Виды туризма

22 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 1995
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 1040 0

Перекладывая недавно свои карты и атласы в шкафу, наткнулся на атлас Нижегородской области. И сразу вспомнилась, зачем я его покупал два года назад. Как-то Нижегородская область оставалась вне моих интересов - это не Урал, не Кавказ, ни северная тундра. На фиг мне атлас Нижегородской области! Разве что для коллекции карт. Но один раз он мне все - же пригодился. Для того чтобы совершить вояж в ... Межпьянье. Нет это не прикол, есть на карте России такое место - Межпьянье. На самом деле это всего лишь небольшая возвышенность, но каково название! И именно из-за этого названья, три добрых друга, три чудака, холодным мартовским днем купили билеты и сели на поезд...
Вообще-то, если начинать "от печки", то идея этой поездки зародилась у нас в 1992(!) году, когда мы были студентами географического факультета Питерского университета. Учились на кафедре геоморфологии (многие ли знают, что это такое?, а это наука о рельефе земной поверхности, вот так вот!), и было нас всего лишь 4 добрых молодца. Как- то на одной лекции профессор наш, доставая старую затертую и засаленную геологическую карту, бросил на нее взгляд и изрек: "Да, на этой карте много пива пили и воблой закусывали" . Сия глубокая профессорская мысль крепко засела в наших еще не окрепших и подверженных всяческому дурному влиянию мозгах, и ... мы тоже решили, выпивая в очередной раз (в общаге, что ли?) подстелить карту. Ну типа крутые географы, геологи. Идиотизм, конечно. Но карту подстелили, не геологическую, а простую географическую, европейской части России, как оказалось.
Ну, кто учился в начале 90-х гг. XX века, небось помнит, что время для студентов было не самое простое (конечно, не только для студентов, а для всей страны, но я о студентах речь веду). Еще совсем недавно отменили талоны, в том числе и на спиртное. И что пили студенты - либо разведенный спирт "Рояль", тогда он был очень популярен… Даже не знаю, может, это мне сейчас так кажется, изначально он был вовсе не плохого качества. Либо портвейны. Портвейны были различные. Но почему-то, хорошо помню, что нам чаще как то попадались портвейны "кавказской" серии - "Агдам", "Кизляр" и "Даляр". А может, такими винами преимущественно и торговали в ларьках у метро Василеостровская, где размешался, да и сейчас размещается, на 10-й линии Васильевского острова, наш факультет. На первом курсе мы еще покупали настоящие грузинске вина "Гурджаани", "Вазисубани", "Саперави", "Эрети" и т.д, а вот потом они исчезли.
Кстати, по поводу "Агдама". Был случай, когда купленный в ларьке у ж/д станции Пискаревка "Агдам" показался нам вкуснее любого марочного вина. Но, может, в том виновны особые обстоятельства, не знаю. Как-то в феврале 1994 года, Олег Антонов, Алексей Рыдлевский, а также автор этой заметки (все учились на одной кафедре) решили посетить монастырь на острове Коневец, что в Ладожском озере. Поздно вечером добравшись на электричке, а затем на автобусе до берега Ладоги, встали на лыжи и поперли через торосы к острову. Идти было около 8 км, и радовало то, что на острове горел фонарь и прямо на него мы и шли, не пользуясь компасом и не боясь заблудиться. Хоть огонь и казался недалеко, но 8 км торосов, шли мы почти 3 часа, а морозец был градусов под 20, да еще и ветер. И вот когда, наконец, около полуночи мы добрели до остова, встал вопрос: ну и что мы тут сейчас будем делать?. Где ночевать? Палатка, правда, у нас была, да что толку - где в монастыре ее ставить? И вообще, спрашивается, на хрена мы сюда приперлись? Монастырь смотреть, да? Ночью, по морозу! Но все решилось очень просто. Навстречу нашим трем фигурам, стоящих с лыжами посреди монастырского двора, вышел монах и, вежливо так поинтересовался, кто мы такие и зачем пришли. Ну сказали, что студенты - географы, интересуемся древним зодчеством, монастырями в том числе, вот и пришли посмотреть, да только маленько время не рассчитали, и пришли очень поздно, не знаем что теперь делать. Монах провел нас в здание, попросил подождать, сказал, что посоветуется с настоятелем, и удалился минут на двадцать. Пока он ходил, мы, сидя на каких-то топчанах, чуть не уснули, попав в тепло после мороза. А вернувшись, он провел нас в ... гостиницу при монастыре, в отличный трехместный номер, сообщил, что это бесплатно (!), и попросив нас дать ему хотя бы один паспорт (типа в залог), пожелал спокойной ночи и удалился.
