Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 3096 0
Автор - Михаил Трусков (Тула)

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"

А вообще-то говоря,
Голубей ругают зря.
Голубь, ежели в подливке,
Не хужее глухаря.

Л.Филатов

Река Тулица берет свое начало в полутора десятках километров к северу от Тулы у поселка Ревякино и заканчивает свой недлинный путь в самом центре города, впадая в Упу между Криволученским и Зареченским мостом. Таким образом, Тулица является самой "карманной" малой рекой нашей области. Может быть, именно в силу этой территориальной близости Тулицы к городу, я не встречал упоминаний ни своих многочисленных коллег по водному туризму, ни, тем более, ссылок в Интернете о том, что по этой реке кто-то сплавлялся в период паводка.
Мой личный опыт наблюдения Тулицы складывался из неоднократных прогулок с собаками по её берегам в лесопосадке на задворках улицы Пролетарской и взглядов с моста на Веневском шоссе на её приток Синетулицу, по которому, при необходимости, можно было легко достичь самой Тулицы. Глядя на летний уровень реки в пределах города, я всегда пытался предположить, как она может выглядеть в период паводка, и находил, что она ничем не должна уступать более далеким и, как следствие, более "романтичным" рекам Тульской области.
Надо сказать, что, начиная проект "Малые реки Тульской области", я тоже не включил Тулицу в список рек, по которым собирался пройти и дать их описание. Ну, нет пророка в своем отечестве. Пройдя к настоящему времени почти все более или менее значимые малые реки области, я решил обратить свое внимание и на эту водную артерию, благо её близость к городу позволяло организовать такой сплав с минимальными организационными трудностями.
Утром 16 апреля я выдвинулся на покорение очередной реки. Передо мной встала дилемма - идти на более скоростном пластиковом каяке или остаться верным надувному каяку "Ватерфлай", объективно менее скоростному, но более комфортныму и безопасному. Поскольку я не знал особенностей реки, а время прохождения маршрута меня не слишком волновало, я погрузил в багажник машины свернутый оранжевый куль, а весло засунул с салон автомобиля.
Отъехав от города по Веневскому шоссе на 8 километров, я остановился перед мостом в селе Крюково. Под мостом тек "правильный" поток, так и зовущий спустить на него легкий каяк. На табличке перед мостом белым по синему на чистом русском языке было начертано - "Тулица". Враки. Под мостом течет речка Синетулица, только через километр сливающая свои коричневые струи со своей родной сестрой Тулицей.
Через двадцать минут "Ватерфлай" был накачан до звона, и я соскользнул на нем в новую для себя реку. Ширина потока под мостом - около 15 метров, но практически сразу же русло сужается и становится более уютным (Фото 1). По берегам крупные лозины, берега высокие, покрытые сухой травой. Река петляет по заболоченным лугам. Практически сразу же над головой проносится высокий пешеходный мост, ведущий на дачные участки, расположенные на стрелке Тулицы и Синетулицы. До впадения Синетулицы в Тулицу никаких особых препятствий не было - ровный поток, иногда осложненный плавающими бревнами, легко подтапливаемыми моим оранжевым ледоколом. Судя по всему, уровень воды в момент пика паводка был примерно на метр выше того, по которому я шел.
Тулица впадает в Синетулицу двумя протоками, образуя высокий треугольный остров, поросший деревьями (Фото 2). После стрелки Тулица представляет собой мощный поток, порой ничем не уступающий своим более именитым сестрам - Вашане и Выпрейке. Конечно, интегрально, Тулица - более простая паводковая река, но для тех, у кого главное - не мощный выплеск адреналина в кровь, а желание с удовольствие провести время в каяке или байдарке, не утруждая себя дальними поездками, для этой категории туристов Тулица - просто находка.
Река легко несла меня все дальше и дальше, то замедляя ход на "плесах", давая возможность поработать веслами, то заставляя вспоминать азы техники водного туризма, преодолевая нагромождения бревен и веток. Иногда приходилось лавировать среди затопленных стволов береговых лозин. Порой на небольших волнах мой "Ватерфлай" даже начинал издавать специфическое чавканье своим надувным дном, что уже совсем напоминало сплав по классическим паводковым рекам.
Судя по карте, на правом берегу должен был находиться лесной массив. Увы, кроме высоких травянистых откосов и традиционного ряда лозин вдоль кромки воды я не видел другой растительности.
Попетляв по лугам, река вновь вышла к Веневскому шоссе в районе села Новая Знаменка. Крутой правый поворот, преодоление очередного препятствия в виде неаккуратно расставленных наклонных лозин (Фото 3) и вновь чистый мощный поток уносит меня в сторону от гула автомобилей (Фото 4) . Пройдено около 5 километров маршрута.
Река не меняется, доставляя мне истинное удовольствие. Препятствий ровно столько, чтобы не дать соскучиться, и помнить, что ты идешь по реке, требующей к себе уважения.
Прохожу автомост на Ивановку. Пройдено около 15 километров. Русло чистое (Фото 5). Течение несет каяк дальше вдоль высоких берегов (Фото 6), неуклонно приближая меня к промежуточному финишу - мосту возле Октябрьского поселка. До него от места старта около 23 километров, и можно было бы с легким сердцем прервать свой недолгий путь именно здесь, благо мобильная связь, не прерывающаяся на протяжении всего пути, позволяла бы сделать "звонок другу", вызвав туда машину. До устья Тулицы оставалось около 5 километров.
