16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1995
Июль 1995 г.

Автор - Зарубин Андрей (Усть-Илимск)

Веб-сайт автора: "http://buroonduk.narod.ru" rel="nofollow"

Маршрут: г. Усть-Илимск - р. Бол. Яросама - г. Усть-Илимск
Протяженность - 26 км
Продолжительность - 5 дней

Участники: Стодольник Александр, Зарубин Андрей.
Резиновая лодка "Язь-2"

Информация о реке была такая - попытки прохождения Большой Яросамы от моста до моста часто заканчивались неудачно из-за большого количества завалов. Известна история, когда группа туристов на катамаранах и байдарках закончила сплав где-то посреди реки и выходила через тайгу на лесовозную дорогу - мужики решили, что плохо идти пешком лучше, чем плохо сплавляться. Но именно труднодоступность реки и привлекла нас, только в таких местах можно увидеть что-то интересное. Сплав решили начать от второго моста через Большую Яросаму, что в 36 км от Усть-Илимска по северо-восточной лесовозной дороге. За два дня до старта закончились проливные дожди, поэтому уровень воды в реке был достаточно высок.

Старт. Первая рыба и первый ремонт

До реки помогли добраться знакомые таежники. Надуваем лодку, упаковываем вещи в рюкзаки, готовим рыболовные снасти. Сразу от моста сплываем по большому плесу, забрасываем блесны в разные стороны, но рыба не спешит сесть на крючок. Ширина реки 25-30 метров, течение слабое. Путь преграждает упавшая поперек реки береза. Это первое препятствие мы перепиливаем пилой-ножовкой и продолжаем путь. Сколько еще придется преодолеть завалов! Речка сужается до 8-10 метров и довольно круто падает каменистым порогом. Порог проходим нормально. Если бы не недавние дожди, то пришлось бы проводить лодку. После порожка, плес похожий на озеро, а за ним опять шумит порожек. В конце плеса вышли на берег порыбачить. Саша размотал удочку, а я продолжаю забрасывать блесну.

Перекат
Блесна - крупная железка белого цвета, уверенно мотает своим хвостиком. Спускаюсь в конец порожка и провожу блесну вдоль берега. Сильное течение выталкивает блесну на поверхность воды и блесна скачет по воде. И тут вижу, как серебристая рыбина выскакивает из воды за блесной! Ага! Здесь кто-то живет! Еще раз забрасываю блесну вдоль берега и веду плавными рывками, как будто это уставшая бороться с течением рыбка. Есть! Взял! Несколько секунд борьбы и килограммовый ленок ворочается в траве. Подходит Саша, восхищается добычей. Удочка заменяется на спиннинг. По поводу удачного начала похода решено сделать обед. Во время обеда строим радужные планы. Решено сегодня много не проходить и уделить время рыбалке.

Плес
После обеда заметили, что на дне лодки быстро скапливается вода. Поначалу не придали этому большого значения и вычерпали воду кружкой, но вода опять захлюпала под ногами. Пришлось выходить на берег и проводить осмотр лодки. На дне лодки обнаружены три пореза - видимо пробили на порогах. После получасовой задержки на ремонт, загружаемся в лодку. Вроде все нормально, под ногами сухо. Речка то сужается, то расширяется. Перекаты и порожки чередуются с плесами. Саша на блесну поймал небольшую щучку. Впереди шумит порог. Вышли просмотреть. По правому крутому берегу выходы скал. Река делает крутой левый поворот и сужается зажатая камнями. Решено проходить порог одному - слишком мало места для маневра на сильном течении. На входе в порог прижимает к правому берегу. Пройдя несколько сливов, Саша зачалился.
Прижим
Продолжаем рыбалку. Саша опять размотал удочку в надежде поймать хариуса. Я ухожу ниже, чтобы не мешать. На одном из забросов замечаю знакомые броски рыбы и скоро вытаскиваю еще одного ленка! Надо заметить, что после этого похода, я каждый год стал посещать эти места, но ленков больше не ловил и не слышал чтобы кто-то еще ловил. Саша, видя мою добычу, захотел остаться в этих местах на ночь. Решено идти сегодня до первого удобного места для ночевки. После порога, на мелководном перекате нас настиг ливень. Пережидаем непогоду под пленкой, сидя на бортах лодки прямо посреди переката. Ниже переката короткий плес и по правому берегу сосновый бор. Хорошее место, здесь и заночуем. Поднявшись по крутому берегу, находим старое кострище - не мы первые облюбовали это место. От стоянки хороший вид на реку. Вечером, за ужином, по пять капель за новое и неизведанное...

Пороги. Опять ремонт. Завалы

Рано утром Саша побежал ловить своего ленка. Я успел выспаться, приготовить завтрак, а напарника все нет. Саша не новичок в тайге, беспокоится еще рано - успокаиваю я себя. На мокрой луговине виден темный след - Саша ушел к порогу. Роса обещает жаркий денек. Решаю подождать еще часок и за это время подготовить лодку и сложить палатку.

Саша пришел мокрый и недовольный - рыба не ловилась. От нашей стоянки просматриваются затяжные пороги. В лодке пойду один, Саша пойдет по берегу со спиннингом. Генеральное направление реки на запад. Пороги чередуются с короткими плесами. Много камней. Да-а, в малую воду здесь на лодке не пройти. После одного из порожков, замечаю как вода быстро наполняет лодку. Да что же это такое! Опять ремонт! Дыры подозрительно пробиты в тех же местах. Осматриваю наш багаж. Все ясно! В Сашин рюкзак вставлен горбовик из титана, своим острым краем упирается в дно лодки и при у даре о камни легко пробивает дырки. Когда выяснена причина, на душе становится легче. Тщательно заклеиваю порезы и меняю укладку рюкзака - теперь все будет нормально.

Пороги

Через три часа подошли к хребту. Справа крутой осыпной склон. Сплошные пороги. Сплавляюсь один в лодке, а Саша идет по берегу - для сплава вдвоем мало воды. Берега труднопроходимые, густо заросшие ольхой. Приходится останавливаться, поджидать отставшего напарника. После каменной осыпи на левом берегу, Яросама поворачивает к северу и разбивается на протоки. Очень мелко, все забито камнями, о сплаве нечего думать. Тяну лодку на веревке. Выбирая места поглубже, оступаюсь на скользких камнях и падаю в воду. Теперь, когда почти весь мокрый, иду прямо по протокам в сапогах полных воды. Эх, надо было одевать болотники! В конце порогов несколько омутов соединенных крутыми перекатами. Захожу в последний самый крутой перекат, и вижу, в конце слива поперек реки лежит бревно. Острые сучки ждут свою добычу. Обратной дороги нет, течение быстро несет меня к бревну. Сумел только отгрести к берегу, где просвет над водой чуть побольше. Перед бревном складываюсь пополам, молясь чтобы сучки не задели борта лодки, иначе полный финиш - сучки раздерут лодку и меня в клочья. Уф-ф! Кажется пронесло, сучки только чиркнули по спине. На прохождение порогов ушло два часа, дальше спокойная вода. Теперь в лодке можно вдвоем. Пройдя несколько поворотов, остановились на обед у симпатичного залива. Пока закипала вода в котелке, прочесали залив блеснами. Несколько раз гонялась щука, но не взяла.

Река сужается до 6-7 метров и сильно петляет, общее направление северо-северо-восток. Берега крутые, завалены буреломом и густо заросшие травой и ольхой. Идти пешком здесь очень проблематично. Проходим первые небольшие завалы. После горельника справа, количество и качество завалов возросло. Некоторые завалы достигают двух-трех метровой высоты и десятков метров длиной, - такие только обносить. Ищешь берег получше, прорубаешь тропу в прибрежных зарослях, возвращаешься за рюкзаками и лодкой, все переносишь ниже завала, спускаешь на воду лодку, загружаешься и все повторяется через 50-60 метров. Начинаешь потихоньку звереть. Иногда встречаются заливы и заводи. Такие места проверяем блеснами. Почти везде стоит одна-две щуки, но не все нам даются. Мне удается вытащить щуку на полтора килограмма. Саше не везет, не может подобрать блесну. Непонятно, сколько мы сегодня прошли, ориентиров, кроме общего направления реки, никаких. Река иногда упирается в высокий крутой берег, но привязаться по нашей карте мы не можем, на карте нет горизонталей показывающих рельеф местности. На ночевку встали поздно, около десяти часов вечера. Насыщенный был денек.

Завалы, завалы, завалы... Холодный ручей. Настроение улучшается

Прорубаемся через завал

Мы попали в зону завалов. Река делает крутые петли и почти на каждом повороте завал. Постепенно у нас появляется сноровка в прохождении завалов, проходим или под упавшими деревьями, прижимаясь к берегу, или сверху завала, притапливая деревья. Это лучший вариант, но чаще приходиться брать в руки топор или пилу и расчищать проход в завале. Многолетние и многометровые завалы приходиться обносить, и это худший вариант, так как отнимает много времени и сил. После одного из обносов, обнаружили, что исчез Сашин спиннинг - видимо веткой сдернуло в воду из лодки. Теперь надежда на мой спиннинг, но щука сегодня отказывается от блесны. Стал внимательнее следить за своим спиннингом, и не зря - на очередном завале спиннинг булькнул в воду. Раздеваюсь догола и осторожно погружаюсь в воду среди хаоса корней и веток. Через какое-то время нащупываю ногой удилище и зацепив пальцем ноги, вытаскиваю кормильца. Завалы становятся более древними, и в этих старых завалах замечаем прорубленные проходы. Здесь были люди! Не мы одни ненормальные, здесь тоже кто-то рубился. По прежнему не можем привязаться к карте - нет ориентиров. Скорость продвижения небольшая, поэтому идем без остановок. Местность достаточно однообразная - ель да пихта с примесью кедра. Иногда по правому берегу видны болота.

Яросама расширяется

На обед встали поздно, всё хотели дойти до ручья, притока Яросамы. Саша сегодня дежурный по кухне, и у меня есть время размотать удочку. На дождевого червя бойко клюют ельцы и сорожка размером с ладонь. Улов быстро пополняется, приходится сдерживать себя - много рыбы нам не надо. Через десять минут хода от обеденной стоянки, справа замечаем ручей, приток Яросамы - перед обедом немного не дотянули. Вода в ручье чистая и холодная. Попили водицы. Правый берег - сплошной горельник. Теперь становится понятно, где мы находимся. Ниже ручья, Яросама расширяется, течение замедляется, да и завалов стало меньше. Настроение заметно улучшается, ведь мы добавили скорости. До вечера обнесли один непроходимый завал и на небольшом завале проткнули на сучке днище лодки. Да, видимо пора останавливаться на ночевку. Палатку поставили среди мощных елей. Всю ночь слушали как короеды хрумкают древесину - маленькие твари, а как громко жуют!

Болота. Знакомые места. Удачная рыбалка

Кулик

Утром позволили себе на часок дольше поспать и не спеша собраться. Только вышли, как через 50 метров обнаружили обжитую стоянку на левом берегу. Люди были здесь один-два дня назад. Напротив, по правому берегу, большой залив. Ниже обнаружили еще один большой залив. Река шириной 50-60 метров. Примерно через час река сужается и поворачивает круче к северу. Опять завалы, есть и непроходимые. Въезжаем в болотный край - рай для куликов и уток. К воде трудно подойти - берега заболочены, высокая трава скрывает речку. Встречаются заливы в виде озер. Забрасываю блесну и, стаи ельцов шарахаются в стороны... Щуки нет или у нее нет настроения хватать блесну. Река забирает круче к северу и сужается до 3-4 метров. Прошли вершину излучины на север и круто повернули юг. Завалов мало, здесь весной все залито водой и валежинам негде задержаться - берега-то травянистые, деревья растут далеко от воды.

Утка

Около трех часов спускались к югу и прибыли к месту своей старой стоянки. Три года прошло, а прутики к которым привязывал донки, стоят до сих пор. Здесь и пообедаем. Тихий залив, склоненная над водой береза навевают воспоминания о прошлом походе на Яросаму. Тогда мы пришли сюда пешком через болота и гари. Это место сразу понравилось - живописно и рыбалка хорошая. Отсюда Яросама поворачивает на запад, расширяется до 30-40 метров, течение замедляется.

Тихий залив

Через сорок минут после выхода, слева впадает ручей. Подъезжаем посмотреть. В устье ручья, на дне виден белесый осадок. Вода чистая и холодная, имеет легкий привкус минеральной воды. Еще через сорок минут, остановились на ночевку после большого разлива реки. Разматываем удочки. Клев потрясающий - один за другим клюют ельцы и сорожки, попадаются и окуни. Саша вытащил даже небольшую щучку, что довольно редкий случай для простой поплавочной удочки. Несколько экземпляров сороги были размером со сковороду. Такая рыбалка мне быстро надоела, и я сел на берегу с кружкой чая и наблюдал как Саша таскает рыбу. Созерцание рыбалки доставляет не меньше удовольствия, чем участие. Тихая рыбалка на одном месте, редкость в моей практике - больше предпочитаю ходовую рыбалку на хариуса. Постоянно передвигаться по речке интереснее, чем сидеть на месте в ожидании поклевки.

Заключительный день. Сова. Выход к дороге

Направление реки на северо-запад, мы приближаемся к самой северной точке Яросамы. На крутых поворотах встречаются завалы, но это уже не те монстры перед которыми опускаются руки и слабеют ноги. J Эти завалы проходим не выходя на берег, уже отработанными движениями обрубая ветки упавших деревьев. Невольно начинаешь размышлять о роли завалов на таежных речках. Река валит кубометры древесины, создает многометровые плотины из деревьев. Завалы и заломы спасают реку от обмеления, дают надежный приют рыбам, и отбивают у людей желание сплавлятся. Тем же, кто рискнет сунуться на заваленную речку, она открывает свои маленькие тайны. Где еще утки подпустят к себе на 2-3 метра, где еще ондатра будет сидеть на кочке, разглядывая невиданных гостей. Вот и сейчас, на ветке лиственницы сидит сова. Замерла будто нарост и не собирается покидать свое место. Сова напоминает большую бутылку, горлышком вниз сидящую на ветке. Важная такая сова, пропустила нас мимо себя, да так и не улетела.

Через полтора часа хода, справа увидели лесную дорогу. О приближении дороги можно узнать по просветам в лесу справа - это видны поля. По берегу много стоянок рыбаков. Дорога идет вдоль Яросамы и выходит на поля. По левому берегу, старый горельник. Напротив маленького островка выгружаемся на берег. Решено до моста не идти, а закончить поход здесь и выходить на лесовозную магистраль. Впечатлений уже достаточно, а еще один день пути по знакомым местам - это скучно. Лесная дорога выходит на поля совхоза "Ангара". Отсюда напрямик по полям вышли на Капаевскую лесовозную дорогу - это два километра на запад. До города добрались на попутной машине.

Заключение. Потери

Ходить по сильно заваленным речкам можно! Но удовольствие на любителя! Для такого сплава пригодны только резиновые лодки и байдарки, с катамараном на такой реке делать нечего. За весь поход обнесли десять непроходимых завалов, остальные прошли не разгружая лодки. Естественно, лодка должна быстро разгружаться(загружаться) и вещи удобно переноситься. У нас все было упаковано в два рюкзака - вещи и лодку обносили за одну ходку. Топор и ножовка были под рукой, заткнуты за шнуровку рюкзака. Топор остро наточен и имел темляк на руку - утопить в завалах мокрый топор легко. Острые края инструмента должны надежно закрыты чехлами, иначе могут стать причиной аварии. Очень помогал небольшой шестик, когда узкие проходы в завалах не давали эффективно работать веслами. У лодки заклеено семь дырок (в основном от горбовика) и оторваны все проушины вдоль бортов (при перетаскивании лодки). Потеряны спиннинг и кружка (утонули).