Так вот вопрос с ночлегом решился сам собой. Теперь не грех перекусить, ну и выпить, как водится. А выпить-то (к чему в веду повествование) была лишь бутылка "Агдама", почему-то с двумя наклеенными этикетками. Так вот, портвейн этот показался нам необыкновенной вкусноты - обалденный был напиток, что отметили все трое (только не надо думать, что лучше портвейна мы в жизни ни чего не пили!) Святые стены монастыря подействовали, что ли? Не знаю.
Вернемся к нашим баранам, как говаривал один из профессоров преподававших нам, а именно - к истории путешествия в Межпьянье. Итак, пили мы портвейн, закусывали вареной колбасой и плавлеными сырками, а под все это была постелена карта. Ну, карта и карта, особого внимания на нее не обращали, чай не к экзамену готовились. Но только вот, поднявши стакан, Олег Антонов выпить то выпил, а стакан почему-то не опустил. Зависла рука товарища над картой, да и взгляд сфокусировался на какой-то точке на ней же. Пауза... Далее Олег выдавил из себя слово "М-е-ж-п-ь-я-н-ь-е!!!". В ответ - тишина. "Вы, что не поняли - "М-е-ж-п-ь-я-н-ь-е"!. "В каком смысле?" - вопросил кто-то. "Антонову уже не наливать", добавил другой. "Идиоты, - возопил Антонов - это возвышенность такая! Туда надо ехать!! И там выпить водки!!!". И ткнул пальцем в карту. Да, действительно, на карте четким шрифтом значилось - ВОЗВЫШЕННОСТЬ МЕЖПЬЯНЬЕ. Нет, это не опечатка на карте. Действительно есть такое географическое название. Просто протекает в тех краях речка Пьяна, делает крутой поворот, образуя гигантскую излучину виде буквы U, ну а посередине возвышенность. Вот и названа она - Межпьянье.
Про речку Пьяну что-то мы слышали. Известна она тем, что в 1377 году на берегах этой речки расположилась дружина русского князя. Стояла жара, а дружинники в окрестных селах раздобыли медовухи немерно, ну и как водится... Доспехи вообще, по случаю жары, в обозе везли. И когда русское славное воинство находилось почти - что в состоянии отключки, подошел тайными тропами татарский мурза со своим отрядом да и перебил всех ратников. Много народу тогда в речке потонуло, пытаясь переплыть и спастись. И князь тоже погиб. Такая вот не самая доблестная страница отечественной истории. А все от пьянства... С тех пор речку Пьяной и нарекли.
Нам погибнуть от татарской рати не грозило, и засобирались мы посетить сии места. Да только сборы как-то затянулись. Вот уже и Университет давно был окончен. В различных местах: тайге, тундре, горах - оставили мы наши следы; народ женился, разводился, получал второе высшее, писал и защищал диссертации, мотался в экспедиции и походы, а вот до Межпьянья все так никто и не добрался. Как говорится, руки не доходили. Или ноги? Хотя на встречах друзей, хоть раз в году, да возникал вопрос: "Ну так, когда в Межпьянье?". А годы шли...
На очередном сабантуе, по случаю моего дня рожденья, в январе 2001 года, снова возник этот вопрос, ставший уже почти риторическим: "Ну так, когда в Межпьянье?". И вот тут, наверное в первый раз за много лет, вместо обычных ухмылок и смешков прозвучал ответ: "все, блин, на следующей неделе". Было принято твердое решение - едем! Но... на следующей неделе ни куда мы не поехали, и через неделю тоже... и еще неделю спустя - опять не поехали.
