствием, они впервые смогут подняться на высочайшую вершину Европы. Я лишен их волнений – пойти или не пойти в очередной, уже седьмой раз на вершину, для меня не актуально. Спортивный запал давно прошел, а ходить хочется в удовольствие.

В час ночи под свет фонарей уходим наверх. Небо звездное, но безлунное, очень темно. С приближением к скалам Пастухова северо-западный ветер усиливается. Василий, в котором бурлят молодость и задор, ушел далеко вперед, выделяясь на косой полке огоньком своего фонаря. Сегодня он первый поднимется на западную вершину Эльбруса, успев за семь часов сходить наверх и спуститься в лагерь. За нами идут наши соседи – группа словаков, чей флаг гордо развевается на морене под порывами шквального ветра, и многочисленные группы восходителей из разных стран. Многие из них так и не дойдут до вершины – ураганный ветер, поднявший над Эльбрусом снежные флаги, остановит их в седловине за триста метров до цели…

Спустя двенадцать часов в лагерь вернулся Владимир, потерявший на вершине чехол от фотоаппарата и теплую рукавицу. Хорошо, что я посоветовал ему взять две пары перчаток, иначе лечили бы сейчас его пальцы от обморожения. Поздравляя соратников с удачным восхождением, я искренне радовался их успеху. Ведь в нем – часть моего труда. Собрав снаряжение и упаковав рюкзаки, мы спустились к канатной дороге. Долгое ожидание в очереди на станции Мир, и ближе к вечеру мы окунулись в зелень соснового леса, забыв о холоде, ветре и болячках на обожженных солнцем лицах. Мы сидели возле костра в ночном лесу, прислушиваясь к звукам его обитателей, и думали о том, как удачно прошел наш поход… Наутро нам предстояла дорога домой.

Ильдар Марданов
Керчь – Приэльбрусье
3-13 июля 2008 года

P.S. Как стало известно уже после нашего возвращения домой, в июле этого года на леднике Ирик было обнаружено тело альпиниста, погибшего в 80-х гг. Его личность выясняют по имевшемуся при нем жетону спасателя.

Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана Притяжение седого великана