15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2002
Авторы - Григорий Кронин, Евгения Тананина

(Северобайкальск) - Хакусы - губа Аяя - оз.Фролиха - губа Аяя - Дагарская губа - о.Ярки - Нижнеангарск - (Северобайкальск)

География
Поезд
Дневник похода

География
Маршрут проходит по северной оконечности озера Байкал. Урез воды в Байкале 456м. Со всех сторон озеро окружено горами, достигающими высоты 2500 метров над уровнем моря. На западном берегу Байкала в седловинах Байкальского хребта лежит снег, на склонах горы Черского есть ледники, которые в хорошую погоду видны за десятки километров. Есть места, где горы обрываются прямо в озеро, но в губах и вблизи устьев рек и ручьёв имеются пляжи, ровные площадки и небольшие болота. Горы отступают от озера лишь там, где в него впадает Верхняя Ангара. Она образует дельту шириной до 20 километров. В дельте граница воды и суши весьма условна (на карте кое-где показана пунктиром), есть мели и островки, выступающие над водой на несколько сантиметров. Многочисленны заросли водорослей и камыша. Дельта отделена от Байкала длинным и узким островом Ярки, длина которого около 15 км, а максимальная ширина не превосходит 200м. Есть места, где остров сужается до нескольких метров, и в сильный шторм волны перекатываются через него. На Ярках местами растут кустарники и небольшие деревья, много песчаных пляжей. В регионе два крупных населённых пункта - город Северобайкальск (вблизи устья р.Тыя) и посёлок Нижнеангарск (около устья р.Кичера). На западном берегу в 30км. южнее Северобайкальска лежит село Байкальское; к северу от Нижнеангарска вдоль реки также есть несколько небольших поселений. Северо-восточный берег Байкала почти необитаем. Кроме санатория Хакусы встречаются лишь отдельные избы егерей и рыбаков.
Жемчужина маршрута - озеро Фролиха, лежащее в 6 километрах от губы Аяя восточного берега Байкала. По живописности и популярности ему нет равных на территории Байкальского региона. Казалось бы, что ещё нужно, если ты и так отдыхаешь на берегу священного Байкала? Нужна Фролиха! Озеро находится в котловине на высоте 528 метров над уровнем моря. Форма озера довольно замысловатая - есть три залива, выдающихся на запад, север и юго-восток, площадь озера 16,5 квадратных километров. С востока во Фролиху впадают несколько рек (Правая и Левая Фролиха, Даватчанда), текущих по глубоким ущельям и имеющих быстрое порожистое течение. Из Окунёвого залива на западе озера вытекает река Фролиха, которая через 15 километров впадает в Байкал (губа Фролиха). Река делится на протоки, образует небольшие водопады.

Транспорт:
Железнодорожный. Северобайкальск лежит на трассе БАМа, есть поезда на Москву (летом ежедневно, в пути 92 часа), Красноярск (через день), Иркутск. Поезд Москва-Тында (через день) проходит также через Нижнеангарск. Имеются местные поезда (локомотив и 1-2 вагончика), которые останавливаются на всех малых полустанках и разъездах. От Северобайкальска на запад (до Кунермы) и на восток (до Кичеры) 1-2 раза в сутки.
Автомобильный. В Северобайкальске есть маршрутки. Северобайкальск и Нижнеангарск связаны асфальтовым шоссе, днём движение оживлённое, раз в час курсирует автобус. Можно также ехать на попутке за 20-30 рублей. Остальные дороги за пределами жилых мест не имеют асфальтового покрытия. Есть шоссе вдоль трассы БАМа от Северобайкальска на запад, с перевалом через Байкальский хребет, дорога плохая, только для грузовиков и не в любую погоду. Общественный транспорт там не ходит. На северо-восточном берегу Байкала никаких дорог нет.
Воздушный. В Нижнеангарске есть аэропорт, несколько раз в неделю совершаются рейсы в Улан-Удэ и Иркутск. На наш взгляд, наиболее надёжный способ быстро доехать до Северного Байкала из Москвы или Петербурга - самолёт до Братска, далее 14 часов на поезде.
Водный. Теплоход "Ракета" Иркутск-Северобайкальск-Нижнеангарск летом 2002 года ходил по вторникам и четвергам (отправление утром, прибытие вечером), обратно - по средам и пятницам. Причал в Северобайкальске находится около яхт-клуба и воинской части; в городе все знают это место. Продажа билетов на теплоходе, стоимость проезда около 1200 рублей. Иногда мест на всех не хватает. Для переправы на противоположный берег Байкала туристы обычно нанимают катер. Регулярных рейсов нет, но при нас в хорошую погоду было несколько рейсов в день. Наиболее популярные направления - Хакусы, мыс Котельниковский. Стоимость переправы - порядка 1500-2000 рублей за катер, который может взять на борт 10-20 человек.

Погода
На протяжении почти всего похода погода была ясная, ветер несильный. За исключением одного дня, помех плаванию из-за ветра не было. Не было и в помине знаменитых байкальских штормов, август - не их время. Днём температура поднималась до +26..+30, ночью не опускалась ниже +15. Один раз ночью над нами прошла гроза, ещё одну грозу мы наблюдали, но она прошла мимо, не задев нас. Как правило, ко второй половине дня небо затягивалось дымкой, над Байкальским хребтом собирались кучевые облака, но к утру всё рассеивалось. В лагунах Байкала вблизи берега, особенно около острова Ярки вода вполне тёплая для купания, местами до +18.

Местное население
Люди весьма доброжелательные. Как нам показалось, в Нижнеангарске живут беднее, чем в Северобайкальске. Многие жители - бывшие комсомольцы, приехавшие сюда строить БАМ в 80-е годы, а также их потомки. Много выходцев из Ленинграда. По сравнению с Петербургом на улицах гораздо больше молодёжи и людей среднего возраста, стариков мало. Повсеместно проявляется "эффект Петербурга" - к ленинградцам особо тёплое отношение, к москвичам иногда заметна неприязнь. На озере и на Верхней Ангаре можно встретить рыбаков на моторных лодках, купить или обменять (или получить в подарок) рыбу, но рыбаки не назойливы - сами рыбу нам не предлагали.

Дикие животные и растения
Животный и растительный мир Прибайкалья детально описан в книгах. Я коснусь лишь тех его представителей, с которыми нам довелось встретиться, иногда сравнивая с привычной Карелией и Ленинградской областью.
Насекомые. Почти не было слепней и оводов. В такую погоду в Карелии от них бы спасения не было, а на Байкале попадаются лишь отдельные неагрессивные экземпляры, за две недели ни одного укуса. По словам местных жителей, это особенность 2002 года, в другие годы слепней бывало очень много. Комаров в тайге много, но на берегу вполне терпимо. На мысах можно найти удачные места, где комаров почти нет. В лесу мы спасались противокомариным средством "Autan", действует весьма эффективно. Мошка появляется на несколько часов утром и вечером. Единственное спасение от неё - находиться в задраенной палатке, обрызганной изнутри аутаном. Днём мошка исчезает. На острове Ярки почти нет кусачих насекомых, что особенно заметно в сравнении с тайгой.
Земноводные. Змей мы не встречали, хотя побаивались их и по лесу старались ходить осторожно. Лягушек тоже не видели, в том числе на болотах, что меня сильно удивило - в Ленинградской области на таком болоте лягушки кидались бы из-под ног на каждом шагу.
Рыбы. На мысах, в устьях рек и в самих реках ловится хариус. Озеро Фролиха очень богато рыбой, некоторые специально издалека приезжают туда ради рыбалки. Когда я купался на мелководье, огромные стаи мальков почти не боялись меня. В реках, впадающих в озеро Фролиха и в нём самом живёт реликтовая рыба даватчан, занесённая в Красную Книгу России. Возможно, в реке Фролиха сохранился таймень. В дельте Верхней Ангары рыбаки ловят щуку, окуня, сорогу (сибирский аналог плотвы). Омуль как раз в конце лета - начале осени идёт на нерест. Мы купили немного омуля у рыбаков, во всех самках была икра. В августе и сентябре, во время нереста, существуют ограничения на отлов и продажу омуля.
Млекопитающие. В тайге повсеместно попадаются бурундуки. Один раз видели одновременно трёх. Симпатичный безобидный зверёк, не брезгующий воровством плохо лежащих продуктов. Несколько раз видели белок с тёмным мехом. В губе Аяя видели байкальскую нерпу. В заливе вблизи устья Верхней Ангары встретили выдру. Там же было много свежих следов медведя, но самого зверя не заметили (всю ночь боялись!). По словам местных рыбаков, медведей довольно много, это обычный зверь на восточном берегу Байкала. Егерь сказал, что знает медведя, живущего на правом берегу р.Фролиха. Встречная группа туристов вблизи оз.Фролиха видела лося, нам попадались его свежие следы.
Птицы. На Байкале много чаек разных видов, в том числе крупных. Есть они и на Фролихе. Осторожно - воруют продукты, особенно рыбу! Могут утащить прямо из котелка, оставленного без присмотра. Повсеместно у воды и на воде попадаются утки, много различных видов. Много мелких птиц. Видели несколько раз птицу кедровку.
Тайга. Обычны сосна, лиственница, берёза, кедровый стланик, кедровая сосна. Изредка попадаются рябина, осина, очень редко - ель, на острове Ярки - вяз, ольха. Ни одна из пород деревьев не образует однородных зарослей. Пожалуй, на большей части берегов, которые мы посетили, преобладает сосна; есть также участки, где основная порода - лиственница. Кедровая сосна часто попадалась группами по несколько деревьев, обычно по соседству с обыкновенной сосной. В лесу, как правило, густой и разнообразный подлесок, что отличает прибайкальскую тайгу от карельской. Идти без тропы очень тяжело, в зарослях кедрового стланика почти невозможно. По берегам оз.Фролиха нам бросилось в глаза видовое разнообразие трав, цветов и кустарников. Временами на тропе было ощущение, что находишься в ботаническом саду. Там вблизи ручьёв мы заметили несколько диковинных растений, которых не видели больше нигде.
Ягоды. Голубика на болотах уже отошла и осыпалась (или съедена птицами), кое-где попадались переспелые ягоды. Диковинная ягода княженика тоже уже отошла, но нам всё-таки удалось найти несколько вкусных спелых ягодок. Особые приметы - куст как у земляники, плод выглядит как малина, вкус и запах напоминают ананас. Отдельные кусты и небольшие заросли смородины попадаются как на берегу Байкала, так и вдоль рек и ручьёв. Только один раз, на Фролихе, нам посчастливилось найти куст со спелыми ягодами, обычно смородина созревает в сентябре. То же касается брусники, которая встречалась довольно часто и помногу, но ещё безнадёжно незрелая. В отличие от Карелии, совершенно отсутствует черника - не встретили ни одного кустика. Впрочем, на рынке в Северобайкальске она есть.

Замысел похода
В 2001 году мой друг Сергей Орлов, тоже турист-водник, рассказал, что давно планирует байдарочный поход по Северному Байкалу. Я не слишком увлёкся этой идеей, но запомнил её. О Байкале мы оба знали тогда немногое. Он казался очень далёким и для байдарки великоватым. Совершенно случайно я узнал, что другой мой знакомый с компанией туристов бывал в тех краях неоднократно, причём в последний раз совсем недавно, уже в XXI веке. Зимой 2002 года я расспросил его о подробностях и услышал много хорошего. На следующий день была куплена карта Байкала и выкачана из интернета топографическая карта окрестностей Северобайкальска. Затем, снова совершенно случайно, оказалось, что ещё один человек, на этот раз знакомый моих родителей, тоже бывал в северобайкальских краях и бурно выражает свой восторг при упоминании об этом. Я стал серьёзно планировать поездку, и "случайности" посыпались одна за другой - в поле зрения попадали книги, статьи и люди, заставившие меня признать: "во что бы то ни стало, в этом году я буду на Северном Байкале". Стало легко и интересно. Начался поиск попутчиков. Помнится, ранней весной многие упрашивали меня взять их с собой, а я качал головой и снисходительно отвечал: "посмотрим". К началу лета у всех неожиданно нашлись срочные дела. Сергей Орлов пристрастился к бурной воде и уехал в Карелию на Охту, других друзей не пустила работа, третьи ссылались на разные технические причины. Я остался один и воспользовался последним средством - объявлением в интернете на страничке Олега Ланцова.

Хочу путешествовать на своей трёхместной байдарке по Северному Байкалу в августе 2002. Есть опыт, снаряжение и желание, не хватает попутчиков. Примерный маршрут: Северобайкальск, Фролиха, Нижнеангарск. Вы: желательно - из Петербурга, без вредных привычек, хотя бы с небольшим опытом водных походов. Григорий, 28 лет.

За три месяца, что объявление висело в интернете, серьёзных откликов оказалось немного, их можно было пересчитать на пальцах одной руки, и все они не подходили мне, хотя удалось познакомиться и завязать переписку с интересными людьми. Кажется, что познакомиться с друзьями-туристами через интернет проще простого, но мне это показалось иначе. Одно дело - просто познакомиться, иное - за небольшое время убедить себя и других людей в том, что их и твои взгляды на жизнь и туризм не слишком различны. Это нелегко, но иначе в походе будет трудно. Мне так кажется. Когда я уже подумывал о том, чтобы совершить путешествие на Байкал в одиночку, пришёл интересный отклик и завязалась ещё одна переписка. Смелая девушка Евгения из Москвы показалась мне хорошим попутчиком. Мы встретились в Москве, не вызвали друг у друга отвращения, да и купили билеты до Северобайкальска. Полный вперёд!

Подготовка к походу
Итак, нас двое. Следовательно, необходимо как можно экономнее составить раскладку, а то рюкзаки могут оказаться совершенно неподъёмными. Я не считаю себя физически слабым, но, пожалуй, если 50-килограммовый рюкзак можно облегчить на два-три килограмма, то возражений не будет. Никаких консервных банок! Остановились на продуктах компании NordTrack, они хоть и не слишком разнообразны, но занимают мало места и просты в приготовлении. Может быть, будет знаменитая байкальская рыба. Если сами не поймаем, то попробуем купить у рыбаков. Для посещения заказника Фролиха необходимо разрешение лесхоза - как быть с ним? Заранее ничего выяснить не удалось, поэтому будем решать проблемы по мере их возникновения на месте, в Северобайкальске.

День
Где
Км
Как
г. Северобайкальск - санаторий Хакусы
Санаторий Хакусы - губа Бирая

Катер
Губа Бирая - губа Аяя
Радиальный выход, попытка пройти на оз.Фролиха по ложной тропе
Пешком
Губа Аяя - оз. Фролиха 6 Пешком
Радиальный выход, оз. Фролиха с юго-восточного берега 6 Пешком
Радиальный выход, осмотр истока р. Фролиха
оз.Фролиха - губа Аяя

Автомобиль
105 (76+29)

Поезд
"Длительная езда на поездах с пересадками начинала производить во мне впечатление значительной силы, чего никогда бы не произошло, прилети в Новосибирск на самолете. Если бы я был президентом Всемирного Объединения Свободных Странников, то запретил бы соратникам перемещаться на самолете, чтобы не уничтожать прелесть расстояния с помощью скорости. Расстояние надо уважать, а не обращать на него внимание - скверно и неуважительно по отношению к природе вообще. Земля сделана такая большая для того, чтобы мы могли понять величие мира и проникнуться мечтой о прекрасном и непостижимом. На случай изобретения самолета размер Земли рассчитан не был, а мы, не подумав, начали строить скоростные летательные аппараты и свистеть на них по пространству, не замечая мира и упуская из виду существование мечты о далеком"

Сидоренко Андрей Анатольевич
Продолжительность путешествия на поезде почти четверо суток. Многие пассажиры - сибиряки, семьи с детьми, возвращающиеся с отдыха на Чёрном море. За четыре дня с них сходит южный загар, но они не отчаиваются - под сибирским солнцем ещё успеют загореть снова, если захотят. А мы едем отдыхать к ним, в Сибирь. Так, наверное, и должно быть. Владимир, Нижний Новгород, Вятка, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Братск. Перед поездкой я собирался всю дорогу, не отрываясь, смотреть в окно и наблюдать, как меняется пейзаж от Европы к самой середине Азии. Меня предупреждали, что будет небольшое разочарование и, пожалуй, так оно и оказалось. Урал переезжаем в самом низком месте - небольшие холмы, хотя и очень красиво (знаменитые Кунгурские скалы). До Новосибирска - Европа. Признаки настоящей Азии подступают к железной дороге лишь под Красноярском, когда среди придорожных деревьев начинает попадаться лиственница. После станции Тайшет поезд сворачивает с транссибирской железной дороги на север, и путь продолжается по знаменитому БАМу. Это ещё не совсем тот БАМ, который был в своё время ударной коммунистической стройкой. Нужно потерпеть до станции Лена. И лишь за мостом через реку Лена резко, почти сразу, начинаешь ощущать, что ты наконец-то попал в Сибирь. Кругом нерубленный лес, посёлки небольшие, и расстояния между ними - десятки километров. Железнодорожные сооружения новенькие, ещё не успели обветшать. Поезд постепенно взбирается вверх, петляя по долине реки между гор, которые становятся всё выше, подступают к самому железнодорожному полотну. В седловинах лежит снег, а в ущельях искрятся водопады (видно прямо с поезда!). Наконец, состав ныряет в тоннель под Байкальским хребтом и через десять минут выскакивает на свет с другой стороны водораздела, в долине рек Гоуджекит и Тыя. Она впадает в Байкал. Мы у цели.

Дневник похода
7 августа. Северобайкальск.

В 15:50 прибываем в Северобайкальск. Город встречает нас солнцем, теплом и высокой платформой. Загружаемся в такси и называем адрес - Ленинградский проспект, дом 7. Согласно отрывочной информации, которая у нас есть, именно по этому адресу следует обращаться за пропуском в заказник Фролиха. Вожделенное здание располагается в трёхстах метрах от вокзала и является зданием администрации города и района. Сразу при входе первая дверь слева - кабинет, в котором обитает нужный нам начальник. Кабинет заперт. Никого нет. В соседних кабинетах ничего путного сказать не могут. В течение получаса я бился в разные административные двери, случайно угодил даже на приём к заместителю главы администрации, и узнал неприятное. Якобы, всё лесное начальство очень занято - приехала ревизия из Москвы и Улан-Удэ. Один из сотрудников администрации посоветовал мне подождать утра, но, похоже, и сам не верил, что утром после совместной "ревизии" с высоким начальством все сотрудники лесного хозяйства явятся на работу в положенное время. "Могут появится завтра, а могут и через неделю!". По словам другого словоохотливого сотрудника, "на Фролиху без пропуска соваться нельзя, вас туда без письменного разрешения ни один катер не возьмёт". Странно, однако, что в Северобайкальск приезжают сотни туристов, многие из них как-то добывают необходимые документы, а в администрации я таких не встретил, и некоторые чиновники, как мне показалось, видят туриста в первый раз. Что-то здесь не так, возможно, существует обходной путь, или я просто пришёл не по адресу. Этими сомнениями я поделился с таксистом, который укрепил их и посоветовал ехать без всякого пропуска. "Какая там охрана - один тунгус на всю тайгу, и тот пьяный в стельку!". Впрочем, таксист признался, что сам на "той стороне" озера никогда не бывал.
В Северобайкальске "той стороной" называют противоположный байкальский берег, до которого по прямой около 40 километров. Нам нужно переправиться на "ту сторону", для этого необходим катер. Таксист отвёз нас на пристань, где мы впервые увидели Байкал и наконец-то нашли в яхт-клубе "Белый парус" родственные души, которые сразу поняли, кто мы такие и проявили сочувствие и понимание наших туристских устремлений. Нам предложили ночлег за 100 руб/чел/день и посоветовали прогуляться вдоль причалов, потолковать с капитанами катеров о переправе. Отложив на несколько часов мысли о пропуске в заказник, мы закинули вещи в комнату и отправились знакомиться с катерами. Имеется два причала - один около яхт-клуба, другой в 300 метрах от него, на территории воинской части. Капитаны "гражданских" катеров были вежливы, но пьяны, и назавтра отплывать никуда не собирались. Предложили прогуляться к военным и особо присоветовали посетить катер "Бурятия". На нём мы встретили интеллигентного матроса по имени Евгений (пока матросы на пристани не объяснили нам субординацию, мы были уверены, что он капитан), который заверил нас, что катер отходит завтра в 11:00 в санаторий Хакусы, рейс заказной, но пассажиров немного, и он не прочь взять нас за 200 рублей с человека, причём разрешил погрузить байдарку в собранном виде. Нам это подходит как нельзя лучше. На всякий случай спросили Евгения, возьмёт ли он нас без пропуска в заказник. "В Хакусы, конечно, возьму, но дальше у вас будут проблемы". У нас остался выбор - либо завтра продолжить поиски пропуска и опоздать на катер, либо ехать без документа и решать проблемы на месте по мере их возникновения. Эти мысли не помешали нам приступить у сборке байдарки, но сосредоточиться на деле трудно. То и дело отвлекаемся и смотрим в байкальскую даль, открывающуюся прямо с балкончика нашего временного жилища.
20:00. Решение проблемы пришло с другого конца - наконец-то мы встретили дружественную группу туристов. При яхт-клубе ждали катера пять человек из Уфы, все сильно пьяные, особенно "капитан". Тоже собираются в сторону Фролихи. Заплетающимся языком один из пьяных уфимцев сообщил мне, что есть только один человек, который может мне помочь. Это сотрудник Нижнеангарского лесхоза В.А.Рябченко, который только что выдал им нужный пропуск. Этот человек живёт в Нижнеангарске, и ему можно позвонить прямо домой, что я и сделал. Правду нам говорили о том, что в Нижнеангарске и Северобайкальске живут очень хорошие люди. Не прошло и двух часов, как я успел слетать в Нижнеангарск за пропуском. Что касается пьяных уфимцев (я называю их так, чтобы отличить от группы "трезвых уфимцев", которых мы встретили на следующий день), то больше мы их не видели. Вечером они поспешно погрузились на яхту, и она, стрекоча мотором, скрылась в байкальской дали вместе с последними отсветами вечерней зари. Спасибо им огромное! В 22:00, как и договаривались с матросом, ещё раз наведываемся на катер для окончательного уточнения. Да! Завтра в 11 часов.
Что представляет собой яхт-клуб, где мы проводим ночь? Здание-ангар для яхт и катеров, мастерские для ремонта. Причал. Старшеклассники из Северобайкальска катаются на яхтах под присмотром руководителя (спортивная секция). При яхт-клубе есть около 7 домиков на 2-3 человека, они сдаются. Есть также несколько комнат на втором этаже здания. В такой комнате мы и жили. Горячую еду можно готовить на оборудованном кострище у самого берега Байкала. Вода из озера или из водопровода (одно и то же). Туалет типа "сортир" во дворе. До вокзала 3 километра по шоссе. Можно подъехать на попутке или маршрутке.
На протяжении сегодняшнего дня несколько совершенно разных людей, увидев, что у нас имеется байдарка, сказали нам одно и тоже: "Ни в коем случае не пытайтесь пересечь на ней Байкал. В прошлом году два москвича так утонули", далее следовало описание несчастного случая. Якобы двое туристов на байдарке отчалили в штиль, но через несколько часов налетел шторм. Тело одного из них в спасжилете спасатели нашли через несколько дней на берегу. Другого до сих пор не нашли. Страшилка!
Трудно заснуть. Очень длинный получился день, много впечатлений и неожиданностей, всякие мысли лезут в голову, а комары норовят укусить. Жарко. Из окна в свете фонарей пристани видна совершенно гладкая поверхность Байкала. Вот бы нам на весь поход такую погоду, как сегодня. Я представлял себе Байкал несколько иначе, чем увидел его сегодня. Мне казалось, что синего цвета будет больше. Над озером весь день стояла дымка, противоположный берег еле видно сквозь неё. Вода в озере очень холодная. Хотел было искупаться, но передумал.

