Виды туризма

10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 549 0
7 мая 2003 года

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"
Спонсор проекта - компания "Time-Trial", Санкт-Петербург

Автор - Михаил Трусков (Тула)

Каяк "Данцер"

По Осетру я уже ходил на каяке в июне 1997 года. Но тогда мой маршрут начинался от автотрассы "Дон" Москва-Воронеж в районе села Махрино и заканчивался в Серебряных Прудах. В целом, река не произвела на меня положительного впечатления. 
Верхний же участок Осетра давно манил меня своей доступностью и зеленой краской на карте, навевая самые сладостные мечты об узкой речке, шустро петляющей по лесным дебрям.
Место старта было выбрано умозрительно. Судя по той же карте, в районе деревни Анишино, что в тридцати километрах от Тулы по дороге на Венёв, река почти касалась своей синей ниткой автодороги.
Так оно и оказалось. Река протекала не более чем в восьмидесяти метрах от асфальта по кочковатой луговине. Дальний берег закрывал густой камыш. Судя по ширине реки и полному отсутствию течения, я предположил, что в ближайшем будущем я буду вынужден обносить плотину. Эту лежавшую на поверхности мысль косвенно подтверждали и домики турбазы, уютно расположенной в роще на правом берегу.
Так и есть. Через десять минут хода путь преградила плотина, через которую с шумом сливалась вода водохранилища. Поток, низвергающийся с двухметровой высоты, рождал в душе радостную надежду, что недостатка воды в реке не будет. Несложный обнос по правому берегу, и каяк попадает в столь желанную узкую реку, струящуюся меж невысоких кустов. Ширина русла не более 4-5 метров. 
Первые препятствия не заставили себя ждать. Склоненные деревья почти полностью перегораживали неширокую реку, оставляя совсем небольшие просветы. Для пластикового каяка это не проблема. Где ползком через бревна, где пригнувшись, преодолеваю трудности. Река откровенно радует. Именно такой она должна быть для путешествия на каяке - узкой, в меру шустрой и скрытой от посторонних глаз внеширокой заросшей лощине.
Поскольку я положил себе на сегодняшнее путешествие ни много, ни мало, а 10 часов, договорившись с сыном о встрече на Воронежской трассе в 17 часов, то я никуда не тороплюсь. Трачу время на выходы на берег и фотографирование. 
Прохожу ЛЭП - первый ориентир, отмеченный на карте. Река течет в открытых высоких берегах. Вдоль воды одиночные ивы
Прошел Богоявленку, первую деревню на правом берегу. Река несколько раз выходила к задворкам домов и вновь скрывалась в полях. В русле реки, кроме традиционных автомобильных покрышек, увидел пару железобетонных колец. Скорее всего, летом их используют как колодцы. Встретился подтопленный пешеходный мостик. Внимательно оглядев его на наличие гвоздей, проскреб днищем каяка по его перекладинам.
Посередине деревни автомост из труб. Тут уже деваться некуда, обнос по левому берегу. За мостом приятный участок реки с быстринами и мелкими поворотами. Русло узкое, берега высокие с перелесками.
Над головой проплывает могучая металлическая труба, в которой что-то глухо шумит. Это водовод Осетровского водозабора. Вскоре у меня создалось впечатление, что река просто нанизана на эту черную трубу, поскольку таких искусственных "мостов" было более десятка. В качестве неизменного реквизита к трубе по берегу в шахматном порядке расставлены кирпичные насосные станции, то и дело демонстрирующие свои рыжие бока из-за очередного поворота реки. Иногда, забор одной из них отстоит от соседней всего на 55 метров. Сам шагами проверял! 
Справа подходит лес. Ширина реки не увеличилась. Высота берегов 2-3 м. На деревья появились столь знакомые мне по предыдущим путешествиям бобровые погрызы на деревьях. Живы курилки! Надо сказать, что то ли местные бобры не столь многочисленны, как на Восьме или Выпрейке, то ли они не умеют как следует работать. Маловато плотин, маловато…
Русло реки чистое, лишь изредка упавшие деревья или склоненные ветви заставляют совершать специальные маневры. Иногда русло сужается и появляется то состояние реки, которое авторы классических книг по водному туризму называют "быстринами". 
Вот и вторая труба. Я видно недооценил местных бобров. За ней несколько завалов, которые пришлось преодолевать, вылезая из лодки. С появлением третьей трубы бобровые пакости резко прекращаются. На высоких берегах растут одинокие березы.
4-я труба. После неё длинный плес. Слева вплотную подходит березняк с ореховым подлеском. Судя по всему, это излюбленное место для отдыха. То там, то здесь к воде спускаются тропинки с отрытыми ступеньками.
Плес заканчивается быстринкой. За ней 5-я труба. Она уже требует к себе определенного внимания. Проход под самым правым берегом. Между 5-й и 6-й трубой участок быстротока с узким руслом 3-4 м. 7-я труба расположена достаточно высоко, но под ней сильное течение. Далее ряд каменистых перекатов. Русло узкое, но чистое.
8-я труба низководная. Лежит на большой трубе, расположенной вдоль русла. Далее начинается совсем уж лесной участок реки. Вдоль левого берега высокий косогор, поросший лесом. Русло стало шире - 8-12 м.
Сквозь деревья, ещё не одетые листвой, замечаю высоко на левом берегу какие-то известняковые выходы. Делаю остановку и иду на экскурсию. Взобравшись по крутому склону обнаруживаю распадок, выходящий к реке. Его отвесные стены напоминают мини-скалодром. Среди расщелин известняка я даже обнаружил некое подобие пещеры. В глубь стены вел узкий пологий лаз с глинистым дном. Судя по всему, место достаточно посещаемое.
За левым поворотом реки открывается вид на первую плотину турбазы НАК "Азот". Река подпружена. Некоторое время плыву мимо аккуратных разноцветных дачек. Слева - маленькие однокомнатные сараюшки с лоджией, справа - ряд более солидных домиков. Впереди виднеются капитальные здания столовой и летнего клуба. Меж дачками лавочки с видом на реку и качели-карусели. Все сверкает краской так, как будто сегодня специально ждали меня с инспекторской проверкой.
За первой низкой, в уровень воды, бетонной плотиной, второй пруд турбазы с деревянными раздевалками и даже металлической горкой для спуска в воду на "пятой точке". Для комфорта купающихся, на металлический желоб горки постелен слой линолеума. Вторая плотина обрывается трехметровой стенкой, за которой река вновь принимает нецивилизованный облик.

Вновь уменьшившись в размерах, Осетр около полукилометра резво бежит по лугу, закладывая виражи с быстринами. В русле появляется водная растительность. С этого момента склоненные сильным течением стебли подводной травы будут сопровождать меня на протяжение всего дальнейшего пути. Справа уже видны домики очередной деревни Бордуково. 
Перед деревней по берегам появляются кусты и ивняк. Участок очень живописен. В конце деревни дом с пасекой у самого правого берега реки. Прямо под ним два мелких каменистых переката. Судя по ровному ряду крупных камней в начале каждого переката, можно предположить, что эти искусственные препятствия, созданные интеллектом и руками местного пасечника. 
Река расширяется до 15-20 м. Вдоль воды разнообразная растительность, дальше - склоны с одиночными деревьями и перелесками наверху.
Внезапно картина реки меняется. Создается впечатление, что вода потеряла ориентировку и течет напрямую сквозь заросли молодого ивняка. Чистого русла, как такового, нет. Есть узкие полоски чистой воды, заканчивающиеся также неожиданно, как и начинаются. Нос лодки раздвигает тонкие стволы. Весьма необычное зрелище. Подобную картину я наблюдал только во время половодья, но сейчас уровень воды практически летний. Отметины прошедшего паводка висят на кустах ошметками прошлогодней травы и древесного мусора на метр выше воды. "Затопленный участок" заканчивается узкой быстринкой.

Путь преграждают лежащие бок о бок три низководные трубы. Обнос по левому берегу. За ними разрушенный деревянный мост, промытый посередине. Путь потоку на выходе из узкого канала преграждала пара упругих ивовых стволов. Не сумев их сломать, пришлось прибегнуть к военной хитрости и, оттянув их в сторону от воды, привязать кусками капроновой ленты к более стойким вертикальным собратьям по растительному миру. Наверное, я потратил на эти эксперименты больше времени, чем просто бы взял каяк под мышку и перенес его на недолгие двадцать метров, но здесь важен был принцип.
За мостом мелкий автомобильный брод с щебнистым дном, а дальше участок узкого русла со элементами слалома. Несколько завалов с обносами. По правому склон к реке выходит березняк. 
И снова участок открытого берега, быстрины, перекаты. Высокие берега прорезаны поперечными оврагами, по которым весной стекают потоки, обнажая крупные известняковые глыбы.

9-я труба. Высокая. Примерно через километр 10-я труба, низководная. Река часто разбивается на узкие протоки. Прибрежные кусты вновь украшены остатками сухой травы, принесенной половодьем.
Деревни по обоим берегам. Слева Ульяновка, справа Мильшино. Река разбивается на две протоки, образуя обширный остров. Пошёл по левой протоке. Множество кустов. Река течет прямо через них. Основного русла нет.
За островом немного чистой воды и снова "затопленные кусты". Грести практически невозможно. Протаскиваю каяк руками.
После деревень брод и несколько быстринок. Но левом берегу откос с выходами камней и березняком наверху. Русло становится шире - 15-20 м. По берегам старые ивы.
После появления на левом берегу первых дачных строений ширина реки увеличивается и перестает чувствоваться течение. Ширина до 40 м. По левому берегу дома деревни Андреевки.
Перед мостом автотрассы "Дон" Москва-Воронеж Осетр принимает слева воды Лесной Веркуши и образует обширное водохранилище, окруженное камышом. Под мостом каменистый перекат. Удобное место для антистапеля на левом берегу ниже моста в заводи. Туда могут съехать автомобили с трассы.

Резюме
Просто великолепный участок реки для каяков и надувных байдарок, по крайней мере, в период майских каникул. Прекрасная природа вокруг. Очень мало населенки. Длина маршрута позволяет, не напрягаясь, пройти его за один-два ходовых дня. Отсутствие опасных и труднопреодолеваемых препятствий. Удачное сочетание легкости заброски и выброски на автотранспорте, оптимального размера самой реки и наличия приятных перекатов и быстрин, не дающих заскучать. Отсутствие скучных широких плесов.
Для каркасных судов многовато обносов. 
Думаю, что в половодье река не менее интересна, поскольку течет в высоких берегах, не позволяющих ей широко разливаться.

Михаил Трусков

Река ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека ОсетрРека Осетр


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию