3 ноября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Русский север
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: нет или не указано

Пролог

Каждый раз, стоя на берегу

Белого моря, испытываю тревогу

от опасности, которую оно в себе

таит. Море нельзя покорить, оно

лишь может позволить пройти намеченный маршрут.

Экипаж:      Головин Андрей - рулевой, штурман, мотористГоловина Татьяна - матрос, врач, кок, завхоз, музыкант

Маршрут и план похода

Продолжительность похода 18 дней, с 27 июля по 13 августа, из них:

- заброска и выход с маршрута- 6 дней (4 дня на обратный путь с посещением водопада Кивач,  Петрозаводска, Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, города Тотьмы – малой  родины многих русских мореходов);

- 8 ходовых дней 8. Пройдено по генеральному курсу 290 км (по GPS с учетом лавировки - 387 км), максимальная скорость по GPS 18 км/час (серфинг на волнах);

- дневок 4 (включая день на стапель).

При подготовке похода использовались отчеты Беломорских походов из библиотеки на «parusa.narod.ru»

Дневник похода

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря02.08.2013         Уже пятый день нашего присутствия на Белом море, но только сейчас берусь за "перо".

Отлистаем дни назад: 29.07.2013 в три часа ночи (местного времени) прибыли на берег (место найдено сыном еще два года назад). Весь день посвящаем закупке продуктов, воды, пива и главное сборке судна, которая шла неторопливо, с чувством, с толком, с расстановкой. К концу дня все было готово, СМСки отправлены и мы легли "баиньки".

30.07.2013        Утром легкий завтрак с кофе и я погнал машину на стоянку. Стоянка возле магазина "Магнит". Стоимость 110 "р" в сутки с легкового авто (уплатил до 12.08.2013 включительно). Вызвал такси, прикупил пиво и заправил 5 литров воды в опустевшую бутыль. Поездка на такси обошлась в 450 руб. (ха, это за 15 км).
    Наконец-то старт. Загрузили судно на осушке, пока закончили процесс, Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря подошла вода. Ура, мы выходим в море (время 11:30). Ветер встречный 6-7 м/с, идем в  лавировку. В 17:30 мы приблизились к намеченной точке  а 22 км (по GPS пройдено 38 км), пускаем мотор и "прямым ходом" идем на о. Тиунец. (Использовался экономичный режим - малый газ, V≈6-7 км/ч). Оставшиеся 19 км проходим за 2,5 часа.
    о. Тиунец - неприветлив, некрасив и без хороших подходов. Уходим от него на о. Седостров. В 21:00 причаливаем к берегу на выбранную пологую плиту. Стоянка на 3+, но удобный спуск для судна. Готовим ужин, поднимаем тосты. Играем дуэтом на флейте и варгане. Первый ходовой день закончен.

31.07.2013        Раннее утро было тихим, но пока готовили завтрак и собирали вещи задул ветер по силе и направлению такой же как в предыдущий день.
    Выходим в море при начинающемся отливе. Ветер неблагоприятный, идем левым галсом и проходим между материком и о. Юков. Шверт поднят, но все равно цепляем рулем за камни на дне пролива. Срочно запускаем мотор и уходим мористее. Всюду видны буруны на отмелях и камнях. Этот район между

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря

о. Седостров и о. Бережной Сосновец надо проходить мористее.
    Встречный ветер и волна не настраивают на длительный переход. Подходим к о. Бережной Сосновец и встаем на стоянку (координаты N64°39190 E35°73243) Стоянка на 5. Есть песчаный пляж, каменная пологая плита, полянка со стороны моря прикрытая камнем. В лесу костровище и места для палаток на случай штормовой погоды. В лесу грибы, черника. В проливе между островом и маленьким островком (с северо-востока) удобная отмель для рыбалки. В камнях на северо-востоке имеются корги с пресной водой.
    Обустраиваемся и придаемся наслаждению отдыхом. Связи нет.

01.08.2013    В этом году "расписание" приливов и отливов оказалось достаточно удобным. Встав в 7:00 мы спокойно собрали лагерь, приготовили завтрак и при большой воде вышли в море, намечено зайти на             о. Бережной Борщовец, а далее по обстоятельствам.
    Ветер по прежнему встречный 6 -7 м/с. Решаем идти под мотором. Стараемся идти ближе к берегу, но сплошные мели на участке между о. Бережной Сосновец и о. Мягостров, заставляют уходить мористее.

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря    Постепенно привыкаем к тому. что берег далеко, а море неспокойное. За м. Белужий (о. Мягостров) открывается вид на маяк на о. Титлуда. Держим курс на о. Бережной Борщовец. На полпути на встречу попадается "Карбас", стилизованный под старинное судно, на борту "туристы", катаются под традиционным для средневековых поморов Mercury 20 (на острове Голомяный Борщовец уже не первый год действует турбаза - несколько домиков, видимо судно оттуда). Это первые люди, которых мы увидели с того времени, как вышли из Сорокской губы.
    Заходим на о. Бережной Борщовец, стоянки не нравятся, хотя в 2011 г. мы здесь были, и были рады и им. Идем дальше. В районе Прогонных островов ветер потихоньку меняет направление и мы ставим паруса. В отлив, в пол воды приходим на стоянку на Кондострове (координаты: N64°23929 E36°59826) . Эту бухту мы облюбовали еще в 2011 г. С моря ее заметил сын и она действительно оказалась очень приветливой.. Осушка конечно в ней существенная и выйти можно только в полную воду, но зато бухта прикрыта с двух сторон скальными выходами, в которых есть корги с пресной водой, в бухте песчаный пляж, а на берегу сосновый бор. На стоянке правда следы пребывания местных рыбаков, но "загаженной" ее не назовешь. Прибираемся и остаемся на этой стоянке на дневку. Изобилие пресной воды позволяет "принять душ". На острове удается связаться с домом и получить прогноз погоды на ближайшие дни. По прежнему нет связи с нашим товарищем А.В.

02.08.2013    Дневка. Придаемся отдыху (вчерашний переход ≈ 70 км) дает нам право расслабиться. Сел писать дневник. Жизнь течет плавно и размеренно. Сходили в Монастырскую бухту за водой и убедились, что нас там не ждет А.В.
    Разбираю сеть и, распутав кусок метров 12, отрезаю ножом. В отлив эту "сеточку" мы и ставим на отмели. Таня собирает ягоды, играет на флейте и гитаре, поет и загорает.
    В море проходит катамаран Владимира Пихтарева (Формула 670), бьем в рынду, свистим на флейте, но они курс не меняют, видимо куда-то торопятся. Эх, опять не попробовать его знаменитой "зверобоевки".
    За созерцанием красивейшей природы и прочими делами день проходит незаметно. Вечером сидим у костра, поем, немного выпиваем в т.ч. "за погоду" и заведя водяной будильник ложимся спать. Ночью нам нужно снять "сеточку". Просыпаемся часа в 2 ночи и идем собирать улов. Как матерые браконьеры в глубине ночи видим, что рядом с нашей сетью ходит камбала, она переливается яркими пятнами, но эта рыба не наша! В сетке. правда тоже оказывается пара штук, мы рады и этому. Умиротворенные "черным" делом ложимся спать.

03.08.2013    Утро встречает нас голубым небом. Варим кофе, жарим рыбу и собираем вещи.
Решаем сходить на Хедостров. Ветер попутный и свежий (5-6 м/с). При полной воде выходим. Кругом красота.

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря

Незаметно для себя проходим мимо о. Коткано и приближаемся к о. Хедостров. В 2-х километрах от северного мыса этого острова замечаю., что цвет воды изменился. Ужас - это видно дно, мгновенно поднимаем шверт ("на фиг" его опускали) и замечаем, что вокруг во многих местах вода "кипит" над камнями. Периодически постукивает о камни руль. Доходим до южной оконечности острова, на небольшом расстоянии от него в сторону Поморского берега вода "кипит" на мели. Жуть. Зачаливаемся и осматриваемся. Уводим ("бурлачным" методом) судно за мыс, где царит полная идиллия - ветра нет, солнце, многокилометровый нудистский пляж на двоих, спокойная (гладкая, как зеркало) вода.

Устраиваем купание, загорание, легкий обед из яичницы с салом и сдобренный джином. Вода очень комфортной температуры. После привыкания не хочется из нее выходить. Находим колодец, вода в нем действительно тухловата (см. отчеты прежних походов), но для опреснения вполне годится. Принимаем душ и решаем идти на дневку на о. Коткано.

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря    Выйдя из-за прикрытия острова сталкиваемся с "откровенным мордодуем" метров 6 в секунду и встречной волной 0,5 м, лавировка практически не продвигает нас по контркурсу, да и галсы ограничены отмелями и рифами вдоль о. Хедостров. Пускаем мотор, но он справляется с противостоянием только при 2/3 оборотов. Осознаю, что на одной заправке не дойти, придется заправлять встроенный бачок на ходу. При этом отпустить румпель нет ни какой возможности, судно требует постоянного контроля над курсом. Провожу Тане курс по дозаправке двигателя "в воздухе". При первой попытке двигатель глохнет и нас сразу сносит на опасное место. К счастью удается запустить "движок" и мы выходим из трудного положения. Дальше все проходит достаточно удачно.

За 2,5 часа доходим до о. Коткано, заходим в бухту у избы и встаем на туристской стоянке. Какая кругом неописуемая красота. Остров Коткано надо отметить как жемчужину Белого моря. Это остров сказка и у меня
нет эпитетов, чтобы описать его достойно. Его надо видеть, на нем надо побывать. Разбиваем лагерь, предвкушая дневку.

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря

04.08.2013 Дневка. День был прекрасным. Солнце, голубое небо, легкий ветерок, синее море. Таня называет нашу бухту "Голубой лагуной". По красоте и ощущению безмятежности это действительно райское место. Сходили на экскурсию на одну из гор острова, смотрели вдаль - не видно ли нашего товарища А.В., фотографировали, снимали видео. На о. Коткано возникла идея о переименовании  зайца Русака в зайца Серуна (имеется в виду цвет шерстки зверька). Мы видели на многих островах обильные следы его жизнедеятельности, при этом большого количество зайцев нигде отмечено не было.
    В одном из каменных карманов видели пресную воду. Вода на острове есть, ее всегда можно найти в скалах, но у нас хороший запас отличной воды (бутилированной и взятой в святом источнике на о. Кондостров), поэтому мы особо не задавались
Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моряэтой  проблемой. Собираем ягоды, поставили "сеточку", пьем

пиво, готовим вкусности и пр. атрибуты дневки. На лавке рядом с надписью "ПИТЕР" вырезал надпись "ПЕРМЬ", пусть знают, где ступала нога "реальных  мужиков". Как обычно под покровом ночи снимали браконьерскую снасть, из-за размеров которой долго ее искали (ушли далеко в море, пока хватило длины болотных сапог) нашли совсем близко от берега и с двумя камбалинками в ней. Ночь тоже была красивейшей. Подсвеченный розовым горизонт и яркие звезды с луной по середине неба и мы -лиса Алиса и кот Базилио - матерые браконьеры с одним фонариком и большим ведром под рыбу были продолжением дневной сказки.

05.08.2013 Утро встретило нас ярким солнцем, нереально голубым небом и его отражением в зеркале

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря

штилевого моря. Неспешно собрали лагерь и при полной воде отчаливаем в обратный путь. Некоторое время шли на веслах, не хотелось нарушать тишину. Таких ярких красок я не припомню. Мимо проплывал берег, в воде встречались медузы, иногда показывались тюлени и белухи. Выйдя из-за острова запустили мотор и очень неспешно двинулись на о. Кондостров еще раз пополнить запасы воды и посмотреть не ждет ли нас наш товарищ. К Кондострову подошли еще при высокой воде и удачно сходили на святой источник. Вода в нем пожалуй чище, чем бутилированная "магазинская". В этот день было решено пройти вблизи ряда островов с целью их оценки на пригодность для обитания. Прошли рядом с Прогонными островами, о. Кутульда и о. Длинный, о. Степановы Луды. После Коткано, конечно, ничто не впечатлило. Часть пути двигались под парусом, даже ставили генакер, но возникшая идея дойти до о. Бережной Сосновец заставила запустить наш "Мерк" и мы к часам 8 вечера дошли до нашей прежней на нем стоянки.

06.08.2013 Дневка. При попытке настроить Grundik была поймана "шальная волна" местного FM и мы полдня прожили под музыку и местные новости. Мы купались, загорали, а во время короткого дождичка, который принесла нам прошумевшая над материком гроза, даже поспали. Днем в проливе между нашим и соседним островком была поставлена "сеточка" (время ее снятия опять попадало на глубокую ночь). День удался во всех отношениях. А ночная рыбалка дала нам хороший улов. Время полной воды сместилось к 9:00 часам утра, поэтому следующий день можно было особо не спешить с подъемом.

07.08.2013 Утром мы пожарили рыбу и наелись ей "от пуза". Собрали лагерь и вышли в сторону о. Разостров. По опыту предыдущих походов я знал, что на нем будет хорошая связь и приличная стоянка. Это оправдалось и пополнилось еще и обилием пресной воды, шикарными нагретыми каменными плитами, купанием в море и "душем". Получив приемлемый прогноз погоды на ближайшие два дня мы решили на следующий день сходить до островов Жужмуи.

08.08.2013 Первый раз утро было туманным, но принятого решения менять мы не стали. Не смотря на не очень хорошую видимость, взяв пеленг и настроив GPS, мы вышли в плавание (по прямой ≈ 27 км). Первую половину пути мы шли под парусами с попутным ветром, даже мелькала идея поставить генакер, но, к счастью, этого не сделали, т.к. совершенно внезапно пришел порыв ветра, а с ним и дождь. Пришлось вообще убрать паруса и идти под мотором.
    О. Большой Жужмуй и в самом деле оказался большим. Мы обогнули остров с севера и причалили к берегу, на котором находятся ветхие постройки. Закрепив катамаран к берегу "кошкой," мы пошли на экскурсию на старый маяк. Дорога к нему бала отличной и со следами недавно проехавшего мотоцикла. И на

Романтическое путешествие по Онежскому заливу Белого моря

самом деле, в заброшенном поселке в одном из домов были люди. С нами в контакт вступил только маленький мальчик, взрослые же не пожелали , но мы не очень и хотели. Маяк произвел хорошее впечатление, потому что хорошо сохранился, да и вообще видимо законсервирован, хотя доступ в него открытый. После маяка мы еще сходили на южную оконечность острова, где когда-то (видимо совсем недавно) действовал промысел по добыче морских водорослей. Сейчас все брошено и приходит в запустение. При походе на южную оконечность мы нашли подходящее место для стоянки, куда в последствии и перегнали катамаран. Вечером были посиделки у костра и вкусный ужин. Было принято решение на следующий день возвращаться в Беломорск, но обязательно с заходом на о. Большое Кималище, где мы хотели навестить нашего прошлогоднего знакомого Николая Голанина.

09.08.2013 Утро мы караулили в надежде сфотографировать восход солнца, здесь оно должно было выходить из моря, но дымка над горизонтом не позволила увидеть всю прелесть этой картины. Я встал в 6:00, приготовил кофе и завтрак, частично собрал и загрузил вещи. С трудом уговорил супругу подниматься. Дымка в небе не предвещала ничего хорошего, а путь к материку предстоял не ближний и на этом пути нет ни одного острова.

Позавтракав, быстро уложили остатки вещей и в полную воду вышли в море. За Жужмуем разошлись с сухогрузом, явно идущим в сторону Онежского берега (на о. Жижгинский). Небо быстро затягивалось и начал раздуваться ветер, из-за которого разгулялась волна. К о. Большое Кималище мы вышли с большой точностью, хотя вырисовался он уже, когда до него оставалось километра 3. Пошел дождь, который жена назвала "жемчужным", потому что капли отпрыгивали от поверхности моря взлетая блестящими шариками (жемчужинами). Действительно красиво, хотя и мокро.