Так пролетел февраль, начался март... И вот 10 марта, а это была суббота, определились - едем в четверг вечером, т.е. 15-го. И купили билеты до Москвы. Правда, один не поехал - тот самый Антонов, что и был зачинщиком этой идеи - не смог он расквитаться с делами, а ждать больше мы могли. Итак, группа из трех человек Алексея Рыдлевского, Кирилла Пшеничного и Иннокентия Уханова - погрузилась в ночь с четверга на пятницу в поезд и уехала в столицу.
Ранее утро в Москве... Идет противный мелкий, холодный дождь. На Казанском вокзале берем билеты на казанский же поезд, до станции Смагино (пос. Бутурлино - это не доезжая одной остановки до Сергача). Все бы ничего, да вот поезд только вечером, в 21 с чем-то. Начинаем вызванивать всевозможных знакомых, чтобы у кого-нибудь потусоваться, посидеть в тепле, но этот какая-то засада - либо никого нет дома, либо все заняты на работе (как одна наша однокурсница, которая все говорила, что с радостью встретится с нами через пару часов, да так и не встретилась), либо у людей ремонт. Вот блин!!! Бесцельное 12-и часовое шатание по Москве весьма утомительно. Правда, были и моменты веселья. Так, рядом с Кремлем, в подземном переходе расположен центр развлечений. Ну центр и центр… Но вот название, особенно русскими буквами - "ДАУН-ТАУН" - очень нам понравилось (таун для даунов, что ли?). Так что даже сфотографировались рядом с надписью. А в общем все бы ничего, если бы еще погода была нормальная, а так дождь, слякоть… Так что мы испытали огромное блаженство, когда дождались наконец подачи поезда и погрузились в него.
Поезд на станцию Смагино прибывает примерно пол-шестого утра. В пять нас разбудила проводница, и сквозь сереющие предрассветные сумерки увидели мы справа и слева от путей необъятные просторы, поля, засыпанные глубоким снегом. Проводница, тетка из местных, посмотрев на нас, на наши яркие туристские рюкзаки, поинтересовалась, зачем это мы сюда едем. Видимо, мы явно выделялись из массы мирно похрапывавшего на полках народа. И решила, что мы в гости к кому-нибудь в деревню. К кому мы едем и в какой поселок, поинтересовался и второй проводник, а также мужик в ватнике и с большим мешком, выходивший на станции Смагино. Ответ, который услышали любопытные граждане, их несколько озадачил. Уж не знаю, как оно такое вышло, я произнес следующее: "Изучать занесенность снегом карстовых воронок!". Это полнейшая чушь! Но хочу заметить, что за несколько месяцев до этого вояжа, пришлось мне защищать диссертацию, на соискание степени кандидата юридических наук (это при географическом то образовании!), так что всякие заумные фразы из меня так и лезли. Так вот, сей наукообразный термин на народ подействовал. По всей видимости, мы выросли в их глазах: не в гости едут, а наукой занимаются! Да-а, блин, наукой. Но не объяснять же людям истинную причину нашего вояжа! Не поймут. Моя мать, например, до сих пор понять не может, какого черта, три вроде бы умных человека (два кандидата наук и один зам. директора школы) поперлись в какую-то "Пьянь". Да еще по такой погоде, да еще и за свои деньги. А нормальным сельским обывателям такое говорить явно не следует, решат что над ними смеются и дело может плохо кончиться. Вот и сказал чушь про воронки... Мужик в ватнике немедленно проявил определенные познания в геологии и географии региона. "А, карстовые воронки... Это, пещеры, что ли? Типа того? Да, есть тут такие, так они все под снегом. Надо было летом приезжать, а сейчас то - чего. Ах, занесенность снегом исследуете? Да-а-а. И пещеры тоже есть, так это на автобусе ехать надо, верст 40". И проводница включилась в дискуссию, припоминая, где еще рядом есть пещеры и воронки.
Тем временем поезд подошел к станции. Мы вылезли, мужик в ватнике ушел, а мы остались стоять, озираясь по сторонам. Стелился предутренний туман, и хоть уже и посветлело, никакой возвышенности видно не было. В принципе, было понятно, куда идти - карта была (тот самый атлас, с которого я и начал рассказ), компас тоже. Но вначале нужно было определиться с обратным поездом.
Одно обстоятельство настораживало нас - уже было утро субботы, 17-го марта, а в воскресенье 18-го одна наша общая знакомая выходила замуж, и желательно было успеть на регистрацию к 16 часам в Питер. В принципе, тут все было продумано, перед поездкой посидели в Инете и выяснили расписание всех поездов, проходящих через Смагино, а также идущих из ближайших крупных городов - Нижнего Новгорода, Арзамаса. И был один поезд, в официальном расписании отсутствовавший, но регулярно ходивший - почтово-багажный, кажется, очень дальнобойный (уже забыл откуда он шел, из Иркутска, что ли), номер девятьсот какой-то, на Москву. Но билетов на него не продают. Вот в чем весь прикол. А прибывает он на станцию Смагино что-то около15 часов, приходя в Москву в 3.55. Вроде бы подходит, но на него надо еще сесть... А следующий, нормальный пассажирский, только в 20 часов. И билеты - за час до прибытия.
С утра определиться с отъездом не удалось. Станция (небольшая каменная будка и туалет, типа сортир) была закрыта. Расписание внутри. Тут к нам подошел местный мужик - таксист, поинтересовался куда нам надо, и не хотим ли мы ехать. Если бы мы даже и хотели ехать на такси, то как объяснить куда нам надо? Куда-то туда, в туманную даль, где по карте должны быть возвышенность. Опять стали плести что-то про спелеологию, гляциологию, геоморфологию, а также гидрологию, геологию и иже с ними. Поняв, что с нас толку не будет, мужик ушел. Ну, а наша бравая тройка, обнаружив за станцией переезд (в смысле увидев торчащую в небо полосатую палку шлагбаума) двинулась к нему. Раз есть переезд, значит, есть и дорога пересекающая пути, а на карте тоже была дорога, проложенная в нужном нам направлении - т.е. к возвышенности. По ней мы и двинулись. Через 500 м обнаружили, что идти можно только по дороге, а справа и слева нагребен бруствер, высотой более метра, за которым снег, глубиной по развилку. М-да. И куда идем, спрашивается? И зачем... Через пять минут услышали позади ворчание мотора - ба-а! - рейсовый автобус, ПАЗик. Они тут ходят, оказывается. Тормозим. Забираемся. В салоне кондукторша и три тетки с бидонами. Звучит резонный вопрос: " Вам куда?" А хрен его знает... "Вперед". Выясняем, что автобус тут ходит 2 раза в сутки (повезло!) и идет как раз до той пещеры, что за 40 км. Не, автобус конечно не специально к пещере ездит, просто там поселок рядом. Но если бы решили там посмотреть пещеру, то успевали бы только на вечерний рейс автобуса, и, соответственно, не успевали на обратный поезд, что в 15 часов идет. В результате проезжаем 5 км. Действительно, наблюдается слабый подъем. Платим по 3 рубля и вылезаем у каких-то полуразрушенных строений (когда-то тут был поселок…) под недоуменные взгляды пассажиров и водителя. Проходим еще около км (и чего было не проехать, спрашивается) и оказываемся на вершине какого-то холма. Далее начинается спуск. Есть! Мы на возвышенности Межпьянье!!! Гип-гип ура!!!. Но надо бы найти уютное место - где бы посидеть. В полукилометре правее видим сосновый лесок, на вершине холма, и практически бесснежный склон южной экспозиции. Во, то, что нам надо! Пробираемся через глубокий снег и доходим до леса. Так, отлично, вот и кайфовая опушка, много сухих веток для костра. Устраиваемся, разводим костер и достаем флягу с коньяком и бутылку водки.
Гитара у нас тоже была, так что возвышенность Межпьянье услыхала бравые песни геоморфологов. Да и грустные тоже услыхала. В общем, несколько часов пролетели моментально, под песни, душевный разговор и выпивку с закусочкой (у нас все с собою было). И даже сквозь туман стало пробиваться солнце, дабы порадовать усталых путников, забредших неизвестно зачем неизвестно куда. Но это все лирика, хошь - не хошь, нужно и назад собираться. Упаковались, дотопали до дороги, смотрим…, что это там едет? О, да это тот - же самый ПАЗик, что нас сюда вез. Везет же нам здесь!
Влезаем в автобус, и едем не до станции, а через весь поселок Бутурлино, до конечной. А там пройдя чуть вперед и вышли на берег р. Пьяны. Река еще подо льдом, но местами уже погладывают полыньи с темно-зеленой водой. Пьяна вот-вот вскроется. А вдоль берегов, там где лед еще крепок сидит группа рыбаков, любителей подводного лова. Видимо, последние дни они сидят на ящиках и ловят через лунки. Да каждому свое, кому рыбку через лунки ловить, а кому мотаться по городам и весям.
Потом мы пешком прошли через поселок к станции, вызывая удивленные взгляды местных жителей. Некоторые поинтересовались откуда мы, и, получив ответ (все тот же самый, о карстовых воронках), отходили, по всей видимости, несколько удивленные, что в их местности есть нечто такое что может заинтересовать ученых (!) из Питера. Так, не спеша, добрались до станции, минут за двадцать до прихода поезда. А в кассе нам, как и ожидалось, билетов на сей поезд не продали, но посоветовали обратиться к проводникам.
Вот и поезд. Грязно-зеленой змеей показался в дали. Через несколько минут был уже станции. Да-а-а. Вагоны сплошь почтовые и наглухо закрытые. Куда бы влезть? А, вот вроде и то, что нам надо - в конце поезда обычные пассажирские вагоны. Но вот очередная незадача- эти тоже закрыты и, похоже, открываться не собираются. На наши стуки и крики, минут через пять(!) вылез явно сильно похмельный проводник и поинтересовался, чего нам надо. Странный вопрос!. Чего надо - ехать хотим. "Ехать?" - спрашивает. - "И куда?" - " В Москву", отвечаем, куда же еще. Тут выполз еще один проводник, и прозвучала его реплика: "Только за деньги".
Ну, мы использовать автостоп второго рода (как назвал бесплатную езду на попутных поездах, известный автостопщик Антон Кротов) не собирались, и платить были готовы. Но вот проводники не были готовы назвать цену. Немного подумав, сказали: по 200 рублей с носа. Следует отметить, что мы уже к тому времени сидели в поезде и он тронулся. Нас названная сумма не очень устраивала, так как плацкартный билет стоил 120. Состоялся примерно такой разговор:
- Не мужики, вы че! Да билет, нормальный плацкартный, стоит тут 80 рублей!
- Восемьдесят? Че-то мало…
- Ну так проверь в кассе..
- Так мы уже едем!
- А я что могу сделать. Восемьдесят!
- Ну давайте, ладно. Двести сорок рублей со всех.
Вот это нас вполне устраивало.
Ну а далее все шло нормально. Около 4 утра, как и положено, мы были в Москве. Из Москве, правда, утром уехать в Питер сложнее, чем вечером. Поездов нет. Есть пару раз в неделю ЭР-200, но это нам казалось дорого. Но этот момент мы знали, еще выезжая из Питера, и поэтому перейдя площадь, с Казанского на Ленинградский вокзал, сели на первую электричку до Твери. Но мы вовсе не собирались ехать до Питера "на собаках". Через 5 - 10 минут после прибытия электрички в Тверь там проходил астраханский поезд, а через 25 минут - кисловодский. На них-то мы и рассчитывали - и как оказалось, правильно. На астраханский на сесть не удалось - не успели купить билеты. На кисловодский сели без проблем. Так что в 13.30 18-го марта мы были уже в Питере.
Итак, наша задача, вернуться днем 18-го в Питер и попасть на свадьбу к нашей подруге, была выполнена. А главное - в Межпьянье мы были. WE DID IT!!! . И это правильно - нужно стремиться реализовывать свои мечты, пусть даже они и бредовые! Чего всем вам и желаю.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию