Виды туризма
Дата: июнь 2008 г.
Автор: Анна Помазова (г. Серпухов, Московская обл.), турклуб "Вестра"
Предыстория
Идея сплавать на июньские по Ладоге возникла на 23 февраля. Было очевидно, что 8 дней вместе с дорогой для плаванья под парусом - это очень мало. Многое зависит от погоды, поэтому конкретного маршрута не было, а было просто желание тряхнуть стариной, пройтись под парусом и посмотреть красивые места.
Ну вот. Экипаж был укомплектован довольно быстро. Естественно, это были мы с моим мужем Митей (любителем парусного туризма и хозяином нашего плавсредства), ну и на роль третьего сразу же согласился Игорь. Поначалу еще были наметки на четвертого пассажира, но ближе к праздникам все куда-то пропали, не смогли и прочее. Да и сам Игорек в последний момент чуть не дезертировал в силу своей очень важной работы :) Не дезертировал. И вот нас трое.
Я предполагала начать маршрут с восточной стороны озера, где мы еще не были, и закончить в районе Приозерска или на худой конец в Сортавале. Добраться на восточный берег можно на пригородном поезде Лодейное Поле - Янисъярви, он ходит 1 раз в сутки, так что выбирать поезд из Москвы не приходилось - по времени подходил тоже только один. Конечно, все не могло сложиться удачно с таким направлением, как Москва - С-Пб. Билеты "туда" (М-Лодейное Поле) удалось купить заранее без проблем, а вот с билетами "обратно" геморрой возник заблаговременно (в самую первую неделю продажи купить билеты мы не могли из-за отсутствия денег) и так и не рассосался ближе к делу. Билетов на 15 июня (последний день длинных праздников) из Питера не было никаких, даже мягких! Офигеть! Добираться пришлось окольными путями. В последний день перед отъездом взяли уж "хоть что-нибудь", которое тоже оставалось в единичном количестве: Мите взяли билеты С-Пб - Бологое (на поезд до Адлера, который идет в обход Москвы) и Бологое - Москва (на Мурманский поезд, который не идет через С-Пб), нам с Игорем такие же билеты взять не удалось, поэтому наши поезда С-Пб - Бологое (на Сонковский поезд, который сворачивает с ветки С-Пб - Москва как раз в Бологом) и Бологое - Москва (на прямой сидячий экспресс) уезжали позже и приезжали в Москву только утром. Но это мелочи. Главное, билеты есть! Остальное решим по пути.
Естественно, приехать вовремя и сесть в поезд без очередных проблем мы не можем. Игорек опоздал на встречу перед отбытием поезда и нам с Митей вдвоем пришлось ишачить на скорости от пл.Каланчеевская до поезда на Лен.вокзале, перетаскивая несколько ящиков еды, мотор "Ветерок" (20 кг), бензин, парус, рюкзаки и прочую фигню. Под конец откуда-то взялся Игорь с дяденькой с тележкой и ломился через центральный вход вокзала (хотя вокруг можно объехать) с последней партией груза. Челночный бег к 13-му вагону от вокзала мы закончили за 5 минут до отправления поезда. Обливаясь потом, но в целом довольные, в 18-25 московского времени 7 июня отправились в не очень далекий путь из шумного города. Картинки домов за окном вскоре сменились на зелень пригорода и водные пространства, а кружка сухого красного вина "за отбытие" сменились ранним сном...
День 1 (8 июня). Сборка
В 5-36 мы прибыли на станцию Лодейное поле, довольно оперативно выгрузив шмотки из поезда. Несмотря на раннее утро, солнце уже вылезло из-за горизонта и приятно освещало наш путь к багажному отделению и кассам. Снова в поте лица мы изображали грузчиков. Нужно было купить билеты на пригородный поезд (из Москвы их нельзя купить); помимо уже имеющихся на руках вещей, забрать из багажного отделения сам катамаран (3 тюка общим весом 130 кг) и все это дело погрузить в один из двух имеющихся у "кукушки" вагонов. Все делалось оперативно, ибо уже в 6-20 по расписанию поезд на Янисъярви отправлялся.
Нам повезло: в нашем плацкартном вагоне было всего 3 пассажира, кроме нас, а проводница была просто супер-женщиной!!! Она помогала мне затаскивать в вагон с низкой платформы рюкзаки и коробки! Она помогала нам перетаскивать вещи по вагону. И в конце концов на высадке на ст.Видлица в 8-30 она заранее открыла нам двери с противоположной стороны вагона, откуда ребята стаскивали тяжелые катамаранные тюки, а мы с ней с обычного входа стаскивали более легкое шмотье! Огромное спасибо тетеньке!
На станции Видлица, кроме нас, никто не вышел, но там было несколько мужиков, которые сразу же с интересом принялись окучивать нас. До озера от станции около километра, и там сегодня слегка штормит, но зато рядом есть речка Видлица - предлагают нам вставать на ней (она втекает в Ладогу чуть ниже). Мы с Митей отправляемся на разведку, которая ничего интересного нам не приносит. На озере, действительно, не очень, но и на реке с этого берега плоховато, а до того берега тащиться далеко и машина не проедет. Дяденьки тем временем нашли где-то своего водилу с полугрузовым УАЗиком, который согласился нас за 200 руб. довезти до хорошего места на озере. Ну и отлично! УАЗик этот, как будто, специально для нас создан - грузовой отсек по длине тюков, а в салоне места как раз на троих пассажиров! Прекрасно. Заезжаем в соседний поселок в магазин (здесь еще не открылся - рано), потом к водиле домой за бензином для мотора (мужик продал нам 76-й бензин по 20 руб. за литр, то есть по номиналу!). И все это за те же деньги! Примерно в 7 км от станции, в районе Дедовых островов, мы прощаемся с дяденькой. Спасибо за доставку!
Все хорошо, только вот почему вдруг стало так холодно, да еще и дождик накрапывает??? Ведь еще в Лодейном Поле была более радужная картина... Бррр! Утепляемся, ставим лагерь (сегодня мы точно никуда не поплывем), завтракаем омлетом с салатом :) Ну а потом начинается долгая эпопея сборки парусного катамарана "Тайфун". Кхе-кхе... Дождь перемежается с солнцем (но ветер не отстает ни на минуту!), продольные балки с поперечными, винтики с барашками, сборка с едой... Примерно с 13 до 23 ч собираем катамаран, периодически отвлекаясь на еду. С дровами тут проблем нет, поэтому готовим на костре. С комарами при таком ветре тоже проблем нет, только под вечер самые отважные решают на нас напасть...
Основная проблема сборки у нас почему-то была с мачтой. Сначала мы долго не могли ее поднять, потом выровнять, а потом, когда наконец-то хорошенько затянули все ванты, выяснилось, что две средние секции (из четырех) забыли скрепить винтиком. Хм.... Снимать мачту и повторять все фокусы сначала лень. Что ж? Опыт яхтенного альпинизма у меня есть. Пододвигаем катамаран к дереву, я лезу на сосну и с тонкой веточки с трудом, но все же дотягиваюсь до мачты. Винтик закручен. Ура! :)
Напоследок день дарит нам симпатичный северный закат.
День 2 (9 июня). Шторм
С утра из-за дождя несколько раз переставляли будильник. В итоге повезло - встали с ним в разное время. Сегодня первый день плавания. Только собрались, как пошел дождь - ну что такое! Ведь прогноз погоды утверждал, что первые пять дней как минимум будет солнечная погода и +15. Ну, правда, прогноз смотрела для Сортавалы, но не поверю, что там все по прогнозу, а у нас такая Ж... Ладно, переждали дождик, выходим в море. Для этого надо зайти примерно чуть выше колена в ледяную воду (а температура Ладоги в июне около 6-8 градусов!) и стащить катамаран с камней на глубину. Бррр! Занятие не из приятных. Температура воздуха - едва ли +13.
Но вот мы на воде. Плывем. Ветер свищет в ушах, раздувает наш грот! Несемся о-го-го! 15-20 км/ч, временами до 30 км/ч! Хе-хе. С такой скоростью мы за пару дней до Приозерска дойдем :) Хотя выходить в открытое море (ну озеро то есть) страшновато - вдруг ветер еще усилится? Дождик то моросит, то прекращается, но его заменяют брызги от волн. Иногда переднюю палубу заливает сильно - тогда даже мне достается в лицо. Тысяча черрртей! Шапка намокла, зимние перчатки (последняя надежда на спасение от холода) тоже. Так еще и ноги залило! О, ужас! Ноги еще не успели согреться после утреннего всплеска эмоций от Ладожской воды, а тут еще новая порция, прямо в ботинки :( Нас с Игорем колотит. "Ха-ха-ха-харрррашо ид-дддддд-дем!" - "Аг-гггг-га!".
А тут еще, откуда не возьмись, посреди озера (от берега километра 4) МЕЛЬ! Да еще какая! Длинная и с вехой посередине. А мы и не видим. Плывем себе... Н-да... Еле успели увернуться. Говорят, Ладога мелеет. Возможно. На карте (правда, карта-то у нас 2-километровка) мели нет.
Думаем, стоит ли выдвигаться за о-в Мантсисаари, в сторону Валаама, или продолжать двигаться вдоль восточного берега. Решаем на всякий случай остров обойти с запада, т.к. с востока по карте он соединяется паромной переправой с берегом - мало ли, как она организована и сможем ли мы там, не снимая мачты, проплыть... Оплываем остров с юга на запад. Снова мель. Карамба! Ветер не дает оперативно развернуть катамаран (руль не очень хороший), приходится выгребать веслами. Вот, блин! А вся эта беготня по палубе с веслами сопровождается брызгами, ветром и чавканьем мокрых ботинок...
Пожалуй, на сегодня плавания достаточно! Решаем причаливать в ближайшую бухту и гррррреться. В бухту надо заходить против ветра - подключаем к делу мотор. Почти дошли, но мотор глохнет. Кругом мель. Заниматься мотором некогда - надо срочно отгребать. Еще минут 15-20 Игорь и Митя гребут в сторону берега, сносимые ветром... Наконец на каменистом берегу. Берег хреновый, но за кустами обнаруживается полянка с кострищем. Досадно только, что дождь идет :(
Ставим палатку, пытаемся с Игорем развести костер. Нам даже это удается! Греемся. Только дрова тут все сырые, поэтому костер горит на веточках, да и то не очень. Еле поддерживаем. Вскипятить воду на нем практически нереально. Костер тухнет. Залезаем в палатку к Мите. У нас с собой был с утра припасен термос чая. Так и обедаем - бутерброды с паштетом и сыром, чай, печенья. Ребята заворачиваются в спальники и засыпают, а мне не хочется ложиться без коврика (а коврик мокрый и снаружи), к тому же разыгрался голод. В короткие перерывы между зарядами дождя притаскиваю воду и горелку (пока бегала, ноги закоченели!), пытаюсь "завести" горелку, но она не поддается. Уже все проснулись и попробовали подкачать-повертеть и прочее - не помогает. Открутила горелку с баллона - стал лить струю. Вот, блин, значит, разбирать надо, прочищать или что там. А ремнабора горелочного с собой нет :(. Всем лень что-то делать - так и ложимся спать, перекусив на последок свежими овощами.
День 3 (10 июня). Острова
Сегодня проспали. Причем хорошо так проспали - часов 12! Будильник не слышали. Блин, так можно всю хорошую погоду проспать - выглядываем, а там солнце. Как выяснилось, ненадолго. Собрались, Игорь развел костер даже, а Митя - горелку! Просто везунчики мы сегодня! Поели нормальную еду! Только выплыли - пожаловал старый недруг, закапал... Ветер сегодня тоже неплохой, но поменьше вчерашнего, а направление примерно то же (южный, юго-восточный, юго-западный). Идем курсом таким, что волны не заливают. Приятно. Ботинки и сандалии мокрые, поэтому на палубе просто в носках сижу, но опять же после утреннего купания ноги никак не могут согреться. Снова то есть дождь, то нет. Небо хмурое. Прогнозы из Москвы по СМС недобрые - улучшения не предвещают. Вот ведь... Free me guest's flippers so they's can drink me 'ealth! 5 лет назад, конечно, тоже нежарко было, но какое милое солнце, красивые радуги и вообще... Н-да, пожалуй, на Ладогу в июне лучше не ходить :)
Долго метались в выборе направления движения - север или запад, решили плыть на запад. Вроде до Валаамского архипелага недалеко. По очереди показываются острова. Серые и каменистые. Вчера шли под парусом 4 часа, сегодня - 3,5 и решаем приставать на симпатичном островке Байонном. Опять замерзли и в очередной раз начинается дождь. На Валаам сегодня решили не плыть - стоять там официально нельзя (хоть мы и стояли 5 лет назад), да еще куча людей... Причаливаем просто замечательно - на небольшой скорости плавно въехали на гладкие каменные плиты, даже ног не замочили...
Картина повторяет вчерашнюю. Ставим палатку и залезаем туда. Сегодня костер даже не пытаемся развести (ученые!), коврики сразу вытираем в палатке салфетками - и вот жилище готово. Термос и бутерброды снова выручают. Да и есть сегодня особо не хочется. За стенками штормит - не унесло бы домик. Спать ложимся рано.
Около 23 ч снаружи раздаются голоса, типа: "Эй, есть тут кто?" Думаю, ну все - какие-нибудь лесничие, а мы стоим там, где нельзя и прочее... Но это спросонок. Оказывается, тоже турье, только байдарочное (хотя и с одним парусным катамараном - "Простором"). Стоят недалеко от нас, привезли на катере вчера, но сегодня так и не решились выйти (еще бы!), звали в гости. Ага. Интересно, а сейчас утро или вечер? На часах 11, но что это значит при белых ночах? Ничего. Выглядываю из палатки и не могу понять! Небо серое, но оно такое и днем в пасмурную погоду, и ночью. Судя по отчаянному состоянию недосыпа, все же вечер. Засыпаем дальше...
День 4 (11 июня). Дневка
Просыпались несколько раз (с 2 ч ночи), смотрели за погодой и не смоет ли катамаран (хоть мы его и привязали). В конце концов около 9 утра встаем. Вернее как: не вылезая из палатки, подтягиваем поближе горелку и ящики с едой, в тамбуре готовим :) На улице сурово в плане ветра и прибоя, дождь вялый. Есть надежда на улучшение погоды.
После завтрака еще немного потупили в палатке, почитали-поспали. Дождь кончился, ветер - нет. Пошли с Митей гулять по острову. Погода бушует. Все такое серое, суровое, северное... Нашли в разных местах 2 обглоданных трупа: зайца и тюленя. Еще нашли лагерь байдарочников, которые судорожно перемещались через узкую перемычку острова на другую его сторону, т.к. у них сегодня офигенно дует и волны прибивает, а на той стороне (мы тоже туда зашли) - тишь да благодать! Даже не верится, что может быть такая разница всего в 50 метрах! С той (северной) стороны острова виден соседний остров - Лемписари, а на нем скит - деревянная церквушка и суетящийся возле нее трактор, рушащий мое представление о том, что мы тут на необитаемых островах...
Обменялись контактами с водниками, пошли обратно. Красиво здесь, чьёрт пабери! Даже когда пасмурно. Раз уж пока никуда не плывем, надо готовить обед. Пособирали с Митей по берегу выброшенные после кораблекрушений и прочих безобразий доски, развели костер. Только что проснувшийся Игорь очень удивился, что у нас там, снаружи, костер и еда... Проспавшее солнце наконец выползло из-за туч, ветер стал понемногу утихать... Обед плавно перетек в банный день (ну его уже, не поплывем сегодня никуда, лучше вещи просушим), помывка в полдник, полдник в преферанс с кружечкой вина, преферанс перемежался фотосессиями в честь каждого выхода солнца и, наконец, перетек в ужин. День ушел как-то незаметно. Совершили вечернюю прогулку и, хотя небо снова затянуло свинцовыми облаками-тучами и было видно, как Валаам накрыл дождь, спать легли с надеждой на лучшее.
День 5 (12 июня). Туман-туман...
Снова отодвигали свой подъем, ссылаясь на дождь (блин, ну вот опять: вроде бы вчера погода наладилась, так нет - все равно надо дождю пойти!). В половину девятого я все-таки встала, но очень лениво. Дождь кончился. Кое-как развели с Игорем костер, на нем готовили еду, на горелке - чай. Только собрали вещи (на этот раз предусмотрительно всё, кроме палатки) - всё, как обычно. Заряд дождя. Причем совершенно не понятно, собирается ли он заканчиваться. Небо серое всё, во всех направлениях: где-то больше, где-то меньше... Если честно, я думала, что это на весь день. Но ребята уговорили меня остаться в палатке переждать непогоду, и 40 минут очередного тупежа сделали свое дело: после 12 дождь прекратился, мы смогли все же выплыть.
Ветер вчера к вечеру поутих, а сегодня его и вовсе нет. Штиль. Ладно, это не беда - у нас есть товарищ мотор. Идем на нем. Обходим архипелаг мелких островов (все каменистые, покрытые мхами разных оттенков зеленого и соснами), на одном из островов еще один скит (спрятан на самой верхушке, а под ним - обрыв скал), движемся к Валааму. Мы были на нём 5 лет назад. Симпатичный остров, но уж больно много людей, будто мы не в Карелии, а на Красной площади. Монастырь там мне понравился - неплохо смотрится с расстояния. Хотела еще раз взглянуть на него с воды - вот и идем курсом на "фасад" острова (ту часть, с которой заходят "Ракеты" из Сортавалы, северную).
А вот "Ветерок" что-то стал нас подводить: работает как-то нестабильно, фыркает и чихает. Простудился, наверное, в таких суровых условиях! Бедняжка! Но без мотора нам сегодня никуда не доплыть (если только мы не ставим целью накачивание бицепсов и мышц спины гребными упражнениями). Слегка не доходя до фарватера "Ракет", причаливаем на малюсенький островок (уже с видом на купола монастыря) для осмотра мотора. Митя заменил одну свечу и вроде бы мотор заработал нормально, но уже через пару минут вернулся к фыркающему состоянию. Пилюля не помогла. Хм... До берега (а мы хотим идти на острова и губы в районе Сортавалы) километров 20. Если мы проплывем половину расстояния, и мотор сломается совсем, будет невесело. Как быть? Перестраховаться и остаться на Валааме, а потом уехать оттуда на гарантированной "Ракете" или же плыть, как планировали, своим ходом? Конечно, интереснее плыть. Ладно, решаем идти на север.
К счастью, минут через 40 фырканье прекратилось, и мотор заработал в полную силу. Распогодилось, солнышко припекает. Удаляющийся Валаам поблескивает куполами монастыря. Чайки покрикивают. Вдалеке гудят "Ракеты". С севера видно кучу островов. Предполагаем, куда нам идти, на всякий случай отслеживаем компасом. Лежим, балдеем, пьем чай с плюшками и пиво. Вдруг на тебе. Новое приключение. By the Powers!
Постепенно, но довольно быстро все пространство вокруг нас опоясывает туман! Причем какой: молочно-белый, густой и вязкий! Становится не видно наших островов в считанные секунды. Еле успеваем заметить азимут. Офигительно! Долго не можем привыкнуть к состоянию. В какой-то момент у меня вовсе теряется представление о том, движемся мы или стоим (как при катании на сноуборде в сильный снегопад), где "пол", а где "потолок", есть ли в природе линия горизонта и вообще на озере ли мы! Кажется, что я в мягкой белой комнате и не видно никаких теней. На секунду становится страшно. Потом все приходит в норму. Остается опасность не разглядеть в тумане острова и мели, за это переживаем. Еще есть вероятность, что нас не заметит судно с пересекающимся курсом, но все же шум мотора должен давать представление о нашем существовании в этом локальном мире... GPS не видит спутники (негодяй!), поэтому приходится почти ежесекундно отслеживать наше положение по компасу.
Движемся в таком режиме очень долго, часа 1,5. даже интересно, куда в итоге приедем :) Туман оседает на ресницах в виде росы и холодит. Птицы все куда-то подевались. Тишина. Только шум нашего мотора... Постоянно всматриваюсь в белую мглу, чтобы вовремя увидеть мель. Хочется залезть на мачту с подзорной трубой и наконец-то победоносно закричать: "Земля! Земля!" Но нет, земли все не видно...
Новые батарейки реанимировали дружбу GPS со спутниками - смотрим, где мы. Оказывается, острова, на которые мы боялись напороться (гряда островов Мустасари), давно пройдены, а до шхер уже совсем чуть-чуть. Теперь держать курс проще, но вот вглядываться в пространство все равно надо...
Наконец-то, около половины пятого вечера, начинают появляться легкие очертания каких-то островов. Все как в сказке. Молочные реки, кисельные берега, сосны и камни, мхи и скалы... Красота! То один кусок острова возникнет, до другой, то вдруг целая полоска берега предстанет перед глазами и через минуту исчезнет... Плывем вдоль довольно длинного острова Хонкасало. Начинает появляться и Орьятсари. Присматриваем место для ночевки. Длинный у нас сегодня день получился.
Хонкасало с восточной стороны скалистый - не подступиться, поэтому встаем в уютной бухточке маленького островка Лаукку. Очень удобный "подъезд" и "парковка", симпатичные каменистые берега, отличные виды с соседнего пригорка. Да еще и погода нам сегодня подфортила: туман рассеялся окончательно, а солнышко пригревает, прямо как "настоящим летом" :) Градусов до 20, наверное. Офигенная у нас сегодня стоянка. Поскольку здесь белые ночи, предзакатные краски и сам закат радуют глаз дольше обычного - не могу оторваться, сидя на вершине нашего мыса!
Менять сей чудесный мир на замкнутое пространство палатки очень жалко, но приходится - там все-таки теплее, а к вечеру снаружи холодает. Устроили читальный зал...
День 6 (13 июня). Шхеры и скалы
Первый раз за поход, такое тихое, теплое (!), чудесное утро! Встали вовремя, собрались быстро - вот что значит хорошая погода! Выплыли раньше обычного - в 11-30. Ветерок сегодня дует (юго-восточный), так что идем на парусе. Поскольку просторы в шхере не особо большие, то иногда ветер частично перекрывается островами. Чтобы увеличить парусную площадь, поднимаем гинакер. О, совсем другое дело! Почти летим. Скорость меряем по GPS (эх, жалко в первый день не работал!) - от 7 до 14 км/ч. Неплохо для такого слабого ветра. Когда меняем направление движения и ветер становится встречным, ставим стаксель ("Стасик", как ласково зовет его Игорёк), а гинакер ("Гену") сворачиваем. В общем, попробовали все, что могли. Больше парусов у нас нет :)
До Сортавалы - рукой подать. При такой скорости (или скорости мотора - около 10 км/ч) - примерно 2 перехода. А нам торопиться некуда. Поэтому катаемся по шхерам. То в один пролив заплывем, то в другой. Красота! Тепло (можно наконец-то снять либо шапку, либо куртку, но не одновременно :) ), солнце припекает и поджаривает носы и щеки, виды симпатичные, печенья и чай под рукой... Вот это я понимаю - лето. Северное. Я так себе плавание и представляла...
Поскольку Приладожье славится своими скалами, а в северной части, в районе Импилахти (куда мы, к сожалению, так и не доплыли), даже проводятся разного рода соревнования по скалолазанию, я взяла с собой скальные туфли и магнезию. Теперь самое время найти скалы. Присматриваю по карте (2-километровый атлас) - плывем туда. В реальности скалы оказались сильно заросшими и обрывающимися в воду примерно 15-метровой стеной, что, согласитесь, не очень подходит для боулдеринга. Но напротив торчат голые серые каменные глыбы. Хо-хо! То, что надо. Рулим к ним.
Берег посещаемый. Здесь есть построенное кем-то укрытие из еловых веток и кострище. Для начала делаем обед на костерке. Только приготовили суп, как пошел дождь. Но этот хоть видно - не надолго. Пережидаем под еловым навесом, готовим чай. Жалко, теперь скалы мокрые будут :(
Дождь закончился, и я иду искать полигон для лазания. Здесь тоже много скал, обрывающихся в воду. При наличии страховочной веревки - это бы ничего. Но я одна, а падать в такую ледяную воду не хочется - это вам не Таиланд! Так что нахожу пару невысоких стеночек, обращенных лицом вглубь острова. Да, придется над ними поработать... После чая выдвигаемся к камням втроем. Игорь устраивает фотосеанс, Митя читает, а я расчищаю стенку. Было бы неплохо иметь щетку с металлической щетиной, но у меня ее нет, поэтому приходится расчищать палками и руками. Более-менее получается. Размялась на вертикальной стеночке 2,5 м высоты и 5-6 м ширины, походила траверсами, отработала разные приемы; потом перешла на отрицательный камень. Вылезти на него трудно, удалось только сбоку :( Скалы острые, болезненные для хвата, так что долго не полазаешь, да и плыть уже надо - шесть вечера.
Снова выходим "в море". Ветер стих, так что на парусе много не протянули, снова подключили мотор. Плаваем вдоль островов, высматриваем место. Здесь уже более оживленно, и то и дело мимо проносится какая-нибудь моторка, а берега островов с хорошими подъездами заняты рыбаками. Но минут через 45 мы все же находим приятный незанятый островок и базируемся на нем. Мы расположились на таком мысу, что весь вечер (и полночи) нас освещает закатное солнце. Тепло и симпатично. Relax... Опять устраиваем клуб чтецов в лучах солнышка. Вино почти закончилось :( Завтра последний день и долгая дорога домой. Увы!
День 7 (14 июня). Цивилизация
Опять проспали (сегодня я не ставила будильник, т.к. торопиться некуда), поставив наш личный рекорд - встали в 11! Очень лениво собирались, читали, любовались, грелись на солнышке (сегодня вообще под +23)... Но на удивление от подъема до выхода сегодня прошло наименьшее время - меньше 3 ч! Еще один рекорд! Награждаются герои соцтруда товарищи Петров, Саенко и Помазова. Даешь 200-километровое плавание в 4 года!
С полчаса шли на парусе (гроте), но потом ветер скрылся от нас за островом, и нам в очередной раз пришлось воспользоваться услугами мотора. Я смотрю, как штормовые дни закончились, так про само плавание и рассказывать-то особо нечего... Вот так так... Ну да, нечего. Шли-шли и пришли, значит.
Сортавала. Город, между прочим, кто не верит! А пришли мы, значит, к понтонному мосту на окраине города. Посмотрели тут и там - под мостом, конечно, в целом не пройти (не предусмотрено это), но зато есть узкий проход в одном месте шириной метра 3. Лодки там проходят. Ну и мы туда. Тпру! Нет, конечно, мы туда не сразу. Нам еще надо кое-что сделать. А что? Правильно - снять мачту! Куда мы с ней под понтонный мост? Ну как вы такое могли предположить? Так что зачаливаемся, снимаем мачту, подходим к дырке. Еще минут 7 изображаем каракатицу, протискиваясь между камнями и деревянными столбиками под мостом, подныривая под тросами диаметром 4 см и приподнимая мотор на мели... Я то сверху моста, то снизу, то сверху, то... В общем... (интересно, да, чем дело кончилось? местным тоже было жутко интересно)... в общем, вынырнули. Уф!
И теперь победоносно вплываем мы в самый центр города Сортавала на своем могучем "Тайфуне". Ну, конечно, немного портит картину мачта, лежащая в виде 4 трубок на носовой палубе, и подсдутые баллоны - стенки палубы, а еще парус валяется в виде скомканного полотна... Ну, хорошо, не так уж победоносно, но, в общем, тихонечко притуливаемся на своем скромном плавсредстве за пристанью "Ракет".
Дальше опустим неинтересный кусок отвинчивая всяких барашков и гаек, разборки трубочек, сдутия баллонов и прочего. Самое главное здесь - это то, что собирали катамаран "Тайфун" 8 ч чистого времени, а разбирали 1,5! О как! Разбирали катамаран под чутким присмотром финнов, отдыхающих на веранде кафе соседнего отеля "Kaunas" и любопытствующие взгляды прохожих. Разобрали, заселились в этот самый отель "Kaunas", привели себя в порядок и пошли город осматривать.
Мы вообще очень любим осматривать города. Особенно я. Особенно в поисках кафе. Чем, собственно, и занялись. За 10 минут осмотрели северную часть города (добавим к ним еще минут 15 на закупку продуктов на завтрак), за 20 минут - южную (то есть через мост от нашей гостиницы). Больше всего времени провели на ж/д вокзале. Шли туда с целью купить билеты на утреннюю "кукушку" (которая ходит 2 раза в сутки: в 5 утра и в 17 вечера), а в итоге обнаружили, что завтра будет 7-часовой Костомукшский поезд (знакомый мне по лыжному походу), и купили билеты на него. Как обычно, долго возились с оформлением багажа, т.к. тетенька в кассе никак не понимала, каких габаритов наш груз и куда его можно засунуть. Кроме того, тетя постыдно обманула нас, сказав, что на Ладожском вокзале г.С-Пб есть багажное отделение, через которое можно оформить отправку катамарана в Москву. На радостях я отменила наш заказ "Газели" для транспортировки багажа на Московский вокзал...
Так. Что-то я отвлеклась. Мораль басни такова: не ходите осматривать город, не поужинав. Обследование не выявило ни одного (!) работающего кафе в городе, окромя того самого, что в нашей гостинице. Хм... Возвращаемся. Выясняется, что в кафе уже закрылась кухня, и лучшее, что для нас могут сделать - это суп, салат и яичница. Пойдет для сельской местности! В любом случае, все закончилось недурно.
В номере у нас был враг народа - телевизор. Игорь (видимо, в силу еще не выработавшегося иммунитета) оказался болен ТВ-манией. К тому же он вдруг выяснил, что в прямом эфире идет матч Россия-Греция Чемпионата Европы по футболу... Думаю, итог вечера всем ясен... Хорошо еще, что русские выиграли!
День 8 (15 июня). The long way to the home
Тут уже совсем неинтересно стало. Один вид транспорта сменял другой, не доставляя удовольствие. Такси, заказанные на 6 утра, мало того, что опоздали, так еще и не те машины приехали (то есть "99-е" вместо хотя бы "9-ок"). Была долгая нервотрепка (приедут/не приедут, успеем/ не успеем) под дождем. Успели. Затем 6 ч в поезде, в котором половина народа едет с билетами без мест (потому что на 80% станций этой ветки нет касс, билеты берут в поезде) и в котором, к счастью, удалось подремать почти до Питера. Затем "приятная" новость про отсутствие багажного отделения на Ладожском вокзале, такси до Московского, погрузка и отправка катамарана, 40 минут в очереди в камеры хранения, извечная "Чайная ложка", проводы Мити на его поезд, люди, очереди, толпы... Праздники, блин!
Уф! Наконец, есть время передохнуть и в очередной раз насладиться пребыванием в Питере. Здесь тепло, около +23. Иду гулять с одногруппницей (она тоже на праздники в Питере). В Москве мы встретиться не можем - а тут вот, пожалуйста. Все хорошо, только я зачем-то пыталась выйти из кафе через стеклянную дверь, не открывая ее. Почему-то просочиться не получилось. Странно. Лоб в очередной раз показал себя с лучшей стороны. Крепкий он у меня! Ну вот, еще минут 40 прогулки - и до свидания, любимый город!
На удивление, ни я, ни Игорь на поезд не опоздали, за рюкзаками простояли всего лишь минут 20, в поезде все оказалось тихо-мирно, и я даже завалилась спать. Ехать-то недолго. Уже в 2 ч ночи мы выходим на свежий воздух. Моцион совершать, знаете ли. Очень полезно. Особенно на станции Бологое. Там воздух особый.... Железнодорожный... 2 ч ожидания в соответствующем зале - и наконец-то наша последняя (!) пересадка в этой поездке: поезд-экспресс, вагон 2-го класса. Смотрим. Убожество то еще. Места по 3 отдельных лицом к лицу, спинки высокие (голову на них не закинешь) и не наклоняются. Офигеть! И так 4,5 ч корячиться... Н-да... Люди, никогда не поддавайтесь на лукавую надпись "вагон 2-го класса"! Как мне удалось уснуть - не известно. Наверное, чудо произошло... Повеселила проводница при посадке. Говорит: "Товар свой весь наверх кладите". Вот. Товар! "В городах концерты давали, с большим успехом!". Это все про нас...
Фотографии
1. Аня
2. Игорь
3. Митя
4. Сборка катамарана
5. Первый закат на Ладоге
6. Красное зарево
7. Хмурый день
8. На Валаамском архипелаге-1
9. На Валаамском архипелаге-2
10. На Валаамском архипелаге-3
11. На Валаамском архипелаге-4
12. На Валаамском архипелаге-5
13. На Валаамском архипелаге-6
14. Просветлело
15. Радость солнцу
16. Шишка
17. Сосна
18. Торчит Валаамский монастырь
19. Пробивая туман
20. Хонкасало выглядывает из-за тумана
21. Остатки тумана
22. Парковка
23. Наша бухта
24. Вечерняя Ладога
25. Просто вид
26. На закате
27. Сумерки
28. Под гиннакером
29. Камень
30. Скалы
31. Последняя ночевка на воде
32. Закат на острове
33. Закат
34. Окрестности Сортавалы
35. Сортавала
Комментарии