8 августа. Хакусы.
Погода, погода-то какая! Ясно, тепло, штиль. Горы со всех сторон - не наглядеться.
В 9:30 все вещи собраны, осталось только перетащить их к катеру. Сначала переносим собранную байдарку, затем рюкзаки (тяжело!). Рядом с нами на другой катер грузится группа туристов - 8 человек с большими рюкзаками. Познакомились. Ребята из Уфы - здесь и далее "трезвые уфимцы". Идут на реку Томпуда с катамаранами, собираются забрасываться пешком из губы Бирая. Даже завидно стало - герои! Они пригласили нас к себе на катер, принять приглашение было бы заманчиво, но невежливо - мы уже договорились с "Бурятией". Желаем друг другу приятного путешествия. А на "Бурятии" нас встретили озабоченные матросы. Катер не заводится. Не в порядке аккумуляторы или стартёр или что-то другое. Приехал на машине большой босс (хозяин всех катеров) разбираться и помогать. О том, как чинили катер, можно было бы написать отдельный отчёт или снять комедийный фильм, но я прекрасно понимаю, что он был бы интересен не каждому читателю, поэтому вынужден опустить здесь весьма колоритные подробности ремонта. В начале его я подошёл к машине большого босса и робко спросил его - "Вот Вы, лично Вы как думаете - заведётся катер сегодня или нет?". Он сказал "да", и нам оставалось лишь спокойно наблюдать за спектаклем с берега. В 13:20 катер завёлся под радостные крики команды.
Путь на катере до Хакусов занимает более трёх часов. Любуемся на озеро, горы и город. Фотографируем. Настроение, конечно, прекрасное, и погода отличная - штиль и солнце в лёгкой дымке. Устав от обилия впечатлений, отправляемся спать в каюту, куда нас любезно пригласил матрос Евгений. Засыпаем на койках под успокаивающий плеск воды и гул мотора.
Просыпаемся незадолго до пристани Хакусы. Причаливаем. Несколько десятков домов, дизельная электростанция, дорожки, оборудованные горячие источники. Именно к ним вскоре после швартовки направились в полном составе пассажиры и команда катера. Нас на пристани встретила строгая женщина - директор санатория - и предложила заплатить по 42 рубля за посещение, что мы и сделали. Отдыхающие строго рекомендовали нам ни в коем случае после горячих источников не купаться в Байкале - якобы, это вредно для здоровья, а правильно следует купаться в обратном порядке - сначала в Байкале, затем в источнике. В Байкале мы купаться не захотели - холодно. Оставляем байдарку на песочке рядом с домом начальницы и отправляемся, следуя указателю, на горячие источники. Путь недолгий - минут десять. Вдоль дорожки растут кедровые сосны, на верхушках есть шишки, которые мы видим впервые. В беседке около источника встречаем знакомых - трезвых уфимцев. Они уже успели выгрузиться с катера в губе Бирая, дойти до Хакусов пешком (4км) и искупаться. Рассказываем друг другу о своих планах, о прошлых и будущих походах. Купаемся в источнике. Посреди полянки стоит избушка, разделённая на мужскую и женскую половины - это и есть купальня. Вода в ней проточная и чистая. Температура воды такова, что залезать нужно осторожно - горячо! Окунаемся несколько раз и чувствуем невиданный прилив сил, которые, несомненно, понадобятся в предстоящем путешествии. Те, кто боится сразу лезть в горячую воду, могут попробовать окунуться ниже купальни, на камушках, где вода похолоднее. Есть также колодец, из которого рекомендуется пить. Попробовали - минеральный привкус почти не чувствуется. На другом конце поляны та же горячая вода льётся прямо из скалы (подведена труба), можно постоять как под душем, но не каждый в состоянии это выдержать. Возвращаемся в беседку и присоединяемся к уфимцам. Отдыхаем. Хорошо! Договариваемся встать недалеко от уфимцев и, может быть, зайти к ним в гости.
Наконец-то настал счастливый момент посадки в байдарку - не зря же мы её в такую даль за собой тащили. На озере лёгкий бриз, небольшие волны. Держим курс вдоль берега на север, минуем мыс Хакусы, причаливаем, взбираемся на каменистый берег. Впервые полной грудью вдыхаем запахи и во все уши слушаем звуки прибайкальской тайги. Только сейчас до нас дошло, что маленький подвиг мы уже совершили. Да что там говорить - каждый, кто там был, поймёт меня, а на то, чтобы объяснить тем, кто не был, у меня не хватит таланта. Отсылаю к художественной литературе. Всё хорошее, что там написано о Байкале - правда, но вблизи он ещё красивее!
Около 19:00 причаливаем в губе Бирая севернее устья одноимённой реки, в 200 метрах от стоянки уфимцев, которую заметили издалека. Берег каменистый, с трудом находим место, едва пригодное для установки палатки. Кострище организуем в щели между камнями. Ужинаем. Гриша прогулялся в гости к уфимцам. Они молодцы - уже умудрились поймать несколько хариусов в устье реки Бирая. Угостили, очень вкусно. Запиваем рыбу смородиновым чаем и травим туристские байки. Завтра нашим уфимским друзьям предстоит непростой переход вверх по долине реки к юго-восточной оконечности озера Фролиха. Расстаёмся, желаем друг другу счастливого пути и хорошей погоды.
Наконец-то мы и Байкал рядом, и ничто кроме комаров не отвлекает нас от трепетного восхищения красотой и величием окружающей природы. Целый день на меня накатывали волны недоумения и торжества - вот это я, а вот это - Байкал, тот самый Байкал, о котором было так много снов и мечтаний, и нам предстоит путь вдоль его берегов. Голова кружится от радости. Глядя на догорающий закат, Женя признаётся, что думает о том же самом. С заходом солнца ложимся спать. Нужно хорошо отдохнуть перед дальнейшими испытаниями.

9 августа. Губа Аяя и выход по ложной тропе.
Утром проснулись рано, в 6:30, но отдохнули хорошо, спали спокойно в полной тишине, даже прибоя не было. Поверхность озера совершенно гладкая, ветра нет, небо ясное. Без спешки завтракаем и загружаем лодку. Отплываем в 9:15 на север. Сейчас, при полном безветрии, особенно удобно разглядеть прозрачность байкальской воды. Когда оба гребца налегают на вёсла, вид камней на дне смещается медленно, потому что до них далеко - может быть, двадцать метров, а то и тридцать. Неспешно шлёпаем вёслами, наслаждаемся прекрасными видами и отсутствием комаров на открытом пространстве. Никак не наглядеться на горные пейзажи, неожиданно быстро и разнообразно переходящие один в другой. Проходя мимо мыса Тукаларагды, услышали шум ручья и остановились около него на отдых. Мало что может сравниться по красоте с видом, звуком и запахом вблизи стекающего в Байкал горного ручья. Любуемся этим чудом, а впереди, конечно, нас ждут ещё большие чудеса, не один десяток таких ручьёв, но вид их не надоедает, у каждого хочется остановиться, испить глоток водички, сфотографироваться и загадать желание. За мысом, при входе в губу Аяя - жилая избушка. Напротив, на северном берегу губы - ещё одна избушка, по-видимому, штаб-квартира здешних егерей.
Губа Аяя - один из самых больших и наиболее глубоко и резко вдающийся в сушу залив Северного Байкала. С севера и юга губа окружена горами, круто обрывающимися прямо в озеро. При сильных штормах здесь укрываются корабли. С востока в губу впадает речушка, образуя перед впадением небольшое озерцо и живописнейшую лагуну, берег которой порос кедровым стлаником. Среди зарослей стланика есть несколько полянок, удобных для стоянки. Первым посторонним предметом, издалека замеченным нами в губе Аяя, была яркая палатка на одной из полянок. Держим курс на неё, пересекая губу. Причаливаем к песчаному пляжу и отправляемся знакомиться. Четверо туристов как-то странно реагируют на моё приветствие. Ага, не понимают по-русски! Американцы. Двое мужчин и две женщины, на байдарках идут вдоль берега на юг, собираются дойти до посёлка Усть-Баргузин. Путь неблизкий. Одна из их байдарок очень напоминает "Таймень", другая какая-то необычная, раньше я таких не видел. Груз они крепят, на наш взгляд, странно - привязывают к носу и корме сверху. В остальном вполне нормальные люди, опровергающие представление обо всех американцах, как о толстяках, любителях гамбургеров и воскресных пикников. Они рассказали о своих предыдущих байдарочных походах - реки Аляски, Китая, Канады. Путешествуют, как и мы, совершенно самостоятельно, через турфирму только покупали билеты и связывались с администрацией Баргузинского заповедника. В Россию добирались на самолёте Сан-Франциско - Хабаровск, далее пересадка до Улан-Удэ и заброска на катере к северу Байкала. Обменялись адресами и пожелали друг другу счастливого плавания.
Но нам сегодня предстоит не плавание. Губа Аяя - место, где начинается кратчайшая тропа волока на знаменитое озеро Фролиха. Наш план очень авантюрный - перенести на Фролиху все вещи, в том числе байдарку, провести там несколько дней и сплавиться по реке Фролиха. Следуя этому плану, мы решили совершить до Фролихи две ходки, одну из которых успеть сегодня. Пообедали и сложили байдарку и часть вещей в два рюкзака. Они получились для нас довольно тяжёлые, особенно если придётся идти круто в гору или по болоту. Гриша сбегал налегке на разведку и вернулся радостный - тропа начинается совсем рядом. Конечно, о существовании тропы и о её длине мы знали заранее, теперь дело за малым - нужно пройти 6 километров с тяжёлыми рюкзаками. Отправляемся в путь в 15:00, радостно предвкушая, что будем на Фролихе никак не позже чем через три часа. Первый километр тропа идёт на восток по краю сухого сосняка, вдоль ручья с болотистыми берегами. Подъёма почти нет. Затем тропа уходит слегка вправо, и начинается крутой подъём. Идти становится тяжело. Пересекаем ручей, около которого удобное место для отдыха. Если бы не тучи комаров, было бы совсем приятно. Тропа иногда теряется, но находим её снова, ориентируясь на ручей, вдоль которого она вьётся, всё время поднимаясь вверх. В одном месте тропа делает резкий поворот влево и кто-то заботливый догадался пометить это место шоколадной фольгой, чтоб путники не сбивались с пути. Очень тяжело, но сил придаёт то, что тропа явно хоженая. Несколько раз попадаются окурки, фантики, следы сапог. Хотя я представлял себе эту тропу несколько иначе. В описании, которое мы читали, было написано про болото. Где оно? За перевалом, что ли? Или высохло? Отдыхаем часто, через каждые 500 шагов, опрыскиваемся аутаном, Гриша не выдерживает жажды и пьёт ледяную воду из ручья. Усталость от этого только усиливается. Да, таким темпом мы дойдём до Фролихи поздно вечером. В очередной раз останавливаемся отдохнуть. Ещё раз внимательно смотрю на карту и компас. Делаю окончательный правильный вывод. Это не та тропа. Мы сбились с пути. Всего от губы Аяя пройдено около 3 километров, но мы шли медленно и долго, почти три часа. Что ж, человеку свойственно ошибаться. Спускаемся вниз. Снова часто отдыхаем. Тяжело. За километр от губы Аяя замечаем место, где мы сбились с правильной тропы. Место действительно обманчивое. Правильная тропа уходит налево, через брод по ручью, а ложная бодро бежит вверх по камушкам. Возвращаемся в губу Аяя. Вид у нас неважный. Весёлое получилось приключение.
В губе Аяя встречаем группу туристов из Иркутска, которые пришли сегодня с Фролихи. Мы разминулись с ними, пока шли по ложной тропе. Они сообщили радостную весть: вчера часть их группы точно так же, как и мы, заблудилась, и умудрилась пройти гораздо дальше. Там они встретили ещё одну заблудившуюся группу, те даже прошли перевал. Это они набросали окурков и фантиков. Приятно, что не одни мы такие лопухи, причём другие заметили свою ошибку, зайдя дальше, чем мы. Возможно, если бы не тяжёлый рюкзак, я чаще поглядывал бы на карту и компас и заметил бы ошибку сразу. Вместе с иркутянами ругаем тропу и самих себя. Иркутяне собираются завтра поставить на развилке троп указатель.
Между тем время уже 20:00, скоро стемнеет, а с запада приближается грозовая туча. Мы заметили её ещё из леса. Спешно приводим в порядок вещи. Костёр разводить некогда, поднялся ветер и вот-вот хлынет ливень. Бегу к иркутянам и прошу их сделать на костре полкотла кипятка для нас. Этого вполне хватит, чтобы пообедать. Успеваем забраться в палатку и начинаем ужинать за минуту до грозы. Наконец-то можно отдохнуть. Мы оба сегодня перетрудились. Откладываем обсуждение планов и разбор ошибок до утра. Засыпаем под шум дождя. В полусне мерещатся горные ручьи, исчезающие тропы, бурундучки и огромные тучи комаров и мошек в лесу.

10 августа. Озеро Фролиха.
Ночью я спал беспокойно, как-то болезненно. Немного болели ноги и слишком часто стучало сердце, пришлось даже выпить валерьянки. Ледяная вода из горных ручьёв не прошла даром - наутро побаливало горло. Но настроение очень бодрое, и вчерашний печальный опыт нас кое-чему научил. Когда я проснулся в 6:30, дождь уже кончился, и было видно, как остатки туч удаляются на восток. Снова ясная погода. Жаркое солнце быстро высушивает всё, что промочил ночной дождь, в том числе некоторые наши вещи. Над озером густой туман.
По словам иркутян, спуститься по реке Фролиха сложно, придётся делать много обносов. Отказываемся от этой затеи, решаем оставить лодку в губе Аяя и отправиться на Фролиху дня на три без судна, с лёгкими рюкзаками. Снова собираем байдарку, укладываем под куст и запаковываем в ней все вещи, которые не понадобятся на Фролихе. Прикрепляем к лодке записку. Собираем рюкзаки, получается примерно по 12 килограммов у каждого.
В 13:50 вновь выходим на тропу. Держу компас в руке. Ни в коем случае не пропустить развилку! Наш путь - строго на восток. Если бы не Женя, которая вовремя заметила указатель, поставленный утром иркутянами, я бы вновь проскочил развилку, несмотря на приметы и компас. Тропа настойчиво уводит в неправильном направлении. Делаем поворот в нужном направлении, переходим ручей и продолжаем путь по болоту, не спуская глаз с компаса. Тропа набитая, но местами, на втором-третьем километре (считая от губы Аяя), идёт по болоту и несколько раз рассыпается на маленькие тропки. Однако, больше мы не теряемся. Времени вдоволь, погода хорошая, поэтому идём не спеша, несколько раз отдыхаем, фотографируемся. От комаров хорошо защищают сетки. Болото остаётся позади, тропа петляет, иногда встречаются небольшие ручейки, нагромождения камней. Подъёмов больше, чем спусков. На четвёртом километре проходим холм-водораздел. На шестом километре тропа разделяется на две, а местность предвещает скорое приближение воды. Сворачиваем по тропе налево и через несколько минут за очередной возвышенностью открывается водная гладь. Это Фролиха. Как же сильно сегодняшний переход отличается от вчерашнего! Тяжело, конечно, жара, комары, но по сравнению со вчерашним - лёгкая прогулка. Берег озера здесь обрывистый, густо поросший кедровыми и обычными соснами. Около воды встречаем байдарку "Таймень" и её хозяина, который представился здешним егерем Георгием Георгиевичем и пожелал взглянуть на разрешения, полученные нами в лесхозе. При виде документа из Нижнеангарского лесхоза егерь сказал, что у нас не хватает разрешения из администрации заказника (той самой, которая была заперта по случаю ревизии). Но долго не злился, а показал тропу к удобной стоянке и попросил Гришу помочь вытащить лодку из воды, что и было сделано. Егеря удивило, что у нас нет ни лодки, ни удочек. Больше мы его не видели.
По совету егеря мы вернулись к развилке троп и пошли другим направлением, огибая залив справа. Примерно через километр тропа вывела к замечательной стоянке, которая, к счастью, была свободна. Стоянка очень удобная, находится на высоком берегу, мало комаров, много ровного места для палаток, навес, кострище, стол, скамейки, костровое хозяйство и даже небольшой запас продуктов. Удобный спуск к воде и место для купания. Время прибытия на стоянку 17:20. Рядом находится мелкая лагуна с прозрачной тёплой водой. Купаемся в ней и отдыхаем. Ставим палатку и обживаем место, где предстоит провести несколько дней. Погода, как всегда, прекрасная - тепло и солнечно. Вдалеке на востоке, за мысом, виден живописный склон горы Медвежьей. Собственно, мы находимся ещё не на самом озере Фролиха, а на берегу его залива Окунёвый, из которого берёт начало река Фролиха. Шум её слышен постоянно, и в заливе заметно течение в направлении истока реки. Основное зеркало озера, которое от стоянки лишь слегка виднеется из-за мыса, сообщается с заливом узким проливом шириной не более 100 метров, больше половины из которых - мелководье. Фактически это уже часть реки, здесь есть течение. Именно здесь наиболее удобное место для переправы на "ту сторону" - противоположный, наиболее интересный и рыбный берег озера.
Стоянка часто посещается - все, кто приходит на Фролиху по той же тропе, не могут миновать это место, поэтому за дровами приходится ходить метров за сто. Гриша разводит костёр, наслаждаемся ужином и чаем из листьев и недозрелых ягод брусники. Оглядываясь по сторонам, то и дело вздыхаем от восхищения - ах, какая красота!
В 21:30 уже отдыхаем в палатке, вспоминаем подробности прошедшего дня под шум истока реки, редкие крики чаек и лесные шорохи. Утки плещутся в лагуне так, как будто кто-то гребёт вёслами. Спугиваю их фонариком. Они прячутся, но вскоре снова вылезают и продолжают мутить воду в поисках пропитания. Привыкаем, засыпаем под этот плеск.

11 августа.
Гриша вылез из палатки в 6:40, а через несколько минут солнце выкатилось из-за горы и осветило залив. Кажется, что каждый следующий день погода лучше, чем в предыдущий. Небо ещё синЕе, солнце ещё ярче, вода ещё прозрачнее. Птицы радуются вместе с нами. Мы находимся в раю. Даже комаров почти нет - это уже слишком, чем мы заслужили такое блаженство?
Было бы заманчиво переправиться на противоположный берег, но без лодки опасно. Женя утверждает, что не умеет плавать. Гриша смог бы легко переплыть залив, но организация такой переправы, при которой рюкзаки удалось бы сохранить сухими, заняла бы много времени. Разве что кто-нибудь поможет и перевезёт на лодке. Отказываемся от переправы и собираемся совершить прогулку вдоль берега, осмотреть озеро и окрестности. Готовим один рюкзак, немного еды и самые необходимые вещи. Завтракаем.
Слышим людские крики с противоположного берега. Группа туристов, 10 человек из Иркутска переправляется на резиновой лодке с северного берега на наш. Они торопятся в губу Аяя, где должно ждать судно. Знакомимся и всё-таки просим переправить нас, но они отговаривают от этой затеи - в проливе сильное течение, и обратно вплавь передвигаться опасно. Действительно, видно, как вода заметно сносит резиновую лодку. Что ж, в 10:30 отправляемся по тропе вдоль берега на восток. Только отошли от стоянки, как один из иркутян догоняет нас и предлагает... купить у них лодку. Она, конечно, дырявая, протекает, но для переправы вполне сгодится. Отказываемся. А может быть, стоило согласиться - ведь всегда лучше жалеть о содеянном, чем о несделанном. Так мы и не побывали на северном берегу Фролихи, ограничились южным, который, якобы, считается менее интересным. Зато будет повод ещё раз сюда приехать!
Тропа вдоль южного берега Фролихи очень тяжёлая, иногда теряется. Приходится продираться через лес или идти вдоль заболоченного берега озера. По словам вчерашнего егеря, по этой тропе ходят редко, она отходит от озера по долине реки Левая Фролиха и переваливает в долину реки Томпуда. Местами на тропе чувствуешь себя как в ботаническом саду. Даже по сравнению с берегом Байкала заметно видовое разнообразие растений. Некоторые из них мы не видели больше нигде. Особенно интересные и живописные растительные сообщества встречаются в устьях небольших ручьёв. По мере продвижения на восток открывается вид на северный, самый большой, залив озера и на лесистый островок, расположенный напротив входа в залив Окунёвый. Таких насыщенных красок, такой дикой и богатой природы мы не встречали даже на Байкале.
12:00-13:00. Отдыхаем на берегу озера. Не так-то просто найти место для отдыха между густым кустарником и болотистым берегом озера. Наблюдаем, как на мелководье и среди камыша плещется рыба. Женя замечает поблизости куст со спелой смородиной. В других местах у ручьёв и на берегах нам тоже попадалась смородина, но та была совсем незрелая, а здесь сочная и очень вкусная. Жаль, что мало. Добираем недостающие калории тушёнкой, запиваем божественно вкусной водой из родничка, вдыхаем аромат незнакомых трав. Греемся на солнышке.
14:20. Вернувшись к стоянке, смотрим на термометр. Он показывает +27 в тени. Купаемся в лагуне. Загораем. Здесь совершенно нет пыли! Готовим полный котёл чая, густо завариваем смородиновый лист и брусничные ягоды. Это напиток богов. Женя сбегала на соседний мыс сфотографировать Фролиху при дневном освещении (утром солнце стояло так, что некоторые пейзажи было неудобно снимать). По дороге встретила грибы лисички и чёрную белку. В это время Гриша состряпал два котла кипятка для мытья. Хотя грязи здесь почти нет, помыть голову всё равно приятно. По деревьям ползают крупные чёрные жуки с длинными усами, иногда замечаем сразу нескольких. Они летают медленно, держа туловище почти вертикально и выставляя усы вверх. На цветах жужжат шмели.
В 20:00, после ужина, отправляемся спать, но ненадолго. Появились соседи - по тропе из губы Аяя пришла группа уставших туристов из Красноярска, около 10 человек. Они говорят, что в губе Аяя стояли там же, где мы, видели нашу байдарку с запиской. Мы предлагаем им пользоваться стоянкой и нашими дровами, но просим по возможности не шуметь. Впрочем, сил на это у них осталось немного после перехода через тайгу и болото с тяжёлыми рюкзаками. Возвращаемся в палатку и засыпаем.

12 августа. Исток реки Фролиха.
Просыпаемся в 7:30 - для нас это поздновато, хотя всю ночь спали крепко, красноярцы сдержали обещание не шуметь. Они тоже начинают помаленьку вылезать из палаток. Пока соседи просыпались, мы уже успели приготовить на оставшихся дровах нехитрый завтрак на двоих и начали укладывать рюкзаки. Погода, как всегда, прекрасная. Узнав, что мы не ловим рыбу, красноярцы пожалели нас, как инвалидов. Подарили солёного хариуса и мушку для ловли ему подобных. Принимаем с благодарностью. Впоследствии мушку утопили при первом же забросе, пришлось заменить её более уловистой наживкой, но об этом после. План на день - осмотреть исток реки Фролиха, шум которой отчётливо слышен со стоянки. Река начинается в противоположном конце Окунёвого залива. К вечеру собираемся быть в Губе Аяя. В 10:00 рюкзаки собраны. Прощаемся с соседями, которые завтракают и готовятся к переправе (у них есть резиновая лодка). Вдоль берега идём по той же тропе, по которой пришли два дня назад, но на развилке сворачиваем вдоль озера. Здесь тропа натоптана гораздо меньше, кое-где приходится продираться через стланик, подлезать под ветвистые деревья, обходить упавшие стволы, карабкаться в горку, даже на четвереньки вставать. Шум истока становится всё громче, наконец, он становится виден под крутым берегом. Тропа идёт по верху, но вскоре спускается к самой реке и мы прыгаем по камушкам. Здесь райское место для отдыха. Разворачиваем лист пенки прямо на камнях, и ложимся отдыхать. Здесь совершенно нет комаров. Струйки воды журчат прямо под нами, а в основном русле шириной около 20 метров река шумно бьётся о валуны, пробивая себе путь к Байкалу. Пожалуй, мы поступили правильно, отказавшись от сплава по этой реке. Вдвоём без страховки опасно. Место сказочно красивое, а сколько ещё таких райских мест по всей пятнадцатикилометровой длине реки! Глаз не оторвать от белых струй взбесившейся воды на фоне ярко-зелёных кедровых сосен и синего неба. Кругом оседают брызги. Если бы не они, было бы жарко. Как было бы естественно и обычно, если бы вот в такой момент на противоположном берегу (лучше всё-таки на противоположном) показался хозяин здешней тайги - медведь. От развилки троп до этого места 2 километра.
Отдаём должное рыбе и ещё раз добрым словом поминаем красноярских туристов, поймавших её. Вкусно и питательно, как раз хватает на двоих. Отдохнув, прогулялись дальше по камушкам до очаровательного места, где река разделяется на две протоки. Правая, более крупная, уходит вдаль на фоне горы, а левая образует водоскат в несколько метров, под которым Гриша искупался. Вода не холодная, около +18 (воздух +26), в озере она успевает прогреться. Пожалуй, воздержусь от описания того, как это приятно. Кто не купался в таёжном водопаде, должен как можно скорее попробовать. После долгих колебаний Женя тоже решается повторить этот подвиг, но уверяет, что всё-таки холодно.
Вдруг из-за излучины реки выходит человек, который странно реагирует на наше приветствие. Ещё один не понимающий по-русски. Разговорились на английском. Любитель рыбалки из Словении, по имени Матьяш. Их группа идёт пешком вдоль реки вниз, ловят хариуса. Уверяет, что рыба клюёт очень хорошо, почти на каждый заброс, но мелких они отпускают. Матьяш возвращается в губу Аяя, к своему катеру (наняли в Северобайкальске), а остальных катер подберёт в устье Фролихи.
В 14:00 выходим на тропу и берём курс обратно в губу Аяя. Закончилось наше трёхдневное пребывание на озере Фролиха. Ещё раз оглядываемся на него, прощаемся. Хочется, чтоб в жизни каждого из нас было ещё много таких озёр. По пути собираем кедровые шишки, в некоторых из них можно наковырять по несколько орешков. Движемся медленно, часто отдыхаем, потому что спешить некуда. Таким прогулочным темпом приходим на берег Байкала в 18:20, находим свою байдарку там, где её оставили.
Невдалеке у берега стоит катер, нанятый словенцами. Поговорили немного, получили в подарок две банки пива. Вот не ожидали, что на берегу Байкала будем пить пиво! Однако, вкусно. Вскоре катер ушёл в губу Фролиха, встречать часть группы, идущую вдоль реки. Мы остаёмся ужинать и отдыхать. Кроме нас, в губе никого нет, остальные две стоянки не заняты. Одиночество продолжалось не больше часа. С севера прибыла большая группа туристов на пяти байдарках "Таймень". В составе группы около 10 человек, в том числе два ребёнка трёх лет и один грудной ребёнок. Они приехали из Иркутска, жили несколько дней в Хакусах и теперь собираются на Фролиху. Проявляют профессиональный интерес к моей байдарке.
20:00. Женя хочет отличиться по количеству совершённых подвигов - она стирает бельё. От этого занятия нас ненадолго отвлекает величественное зрелище - с Байкальского хребта на нас быстро движется гроза. Видны стрелы молний, ударяющих прямо в поверхность озера, гремит гром, поднимается ветер. Готовимся спасаться от дождя в палатке, укладываем вещи под тент, но предосторожность оказалась излишней. Гроза прошла мимо, совсем недалеко, но на нас не упало ни одной капли, небо вновь очистилось к 22:00. Развешиваем бельё на верёвочке и быстро засыпаем.

