12 января 2013
Сезонность - июнь - август
Категория сложности - IV, без прохождения порогов "Нижние Щеки" и Базыбайского
  Река Казыр

Истоки Казыра находятся в самом центре высочайших хребтов Восточного Саяна. Долгое время эта река считалась самой сложной для сплава, и в настоящее время пороги "Нижние Щеки" и Базыбайский рекомендуется обнести.
Путь в исходную точку маршрута - Верхнюю Гутару и далее к Казыру описан в маршруте 72. От устья Кишты (правый приток) можно начать сплав на байдарке или надувной лодке. Здесь Казыр еще мелкий, много камней, в узких протоках завалы. Плот целесообразно строить в устье реки Вала. 20 км от впадения Средней Кишты до Валы удобнее пройти по правому берегу Казыра. В устье Прямого Казыра трудный участок горелой тайги.
Первые шиверы, требующие разведки, расположены в 35 - 40 км от устья Валы, после впадения слева реки Томской. Шиверы Томская и Саянская разделены километровым участком спокойной воды. Через 8 - 10 км, относительно спокойных, Казыр, огибая скалу, круто поворачивает направо. За поворотом - порог Кривой (проход у правого края струи). Чуть ниже Кривого - одноименная шивера.
Через 25 - 30 км серьезный порог "Щеки". Перед ним река входит в скальные берега, в русле встречаются камни. Следует ряд крутых поворотов, быстрин, затем относительно прямой (300 - 400 м) отрезок реки, за которым виден первый слив порога. Пристать для разведки и обноса нужно к левому берегу в начале прямого отрезка. В верхней части порога много камней, высокие крутые валы, а в нижней, отдаленной от верхней, 70 м спокойной воды, река течет в узком скальном каньоне, где крутой слив прижимает к скалам левого берега. Особенно опасно это место для деревянных плотов. Если у группы нет полной уверенности в успехе, нижнюю часть "Щек" лучше не проходить, а сбросить пустой плот через "Нижние Щеки": его легко поймать в улове за порогом с помощью надувной лодки или байдарки.
Еще через 8 км расположен короткий Верхне-Китатский порог. Здесь масса крупных камней с узкими проходами между ними. За 3 км до следующего, самого сложного порога Казыра - Базыбайского есть характерное место, называемое "Воротами". Образованные скалистым островом и береговой скалой, "Ворота" легко проходятся правой протокой.
Для осмотра Базыбайского порога нужно причалить в улове перед ним, пройдя характерный белый камень на левом берегу; здесь река резко поворачивает направо. Основная опасность при преодолении порога - сильный прижим к вертикальной скале у правого берега. Позволить себе пройти "Базыбай" может только очень опытная группа. Сброшенный в Базыбай плот, как и в "Нижних Щеках", нетрудно поймать за порогом.
Далее скорость воды уменьшается, появляются острова и протоки. В 10 км после селения Нижне-Казырской начинается длинный участок мощных шивер, называемых чаще Убинскими порогами. За ними на правом берегу реки стоит поселок Жаровский, где можно закончить маршрут и выехать попутной машиной на железнодорожную станцию Курагино либо добраться до городов Минусинска или Абакана.
Есть препятствия на Казыре и после Жаровского. Так, у деревни Гуляевки находится мощный порог с таким большим валом, что проходить его не рекомендуется даже на плоту.
Дальше в русле встречаются отдельные скалы, на которые сильно наваливает струя. Потом река становится шире, появляются мелкие песчаные перекаты, ниже серьезных препятствий нет.
Литература: 91, 92, 93, 103, 107, 109

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.