19 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I
Автор: Александр Аксенов (Шемонаиха)

Участники похода:
Аксёнов Александр Леонидович – участник, костровой, фотограф, повар, завхоз, хронометрист-летописец.
Аксёнов Евгений Владимирович – участник, костровой, фотограф, повар, завхоз, разведчик.

Количество дней – 9, из них ходовых – 7. Пройдено километров – 130 (честно говоря это очень приблизительно, ну там еще + - 20 км, кто их считал-то). Категория сложности – по всей вероятности I.

Предисловие

Этот дневник создан по личным воспоминаниям его участников. Автор не претендует на высокое литературное мастерство изложения и точную характеристику природных объектов, в связи с чем данное произведение не рекомендуется для изучения описываемой местности с целью прохождения подобного маршрута. Ну его нафиг, короче говоря – сами будете виноваты если что не так. Но клянусь: все что здесь хорошо или плохо изложено - является чистой правдой!

С ув., Александр Аксёнов.

17 июля. Воскресенье.

Мы еще в Шемонаихе. Когда пришел Жека, я, к своему позору, еще собрал свой рюкзак не полностью. Погода у нас отвратительная, хмарь какая-то. Когда пошли на базар чтобы купить батарейки для фонарика - было прохладно, а вот когда пошли обратно, нас и вовсе застал дождь, который мы переждали в дверях приемного отделения городской больницы. Да еще и град залупил со всей дури. Но это все мелочи, для таких отчаянных ребят как мы!

Загрузив рюкзаки, которые казались ужасно тяжелыми, на спину, мы отправились на автостанцию. Пока до нее шли, я еще думал что нам будет очень тяжело тащится с таким грузом в горы. Спина неестественно прогибалась вперед и руки чуть ли не доставали до земли. Нас переполняли чувства непонятной эйфории и затаенное беспокойство.

Дождавшись проходящей маршрутки до Риддера, мы узнали что мест нет, и нам придется покупать билеты до Секисовки и от туда уже ехать до нашей отправной точки. Подождав еще с полчаса сели на ГАЗель на самые задние места и поехали.

В Секисовке до автобуса тоже надо было подождать с часок. Мы за это время купили билеты, попили кофейку с пирожками в местной кафешке и даже успели познакомится с одной женщиной, которой, как оказалось тоже с нами по пути. Она не переставала повторять что Риддер замечательнейший и самый красивый город и что мы правильно поступили, отправившись в путешествие по тем местам.

Да уж! Глядя в окно автобуса, мы любовались великолепными горами, густо поросшими лесом. А когда начали подъезжать к Черемшанке то гора возле нее и вовсе повергла меня в ужас, потому что я помнил о том рюкзаке который был сегодня за моей спиной, и вдруг почему-то вспомнил о бронхиальной астме, не мучавшей меня, кстати, с самого далекого детства. А вдруг я загнусь где-нибудь на высоте 1500 метров над уровнем моря от недостатка воздуха?

Небо затягивалось тяжелыми тучами все гуще и гуще. И даже прокапал небольшой дождь.

А нас погода не удержит, пофигу на все! Да и отступать уже поздно…

Риддер находится в низине между высоких гор. Он оказался на удивление широко раскинут. Мы, наверное, ехали после приветственной надписи при въезде еще с полчаса не меньше, высаживая пассажиров на остановках. К автостанции в автобусе нас осталось только двое, не считая водителя и его спутницы.

Таксист предложил свои услуги за "полторы штуки". Он сказал нам что до поворота на Поперечное не меньше сорока километров и дешевле нас никто не повезет. Автобус по его словам тоже ходил три раза в неделю, и сегодня его точно не было. Мы особо не спорили, в принципе нас устраивала сумма. Уложили в его четверку наши рюкзаки, уселись и поехали. Таксист поинтересовался с какой, мол, целью и откуда. Мы ответили что сами из Шемонаихи и приехали полюбоваться местным великолепием. На наш вопрос много ли приезжает туристов. Он сказал что не очень, редко когда так приедут на отдыхалово, на какую-нибудь базу и все. Рассказал как потерялась его теща где-то тут когда они были на шашлыках. И вообще заявил что у него "пионерские зорьки давно в жопе отыграли". Вообще очень разговорчивый такой таксист нам попался.

Мы тормознули его, как нам тогда показалось, в нужном месте и начли собираться. К нашему ужасу мы забыли купить газированной воды в городе, и у нас нет ни какой тары для пополнения воды в дальнейшем. Таксист любезно предложил нам двух литровую пластиковую бутылку, которая валялась у него в багажнике, и на прощанье мы попросили его сфотографировать нас обоих.

Радостные спустились с дороги, надели берцы и отправились было в путь к перевалу, но вдруг нам дорогу перегородил шлагбаум. Рядом висела табличка, предупреждавшая нас о том что это частная территория, которая охраняется злыми собаками. Вот те раз!

Поднимаемся опять на трассу и начинаем внимательно изучать карту. Проехали же один мост, а буквально под вторым шла дорога на перевал, в чем же дело? Пошли дальше по дороге. Прошли где-то с километра два, а нужная нам тропа так и не хотела показываться.

Остановились и решили немного перекусить. Все-таки уже дело к вечеру, а ели последний раз только те пирожки в Секисовке. После перекуса Жека решил отправится на разведку по дороге еще дальше.

Когда он вернулся, то сообщил что дальше есть свороток, там тоже что-то типа ворот только с надписью что бы берегли природу. "Ну, теперь то это точно то что нам нужно!" - подумали мы, но черт возьми, как мы жестоко ошибались! Но об этом позже.

Поворот с дороги оказался очень даже не плохой накатанной дорогой, которая нас вывела к каким-то домам. Недалеко от них, на лугу, паслось стадо овец под неусыпным надзором малолетнего всадника. Мы вежливо поинтересовались у него: правильно ли мы двигаемся в направлении озерного перевала, и в какую сторону нам идти дальше. Пацан ответил что мы идем верно, а за лугом будет дорога которая нас туда выведет. Поблагодарив пастуха, двинули дальше. "Отдыхать?", - спросил он в вдогонку. "Ага!", - ответили мы. Ведь мы не знали, что ближайшие два дня нам отдыхать не придется.

Какие красивые вдали горы покрытые снегом! Мы там скоро будем!

Дорога была разбитой и грязной, видимо здесь тоже недавно прошел дождь. Она шла через лес и вывела нас к просторной поляне в самом центре которой росла ель. Под деревом были видны следы присутствия людей, хотя не было битого стекла, пластиковых бутылок и раскуроченных консервных банок, как обычно это бывает.

Встали на ночлег уже затемно. Ходили за дровами и за водой в лес, трава по грудь, вымокли как цуцики. Вода оказалось какой-то бледной. Костер разожгли при свете фонаря. Палатку в темноте я тоже установил не очень комфортно, поскольку во время сна мне в бок упирался корень торчащий из земли а голова оказалась ниже уровня ног.

В нашу первую походную ночь посидели у костра, попили кофейку со сгущенкой. Согревались водочкой. Спать легли часов в двенадцать.

18 июля. Понедельник.

Пожалуй следует сказать что проснулся я первым, но не потому что я такой ранний и весь из себя ответственный. На самом деле я услышал какой-то рев! У меня реально сжалось очко! Попасть под раздачу медведя в самом начале нашего мероприятия ни как не входило в наши планы. Растолкал Жеку. Тот видимо тоже перепугался не меньше моего. Мы выкинули на улицу пару петард, предусмотрительно прихваченных нами для подобных ситуаций. Громыхнуло не хило, эхо затерялось где-то вдалеке в горах. Рев вроде стих. На самом деле не я не мой брат ни когда в жизни не слышали как кричит медведь или лось (было еще подозрение на него), но все равно, ну его к черту, кто бы он ни был!

Наутро решили приготовить гречку, и сделали ее очень много. Это был первый и последний раз когда мы ее готовили. Всю не съели, напихали полный стакан, предусмотрительно решив, что можем перекусить нашим завтраком в дороге. Конечно есть мы кашу не стали а вытряхнули ее по дороге, что бы набрать воды.

В бинокль рассмотрели дорогу на перевал, по крайней мере нам показалось что это та самая дорога. Далековато весьма.

Уже было тронулись в путь, но опять пошёл дождь. Пришлось его переждать. Выдвинулись в 10 часов.

За нашей поляной дорога вдруг превратилась в мало различимую тропу. Пошли по ней, несмотря что в каждого из нас начало закрадываться смутное подозрение по поводу правильности выбранного нами пути. Решили все же довериться тропе.

Потом тропа опять превратилась в дорогу, тут мы увидели уже даже следы от гусеничного трактора, видимо проезжавшего тут десятки лет назад. Вдоль дороги бежал ручей из которого мы набрали питьевую воду.

Дорога постепенно заросла совсем, превратившись еле различимую тропу, ужасно петляла и при том постоянно тянулась вверх. Мы пробирались через тайгу. Странное дело; когда идешь или находишься в движении то гнусы и комары особенно не беспокоят, но стоит остановится на короткий передых, как они становятся настоящим бедствием, тучами кружась вокруг лица, рук и других незакрытых участках тела. Бальзам "Звездочка" помогает лишь на несколько минут. К концу дня у меня было искусано этими тварями все лицо.

Постепенно тропа становилась хорошо протоптанной и мы даже увидели на ней следы копыт и сапог, направленные в ту же сторону куда двигались мы. Прошедший с утра дождь напоминал о себе непролазной грязью, мы в некоторых местах даже пытались обойти тропу по растительности. Здесь же мы обнаружили и следы медведя, небольшие правда но все же настоящие медвежьи следы!. Они были направлены уже в нашу сторону. Очевидно медведь тоже шагал прямо по тропе, только когда лишь был крутой спуск (для нас подъем), то пытался спускаться задом по траве, потому как она была сильно примята.

Вода, которую мы набрали в ручье, кончилась быстро. Всю дорогу мы слышали рокот реки, непонятно откуда он доносился, пить хотелось просто невыносимо. Тем более что тропа постоянно крутела и крутела, мы вымотались просто в усмерть, дыхалки не хватало, вот тут-то я и вспомнил про свою астму. Делали перекуры буквально через каждые сто метров, а на более крутых участках не доходили и до пятидесяти. Как я уже говорил выше, особенно не засидишься на одном месте из-за полчищ ненасытных, кровожадных комаров и прочей летающей гадости.

Решили сделать небольшой привал. Разбили палатку, чтобы спокойно отдохнуть без комаров. Съели консерву фрикаделек в томатном соусе - остренькая. Пить захотелось с еще большей силой, до противной, вязкой горечи во рту. Даже незаметно для себя мы отошли ко сну и проспали до половины третьего. Когда Жека произнес сколько времени – мы подорвались как ужаленные и начали быстро собираться.

После произведенной, Жекой опять-таки, разведки (он вообще оказывается разведчик еще тот), выяснилось что километрах в пяти или семи среди деревьев проглядывается снег, осталось немного до долгожданной влаги.

Тропа продолжала подло петлять и тянуться вверх. Продолжая делать короткие но частые передыхи, мы медленно но уверенно пробирались по ней.

Обезумев от жажды уже начали было слизывать крупную росу с травы, но поняли что это просто гон, и ничего из этой глупой затеи не выйдет. Тем более что, наконец между деревьев начало проявляться где-то вдалеке что-то похожее на снег. Но идти до туда казалось мучительно долго. Как я уже говорил мы ужасно устали.

Наконец выбравшись до первого ледника, мы побросали наши рюкзаки, забежали на снег и начали его есть. Я съел один снежок, он был очень не вкусным. Оценив обстановку, мы спустились в небольшую низинку под снежником, из которого бежала талая вода, и решили разбить лагерь для ночлега. Потрудились сегодня и так, слава богу, на славу.

Замутили вкусный суп из пакета из вермишели с тушенкой. Вообще отдохнули неплохо. Может потому что просто сильно устали. Место для ночлега оказалось просто идеальным: рядом вода, выбегающая из снежника, много сушняка, который отлично возгорается и дает хороший жар, да и вид, если выбраться из низинки на северную сторону, просто великолепен. Дым от нашего костра стелился вниз, туда от куда мы пришли, что очень смущало Жеку, поскольку медвежьи следы заставляли нас несколько беспокоится.

Какие грязные штаны от дождевого костюма! Какие мокрые простые штаны! Какие мокрые ботинки! Какие мокрые майки! Носки!

Сегодня я усвоил для себя урок что лучше всего штаны сушатся на теле, только надо всякими разными способами ютиться к костру, чтобы процесс сушки проходил как можно быстрее.

Тучи все гуще и плотнее облегали горизонт. Ночью был дождь.

19 июля. Вторник.

Утро было прохладным. Было слышно как капли дождя стучат по тенту палатки. Я убедился в этом, нехотя высунув лицо на улицу. Решили немного переждать дождь, лезть на перевал в мокрую погоду не хотелось. Проспали еще почти до одиннадцати часов. В планах уже было устроить дневку из-за поганой погоды. Жека даже окапал палатку. Перекусили холодным завтраком. От сна уже болела голова. Скукотища.