13 августа. Губа Фролиха.
Подъём в 7:30. Стоит ли повторяться, что погода прекрасная - ясно и тихо? Вблизи стоянки мало дров. Рядом только кедровый стланик, жгём его сухие нижние ветки, но их неудобно рубить и всё равно не хватает. Гриша отправляется по дрова вдоль побережья. За полчаса удалось насобирать достаточное количество. На закуску к завтраку пытаемся прокалить кедровые орешки, подобранные вчера на земле во время пути по тропе. Какое неприятное открытие - все орешки без ядрышек. Конечно, бурундуки и кедровки не оставили нам ничего - они безошибочно по запаху определяют, есть ли в орешке ядро, и оставляют только пустышки. Какие же мы растяпы, что не додумались до этого! Совсем рядом со стоянкой есть кедровый стланик с шишками, в них наверняка есть орехи с ядрышками, но для того, чтобы достать шишки, пришлось бы рубить живые ветви. Не будем этого делать, пусть достаются кедровкам и бурундукам.
В 9:05 отчаливаем. Снова осматриваем с воды губу Аяя. Сказочная красота. На северном берегу губы, у "горла" стоит домик лесника. Три дня назад мы видели его издали, теперь проплываем рядом. У причала стоят несколько яхт и моторных лодок. Слышны голоса. Вопреки опасениям, на нас никто не обращает ни малейшего внимания. Огибаем мыс Лаканда (Аяя) и поворачиваем к северу. Но перед этим была неожиданная встреча - байкальская нерпа! Вынырнула прямо по курсу, метрах в двадцати от нас. Приглядываемся к водной глади повнимательнее и замечаем нерпу ещё несколько раз. Кроме нерпы, есть другие живые существа вокруг нас - утки и чайки. Если приглядеться, их можно разглядеть много, одиночки и целые стаи. Волны почти нет, и ещё не поднялась дымка, которая ухудшает видимость к середине жаркого дня.
В 10:40 Проходим мыс Фролова - этот мыс хорошо заметен из Северобайкальска даже при дымке, благодаря ориентиру - большой каменисто-песчаной осыпи. Ни на одном другом мысу мы таких осыпей не видели. Именно на этот мыс и на эту осыпь мы обратили внимание, когда впервые увидели восточный берег из Северобайкальска. Оба тогда в один голос сказали - "неужели ещё чуть-чуть, и мы будем там?". И вот мы "там", то есть теперь уже здесь. Это необходимо как следует отметить - причаливаем и отдыхаем, любуемся роскошными видами. Гриша решился искупаться в Байкале, на всякий случай не снимая спасжилет (Гриша вообще редко с ним расстаётся). У берега, на мелководье, температура воды вполне приятная, но метрах в шести от берега ноги уже чувствуют холодное дыхание Байкала. Говорят, в шторм вода перемешивается и становится такой же холодной всюду, но шторма давно не было, вот озеро и прогрелось. За мысом Фролиха замечаем небольшую избушку. Рядом стоит моторка, но людей не видно.
Открывается губа Фролиха и панорама речной долины, окружённой, как и положено долине, горами. В 11:40 входим в устье реки, которое представляет собой узкий пролив между Байкалом и небольшим мелководным проточным озером, на поверхности и берегах которого резвятся птицы. Озеро отделено от Байкала узкой каменистой косой, берега заболочены. Встречаются топляки. Проходим сквозь озеро и вплываем в реку. Здесь сильное встречное течение, но выгрести против него на первых порах можно. Метров через пятьсот - стрелка, где река принимает один из рукавов. На небольшой песчаной косе пристаём, борясь с течением. Исключительно приятный вид во все стороны. Именно с этой точки была сделана одна из художественных фотографий, помещённых на сайте-выставке "БайкалФото". Над водой нависает лиственница. Всюду река просматривается до дна, хотя она довольно глубокая - не меньше двух метров, а местами и глубже.
Здесь есть остатки костра и площадка для небольшой стоянки. Отдохнув и попытавшись половить рыбу - как всегда, безуспешно - пытаемся пройти дальше вверх по реке, но вскоре поворачиваем назад. Быстрое течение, крутые повороты, мели. Спускаемся обратно в Байкал, от устья поворачиваем вдоль косы на север. Примерно в километре к северу от устья есть ориентир - большой светлый столб. Он виден с воды и указывает положение небольшой избушки, сама она издалека не видна. Избушка ухоженная, по-видимому, сюда приезжают отдыхать, но сейчас никого нет.
Организуем стоянку в ста метрах южнее избушки. К сожалению, заметна близость болота, прилетают комары и мошка. За дровами ходить не нужно, плавник в изобилии. На небе ни облачка, тепло, ветра сначала не было, затем с озера задул бриз. Наслаждаемся раем. У воды комаров и мошек почти нет, но уже в десяти метрах от берега, около палатки, они заметно досаждают. Жарко, температура воздуха +30. Женя спасается от жары в Байкале, и, взбодрившись, идёт осматривать окрестности. Сразу за полосой песка - болотистая низменность с кустами голубики и шиповника. Удаётся отыскать несколько кустиков и спелых ягод диковинного растения княженики. В кустах шустрят бурундуки.
Кроме нас, в губе Фролиха утром и днём никого не было. Южнее устья реки стоит ещё одна избушка, недостроенная. Около неё есть удобные места для стоянки, но мы там никого не заметили. От нас это не ближе полутора километров на юг. Во второй половине дня вблизи недостроенной избушки причалили четыре яхты - скорее всего, те, которые мы видели утром около дома лесника в губе Аяя. К вечеру рай прекратился, начался ужас - в воздухе роятся тучи мошки, которые проникают везде и кусают больно. Приходится забраться в палатку, опрыскать её химией, сквозь двойную защиту насекомым не проникнуть. Со всех сторон слышен комариный писк.

14 августа. Губа Фролиха - устье реки Биракан.
Проснувшись в 7:10, мы, в который уже раз (и не в последний) возблагодарили байкальскую погоду - снова ясно и штиль. Ночью спали прекрасно, хотя иногда сквозь сон с болота доносились громкие крики птиц. Они удачно вписались в сновидения. Завтракаем и отчаливаем в 9:15. Вчера вечером мы неожиданно вспомнили, что читали про тёплый минеральный источник в двух километрах от устья Фролихи. Вот бы его найти. Вновь поднимаемся по реке вверх, выше того места, которое удалось достигнуть вчера, ищем признаки тёплого источника - ручейки, впадающие в реку. Естественно, всё мимо. В такой местности родник - это иголка в стоге сена. Не найдя его, наслаждаемся видом, звуками и запахами цветущей тайги и живой речной воды. Против течения мы прошли около полутора километров от устья. Дальше идти почти невозможно - река дробится на протоки, сильно петляет. Занятие малопродуктивное, но очень увлекательное, укрепляет слаженность и взаимовыручку. Сверху вниз плыть было бы неописуемым удовольствием - байдарка в реке отлично помещается. Прощаемся с рекой Фролиха, исток и устье которой доставили нам столько радости, и, доверившись течению, в 11:20 выходим на ровный простор Байкала. Сегодня хорошая видимость, впервые за время похода днём отчётливо виден Северобайкальск.
12:20-13:30. Привал с северной стороны мыса Немнянка. Маленькая избушка, заводь, место для причаливания моторной лодки. Сейчас никого нет. Поблизости свалка каких-то металлических деталей, вроде свечей или частей аккумулятора. Благодаря хорошей видимости, с этой точки мы впервые разглядели в бинокль остров Ярки, на котором вскоре пройдёт заключительная часть нашего путешествия. Действительно, "ярки" - островки растительности, отдельные деревья и песчаные дюны, торчащие прямо из воды.
Продолжая путь вдоль берега, около мыса Эрекшакан в 14:20 услышали журчание реки и подошли к её устью. В который уже раз не оторвать взор от бегущей воды! И ведь каждая речка журчит по-своему. Деревянная беседка на лугу выглядит уютно, но долго в ней не высидеть - налетают комары. Прогулялись по тропинке и увидели на берегу речки маленькую избушку, а также редкое в этих местах сооружение - туалет типа "сортир". Судя по сохранившемуся пеплу на листах смородины, избушка недавно посещалась людьми. Вдоль речки заросли смородины. Собираем листики для чая. Ягоды, увы, совершенно незрелые. Подгоняемые комарами, которых особенно много в таких местах, вблизи болот и устьев рек, продолжаем плавание на север. В 16:00 причаливаем в 50 метрах южнее устья реки Биракан. На другом берегу есть избушка, как всегда, покинутая. Ставим палатку на скале, входом к Байкалу, так, что выходя из палатки и сделав два-три необдуманных шага, можно упасть с обрыва прямо в воду или на камни. Больше ставить палатку негде, кругом нагромождения камней. Вдоль берега идёт тропинка. Как всегда, пока Женя ставит палатку, Гриша сооружает из камней очаг и собирает дрова. Дров так много, что для сбора их совсем не обязательно вставать с сиденья - достаточно пошарить рукой и взять сухой топляк, который обильно разбросан вдоль побережья. Есть дрова любого размера, от щепок до огромных пней.
Прогулялись на экскурсию к реке и избушке. В устье реки удобное место для рыбалки, пытаемся закинуть удочку, но безуспешно, только утопили дарёную мушку. Вот что такое современная рыболовная техника в руках дикарей. Рядом с рекой Женя обнаружила предмет, подобный которому мы раньше видели только в музее или в кино - настоящий лоток для промывки золота. Хорошо сохранился, но, похоже, давно не использовался. Речка как раз из таких, в которых герои Джека Лондона искали золотые россыпи.
Вечером снова поднялась мошка, не так много, как вчера, но тоже неприятно, даже дым костра от неё не спасает, приходится прятаться в палатке, тем более что неожиданно из небольшой тучки недолго капал дождь. Поздно вечером какое-то небольшое животное топало рядом с палаткой. Гриша пробовал охотиться на него с фонариком, но не увидел ничего.

