15 января 2013
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
2002 год, Полярный Урал

Автор - Сергей Гроховский (Москва)

Карта района маршрута:
- часть 1
- часть 2
- часть 3
- часть 4

Состав группы и распределение по экипажам:
Миша, Марина, Кери
Трёхместный "Таймень" с ПВХ-шкурой и красной декой.

Серый, Людмила
Трёхместный "Таймень" "Тундрик-3" с ПВХ-шкурой, синим фартуком и двумя 50 л баллонами над декой.

Муха (она же Маша), Лас
Двухместный "Таймень" "Малышка Мю" с ПВХ-шкурой и чёрным фартуком.

Аня, Жорж
Трехместный "Таймень" с резиновой шкурой и брезентовой декой.

Ян, Таня
Двухместный "Таймень" с ПВХ-шкурой и сине-зелёной декой.

"Огонь - это жизнь, однако "

"Как-то неожиданно этот маршрут холодного лета 2002 года оказался самым экстримным за всю историю существования нашей группы. Но мы все выжили, и прошли его, обнеся, правда, самые сложные пороги."

Дневник похода с кратким описанием маршрута и кадрами с видеокамеры

19 июля 2002 года. Пятница. 1 день. 1 день поезда.
Из Москвы выехали в 21:50 на поезде No120 Москва-Лабытнанги. На вокзале было людно, жарко и пыльно (днём было 33 градуса по Цельсию). Первыми на вокзале появились Таммы с Жоржем и каким-то образом Гоша. Миша, Гоша и Жорж ушли в камеру хранения за заблаговременно привезенными вещами. В это время приехали Муха и Лас на машине Ласовского отца со всеми вещами всех Гроховских. Пока носились вещи, Марина организовала багажные квитанции (прошу заметить, без взвешивания). Приехали Людмила, Серый и Аня, а через некоторое время появились: радостная Таня, Миша, который успел отобрать у нее ее невесомый рюкзак, и Ян с огромным рюкзаком-слоном, которого с двух сторон поддерживали Ляйсян и Леша. [Ремарка от Тани: мы бежали с рюкзаками.] Подали поезд. Естественно, нумерация начиналась с головы. Ехать нам в пятом и втором вагонах, а всего вагонов 21. Короче, далеко. Похватали каждый по одной вещи, и пошли грузиться. То, что было, загрузили, и стали спокойно общаться, несколько подзабыв, что не донесли еще кучу вещей, в том числе четыре байдарки. Лас ушел за своей и принес ее, а остальные как-то призадумались, но идти - пока никуда не шли. Как только объявили, что осталось 10 минут, все забегали и засуетились, Ян, Миша и Жорж рванули за остатками вещей. Но успели, вроде бы, донести все. Догрузились и поехали.
Дальше все было как обычно, минут 30 размещали байдарки и вещи, менялись местами. Потом без перехода сели ужинать и пить вкусное вино, привезенное Мухой и Ласом с Кавказа. Отселенцы, ехавшие во втором вагоне (Ян, Таня и Жорж) тоже разместились и пришли ужинать. Вечером разговаривали о кавказском лагере, где Муха и Лас были вожатыми, травили походные байки и пугали Яна и Таню вездеходом. Спать легли около 12-12.30.

20 июля 2002 года. Суббота. 2 день. 2 день поезда.

[Ремарка Жоржа: на станции Костылево в зале ожидания растет пальма. А вы говорите - "На севере диком стоит одиноко...".]

Мысль дня: летом в Заполярье белые ночи, а зимой черные дни.

Первой проснулась Марина, ее разбудил в 5 утра проводник и попросил пройти... в тамбур, чтобы приближающиеся ревизоры не увидели собаку в вагоне. В Коноше (9.48) проснулись уже почти все, по крайней мере во встатом состоянии были замечены: Жорж, Миша, Людмила, Серый, Марина, Лас, Муха. Начался долгий-долгий завтрак, постепенно к нему присоединялись просыпавшиеся по ходу Ян, Аня и уже перед самым переходом завтрака в обед - Таня. Все попеременно читали газеты и книги и разговаривали сначала о Сорокине и прогрессивной общественности, потом поговорили с соседом по вагону (туристом) о маршрутах, картах и навигаторе (обычный набор тем).
Произвели еще один обмен: из нашего купе двое соседей-спутников (старички, с которыми нам ехать в одном вездеходе) ушли в свободное купе, а мы решили подождать и не занимать пока пустые места - вдруг вообще никто не придет. Поезд отстает примерно на час. Купили картошки вездеходчику (он просил по телефону привезти ему пару ведер). Обед начался с мороженного, клубники, голубики и лесной земляники, а продолжился ответами на вопросы Венедикта Ерофеева по русскому языку и литературе из "Газеты" и разговорами о шаровых молниях. Едем, ждем Котлас. Все спят. Проснулись все в Ядрихе от остановки поезда и до Котласа вставали. В Котласе (17.29) Ян пытался купить чай, который он (возможно!) забыл в Москве (около 1 кг.). Купил две пачки по 50 грамм чая "принцесса Канди", "выращенного в Шри-Ланке и произведенного в России.". Обсуждаем проблему чая уже минут 15; Канди - это, должно быть, чай с конфетами (Candy), то есть уже сладкий. [Ремарка Тани и Яна: да, килограмм Ахмада стоит дома. Всех зовем на чай!]
Ян докупил еще 15 пачек по 50 грамм того же чая в большом розовом доме в Сольвычегодске, до которого ему пришлось бежать кросс. На полдникоужин было пиво с воблой, оказавшейся впоследствии, по признанию Тани, таки проснувшейся снова поесть, чехонью. Людмила кормит всех уже целый день, но за дежурство ей это не защитывается. [Ремарка Жоржа: пиво, вобла, сны.] И как вы думаете, что было следующей темой для разговора? - что делать, если с кем-нибудь что-нибудь серьезное типа перелома случится в походе и можно ли зашивать открытые раны. Разговоры эти были спровоцированы серовской распечаткой текста "Оказание медицинской помощи в походных условиях или Как определить и Что делать?" с сайта veslo.ru Аси Гавриной.
Доехали до станции Микунь; оказывается, мы всю жизнь неправильно говорили название этой станции - она звучит как мИкунь, а не микУнь. В вагон загрузилось немалое количество людей непонятной национальности, очень похожих на цыган, с огромными сумками и громкими голосами. Срочно уплотняемся. После отправления поговорили о выгрузке и сопутствующих вещах. Долго разговаривали, потом принесли гитару, Таня начала играть. На игру приманился мужик, явный бывший зэк, пьяненький и с обращением - "зая", очень сокрушался, что у всех все хорошо, а у него так плохо. Постоянно просил что-нибудь подушевнее и поражался красивому голосу Тани, в конце посоветовал ей пойти на эстраду. Чтобы он ушел, пришлось перестать играть. Через какое-то время начали петь а капелла. Посидели, поговорили; разошлись спать около половины первого.

21 июля 2002 года. Воскресенье. 3 день. 3 день поезда. День заброски. Вечер вездехода.

Утро. Завтрак. Прогулка в Инте. Утро, надо сказать, холодное. Да и ночь не особо теплая. Лас, спавший на крайнем от туалета месте, очень замерз и еще долго не мог согреться. Погуляли в Инте, купили супчиков. После читали выдержки из книги о хантах ("http://seismic.geol.msu.ru/travels/a/map/hant/hant.html" rel="nofollow") и отчеты. Обсуждали выход с маршрута: Яну и Тане надо обязательно вернуться в Москву 11 августа, остальные (кроме Мишы и Марины) собираются на 2-3 дня задержаться, поскольку продуктов мы взяли на 22 ходовых дня. За окном пасмурно и противно. В продолжение давней традиции сочиняли стишки и хайку про различные населенные пункты и станции на маршруте следования поезда. Сочинилось следующее:

Два барака, три креста -
Это станция Инта.

Нет ни хутора, ни скита -
Это станция Никита.

Два сарая, чум соседа -
Станция, названьем Сейда.

Хмурое небо.
Покосившийся домик.
Станция Сейда.

Проехали давно уже знакомую станцию Уса - место окончания нашего маршрута. В 15.34 вышли погулять и купить еды в Елецкой. Продавали сплошные пирожки. Пирожки, надо сказать, отменные. Пирожочная промышленность в Елецкой работает на высоте. Купили пирожков с собой и еще на станции каждый ел по мере хотения. Пообедали закупленным и стали потихоньку готовится к выгрузке. Договорились с проводником нашего вагона о выгрузке вещей и с проводником соседнего - о выходе женской половины группы. К станции 110 км подъехали по расписанию в 17.40. Еще из вагона увидели два стоящих в ожидании вездехода, наш и еще какой-то уже загруженный. Выбросились за одну минуту 27 секунд (хронометраж по видеокамере). Второй вагон: Таня - гитара, Жорж-Ян - байдарка, которую они в порыве нежности почтительно называли "Дура", три рюкзака, один из коих "Слонище". Второй вагон выгрузился быстрее и побежал на помощь к пятому. Три прощальных гудка машиниста, не понимавшего, можно ему ехать или нам еще есть что вынести из вагона.
Координаты станции "110 км": N 67o03.07' E 065o21.15'. 21-jul-02. 14:35 (Время по Москве + 3часа)

Сразу подошел огромный водитель в сером костюме (нечто среднее между милицейским и спецовочным), который постоянно торопил, ходил вокруг и говорил: "Ну все, пора ехать." и всячески нервничал. Оперативно забросили байдарки и часть рюкзаков на крышу и примотали их там, договорились кто где едет - три варианта: кабина, кузов, сверху. За последний шла борьба. В результате сверху побывали Серый, Ян, Жорж, Лас, Муха и немного Миша. В кабине ехал постоянный состав - Аня и Таня. Двое ехали на крыше (в начале Ян и Серый), остальные (в том числе и старички) в кузове вместе с остальными вещами. Расположились с определенным неудобством и поехали. Кузов вездехода сверху закрыт крышей, но сзади часть тента подняли, поэтому дышать было чем, кроме того, можно было хоть что-то видеть.
От станции мы начали путь колонной из двух вездеходов, второй (тот, который стоял уже загруженный) с большой группой невыясненных туристов. Почему-то мы постоянно убегали вперед, затем останавливались и ждали второго. "Не разбредайтесь, не расходитесь" - кричал водитель. Сначала, отъехав от станции, мы проехали под железкой, потом поехали вдоль нее практически назад, а затем стали постепенно забирать в горы.
Одна из остановок была внезапной и очень эмоционально насыщенной. Наш водитель резко остановился и стал кричать второму, мол, ружье, пуля, матерное слово. Перед вездеходом метрах в 50 бежали два лося, причем продолжали свой путь прямо перед нами, несмотря на опасность. "Дичь сама прибежала, а он пули забыл. Договорились же..." - объяснил водитель, обреченно глядя на бегающих перед глазами лосей. [Ремарка Тани: еще были истории про сов, куропаток, затекшие ноги, но я - Таня, их проспала.] Очень много куропаток - взлетали прямо из-под колес. В какой-то момент пересекли верховья Бурхойлы. В этот момент второй вездеход поехал по другой дороге, наш подумал и ломанулся к той же дороге прямо по бездорожью - очень мощная машина вездеход, он действительно "везде".

Азия встретила солнцем, в Европе холод и дождь. При переходе через перевал погода меняется моментально. Ехали долго и мучительно, хотя дорога для вездеходной в общем-то неплохая. Перед Пятиречьем, на Бурхойле мы осуществили десант на ягельной поляне на правом высоком берегу реки. До Пятиречья не доехали, поскольку Серый с Мишей решили, что маршрут наш слишком короткий для 22 ходовых дней (по точкам всего 150 км) и, кроме того, негоже новичкам (Ян, Таня, Жорж) начинать осваивать байдарочную технику с подъёма вверх по реке: пусть сначала вниз по порожкам покатаются, да и на самом Пятиречье может быть много народу. Водитель предложил высадить нас недалеко от базы геологов: дальше дорога отходила от реки (по его словам, как мы их в тот момент поняли, до Пятиречья было примерно километр). В итоге оказалось, что высадил он нас за шесть километров по прямой. До места высадки мы проехали 89.5 км по точкам навигатора. Ехали вместо заложенных 8 часов 10, с 18.35 до 4.45 по Москве (либо до 3:45 - тут мнения разошлись. Лас с Мухой уже согласились было на второй вариант, но спор разрешил Серый с GPS'ом). Договоренность о 12000 рублей поменялась за время пути, водитель потребовал 15000 за якобы лишний груз. Выгрузились. В режиме вибрации мы накопили сил, и затем быстро появился костер, чай, еда - это Людмила заступила на дежурство. Поели, на сон большая часть народу ушла в 6 по Москве, то есть +2 - 8 по местному.
Координаты стоянки (Точка С22): N 66o31.89' E 064o23.59'. 22-jul-02. 00:40

22 июля 2002 года. Понедельник. 4 день. Сбор байдарок.

Весь день ясно, ветрено и холодно. Термометр колеблется между 9 и 14 градусами. С утра Серый признался, что поспал часа полтора, а остальные вставали часов с двух до пяти (14:10 Аня, затем Жорж, потом Марина и Миша, потом Ян и Таня (17:30), Лас, Муха). Понятно, что Людмила и Серый ждали всех у костра и еды, угощая сразу и завтраком, и обедом. После кто-то стал собирать байдарки, кто-то спал. [Ремарка Жоржа: Сбор байдарок. Комары. Тормоза...] В предыдущий вечер (который на самом деле был утром) и собственно утром (то есть после сна) приходил местный сторож с геологической базы с двумя собаками (из которых одна, по имени Умка, была чрезвычайно нагла и постоянно на нас лаяла) и удочкой. Сказал, что нынче у них необычайно холодное лето, ягод и грибов нет, и рыбы тоже очень мало, поскольку вода большая. Предлагал взять только что пойманную рыбу, но мы сказали, что поймаем сами. Приглашал в баню к себе на базу, но в начале маршрута это как-то неактуально. Рассказывал о туристе-финне, который, по его словам, путешествовал вокруг Земли по Полярному кругу и здесь он переходил вброд какую-то реку, его снесло течением и, как выразился сторож, раздело. Сторож предлагал ему подождать вездехода, но финн отказался и ушел дальше.
Байдарки собирали лениво и размеренно. Старички стояли недалеко от нас, от еды и чая отказались, сказали, что у них все есть. Собрали свою байдарку, оставили ее на берегу и куда-то исчезли.
Дежурство Яна и Таньки. Ужин готовил Ян один, Танька проспала все приготовление. Ужин, как и все в этот день, готовился долго и размеренно. Серый к ужину опоздал по суперуважительной причине - он поймал четырех хариусов. После ужина вернулись с добычей - тремя хариусами - Лас и Муха. Из хариусов приготовили второй ужин - уху - вкуснятинную ночную еду. Второй ужин начался в 0.50 по местному и состоял из ухи и зуки (со спиртом) за приезд. [Ремарка Жоржа: Миша сходил пописал. И дал-таки определение физике: если память не изменяет - наука о наиболее общих закономерностях материального мира.]

23 июля 2002 года. Вторник. 5 день. 1 день вниз по Бурхойле.

Всю ночь и утро шел дождь, поэтому встали не рано - около 11, после его окончания (Ян готовил еще в дожде). Температура ночью - 1.8 град., днем (около 12) - 20 градусов. Ян по незнанию нарушил традицию и гнусно орал "Завтрак!", но быстро поправился и дальше будил почти ласково. Долго и муторно собирались. Миша собрался идти с Яном, Марина одна, а Людмила с Таней - по берегу. Попрощались со старичками. Они тоже выходят сегодня. Выплыли после трех. Почти тут же началась истинная Бурхойла - все время вели, шли очень медленно. Собака бежала по воде с байдарками. [Ремарка Жоржа: Странный, однако, спорт. Мокрый.] Через полтора часа забрели в какой-то заливчик по левому берегу и остановились на обед. Дул сильный ветер. Поскольку клев был сильный, на обед варили уху из семи хариусов. Вдали под другим берегом видели старичков.
Координаты обеда (Точка L23): N 66o31.05' E 064o23.64'. 23-jul-02. 11:56. Расстояние С22 - L23 = 1.6 км

После обеда снова в том же составе шли по бескрайним каменным полям. Большой разлив и много мелких островков. Много рыбы - в одном месте Муха с семи забросок вытащила пять хариусов (и все здоровые), и один при этом сорвался. Миша забрал байдарку у Марины, а Ян повел свою сам. Тут на пути образовался порог, весь утыканный камнями, но с сильной струей.

Все по очереди проплыли его, даже Ян (правда, он при этом потерял спас, служивший ему спинкой, который благополучно выловила Муха). У него боевое крещение, а Таня поймала своего первого хариуса. Во время его вылавливания Лас, Жорж и Таня, понятное дело, отстали, после чего шли по тропе в кустах все время метрах в 20-30 от воды, надо сказать, что кусты были вполне уютны. После порога можно плыть, а по берегу идти очень хреново - сплошные кусты. Тут же стали искать место для ночевки, но было только одно очень маленькое. В конце концов поплыли все вместе и остановились вскоре на правом берегу на выходе очень старой вездеходной колеи. Рядом - старая геологическая стоянка - сломанная раскладушка тому доказательство. На берегу поля зеленого лука. Из-под берега бьет родничок.
Серый весь вечер чистил море рыбы. Ели соленого хариуса, а потом - копченого (коптили в первый раз, 3 порции. Объеденье!), так много, что не доели. Вечером Аня, Таня, Лас и Жорж хором вспоминали слова песни БГ "Московская Октябрьская". Легли поздно.
Координаты стоянки (С24): N 66o30.09' E 064o20.06'. 23-jul-02. 16:21. L23-C24 = 3.2км

24 июля 2002 года. Среда. 6 день. 2 день вниз по Бурхойле. Полудневка.

[Ремарка Жоржа: Лысо и Аварийно.] Утро очень теплое. Приятное пробуждение от голоса Марины. Немного проплыли все вместе. Ура! Даже Танька села в байдарку. И снова порог, достаточно длинный, с кучей больших камней, что в конце - не видно, кроме небольшого улова слева, под скалой. Первым пошел Миша, его крутануло, перевернуло, уплыло.

Нос впилился в камень, байдарку развернуло, кормой нанесло на другой камень и классически "обмотало" вокруг него. С места начала порога практически не было видно, что произошло, но, увидев неподвижную красную деку, остальные быстро поняли, в чем дело. На помощь побежали Лас и Жорж, а Серый поплыл. Мишка собрал все, кроме двух герм, первую отловила Марина, а вторую - не удалось, поскольку Бурхойла унесла ее за поворот (только Людмила ее и видела). Немыслимыми усилиями вспомнилось или простыми подсчетами обнаружилось, что в утраченной герме была тушенка. Впрочем, эта потеря не очень критична, поскольку Серый взял много сублимата. Еще уплыли кружка и плащи. В процессе вытаскивания байдарки вывернуло один из камней, что несколько очистило струю для прохождения. Ян и Аня были участниками и счастливцами - прошли порог без приключений. Ясно, что Маша и Серый - тоже.
В мишиной байдарке сломан второй кормовой шпангоут, треснул кильсон и погнуто несколько стренгеров. Остановились на вынужденную полудневку. Самое главное - наконец-то произошел обещанный ритуал головобрития. Причем процесс был отснят папарацци. Да, впечатляюще! Был Серый хиппи, стал доктор. Да ладно Серый! Этот человек стал родоначальником нового социально-противополитического антирелигиозного объединения Сероголовых. Были пострижены в реку и обриты наголо Жорж и Аня, после признанная Людмилой дочерью своего отца. [Ремарка Жоржа: Гигиена как следствие аварии. Курумник. Комары. Мошка.] (Жорж "быстро заплатил за просветление".) В процессе обеда над горами раздуло облака, и взгляду открылась островерхая зубчатая вершина, покрытая свежим снегом - по всей видимости, Пайер.
Пришло МухоЛасное дежурство. Впервые на ужин не-гречка, то бишь рис. Вечером было чтение дневника похода 10-летней давности. Ждали Яна с впечатлениями для съемок их на камеру. Ян не пришел до захода солнца, прячась в палатку от мошки, мотивируя желанием пописать свой дневник. Миша с участием Жоржа, Марины, Серого и Ласа починил-таки байдарку. Вот она стоит: скелет отдельно, кожа отдельно. Посмотрим, что будет завтра. Миша ожидает трудностей нового ее сбора после волока. Тревожно-красивое перистое небо взволновало Людмилу и Серого в связи со сменой погоды. Туман волной спустился к реке. По звездам ориентироваться сложно, но, видимо, пора спать.
Координаты стоянки (С25): N 66o29.91' E 064o18.17'. 24-jul-02. 09:36. C24-C25 = 1.4км

25 июля 2002 года. Четверг. 7 день. Пятиречье. 1 день вверх по Хойле.

Утро было солнечное, но пока завтракали и Миша собирал байдарку, небо затянуло. Опять долго собирались и выплыли только в первом часу. Примерно метров через 500 увидели устье Хойлы - впадает одним мощным порожистым потоком, по правому берегу выходы скал. По берегам уйма старых стоянок, подходит дорога. Метров через 200 после устья река течет многими рукавами, но с явно выраженным главным руслом, по каменистым и травянистым полям. Возникла одна аварийная ситуация: Ян повел байдарку в сильную струю, набрал воды через нос, пошел к байдарке, потом поплыл вместе с нею назад. В результате выяснилось, что нос его шлюпки вообще тяжел. Утяжелили корму. На первом же приличном месте с лиственницами остановились на обед (после 2 часов дня), надо сказать, дальше мест не было. Моросило, но не сильно, во время обеда разъяснилось.
Координаты обеда (L25): N 66o30.11' E 064o16.57'. 25-jul-02. 08:32. C25-L25 = 1.2км

После обеда вскоре начались каменные поля, река текла без явных струй, приходилось копать русло. Марина ходила разведывать путь вокруг острова. Прошли справа от него, кое-где разгребая. Прошла гроза с ливнем, но коротким. После острова слева вверх ушла дорога. Характер реки - сплошные камни, надо вести на короткой веревочке брюхом по камням.
Впереди обозначился вход в каньон. Марина пошла вперед и у самого входа нашла хорошее место в редких лиственницах с ровными площадками и развела костер. Дым сработал как допинг, и все быстро дошли до места. Поели, выпили Zuk'и с почином. Прослушали первую лекцию Жоржа по общей геологии. Мошкисто. Не холодает, в районе Пятиречья колышется туман. Совсем поздно молодежь в полном составе пошла на горку. Вернулись в тумане.
Вечером были установлены обязательные параметры дневника (для тех, кто не знал): Характер реки - течет тонкими струями между камнями, сплошной перекат. Где-то в 1 км от устья разбивается на множество поточков и струится между камнями, есть два плеса. На подходе к каньону река собирается в два протока-рукава. Шли, в основном держась правого берега. Километраж - завтрак - ужин 3.3 км по прямой. Погода - тепло и сыро; мошкисто и комарино. То дождь, то солнце. Утром солнечно, потом пасмурно, перед обедом собрались тучи, после обеда распогодилось; начали проводить после обеда в солнце, потом была гроза (минут 10). К ужину - снова солнце. Аварийные ситуации - об этом в контексте. [Ремарка Жоржа: Обязательная часть в жизни каждого дневника есть. А это был батолит. Наверное.]
Координаты стоянки (С26): N 66o30.24' E 064o13.75'. 25-jul-02. 16:48. L25-C26 = 2.1км

26 июля 2002 года. Пятница. 8 день. 2-й день по Хойле.

Погода хорошая, встали как обычно, Ян ускорился и собрался вместе со всеми. Вышли даже немного раньше 12-ти. Вскоре вошли в каньон и дошли до первой скалы. Долго готовились к переправе на другой берег - из-под скалы сильная струя и очень маленький так называемый плес. Первым переплыл Серый очень качественно. Потом Миша со всем экипажем. Была аварийная ситуация - заплескало при выходе из струи. Отчерпались. Остальные переплыли хорошо.
Через небольшой промежуток проводки по косе надо снова переплывать. Тут все прошло удачно. Дальше довольно длинная коса по правому (по ходу) берегу. Все время очень бурное течение и большие камни. Можно считать, перманентный порог. В середине косы аварийная ситуация случилась у Яна - чуть не упустил байдарку, ее залило, но благополучно вытащили на камни. Танька бросилась в воду, но толку-то?! - только покупалась. Пока выгружали и выливали воду, решили сделать обед.
Координаты обеда (L26): N 66o30.30' E 064o12.95'. 26-jul-02. 08:19. C25-L25 = 0.8км

Берега крутые, поросшие ольхой. Получилось где-то чуть раньше 2-х, прошли 820 м по прямой. Жарко, душно и очень влажно, зато почти нет гнуса. После обеда страшная сила усиливается. Скалы, но переплывать вроде негде. Пройдя по скалам еще несколько метров, нашли таки очень маленький клочок чуть более спокойной воды. Опять первый переплыл Серый и дальше всех ловил за нос. Маша стояла чуть ниже с "морковкой". Все прошло успешно. Характер реки все тот же, и за следующим поворотом опять скала, а дальше такое...! Переплывать пришлось, зайдя на середину реки пешком, а потом переплыть прямо в скалы.
Дальше непроходимо - мощный порог метров 150-200 длиной, с тремя выраженными сливами и огромными камнями в русле. Первая (орографически) ступень ничего, вниз проплывается достаточно легко, а вот средняя, видимо, вообще непроходима - струя со всего размаху бьет в скалу, выходящую с правого берега на середину реки, и вокруг масса камней, на байдарке не проскочить. Последняя ступень (следует сразу за второй, промежуток метров 30) - практически каменная стенка поперек всей реки, только под левым берегом мощный чистый слив с падением около полуметра. Разгрузились и мучительно долго переносились по косе и большим камням за поворот. Но уже виден конец ущелья. Пустые байдарки удалось провести. Только Яна обнесли. Потом еще поднесли вещи почти к самому краю каньона.
После выхода река разлилась с глубокими, сильными струями между больших камней. Марина с Людмилой прошли вперед и нашли место для ночевки на правом берегу около ручья очень близко к воде. В итоге прошли по прямой 1.4 км. Вообще-то в большую воду на байдарке пройти очень сложно, а вниз, может быть, возможно для катов, самый сложный - верхний порог. Очень душно и жарко. После очень оперативно приготовленного ужина молодежь ходила купаться к скале.
Координаты точки выхода из каньона (Finkan): N 66o30.59' E 064o12.42'. 26-jul-02. 12:47. L26-FINKAN = 0.4км
Координаты стоянки (С27): N 66o30.68' E 064o12.24'. 26-jul-02. 14:22. FINKAN-C27 = 0.2км

27 июля 2002 года. Суббота. 9 день. 3-й день по Хойле.

Погода жаркая, ясная. Хорошо проводились - река собралась в основное русло, есть еще несколько совсем мелких проток. От завтрака вели корабликом по правому (по ходу) берегу, даже не заходя в воду (собственно, как и положено обычно на нормальной уральской реке!), камней в русле немного. Серый предложил делать дневку на 7-ой день, т.е. сегодня искать место. С утра до вечера прошли 3.8 км по прямой. Обед, совмещенный с обносом. Разлив реки на 2 рукава, к которому мы дошли до обеда - под правым берегом все кончается, тонкие струйки между камней, река вся уходит под левый берег - мелкими протоками и разливом. Опять обнесли вещи, пустые байдарки провели. Справа, пошлепав с едой и кухней через рукав, Марина, Людмила, Миша устроили обед.
Координаты обеда (L27): N 66o30.99' E 064o10.27'. 27-jul-02. 09:16. C27-L27 = 1.6км

После обеда вести стало сложнее - опять много камней, мощная струя. На очередной технической Серый забыл штормовку и возвращался за ней; у Яна в потоке веревкой сдернуло из байдарки пенку, которую, после небольшой пробежки по руслу, поймала Таня. Марина искала место для дневки: уже сейчас деревьев было мало, камни и трава. И все же на левом (по ходу) берегу было замечено 5 лиственниц, на правом, напротив них, была гора со снежником, а между ними - плесы. На технической решили вставать там. Место и правда оказалось ничего. Метров на сто ниже него слева по течению впадает довольно большой приток, у его устья большая глубокая яма со слабым течением. Да! Снова ловится хариус. Серый за день поймал штук 5, Маша одного и Лас вечером - двух.
Пока ставили палатки, Ян разводил костер, Таня чистила соленую рыбу к ужину, собрались неожиданно тучи и грянула гроза с градом. Спасибо Ане, которая помогла Яну в последние 2 минуты до дождя поставить палатку. Приготовленный ужин дежурные (Таня и Ян) хотели разнести по палаткам, но в результате удалось так накормить только Марину. Остальные прибегали, как только дождь немного затихал. Но в самом начале жестокой грозы, когда бОльшая часть сообщества сидела по палаткам, а Ян и Таня суетились у костра, была замечена Аня с лысой головой, бежавшая в палатку, т.к. ее колотил град. Она держала себя за голову, пытаясь, видимо, избежать сотрясения мозга или синяков от хлещущего града. Однако через полминуты она выскочила из своей палатки с камерой, пытаясь зафиксировать стихию. Тут уж оператором побывал и Лас, помогавший на кухне. Поев, все довольно быстро разошлись. Теплый день, теплый дождик. Даже гроза была приятной разрядкой жары.
Координаты стоянки (С28): N 66o30.98' E 064o07.15'. 27-jul-02. 14:28. L27-C28 = 2.3км

28 июля 2002 года. Воскресенье. 10 день. Дневка на Хойле.

Ночью шел дождь, был жуткий ветер. В ранние утренние часы Ян и Серый синхронистично сидели в своих палатках, изображая атлантов. Утром было солнечно. Все сушили вещи (от Яновой до Мухоласовой палатки Танькой был проложен путь к заднему входу из вещей), мыли головы, мылись; готовилась молодь в поход на гору после обеда поиграть в снежки. Аня и Жорж, беспокоясь за чужую шкуру (плывут они вообще-то на одолженной у Антона байдарке, за что ему отдельное спасибо), решили проклеить ее и по второму стренгеру, что и успели сделать до дождя. Обед был компотный. Еле-еле успели приготовить до дождя. Затем расклад был такой - Таня и Ян ушли в палатку и заснули, Марина замесила тесто на блинчики. Палатка Серого стояла довольно сносно. Вот потому-то ее и снесло - треснула одна из палок, "с мясом" вырвало оттяжку. Ветрюга! После непродолжительных дебатов, ввиду того, что ветер прекращать не собирался, было решено эвакуироваться под прикрытие лиственниц. Тент и палки были сняты, саму палатку со всеми вещами (но без людей), взяли за четыре угла и перенесли за лиственницы. Место хотя и неровное, но защищенное от ветра. Пока Марина помогала переселению, у нее сбежало тесто, и пришлось его тоже переместить. В бОльший котел. А вечером
переместили и костер с кухней - за те же спасительные лиственницы. Маша и Лас изначально оказались самыми хитрыми, поскольку поставились там, в итоге у них прибавилось соседей. В снежки так и не поиграли - дождь, гроза.
Днем Таня и Ян позвали в гости Муху с Ласом и Таня изложила идею нового персонажа - Ныча, разработанную в этот и предыдущий день. Поговорили про ролевые игры. Муха рассказали свой сон про Колю, Лас - про Апокалипсис. Ужин был потрясающе праздничным. Хариус в кляре был признан быстро тающим во рту и лучшим способом (из четырех опробованных: солить, коптить, жарить, "в кляре") приготовления. Блинчики с красной икрой, припасенной Ласом и Мухой, а на десерт - халва - все это породило желание петь, высказанное Мишей, но не реализованное из-за погодных условий. Однако оно переродилось в вопросы бытия, интернето-сетевого качества жизни, стагнации и развития общества. Короче, самыми эмоционально вовлеченными были Миша (бесспорное первенство) и Ян (достойное второе место). Лас, Жорж, Серый по очереди претендовали на третье место, но... оно так и осталось свободным. Последние полтора часа перед сном Муха, Лас, Таня, Миша, Ян сидели в палатке у МухоЛасовых, и Миша рассказывал про новых хронологов, эксперимент Серого и т.д.

29 июля 2002 года. Понедельник. 11 день. 4-й день по Хойле.

Встали непоздно, позавтракали кашей и копченым хариусом, оставленным коптиться на ночь, довольно оперативно собрались. Первый и последний спокойный день по Хойле. Сразу после ночевки (через 100-200 метров переката) река сильно разливается (можно сказать, в небольшое озерцо). Далее - плесики, отмели, проводка, переправы. Сильный ветер. За весь день прошли около 5 км (до обеда - 2.5). До обеда река - сплошной плес, вести - сплошное удовольствие. В принципе, спокойно можно плыть, но мешает ветер в морду. Далее река растекается на мелкие протоки, периодически надо переправляться. По берегам - мелкогалечные косы. На обед встали в ложбинке по правому (по ходу) берегу, отдыхали от ветра, неспешно готовили и поглощали пищу. Рыба ловиться не желает, хотя места самые хариусные, видимо, из-за прошедший дождей и немного поднявшейся воды.
Координаты обеда (L29): N 66o31.42' E 064o03.93'. 29-jul-02. 09:39. C28-L29 = 2.5 км

После обеда уже надо было вести "под уздцы". В каждой ложбинке вдоль берега можно набрать дров. Появилась вездеходная дорога. Дабы защититься от ветра, устроились на ночь на левом по ходу берегу, в ложбинке за небольшим бугорком, в 20 шагах от снежника, в нескольких метрах от палаток - небольшое озерцо; снова ветра, необходимость капитального укрепления жилища. Надо сказать, впоследствии оказалось, что мы были как нельзя более правы, остановившись в этом месте - дальше, вплоть до перевала, мы нигде бы не нашли такой защиты от ветра - все ровное как стол, а в редких ложбинках - болота или камни.
Заступили на дежурство Лас и Муха. Перед ужином Миша и Таня сходили на 1.2 км вперед до снежника с большим ручьем, их догнал Жорж. Река струится меж камней, проводка была бы тяжелой и выматывающей. Миша решил на завтра начинать волок. На ужине решение было обнародовано. Аня-капитан организует своего матроса-Жоржа разбирать байдарку, пока нет дождя. Все остальные устали и ленятся. Проблема с дровами частично решилась привезенными на байдарке деревяшками, частично - Аней, принесшей рюкзак дров из развалин балка на другом (правом по ходу) берегу. Подвиг запечатлел Лас. Обсуждение гениальности за ужином. БГ, Высоцкий, Окуджава, Пушкин, Лермонтов, Моцарт. [Ремарка Жоржа: С первым снегом!]
Координаты стоянки (С30): N 66o32.07' E 063o59.15'. 29-jul-02. 14:25. L29-C30 = 3.4 км

30 июля 2002 года. Вторник. 12 день. 1 день волока.

Утро. Приготовленный Ласом и Мухой под дождем завтрак. Грешат на Людмилу, сказавшую за ужином, что у нас еще не было затяжного дождя. Под мелким, секущим, противным дождиком между завтраком и обедом собрали байдарки (все, кроме Анькиной, мудрость которой победила лень). Обед. Дождь и ветер. Волок отложен на 40-50 минут. По истечению этого времени принято решение выходить. В 5 (начало шестого) температура была 10 градусов.

Вышли без дождя. Но после шли тяжело, под дождем и сбивающим с ног ветром в морду. Ручей, вытекающий из снежника, сильно разлился, пришлось прыгать с рюкзаками и байдарками по камням (что с учетом шквального ветра превратилось в нетривиальную задачу), а иногда и переходить вброд мутные потоки, в которых совершенно не видно дна. Дошли до первого верхнего европейского озера Хойла-ты за 6 переходов. Прошли 5.6 км по навигатору. Ход - 20 мин, перерыв - 10 мин. Орешки, вода. Труднее всего Серому, по нескольким параметрам: вес - самый тяжелый - 43 кг + вода (Вес железок "Тайменя"с причиндалами - 18.8кг, проклеенная ПВХ шкура - 13.8кг, фартук - 2.5кг, надувные брёвна и два мешка - 2.3кг, два спаса - 2.1кг, палки для костра - 1 кг, оболочка - 2.6кг), состояние здоровья - тяжелый кашель последние 2 дня, обувь - протекающие резиновые сапоги, т.е. тяжелые и мокрые. Кроме него в тройку лидеров конца входили Таня и Людмила. В принципе, все нормально: каждый идет со своей скоростью.

Координаты привалов:
(H1): N 66o32.49' E 063o58.89'. 30-jul-02. 12:05. C30-H1 = 1.0км
(H2): N 66o32.76' E 063o58.68'. 30-jul-02. 12:37. H1-H2 = 0.5км
(H3): N 66o33.30' E 063o58.12'. 30-jul-02. 13:07. H2-H3 = 1.1км
(H4): N 66o33.94' E 063o57.92'. 30-jul-02. 13:40. H3-H4 = 1.2км
(H5): N 66o34.40' E 063o57.43'. 30-jul-02. 14:24. H4-H5 = 0.9км
(H6): N 66o34.95' E 063o57.36'. 30-jul-02. 14:49. H5-H6 = 1.0км

Дорога неплохая, подъем почти не ощущается (есть только один крутой склон в самом начале, после ручья). Хойла-ты встретило зелеными волнами с гребешками белой пены, очень красиво; прошли озеро почти до конца, бросили вещи у северо-западного его края.
Обратно пошли быстро, подталкиваемые ветром в спину, вернулись около 23 ч; мокро, промозгло, ветрено. Жорж и Аня выдавали чечевицу с тушенкой прямо в спальники! Еду частично готовили на примусе. Из-за погодных условий готовить на костре непросто, хотя дров еще хватает. Пока на костре грели чай (в условиях тундрового времени температура кипения воды устанавливается приказом дежурного в целях экономии дров), Серый в тамбуре палатки на примусе довел котелок с чечевицей до кипения (на это ушло полчаса и 150-200 мл горючего), после чего ее доваривали на костре. Из-за дождя река поднялась, превратившись в бурный поток, но, вроде, никто, кроме Серого и Мухи, не сожалел о проводке. Серый же еще в Москве задумывал вариант волока без разбора байдарок и с проплыванием по перевальному озеру, поскольку расстояние между восточным и западным озерами менее 2 км.

31 июля 2002 года. Среда. 13 день. 2 день волока.

Прощай, Азия! Здравствуй, Европа! [Ремарка Жоржа: У природы нет.] Хойла попрощалась с нами солнечно, но холодно. После позднего (около 12) завтрака вышли в 2 часа дня и за 5 (!), т.е. быстрее, переходов добрались до оставленных вещей. На последнем переходе к вещам начался холодный дождь и потом уже практически не прекращался. Кругом вода. Озера перетекали одно в другое, ручьи под ногами, дождь во всех остальных частях личного пространства каждого. Промокли все плащи, даже желтый Танькин.

Европа. Перевал определяется только по направлению ручейков, ярко выраженного взлета нет. Собственно, сам перевал - это болото, поскольку, по словам Миши, вода не знает, куда же ей течь. Болото преодолевали по отвалам дороги, идти тяжело. В одном месте, срезая петлю дороги, прошли по каменному языку, очень скользко. Вдали показалось некое строение, которое все, бессознательно надеясь, приняли за балок, оказавшееся огромной бочкой из-под мазута на полозьях. Третий переход от первого азиатского озера (т.е. от оставленных вещей). Перешли по дороге короткую протоку между двумя озерами на правый берег, где виднелось еще какое-то строение. Оно оказалось отходами, наверное, геологов, куски труб, перевернутое нечто в виде корыта, немного дров (то есть досок). Около семи вечера. Надо искать пристанище, поскольку дальше идти особого смысла нет. Опасения внушало только то обстоятельство, что мы совершенно не знаем, что предстваляет из себя исток Хойлы, вытекающей из озера, и можно ли там проводиться, однако решили, что лучше потом будем смотреть по ситуации. Правый берег ничуть не лучше левого, разведка (Муха, Лас, Аня, Жорж) же решила, что даже хуже в смысле комфортабельности пола, однако бочка хоть как-то может прикрыть от ветра. В зоне видимости - ни одной приличной естественной преграды от жутчайшего ветра. Посовещавщись, решили все-таки вставать здесь, т.к. перспективы найти место лучше не видно.

Координаты привалов:
(H7): N 66o35.61' E 063o56.75'. 31-jul-02. 11:18. H6-H7 = 1.3км
(H8): N 66o35.91' E 063o55.42'. 31-jul-02. 11:52. H7-H8 = 1.1км

Снова перешли протоку по колено. Осели. Место наименее качественное из всех, в которых мы были. Огромная бочка из-под мазута служила загородкой для палаток Марины-Миши и Яна-Тани. Лас с Мухой устроились за бочкой на юру, но на приблизительно ровной поверхности. [Ремарка Ласа: Чистая видимость.] Палатка Серого-Людмилы-Ани-Жоржа никак не хотела вставать, парусила. Сначала решено было делать стенку от ветра из камней, потом - расселяться. В палатке Серый зажигал примус. Из-за холода октан долго не поджигался, и он не заметил, что на дно палатки натекла лужица горючего, натекло оно и на руку. Потом все это полыхнуло. Прибежала Маша, ногами отфутболила горящий примус подальше от палатки, он погас. Серый сумел потушить огонь в палатке, но сильно обжег правую руку. Ее сразу же залили Пантенолом. Не очень понятно, что делать. На значительной части ладони кожи вообще нет, на пальцах и тыльной стороне - волдыри. Ему дали таблетку "Кетанов", три таблетки "Бисептола" и сладкий чай со спиртом, уложили в палатке Маши и Ласа в спальник, руку перебинтовали с мазью "Спасатель"; потом он все-таки перешел в свою палатку, дыру в полу которой заложили пакетами и пенками. Во взятом руководстве по первой помощи, как назло, про ожоги 3-й степени вообще ничего не написано. Спецы, блин.
К ужину надо было сначала напилить (из огромных брусьев, бывших полозьев, установленных рядом с бочкой), а потом наколоть дрова (Лас, Жорж, Ян, Миша). Расселять Серовскую палатку не стали, стенку кое-как соорудили из камней и притащенных железяк, но она особо не помогает. Сильнейший ветер буквально кладет палатку, но перенести ее некуда; на дне и входной стенке после пожара образовались большие дыры. Все мокрые, с одеревеневшими руками полезли в палатки, кроме героев-монстров, точнее морозостойких работяг Ласа, Мухи и Жоржа. [Ремарка от Мухи: Эх, если бы морозостойких... :( ] Они-то вместо дежурных Серого и Людмилы (которые никаким ужином, естественно, заниматься не могли), с большими трудами, поскольку вода не хотела закипать в течение часа (приспосабливали весла и доски в качестве крышек) приготовили гречку на бульонных кубиках и чай.
Остальные вылезти из спальников в этот мокрый кошмар не могли и поддерживали их только морально. Запасы продуктов резко ограничены тем, что бОльшая их часть была перенесена к азиатскому озеру в первый день волока. Нет тушенки, колбасы... Составление меню и ингредиентов - совместное действие всех. Холод собачий, а, может, и волчий. Согреть руки и особенно ноги - сложная задача. Нет смены сухих вещей. Безрадостно засыпать, зная, что утром тебя ждут только мокрые штаны и портянки. Миша, Марина и Ян шли в "плащах" из полиэтиленовых пакетов без рукавов. Высушиться кажется бесперспективным с учетом дождей, между которыми не проходит более 10 минут.
[Ремарка Жоржа: Волочимся, волочимся и приволоклись...]
Координаты стоянки (С1): N 66o36.27' E 063o54.33'. 31-jul-02. 13:52. H8-C1 = 1.0 км

1 августа 2002 года. Четверг. 14 день. Пережидание непогоды.

[Ремарка Жоржа: А теперь спрашивается: зачем?] День простоя. Даже днем волока не назовешь. Холодрыга - 3 градуса выше нуля. Ветер. Дождь. Поздно проснулись. На ближайших вершинах лежал свежий снег. Утром Серый героически в одиночку развел костер и начал готовить завтрак, но время приближалось к обеду, и получился обед: суп и пюре с куриным мясом. Жорж активно рубил дрова, Миша нашел кучу (маленькую) каменного угля, сообща выработали верный способ разжигания костра (гексан, который легче поджигается, октан, который дольше горит, толь, дрова, наколотые из свай и т.д.). Не понятно, что делать. Погода почти не изменилась со вчера. Ян предложил после завтрака, который был обедом, алгоритм действий дня на два: мальчики (Миша, Ян, Жорж, Лас) рубят дрова, колют, т.е. делают заготовку; потом они идут за байдарками и затаскивают их до начала европейской воды, дальше возможный перерыв на ужин и сон в лагере, потом вторая часть вещей переносится к байдаркам, они собираются и доводятся до базового лагеря, в котором все остальные по возможности сушатся, отдыхают, жрут, готовят. Этот вариант был, в принципе, одобрен всеми. [Ремарка Ани: Ну, нет, это стратегически неверно!] [Ремарка от Мухи: Извините, а кто его одобрял?!] Миша решил отложить решение о действиях часа на 2-3, за которые надо бы отдохнуть и просушиться.
Через 2-3-4 часа ничего не изменилось, хотя погода несколько улучшилась - на 15-минутный заряд дождя приходится полчаса, а то и больше, без дождя; ветер по-прежнему шквальный. Серый и Марина предлагали и реализовывали сами способ сушки с помощью горячих камней. У Яна получилось чуть подсушить портянку. Часа в 4 Серый организовал чай. Лас и Маша, охваченные жаждой деятельности и недовольные простоем, пошли вдвоем вперед, посмотреть на возможности перемещений, погодные условия, перспективы бытия. Температура 3 градуса. Выживаем. Миша, Ян, а вскоре и Жорж, и Лас стали готовить сначала дрова, а потом ужин. Вернувшись, Машка с Ласом сообщили о том, что спустились к истоку (2.3 км по навигатору) и видели долину реки. Растительности, сказали, мол, нету. Надеются, что в ложбинках есть кусты, но они их не видели. Нашли три склада дров: 1) сломанные нарты; 2) остатки балка; 3) какие-то доски. Ближайший за мысом горы. Исток реки очень крут, по описаниям Ласа и Мухи, почти водопад. Они считают, что можно там пустые байдарки провести. Затем еще метров 200 круто, надо проводиться, вряд ли можно плыть. Также сообщили, что мы опять-таки были очень правы, встав здесь - по берегу озера вплоть до истока только болота и каменные языки, никаких ложбинок нет. Погода весь их путь и далее была такой же, как в лагере. С началом приготовления ужина погода испортилась вновь - периоды без дождя постеренно сошли на нет. Ужин: вкусно, но мало. Вряд ли нашелся бы человек, отказавшийся от добавки.
Последние две еды спас Серовский сублимат. (Как выяснилось впоследствии, Ян и Серый, независимо друг от друга, в эти суровые дни ели ложками холодное рассыпчатое топленое масло, не испытывая при этом никакого отвращения. Калории, однако.) Миша считает, что завтра надо после завтрака пойти всем за байдарками и едой, что донести их надо сюда в лагерь, т.к. собирать байдарки в болоте неправильно и неприятно. Во время приготовления ребятами ужина у Таньки родилось название Анько-Жоржовского коллектива. Поскольку имена их не очень сочетались, "соединение фамилий отражает в общем их лысость, силу и могучесть, и они теперь зовутся вместе "ГроМ". Долго уже тлеет идея конкурса на название Мише-Марининой лодки (поскольку, по мнению некоторых, всякие злоключения с ней происходят именно по причине ее безымянности). Принимаются заявки. Температура 3,4 градуса. Серовскую палатку снова корежит ветром. Это постоянный процесс. В качестве одной из палок вставили спиннинг. Вот так начался последний месяц лета. [Ремарка Жоржа: Сыробурмалиново...]
P.S. О новых модах. В моду вошли непромокаемые безрукавки из больших плотных пакетов для мусора (V=120 л). В пакете проделывается отверстия для головы и рук (путем разрезания, разрывания, откусывания ненужных частей и др. способами), после чего пакет одевается под плащ. Достоинство: не пропускает ветер и, что особенно актуально для господ с промокающими плащами, которыми (господами) являются все, кроме, быть может, Ласа, Мухи и Тани, пакет не пропускает воду. Недостаток: Пакет рвется и быстро приходит в негодность. Клеится скотчем, который не держит. Лучше всего надевать этот панцирь под мокрую штормовку поверх чего-то еще сухого (свитера или рубашки). Также улучшают качество жизни небольшие полиэтиленовые пакеты, в которые упаковывают ноги перед тем, как обмотать их портянками.

2 августа 2002 года. Пятница. 15 день. 3 день волока.

А мы думали, что вчера была плохая погода! С вечера пошел дождь, ветер сильный; если вчера примерно раз в полчаса были просветы и дождь переставал, то сегодня - никаких перерывов; разверзлись хляби небесные, одну огромную низкую серую тучу гонит над землей холодный ветер и нет этому конца. После завтрака ничего в погоде не улучшилось, но идти надо. Облачились в черные мешки-панцири и пошли, оставив в лагере Людмилу (вышли в час дня). За ночь их палатку снесло окончательно и залило. Дошли до вещей довольно быстро. Перепаковались и пошли каждый своим темпом. Около первого послеперевального озера Серый, Маша и Аня стали собирать байдарки, а Миша и Ян донесли до лагеря. [Ремарка Жоржа: Дальше кончики...] Лас, Маша и Серый, буквально скрипя зубами, собрали две байдарки - "Тундрик" и "Малышку Мю"; непосредственный контакт с мокрыми алюминиевыми деталями при температуре 3 градуса и постоянном ветре оставляет неизгладимые следы в сознании каждого... Лас и Серый грелись спиртом, но он не особо помогал. Тем не менее, обе байды были собраны очень быстро (точное время, понятное дело, никто не замерял), и они (не байды, конечно, а Серый, Муха и Лас) уже начали беспокоиться об Ане с Жоржем, которые в это время делали вторую ходку и притащили оставшиеся вещи к озеру. Их байдарку (чтобы не собирать) и вещи, а также часть вещей, отобранных у Марины, разместили в Серовской и МухоЛасовой. Серый пошел в лагерь, куда добрался совершенно окоченевший. Впрочем, все пребывают в полумертвом состоянии, потому что холодный дождь и сильный ветер не утихают ни на минуту. Из-за ветра плыть по озерам не представлялось возможным. Более того, он поднял такую волну, что вдоль подветренного берега байдарки пришлось вести парами, отталкивая нос и корму от берега, на который их выкидывало поистине океанское волнение. Берег состоял из больших скользких камней, Лас и Жорж начерпали в сапоги ледяной воды. [Ремарка Жоржа: Тут меня завернуло... Отступаясь от жанра: хуже мне бывало весьма нечасто.] Когда подходила большая волна, оставалось только ее пережидать, байдарка при этом била бортом по колену, и если нога в этот момент застревала между камнями, то ощущения получались острыми. Наконец, дошли до поворота береговой линии, чудом не переломав ног. Дальше вести было относительно просто - корабликом по болотистому (но умеренно) берегу. По дороге подобрали кусок деревянной балки - такими вещами нынче не бросаются даже в самые хреновые моменты. За сколько времени они дошли до лагеря, никто не помнит, поскольку его даже не пробовали замерять, но это было изрядно долго.
Тем временем в лагере Миша собрал байдарку, а Ян сварил обед. Все это происходило в тех же неимоверных условиях. Ребят на байдарках все нет. Ждали их часа два уже с обедом. Ян ценой неимоверных усилий сохранил его горячим. [Ремарка от Мухи: За что ему большое спасибо!] На сладкое был кисель, который Ян варил впервые в жизни и на редкость удачно. Потом он вместе с Мишей собирал свою байдарку и чуть было не умер над упрямым фальшбортом, но тут пришел веселый, изрядно принявший Лас, сказал, что фальшборт - это фигня, и тем Яна спас, отправив его в палатку. Все разбрелись. Серовскую палатку расселили: Жорж к Таммам, Аня к Яну и Тане, а Серый с Людмилой - к Маше. Осмотрели как следует Серовскую руку - все не так плохо, как казалось вначале, но все равно впечатляет: два участка (примерно 3*3 и 2*2 см) без кожи, волдыри; каждый день перевязка и большие дозы Спасателя.
К вечеру погода не изменилась. Когда Марина вылезла готовить ужин, одев мокрые штаны и сапоги, было около трех градусов. Дров нет. Случилась микро-истерика, но Миша и Жорж стоически вылезли из теплых спальников, накололи и напилили дров и сварили ужин. Как и обычно в последние дни, разнесли еду по палаткам. При колке дров на завтрак сломался топор...

3 августа 2002 года. Суббота. 16 день. 1 день вниз.

Погода, кажется, забыла о своей склонности к изменениям. Однако, сегодня всем спалось теплей, поскольку плотность населения во всех палатках (кроме Серовской) повысилась. Замечаем всякие плюсы жизни. Кроме тепла в палатке очень радует завтрак в постель. Избалуемся!!! После поломки топора дрова кололи, забивая лезвие топора камнями или досками. В результате это занимало раза в два больше времени. Долго и с трудом собирались, Аня с Жоржем дособирали свою байдарку, в конце концов пошли. Провелись по протоке метров 50, после чего впали в озеро Верхняя Хойла-ты. [Ремарка Жоржа: Трусливое бегство и чудесное спасение.] Серовскую байдарку вели вдвоем Аня с Машей, Серый (с обожженной рукой) шел по берегу с камерой. Периодически дождь, но не очень сильный, ветер тоже, вроде, стихает, но есть.

Сначала пытались вести байдарки вдоль берега, потом плюнули и поплыли, хотя против ветра грести тяжело. Подплыли к истоку реки и решили устроить обед, совмещенный с обносом, у разрушенного балка. Очень холодно. Марина минут 40 боролась с костром, т.к. дрова совершенно сырые и гореть не хотели ни в какую. В конце концов совместными усилиями костер все же заставили гореть. К началу обеда все вещи и байдарки уже были перенесены вниз, дальше проводка по протоке с кучей камней. Лас и Муха за время обеда заклеили свою байдарку, в которой, видимо после вчерашних подвигов, обнаружилось два немаленьких кингстона (так что Лас, плывя по озеру, все время боялся затонуть).
Координаты обеда (ISTOK): N 66o36.67' E 063o51.38'. 01-aug-02. 11:51. C1-ISTOK = 2.3км

Пообедали, запасли дров на ужин и двинулись дальше. Дождь перестал, изредка морось.
Проводились очень долго и муторно, метров через 300 река наконец собралась в одну струю, по которой можно было немного проплыть, после чего стали думать о месте для стоянки, т.к. дальше берега - ровные как стол и, судя по всему, болотистые. Нашли по левому берегу ложбинку, где и встали очень кучно. Место под палатку Маши и Ласа готовили, выворачивая камни, поскольку уже готового ровного было очень мало. Выворотили около 0.5 куб.м. Аня с Жоржем пошли назад за дровами, поскольку их все-таки мало, а дорога от реки отходит, и дальше вряд ли можно что-то найти. Серовскую палатку решили пока не ставить.
На ужин был целый кан добавочного геркулеса, который сварили в силу жора и трудности условий. Ян весь вечер чинил свою байдарку, в которой расклепался кронштейн. По его собственным словам, "кронштейн на шпангоуте, державший привальный брус под фальшбортом расклепался и он его заклепал". Наконец, где-то через час после ужина вернулись Аня с Жоржем и кучей дров, часть из которых использовали для просушки вещей (при переходе около лагеря через реку Жорж запутался в ногах и снова мокр). Начался дождь, все расползлись. Без топора обходимся, но очень выручает цепная пила, без нее было бы совсем грустно. Всем рекомендуем брать такую с собой.
Координаты стоянки (С3): N 66o36.77' E 063o49.46'. 04-aug-02. 04:44. ISTOK-C3 = 1.4км

4 августа 2002 года. Воскресенье. 17 день. 2 день вниз.

С утра дождь, поэтому подъем получился очень поздний - около 12. Палатке Яна завтрак дежурные (Муха и Лас) приносили в постель. Тем не менее, погода не самая мерзкая (знавали и похуже!) - мелкая морось, ветра нет. Утром Маша и Лас видели полярную сову совсем недалеко от лагеря. Вышли ближе к двум. Опять проводка, река разбивается на несколько проток, куча камней с глубокими щелями между ними. Идется очень медленно. Однако, один участкок даже плыли - по занятным протокам, в русле много островов, покрытых травой, но вода высокая, и они частично залиты; придумалось название - учебный полигон для водного слалома. Лавировать нужно много, но все препятствия мягкие. Прошли примерно 850 метров по прямой от ночевки и уперлись в очередной обнос - вода тонкими струйками между камней стекает с большим падением. Слева по ходу глубокая мощная струя с большими камнями, ниже переходящая в мелкие струи между камней, а справа - большой рукав, быстро исчезающий, по нему и шли. Все это метров 200.
Пока переносили вещи, у Яна обнаружили дыру сантиметра в 4, посовещались и решили совместить заклейку с обедом. В процессе приготовления обеда в просвете туч несколько раз над горами показывалось голубое небо. Вокруг очень красиво - часть гор черная, а многие покрыты свежим снегом (который уже дня 3 не тает). На одной из ближних гор виден настоящий ледник.
Координаты обеда (L4): N 66o36.87' E 063o48.33'. 04-aug-02. 10:53. C3-L4 = 0.8км

В процессе обеда стало холодать. Лас обжигал топор в костре, стремясь избавиться от эпоксидки и вытащить забитый утром гвоздь. После обеда стали проводиться. Камни на дне крупные, между ними глубокие дыры и из-за темного цвета камней не видно, куда ставить ноги, приходится идти на ощупь. Маша ведет байдарку Серого, Аня и Жорж свою по очереди, остальные по одному. В какой-то момент поплылось, и еще как. Случилось это несколько неожиданно. Аня поплыла одна, думая, что плыть недалеко, и в итоге Жорж шел по берегу. Когда она проплывала мимо Людмилы, та крикнула ей: "Жорж, почему ты оставил Аню?". Муха услышала, что она кричит, и засмеялась, а Аня - нет, но отвлеклась и села на камень. Река расширилась, но воды много. Глубокая протока без камней с отмелями. Примерно через километр подобрали остальных. Лас плыл один, Маша капитанила у Серого и Людмилы. Серый сказал, что он первый раз плывет матросом. Река все шире, в итоге вплыли в озеро, достаточно большое. Все стали забирать к подветренному берегу, а Ян, не знавший об опасности шквала, попилил напрямик через середину. На другом берегу еще издали заметили какое-то строение, которое оказалось брошенным передвижным (на полозьях) балком. Взяли несколько досок, Ян и Таня нашли кружку для Миши (его кружка уплыла еще на Бурхойле). Поплыли дальше, пересадив Серого к Жоржу и Ане, поскольку Маша и Людмила на озере очень отставали, без руля (который у Серовской байдарки сегодня отвалился) жутко сносило ветром (было похоже на вмешательство неких мистических сил - даже если оба гребли только левым, байдарку все равно заворачивало как раз налево. Приходилось через каждые пять гребков табанить.).
Скоро доплыли до порога. Не очень сложный с крупными стояками, выраженной струей и уловом за выходом. Сразу за ним - второй, более длинный на левом повороте из четырех условных ступеней, есть второй рукав. Вход не очень ясный, дальше более-менее нормально, последние две части - месиво из камней, и их с берега не видно.
Первый порог плыли все байдарки. Во второй Аня не сумела нормально войти, и байдарку снесло, в итоге проводились по левому рукаву, что, пожалуй, было труднее, чем проплыть по правому. После порога плес, но из-за позднего времени и возможности начала каньона за любым поворотом встали на левом берегу на ровном месте недалеко от небольшого озерца. Серый впервые поставил свою палатку. Дежурили Аня и Жорж, было много гречки. Весь день после обеда погода была безветренная и без дождя, но прямо перед вторым порогом началась мерзкая морось, которая шла весь вечер. Ян с перерывом на ужин разбирал и клеил изнутри свою байдарку, закончил очень поздно. [Ремарка Жоржа: Прошу заметить: наше дежурство либо к каньону, либо к волоку, либо к тому и другому, вместе взятому.]
Координаты стоянки (С5): N 66o38.93' E 063o43.67'. 04-aug-02. 16:01. L4-C5 = 5.1км

5 августа 2002 года. Понедельник. 18 день. 3 день вниз, 1 день 2-го волока.

[Ремарка Жоржа: Еще волок, блин...] Утром погода прекрасная - не очень низкие облака, периодически даже просветы, температура при побудке (примерно в 10:20) - 11 градусов. [Ремарка от Мухи: И это, заметьте, "прекрасная" погода! Эк ведь нас...] После завтрака, к которому впервые за много дней был кофе, Ян продолжил чинить и клеить байдарку. Остальные, воспользовавшись моментом, сушились, перекладывали вещи, радовались жизни. Серый починил руль у своей байдарки, отвалившийся накануне (и идеально подошедший в качестве крышки на котелок) и решил попробовать поплыть сам, т.к. рука у него немного подзажила. Появились комары, но в небольших пока количествах. Костру вполне хватает запасенных досок и угля. Более того, уже можно найти небольшие коряжки от карликовой ольхи. На всякий случай оставили дров на обед, но к вечеру твердо решили дойти до границы леса. Серому удалось очистить топор от дерева и эпоксидки, и Лас насадил его на старое топорище. Температура поднялась до 14 градусов. Наконец, собрались и выплыли в 14:15. Несколько поворотов реки проплыли все вместе (Серый - на своей байдарке) - тихая, почти спокойная речка. Потом начался каньон.
Начался он мощным порогом, который пройти не рискнул никто. Долго его просматривали, ходили, совещались, наконец, решили по двое проводить байдарки (один контролирует кормовую веревку, другой - носовую). Для этого требуется определенный навык, скоординированность действий и умение быстро прыгать по большим камням, которыми завалено русло. Первыми пошли Миша и Жорж с Мишиной байдаркой. Прошли почти до конца порога, когда байдарку неудачно нанесло носом на камни, развернуло поперек струи и корму залило водой. Ничего не уплыло, но вытащить байдарку из воды удалось, только когда подошли Ян, Лас и Серый. Байдарку помяло, но не очень сильно.
Все пребывали в какой-то прострации, опять долго бродили, перетащили вещи наверх каньона, потом опять вниз, к потоку. Подвели остальные байдарки - Лас с Машей, Ян с Аней, по две каждая пара. Серый, которому надоело все это топтание, сел в свою байдарку и проплыл остаток порога. Его примеру последовали остальные (всех ловили у берега и помогали причаливать, т.к. струя очень сильная). Перед следующей шиверой (в которую, впрочем, порог переходил без всяких подготовительных плесов) встали на обед. Погода балует - солнце, комаров мало. Миша с Кэрри пошли вперед на просмотр пути. За ним последовали Муха, Лас и Таня. Отставший Ян лег загорать и заснул, остальные обнаружили на обратном пути, углядев в бинокль, его тело.
Миша принял решение делать волок, т.к. дрова стремительно заканчивались, а есть все еще хотелось. Километрах в 7-10 (мнения разошлись) увидели лиственницы. После обеда собрали рюкзаки, оставив на берегу байдарки, немного дров, угля и еды на обед следующего дня. Погода была прекрасная. Как говаривал Жорж: "Сегодня нам показывают столько красот!!!" (но камеру оставили на берегу у байдарок). Шлось хорошо. Первый 15-минутный переход шли по каменистой тундре, не удаляясь от реки. На первом привале все рассуждали о легкости рюкзаков и прогулках в хорошую погоду, а также о вредности и полезности суеверий и примет. [Ремарка Серого: обносить каньон быстрее и легче, чем плыть по нему, ещё проще было бы проехать на вездеходе, но у нас, вроде бы, планировался водный поход...] [Ремарка Миши на ремарку Серого: планировать можно все что угодно, но когда вопрос стоит ребром, полюбому надо выживать.].
Решили попробовать идти по полчаса. Маша и Лас все время убегали вперед, поэтому время замеряли и выбирали дорогу они. Начались болотца, пока еще неглубокие, скорее просто мокрый мох. Второй привал делали между ручьем и вездеходной дорогой. За 30 минут никто не отстал, решили идти так и дальше. На следующем переходе болотца стали поглубже и встречались распадки, заросшие кустарником. Вообще стало заметно, что лес близко. В одном из распадков, решив, что кусты у самого берега кончаются и там есть бровочка, пошли туда. В итоге шли через растекшийся ручей, заросший ивняком по пояс. На третьем и четвертом переходе от реки тоже особо далеко не отходили, да и болотца там были явно меньше, чем выше. Но тем не менее все (кроме Людмилы и Ани, шедших в сапогах) стали периодически подмокать. Где-то ближе к третьему привалу увидели заросли березы на другом берегу каньона. Очень обрадовались. Четвертый привал состоялся на высоком берегу над рекой. На другой стороне внизу наблюдалась широкая, покрытая лесом коса, на которую выходила вездеходная дорога и где стоял балок-вагончик. Раздали шоколад. Ян, несший тяжелый рюкзак, явно устал и стал спрашивать: мол, какая у нас цель, ведь до леса мы уже дошли. На что Миша ответил, что дошли-то дошли, но добраться до него не можем. Берег очень крут и высок. С нашей стороны в распадках лежат снежники, никаких деревьев нет.
Уже в начале пятого перехода наметили цель - кусок леса километрах в 2-2.5, как казалось, и ломанулись к нему напрямик вместо того, чтобы идти как раньше, вдоль реки. Напрямик оказалось сложнее и сильно мокрее, правда, было много недозрелой морошки. В итоге приваливаться было почти негде, и единственное место (которое к тому же почти совпадало со временем) было пропущено, казалось, что до цели очень близко. На другом берегу виден был лес (то есть кусты) и реку пересекала вездеходная дорога. Сильно уставший Ян стал предлагать идти туда и переходить реку вброд, на возражение, что не хочется сильно промокать, понятное дело, он вполне по праву говорил, что он и так мокрый, к тому же стало видно, что лес-цель, возможно, находится на острове, и без брода не обойтись. Серый предлагал встать в кустах у реки. Сделали привал. Очень напряженно обсуждали, куда идти. В итоге все-таки пошли к тому же лесу с перспективой еще одного возможного места впереди. И оказались правы. Когда подошли ближе, увидели отличное место на острове - большая ровная чуть мокрая моховая поляна, лиственно-березовый лес и огромное количество дров. Да, тут можно и дневать! В финале пришлось переходить протоку, где Маша и Лас, попытавшиеся пропрыгать по камням, поскользнувшись, промокли почти по пояс, а остальные благоразумно пойдя вброд, промокли ниже чем по колено. В общем, получилось пять переходов, плюс кусок до места (шестой), 2:45 чистого времени, 9,1 км по точкам. Ужин был примерно с 12 ночи до часу. Таня и Ян забрали все вещи, кроме байдарки, поэтому ими решено было оставить завтра Таню в лагере. Ужинали по очереди, потому что большинство оставили по одной миске на двоих на завтрашний обед. Легли спать в грустном предвкушении следующего дня.
Координаты стоянки (С6): N 66o44.12' E 063o39.76'. 05-aug-02. 17:55. L5-C6 = 9.1км

6 августа 2002 года. Вторник. 19 день. 4 день вниз. 2 день 2-го волока.

А думали, что не может быть хуже!!!

В лагере остались Таня и Людмила. В 11 восемь человек двинулись в сторону байдарок. Миша с Мариной изначально решили волочить свою, а остальные - сначала провестись, потом - подумать, но многие (Лас, Маша, Аня) заранее предполагали после проводки волочиться, поскольку вероятность пройти 9 км (по прямой!) каньона за один день крайне мала. Собственно говоря, многие были совсем не против пройти каньон по воде, пусть не за один день, однако нас сильно поджимало время - Яну с Таней и Мише с Мариной нужно 12 августа быть в Москве, то есть 10 на станции, а сколько мы будем идти остаток Хойлы, не знал никто. [Честно говоря, волочиться было очень обидно, поскольку в каньоне ожидался самый интересный сплав, да и вообще, неспортивно это как-то - обносить препятствия, и байдарки собирать-разбирать лень... Но пришлось смирится. :( ] При достаточно неплохой погоде (небо с просветами без дождя и ветра, иногда показывалось солнце) все время держась берега дошли до байдарок за 3 часовых перехода.
На последнем переходе увидели в русле водопад - порог около 20 м длиной при падении около 3 м, две струи, между ними посередине большой скальный зуб. Порог образовался на выходе коренной породы на поверхность. На месте готовили обед и собирались. Оказалось, что забыли соль, поэтому ели несоленые макароны, что многим не понравилось. Ян обнаружил, что ему не на чем сидеть в байдарке, потому что вчера он унес в лагерь все свои вещи. После обеда (примерно в 16:30) Миша и Марина отправились волочиться, а остальные - Серый, Лас и Маша, Ян, Аня и Жорж отправились вниз. Миша и Марина проволочились без приключений и уже в 20:30 были в лагере.
Координаты обеда (L5): N 66o39.523' E 063o44.106'. 05-aug-02. 11:49. C5-L5 = 1.1км

У водной группы приключений было больше. Сначала часть чуть-чуть проплыли, на следующей шивере Серый проплыл вперед, но в русле оказалось слишком большое количество камней, и остальные проводили. Маша с Ласом и Аня с Жоржем поменялись байдами, т.к. резиновую шкуру вести сложнее: плохо скользит по камням. Провели и следующую шиверу, после нее все переплыли на правый берег перед очередным порогом.
Иногда моросит. Серый опять поплыл вперед и выкинулся на камни перед правым поворотом, т.к. струя уходит влево и проплыть там почти нельзя из-за камней.
Координаты порога (V35-54): N 66o40.04' E 063o44.04'. 15:55. L5-V35-54 = 0.9км

Проплыли Маша и Ян, а Жоржа, шедшего последним, неудачно нанесло на камень и чуть не кильнуло, но он вовремя выпрыгнул и пригнал байду к берегу, упустив при этом весло, которое благополучно поймали внизу.
Мокрый до пояса Жорж отжался, Серый опять поплыл вперед, сел в середине на камни, но слез и исчез за поворотом (левым). Остальные проводили, потом опять переплыли на левый берег. Аня и Жорж не успели пристать и поплыли в порог вдвоем, успешно, хотя и каменисто. Остальные плюнули и тоже поплыли. За поворотом открылся водопад, до него довелись и по очереди перенесли через скалу все байдарки. Водопад впечатляет, сила страшная. Вконец испортилась погода, пошел крупный дождь.
Координаты водопада (V44-13): N 66o40.35' E 063o44.21'. 17:18. V35-54-V44-13 = 0.6км

Проплыли по одному следующую шиверу, приставали к разным берегам - Ян с Серым к правому, остальные к левому, и велись дальше так. Вообще все пороги и шиверы отличаются большим количеством беспорядочно разбросанных камней и сильной струей, чистых сливов почти нет. Провели длинную шиверу, собрались вместе и стали думать, что делать дальше. Оказалось, что уже больше семи, а прошли мы около двух км (по прямой, а по точкам - 2.4 км), до лагеря осталось семь с лишним. После непродолжительных дебатов решили собираться и волочиться, т.к. по реке остается слишком много, не успеть, а погода мерзкая и уже чувствуется крайняя усталость. Также боялись начала настоящего каньона - первые 2-3 км всего этого участка берега просто обрывистые, с большими камнями, подниматься наверх трудно (камни осыпаются), но можно, а дальше начинаются скальные стенки по обоим берегам (со снежниками на южном, нашем), и наверх уже не выбраться.
Судя по карте, среднее падение реки на этих 9 километрах - 15 м/км, причём основное падение приходится на начальный участок. Насколько мы видели сверху (увы, шли мы этот участок в темноте, поэтому не засняли, а некоторые пороги очень красивы...), через некоторое время после места нашего выхода река становится чуть попроще - пороги и шиверы глубже, гораздо больше мест, где можно плыть (но и проводка все равно неминуема), появляются прижимы под скалами и большие косы. Тем не менее, мы все равно не успеем это пройти, да и опасно это в таком состоянии. Поели орешков и выпили по глотку спирта, что хоть чуть-чуть согрело, потому как холодно - жутко. Яна хватило на то, чтобы сказать тост, а Серого - на то, чтобы его снять. Вообще-то, не очень понятно, как нас еще на что-то хватает. Собрались под дождем где-то за час, у всех очень тяжело, не смогли даже взять гитару (хоть она и сломана - пополам переломан гриф - не выжила на перевале).
Координаты схода (V51-45): N 66o40.80' E 063o44.15'. 18:56. V44-13 - V51-45 = 0.8км

Вышли. Дождь, очень скользкие камни. На первом же привале стали обсуждать вариант бросить вещи на полдороге (у балка), т.к. иначе не успеваем в лагерь - должны мы там быть в час, в 1:30 они выходят по реке нас искать. Дождь и туман, половина сильно отстает и есть опасность потеряться в тумане, к тому же, начало темнеть. За 4 (?) перехода по 15 минут дошли до балка и решили вещи бросать, т.к. идти с грузом в таких условиях просто опасно. Бросили байды, взяли два рюкзака и побежали вперед вдоль реки. Успели еле-еле - перешли на остров и в ивах (куда нас занесло совершенно случайно!) встретили Мишу, Марину и Людмилу, которые уже пошли нас искать со спиртом и аптечкой - было 1:30 ночи. В лагере часть сразу уползла в палатки, а часть грелась у костра и поедала блинчики, которые тут же и жарились. Ждавшие в лагере страшно переволновались, даже толком не ужинали. Дождь все идет. В конце концов, допекли и доели блины и все расползлись.

P.S. Ситуация (замеченная Машей 6 августа 2002 года). Полярный Урал. Кондовая тундра. Ситуацию описывать долго, но можно просто сказать, что она - хуже некуда. Ситуация просто хреновая. Сидят на камнях люди. И один другому говорит: "Знаешь, меня очень волнует экономическое положение в Америке.".

7 августа 2002 года. Среда. 20 день. Альтернативная дневка. 3 день 2-го волока.

Почти день отдыха. Проснулись поздно, т.к. приходили в себя. Дежурные не будили, за что отдельное им спасибо. Когда все проснулись и почти позавтракали, было решено в том же составе идти за оставленными байдами. Вышли в 15:10, обещали вернуться через 3 часа, строго-настрого наказали оставшимся (Марина, Людмила, Таня), чтобы к этому времени был готов обед. Вместе со всеми вышел Миша, на вопрос "С нами ли ты?" ответил "Нет." и куда-то исчез. Вернулись через 2.5 часа. По дороге к байдам развлекались морошкой и леммингом. Лемминга нашли в овраге у самого балка. Безуспешно ловили вчетвером несколько минут, пока, наконец, Муха не догадалась изловить его кепкой аки сачком. Минут 10 разглядывали его и всячески обсуждали, после чего немало потрудились, чтобы изгнать лемминга из кепки и препроводить обратно в нору. Муха назвала этот процесс "закатыванием лемминга в лузу".
Дошли до вещей, перепаковались, Жорж убежал вперед с байдаркой Серого и так и донес ее до лагеря. Ян тоже вышел вперед, но решил пойти напрямик, что было не легче - по болотам и кустам. Муха, Лас, Аня и Серый дошли за два получасовых перехода с привалом в морошковом болотце. Дошли без проблем к почти готовому обеду. Вылетел комар и очень докучал при сборке байдарок. Намордник в кои-то веки опять стал вполне актуальной вещью. По возвращению в лагерь мы узнали, что Миша ушел за гитарой. Вернулся через час после нас, аккурат к обеду. Пришел он малость повеселевший, говорит, что до гитары дошел за 1 час 28 минут.

Между обедом и ужином в 3 пополудни произведена продуктовая ревизия (Марина, Людмила, Таня). Ее результаты:
1. Супы: горох. с копченостями - 17 п., куриный с рисом - 3 п., вермишелевые - 11 п.; 2. Картошка сухая - 12 п.; 3. Молоко - 5 п.; 4. Куриный бульон - 6 куб.; 5. Мясо-сублимат - две 1.5 бутылки и две 0.5 б., колбаса - 2 больш. батона, 1 средн., 1 корейка; 6. Чай 1.6 кг.; 7. Яичный белок + 8. желток; 9. Соль - ок. 2 кг; 10. Мука - ок. 4кг; 11. Пшено - ок.2 кг; 12. Гречка - на 1 раз; 13. Вермишель - ок.5 л (3 еды); 14. Горох - 2.1 л (1 еда); 15. Чечевица - 0.5 еды; 16. Подсолн. масло - 2 л; 17. Сухари - ок. 3.5 л; 18. Хлебцы - 40шт; 19. Печенье солен. - 0.5 кг; 20. Чеснок - 14 шт.; 21. Ирис - ок. 40 шт шоколадн., 30 шт. с орехами; 22. Курага - 45 шт; 23. Лук - 10 шт; 22. Масло топленое - 2 кг; 23. Сахар - 2 л конфеты, 1 кг песка; 24. Сухофрукты (смесь) - 200-300 г (1 еда штук по 5-6); 25. Изюм - на донышке; 26. Кофе - 125 г; 27. Геркулес - 1.5 л; 28. Zuko - 17 шт.

Остаток дня собирали байды и разлагались кто как умеет. На ужин Марина устроила шикарный горох с беконом. Серый поймал несколько хариусов (кажется, трех). Вечером долго и много разговаривали о разном, шутили, писали дневник, предавались воспоминаниям о перевале и прожитых трудностях. Ощущалось, что скоро конец похода, а вечеров с разговорами и костром/чаем было ой как немного. К часу постепенно расползлись, лишь Ян и Жорж медитировали на костер.

8 августа 2002 года. Четверг. 21 день. 5 день вниз.

Подъем непоздний, погода, можно сказать, балует - облака, но есть просветы, иногда даже солнце, ветра нет, достаточно тепло. Позавтракали, не спеша собрались и вышли. Провели байдарки по ближнему (левому) рукаву, после слияния рукавов проплыли поодиночке шиверу и попробовали после нее плыть все, т.к. по берегу идти очень неудобно. Скоро, однако, пришлось матросов высаживать и проводить, т.к. река разбивается на несколько узких проток, много мелей и камней. Спугнули дикого гуся, который прятался в кустах в полуметре от проплывающих байдарок. Наконец-то началась нормальная уральская река, камни в русле не очень большие, приятно и плыть, и проводить. Наконец река собралась в одно русло, у слоистой скалы по левому берегу, в этом месте на правом берегу сделали техническую. После нее поплыли все вместе, река - сплошная радость - по берегам выходы скал, очень красиво, течение быстрое, частые перекаты и порожки, несложные, с чистой струей. Река сильно петляет. Примерно через час встали на обед на правом берегу на галечной косе, выше - болотце со спелой голубикой. Ян и МухаЛас вытащили байдарки посмотреть на предмет дыр, но не клеились.
Координаты обеда (L8): N 66o45.76' E 063o31.42'. 08-aug-02. 08:12. C6-L8 = 6.8км

Погода хорошая, все расслабленные. Сделали второй костер для просушки поп, промоченных стояками. Собирали и приносили Жоржу для описания разные камни. От ночевки прошли почти 6 км, чуть ли не впервые за весь поход. Неспешно собрались и выплыли. Места вокруг отличные, река - тоже, но рыбы нет, хотя ловить пытались.
Достаточно быстро впали в Юньяху (хотя самый этот момент заметили не все), перекаты постепенно стали пропадать, но течение еще довольно быстрое. Сделали техническую у домика по правому берегу, который оказался совсем жилой, рядом с ним в глине видели старые следы медвежонка. Перед самой технической Муха с Ласом утопили кружку и долго наблюдали, как ее волочит по дну, но достать не смогли - глубоко. И опять веслами...
На первой технической на Юньяхе обнаружено: Дом жилой чистый - 1 шт. Следы медвежьи второй свежести - много шт. Комары голодные, занудные, малость агрессивные - без счету. Тамм утверждает, что в этих широтах медведи - явление значительно более наблюдаемое, чем вездеходы. Как бы не так. Течение слабеет, много плесов. С утра была идея постараться доплыть до фермы Юньяха, но она постепенно рассосалась, т.к. до нее от устья Хойлы 18 км по прямой, а река петляет сильно и плывется медленно. После третьей технической до фермы оставалось 12 км, и решили плыть еще немного и искать место. Дежурных Машу и Ласа выпустили вперед, и они нашли отличное место по правому берегу - высокий берег, на нем сухой лужок с цветами и березами. Приготовили и съели ужин, и решили на второй ужин сделать пончики, которые готовили коллективно. Пончики удались, под них распили Zuk'у с остатками спирта, Ян и Таня сказали по тосту. Взрослые вспоминали походы своей молодости. Завтра разделяемся - Миша, Марина, Ян и Таня уходят вперед, остальные остаются еще на день или два, поэтому поделили все продукты и вообще всячески прощались.
Координаты стоянки (С9): N 66o41.77' E 063o12.77'. 08-aug-02. 15:37. L8-С9 = 16км

9 августа 2002 года. Пятница. 22 день. 6 день вниз.

Вечером решили, что в целях ускорения утром побудка будет ранней и общей - пока дежурные готовят завтрак, остальные собираются и, в итоге, все бодро и быстро выплывают. Рано встать не получилось - только часов в 9 вылез Серый и всех разбудил. До сих пор непривычно, когда легко удается разжечь костер - погода опять замечательная (по меркам этого лета) - дождя нет, облака с просветами, гнуса - умеренно. Рано выплыть тоже не получилось - собрались все, в общем-то, уже к завтраку, но потом долго ели, пили чай, тормозили, мыли и делили посуду (а также кухню, т.к. непонятно, доведется ли еще вместе пообедать), и выплыли примерно в 11:40. На завтрак был несоленый геркулес, который все долго обсуждали, так же как и то, что неразумно поручать его готовить Маше, которая геркулес не ест в принципе. Еще был приготовленный Серым омлет из яичного порошка, им же и сублимированного, который прошел на ура. Плыли в обычном ритме - час на воде, минут 10 - техническая. Вскоре проплыли впадение Западной Лагорты, отмеченное небывалым скоплением людей - выглядело это очень необычно: до этого, на всём маршруте, после Бурхойлы людей мы не встречали. А тут было, как минимум, три группы - охотники с ружьем на правом, пара человек с палаткой на левом и группа пеших туристов с лагерем к глубине кустов на правом. Последние попросили их перевезти на другой берег. Мы были не против задержаться на 10-20 минут, но в ходе переговоров выяснилось, что лагерь у них не собран, люди еще спят, и предлагается нам подождать 2-3 часа. На наши возражения, что мы спешим, и плыть нам очень далеко, представитель группы без тени смущения заявлял, что мол, чего вам, "вода большая, течение быстрое, легко доплывете". Мы очень возмущались.
Стремились к ферме Юньяха, слабо надеясь, что она функционирует, и можно будет отправить спешащих на попутном плавсредстве или наземном транспорте. Река ненадолго стала типично уральской - быстрая, местами мелкая, с косами и перекатами. Через 3 перехода пристали к пригорку с фермой. Сразу видно, что цивилизация отсюда ушла.
Пройдя мимо заржавевших аппаратов для дойки, поднялись к разваливающимся деревянным домикам, и вдруг из тишины возник гул вездехода. Прямо к нам, малость обалдевшим, выехал открытый вездеход с кучей пестро одетых людей. Оказалось - туристы из Литвы, едут в Азию на Большую Лагорту. Вездеход останется там порыбачить, так что подвезти до Усы никого не сможет. Литовцы ждали его три дня в Сивой Маске. Изначально планировалось, что через Усу их перевезет большой вездеход, но он сломался, так что вещи пришлось перевозить на лодках - маленький с полным грузом переплыть не мог. Помахав литовцам платочками, поплыли дальше, тем более, что солнце скрылось и пошел довольно сильный, хотя и непродолжительный, дождь.
Координаты фермы (FERMA): N 66o37.62' E 062o59.97'. 09-aug-02. 08:20. C9-FERMA = 12км

Минут через 40 доплыли, наконец, до Грубею. Перед этим встретили двух местных рыбаков из Горняка с собакой, которые стоят здесь уже месяц и заготавливают рыбу. На обеде они к нам подходили, показывали сига и говорили, что где-то недалеко от впадения Грубею есть озеро, в котором много щук. На обед встали прямо в устье Грубею на небольшой косе слева по течению обоих рек. Дров оказалось очень мало, и Лас сплавал на другой берег, вернувшись с охапкой еловых веток. Дождя нет, но облака низкие, прохладно. Пообедали без приключений. Тепло попрощались с отплывающими товарищами, пожелали им попутных вездеходов; строго наказали не скучать на море - они обещали. После отплытия отделившихся товарищей подошли рыбаки, которые весь обед крутились поблизости: забавлялись со спиннингом и корабликом, понуро ходили, неуклюже плавали на неуклюжей лодке и проч. Рыбаки опять стрельнули сигарет, за что продемонстрировали Серому сига и поведали, что рыбы нет из-за высокой воды. Впоследствии Серый активно проверял эту информацию, информация подтвердилась.
Координаты обеда (L9): N 66o35.70' E 062o54.03'. 09-aug-02. 09:41. FERMA-L9 = 5.6км

Покончив с послеобеденными сборами, начали подъем по Грубею. Проводка простая: с косы на косу ни разу не замочив ног. Проводились полчаса (600 с чем-то метров по навигатору). Встали на симпатичной косе на левом по ходу берегу. Высланная разведка лучшего места в обозримой перспективе не обнаружила. Лагерь ставили быстро, весьма опасаясь дождя. Дождь пугал до самой ночи, но пойти так и не удосужился. Серый вечером и ночью не оставлял попыток кого-нибудь поймать; результаты - см. выше. На предстоящую дневку настроили кучу планов: наловить рыбы на мифическом озере, сходить по грибы (и, может быть, ягоды), устроить баню, спать и бездельничать сколько лезет; для одного дня явно многовато. За ужином - подсчет продуктов и тихая, задушевная беседа о том, как их распределять по завтракам, обедам и ужинам. NB: вообще к концу похода вечерние разговоры об искусстве, науке, занимательной географии и не менее занимательном спорте, Инете, а также прочих высоких материях плавно вырождаются в обсуждение того, что, когда и как сожрать... Во всех отношениях приятный вечер, комар умеренно приставучий.
Координаты стоянки (С10): N 66o35.87' E 062o54.74'. 09-aug-02. 14:40. L9-С10 = 0.6км

09.08.2002
Уйдя первыми с обеда (17:00) по Юньяхе, мы вышли к самому яркому солнцу за последнее время. Оно слепило Марину и Мишу, а Ян и Таня были в очках. После первой технической стало ясно, что эффективнее всего делать их по требованию, и поэтому мы просто старались не выпускать друг друга из вида. После солнца попали в приличную грозу, правда, в ее краешек. Да, судя по всему, оставшимся в походе на дневке тухнуть не придется, только гнить.
Стали искать место для ночевки с 22:00, с 23:00 - было очень трудно что-нибудь приличное найти, берега очень высоки. Наконец окончательно определились и высадились - отличное место! Итого, судя по солнцу, мы плыли на запад, а под конец - на юго-запад. Время в пути соответственно около 6 часов грязного и 5 с половиной чистого греба.
В 23:49 Марина позвала всех на ужин. К этому времени Таня, Ян, Миша поставили палатки, и ребята принесли дров. Была на ужин долгожданная гречка с колбасой. Даже Кэрри перепало немало.
Дальше мы перешли в условное время. А было это так: сидели у костра, Миша рассказывал о своих планах и возможностях, потом объяснял Яну высшую и элементарную математики и их связь. Когда решили ставить будильник, Марина достала его из нагрудного кармана и протянула Тане. Таня поставила будильник на 7:30 и увидела, что у него мигают минуты. То так 23:.., то так 23:37. Таким образом обнаружили несоответствие времени, часы сбились. Было решено перевести ровно на час назад, но никто точно сказать не мог, сколько мы сидели у костра.

10 августа 2002 года. Суббота. 23 день. Дневка у оставшихся.

Погода не дневочная - периодически дождь, небо затянуто, поэтому половины планов не осуществили. После завтрака стали делать баню - полиэтиленовая труба, тамбур из тента, внутри очень тесно и поддувает снизу. Первой пошла Аня и осталась очень недовольна, поскольку обязательно нужен помощник, чтобы подавал воду. Жорж пошел за грибами вверх по реке в лес, с навигатором. Маша с Ласом до обеда сидели в палатке. Серый пошел погулять минут на 20 и исчез где-то на час, т.к. ходить по берегу очень сложно - сплошной бурелом и много стариц. Прямо к обеду подошел Жорж, когда все уже стали потихоньку волноваться - грибов нет вообще. К этому обеду окончательно разработали рецепт приготовления сублимированного мяса - его нужно обязательно замачивать на полдня в холодной воде, а потом варить в небольшом количестве воды с большим количеством топленого масла, подавать, не заливая в гарнир. Получается отлично. После обеда продолжили помывку в бане, Маша и Лас ограничились мытьем головы. Жорж мылся последним, ему ассистировал Серый, подавая, кроме воды, еще и раскаленные камни, так что Жорж, кроме пользы (чистоты), получил еще и массу удовольствия. Периодически шел дождь, поэтому много сидели по палаткам - читали, писали дневник, слушали приемник.
На ужин Серый с Людмилой оперативно напекли блинов - к колбасе и последней соленой рыбке, из оставшегося теста, после долгих дебатов, решено было сделать пончиков, которые получились без дырки в силу жидкости теста и недостатка муки. Странно, но пончики впитывают гораздо меньше масла, чем блинчики. В процессе испечения пончиков пошел дождь, и все постепенно разбрелись, оставив часть пончиков на утро.
Весь день думали, как там наши отъехавшие товарищи, успели ли они и как им плывется в такую погоду; весь день также пили Zuk'у (без спирта), которой у нас какое-то огромное количество. Также весь день обсуждали шум ((мотора? трактора? катера? самолета? вертолета, вездехода, парохода, паровоза, водомета) нужное подчеркнуть), который (шум) то и дело (несколько раз) доносился со стороны Усы/Юньяхи. Теорий выдвигалось множество, обоснованных - три: катера на Юньяхе (отпадает), тепловоз на железке за Усой, водомет на Усе. Каждая из теорий имела своих сторонников и противников.

10.08.2002
Так рано мы еще в этом походе не вставали!!! Марина разбудила нас в 7:50. Скорость сбора палатки заметно увеличилась у Тани с Яном по сравнению с началом похода (раз в 10). К завтраку (!!!) гермы были уже в лодках. .
В 8:20 начали завтракать, а в 9:00 вышли.
Прошлым вечером Миша дал за ужином два прогноза на этот день:
Оптимистический: Лемва находится не ближе, чем в получасе, но не дальше часа, и Пессимистический: Лемва в 3-х часах хода.
Пессимистический прогноз не оправдался. Мы были в устье Юньяхи в 15:45, то есть через шесть часов упорной гребли почти без отдыха. Плыть было очень тяжело еще и от того, что по всем расчетам Юньяха уже давно должна была кончиться. Заметили двух огромных ястребов (размах крыльев больше метра). Наконец по берегам стали появляться одинокие катера без хозяев. Высадились уже в устье Лемвы возле трех коров, рядом с которыми людей не было. Перекусили сухофруктами и хлебцами.
Дальше все было понятней - Лемву проплыли очень быстро. ЯнТа догоняла Таммов (М&М's) с большим трудом. На Усе сначала было солнце, а затем мелкий дождь пеленой. Из последних сил мы добрались до деревни Абезь на левом берегу Усы. Казалось, что силы уже вообще иссякли - десять часов гребли… В поселке стоял катер с пьяным капитаном Костей - весьма колоритным коми. Миша как-то сразу предложил ему 400 рублей за транспортировку нас с лодками до моста. Это были бы для нас самые сложные - последние - пять километров: ветер в лицо и большая волна. Капитан нас взял, но в конце потребовал 500 р. В пути он дал Мише, Яну и Марине выпить какой-то водки. Спросил Таню - отказалась. "Я так и думал, - сказал он, - но у нас женщина-коми не отказалась бы". Костя плохо говорит по-русски. Речь смазана. Костя и Миша признали наличие у каждого из них deja vu по поводу друг друга: "где-то я тебя, Мишка, видел".
Слава богу, что последние 5 км нас везли!!! Невыносимо болели Танины руки и спина Яна.
Добрались до моста с бывшей розовой водокачкой. Марина пошла за билетами, Миша-Ян разбирали байдарки, Таня собирала дрова. Марина вернулась с 2-мя новостями:
+ поезд будет через 2,5 часа,
- билетов от Усы не продают.
Пока Таня готовила обед, Марина, разведя огонь, собирала рюкзак, потом помогала Мише. Обедать надо было быстро, т.к. решили выходить к станции за час (по нашим часам в 22:30). Мишке жалко было оставлять жизнеспособные детальки лодки, поэтому он засунул в шкуру 1,5 байдарки. Она получилась почти неподъемная.
Тяжелая дорога до поезда. Да еще и вагон, в который нам садиться остановился через 3 вагона от того места, где нам указали стоять. Спасибо местным жителям (поднесли "дуру"), который за труд взяли несколько сигарет у Миши и сказали, что "спасибо мы не отделаемся", вот в следующем году, мол, поймаете мне хариуса. Загрузка в Усе была не последней. Попили чаю со сладостями и апельсинами из буфета, принесенные Таней, доехали в общем вагоне до Инты (Таня даже заснула). Начальник поезда не проникся нашими просьбами. Марина побежала за билетами. Да!!! Компьютер в билетной кассе завис, билеты не купили. Следовательно, выгружаться. Быстро-быстро вывели собаку, вынесли мелкие вещи, а потом и остальное успели. Нам еще "добрая" проводница советовала брать справку, что компьютер не работает, чтобы начальник следующего поезда по этой справке мог выписать нам билет.
Ура! Следом скорый. Мы быстрее будем в Москве. Опять проблема загрузки, но ничего - справились. Загрузились в поезд, в котором почти все уже спали. Рассовав вещи (одна "дура", три рюкзака, сумка - бывшая кухня и гитара - бывший музыкальный инструмент) мы тоже легли.

11 августа 2002 года. Воскресенье. 24 день. 7 день вниз у оставшихся.

Погода с утра сносная, дождя нет, подъем был объявлен в 10, но вставали и собирались очень медленно, съели целый котелок каши и оставшиеся пончики, а вышли около 12. Поплыли сразу все вместе, позабавились водным слаломом с препятствиями в виде коряг и минут за 10 доплыли до Юньяхи. Маша с Ласом вспомнили, что забыли на месте ночевки банку со всеми блеснами и за 25 минут сходили туда-обратно. В траве по берегам реки попадаются кусты почти спелой красной смородины. Выплыли. Как и обещали позавчера рыбаки, до впадения Пальника сплошные плесы, дальше река хоть немного потекла. От устья Грубею по навигатору !! км до совершенно непонятной точки 11 и !! км до точки 12, которая оказалась не устьем Юньяхи, а каким-то притоком километрах в 5-7 от устья, а устье само не отмечено. Карт на этот участок нет, их все размыло на перевале, когда залило серовскую палатку. После первого часа остановились на техническую на левом берегу, и там в болоте нашли довольно много подберезовиков и чуть-чуть голубики. Проплыли еще два перехода. Если мерить по прямой, а по другому никак, то получается очень медленно. Завтрак был плотным, поэтому, особо не мучаясь, встали на обед часа в 4 на правом, довольно крутом, берегу.
Координаты обеда (L11): N 66o33.73' E 062o40.67'. 11-aug-02. 12:05. L9-L11 = 11км

За полоской леса - болото с морошкой (которой немного) и чисто символическим количеством черники, идет вездеходная дорога. Впервые за поход нашли два молоденьких подосиновика. Еды было опять много, за сегодня и завтра надо все доесть, так что пища поглощается в устрашающих количествах - 5 пакетов супа на шестерых уже не удивляют. Полный коммунизм на конфеты, которых еще позавчера вечером было две полных бутылки.
Погода просто прекрасная - солнце, в небе множество облаков самых разных оттенков, но опасности дождя нет. Днем было довольно тепло, но к вечеру существенно похолодало. Река - сплошная тоска, берега болотистые, нависающие кусты, медленное течение, много поворотов. Часов в 10 решили, что на сегодня хватит (до точки 12 оставалось 16 км) и стали искать место. Это оказалось сложной задачей. Дежурные МухаЛас раза три вылезали на берег в разных местах, но все варианты были с негодованием отвергнуты. В итоге, когда нашли-таки место, до точки 12 было уже 12 км, а времени было около половины одиннадцатого. Место, скорее, относилось к разряду ночных стоянок, которые одинаковы, но жить можно - левый берег, перед лесом - склон, заросший травой по пояс, сам лес довольно гнилой, за ним - пустое болото без ягод. Уже ощутимо темнело, когда поставили палатки, вспомнив опыт ночевок на перевальных камнях - кочек довольно много.
Запалили костер, погрелись, быстро приготовили ужин, который был весьма обильным - пюре с мясом, морковкой и грибами, Zuk'а, чай, жидкие конфетки из сладкого Яновского молока. Гадали, где сейчас пребывают отъехавшие товарищи, и долго решали, когда завтра вставать. Решили, что вставать надо в 8, выплыть - в 10. С тем и легли спать, не задерживаясь у костра. Кстати, нужно отметить, что рука у Серого зажила в какие-то неимоверные сроки - за 10 дней уже наросла новая кожа и надобность в повязке отпала. Вот что значит стресс и тяжелые условия жизни (а также, возможно, крем "Спасатель") - видимо, организм решил, что болеть в такой ситуации - себе дороже, и срочно решил восстанавливаться, пока не случилось чего похуже.
Координаты стоянки (С12): N 66o27.53' E 062o17.52'. 11-aug-02. 18:04. L11-С12 = 21км

11.08.2002
Сон. Онемевшие руки, грязные волосы (почему-то грязь стала замечаться именно в поезде). Соседка (физкультурница в детском саду из Воркуты, едущая на похороны матери) переселилась в соседнее купе, уступив нам место. Все хорошо относятся к Кэри. Даже проводники, понимающе глядя на то, как она легла на пол в проходе, говорят: "Да, жарко!". Долгие разговоры о походах, генеалогии Таммов и об Академии Наук. Руки "оттаивают", пирожки уничтожаются с огромной скоростью.

12 августа 2002 года. Понедельник. 25 день. 8 день вниз у оставшихся. 1 день дороги.

Ночью пошел дождь, который не переставал и утром. Иногда он делал перерывы, но все равно мокро и тоскливо. Вода сильно поднялась. С трудом встали в 8:40, позавтракали, попытались оперативно собраться и выплыли в 10:40. Плыть нудно и мерзко. Точку 12 проплыли на третьем переходе - это оказался какой-то приточек, а вовсе не впадение в Лемву. На следующей (третьей) технической решили, что плывем еще час и потом решаем вопрос об обеде (но на Юньяхе обедать не хочется). Погода чуть-чуть улучшилась, но не слишком. Берега совершенно испортились - сплошной ивняк, болотины, сапропель.
Плыли 1.5 часа вместо часа, зато остановились уже на впадении в Лемву возле дойки (было 15:55). Лас и Маша сходили наверх и нашли два балка и кучу детей, которые их испугались, но сказали, что сюда два раза в день ходит водомет, но сегодня его уже не будет (видимо, приплывает вечером и уходит после утренней дойки). Думали, что делать. Казалось, что, если делать обед, то на поезд сегодня не успеваем никак. Но упираться в дожде никому не хотелось, Серый, у которого вместо сапог, фактически, одни голенища, совсем замерз, так что решили не расстраиваться, если пропустим поезд, сейчас пообедать, а вечером доплыть до моста и, если что, садиться утром в местные поезда до Инты или Сивой Маски. Все такому повороту событий обрадовались, решили переплыть Лемву и встать на обед. Причалили у высокого правого берега с сапропелью. Вылезать было неудобно, но наверху оказалось очень приличная полянка со старым кострищем и бревнышками. Дров много, запалили два костра, стали греться и сушиться.
Координаты обеда (L12): N 66o27.76' E 062o01.73'. 12-aug-02. 12:17. C12-L12 = 12км

С погодой произошло что-то непонятное - она резко улучшилась. Хмарь разогнало, красивые кучевые облака разных цветов, солнце, ветерок. Просто не верится. Все повеселели, подсушились, когда подоспел обед, повеселели еще больше. Густой суп, макароны с сублиматом, много Zuk'и и шикарный омлет из порошка белка на топленом масле. Объелись как удавы. Долго спорили, стоит ли оставлять еду на вечер и решили оставить сухари. Начали жечь ненужные вещи. Выплыли после шести, расслабленные и разомлевшие. Лемва - замечательно; косы, течение, коровы по берегам. Через 50 минут остановились на впадении Лемвы в Усу. Погода просто чудесная, хотя и прохладно. Ветер довольно сильный. Выплыли в 19:20. Решили идти правой протокой, но прозевали ее начало и пришлось в нее перетаскиваться через полоску песка, что, впрочем, проделали быстро. Мимо проплыл водомет, волоча за собой лодку. Минут 10 боролись с волнами, после чего, проплыв бурный участок, спокойно поплыли вдоль берега. Сделав одну техническую, доплыли до моста около 21:40. Волнение на Усе было чисто символическим, погода напоследок решила нас побаловать.
Координаты водокачки (SBOR): N 66o31.05' E 061o42.19'. 12-aug-02. 17:07. L12-SBOR = 16км

Надо заметить, везение в этот день обломилось нам тоннами (видимо, за весь поход копилось...). Сразу по приплытию у розового дома (где и было условленно) была обнаружена шкура и несколько костей от Таммовской байды. Там же пребывала и записка, заботливо уложенная в пакет с надписью "Киса и Ося были здесь". Записка прилагается.
После оглашения времени прибытия московского поезда (21:38 по Москве, то есть 23:38 по местному, по которому мы и живем) было решено на него успевать. Оставалось примерно 1 час 50 минут. Начались Суматошные Сборы... Суетились все кто как умел. Но Серый успел развести костёр, и все ненужные вещи сожгли. Основная проблема была: сумеем ли все унести за один раз. Сумели, правда, с огромным трудом. Жорж нес сразу байдарку и рюкзак и в голос ругался. К станции выдвинулись примерно за 30 минут до отправления (прибытия) поезда. Муха, Лас и Жорж пошли по вездеходной дороге вдоль насыпи, за что поплатились мокрыми ногами - лужи (NB: уезжая с Усы идти по железнодорожной насыпи, как только к ней подходит дорога, идущая сразу от моста (розового дома)). Серый, Людмила и Аня оказались хитрее - пошли по насыпи сразу, что, впрочем, каким-то чудесным образом не спасло их от мокрых ног. На станцию пришли минут за 5-10 до прихода поезда. Все как в записке: билетов не дают, посадка в первый вагон. На вопрос: "Где первый вагон останавливается?" "Прямо тут." отвечают. Не соврали. Только успели договориться о порядке посадки, а самые шустрые - покурить, показался поезд. Посадка прошла суетливо, и, естественно, совсем не так, как было договорено. Однако, загрузились секунд за 40. Нашли свободное купе (самое дальнее, у туалета) и разложили там байды и рюкзаки. Хорошо лежат! Пришел проводник. Сказал, что вагон общий, и он может продать билеты до Москвы в общий вагон, либо, если мы хотим в плацкарт - то билеты до Инты, а там на остановке выйти и купить билеты в кассе в плацкартный вагон.
Однако, мы не поверили и пошли искать поездное начальство. Высланная разведка направилась к штабному вагону. Такое ощущение, что весь поезд, кроме общего вагона, абсолютно пустой (в вагонах по 3-4 человека). В очередном вагоне нас окликнули две тетеньки в железнодорожной форме - ревизоры. Пригласили в купе и очень любезно провели с нами бесплатную консультацию. Выяснилось: все так, как говорит проводник: билеты в плацкарт покупаются в Инте (в поезде можно купить билет без места, но это по понятным причинам нас не устроило). Но! через полчаса после 175-го пассажирского (в котором мы ехали) из Инты уходит 41-ый скорый. Разведка вернулась, доложили обстановку. Мысль о том, чтобы ехать в общем вагоне до Москвы, не смущала только Серого. Решено - посылать в Инте гонцов в кассу за билетами на 41-й скорый, при отсутствии таковых покупать (если успеем) билеты на 175-й. Если не успеваем - выгружаемся и решаем по месту. В общем вагоне билет от Усы до Инты стоит 51 р., ехать около двух часов. За 20 минут до Инты перетащили все вещи обратно в тамбур. За билетами решили послать Машу, Ласа и Жоржа, и минут за 5 до Инты они пошли в середину поезда, чтобы ближе было до вокзала. Встретились в тамбуре со знакомыми тетями-ревизорами, которые всячески желали нам удачи. В Инте добежали до кассы, там оказалась очередь человек из пяти, и все на пассажирский поезд. Билеты выдают медленно, и мы поняли, что на пассажирский взять все равно не успеем. Лас и Жорж пошли об этом сообщать и выгружать вещи. Купили в ларьке хлеба. Когда подошла наша очередь, оказалось, что везет нам сегодня неимоверно (точно, за весь поход копилось) - во всем поезде оказалось только 6 мест (нас как раз шестеро), зато все в одном вагоне, и все верхние. Взяли не глядя. Оказалось, что и места не плохие - в середине вагона, и есть все-таки одно нижнее. Еще две верхних полки в купе у туалета. Скорый поезд прибывает в Инту в 0:14, отходит в 0:29 (по Москве). Ожидая его, съели буханку хлеба. Поезд подошел, перетащили вещи в другой его конец (у нас четвертый вагон), чуть-чуть подпортил впечатление спящий проводник, которому пришлось стучать. Загрузились быстро, сразу раскидали байды по верхним полкам. Свободных мест в вагоне почти нет. Поехали, и наконец-то все расслабились. Перекусили хлебом с колбасой и печеньем и залегли.

13 августа 2002 года. Вторник. 26 день. 2 день дороги у оставшихся.

С утра в 8:30 в Ухте Серый с Людмилой купили хлеба и воды, потом в Княжпогосте, прямо с подножки купили пирожков, которыми и позавтракали. В 12:05 погуляли в Микуни, закупились варёной картошкой, пирожками, варениками и черникой на поесть, почти сразу и пообедали. Вообще едим в каких-то немереных количествах, жор еще не кончился.
Около половины четвертого обещали стоянку в 37 минут в некоей Низовке, но поезд опаздывал на час, поэтому там не стояли вообще. Потом с интервалом в 20 минут были Сольвычегодск и Котлас-Узловой, в которых продолжали закупаться - пирожки, вода, морковка, черника, малина, горох etc. Опять обожрались. Вечером в Кулое (где стояли 5 минут) продавали шикарные белые грибы по 160 рублей большое ведро. В течение дня периодически смотрели с камеры фильм - просмотрели две кассеты - с перевалом и каньоном. Смотрится жутко...
Вечером читали, писали дневник, спали, говорили, вообще все как всегда. Долго спорили, успели ли отъехавшие товарищи приехать в Москву 12-го. Мнения разделились.
Вспоминали, что Ян взял с собой в поход волейбольный мяч с насосом, а также 8 единиц литературы, о которых долго рассказывал в поезде, ехавшем на север. В итоге не прочитал, правда, ни-че-го. О волейболе умолчим.
Нормальной свежей прессы не нашли, поэтому и не читали. В 23:30 погуляли в Коноше, там прохладно и туман, после нее легли спать.

14 августа 2002 года. Среда. 27 день. 3 день дороги у оставшихся.

Поезд прибывает в Москву в 11:40. Встали примерно в 8:30, чтобы успеть в туалет, позавтракали чаем с шоколадом и печеньем, повспоминали поход, неспешно собирались, долго сидели, смотрели в окошко. Везде горят леса, все затянуто дымом, выглядит страшненько. Прибыли без опоздания. МОСКВА!..

Советы на будущее:
0) Первая заповедь дежурным: "Будите меня ласково!"
1) Первую дневку надо устраивать на седьмой ходовой день похода.
2) Специи (приправы, которые скрашивают однообразность еды) включить в раскладку.
3) Брать обязательно цепную пилу.
4) Всем купить тельняшки.
5) Брать зажигалку с турбоподдувом.
6) Брать газовую горелку (маленькую, у больших горелок при морозе (ниже 0 град) может перемерзать клапан).
7) Составить нормальный список для аптечки.
8) Серьезно подходить к вопросу плащей!!!
9) Серьезно подходить к разработке маршрута (в частности, делать копии карт на ксероксе или лазерном принтере, или ламинировать), иметь НЗ планшета карт.
10) Излишек полиэтиленовых пакетов никогда не помешает!
11) Общая длина маршрута (по точкам навигатора) - 149.7 км.

Продукты грамм в день на человека - 695 грамм (645 грамм), в том числе:
Полтавская/ячневая - 10
Топленое масло - 28
Подсолн. масло - 24
Тушенка - 100 (или 50 сублимата или 50 с/к колбасы)
Сухое молоко и яичный порошок - 50
Специи - .5
Какао - 1
Спирт - 10

На одного человека прихoдится 2727 Ккал в день. В том числе белков - 68 г.; жиров - 107 г.; углеводов - 337 г.
Теоретически должно быть: Белки - 80-105 г.(45-55 животн.), Жиры - 90-120 (70-80), Углеводы - 350-500 В день - 3000-4500 ккал (Нехватка калорий компенсировалась рыбой, грибами, ягодами и запасами подкожного жира).

Наши рекомендации:

О категорийности маршрута:
В Московском турклубе на Б.Коммунистической есть только один отчёт сплава по Восточной Хойле двадцатилетней давности. Причём поход этот был "лыжно-байдарочный" - весной, сначала на лыжах через Пайерский перевал.
Уже вернувшись из похода мы встретили человека, года два тому назад прошедшего по Хойле. Забрасывались они вдвоём от Сейды пешком км 100, плыли на резинке (Егерь, вроде). Река на них особого впечатления не произвела, но весьма произвёл впечатление выпавший на перевале снег.
Один из возможных вариантов заброски из Европы - на вездеходе от Сивой маски. Другой вариант, более "интересный" - сплав по Усе, потом волок 7 км до фермы на Юньяхе, потом вверх по Юньяхе и Б.Хойлаю - места там уже хорошие - болота на Юньяхе кончаются, много рыбы, а на Б.Хойлаю места просто сказочные: лес, сказы, снежники, хариус из ушей - мы-то эти последние 10 км проскочили - спешили.
По нашему мнению, этот маршрут можно (для водной части) оценить как маршрут третьей категории сложности, с элементами четвёртой. Вот что по поводу водопада в каньоне Бол.Хойлаю (мы его обнесли) написал Дмитрий Кувалин:
"Должен признаться, что довольно трудно оценивать порог только по фото- и видеокадрам. Обычно на них реальная картинка заметно искажается. Чаще - в сторону упрощения, реже - в сторону усложнения.
По приведенной фотографии я даже линейные размеры ступеньки могу оценить только весьма приблизительно.
А реальная сложность этого порога при уровне воды, зафиксированном на фото, может находиться в диапазоне от III до V-(международная шкала).
Теперь некоторые комментарии.
Если оптимальный проход виден с наплыва (что при таком перепаде маловероятно), то это, видимо, III.
Если порог во избежание неприятностей необходимо предварительно просмотреть, то это, как минимум, III+.
Если просмотр нужен, чтобы не въехать в какой-нибудь переворачивающий и ломающий суда камень; если водные завихрения в пороге сами по себе тоже способны опрокинуть судно; если точный заход и точный маневр - это необходимое условие безаварийного прохождения, то это, скорее, IV-.
Если "плохих" камней много, а чистых проходов мало; если серьезная ошибка в пороге с большой вероятностью наказывается переворотом; если во избежание переворота судна главные водные завихрения желательно обойти, то это вполне полноценная "четверка". (При этом считается, что поставить надежную страховку в данном месте относительно несложно).
Если даже при более-менее правильной траектории прохождения вероятность переворота весьма велика; если неудача в пороге может с ненулевой вероятностью привести к травмам; если со страховкой не все очевидно, то это, ИМХО, IV+.
Если переворот вероятен не менее, чем в половине случаев; если уход с оптимальной траектории гарантирует серьезные неприятности; если переворот или другая авария весьма чреваты серьезной травмой или даже опасностью для жизни; если страховка в пороге и после него затруднена, то это V-. (Применительно к сфотографированному порогу это может, например, случиться, если в сливе и под ним находятся мелководные плиты, могущие вызвать утыкание-запинивание и уход гребца с лодкой под воду. А так страховка там вроде ставится нормально)."

О погоде:
Это лето в тех местах было очень холодным, да и сама эта щель в Уральском хребте чем-то напоминает расширительный патрубок морозилки холодильника - видимо (судя по растительности, вернее, по её отсутствию), там всегда дует сильный ветер и висит облако: тёплый и влажный азиатский воздух из поймы текущей с юга Оби смешивается с холодным европейским. Судя по наклону лиственниц на границе леса с азиатской стороны, преимущественное направление ветра - из Европы в Азию.

О костровом оборудовании:
Для перекладины над костром мы используем две соединённые винтами дюралевые части от старых фальшбортов или кильсонов "Тайменей", а в качестве стоек - с одной стороны - соединённые винтиками две трубки от привального бруса с просверленными отверстиями для крепления перекладины на верёвочках, а с другой стороны - деревянный кол (конструкция только из дюралевых трубок слишком шаткая). Преимущество дюралевой перекладины перед деревянной: она не перегорает и в котелки не сыплется кора и уголь. Следует использовать для перекладины элипсоидные трубы от кильсонов или фальшбортов, поскольку круглые перекладины из привальных брусьев или стрингеров в большом костре (особенно из еловых веток) быстро нагреваются и гнутся. Вес такого девайса - около килограмма, а в случае аварийной ситуации с байдаркой эти трубки можно использовать как запчасти для ремонта.
В комплект входят также 7-10 крючков разной длины из прочной стальной проволоки и брезентовая рукавица. Перекладина привязывается к кольям на высоте более метра: это позволяет готовить как и на небольшом огне, подвешивая котелок на нескольких крючках, так и, поднимая котелки выше, на большом костре, у которого и погреться можно, особо не мешая дежурным.

Фантики от конфет:
Замусоренная фантиками стоянка весьма неприглядна. Карамель дома можно очистить от фантиков (они, кстати, весят примерно 1/20 часть) и запихать в пластиковые бутылки, а чтобы конфеты не слипались - промежутки засыпать сахарным песком. В походе песок пересыпается в пустую банку: удобно, кстати, ещё дома изготовить девайс для пересыпания сыпучестей из банки в банку: у двух крышек от бутылок срезается дно и они приматываются друг к другу скотчем. Карамель лучше брать разную и разных цветов: тогда поиски вожделенной конфетки и процесс вытряхивания её из бутылки занимает у каждого члена команды время, достаточное для того, чтобы не вводился лимит на число съеденных за день конфеток. Кстати, практика показывает, что часто введение лимита ведёт к увеличению потребления: в этом году лимитов у нас не было, и конфеты доедали уже в поезде.

О том, как коптить рыбу в коптильне:
Если ожидается много рыбы, рационально с собой возить коптильню: небольшая, на ~ 1 кг рыбы весит около 1 кг - зато, вечером, после ужина, закладываешь туда гнилушек (лучше ольховых, но можно и берёзовых), потом, на решётку, выпотрошенную и посолёную рыбу, крышку закрываем, всё это на угли прямо в костёр, сверху большой камень, чтобы крышка не изгибалась, и через 40 минут рыба готова.
Для тех, кто не знает: вот как ольха (Alnus) выглядит:
("http://grokhovs1.chat.ru/dendro/alnus.html" rel="nofollow").
А вот, кстати, - МОЖЖЕВЕЛЬНИК (Juniperus): ("http://grokhovs1.chat.ru/dendro/juniperu.html" rel="nofollow").

О видеосъемках в походе:
Для видеокамеры в водном походе обязательно нужен бокс, отдельная герма и штатив.
Кроме того, и в бокс, и в герму стоит положить силикогель, грамм по 100 в холщёвых мешочках. Лучше брать силикогель с добавкой соли кобальта - сухой он синего цвета, нахватавшийся влаги - розовый: как начнёт розоветь, так, при первой возможности, прокаливать (высыпав из мешочков, естественно) на сковородке или в консервной банке на костре до посинения. Очень удачную герму для видеокамеры мы приобрели непосредственно перед походом в магазине. В этом году наснимали на 11,5 часов - хватит, чтобы сделать несколько фильмов: фильм ужасов, фильм о радостях походной жизни, фильм об участниках-первопроходимцах... Следите за рекламой -:).

О нашем походе и дневнике:
У нас планировался отдыхательный сценарий похода: забросились на вездеходе, весь маршрут всего-то 150 км, в этих местах много раз были... Однако же оказалось, что всего-лишь 20-30 км севернее от наших хоженых мест, и характер перевала совсем другой - на протяжении 30 км нет не то что леса - нет даже кустов ивы и карликовой берёзки - пустыня какая-то полярная. В течении недели температура и днём и ночью между плюс тремя и плюс четырьмя градусами, дождь и ураганный ветер, от которого негде укрыться, а из Москвы уезжали - было +33, мысль о лишнем свитере как-то даже не приходила в голову, хотелось залезть в холодильник. Вот и залезли. C нами было трое новичков, до этого ходивших только в майские походы. Такой был сценарий - как прошла игра, можно почитать в дневнике. Кстати, этот дневник - коллективное творчество: кто-нибудь пишет, потом другие читают, дополняют, исправляют, вносят свои ремарки - отражение общего настроя группы.

Наша страница с другими отчётами по Уралу (и не только по Уралу): ("http://seismic.geol.msu.ru/travels/index.html" rel="nofollow").
Последняя модификация 25.10.02

Река Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река ЮньяхаРека Бурхойла - река Хойла (вверх) - волок - река Бол. Хойлаю - река Юньяха