10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 1997
Автор - Михаил Трусков (Тула)

Состав группы:
"Папа" - Михаил Трусков kayak301@yandex.ru
"Дочь" - Ольга - 19 лет saturday@natusana.ru

Плавсредства:
Каяк Dancer, каяк Merano
Карта района
р. Осётр
Конец июня 1997 года. Дочь только что сдала очередную сессию в Московской юридической академии и возвратилась домой, уставшая от умственного напряжения. "А не сходить ли нам в небольшой поход на каяках?" - спросил её Папа.
"Y-Y-Y-yes!!!", воскликнула Дочь и сделала при этом традиционный жест, резко опустив вниз согнутую в локте правую руку и слегка поджав одноименную ногу.
Маршрут придумали быстро. Неподалеку от Тулы протекает неисследованная ещё нами на тот момент река Осётр. Посчитали, что её 60-ти километровый участок от пересечения с Воронежским шоссе до города Серебряные Пруды как раз подойдет для неспешного 3-х дневного сплава на двух пластиковых каяках.

День 1-й
До места нас доставили на легковом автомобиле, благо от Тулы это чуть более 50 километров. Разноцветные каяки смиренно лежали на багажнике, вызывая у прохожих немалое удивление.
Осетр в районе Воронежского шоссе разливается широким водохранилищем. На его берегу мы и стали рассовывать снаряжение мелкими порция внутрь не очень приспособленных для этого спортивных лодок. Часть одежды пришлось крепить на деках, используя заранее закрепленные в корпусах лодок петли из капронового шнура.
Проходивший мимо абориген скептически оглядел наш флот и спросил: "А куда Вы путь держите?". Услышав наш ответ: "До Серебряных Прудов…", он саркастически хмыкнул в духе древних волхвов и произнес не совсем понятную фразу : "Так реки то дальше нет…".
Что он имел в виду, мы поняли через 10 минут после начала путешествия. Разлив заканчивался естественной каменной плотиной, после которой река приобрела вид бурного ручья с обилием известняковых глыб в русле и по берегам. Частенько лодки садились дном на мелких каменистых перекатах.
Скорость продвижения никак не соответствовала нашим планам. В некоторых местах приходилось обносить набитые барахлом лодки по берегу, отнюдь не приспособленному для пеших прогулок. Таким извращенным способом мы миновали поселок Метростроевский (л), известный своим карьером известняка и небезызвестное в кругах спелеологов село Бяково. У них пользуется популярностью старая каменоломня, расположенная подле деревни. Эту искусственную пещеру в народе зовут "Бяки". Очень подходящее название и для здешнего участка Осетра.
После серии авто и ж.д. мостов в районе Хрусловки (л) и Уваровки (п) река чуть поумнела. Камни в русле пропали , и на поверхность в большом количестве выползла водная растительность. Река, окруженная высокими берегами, стала несравненно симпатичнее.
На ночевку встали пройдя село Звойские Выселки (л) на правом берегу, отгородившись от реки прибрежным извесняком.

День 2-й
Характер реки не изменился. Неширокая лента воды текла среди высоких берегов, поросших вдоль реки ивняком. Изредка на прибрежных склонах выступали мощные каменные останцы. Порой создавалось впечатление оторванности от цивилизации, но регулярно встречавшиеся в русле покрышки от с/х техники разрушали эту необоснованную эйфорию.
Наверстывая вчерашние непройденные километры, мне приходилось подгонять уставшую Дочь, и к вечеру она уже не думала об окружающих красотах.
Под вечер дошли до автомоста на пересечении реки с Тамбовской трассой. Пройдя с. Толстые (л) встали на луговой правый берег, спрятавшись от постороннего взгляда в высокой траве под сенью нескольких могучих ветл.

День 3-й
С утра, сразу после выхода, миновали с Курбатово (п). Река вдоль села широкая и медленная. Плес заканчивается разрушенным низким железобетонным мостом. Сразу за мостом каменистый перекат с множеством крупных камней, длиной около 100 м. По низкой воде на байдарке не проходим. По высокой воде 9 мая в следующем году мы с удовольствием "каячились" с сыном на этой тренировочной трассе. Сейчас мы не стали проводить смелые эксперименты с загруженными лодками и перекат обнесли по тропе п.б.
За перекатом река успокаивается и снова неспешно петляет в глубокой лощине, поросшей ивами и ольхой. Взобравшись по крутому склону, за прибрежной растительностью взгляду открывались бескрайние колхозные поля, ярко желтые от одуванчиков и сурепки. Начиная от Шеметова (п) справа от реки достаточно близко от реки идет автодорога Венев-Серебряные Пруды.
От села Благодать (п) до г. Серебряные Пруды река широка и нетороплива. Никаких препятствий и особых красот. Типичная река средней полосы России. Уезжая из Серебряных Прудов на поджидавшем нас микроавтобусе, мы некоторое время ехали вдоль реки и наблюдали наш недавний маршрут "со стороны". Среди полей то приближаясь, то удаляясь от дороги тянулась зеленая лента из верхушек деревьев, обозначающих глубокое русло Осетра.

Резюме
Участок р.Осётр от автодороги Москва -Воронеж до г.Серебряные пруды не самый удачный выбор для туриста-водника. Верхняя часть пути труднопроходима для байдарок, а нихняя часть слишком тривиальна. Большой минус - полное отсутствие каких либо лесов на всем протяжении пути.
Нас этот маршрут привлет исключительно близостью к Туле и возможностью доставки каяков автотранспортом к месту старта и финиша.