Немного представляя реку от этого моста до её впадения, я понимал, что сплавляясь дальше, придется значительное время грести вдоль населенных мест без каких либо красот и приключений. Единственное, что побуждало меня дойти маршрут до конца - это желание все-таки пройти участок Тулицы в районе завода "Штамп", вдоль которого я гулял со своим верным эрделем Олдом. Судя по всему, этот участок мог бы стать достойной кодой всему путешествию, затмив грустные мысли от созерцания традиционных весенних помоек, расцветающих пышным цветом на берегах любых рек, имеющих несчастье протекать через места массового проживания двуногих существ.
Решение принято - иду до конца. После моста, ведущего на Октябрьский поселок, река сворачивает вправо и течет вдоль улицы Речной. Река в этом месте совсем пароходная - ширина около 20-25 метров, течение почти не чувствуется и приходится налечь на весла, чтобы поскорее пройти это не самое интересное место (Фото 7). По правому берегу начинается знаменитый Баташовский сад. Старые фруктовые деревья ровными рядами спускаются к реке. Сад уже не является садом, как таковым. Деревья вытянулись вверх, их десятилетиями не трогал секатор садовника. Это место весьма популярно для отдыха туляков в летнее время. На берегу видны утоптанные полянки со следами кострищ.
За садом на берегу появляется здание школы. У берега толпятся детишки лет 10-12, ловящие рыбу на импровизированные удочки. Мое появление в поле их зрения было озвучено такими словами восторга и удивления, передать которые в печатном виде нет никакой возможности. При этом нельзя сказать, что дети ругались - нет, они просто так разговаривали…
Река уходит от жилья, но ненадолго. На левом берегу вырастает светлое здание Дома здоровья завода "Штамп", на правом - сверкающая электроподстанция. Впереди уже угадывается мост железнодорожной ветки, за которым, как я предполагаю, вновь начинается более спортивная часть маршрута. Я весь в предвкушении. Сразу за железнодорожным мостом река разливается среди низких берегов, протекая напрямую через кусты (Фото 8) . Низкий правый берег едва выступает над водой. Основное русло иногда теряется, и приходится идти напрямую, откидывая нависшие ветки черемухи и ивы. Над головой поют невидимые птички, создавая полное впечатление заброшенности. Только маячащая прямо по курсу труба завода "Штамп", да возникший справа забор Ряжского вокзала не дает предаться такому обману. В общем, как пишут на упаковках питательных продуктов - "Вкус, идентичен натуральному". Да, Тулица вполне идентична традиционной паводковой реке, если постараться отрешиться от того факта, что протекает она по самой, что ни на есть, урбанизированной местности.
На берегу коротают время два рыбака, скучно наблюдая за своими многочисленными "телевизорами". Улова сегодня нет.
Впереди мост, ведущий к проходным "Штампа". Перед ним - небольшой слалом среди принесенного водой древесного мусора, и мой "Ватерфлай" вырывается на последний скоростной участок дистанции. С берега, оторвавшись от бутылок с пивом, на меня с удивлением смотрит семейная пара, уютно расположившаяся на разноцветных одеялах. Рядом с ними, открыв рот, меня провожает взглядом их ребенок, никогда в жизни не видевший подобного каскадерства. Оранжевая лодка мелькнула перед ними и скрылась за ближайшим поворотом, оставив повод для обсуждения такого дурацкого времяпрепровождения.
Каяк буквально летит среди затопленных деревьев. Справа на высоком берегу - дачные участки, а по левому берегу началась та самая исхоженная мной лесопосадка, продолжающаяся практически до Зареченского путепровода. С левого берега спадает такая знакомая мне по пешим прогулкам канава с заводскими стоками. Не знаю, какой химический состав жидкой субстанции, стекающей по ней в Тулицу, но дно канавы покрыто толстым слое желто-белесого осадка. Даже сейчас, когда канава почти скрыта вешними водами, на коричневой поверхности Тулицы расползается светло-желтое пятно, которое быстро исчезает среди паводковой мути. Не удержался, и сделал снимок этого притока (Фото 9).
Зная, что в этих места есть несколько кладей через реку, ждал этих препятствий. Напрасно. Берега настолько круты, что даже в это время спада паводка, уровень воды оказался достаточен, чтобы полностью скрыть следы пребывания человека. Увы, другие следы не давали мне забыть о наличии неподалеку жилья. Все улицы Пролетарского района, спускающиеся к Тулице, завершаются мощнейшими помойками, из года в год пополняемыми залежами бытового мусора. Некоторые из них, прорезая широкими просеками лесопосадку, выходят прямо к берегу реки и частично смываются вниз, повисая на затопленных кустах остатками полиэтилена и тряпок. Река в этом месте все также стремительна (Фото 10).

На выходе из-под моста Зареченского путепровода поток упрямо прорывался сквозь верхушку поваленной лозины, создавая для любой другой лодки, кроме "Ватерфлая", весьма чувствительное препятствие. Мой оранжевый друг с разгону подмял под себя упругие ветки и, чуть притормозив, устремился к близкому уже устью сквозь густо украшенные весенним мусором затопленные кусты (Фото 11).
Сплавившись по Упе до Зареченского моста, я вышел на берег в районе строящегося нового Музея Оружия и позвонил другу. Поход закончился.

Резюме:
Река Тулица вполне достойна того, чтобы потратить выходной день для сплава по ней в период паводка. Вы не встретите на ней таких мощных потоков, как на Вашане, но и тех препятствий, которые предоставит вам Тулица, вполне хватит для того, чтобы получить истинное наслаждение от недолгого путешествия по её вешним водам. Река в паводок доступна для любых туристских плавсредств.
Безусловный плюс весеннего сплава по Тулице - легкость заброски и выброски с маршрута.

Михаил Трусков, 2005 г

Река ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека ТулицаРека Тулица

  
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию