11 марта 2021
Тип материала: Рассказ
Вид туризма: Пешеходный туризм

После летнего Джунгарского похода, я думала, что горы светят мне не скоро. Очень хорошо, что я ошибалась. В середине сентября уже очень хотелось солнца глоток, так как на две недели пасмурности приходился дай бог один солнечный денек.
А в горах осенью красиво… Хотелось и пошагать, и просто насладиться еще теплой погодой в Европейских городах. Выбор пал на Черногорию. Именно туда не нужна виза, а моя вдохновленная этой страной мама, не уставала нахваливать все достопримечательности и красоты Черногории.

Путешествие решили как обычно поделить на треккинговую и городскую часть. Сначала погулять по горам национального парка Дурмитор, а потом посетить самые туристические места Будвы, Котора.
Прилетели мы в аэропорт города Тиват, от него всего 2 км пешком нужно было дойти до наших апартаментов. Мы осилили их достаточно быстро, на ходу раздеваясь. Светило солнце, мы охали и ахали при виде деревьев со спелыми мандаринами, апельсинами и гранатами. Заселились и пошли купаться. Рядом с нами находился парк Zupa, через него мы хотели пройти на пляж.
Парк оказался очень живописным. Весь заросший лианами, не ухоженный, он создавал мистическую обстановку. К сожалению, там еще находятся какие-то руины домов, которые не вписываются в зеленый пейзаж. Когда мы вышли на пляж, то были неприятно поражены обилием мусора и костровищ. На пляже не было ни души…
Водичка была прохладная, бодрящая, но такая манящая. Мужчины достаточно долго балакались в воде, мне хватило одного заплыва, а Даша очень красиво и долго заходила в воду, что не помешало ей потом насладиться морем сполна.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

На следующий день мы поехали в г. Жабляк, самый близкий населенный пункт к национальному парку Дурмитор. Автостанция в Тивате находится недалеко от аэропорта и совсем близко к парку Zupa в том же здании, что и самый большой супермаркет Franca в городе. Мы состыковали расписание, и выехали до города Никшич, в котором пересели до Жабляка. Автобусы в Черногории достаточно старые сделало нашу заброску не очень приятной. Но ни страшенные серпантины, ни поголовно курящие водители не смогли затмить потрясающие пейзажи. Чуть поднявшись от моря мы наблюдали как алеют осенние деревья на фоне серо-белых гор, как искрится горизонт в лучах ласкового солнца, а потом наш взгляд просто купался в различных красках Черногорских лесов.
Ближе к Жабляку небо затянуло, но это не испортило впечатление от врезающихся в тучи гор Дурмитора.

Так как треккинг с палаткой у нас не смог состояться по нескольким причинам, мы сняли домик рядом с кемпингом IVAN DO, от него стартует большое количество треккинговых маршрутов. Пришлось заплатить за проход и проживание в национальном парке в течение четырех дней, нам вышло это по 12 евро с человека. С поиском нашего домика нам очень помогла русская пара, без которой мы бы долго бродили по пустующему поселку, никакие карты нам не могли помочь!

От Жабляка до Черного озера около двух с половиной километров, поэтому нам повезло каждый день не покрывать это расстояние при выход на маршрут и сходе с него. Нам до Черного озера было около десяти минут пешком по волшебному лесу. Мы не теряя времени выдвинулись к нему.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Прошли через старую мельницу.

И вышли на берег Черного озера. Именно в эту погоду было видно происхождение названия - черные ели отражались в воде, и она казалась темной и мрачной.

Но когда мы пошли по тропинке вокруг озера, то увидели как вода приобретает прекрасный бирюзовый цвет...
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

А поднявшись немного выше, можно было обомлеть от таких красок и контрастов.

Даже ели уже не смотрелись такими черными, они будто впитали цвета озера, а осенние краски разбавляли всю монохромность.

Умиротворение и идилия.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Когда мы обошли озеро, то вышли к очень живописному мостику. По нему замкнули кольцо, сходили в Жабляк за продуктами и вернулись в домик. Топили печь, ели вкуснейшие гранаты и мандарины.

На следующий день распогодилось, и мы вышли в путь к вершине Crvena greda. Над Черным озером стлался туман.

Солнце играло на вершинах Дурмитора, золотило ели, теплыми оттенками раскрашивало серые горы. Планировался набор около 800 м, и мы бодро зашагали вдыхая еловые запахи.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

По указателям быстро сориентировались и пошли по маркированной тропке в сторону Цервеной Греды. Путь проходил мимо живописной деревеньки. Все-таки эти изгороди-заборчики - прекрасны!

Жители как раз выгоняли коров. Мы быстро разделись (было очень жарко на солнышке, а мы накутались) и ретировались.

Наверняка в другое время года тут сочные зеленые и цветочные поля, но мы наслаждались осенней цветовой гаммой.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Даша на кромке леса, любуется туманной дымкой.

Вышли почти к вершине Цервеной Греды. Внизу на нас смотрит озеро Jablan, русские жители Дурмитора не стесняются в его произношении.

Погода позволяла нам видеть все на многие километры вокруг.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Продираясь через заросли кедрового стланика мы наконец-то выбрались на вершину.

Просто потрясающий вид! И правда кажется, что горы черные.

Начали траверс вершины и спуск.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Спускаться было иногда сложнее чем подниматься. Тропа петляла, то набирала, то спускала. Мы очень вымотались. Но наконец-то вышли к живописному виду, где немного отдохнули, любуясь ухоженными коняшками. Эта белая лошадь не сводила с меня глаз, пока я подбиралась ней все ближе и ближе. Остальные занимались своими делами.

Когда мы спустили уже на финишные пять километров до дома, вся вода была выпита, вся еда съедена. Димка Марков умирал от жажды, и просился напиться из копытца. Мы еле удерживали его. Но за выдержку через пару километров нас ждала награда - полноводный ручей с чистейшей водой. Все уверовали в чудо, напились живительной водицы, и бодро зашагали к дому.

На следующий день было решено воспользоваться теплой ясной погодой и съездить на сплав по реке Тара.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Сначала нас довезли до места сбора участников сплава, переодевания в гидроодежду и погрузки рафта.

Тут мы полностью прониклись осенью в горах. Река Тара поражала своей чистотой, спокойным течением и конечно же немыслимыми оттенками бирюзового. Добавим пару стаканов золотого леса, отражающегося во всем этом великолепии...

Это снимали не с обрыва и не с вершины.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Это вид с одной из достопримечательностей Черногории - моста через каньон реки Тара. Мост Джурджевича. Название ему дал владелец фермы, находящейся неподалеку. Но знаменит он не только своим архитекрутным великолепием. В годы Второй мировой войны партизаны специально взорвали один из пролетов моста, чтобы остановить наступление итальянских войск в эту часть Черногории.

У меня было время на знакомство со всеми местными собачками. Забыла упомянуть, что в районе Жабляка просто неимоверное количество собак. Мы так и прозвали его Жабляк - город собак. Каждый раз отправляясь на радиалку или в город, мы имели честь лицезреть рядом с собой провожатого в виде дворняги, двух, а то и трех. Иногда даже приходилось делиться с ними частью еды. Но они намного резвее проходили расстояние даже в двадцать километров чем мы. Сразу видно - профессиональные гиды.

По возвращению на базу нас ждал очень вкусный обед. Суп, салат, картошка и рыба или курица на выбор. Еда была простая, но очень вкусно приготовленная, так что после нашего длительного путешествия мы с удовольствием насытылись.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

На обратном пути мы еще раз прошлись по мосту Джурджевича. Вид с одного из центральных пролетов.

А приехав в Ivan Do мы увидели как горы покрываются дымкой. Как и обещала погода начала хмуриться. А значит на завтра нас ожидал не такой яркий треккинг.

С утра мы вышли в направлении самой высокой точки Дурмитора - горы Боботов Кук (2523м). Выйти на нее был план максимум, но больше всего хотелось побывать в Ледяной пещере.

Пушистости кедрового стланика.

Тропа была хорошо натоптана, разве только в лесу иногда было сложно найти метки под слоем ярких кирпичных листьев.
Именно в этот день  я четко поняла с чем у меня ассоциируется порода гор Дурмитора и Черногории в целом. Они серые. Прямо как цемент. Но природа их умело разбавила зеленью.
Даша любуется просторами.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Долго ли коротко ли мы вышли к Ледяной пещере. Наверняка весной и летом она выглядит еще более внушительно с нерастаявшими ледяными сталагмитами. Но даже сейчас было приятно находиться в ее микроклимате. Дышать было очень легко, а запахи сырых камней и капель ледяных остатков создавали действительно сказочную атмосферу.

Спускались сначала по тропке, а потом одели кошки, ради только этой пещеры и взятые. Приятно все же походить по такому гладкому льду с хорошим уклоном, почуствовать как тебя держат кошки.

Ну а потом мы начали наш длительный и изнурительный спуск. Все-таки подъемы я люблю больше.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

На фотографии вы можете видеть нашего сегодняшнего проводника - Черныша. Но на самом деле сегодня до ледяной пещеры с нами ходили аж три собаки.

Спустили почти до Черного озера, виднеется Жабляк.

На следующий день мы выбрались на велопрогулку до поселка Чуровац.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Если честно, то я не очень поняла где прячется этот поселок, но то, за чем мы приехали, мы увидели. Просто невероятных масштабов каньон простирался перед нами.

Нет, вы взгляните на это буйство осенних красок! если приглядеться, можно увидеть тоненькую бирюзовую ниточку реки Тара. Крыши домишек очень хорошо сочетаются с пейзажем. Они красные и зеленые. Парочка синих явно выбивалась, но терялась в великолепии.

А это вид с нашего балкончика. За лесом виднеется Цервена Греда, там мы были совсем недавно, но уже хочется вернуться.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

За этим же лесом таится Черное озеро, над которым возвышаются горы Меджет и Савин Кук.

Национальный парк Дурмитор оставил приятные впечатления. Хорошо продуманный цивилизованные треккинг. Леса дремучие, людей практически нет. Нет правда в это время года и воды, но наверняка весной или летом сюда можно попробовать вернуться с палаточками. Если только решить актуальный вопрос с газом.
Но таинственный осенний Дурмитор останется в наших сердцах надолго.

Многие любят нежиться в морских волнах температуры парного молока, но именно поэтому песочек или гальку приходится делить с такими же любителями летнего рая. Конечно первой задачей для нас стояло погулять по горам Национального парка Дурмитор, но и посмотреть на старинные города Будвы, Котора, увидеть остров Святого Стефана и пляжи Короля и Королевы тоже хотелось.
Дурмитор затягивала пелена дождя, и мы рванули на побережье.

В этот раз пересадку делали в Подгорице. Мне показалось, что путь через Никшич ближе.
Доехали до Будвы, сориентировались, и не без приключений нашли свои апартаменты. После насыщенного дня мы быстро уснули, чтобы завтра бежать навстречу солнцу и морю.
На следующий день у нас стояла первостепенная задача дойти до Рафаиловичей, чтобы повидать знакомого и передать привет с Родины. А потом хотели дойти до острова Святого Стефана, проходя мимо королевских пляжей и всей остальной красоты побережья.
Для этого мы вышли на набережную и пошли по дорожке вдоль пляжа. Дул сильный прохладный ветер, а над нами нависло небольшое облако, которое совершенно не хотело уходить. Забавно, что все небо - голубое, а над нами висит белая вата, которая закрывает путь теплым лучам. Пляжи были пустынные, брошеные... будто разом все бежали, заколотив все кафешки и лавочки. Но все равно несколько моржиков купалось, наверняка выходить им не хотелось, так как температура воды была теплее.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Белая вата наконец-то рассеялась над нами, нас обогрело солнце, и мы стали выбирать пляж для купания. Очень понравилась небольшая гавань рядом с поселком Przno,  и мы устроили там небольшой заплыв.

А рядом уже радовали глаз прибрежные красоты. Лодки лодки! Домики с красными крышами и камни!

Чем ближе к Королевским пляжам, тем более облагорожены места. Например нам очень понравился этот небольшой туннель, через который можно выйти на маленькую, будто частную пристань.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Пляж Короля до сих пор является закрытым, вход только для постояльцев существующего там отеля, Дима хотел пробраться туда на птичьих правах и пофотографировать, но его вежливо попросили удалиться. Пляж Королевы Милены же открыт для прогулок и купания. Там даже была небольшая компания русских, которые по-королевски нежились на солнце и плавали в чистейшем море.
Летний домик Королевы.

Говорят, что и в летнее время до сюда доходят немногие туристы. Но сейчас можно наблюдать воистину райскую картину.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

На подходе к острову Святого Стефана наши носы испытали полнейший экстаз от запахов раскаленной хвои и соленого ветра. Тут же в лесочке можно и отдохнуть на живописной скамеечке, любуясь островом.