Обогнули архипелаг островов Кималище с севера и подошли к построенной Николаем Голаниным турбазе. Хозяина на месте не оказалось, но был работник Александр и сын Николая - Алексей со своей девушкой. Встретили нас хорошо, предложили воспользоваться верандой, затопили печь. Мы сварили отличный борщ, угостили всех джином и ответно от хозяев наелись жаренной камбалы. Дождь периодически возобновлялся, а ветер явно набирал силу.

При очередном приливе, примерно в полводы мы вышли в сторону Беломорска, в проливе у острова Большое Кималище "срубили" шпонку на винте нашего "Мерка", но быстро ее заменили и смогли выйти в море. На этом отрезке надо быть крайне внимательными, т.к. много каменных гряд и рифов. Путь к месту финиша был полон острых ощущений - волны были попутными и уже сильно подросли. Серфинг по ним приводил к "замиранию духа" и достаточному напряжению на руле. Но все прошло благополучно. К месту антистапеля подошли при полной воде и легко проскочили над прибрежным баром. На берег, практически на самую полянку, были вытолкнуты волной. Переодевшись и разгрузив катамаран , я вызвал такси и уехал за машиной. Все получилось достаточно оперативно. но все равно антистапель проводили в глубоких сумерках (из-за туч было темно), а укладку и погрузку осуществляли уже при свете фонарей. Благо нашелся на берегу большой кусок полиэтилена, на котором удалось разложить все детали, а затем распихать их по упаковкам.

Закончив сборы и осмотрев местность, мы решили ехать в Беломорск поискать там гостиницу. Идея оказалась удачной, и в полночь мы вселились в номер с мягкой кроватью и горячим душем. Морская часть нашего путешествия закончилась.

Выводы по результатам похода:

1. Ходить в походы одним судном можно. Если экипаж совместим, то поход будет не менее интересным, чем в составе эскадры. Безопасность такого похода обеспечивается адекватностью капитана (его опытом и способностью принимать взвешенные решения). В туристских походах необдуманный риск вообще не допустим, как и коллегиальное принятие авантюрных решений.

2. Генакер в походе нужен для эстетики, но для уверенного движения к цели лучше иметь ПЛМ (подвесной лодочный мотор), который позволит ходить против ветра, а главное значительно повысит безопасность (из опыта предыдущих походов могу сказать - можно обойтись и без ПЛМ, но были случаи, когда мы легко выходили из критических ситуаций только благодаря его наличию).

3. При правильном выборе режимов ПЛМ может быть очень экономичным. Удалось на одной заправке в 1,4 л, на малом ходу и против ветра за 3 часа пройти более 20 км (сам не поверил).

4. Связь от Беломорска в сторону Онеги только через Мегафон, хотя в самом Беломорске и в сторону Кеми уверенно работает МТС. Нас выручил Ростелеком, который за большие деньги обеспечил нас роумингом. Наш товарищ не смог выйти с нами на связь, как раз по причине отсутствия в этих краях МТС.

5. Расписание приливов и отливов, выставленное на часах CASIO, совпадало только в Беломорске, на о. Хедостров было в противофазе с действительностью, поэтому большую воду и состояние "кульвода" надо отслеживать ежедневно.

6. Вот уже в шестой раз подтвердились слова А.В., что раз побывав на Белом море, вы будете возвращаться сюда снова и снова.

ЭПИЛОГ
Острова, острова, где-то ждут нас острова,
все же карты не всегда бывают правы.
Острова, острова, я найду вас острова, даже,
если целый век придётся плавать.
Может встретится нам удивительный остров,
где причаливал Флинт, где бывал Робинзон,
остров нашей любви, остров тайн и восторгов,
мы на карту тебя нанесём

слова из песни В. Малежика

Источник : "https://sites.google.com/site/parusaurala/otcety-o-pohodah-i-regatah/otcety-2013/romanticeskoeputesestvie" rel="nofollow"