Потом, когда я вылез на улицу чтобы справить нужду, ничего нет противней, кстати, справлять ее в дождь, увидел вверху на тропе, с которой мы спустились вчера, двух всадников. Мы помахали друг другу руками. Я уже было начал переживать что не спросил дорогу, но вдруг увидел еще двоих пешеходов, следовавших за всадниками.

- Мужики! – Крикнул им я. – Это тропа на перевал Озерный?

- Да. – Ответили они, и пошли дальше.

Дождь шел не переставая, не ослабевая и не усиливаясь. Хотя он уже и не казался таким препятствием для продвижения дальше как утром.

- Жека! Пойдем! – Сказал я, заглянув в палатку. – Нифига себе, тут люди ходят как по Бродвею а мы на улицу высунуться боимся.

Начали собираться.

Сегодня мы выдвинулись примерно во втором часу. Оделись в дождевые костюмы и пошли к перевалу.

Поднявшись по тропе вверх, мы вышли на зеленую равнину среди гор с озером посередине, которое образовалось видимо из ледника, величественно покоившегося тут же на склоне горы и из реки вытекающей из озер на самом перевале. Вобщем не знаю как Жека, а я был просто в восторге от увиденного. Плюс ко всему тут еще из жердей была собрана туристическая баня, каменка аккуратно сложена - хоть сейчас не заготавливай. А какие великолепные ели! Все настроение портил только туман из-за которого на расстоянии метров ста невозможно было что-нибудь разглядеть. Дождя уже небыло. Просто была сырая, промозглая, нехорошая погода.

Тропа повела через равнину наверх. Немного выше, сквозь туман мы увидели человека в спортивном костюме, сидящего на кортах. Поздоровались с ним, все как положено. Обратились к нему с нашим неизменным вопросом – правильно ли мы идем. Тут он нас честно говоря удивил, заявив нам на ломаном русском что он очень плохо понимает по русски, или вообще не понимает. Сказал что из Америки, на вопрос от куда мы - я ответил: "Фром Казахстан", из славного города Шемонаиха, мол.

Оказалось что здесь детский палаточный лагерь. Подошли девчушки, мы поинтересовались насчет дороги у них. Они подозвали их инструктора или вожатого, я даже не помню сейчас как его по имени отчеству. Он объяснил нам дорогу к перевалу, сказал что часа два пешего ходу не больше и что тропа неплохо читается. Просто нам необходимо подняться по гребню и там все будет видно. Пока мы разговаривали, разглядывая карту, к нам постепенно подходили еще разные пацаны и девчонки спрашивали нас откуда мы и куда идем. Мы в их глазах были настоящими героями! Их инструктор нам сказал что по реке Тургусун проходить не стоит, там мол заповедная зона, которая очень жестко охраняется и можно нарваться на крупный штраф. Еще о поведал нам о том что на слиянии рек у Правой Громотухи стоит избенка, там есть печка, может там даже кто-нибудь живет. Это для нас было вообще в кайф!

Наконец все пожелали нам удачи, пожали руки и мы двинули дальше.

Поднялись на гребень и пошли по нему. Тропа все же читалась не так хорошо как нам объяснял инструктор. Порой и вовсе терялась из виду и выныривала где-нибудь внизу или вверху. В любом случае она шла вдоль реки бежавшей из озера. Пасмурная погода усугубляла наше настроение. Видимости практически не было никакой. Очень интересно было наблюдать как медленно рядом проплывает облако. Еще был пронизывающий ветер, несущий холод от обступавших нас хребтов покрытых снегом. Наши дождевые костюмы в принципе спасали от холода, но они были абсолютно не продуваемые и вскоре мы все были мокрые от собственного пота. Расстегивать куртку было настоящим самоубийством на таком холоде.

Потеряли окончательно тропу пробирались по морене, чуть не переломали себе ноги ко всем чертям. По морене выбрались на снег, прошли по нему и вышли наконец на тропу. Когда идешь по снегу, то становится значительно холодней. Это я так – к слову.

Небольшая речушка, вдоль которой мы шли, превратилась в нехилую горную, шумную реку. Мы вышли к озеру, оно было под самим перевалом. И опять потерялись в догадках, где непосредственно сам перевал. Тропа ушла в реку, на другом берегу ее не было видно. В разведку пошел…, ну тут пожалуй все ясно. Я уже думал что никогда его не дождусь. Наконец он помахал мне с другого берега и крикнул что есть тропа.

Непосредственно на сам перевал тропа очень плохо просматривалась, для удобства она была отмечена кучками из камней на особо хитрых поворотах. Вот ведь молодцы, а! Думали мы про тех кто это сотворил.

Озерный перевал, 2300 метров над уровнем моря (в некоторых источниках говорится что он 2100 метров), был покорен!

От туда открывается великолепный вид на Громотушинское озеро и еще одно озерцо находящееся немного выше громотушинского. С горных откатов, частично покрытых снегом, к озеру бежала талая вода.

Когда мы начали спускаться с перевала, время уже было половина седьмого. Спустившись к озеру мы поняли что ночевать здесь мы не будем потому что нет дров а мы были, как я уже говорил, вымокшие до нитки. Прошлись по снегу над рекой вытекающей из Громотушинского озера на другую сторону и галопом понеслись вниз, в надежде что увидим хоть какое-нибудь дерево. Дорога была хорошая. Внезапно она подло свернула в ледяную реку и шла уже по другой стороне. Хотелось выть от злости но ничего другого не оставалось, согласно карте все так и должно быть. Решили перейти брод в кроссовках. После того как перешли, натерли ноги водкой, опять надели берцы и погнали дальше. Это был наш первый брод – очень неприятный с ледяной водой. Ранее мы умудрялись проходить водные преграды по камням, не замочив ног.

Темнело быстро. На горизонте, далеко внизу показались деревья. Мы решили поторопиться и успеть до темна добраться до них. Шли очень быстро, иногда останавливаясь буквально на несколько секунд для того чтобы отдохнула спина. Рюкзаки сбились основательно и жестоко давили на плечи, но остановится что бы их отрегулировать означало потерять минут десять драгоценного возраста, плюс ко всему этот брод еще отобрал у нас массу времени. Дорога постепенно превратилась в тропу, а потом и вовсе в след от весенней протоки, оставшейся видимо с весеннего таяния льдов. Таких проток было масса, по многим из них еще бежала вода. Тут уже мы не разувались потому что их было очень много. Мы буквально бежали.

Вот деревья уже справа от нас но только внизу, до нижних сучьев достать довольно высоко. Наша "дорога" шла по верху.

Подошли к небольшому останцу метра два высотой. Рядом росла лиственница, много дров. Все было бы прекрасно, только мы ужасно устали, и вымокли. Погода была холодной. Тучи неотступно следовали за нами. Здесь очевидно тоже прошел дождь и поэтому все дрова мокрые. Да и плюс ко всему было уже темно. Хотя сказать что было темно – это почти ни чего не сказать, мы подошли к нашему сегодняшнему месту стоянки освещая себе путь фонарем. Когда Жека ушел на поиски избушки (прирожденный разведчик!), я остался абсолютно слеп. Ну совсем ничего не видно. На небе ни звезд не луны. Сижу жду и трясусь от пронизывающего холода. Шевелится неохота совершенно. Сомкнуться бы в клубок и так заснуть.

Жека вернулся ни с чем. Поворчал на меня немного что я халтурю и "нихера" не делаю пока он ходит. Ну да, стыдно, чего об этом говорить.

Я начал ставить палатку а он управляться с костром. С жилищем проблем особых и не было, а вот о горячем ужине пришлось сегодня лишь помечтать. Костер ни как не хотел разгораться, хвоя разгоралась порохом а дрова ни в какую. Шаманил сначала Жека, затем я, потом мы вместе, но никаких сдвигов не было. Бросили это неблагодарное занятие, залезли в палатку, съели по банке тушенки. Одежда, которая должна быть сухой оказалась на самом деле холодной и влажной, но все равно лучше той которая была на нас. Переоделись и завалились спать. В целях профилактики простуды на этот раз закинулись двумя таблетками стрептоцида. Не знаю помогло ли нам именно это или нет, но фактом остается то что мы в дальнейшем не подхватили ни какой простуды.

20 июля. Среда.

!В связи с ненормативным содержанием, прочтение данной части не рекомендуется для лиц не достигших совершеннолетнего возраста!

Мы проснулись от холода часов в пять утра. Нас натурально трясло. Ох, как не хотелось вылезать из нагретого мешка. Но мысль о горячей пище все-таки взяла свое. Мокрыми и естественно очень холодными оказались и берцы и кроссовки. Как мерзко, холодно и сыро, боже мой! Я до сих пор вспоминаю это ужасное утро с болью в сердце. Как мне было нас жалко! От клацанья челюстей было трудно разговаривать. Изо рта шел пар. Сволочные дрова не разгорались так же как и вчера. Пальцы на ногах онемели. "Пошло оно все к черту!" – Решили мы, окостыжившись вконец, и стали собираться на поиски избушки.

Тропа куда-то пропала навсегда. Мы пошли вниз по речке. Спустились в низину - мокрая, утренняя была трава по самую грудь. Сегодня нужно было обязательно делать дневку, поскольку дальнейшее продвижение в непросушенном виде могло бы быть весьма затруднительным.

Шли не долго, и вскоре нашим глазам предстала крохотная избушка с плоской крышей, из ее трубы уютно валил дым. Вот оно счастье! Мы подошли к маленькой двери, оббитой брезентом, перештопанным на тысячи раз, и позвали хозяев. На пороге показался высокий, худощавый старик, со всклокоченными волосами и бородой. Он неуверенно перетаптывался стоя босиком, ногти были в коростах. Нижняя губа была опухшей, отчего, казалось, ему несколько неудобно говорить.

- Здравствуйте. – Сказал он, приветливо улыбаясь. – Я как раз только что печку растопил. Давайте проходите, развешивайтесь, сейчас все в шесть секунд высохнет.

Мы конечно же не заставили себя долго уговаривать. Моментально по всей избенке были растянуты проволоки и развешены все наши кофты, штаны, майки, носки, в общем все что только можно было сушить. Позже мы уже начали разглядывать избушку. Обстановка была проще некуда: нары, тянувшиеся от стенки до стенки и занимающие добрую треть помещения, небольшой столик на трех ногах, припертый к стене для устойчивости, железная печка с двумя камфорками, стоящая на кирпичах, вот и все. Полов небыло, сруб стоял прямо на земле. Под нарами и возле стола были горы тряпья и прочего барахла, очевидно необходимого старику для проживания, в этих местах.

- Один тут живешь-то, дед? – Спросили мы, уже вольготно расположившись на нарах и вытянув ноги.

- Ну. – Ответил он, пыхтя самокруткой. Говорил он как-то в нос, получалось что как бы сопатил.

Далее мы с ним разговорились. Зовут его Владимир Власов, но местные охотники, рыбаки называют его Шамилем. Оказалось, что он здесь обитает с семьдесят пятого года. Старый еще уголовник, имеет на своем счету шесть ходок. В Риддере есть квартира, но бывает он там редко. Есть дочь, наркоманка, "Шалавится по всему городу, сука!" - как он ее охарактеризовал. Вообще очень интересно с ним разговаривать пока он трезвый. Очень общительный дедок.

- Бухать будешь, дед?

- Да, блядь, чето жрать охота. – По его словам он уже давно без пищи. И "подох бы с голоду" если бы не мы.

В свою очередь с нас, за предоставленное тепло, было приготовление пищи. Поели суп с макаронами, разбавляя трапезу водкой.

Старик стал еще более разговорчив. Всех его историй и не перескажешь. Мы как-то спросили: почему его называют Шамилем. Он рассказал нам про то как в далекие сороковые, когда он был ребенком был голод, а он подстреливал птиц, и запекал их в яме в земле. При чем тут "Шамиль", мы так и не поняли.

Кончились дрова. Шамиль повел нас с топором и двуручной пилой к лежащему бревну, мы отпилили пару чурок, раскололи и опять коротали время в избушке. Хотя прием пищи мы решили производить на улице. Свежий воздух все-таки.

Место, где стояла избушка, было великолепным. Среди гор, всюду росли вековые хвойные деревья, внизу шумела речка Правая Громотуха. Мы спросили, возможно ли перейти ее в брод, а то инструктор под перевалом сказал нам что река сильно разлилась и пройти вброд ее почти невозможно.

- Каво?! Речку чтоль?! Да ну нахуй! Вон она, еб твою! Хоть сейчас - в легкую.

Река и в самом деле не выглядела такой страшной, какой описывал ее наш знакомый инструктор.

Мы развешали спальники и поставили палатку для просушки. Погода видимо восстанавливалась. Ветер с севера разогнал тучи. Было немного прохладно, но зато ярко светило солнце.

Вечером стряпней решил заняться наш новый знакомец. Мы завалились спать. Пока мы спали он сварил какую-то очень не приятную байду. Там были и макароны и гречка и суп из пакета. Да к тому же пища оказалась совсем не соленой. Вобщем с аппетитом ел только Шамиль.

За день мы хорошо выспались. Ближе к ночи от лежачего положения уже начинало тошнить. Вылезли на улицу подышать свежим воздухом и оставить на избушке весточку о себе. Как мы успели заметить, бревна снаружи избушки были исписаны и изрезаны различными датами именами и пожеланиями. Мы тоже вырезали совершенно вандальным образом весточку о том что мы здесь были 20 июля 2005 года, пошвыркали кофейку и с чувством выполненного долга вернулись в избушку. Вечера все-таки здесь в горах очень прохладные.

Спать не хотелось совершенно. При свете фонарика мы поиграли в карты, ими наверное проиграла не одна сотня туристов и охотников в этом домике. Решили обговорить наш дальнейший маршрут. Из слов нашего вчерашнего инструктора выходило что река Тургусун находится в заповедной зоне, нарываться на штраф нам не хотелось. К тому же Шамиль нам сегодня поведал что в тех местах моют золото и даже охраняют с автоматами. Разглядывая карты пришли к выводу что лучше всего пройти через село Березовка, затем выйти на речку Осиновку и вдоль нее добраться до самого Тургусуна.

Ну решили - решили, надо ложиться спать. Не тут то было - проснулся на полу укутанный в тряпье Шамиль, выдающий неимоверный храп и ужасающие выхлопы, и сказал нам что мы совсем "охуели": не "буханули" еще а уже ложимся спать. Жека сказал что водка вся выпита и что мы уже ложимся спать. Тогда он решил стрельнуть сигареты, потом передумал курить "союз аполлон" и сопя и кашляя начал делать самокрутку, предварительно сообщив нам что наши сигареты как онанизм, а вот его табачок покурил все равно что мяса поел. Покурив, он не успокоился, начал наезжать на нас что мы о себе мало чего рассказываем, на что мы ответили что у нас не такая богатая событиями жизнь как у него. Затем он опять декламировал своего любимого Есенина: "Вы помните, вы все конечно помните…", начал травить бородатые анекдоты, мы вяло посмеивались. Наконец, заметив что мы уже спим, Шамиль достал с полки нашу халву, оставленную после чаепития, и сопя, кряхтя, шурша без конца оберткой и кашляя начал ее есть, долго и нудно пока не прикончил всю пачку.

21 июля. Четверг.

Сборы начали сразу же как только поднялись. Задерживаться больше ни хотелось. Спросили у Шамиля кратчайший путь до Малоульбинского водохранилища. Тот показал нам рукой напрямки, прямо на горы, объяснил по какому из перевалов лучше пройти.

Оставив нашему новому знакомому овсянки и непочатую пачку чая, двинули на юг. Рюкзаки, кстати, к этому времени мы уже закидывали себе на спину мастерски, за эти дни мы успели с ними сроднится, спины теперь держались прямо да и по весу кажется уже не так тяжело как раньше.

Брод действительно прошли без проблем. Вдоль Правой Громотухи, вопреки нашим ожиданиям, тропы не обнаружилось. Ломанулись к указанному перевалу. Ноги можно переломать. Неожиданные ямки и возвышения все сравняла высокая трава. Когда подошли куда, как нам казалось, нужно, то оказалось что у подножия возвышенности весь наш путь сплошь изобилует огромными каменными валунами, именуемыми курумом. Взбираться по ним хоть и сложновато и даже опасно, но все-таки интересно. Поднимались по куруму довольно долго, прыгая с камня на камень, всячески изгибаясь и ухватываясь. Внезапно у меня из под стробы на рюкзаке выскочила двухлитровая бутылка с водой, и не успел я развернуться, как она уже юркнула между камней куда-то в бездну. Так мы лишились очень полезной тары. Осталась одна полторалитровая бутылка в которой еще плескались остатки водки, предусмотрительно спрятанной от Шамиля.

Кончился курум – начались мучения. Возвышенность пошла слишком круто вверх, честное слово градусов 35 - 40. Ноги постоянно проваливались в коридоры, вырытые сусликами или сеноставками. Хотя мы и шли петлями чтобы быстро не уставать но перевал все же брал свое, опять как и перед Озерным начали частенько отдыхать и моментально иссушились, опять страшно захотелось пить. Благо на пути встретился ручей. Вода – просто нет слов! Чистейшая, свежайшая и ледяная. Черпали стаканом и пили. С самого начала похода мы почему то не стали использовать марганцовку для очищения воды, она на всем протяжении была вполне пригодной для питья, кроме, пожалуй, самого первого дня, она там была какой-то белой.

Подъем был долгим и нудным. Но не торопясь, медленно но уверенно мы все же взошли на седло между двух вершин. От туда, как и говорил нам отшельник, открывался замечательный вид на Малоульбинское водохранилище. Просто обалдеть какое оно оказывается здоровое и как до него еще далеко, гораздо дальше чем я ожидал. Мы находились на верху, в междуречье Правой и Левой Громотухи. Слева от нас Находилась гора левая Громотуха. А обернувшись назад можно было увидеть откуда мы пришли. От увиденного аж дух захватывало. Вот это настоящая красота и неподдельное величие гор! Этим чистейшим воздухом с нежнейшим ароматом безумного разнотравья не возможно надышаться!

Я еще не сказал что сегодня была хорошая погода. Тучи блуждали где-то далеко на западе. Видимо от долгожданной погоды у нас разыгралось хорошее настроение. Жека предложил идти к водохранилищу напрямую через тайгу. В принципе это было вполне резонно – вот водохранилище, иди прямо ни куда не сворачивай и будет тебе счастье.

Далее был крутой спуск. Раз уж сегодня начали без тропы, то можно в том же духе и продолжать. Опять непонятно что твориться под высокой травой, и камни и ямы и норы. Внизу бежал ручей, его практически небыло видно из-за густой травы. Остановились возле него, вдоволь напившись, пошли дальше. А дальше опять был подъем за еще по каким-то топям. Подъемчик этот тоже, не знаю как Жеке, но мне дался трудновато. За этим подъемом опять следовал спуск и опять дурацкий подъем. Так! Настроение начало медленно ухудшаться.

Предварительно поспорив о целесообразности выбранного пути, решили идти вдоль покоренной вершины, строго на запад - согласно карте мы должны были выбраться к изгибу Левой Громотухи, а там уже вдоль нее подойти к развилке от которой до Малоульбинского водохранилища совсем не далеко.

Здесь идти уже было даже приятно. Нормальная ровная поверхность, березы растут, обстановка напоминает парк, правда весьма запущенный. Таких как здесь огромных муравейников я больше нигде не видел, они были даже выше моего колена.

Сквозь деревья на западе показалась река. К ней конечно же нужно было спускаться. На этом участке пути мы с брательником были готовы конкретно рассориться из-за выбранного маршрута. Но нас удерживало понимание того что друг без друга здесь нам будет еще хуже. Мы просто шли молча; лишь изредка гавкая друг на друга. Тучи начинали ходить все гуще.

Вдоль реки, конечно тоже небыло тропы. Шли тоже довольно долго пока не увидели вдалеке какое-то строение. Подошли поближе и увидели что это небольшой дом, сколоченный из досок, только очень уж старый. У него был такой вид как будто он хотел уйти со своего старого места куда-нибудь вперед, но только его основание видимо воспротивилось этому порыву и удержало его. Так он и стоит параллелограммом устремившись к реке.

Мы устроились по его сенью и решили хоть один раз за весь поход сделать обед, поскольку у нас небыло ни обедов, ни завтраков, ни ужинов – у нас был просто прием пищи, как обычно два раза в сутки, если конечно не считать тот день когда мы гостили у Шамиля.

Когда начали заниматься готовкой вдруг начал накрапывать дождь, мы переместились под крышу и начали разводить костер там. Посидели, поели суп харчо. Допили остатки водки. Тару то под воду то надо было освобождать. Настроение опять поднялось, я был немного нетрезв.

Нужно было сверить местность с картой. Река в этом месте поворачивала на восток. Избушка на карте обозначена. Выходило так – если сейчас перейти вброд Левую Громотуху и идти строго на юг ни куда не сворачивая, то как раз можно выйти на Малоульбинское водохранилище, прямо к ГЭС. Можно поинтересоваться у сторожа насчет дальнейшей дороги. Казалось что все так и есть, все координаты были на лицо. Мы были опять счастливы.

Все как и запланировали: перешли реку вброд и пошли строго на юг. Тропу было прекрасно видно. Мы шли весело болтали. На горизонте, вверху показалось строение, очевидно барак, ну вообще все прекрасно! Опять выяснилось что тропа, по которой мы идем вовсе не тропа а опять размыв от весенней воды. Таких здесь было много.

Барак стоял возле хорошей накатанной автомобильной дороги. Только дорога похоже не вела туда куда нам было нужно. Она шла с запада на восток. Мы передохнули в бараке посмотрели его обустройство и решили идти на запад.

Прошли мы довольно таки не мало. Потом опять встретили непонятную развилку. Я ничего не мог понять, почему эта дорога идет параллельно от водохранилища? На этот раз в разведку пошел я. Поднялся на возвышенность вверх. Нет водохранилища. Прошелся по дороге далеко вперед – нифига.

Здесь у нас с Евгением опять пошли разногласия куда идти. Это был единственный раз за весь поход когда мы заплутали и не могли понять где находимся. Было даже подозрение что мы уже прошли водохранилище. Я уже было предложил вернуться назад по дороге. Но Жека сказал что у него плохое предчувствие насчет этой идеи. Решили уже конкретно разобраться насчет ориентиров завтра. Утро вечера все же мудренее.

Остановились на краю большой низины, не далеко от дороги. Разбили лагерь на склоне. Весь вечер занимались просушкой обуви. Мне еще удалось каким-то образом вымочить спальный мешок, как я его только не пытался высушить, у меня все равно ничего не получилось. Подпалил изнутри кроссовки. Сегодня тоже засиделись допоздна.

22 июля. Пятница.

Решили идти по дороге вверх. Дорога не плохая, пошли в кроссовках. Прошли не мало, потом Жека предложил идти в другую сторону. Разворот на 180 градусов и вперед.

Шли долго и уже было начали думать что идем куда-то опять не туда. Но все же среди дикой природы следует доверять накатанным дорогам. Уже давно вышли из леса. Шли мимо болот и топей. Всего километров пять.

Показался еще один барак, начинающий заваливаться набок. Кто-то подставил подпорку в стену, что бы он не завалился окончательно. Из трубы валил дым.

- День добрый хозяин! – Отворили мы дверь.

В бараке сидел невысокого роста бородатый мужичек в спортивной вязаной шапке и клетчатой рубашке и полоскал пол-литровую пластиковую бутылку из под пепси.

- Здорово, - ответил он. – Проходите, садитесь. Чайку попьем.

- Да нам некогда. Где тут Малоульбинское водохранилище. А то все вокруг ополкали найти ни как не можем.

- Вон оно, ептвою! – Он махнул на рукой юг, и посмотрел на нас как на идиотов.

- За холмом этим что ли?

- Но.

Дальше мы начали спрашивать как там в Березовке, доберемся ли мы до нее сегодня. Он сказал что конечно доберемся. Предложил нам остановится на полчасика попить чайку, "попиздеть", а то скучно. Вышел на улицу, начал нам показывать как лучше пройти до водохранилища, вообще оказывается нам лучше было идти туда от куда мы пришли, там бы мы вышли сразу на ГЭС, а здесь придется идти через болото.

- Толяну там в Березовке привет передавайте.

- От кого хоть? Как зовут то?

- От Витька.

Пошли через топи. Ноги проваливались по самую щиколотку, кроссовки моментально наполнились водой. Просушились называется! Зря только кроссовки подпалил вчера!

Вышли к реке. Это были самые истоки малой Ульбы. Надо было переходить вброд. Брод хоть был и холодным но дно было приятным, песчаным. Была бы вода теплой, мы бы даже тут с радостью искупнулись. Через некоторое время вышли на дорогу.

Перешли возвышенность - вот оно! Малоульбинское водохранилище. Вот оно оказывается какое огромное. Не зря Витек сказал что его если обходить то выйдет километров двадцать. Дорога, которая шла вдоль берега, была относительно не плохая, но в некоторых местах уже заросла травой, видимо здесь не часто ее используют. Место очень красивое. Чем-то даже напоминает зону отдыха на Бухтарме. Сосны огромные, красивые пляжи. Великолепный вид, на другие берега. Только видимо отдыхать сюда ездят не часто в связи с отдаленностью, да и высоковато для купания 1100 метров над уровнем моря, все-таки, ночи холодные, вода соответственно тоже.

Прекрасные виды водохранилища портила дамба. Удивительно что она еще до сих пор держит такой огромный объем воды. Бревна в большинстве случаев прогнили. В некоторых местах ржавые крепления из толстой проволоки были вырваны.

Мы отдохнули возле небольшой будки на дамбе. За дамбой стоял разбитый экскаватор и вагончик, когда-то, видимо, приспособленный для жилья. От дамбы отходили три дороги – одна в сторону Риддера, другая вела на Березовку, а третья я уже и не помню куда. Так должно было быть со слов Шамиля и Витька.

Мы пошли по той которая нам нужна. После дамбы был резкий спуск, за ним опять шел подъем, у дороги стоял круглый как бочка вагончик с трубой.

Дорога до Березовки была долгой, но нормальной, вполне приспособленной для автомобиля. Получалось что нужно было идти постоянно вниз и вниз. Дорога бес конца петляла, она шла то с запада на восток то с востока на запад, но постоянно вниз. Получалось что в принципе мы идем верно. Да и другой дороги на Березовку от Малоульбинского водохранилища небыло. Беспокоиться по поводу верного пути как вчера не приходилось. Идешь себе спокойно, местные красоты разглядываешь. Посмотреть действительно есть что. Величественные просторы гор поросших тайгой.

Наконец внизу мы увидели несколько домиков возле прозрачной реки, неподалеку от них стояли ульи и запряженная лошадь. Дорога, по которой мы шли, делала вдоль холма вниз крутую петлю и через реку вела к этому месту. Вид сверху был очень живописен. Такой небольшой хуторок посреди тайги. В последствии я очень сожалел что мы не стали его фотографировать.

Мы перешли вброд. Река прозрачная и холодная. Здесь тайга была погуще, пихты и ели были огромными. Ярко светило солнце. Красивейшее место.

Когда подошли к Березовке, оказалось что один домик не жилой. От другого тоже на вид не пахло жизнью. Хотя когда начали к нему подходить, залаяла собака. Жека остановился справить малую нужду а я прошел посмотреть его с другой стороны. Там сидели три мужика и о чем-то мирно беседовали. Я поздоровался, передал привет от Витька. Оказалось что двое из них пастухи и приезжают сюда с пастбища раз в неделю помыться в баньке. Подошел Жека. Дядя Толя, бородатый худощавый мужичек, предложил нам чайку. На этот раз мы не стали отказываться. Попробовали хариуса, очень вкусная рыба. Жека уговорил пастухов прокатиться на лошади, они ему разрешили только под присмотром. Мой брательник остался доволен.

- В баню то пойдете? – Спросил дядя Толя.

О чем речь! Баня была просто сказочной. Напарились огромными березовыми вениками, которые даже не умещались в ладони. Смыли с себя весь пот, въевшийся за последние пять дней. Подышишь в предбаннике свежим лесным воздухом и опять в жар к венику. Дикий восторг!

Единственным недостатком были лишь комары, которые очень неприятно кусали чистое, усталое тело после бани.

Дядя Толя оказался мировым мужиком. Предложил нам остаться на ночь у него, а завтра со свежими силами продолжить путь. Очень охотно рассказывал о себе, местных достопримечательностях, рыбалка так и вовсе была его страстью. Оказывается деревня Березовка здесь была еще очень давно, сейчас тут пасека, за которой следил наш новый знакомец, да еще один домик, который изредка навещают метеорологи. По его словам до самого Тургусуна было семьдесят пять километров. Он когда-то ходил туда, и у него ушло всего на всего двое суток.

Вечером он угощал нас молочной лапшой с хлебом, который он стряпает сам.

Мы уже собирались было ложиться спать, как услышали рев моторов. Оказалось что трое пацанов на мотоциклах с двумя девчонками ехали из Риддера до верховьев реки Тургусун на рыбалку. Остановились поздороваться с дядей Толей, спросить как там вода и все в таком духе. Удивились, узнав про наше мероприятие, но все равно пожелали удачи. Попрощались и рванули дальше.

Мы пошли в дом, спать.

23 июля. Суббота

- Жека, прикинь, уже семь часов!

- Да ты что?!

Мы начали неохотно собираться в дорогу. Дядя Толя сварил отличный супец из картошки с тушенкой. Набухал как и вчера полную огромную чашку. Наелись от пуза. На посошок попросили нас сфотографировать и сами сфотографировали хозяина пасеки.

Анатолий решил нас проводить, ему было с нами по пути. Нужно было проверить петли или еще что-то точно не помню.

Вышли из бывшего поселка и пошли по нашей вчерашней дороге. Анатолий показал нам путь по короче. Нужно было перейти по старому мосту и пройти через небольшой перевал чтобы не делать петлю в лишние два километра.

Оказалось что от моста осталось одно бревно, остальные части моста лежали в реке, которая была метров на пять ниже. Идти по нему было жутковато. Когда я пошел по бревну, я вдруг заметил что у меня развязались шнурки, а там внизу торчат старые доски и бревна. Честно скажу – я испугался, но другого пути небыло.

После моста Анатолий свернул в другую сторону, указав путь на перевал.

Перевал с виду казался не таким большим, и уж конечно не таким страшным какие мы преодолевали на нашем пути. Но даже такой вроде и безобидный он все равно нас порядком вымотал. Перекурили на верхушке и пошли дальше.

Сегодня, пожалуй, день не был таким интересным как предыдущие. Просто тупо шли по дороге ни куда не сворачивая. Примерно отойдя километров десять я решил посмотреть время, кинулся по карманам, а телефона нет. Дело в том что ни я ни Жека не взяли часы, вот и приходилось пользоваться моей соткой. Обидно конечно, но возвращаться ужас как не хотелось. Двинули дальше.

Немного погодя проголодался Жека. Он достал стеклянную банку утреннего супа, гостинец от дяди Толи, и приговорил ее в одного. Я отказался – почему-то есть совершенно не хотелось.

Еще были БРОДЫ! Как их было много! Это просто какой-то ужас. По идее дорога должна пролегать вдоль Малой Ульбы, на самом деле можно было подумать что она шла прямо по ней. Изредка попадались рядом с бродом старые полуразрушенные мосты – это для нас было праздником. Природа в этих местах была уже не такой привлекательной. Здесь в основном росли одни березы, и то вид у них был весьма не здоровый из-за засохших веток и жиденькой кроны. На самом деле неплохие виды открывались на горы, хотя и не такие величественные как на ивановском хребте, но все же очень живописные.

Сегодня впервые у нас появились мозоли. Этому способствовали броды, бесконечные разувания и обувания на мокрые ноги. Пока они были вполне еще терпимыми.

Ближе к вечеру вышли к так называемому осиновскому перевалу. В этом месте нет деревьев. Какие-то заболоченные участки и просто тучи, рои, орды, армии комаров! Невозможно даже вздохнуть. Они везде, на лице, руках под одеждой. Когда пытаешься что-то сказать они буквально лезут в рот. При небольшой остановке моментально облепляют все тело. Здесь это просто бедствие!

Решили разбить лагерь. Хотя какой лагерь – просто поставить палатку и ложиться спать. Дров здесь поблизости небыло, да и если бы были, из-за кровососов врятли удалось хоть немного усидеть на улице хотя бы для приготовления пищи.

Залезли внутрь палатки, плотно запаковали все входы и выходы и съели по баночке холодной тушенки.

Марш бросок за сегодняшний день сделали не хилый. По грубым подсчетам километров тридцать – тридцать пять.

24 июля. Воскресенье.

Солнце нагрело тент палатки, внутри было тепло и сухо. Это было самое лучшее утро похода. Снаружи комары не переставали гудеть, напоминая шум двигателя самолета.

Когда уже прошли с километра два, вспомнили про бинокль. Оставили на месте стоянки. Жека сбегал за ним. Я сидел и ждал его, отмахиваясь от комаров.

Осиновский перевал нас немного озадачил, мы даже удивились, что это за перевал такой на котором не устаешь. Обычный затяжной и совсем не крутой Подъемчик.

Вышли к реке Осиновка. На тропе увидели медвежьи следы. Перешел здесь дорогу и видно совсем недавно. Весь наш путь с самой Березовки был так же обозначен следами от трактора "Беларусь".

Мы уже начали думать что сегодня бродов совсем не будет – да какой там… Их было еще больше. Внутри все аж кипело от злости. Один за одним. Ноги стерлись окончательно. Наклеили вначале лейкопластыри. Но через пару бродов, они уже бесполезно болтались в носках. Вскоре мозоли у меня начали кровоточить. Скорость нашего передвижения в связи с этим существенно снизилась. Пытаясь наступать на ногу аккуратно, в конце концов я ее подвернул. Сегодня как ущербный весь день плелся позади Деки. Боль просто не выносимая.

Опять шли, так же долго и нудно. День был, кстати говоря, прекрасный. Жарко пригревало солнце, у меня даже обгорели руки. В этом месте уже почти небыло комаров, были огромные слепни. Ох и больно же они кусают!

Во время очередного брода немного остановились на передых и окупнулись в холодной воде. Осиновка уже не такая чистая - попахивает рыбой.

Когда переходили один из бродов я случайно просыпал марганцовку. Мощный бардовый след потянулся, наверное до самого поселка Осиновка.

Всю дорогу я представлял как мы дойдем до Осиновки и я возьму холодного, прекрасного, пенного, золотистого, резкого, сказочного, ни с чем не сравненного и вкусного ПИВА! Как я выпью сразу литра два без остановки, а уже потом буду медленно им наслаждаться, поцеживая мелкими глоточками.

Дело уже было к вечеру когда мы услышали собачий лай. Вскоре показалась лошадь запряженная в телегу. Какой-то дед видимо собрался на сенокос. Мы начали расспрашивать его, далеко ли до деревни Осиновки. Он немного подумал и сказал что пожалуй километров двенадцать. Решили что сегодня доберемся. Постепенно уже мы начали замечать что дорога здесь уже используется чаще. Она стала более накатана что ли, а в одном месте и вовсе раскурочена бульдозерами, непонятно для чего крутившими тут пятаки.

Опускались сумерки. Мы присели на краю дороги и уже было начали подумывать о ночлеге. "Доберемся до Тургусуна завтра, благо осталось не так уж и много". Вдруг увидели как из кустов вылез какой-то мужичек с длинной удочкой на плече. И направился в нашу сторону, очевидно тоже в Осиновку.

Поболтали немного с ним. Узнали что до Осиновки не больше шести километров. Он вместе с мужиками тут рыбачит, остальные тоже тусуются где-то здесь вдоль речки. Хариус неплохо идет.

Ну что, шесть километров вполне по силам для наших усталых мозолистых ног, решили мы, и собравшись с силами пошли на последний осиновский брод.

Брод оказался довольно таки широким. Зато последним. Дно песчаное. Разулись неспеша, перебрались. Ох как больно наступать открытыми мозолями на крупный песок, если бы вы знали! Начали обуваться и вдруг..!

Гул позади нас! Этого не может быть! Об этом мы мечтали весь день (ну еще о пиве - только это к делу не относится)! Неужели! УРА!!!

Из-за поворота выехал грузовик "Урал", в кузове сидели ребятишки лет семнадцати-восемнадцати. Машина переехала брод и остановилась возле нас, с дикой тоской смотрящих на чудесное появление и даже тупо не пытающихся голосовать. Через борт кузова потянулись к нам руки, помогли нам забраться. Я на радостях даже захватил с собой свой посох. Уже позже весело смеясь и разговаривая я выкинул его за не надобностью.

Они ехали с какой-то пасеки тоже в Тургусун. Пьяненькие и веселые.

Поселок Осиновка, мимо которого мы проехали, оказался нежилым. Там всего несколько домов которые занимают Тургусунцы под дачи.

Пацаны начали травить нам байки, очевидно местный фольклор, о человеке с волчьей головой, медведе людоеде, чертях. Вопщем небылицы всякие. При том били себя в грудь что это чистая правда.

Выехали на асфальтированную дорогу, в какую то степь. Показалась Бухтарма. Вот и наша конечная цель – поселок Тургусун! Какое счастье – нам это все же удалось не смотря не на что!

Пацаны сообщили нам что автобусы на Усть-Каменогорск уже не идут, потому что уже поздно, последний пронесся навстречу нам по трассе, а поезд будет только завтра в 11 часов утра. Они показали нам где находится железнодорожная станция.

Начальник станции нас встретил довольно-таки приветливо, оказалось что он учился в СПТУ в Шемонаихе. Открыл нам, недействующий наверное лет десять, зал ожидания для ночлега и вскипятил чайник. Мы устроились прямо на полу. Попили кофе с сухарями - это был наш ужин, поиграли от скуки в города, затем в страны, потом в любые географические названия и заснули.

За последние два дня мы прошли большу часть маршрута.

25 июля. Понедельник.

Сегодня в первый раз не надо было ни куда торопиться с утра. Делать нечего совершенно. Собрать вещи теперь для нас не составляет ни какого труда. Попросили еще раз начальника станции поставить чайник. Жека притащил из местного гастронома "доширак", и пива. Это пиво просто совершенно скотским образом разрушило мою воздушную мечту о нем. Оно оказалось таким теплым и каким-то горьким, в общем прямым антиподом моих представлений о счастье.

Я пытался разгдядеть свои раны. С трудом оторвал носок от ноги. На ноги было страшно смотреть. Между пальцев запекшаяся кровища, гной, опухшая щиколотка, бе… Зачем я только начал об этом.

Ждать еще долго, а в дорогу с собой просто необходимо набрать этого невкусного пойла. Решил сходить я. Даже не представляю как бы тащился сегодня до Тургусуна если бы нас не подобрала машина. Какая боль – боже ты мой! Так медленно не ходит даже самый дряхлый старик во всем этом поселке.

Набрали все как положено в дорогу на поезде, пива, чипсов, газету с анекдотами и сканворды.

Дальше и описывать в общем-то нечего, единственно что ехать до Усть-Каменогорска довольно долго. Из Усть-Каменогорска доехали до родного городка на автобусе, поздно вечером. Шемонаиха нас встретила дождем – так же как и проводила.