Мы очень уходились с утра, поэтому было решено сесть на автобус. Пока ждали автобуса, мы с Дашей искали живописные дворики. Нашли.

Вечером мы сделали вылазку в Старый город. Тесные улочки прекрасны в вечернем освещении.
На следующее утро мы встали пораньше и пошли в Старый город Будвы. Набережная сверкала, искрила. Утро - это здорово. Краски еще не выжжены солнцем, и теплый свет ласкает даже серые камни.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Старый город Будвы является прекрасным представителем европейской архитектуры. Не такая она тонкая и пышная как например в Италии, но свое очарование имеет.

Этот утренний вид стал моим любимым. Занавески среднего окна запали мне в душу. А солнце сыграло свою теплую роль, превратив серый камень в нечто прекрасное.

Подбираемся к красной черепице крыш...
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

На подходе к Старому городе. Мне почему-то все говорит о море. Даже форма фонарей навевает думы о кораблях и маяках, не знаю почему!

Мы подождали пока откроется музей - Цитадель, и пошли в нее. На самом деле именно тут скрывается самый красивый вид на старый и новый город.

Стоять и слушать как волны бьются о камни можно вечно. Но кажется фотографическое шило не дает расслабиться. Ведь так легко забыть обо всем и упустить этот волшебный свет!
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

А это музей-библиотека и аристократ Дмитрий. В библиотеке я ожидала увидеть что-то более удивительное чем просто книги со всего света за ближайшее столетие.

И еще раз полюбовались на вид крыш старого города.

После того, как нагулялись в Старом городе Будвы, мы отправились в город Котор. Сам городок приютился на берегу Боко-Которской бухты, или Европейского фьорда как его еще иногда называют. Из-за того, что берега тут достаточно крутые, городок вытянут вдоль берега, а в ширину достаточно узок. Наверное самое широкое место занято именно старым городом, который мы потом еще увидим.
А тем временем мы прогулялись  по солнечному Котору и решились на прогулку по бухте. Мы понимали, что самые красивые виды ждут нас ближе к закату, поэтому зафрахтовав катерок, мы отправились навстречу соленому ветру, островам и чудесным видам.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Каков наверное красавец, когда распускает паруса!

А это вид на крепость Святого Ивана в Которе.

Вид на Город Пераст издалека.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Остров погибших кораблей в дымке.

Нас высадили прогуляться на Острове погибших кораблей. Это единственный рукотворный остров на Балканах. Моряки в пятнадцатом веке нашли здесь на рифе чудотворную икону Богородицы, которая по легенде излечила одного моряка от тяжелой болезни. И поэтому в течение двух веков жители города Пераст возводили остров, топя тут пиратские и свои старые корабли, чтобы затем построить тут церковь Божья Матерь на Скале.

Островок небольшой. но очень живописный и уютный. А в лучах заходящего солнца он смотрелся просто великолепно.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Потом мы прогулялись в городочке миллионеров - Перасте. Не знаю почему-то там очень дорогая земля, может быть из-за уединенности.

Возвращаясь в Котор, мы любовались горящими горами.

На следующее утро мы решили подняться на Крепость Святого Ивана и прогуляться по Старому городу Котора.
Улочки Старого Котора еще больше напоминали Венецию только без воды. Промежутки между домами казались шире, есть несколько площадей. Да и вообще городок побольше Старой Будвы. Но утреннего солнца не хватало.
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

Когда поднимаешься на Крепость, открывается бесподобный вид на красные крыши и бухту.

Солнце было уже не нежным и делило мир на теневую и ослепительную часть.

Прогулка по крепости нам очень понравилась, ведь только горы могут дать почувствовать себя птицей!
Путешествие в Черногорию или как насладиться золотом черных гор

А потом мы догуливали последние часы, нежились на солнце, кушали вкуснейшие булки из пекар. Вечером гуляли по таинственному Старому Котору  в поисках горячего шоколада. Ну а с утра уже собрав все мысли с собой двинулсь в Тиват на самолет.
Большое спасибо Диме и Даше за фотографии. Даша снимала на широкий угол, Дима на 85 мм. Я же в этот раз снимала путешествие практически только на планшет, хотя не могу сказать, что не довольна!