Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1625 0
В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "
Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор -
Михаил Трусков (Тула)

Река Чернь, правый приток Зуши, зарождается у деревни Акинтьево Чернского района на юго-западе Тульской области. В районе села Поповка на трассе Тула-Орел она уже вполне оправдывает звание реки, выйдя из пеленок ручейка. Длина реки около 100 км, но для сплава на туристических судах реально пригоден участок длиной около 70 километров от поселка Чернь до устья.
В книге Г.Рыжавского "По Оке и её притокам" осторожно написано, что от поселка Чернь можно идти только в половодье. Это немного настораживало меня, когда я собрался пройти реку в середине июня. Оставалась надежда только на то, что мой верный "Ватерфлай" пройдет и там, где "Салюты" образца 1982 года явно были не у дел.
К счастью, мой оранжевый друг полностью подтвердил свою репутацию "вездехода" и позволил без особых проблем преодолеть множество естественных препятствий, о которых абсолютно правильно предупреждал Г. Рыжавский двадцать лет назад. Правда, за это время здорово изменились рукотворные преграды. В этой части книга здорово устарела, как, соответственно, и её Интернетовские копии, вывешенные на многих туристских сайтах.
Планируя пройти по Черни, я испытывал какое-то внутреннее предубеждение к этой, в общем-то, ни в чем не провинившейся передо мной речке. Наверное, на меня действовало само название, ассоциативно связывающееся с нелюбимым черным цветом и маргинальной частью древнерусского населения. Размышляя на эту тему, я поймал себя на том, что ассоциаций с ювелирными украшениями, почему-то, не возникало.
Эти философско-психологические думы обуревали мной ранним утром 12 июня, в самый, что ни на есть День Независимости России от Украины, когда сын вез меня по направлению к поселку Чернь. Невеселое настроение поддерживала и погода. Дворники лениво смахивали с лобового стекла мелкие капли дождя, а затянутое сплошной облачностью небо не давало никаких перспектив на улучшение.
Для старта я заранее выбрал место в километре ниже автомоста в поселке Чернь. Туда, судя по карте, прямо к берегу подходила вполне приличная дорога. На самом деле, последний участок пути пришлось ехать по щебенке, потом по откровенной глине и по лугу. Тем не менее, в 8 часов утра мы остановились прямо на берегу реки, которая в этом месте была шириной не более 5 метров.

Опасения, что здесь можно пройти только в паводок развеялись, как только я сделал несколько гребков. Весло не только не касалось дна, но и требовалось затратить определенные усилия, чтобы его вообще нащупать. Глубина реки, в основном, не менее 0.5 метра. Русло постоянно петляет среди высокой травы. Пойма широкая. На некотором отдалении от реки невысокие холмы, поросшие лесом.
Первый каменистый перекатик встретился уже через 10 минут пути. Мой надувной "Ватерфлай" его просто не заметил, а вот каркасные лодки пришлось бы проводить. Вскоре начали сбываться пессимистические предсказания Рыжавского. Бревно поперек реки. Встаю на него, перетаскиваю каяк и плыву дальше. Затраты времени минимальны. Таких "перелазов" впоследствии было ещё много. Я их, честно говоря, даже не фиксировал в своих путевых заметках, поскольку для надувного "Ватерфлая" без деки препятствия такого рода проходятся без проблем этим легким и безопасным способом. Думаю, что если бы я шел на пластиковом каяке с узким "очком", подобные экзерсисы были бы если и не опасны, то уж, по крайней мере, не столь просты в исполнении.
Обнос байдарок, во многих случаях, был бы весьма проблематичен, поскольку берега на Черни, в основном, высокие и поросшие кустарником. Вытащить на них тяжелую лодку и спустить её вниз - не такое уж простое дело. Так что, я тоже не рекомендовал бы идти участок от Черни до Николо-Вяземского на байдарках. Для каяка же, тем более надувного, этот участок весьма хорош даже в межень. Узкая извилистая река с высокими берегами, быстринами и перекатами - это именно то, что надо для кратковременного отвлечения от городского быта, дружеских лиц сотрудников и любимой семьи.
В сорока минутах после старта река как-то подозрительно расширилась и замедлила свой ход. На пути очередное препятствие, вернее повод "прокатиться с ветерком". Попытка мостостроения оставила после себя две огромных трубы квадратного сечения, высотой под два метра, через которые Чернь резво проносила свои ещё немногочисленные воды, обрушивая их на выходе аж полуметровым водопадом.
Про водопад я узнал уже потом, после того, как просмотрев с воды поток в обеих трубах, смело направил свой каяк в левый проем. В самой десятиметровой трубе небольшие валы и ровный слив с небольшой пенной ямой. "Ватерфлай" соскользнул вниз, чуть почувствовав дном ровную кромку бетонного водосброса.
За мостом прелестный участок узкого русла среди высокой травы, быстринок и даже небольшой каменистый порожек, который я прополз "на брюхе".
Перед д.Бортное (л) пещеходный мостик, который я прошел, распластавшись вдоль лодки. На правом берегу за мостиком первый родник, облагороженный ржавой железной бочкой. Следующий родник, уже на левом берегу за деревней, оборудован колодезным срубом.
За Бортным река течет среди высоких берегов, поросших травой. Ширина реки не более 4 метров.
После впадения Уготи (л) река не меняет своего характера и не совсем понятно, почему на карте она вдруг начинает обозначаться более тонкой линией. Вернее, не понятно почему ДО впадения Уготи она имела топографическое обозначение, соответствующее рекам с шириной более 20 метров. Таковой она становится только около Плотицино, через добрые тридцать километров. Опять врагов хотим запутать?

