18 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: нет или не указано

Автор - Геннадий Сергеев (Уфа)

Рождественские каникулы, длинные и не привычные еще, их подарили нам наши избранники и депутаты, тем самым несколько приблизив к западным меркам по продолжительности отдыха в это время года. В городе заметно увеличился спрос на зимний спортинвентарь, и это заметно в магазинах по тому, как приобретают коньки и лыжи. Здоровый образ жизни снова становится популярным в народе.

Для туристов это особенная пора. Времени вполне достаточно, чтобы провести лыжные походы. Погода позволяет: и снега достаточно, и морозы умеренные. В эти первые дни нового года у турклуба "Энергетик" запланирован лыжный поход на Иремель, вторую по величине вершину Южного Урала (1582 метра). В состав группы входят, в основном, туристы-водники, но и в зимнюю пору они не привыкли сидеть дома. Руководитель группы - Овчинников Ю.Г. , КМС по туризму, председатель водной комиссии ТСС РБ, он отлично ориентируется на местности, МС по спортивному ориентированию. В составе группы также туристы со стажем - Сергеев М.А., Илистанов Р.Р., МС России и члены Баш.РМКК, ну, конечно же, и ваш покорный слуга. Есть представители других городов - Белебея. К нам в гости, на рождественские каникулы, приехала из Москвы МС России Цветкова Светлана, чтобы также принять участие в нашем походе. В программе похода - выход на Б.Иремель (1582 метра), хебет Зигальга с подъемом на г. Поперечная (1389 метра), хребет Бахты, а также просмотр долины реки Березяк, где запланировано проведение этапа кубка России по водному слалому в мае 2005 года (открытый чемпионат Приволжского округа). В качестве базового лагеря для проведения радиальных выходов выбран приют от "Розы ветров", что на окраине поселка Тюлюк (Челябинская область).
Первый день полностью уходит на то, чтобы подняться на гору Б. Иремель и спуститься в базовый лагерь, а это где-то 35- 40 км подъема и спуска. Последний километр-два приходится двигаться без лыж - поверхность снежного покрова и крутизна последних метров позволяют идти только в пешем порядке, опираясь на лыжные палки. Ветер сильный, видимость малая. Используем прибор GPS. На короткий промежуток времени тучи расходятся, и видимость улучшается, при этом хорошо просматривается где-то внизу вершина Жеребчик (1183 метра). Светового дня не хватает, поэтому выход в 7-00, когда еще темно, а возврат, соответственно, ближе к 19-00, затемно. При таких условиях необходимый атрибут каждого участника - специальный фонарик.
Второй день отводится для выхода на хребет Зигальга, знаменитого тем, что он является одним из немногих зон Земли с аномальными свойствами. Подъем на гору Поперечная (1389 метра). Группа разделилась на две части. Вторая группа выходит на хребет Бахты. Погода меняется. Ночью минус 20 и ниже, зато днем минус 10…15, при этом прекрасная видимость. Это позволяет сделать отличные съемки. С безымянной вершинки (880 метров), что на хребте Бахты, хорошо просматривается и М. Иремель (1449 метра), и Б. Иремель (1582 метра), и гора Жеребчик (1183 метра), и гора Поперечная (1389 метра), что на хребте Зигальга. Погода радует. Снег, солнце, мороз, величавые сосны - все это гармонично сочетается. Места красивые, заповедные. Местные жители говорят, что сюда приезжают туристы из Германии, Швеции, Швейцарии. И в это невозможно не поверить. Тот, кто был здесь хоть раз, запомнит это навсегда.
Третий день посвящен осмотру долины реки Березяк, правого притока реки Юрюзань. По весне эта река становится бурной и на протяжении нескольких километров становится весьма интересной в смысле спортивного прохождения туристами-водниками. Традиционные майские соревнования (этап кубка России по водному слалому) с Айгиря переносятся именно сюда.
Из базового лагеря выходим на этот раз, как только появляется световая видимость. Погода вновь меняется. Становится теплее, но видимость 300-400 метров. Обходим гору Мельничная и спускаемся в долину реки Березяк. Сейчас она вся во льдах и засыпана снегом. Но чувствуется и подо льдом, как неспокойна она. Времени у нас остается только для того, чтобы добраться до базового лагеря.

Нас поджидает автобус, и мы отправляемся в Уфу с твердым намереньем вернуться сюда уже весной и пройти Березяк не на лыжах, а - как и положено водникам - на катамаранах, с веслом, касками и спасжилетом.

P.S. Фото выполнены Михаилом Сергеевым.

Рождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулыРождественские каникулы