15 августа. Дагарская губа.
Встали поздно, в 8:00. Завтрак готов в 9:00. Наконец-то хоть какая-то волна. Ветер несильный, но Байкал слегка волнуется, прибой заставляет соблюдать осторожность при посадке в лодку. Собирая вещи, Женя провела ревизию оставшихся продуктов. Выяснилось, что при небольшой экономии их хватит ещё на месяц. Над этим стоит подумать. Не торопимся выходить в плавание, надеясь, что ветер немного утихнет, но волна не уменьшается. Вдобавок налетает тучка, и идёт небольшой дождь. Отправляемся в 12:00. Движемся вдоль берега, ветер дует сбоку и не только не мешает плыть, но даже добавляет некоторый интерес. За прошедшую неделю штиля мы слегка соскучились по ветерку. Вскоре небо проясняется, дождевые тучи уходят и мы продолжаем быстро двигаться на север, покачиваясь на волнах и не забывая наблюдать за очаровательной сменой береговых пейзажей. Проходим мыс Биракан, за которым начинается Дагарская губа. Возможно, в штиль мы рискнули бы пересечь её напрямик, сократив путь на несколько километров. Сейчас это слишком рискованно - кто его знает, чего можно ждать от Байкала. Поэтому продолжаем держаться примерно в 100 метрах от берега. В километре к северу от мыса Биракан заметили на берегу человека с ружьём. Увидев байдарку, он помахал рукой, остановился, сел на камушек, достал сигарету и долго курил, глядя на нас. Остров Ярки виден всё более отчётливо. Уже заметно, что белые проплешины, которые мы видели вчера в бинокль - это дюны на северном берегу Дагарской губы. Эта губа самая большая из пройденных нами, она географически отличается от других заливов Байкала, благодаря близости к устью большой реки - Верхней Ангары. Здесь уже нет гор, круто спускающихся к воде, вблизи берега болото. Дно не понижается круто в глубину прямо от берега, а образует мелководье в несколько сотен метров. Мы всё время видим песчаное дно и иногда даже задеваем его, хотя стараемся держаться подальше от берега, избегая высоких волн, образующихся прибоем на мелководье. Берег губы поворачивает к западу, ветер усиливается и становится почти встречным. Волны норовят сбить лодку с курса, попадаются топляки, застрявшие на мели. Пристаём к отлогому песчаному берегу. Местность здесь необычная, такого мы ещё не видели. Песчаный пляж отделён от болота сплошной цепочкой дюн шириной в несколько десятков метров. На дюнах растут редкие деревья, кустарник, голубика и грибы. Такой берег продолжается на запад насколько хватает глаз.
После отдыха решаем подойти поближе к устью реки. Ещё несколько километров вдоль берега на запад, и древесная растительность кончается, уступая место чахлому кустарнику, за которым открывается постройка - остатки металлической вышки. Мы сделали верное умозаключение, что это навигационный знак в устье Верхней Ангары. Увидев его, мы сразу же увидели и прекрасную стоянку на берегу. Стол, скамейки, удобное место для палатки, дрова (топляк). Прекрасный вид во все стороны. Гриша выскочил на песчаный пляж, прогулялся вокруг стоянки и нашёл её замечательной во всех отношениях, кроме одной мелочи - берег истоптан свежими следами медведя. Судя по состоянию следа, он оставлен не раньше чем сегодня утром. Мы не настолько опытные следопыты, чтобы судить уверенно, но всё же по следам показалось, что медведь был один. Это немного утешает. Посоветовавшись, решаем, что медведя мы не боимся.
Разгружаем лодку и устраиваем стоянку. Ставим палатку между нескольких небольших деревьев - это последняя древесная растительность, дальше к западу только трава. В 50 метрах к северу небольшой залив, сообщающийся с рекой, за ним виднеется другая полоса дюн, выходящая к реке. Вокруг залива растут берёзы, вызвавшие у Жени воспоминание о пейзажах центрально-европейской части России. Гриша увидел в воде выдру.
Ветер продолжает дуть. Это, конечно, не шторм, но Байкал слегка разошёлся. В течение дня волнение становилось всё сильнее, сейчас уже много волн с барашками. На прибрежном мелководье они искрятся на солнце и производят большой шум. Комаров на берегу нет. Ни одного. Всех сдуло.
В 21:00, посмотрев закат солнца за облака и горы, ложимся спать. Но что-то не спится. Зловеще завывает ветер, и где-то рядом бродит медведь. Это в городе можно рассуждать о том, что летом сытый медведь никогда не нападает на человека, ночью косолапый, как и мы, предпочитает спать, да и вообще это мирный зверь, если его не обижать. Но когда до ближайшего жилья десятки километров, как-то неуютно было бы очутиться нос к носу с медведем, пусть даже сытым. В голову лезут мысли о том, что два туриста - хорошая добыча, нашего мяса зверю хватит на несколько дней. В таком настроении выхожу из палатки в сумерках, поднимаюсь на дюну, оглядываю окрестности и стараюсь немножко пошуметь. Если медведь недалеко, лучше, чтобы он увидел нас, а мы его. Но, разумеется, никого не встречаю. Скорее всего, зверь давно ушёл далеко по своим медвежьим делам. Сооружаю из котла и крышки колотушку, которая звенит при каждом порыве ветра. Может быть, это как-то испугает медведя. С чувством, что для защиты от дикого зверя сделано всё, что можно, засыпаем.
Часа в три ночи Гриша проснулся от того, что стало тихо. На озере штиль. Подумал о медведе и снова заснул. Приснился медведь.

16 августа. Остров Миллионный.
Почему-то Гриша проснулся рано, около 5:30. Новых медвежьих следов нет. Попробовал - как всегда, без толку - кидать спиннинг в заливе. Не клюёт. Прохладно, ветра нет, но Байкал слегка волнуется. Не в первый раз замечаем, что волны и ветер здесь не обязательно бывают одновременно. Женя вылезает из палатки через полчаса. Ей тоже приснился голодный медведь. Наслаждаемся прекрасным утром, вглядываемся в байкальскую даль и готовим завтрак.
Из устья реки вышла моторка, немного пошумела поблизости и подошла к нашей стоянке. Познакомились. Рыбак с женой. Рыбачили сетями, а сейчас ищут своих товарищей на другой моторке, с которыми разминулись вчера вечером. Спрашивают, не видели ли мы их. Я отвечаю, что не видели, и спрашиваю насчёт рыбки. В ответ рыбак приглашает к лодке, открывает полог и предлагает выбрать что-нибудь из их улова. Улов немалый, в основном сорога и окунь. Беру несколько сорог и окуней, рыбаки дают задаром, но я предлагаю обмен на деньги или спирт. Рыбаки отказываются от денег, выбирают спирт: "он всегда пригодится". Ура! Наконец-то мы поймали рыбу. На радостях рыбаки подарили нам три штучки солёного омуля, которого брали с собой на перекус. Рассказываем про медвежьи следы. Рыбаки подтверждают: "да, медведи здесь водятся, не бойтесь - они сейчас мирные".
Хорошо, что мы ещё не успели позавтракать. Устраиваем большой пир - уха и варёная сорога, объедаемся и берём по две добавки. Заедаем омулем. Вкус омуля специфический, заметно отличается от хариуса, мясо более нежное и волокнистое, хотя, на наш взгляд, рыбаки его слегка пересолили. На остатки пиршества слетелись чайки. Гриша залезает в палатку и охает от обжорства.
В 12:00 отплываем в направлении устья Верхней Ангары. Поскольку у нас осталось много времени (обратные билеты на 21 августа), а до Северобайкальска осталось два дня хода, предполагаем поближе познакомиться с дельтой реки, возможно, подняться по ней. Но подойдя к реке, отказываемся от этих планов. Дельта представляет собой совершенно открытое пространство, в котором граница воды и суши весьма условна. Заросли камышей и водорослей простираются до горизонта. На левом берегу реки, на небольшом сухом пятачке стоит вышка и несколько заброшенных домиков, около которых катер и стойбище отдыхающих москвичей. Вчера вечером мы видели издалека, как они приплыли. Трое в лодке пытаются поймать щуку на спиннинг. Подплываем к ним, приветствуем, спрашиваем, есть ли в Ангаре какой-то фарватер, чтоб нам не заблудиться в море камышей. Они отвечают, что скорее всего постоянного фарватера нет, их катер с небольшой осадкой с трудом прошёл вчера. В бинокль видно (и на карте нарисовано), что дельта реки окружена с востока болотом. Стоянки там вряд ли приятные, и плутать в камышах нам расхотелось. Принимаем решение не заходить в дельту, а сразу двигаться на запад к острову Ярки. Снова выходим в Байкал, огибая рыбацкие тони, движемся вдоль острова Миллионный. Вдоль острова тянется мель, байдарка кое-где задевает днищем песок. Немного покружившись вблизи берега и съев ещё одного омуля, в 14:20 пристаём в юго-западной части острова Миллионный, решаем остаться здесь на стоянку и, возможно, на завтрашнюю дневку. Женя ропщет, что мы мало гребём. Действительно, если бы я её не удержал, таким ударным темпом мы к вечеру были бы в Нижнеангарске. Кто же знал, что будет такая хорошая погода. Задним числом понимаем, что имело смысл на пару дней дольше задержаться на Фролихе.
Стоянка на острове Миллионный прекрасная, топляк в изобилии, растительность небогатая - небольшие деревья и кусты, осока, голубика. С дюны открывается вид на дельту, в которой кормится огромное количество разнообразных птиц. Крики их слышны постоянно. В бинокль рассматриваем пару больших лебедей. Может быть, это знаменитый лебедь-кликун - краснокнижный вид. Погода совершенно расслабляет, ясно, +28, дует лёгкий бриз. Над вершинами гор небольшие облачка. Вода тёплая даже в Байкале. Купаемся. Можно рассмотреть остров Ярки и, на пределе видимости, Нижнеангарск.
17:00-18:00. Готовим рыбу сорогу старым туристским способом. Очищенную тушку заворачиваем в фольгу, оставшуюся от шоколадок, и закапываем в песок. Сверху разводим костёр. Через час разгребаем угли и выкапываем то, во что превратилась рыба. Волнуемся - раньше так не делали и интересно, получится или нет. Получилось прекрасно, божественно. Мы как раз вовремя потушили костёр, готовность рыбы идеальная. Жадно поедаем деликатесный продукт. Во что бы то ни стало нужно ещё раз встретиться с рыбаками и поймать у них рыбки. Кстати, рыбаки здесь водятся. Мимо острова несколько раз проходили моторные лодки, вдалеке видны рыбаки, выбирающие сеть. В полукилометре на том же острове стоит рыбацкая избушка, в ней никого нет.
Наблюдаем закат. Сейчас максимум солнечной активности, на светиле невооружённым глазом видно пятно. В бинокль можно даже разглядеть его структуру. Женя поражена этим зрелищем - раньше она такого не наблюдала. Действительно, увидеть пятна на Солнце невооружённым глазом удаётся нечасто, хотя их наблюдали в незапамятные времена ещё древние китайцы. По просьбе Жени вечером организуем "костёр". Кладём в огонь два больших смолистых пня, один из которых похож на овечку. Смотрим на костёр, размышляем о разном и наслаждаемся полным отсутствием комаров. Вечером я специально провёл эксперимент - попытался найти хотя бы одного комара. С трудом нашёл одного - возможно, это был шальной комар, увязавшийся за нами из тайги. Когда огонь догорает, погружаемся в крепкий здоровый сон.

17 августа. Остров Миллионный. Дневка.
Спали много и крепко, встали в 8:30. Утреннюю тишину нарушают только птицы. Солнце проглядывает сквозь перистые облака, упало несколько капель дождя. Снова превосходная видимость. На завтрак готовим уху из оставшейся сороги и окуней. Получилось мало, но уха очень густая, жирная и наваристая. Сегодня дневка, никуда не поплывём.
12:00-13:00. Прогулялись к рыбацкой избушке. Ширина острова не больше ста метров, северный берег (со стороны сора) болотистый, в отличие от южного, песчаного, со стороны Байкала. Встречаются небольшие деревья и кусты, есть берёза, ольха, вяз, небольшие сосенки. Около избушки посажены лиственницы. Дюны поросли острой травой осокой, в ложбинках есть голубика. Избушка явно часто посещается местными рыбаками, внутри и вокруг очень много мусора, даже подходить противно.
Вернувшись к своей стоянке, купаемся - Гриша в Байкале, а Женя в небольшой мелководной лагуне, где вода очень тёплая. Ведём себя совсем по-пляжному, валяемся на коврике под солнцем, которое уже разогнало облака и снова светит ярко сквозь лёгкую дымку. Кто бы мог подумать, что мы будем так расслабляться - и где? - в восточной Сибири! Термометр снова показывает +28.
20:00. После ужина услышали, как к избушке подошла моторная лодка, и высадились рыбаки. Гриша, взяв бутылочку со спиртом, отправился знакомиться и узнавать насчёт рыбки. К сожалению, мимо - рыбаки только что пришли из Нижнеангарска, ещё ничего не поймано.
Перед сном Гриша снова искупался в Байкале, после некоторых сомнений его примеру последовала Женя. Произошёл небольшой спор по поводу того, считать воду тёплой или нет. Мнения разделились. Наглядевшись на очередной красивый закат и снова увидев пятно на Солнце, заснули с твёрдым желанием назавтра продолжить путешествие и дойти до острова Ярки. Снова громко галдят птицы, волнение совершенно стихло, и стало слышно, как переговариваются рыбаки, ставящие сеть на соре, в километре от нас.

18 августа. Остров Ярки.
Проснулись в 7:40. Случилось две небольших аварии. Ночью у палатки треснула дуга, поэтому наше жилище с одного боку выглядит как бесформенный комок ткани. Безнадёжно расклеилась герма с едой. Палатку пришлось чинить скотчем, а герму решили не клеить, осталось всего два-три ходовых дня, можно обойтись другими тремя гермами.
В 9:40 уже плывём по спокойной воде на запад, к острову Ярки, песчаные холмы и кусты которого виднеются вдали на фоне гор. Пересекаем мелководный пролив между островами Миллионный и Чаячи, едва не садясь на мель. На восточной оконечности последнего стоит избушка, по берегу бегает собака, рядом причалена деревянная лодка. Выходим на берег, знакомимся сначала с приветливой собакой, затем с угрюмыми обитателями избушки. Два подростка-бурята сразу соглашаются продать рыбки. За пол-литра спирта удалось выменять пять свежих омулей и полуторакилограммовую щуку. При обмене вновь подтвердилось, что местные рыбаки из всех видов оплаты предпочитают спирт. По-видимому, в избушке живут подолгу - есть две комнаты, разная домашняя утварь, кровати, стол и стулья.
В 11:00 продолжаем путь и вскоре оказываемся у побережья длинного и узкого острова Ярки. Он тянется отсюда на 15 километров почти до самого Нижнеангарска. Проходим полкилометра вдоль острова и останавливаемся. Готовим омуля. Почистив рыбу и сняв с неё кожу, посыпаем солью и кладём в полиэтиленовый мешок. Гриша пробует есть рыбу прямо так, сырую (почти живую). Вполне съедобно, но без соли невкусно. Мясо, в отличие от других видов рыб, мягкое и волокнистое, легко режется и откусывается зубами. Чайки, получив свою порцию требухи, нагло требуют добавки. Приходится оборонять рыбу от назойливых птиц.
Женя попробовала взять управление байдаркой в свои руки, поменявшись со мной местами. Получается неудобно - как ни рули, нос зарывается в воду, а корма ходит из стороны в сторону. Сказывается разница весовых категорий. Пересаживаемся по-привычному. Проходим мимо нескольких узких мест, где ширина острова не превышает десяти метров, а высота - нескольких сантиметров. Сейчас штиль, и там можно пройти не промочив ног, но в шторм волны перекатываются через остров. Однако, промежутков нет - на всём протяжении, даже в самых узких местах остров всё же поднят над поверхностью воды, и в хорошую погоду можно было бы прогуляться вдоль всех Ярков.
Остров Ярки порос деревьями более обильно, чем Миллионный и Чаячи. Кое-где сплошные заросли лиственных пород, встречается ель. Чем ближе Нижнеангарск, тем чаще попадаются рыбаки и отдыхающие. Сегодня воскресенье, поэтому на острове довольно многолюдно. К середине дня поднимается ветер, Нижнеангарск уже совсем недалеко, и пора выбирать стоянку. Они здесь есть в изобилии, останавливаемся в 14:40 на первой попавшейся незанятой. Метрах в ста от нас какие-то подростки купаются под присмотром руководителя. В кустах шустрят бурундуки. Здесь нет изобилия дров, топляк приходится выискивать. Подбираем несколько поленьев, которые вынесены на берег недавно, ещё влажные. Они будут гореть плохо. Женя отправляется на поиски и возвращается с небольшим, но совершенно сухим поленом. Настругав из него щепок и дровишек, удалось развести чахлый костерок и нагреть один котёл кипятка. Другие дрова гореть наотрез отказываются, слишком сырые.
Не утерпев, пробуем солёного омуля. Уже готово - за три часа просолилось насквозь, получилось даже слегка пересолено, хотя солили, на наш взгляд, немного. Едим и нахваливаем. Очень вкусно. Хотя, пять штук - пожалуй, многовато. Чтобы наесться, хватило бы и одной рыбины на двоих.
Вечером все отдыхающие отправились домой в Нижнеангарск - кто на лодках, а кто и пешком (им предстоит переправа через реку Кичеру, отделяющую остров от материка). К наступлению сумерек мы остались на острове одни - на нём ни огонька, ни звука, кроме плеска байкальской воды. Лишь вдалеке на юге угадываются огни Северобайкальска (до него 25 километров), и светится Нижнеангарск с прожекторами в порту и поездами, изредка проходящими по БАМу. Ветер к вечеру не стихает, а усиливается, но волны не слишком большие - можно было бы плыть на байдарке.
Женя решила почистить щуку заранее, для завтрашней ухи, и мы чуть не лишились улова. Отвлекшись на разговор с Гришей, Женя отошла от котелка со щукой всего на несколько шагов, и сразу бойкая чайка спикировала к рыбе, направив свой нахальный клюв прямо в котелок. Еле успели отогнать, улов был спасён.

19 августа. Нижнеангарск.
Пожалуй, сегодня первый день, когда ожидаются проблемы из-за ветра. Дуло всю ночь, и ослабевать не собирается. Волны не очень высокие, плыть можно, но ветер западный, то есть прямо в лоб. Встав в 7:00, приступаем к приготовлению ухи из щуки. Разжечь мокрые дрова удаётся не сразу, костёр приходится постоянно раздувать, он разгорается лишь после того, как Женя находит ещё одну сухую палку. Уха компенсирует усилия по приготовлению костра. Полтора килограмма рыбы на двоих - это немало. Опять обжорство. Принимаю решение дойти до Нижнеангарска и там завершить водную часть похода. Часть экипажа вяло протестует, хочет грести до Северобайкальска.
Отчалив в 9:30, дружно налегаем на вёсла, но байдарка продвигается еле-еле. Если один из гребцов отвлекается, лодка начинает двигаться назад. Боковая волна сбивает с курса. Два километра до устья Кичеры гребли целый час, привлекая внимание рыбаков, стоящих на мысу. Борясь с ветром, ориентируемся на высокую вышку на краю аэродрома, и в 11:10 пристаём около неё. Это уже материк, отсюда один километр пешком до центра Нижнеангарска. Вытаскиваем байдарку. Сборка байдарки и рюкзака прошла без приключений. Решили уложить все вещи, в том числе лодку, в два рюкзака. Женя героически поднимает вес, едва ли не превышающий её собственный. Гришин рюкзак тоже не пушинка. В 14:00 начинаем медленно выдвигаться по направлению к шоссе. Одна из машин едет вдоль Байкала по грунтовой дорожке, останавливается около нас. Водитель по имени Валерий предлагает довезти до Северобайкальска за 150 рублей. Соглашаемся. Водитель говорит, что наблюдал за нашим переходом против ветра, и восхитился тем, как красиво мы шли. Сам он ездил сюда на рыбалку, но ловить оказалось невозможно из-за сильного волнения. Пока ехали до Северобайкальска, ветер и волна совершенно стихли. Снова штиль и жара. В 15:00 круг замыкается - мы снова в яхт-клубе, где, на счастье, нашёлся свободный домик.
Водный поход окончен. Оставшиеся два дня посвящаем достопримечательностям города и окрестностей. Договариваемся с Валерием, что завтра он отвезёт нас к горячим источникам у реки Гоуджекит.

20 августа. Гоуджекит.
Горячий источник расположен в 30 километрах от города. До источника можно добраться на автомобиле или на пригородном поезде (ходят 1-2 раза в день). Шоссе идёт вдоль трассы БАМа на северо-запад. Покрытие дороги грунтовое, асфальт только в городе. Крутой спуск к мосту через р.Тыя, затем крутой подъём. Живописные виды на Байкал, горы и реки. Источник существует недавно, с тех пор, как была пробурена скважина к месту скопления горячих подземных вод. Около источника небольшая база отдыха. В некоторых домиках горячая вода из недр горы подведена прямо в ванну. Купальня представляет собой двухэтажный деревянный дом. В подвале находится ресторанчик, во втором этаже кто-то живёт, а на первом - две раздевалки и два бассейна на веранде, на открытом воздухе, но под крышей. Купание стоит 30 рублей за 2 часа, открыто круглосуточно. Температура воды в бассейнах разная. В одном примерно 35-40 градусов, просто тёпленькая водичка. В другом бассейне вода не охлаждённая, температура её градусов пятьдесят. Без подготовки не влезть, обжигает. Сначала мы окунулись в первый бассейн, затем осмелели и неожиданно легко погрузились в горячий. Очень приятно. В будний день народу мало, в основном туристы вроде нас - встретилась ещё группа петербургских туристов-горников, возвращающихся с Кодарского хребта. За туристскими байками незаметно пролетели два часа, отведённые для купания. Для первого раза достаточно. Аборигены-северобайкальцы любят ездить на этот источник зимой. Они уверяют доверчивых туристов, что название реки происходит от того, что в ней искупался некий голый джигит. Ещё один оборудованный источник Дзелинда, до которого также можно доехать на машине, находится в долине Верхней Ангары примерно в 90 километрах к северо-востоку. По слухам, он интереснее и оборудован лучше, но туда далеко ехать.
На обратном пути несколько раз просим Валерия остановить машину, фотографируемся около рек, мостов, с видом на горы и Байкал. Договариваемся, что этот же водитель отвезёт нас завтра на вокзал.

21-25 августа. Поезд.
Конечно, грустно расставаться с прекрасным миром Прибайкалья, но эта грусть со знаком плюс - мы совершили прекрасный поход, хорошо отдохнули и, возможно, туристская тропа не раз ещё приведёт нас в этот чудесный край. Нам есть чем похвастаться перед друзьями, есть что вспомнить. По дороге домой в моей голове созрело около сотни планов новых походов по Прибайкалью. Один из них будет выполнен. А почему бы и нет?
Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)Республика Бурятия, Северный Байкал  (7-21 августа 2002 г.)