Не доходя до села Черноусово мое внимание привлекли объекты, явно искусственного происхождения, расположенные в рядок на самой кромке высокого левобережного холма. Разум отказывался верить в ту информацию, которую добросовестно посылали глаза, вооруженные очками в 3 с половиной диоптрии. На высоком берегу боком к реке стояли…несколько старых "Побед", парадоксально смотрясь на фоне покрытого цветущим разнотравьем склона.
Как только мозг разобрался со множеством противоречивых сигналов, поступающих извне, наступило внезапное прозрение:
- Да это именно то место, о котором я не так давно читал в газетной заметке!!! Коллекция раритетных советских автомобилей под открытым небом!
Срочно чалюсь к берегу, беру фотоаппарат и лезу по крутому склону.
На задворках обычного деревенского дома, там, где по русской традиции должны были зеленеть картофельные грядки, ровными рядами по колено в траве стояли битые временем "Победы", "Волги", "Москвичи" и другие представители легкового автотранспорта времен окончательной победы социализма, "холодного лета", "оттепели" и начала "застоя". Говорить о какой-то сохранности экспонатов этой удивительной коллекции не приходится. Почти все машины "боевые". Потеки ржавчины, облезлые кузова, отсутствие деталей внутреннего оборудования - все это сразу бросалось в глаза. Машины подобной сохранности и "комплектации" во множестве доживают свой век в дальних углах дворов и в узких проулках маленьких городков. Тем не менее, здесь поражал именно масштаб коллекции.
Ещё ничего не зная о хозяине столь необычного собрания "недвижимости", ни о целях сбора такого количества однотипных с виду экспонатов, я начал с любопытством бродить среди этого царства практически вымерших железных коней. Я словно возвратился в детство, прошедшее среди подобных мастодонтов, когда вазовская "копейка" и "двадцать четвертая" волга воспринимались как вершина технического прогресса.
Сделав несколько снимков, я прошел автостоянку насквозь и, миновав дом и две собачьи конуры с прибитыми на них автомобильными номерами, вышел на улицу через проем в заборе. На улице экспозиция продолжалась. Здесь нашли свой последний приют несколько грузовиков и "Газиков" цвета хаки.
Выпустив меня на улицу, из будок вылезли две сонные собаки и немедленно стали меня облаивать, пытаясь запоздалой активностью наверстать свое преступное бездействие, когда я беспрепятственно ходил по вверенной им территории. На лай из дома вышла женщина, отнюдь не деревенского вида и, увидев меня с болтающимся на груди "Пентаксом", радушно улыбнулась и предложила походить по участку и пофотографировать. Я не мог отказаться от такого любезного предложения, поскольку, все равно должен был как-то вернуться к месту стоянки моего маломерного судна, а пройти самостоятельно через ворота, охраняемые двумя злобными церберами, было уже невозможно.
Увидев мой явный интерес к экспонатам, Марина, оказавшаяся женой отсутствовавшего хозяина коллекции, провела для меня небольшую экскурсию. Постоянно оговариваясь, что она всего лишь дилетант в этих вопросах, Марина, тем не менее, показала мне несколько самых интересных экспонатов и по моей просьбе поведала историю коллекции, расположившейся в таком, казалось бы, неожиданном месте.
В середине 80-х годов был семейный экипаж автогонщиков - пилот Михаил Красинец и штурман Марина. Автоавария, травма, парализация… Марина, как верная жена и квалифицированная медсестра сделала все, чтобы вернуть мужа к нормальной жизни. Но о гонках пришлось забыть. Любовь же к автотехнике нашла другой выход и возле их дома в Москве постепенно стало тесно от нового хобби Михаила - старых советских автомобилей. Соседи-доброхоты не позволили развиться идее ретро-коллекции. Машины стали разбирать и даже поджигать. Компетентные органы стали регулярно навещать хозяина столь необычной и, по тем временам, вызывающей коллекции. Все эти организационные трудности привели к тому, что в 90-м году на высоком берегу речки Чернь в деревне Черноусово на улице Миллионной был куплен дом с большим участком, куда вскоре и перекочевал весь железный табун, тогда ещё не столь многочисленный.
С площадями для размещения машин вопрос был решен. Проблемы же варварства это не сняло. До сих пор большую часть ценных деталей Михаил снимает и хранит в отдельном доме.
За прошедшие годы коллекция разрослась и сейчас на зеленой травке "пасутся" уже 220 единиц автотранспорта, частично потерявших свой былой лоск, но не историческую ценность. Некоторые же экземпляры этой коллекции до сих пор продолжают жить полнокровной жизнью, снимаясь в клипах и кинофильмах. Если Вы видели "Старые песни о главном", где Наташа Королева пела на фоне "Волги"-такси с шашечками на коричневом боку, то знайте, что эта машина с берега реки Чернь.
К сожалению, время моей незапланированной экскурсии было настолько ограничено, что я быстренько написал добрые слова в Книгу отзывов и поспешил вернуться к лодке, даже отказавшись от предложенного кофе.

Через реку в с. Черноусово переброшен высокий металлический мост, не мешающий проходу лодок. Ниже река остается все такой же - узкое русло, трава, перелески. Серия быстрин и перекатов. То слева, то справа над водой возвышаются крутые берега, густо поросшие липами и кленами с подлеском из черемухи и орешника. Между Черноусовом и Облучье река чуть расширяется и неторопливо огибает цветущее поле.
В Облучье наплавной пешеходный мост, к которому течение прибило слой мусора и грязи. Протискиваясь сквозь этот мерзко пахнущий завал к настилу моста, хотелось надеть изолирующий противогаз. Даже перетащив лодку и отойдя на приличное расстояние вниз по реке, я долго ощущал концентрированный запах подгнившего навоза.
Между Облучьем и Бредихино река широко разлилась, подпруженная остатками старой плотины. Сидящий на берегу рыбак грустно поведал мне, что сейчас рыбалка никакая, а вообще-то здесь водится плотва, голавль, щучки, гибриды и караси. Не знаю, правда, как эти караси пахнут, если они живут в таком иле… Чернь, как бы упираясь в тупик, резко ныряет вправо узкой бурной протокой. На берегу лежат остатки огромных генераторов и ещё какие то массивные железки, говорящие о бурном прошлом этой плотины.

Несколько поворотов, и на высоком левом берегу в небо вонзаются кресты над серебристыми куполами храма в селе Бредихино. Путь преграждает низкий мостик из толстых металлических труб. Вскоре лодка тормозит перед мелким каменистым порогом с перепадом уровней не менее полутора метров. Можно аккуратно протащить лодку по скользким камням у левого берега. Почти сразу за порогом высокий автомобильный мост. Некоторое время река течет через само село Бредихино. Много низких мостков, завалов и рыбацких мостушек.
Вновь впереди среди зелени мелькает силуэт Бредихинской церкви, река завершает свою петлю и входит в лес. Начинается самый красивый, но и самый труднопроходимый участок Черни. Река закладывает мелкие петли среди леса. Постоянно приходится разбирать завалы или даже обносить их по берегу. Просто бревна, через которые можно легко перебросить лодку воспринимаются уже как легкая добыча. Места бобровые. На берегу среди густой травы много тропинок, круто обрывающихся к воде. В этих местах глинистый берег накатан до глянца мягкими задами резвившихся животных. Ширина реки 8-10 метров.
Перед с. Сидорово (п) река выходит из леса. На пути вдоль села встретились пара пешеходных мостков, заботливо поднятых на такую высоту, что можно пройти, не вылезая из лодки. Не думаю, что местные жители так заботятся о нас, туристах. Скорее всего, такая высота спасает мостки от весеннего ледохода. Кстати, судя по той высоте, на которой на ветках висят остатки пожухлой травы, уровень весеннего паводка весьма высок. Это неудивительно, поскольку река почти на всем протяжении течет в высоких берегах, сдавливающих водный поток, не давая разливаться по окрестным полям.
Ниже Сидорово высокий деревянный автомост. Правый берег - высокий глинистый откос. Вплоть до Синяково ширина реки 12-15 метров, глубина 0.5-0.7 м, на дне сплошной ковер водной растительности, препятствий нет. Д. Синяково (п) стоит на высоком зеленом откосе. Река широкая и спокойная. Слева впадает Розка. После неё на правом берегу удобные места для стоянки, правда есть опасность встретиться с местными коровами, которые облюбовали эти места для водопоя.
Перед с.Плотицино (л) небольшой каменистый порожек, легко проходимый по одному из нескольких сливов. Я аккуратно соскользнул по основному, чуть правее середины реки. Перед низководным автомостом между Плотицино и Николо-Вяземское (п) у берегов лес бетонных свай. Похоже, все готово для строительства нового моста. Существующий мост легко обнести по правому берегу.

Именно отсюда начинается та Чернь, путешествие по которой я могу смело рекомендовать любителям водных походов выходного дня. Расстояние до устья или до Мценска отсюда такое (35-40 км), что может быть пройдено даже за один день, а уж за два проходится в совершенно матрасном режиме. Чистая вода, обилие родников, небольшая населенка, красивые лесистые берега, практически полное отсутствие обносов - вот те качества, за которые нельзя не полюбить Чернь в нижнем течении.
Сразу за Николо-Вяземским незаметно минуем д. Каменный Холм (п) и река долго течет вдоль девственного леса, больше четырех километров тянущегося на небольшом расстоянии от реки по правому берегу. Лес смешанный - лиственница, береза, дуб, сосна. Ширина реки 12-15 м, дно каменистое, сплошь покрытое длинной волнистой травой. Если забрасываться на Чернь в Николо-Вяземское в пятницу вечером, то эти места как нельзя лучше подходят для шашлыков-машлыков и прочих атрибутов первой походной ночевки.
Такая река тянется до Пашутино (п), перед которым выходит из леса и далее до устья закладывает широкие петли среди высоких береговых откосов с выходами известняка, могучих ив и лугов. Это уже Орловская область. На мой взгляд, по своей красоте эти места ничуть не уступают "Тульской Швейцарии" на Красивой Мече от Зари до Шилово.
Ниже с. В.Алябьево (л) в русле и на берегах остатки железобетонных плит, правда, достаточно безобидных. Свежий пешеходный мостик с перилами, пройти под которым не составит труда даже на "Таймене". Между Верхним и Нижним Алябьево вдоль реки поросшие перелесками холмы, береговой ивняк, травянистые острова. В Н.Алябьево на базе старого моста построен низководный мостик, обнести который достаточно сложно, но можно протащить лодки под перилами мостика под левым берегом. Это первое серьезное препятствие на нижнем участке Черни.
Почти в самом конце Н.Алябьево деревянный автомост, пройти который можно в левом створе не выходя из лодки. Высота достаточна, а течение невелико. Сразу за мостом на правом берегу родник. Ниже моста остатки старого "трубного" моста с ровным и глубоким языком ближе к правому берегу и большой остров, который можно обойти и по левой и по правой протоке.
На крутом правом повороте перед с. Болгары (л) к реке совсем близко подходит автодорога на Мценск, которую даже видно с реки. Здесь можно устраивать "стрелку" с автотранспортом, благо есть удобное место для разборки лодок - участок пологого щебнистого берега. Само с. Болгары с реки не видно - оно стоит на высоком берегу.
На левом повороте реки ниже Болгар справа к реке подходит лес, бьет родник. Самое красивое место на этом участке - щебнистые осыпи правого берега в том месте, где река делает резкий поворот с севера на юг незадолго до с. Михайлов Брод. Из под осыпи бьет родник, заботливо обложенный осколками известняковых плит. Получился небольшой круглый бассейн, в который вода поступает из двух расщелин на дне и тут же снова уходит под землю, чтобы появиться на поверхность уже около самого берега. Эдакий грифон местного масштаба.
Если взобраться по откосу, то откроется прекрасный вид на речные просторы, а под ногами будет извиваться ковер из степного ковыля. Это место расположено практически посередине маршрута, если идти от Николо-Вяземского и вполне может быть использовано для ночевки.
Вдоль Михайлова Брода река разливается водохранилищем, которое в конце лета, скорее всего, зарастает водной растительностью. Такая водная ширь, естественно, предполагает очередную преграду. Так и есть - разрушенный мост из железобетонных труб. Обнос без вариантов. Перед мостом те же грабли - толстый слой принесенного рекой мусора, который не пахнет, если его не трогать веслом.
Чтобы у читателя не сложилось ложного впечатления о том, что вода в реке грязная, поделюсь собственным опытом. На ночевке я специально зачерпнул воды из реки, отстоял её, вскипятил, остудил и попробовал на вкус. Нормальная вода, никакого привкуса. Утром на остатках этой воды я делал "одноразовую вермишель" и чай. Эксперимент делался исключительно из любви к чистому искусству, ибо родников на реке с избытком. Судя по тому, что я пишу эти строки, эксперимент прошел без видимых последствий.
Село Красная Горка (л) с воды не видно. Река не меняет своего характера до самого конца маршрута - высокие берега, ивы, заросли травы вдоль кромки воды. Между селами Гомоюново и Крыцыно переброшен высокий металлический мост, явно собранный из армейских деталей. Проход без проблем. Перед автомостом в Крыцыно река напоследок сужается, вновь появляется заметное течение.
Я закончил маршрут под автомостом в Крыцыно, где меня ждал автомобиль. До впадения Черни в Зушу осталось совсем немного. Разбирать байдарки в Крыцыно удобнее всего на правом берегу за мостом.

Резюме
Река имеет два участка, значительно отличающихся друг от друга.
От пос.Чернь до впадения Розки узкое русло, быстрое течение, очень красивые места, но большое количество препятствий, требующих обносов. Вряд ли подходит для путешествия на байдарках. На мой взгляд, наиболее подходящее судно - надувные каяки.
Ниже притока Розки, а реально от моста в Николо-Вяземском - Чернь практически идеальная река средней полосы для походов выходного дня на любых туристических судах.
Я с огромной радостью "реабилитировал" в своих глазах реку с таким непритязательным названием и хочу, чтобы мои исключительно положительные впечатления о ней стали достоянием братьев-туристов.

Михаил Трусков

Реабилитация реки ЧерньРеабилитация реки ЧерньРеабилитация реки ЧерньРеабилитация реки Чернь Реабилитация реки ЧерньРеабилитация реки ЧерньРеабилитация реки ЧерньРеабилитация реки ЧерньРеабилитация реки Чернь

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию