Виды туризма

19 января 2013
( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Описание Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 804 0
12-15 июня 2004

Описание пешего похода по историческим и природным достопримечательностям

Автор отчета - 
Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Участники: Григорий Кронин, Сергей Суханов

Регион: Северо-восток Новгородской области (Любытинский район), юго-восток Ленинградской области (Бокситогорский район).

Цель похода: посещение двух достопримечательностей - Рёконьской пустыни и нижнего участка р. Рагуши, где она уходит в карстовые отверстия.

Рёконьская пустынь. О Рёконьской пустыни в последнее время много писали. Она хорошо известна краеведам северо-запада России. Опишу её вкратце, а подробности любопытный читатель найдёт в прилагаемом списке ссылок.
На любой топографической карте Любытинского района Новгородской области в верховьях реки Рёконьки нарисован крестик, означающий церковь. Это развалины знаменитого храма, остатки некогда процветавшей обители. Место известно с XIII века, когда, согласно легенде, возле валуна, сохранившегося и поныне, была обретена святая икона. В XIV или XV веке возник скит, где поселились пустынники. За сотни лет своей истории обитель прошла несколько этапов запустения и расцвета. Последний расцвет в конце XIX - начале XX веков был наиболее значительным. Именно тогда построен знаменитый каменный собор, величественные развалины которого сейчас зарастают лесом. Помимо собора, сохранились остатки других культовых сооружений и хозяйственных построек. Запустение обители началось в 20-е годы XX века, а последние жители покинули место в начале шестидесятых, когда был ликвидирован колхоз. С тех пор дороги зарастают лесом и поглощаются болотом, святое место посещается немногими паломниками и туристами. Современное состояние объекта таково, что, несмотря на запустение, он продолжает поражать своим величием. Стенысобора сохранились. Часть монастырских построек в таком состоянии, что в них можно ночевать. Как и сто лет назад, высится колокольня вровень с самыми большими окрестными деревьями.
В конце 80-х годов XX века, до варварского разрушения подвалов и вентиляции кладоискателями, капитальные основы здания собора (кроме крыши) были, в общем-то, целы. Оставалась нетронутой часть настенных росписей. Сейчас разглядеть ихфрагменты можно лишь при внимательном рассмотрении в наиболее недоступных местах. Современные кладоискатели нанесли зданию не меньше ран, чем в своё время большевики и немецкие оккупанты.
Территория Рёконьской пустыни окружена со всех сторон лесами и болотами. Дороги, ведущие к ней, для обычного автомобиля непроходимы. Ближайшая (напрямик 15 км) железнодорожная станция - Хотцы на линии Санкт-Петербург - Пестово. Ближайшие жилые деревни - Верхнее Заозерье (6 км) и Зобищи (7 км). Добраться до Рёконьской пустыни можно с разных сторон, но в любое время года последние несколько километров почти наверняка придётся идти пешком или на лыжах.

О Рёконьской пустыни в интернете:
[1] www.sablino.ru/novgorod/rekon.htm
Описание похода в Рёконь краеведов Н. Воробьёва и К. Гусарова в мае 2003 г. 
[2] www.21v.ru/avarya/rekony/rekony.htm 
Н. Яковлев, К. Соболева. "Рёконь - место тихое и святое". Журнал "Община XXI век, Православное обозрение". № 2 (37-03), 2004г.
[3] www.novgorod.ru/city/hitory/zodchestvo/part2/kult_cer/rekon.htm
Троицкая церковь из Рёконьской пустыни. История церкви и перевоз её в 1979 г. в музей Витославицы (г. Новгород), где она находится по сей день.
[4] www.veter.turizm.ru 
Н. Воробьёв. Затерянная обитель. Газета "Вольный ветер", № 63.
[5] www.vs1969r.narod.ru/goto10.htm
Поход Владимира Сибирцева, май 2004 г. Фотографии развалин Рёконьского собора.

Река Рагуша. Памятник природы, хорошо знакомый петербургским краеведам. Интересное явление: в сухой сезон на протяжении километра река течёт в подземном русле. Вблизи реки встречаются редкие для этой местности формы ландшафта, растения и животные. Объект паломничества ботаников. Популярное описание Рагуши - в "классической" книге К. К. Хазановича.
О реке Рагуше в интернете:
[1] www.speleobiker.spb.ru/hazanovich/ragusha.html.
К. К. Хазанович. "Геологические памятники Ленинградской области".
[2] www.veslo.ru/2001/othet/ragusha.html 
Описание реки Рагуши с точки зрения возможного туристского сплава. Неудачная попытка сплава.
[3] www.youngbotany.spb.ru/works/014.html 
"Редкие и охраняемые виды растений памятника природы "Река Рагуша" и прилегающих территорий (Ленинградская область)". Еремеева Е. Ю., Ефимов П. Г., Иваненко Ю. А., Румянцева Е. Е., Черепанов И. В. Бот. журн. Т.87, №9, 2002, 125-133.

Маршрут: от станции Хотцы на север по заброшенным лесным дорогам до Рёконьской пустыни. Затем по ещё более заброшенным тропам на восток до д. Порог. Далее по шоссе и лесным дорогам Дрегли - Клишино - Котово - Мозолёво - мост через р. Рагушу. Осмотр "каньона" Рагуши. Отъезд в Бокситогорск из Мозолёво на рейсовом автобусе.

12.06, ночь ст. Хотцы – 1 км к северу 1 км
12.06 – узкоколейка – Рёконьская пустынь 21 км
13.06 – д. Порог – шоссе – руч. Ящерина 27 км
14.06 – д. Клишино – д. Котово – пос. Мозолёво-1 – р. Рагуша 28 км
15.06 – пос. Мозолёво-1 7 км
84 км

План похода полностью выполнен. Цель достигнута. Из-за высокого уровня воды в реках и болотах лесные дороги оказались сложнее, чем предполагалось. Посетили строения Рёконьской пустыни на правом берегу р. Рёконьки. Осмотр левобережных построек оставили на другой раз, чтобы был повод вернуться. Реку Сясь пришлось преодолевать вплавь. Из-за обилия воды Рагуша скрывается в подземном русле лишь частично. Удалось осмотреть поноры, карстовые воронки, наиболее крутой участок "каньона", водопад на левом притоке и выходы известняка.

Выдержки из дневника похода

12 июня, ночь
В 2:00 вышли из поезда на станции Хотцы. Прошли вперёд по ходу поезда до переезда. Видно зарево в южной стороне неба, контуры деревьев и построек. По грунтовке идём на север в сторону д. Хотцы. Через 300 м от переезда дорога разделяется, сворачиваем направо. Миновав деревню, ставим палатку в лесу вблизи дороги. Слегка перекусив бутербродами, в 2:40 заснули.

12 июня
Подъём в 8:30. Ночью заметно похолодало, пришлось закутаться в спальники. Мало комаров. Светло. Солнечно. Поют птицы. В лесу много луж, журчат ручьи. Вода видна отовсюду. Собравшись и позавтракав, в 9:30 отправляемся в путь по дороге до поворота на д. Хотцы. Дорога проходима для легковой машины, это единственный автомобильный путь в д. Хотцы. Пересекаем ЛЭП и нефтепровод. Деревня стоит на правом берегу р. Хотцы, а дорога идёт по левому. Через реку перекинут мост. Основная дорога уходит по нему в деревню; по левому берегу продолжается лесная колея. Продолжаем путь по ней на север.
В 10:30 отдыхаем на живописном левом берегу р. Хотцы, в месте, где она вплотную подходит к дороге. На наблюдаемом участке русло реки без завалов, ширина 4?6 м, уровень воды выше среднего, берега подтоплены. Течение есть. Можно было бы плыть на байдарке.
Через 1 км от деревни дорога разделяется, ответвление уходит на северо-запад в сторону д. Зобищи, а мы продолжаем движение на север. Колея местами заболоченная, мокрая. Есть участки насыпи, остатки канавок, гати, показывающие, что дорога знала лучшие времена. Пройдя ещё 1 км (после развилки), оказываемся на насыпи разобранной узкоколейной железной дороги, идущей здесь в направлении запад-восток. Насыпь чётко просматривается, свежих следов на ней нет, тропинка имеется. Мост через р. Хотца сохранился, ширина реки здесь около 5 м. По этой узкоколейке мы собираемся пройти почти до самого её конца, до ручья Лебедин.
Тропа по насыпи мокрая, часто обходим лужи по "обочине". Десятки мелких ручьёв разливаются на нашем пути. Трясины нет, гать сохранилась. Встречается металл, оставшийся от узкоколейки: костыли, деталь стрелки и остатки дрезины с сохранившимися сиденьями и частью механизма. Переходим несколько речушек, в том числе исток реки Рёконьки по мосту.
Через 7 км от моста через р. Хотца узкоколейка делает крутой поворот на восток и на протяжении 4 км направлена почти точно на север. На этом участке по насыпи проходит дорога, ведущая от Неболчей. В сухую погоду можно проехать даже на легковом автомобиле. Свежих следов нет. На карте вдоль дороги отмечен лес, на самом деле к востоку от неё заболоченная вырубка, край леса виднеется вдалеке. К западу от дороги заболоченный лес чередуется с вырубками. Придорожные канавы наполнены водой, ручьи текут по дороге, образуя лужи.
В 13:40-15:00 отдыхаем; обеденный привал посреди дороги. Сойти с насыпи трудно - сразу оказываешься по пояс в воде. В заболоченном лесу везде вода. Собираем хилые дрова вдоль обочины и стряпаем горячую еду. Солнце в дымке, светит со всех сторон, предметы не отбрасывают тени. Жарко.
Отдохнув, за 40 минут доходим до моста через ручей Лебедин. До поворота бывшей узкоколейки на северо-восток дорога проезжая, у самого поворота в лес на север уходит лесовозная гать. Начиная с этого места дорога заросла, и вырубки к дороге больше не выходят. Тропинка вьётся между луж и пучков крапивы. Ручей течёт в долине, которая на несколько метров ниже окружающей местности и плотно заросла кустарником. Сразу за ручьём на обочине кусты чёрной смородины. В 15:40-16:00отдыхаем у ручья Лебедин, собираем листики смородины для чая.
16:00-17:40. Переход до Рёконьской пустыни с коротким промежуточным отдыхом. Дорога отходит от узкоколейки на запад в 400 м к северу от моста через ручей Лебедин. О существовании её нам было известно заранее. Дорога хранит следы канавок, гатей. Есть колея, но давно никто не ездил. Старые следы человека и свежие - медведя. Примерно половина четырёхкилометрового участка дороги залита. Месим воду ногами. Перебираемся через ручей по плавающим брёвнам. За 2 км до Рёкони валяется ржавый "утюг" - приспособление для расчистки дороги от снега. Встречаются широколиственные деревья - вяз, липа, клён, а также осина, берёза, ель. Есть стволы-великаны, помнящие время расцвета пустыни и самого старца Амфилохия.
После утомительного перехода наконец увидели постройки пустыни, проглядывающие сквозь лес. Свернули к ним с дороги по еле заметной тропинке, мимо северо-западной башни вышли к правому берегу Рёконьки. Река разлилась, затопив тропинку, прибрежные кусты и край луга. Устраиваем стоянку на правом берегу около моста. Отдыхаем. Силы подорваны тяжёлым переходом, а завтрашний переход обещает быть ещё тяжелее. Поэтому решаем осмотреть постройки на правом берегу Рёконьки, а на левый не перебираться. Будет повод ещё раз сюда вернуться. Для поднятия духа Гриша искупался в Рёконьке. Температура воды +10 градусов. Холодно.
18:00-19:00. Осмотр построек бывшего монастыря. Колокольня видна от моста, она вровень с самыми большими деревьями. Картина производит сильное впечатление. Большой храм среди высокого лиственного леса. Двор собора, бывший когда-то огорожен четырёхугольной стеной с башнями по углам, густо зарос крапивой и акацией. Рассмотрели вблизи собор и колокольню. Часть крыши и верхняя частькупола собора отсутствует (сбита снарядами во время войны). На крыше растут сосенки. Малые боковые купола сбиты, некоторые из них сохранились и валяются там же на крыше. Верхушка колокольни издалека даже не кажется заброшенной, маковка цела, но креста и громоотвода на ней нет. С западной стороны собора снаружи сохранились изображения святых. Внутри на сводах штукатурка, деревянные оконные рамы, остатки дверных петель. На месте, где располагался алтарь, небольшая репродукция иконы, укрытая полиэтиленом. Весь пол вскрыт следопытами, искавшими клады. В подвалах стоит вода. На выпуклых деталях внутри храма и в куполе птичьи гнёзда. На колокольне сохранилась верхняя часть лестницы, ведшей к звоннице. На берегу реки знаменитый заветный камень. Можно разглядеть на нём надпись, выбитую в XIX веке. Рядом деревянная табличка, описывающая явление иконы, по легенде, положившее начало пустыни. На камне следы свечного воска.
19:00-20:30. Ужин, отдых. В палатке шумно как при дожде - из-за мошек, набившихся под тент. Шумят птицы.

13 июня
Ночью безветренно, душно, небольшой дождь. Утром высокая облачность, ветер, - погода благоприятствует трудному переходу, который предстоит нам сегодня. Подъём в 8:00.
Выходим в 9:30 и по знакомому пути возвращаемся к бывшей узкоколейке. На развилке в 11:00-11:30 делаем остановку, снова собираем листики смородины.
К северу от поворота на Рёконь узкоколейка просматривается с трудом, сильно заросла. Вероятно, она была здесь проложена по дороге, которой в XIX веке пользовались паломники, идущие в Рёконь со стороны д. Порог. Дорога тонет в болоте, но через несколько сотен метров вновь появляется, становится ясно различима насыпь. Направление её соответствует карте. Итак, мы вышли на искомую дорогу, ведущую на северо-восток и поворачивающую через 1 км на восток. Судя по следам, здесь тоже была узкоколейка, хотя на карте это не отмечено. Рельсы тянулись на расстояние по меньше мере 5 км к западу от развилки. На этом участке сплошные болота на месте старых вырубок, вопреки тому, что на карте нарисован лес. Встретилось несколько рельсов и костылей. Местами насыпи нет, приходится идти фактически по болотному мху, вытягивая ноги из жижи. Вслед за болотистым участком следует более сухой, до которого, вероятно, в своё время не добрались лесорубы. Есть высокие сосны и ели. Дорога сильно заросла, но направление её видно хорошо. Отдыхаем по 15 минут каждый час.
14:30. Дорога начинает слегка заворачивать к северу - значит, до реки Сясь осталось около 2 км. После короткого отрезка, где сохранилась старая дренажная система (труба, проточные канавки), а затем соснового бора на пригорке, начинается участок, где приходится идти по воде. Междуречье Сяси и её безымянного левого притока представляет собой одну реку, текущую прямо по лесу. Глубина воды на дороге выше колена. Есть течение. Полуразрушенный мост через левый приток Сяси вровень с уровнем воды. Влага благоприятствует буйству растительности. Дорожная насыпь едва угадывается, в лесу топко и глубина воды ещё больше, болотные канавки превратились в реки с течением.
15:00. Река Сясь. Вблизи реки дорога теряется на лугу, залитом водой. Около самого берега есть сухая кочка. На ней останавливаемся. Выглянуло солнце, ветер слабый, потеплело, и комары здесь донимают несильно. Ширина Сяси 10-12 м, скорость течения 0,5 м/с, прибрежные кусты подтоплены. Единственный способ быстро переправиться - переплыть реку. На такой случай у нас припасена байдарочная герма для вещей. Она маленькая, поэтому придётся сплавать несколько раз.
15:10-16:20. Переправа. Гриша полностью раздевается, укладывает в герму часть вещей и пускается вплавь. Сразу у берега глубоко. Скорость течения лишь чуть-чуть меньше скорости пловца, приходится плыть круто навстречу струе. Холодно. Сводит ноги. На противоположном берегу небольшой островок леса, прибрежный луг затоплен. Много высокой крапивы. Выйдя из воды, Гриша находит относительно сухой пятачок, оставляет там вещи и переплывает обратно.
Гриша переплыл реку 7 раз (4 туда, 3 обратно), Сергей 3 раза (2 туда, 1 обратно). Сергей опытный пловец, но к быстрому течению не привык, два раза течение выносило его обратно на исходный берег. Все вещи, которые были к моменту переправы сухими, остались таковыми после неё.
На противоположном берегу Сяси всё гораздо хуже. Оказывается, сухая площадка, на которую мы переправились - единственная на сотни метров вокруг. Междуречье Сяси и её правого притока Дрегли представляет собой единый разлив с течением. Островков нет. Есть "мели", где глубина воды по колено, а также "омуты", где можно провалиться с головой. Под водой трава и распустившиеся цветы. Стволы кустов затоплены, около них нет сухих кочек. Мы попытались пройти напрямик к левому берегу Дрегли Он, как казалось, слегка приподнят, вдоль Дрегли есть дорожка и деревья. Не получилось. Слишком глубоко. Стараемся ступать осторожно, чтобы не вымочить рюкзаки. Хочется присесть отдохнуть, а негде. Видны строения д. Порог в 1 км к юго-востоку, но прямой путь к ним преграждает вода. Сделав крюк обратно к Сяси и погрузившись в воду по грудь, наконец выходим на "отмель", по которой шлёпаем в сторону деревни. На берегу Дрегли группа местных жителей рыбачит и поедает шашлык. Поздоровались. Узнали итог футбольного матча Испания - Россия 1:0.
За полкилометра до деревни разлив заканчивается. Луг покрыт белым ковром созревших одуванчиков. В центре деревни часовня. Проходим деревню по дороге на юго-восток. В крайнем доме попросили набрать колодезной воды. Наполнили бутылки. Хозяин дома, узнав, что мы идём из Рёкони, проявил осведомлённость и знание тамошней обстановки и истории. Сказал, что бывал там несколько раз. Предложил нам через час поехать в Неболчи на автомобиле. Отказываемся.
17:10-18:00. Отдых и переодевание в сухую одежду на обочине дороги сразу за деревней. Хорошая погода - редкие облака, светит солнце, ветер сдувает комаров.
18:00-21:30. Переход по дороге до шоссе Неболчи - Бокситогорск (8 км) и далее на север до д. Дрегли (4 км). Шоссе с грунтовым покрытием. К востоку от д. Дрегли дорога пересекает ручей Ящерина, на правом берегу которого останавливаемся на стоянку. До шоссе не встретилось ни одного автомобиля. По шоссе машины идут с интервалом 15-20 минут. Деревня Дрегли вытянулась вдоль дороги более чем на километр. Работает несколько магазинов, есть заброшенное здание бывшей церкви. Крайний южный дом - лесничество.
Ручей Ящерина журчит между крутых берегов. В русле камни и упавшие ветки. Останавливаемся близко к воде, едва вмещаем палатку на небольшой ровной площадке в овраге. Костёр в яме. Вокруг нас лиственные деревья, создающие тень в любое время суток. Место укрыто от посторонних глаз и ветра. Наверху стоять не захотелось - мокрый луг и много коровьих следов. У ручья, почти не слышно звуков изредка проезжающих по дороге автомобилей - их заглушает шум воды.
22:30. Отбой. Сегодня устали меньше чем вчера, хотя пройденный путь длиннее и труднее. Втянулись в походную жизнь.

14 июня
Быстро позавтракав, выходим в 9:30. Погода солнечная; жарко. План на сегодня - дойти до пересечения р. Рагуши и шоссе Колбеки - Савино. По шоссе этот путь можно проделать через деревню Колбеки, всего 37 км, но можно и напрямик по лесной дороге через д. Котово, тогда будет 28 км, из них 9 км по лесной дороге, состояние которой нам неизвестно. Продолжаем путь по шоссе до Клишино. В д. Клишино мы привлекли внимание местного жителя, которого заодно расспросили о дороге Котово - Мозолёво. Абориген объяснил, что есть лесная дорога, и на ней имеются завалы, сделанные якобы лесниками для того, чтобы преградить путь автомобилям. Пешком, по словам жителя, пройти мы сможем - и это намного проще чем дальний обход по шоссе через Колбеки. Как часто бывает, информация, полученная расспросом местных обитателей, оказалась неверной.
Сворачиваем с шоссе в сторону Котуво (местные произносят с ударением на втором слоге). У моста-трубы через реку Теребежку отдыхаем. Ширина реки кажется достаточной для весеннего сплава на байдарке. Жарко. Температура поднялась до +24 градусов. В Котово поворот на нужную дорогу в центре деревни нашли легко. Местный житель повторил примерно то, что мы уже слышали: "дорога есть; говорят, там завалов много".
В 12:30 сворачиваем от Котово на лесную дорогу. Меняем обувь - надеваем мокрые "лесные" ботинки вместо лёгких, в которых шли по шоссе. После первой сотни метров видно: дорога недавно посещалась лесорубами. Вдоль дороги есть остатки канавок. Следы подъезда автомобилей. Ответвления к вырубкам. Лес елово-лиственный, заболоченный. Обходим большие лужи. В особо топких местах для проезда сделаны гати. Сплошных вырубок почти нет, но свежих пеньков много. Скорее всего, лес ещё не вывезли - потому что дорога не слишком разбита и много стволов валяется где попало, не уложенные в штабеля. Через 4 км от Котово вырубки уже переходят одна в другую, участков нетронутого леса становится совсем мало; такое впечатление, что спилено каждое третье дерево, грязно и бессистемно. Некоторые вековые ели оставлены на корню, зато рядом порублены и брошены молодые берёзы. Пожалуй, мне ещё не приходилось видеть столь неприятную картину уничтожения леса. Как будто цель была не только порубить, но испоганить как можно больше. Дорога становится менее чёткой, канавки едва видны. Наконец колея упирается в нагромождение срубленных деревьев и разделяется. Судя по GPS, мы находимся 5 км от Котово, в точке, где отходит ответвление на юг, но его не видно. Выбираем прорубку в нужном северо-восточном направлении, двигаемся по ней, затем по другой, третьей. Пройдя 400 м на восток, оказываемся на краю открытого пространства. Странно. Это не вырубка, а обширное, более километра, поле. На карте здесь нарисован лес. На краю поля штабель брёвен, от него уходит лесовозная дорога на северо-запад, на этот раз дорога действительно лесовозная - грязные глубокие колеи. Пройдя по ней несколько сотен метров, удаляясь от цели, сворачиваем в лес в нужном направлении - что ж делать, если дороги нет, пойдём напрямик. Через десять минут ходьбы по азимуту подрезаем насыпь с канавками, идущую в нужном направлении - это именно та дорога, с которой мы сбились. На этом участке она заросшая, лесовозами не тронутая, есть и сухие отрезки, и большие лужи. Доходим до пересечения с ЛЭП, идущей в направлении север-юг (отмечена на карте). Последний километр перед ЛЭП и под самой линией на дороге настлана гать из толстых брёвен для проезда гусеничной техники, но ездили немного, разбить не успели, поэтому идти легко и даже сухо.
В точке, где дорога примыкает к ЛЭП, её пересекает ручеёк; судя по карте, это исток реки с забавным названием Дрочиловка. Отдыхаем возле ручья. Обедаем сухим пайком. Наиболее трудная часть сегодняшнего пути пройдена, до Мозолёво осталось 3 км. 
Дорога-гать, вопреки карте, не пересекает ЛЭП, а идёт под ней на север. Сегодня был сухой жаркий день, поэтому грязь застыла, можно идти напрямик. В дождливую погоду было бы труднее. Через километр ЛЭП пересекает шоссе, ведущее к отвалам Бокситогорского глинозёмного комбината. Покрытие шоссе грунтовое, имеет красный цвет, как и грунты и вода в ручейках. Ямы с водой тоже красного цвета. Вдоль шоссе, за глубокой канавой, насыпь бывшей железной дороги, ведущей от Бокситогорска к отвалам. Рельсов нет. По дороге доходим до южной окраины посёлка Мозолёво-1. Минуем красный холм-отвал. Полуразрушенная МТС. Остатки былого благополучия, гаражи, ремонтные мастерские, водонапорная башня - всё в ужасном состоянии. Разруха. Последний километр вдоль бывшей железной дороги покрытие бетонное. Будка стрелочника и деревянное здание - остатки железнодорожной станции. Когда-то существовало пассажирское сообщение с Бокситогорском. Грузовые поезда ходили часто, сужу об этом по тому, что через шоссе Бокситогорск - Мозолёво был перекинутжелезнодорожный мост, сохранившийся до сих пор. Насыпи, ведущие к нему, с обеих сторон разрушены.
Встречная тётушка сообщила расписание автобусов на Бокситогорск: 8:00, 12:00, 16:00, 18:30. В посёлке Мозолёво-1 две автобусных остановки - в центре, у клуба и на восточной окраине, около магазина. Именно там делает разворот автобус, следующий только до Мозолёво. Отсюда завтра мы уедем домой.
Начался сильный ветер, дождь, гроза. Сергей надел куртку, Гриша, наоборот, снял её, желая сохранить сухой. Дождь то перестаёт, то льёт сильно. Гремит гром. Под дождём и ветром проходим 7 км от Мозлёво до моста через Рагушу за 2 часа. Последние 3 км перед Рагушей к дороге раньше подступал лес с обеих сторон. Со стороны р. Воложбы (к северо-востоку от дороги) он сохранился, с другой стороны вырублен подчистую совсем недавно. На вырубке свежие квартальные столбы, будка, трактор. Вдоль Рагуши, как сообщает придорожная табличка, охранная зона шириной 150 м. Сплошная вырубка к реке не выходит, но отдельные свежие проплешины есть на правом берегу близко.
В 20:00 с моста увидели реку Рагушу. В русле, которое, по описанию, бывает летом сухим, есть вода. Посередине русла затопленные кусты, это говорить о том, что вода здесь действительно бывает не всегда. Перейдя мост и свернув с дороги направо, по тропинке спускаемся к реке и сразу замечаем поноры. Русло разделяется на два примерно одинаковых потока. Один из них, левый, течёт как обычная река - по-видимому, в сухую погоду пересыхает именно он. Другой поток уходит под землю. В некоторых описаниях упоминалось, что отверстия-поноры трудно найти в гуще кустов. Вероятно, это в конце лета, при буйной растительности. Сейчас поноры хорошо видны. Вода вливается в дырочки, образуя завихрения, воронки и издавая звук журчания. Выше этого места река разлилась, затопив пойменные кусты.
Откладываем подробный осмотр реки на завтра и ищем стоянку. Мы устали и промокли. Сильный дождь. Поднявшись и пройдя 200 м по тропинке вдоль правого берега, натыкаемся на стоянку в ельнике на краю луга. По описаниям, здесь обычно останавливаются биологи и геологи, изучающие реку. Очаг, мангал, каркас для тента, стол, лавки, место для палаток. Свежий след медведя.
Переодевшись и отдохнув, готовим ужин. За водой к речке 100 м ведёт тропинка с крутыми подъёмами и спусками, нужно карабкаться. Около реки в затопленной пойме также есть стоянка, сейчас она вровень с водой. На дощечке сложена кучка камней, на которых видны отпечатки древних морских животных.
Рядом две ямы, напоминающие воронки от бомб. Одна яма гораздо глубже другой, и в ней совершенно нет воды, даже на дне сухо. Вторая, менее глубокая яма, находится в 5 м от первой и заполнена водой. Вывод: из более глубокой ямы вода уходит под землю. Ещё несколько таких же ям, имеющих, вероятно, сообщение с понорами, находятся вблизи реки.

15 июня
План на сегодня - проснуться пораньше, осмотреть как можно больше достопримечательной Рагуши и в 16:00 уехать из Мозолёво на автобусе в Бокситогорск. Домой успеть сегодня же вечером.
Подъём в 7:30. Дождь кончился, но растительность ещё мокрая. Выходим в 9:00. Снова спускаемся к понорам. Оказывается, поноров больше, чем это показалось накануне. Нашли ещё один рукав реки, скрывающийся под землёй. В нём образуется водоворот.
Перейдя по мосту на левый берег, сворачиваем в лес в сторону Рагуши. Цель - найти водопад на левом притоке в 1,5 км ниже моста. В 200 м от шоссе проходит низковольтная ЛЭП, движемся по ней. Через 500 м сворачиваем к Рагуше. Сделав несколько шагов от ЛЭП на север, видим крутой спуск к реке и слышим её шум. Сначала подумали, что это шумит водопад, но оказалось, что шумит вся река, имеющая здесь горный характер. Карабкаясь по склону в густых широколиственных зарослях, обходя известняковые стенки и перебираясь через ручейки, продираемся вдоль Рагуши, искрящейся и ревущей совсем рядом, иногда показывающейся в промежутках между кронами деревьев.
В одном особенно каменистом месте возле известняковой стенки натыкаемся на стоянку и остатки костра. Возле него сложены диковинные камни, с вкраплениями кристаллической структуры и отпечатками раковин. От стоянки узая тропинка, промаркированная яркими бумажками, ведёт вдоль склона. На тропе дощечка с надписью "Вдп. 400". Исходя из этого, предполагаем, что до водопада около 400 м. Продолжая следовать тропинке, поднимаемся от реки наверх и замечаем, что идём обратно к шоссе. Значит, свернули где-то неправильно. Возвращаемся назад и идём к предполагаемому месту водопада, спускаясь по склону напрямик, держась за деревья. Действительно, примерно через 400 м от таблички открывается вид на излучину реки и водопад. Склон левого берега здесь настолько крут, что на нём нет растительности. Следы недавних обвалов. Высота берега около 20 м, но водопад, образованный притоком, ниже. Вода стекает с края долины по первому 5-метровому уступу крутизной около 70 градусов, затем 10 м ручеёк разливается по склону и отвесно падает в реку с уступа высотой около 5 м.
Вплотную к водопаду снизу мы подойти не рискнули - склон образован мокрыми движущимися камнями, вперемешку с глиной. Уровень реки таков, что вдоль неё пройти трудно, берега круто обрываются в речной поток. Он имеет ширину около 10 м, несётся сквозь недавно упавшее дерево, которое перегораживает русло на половину ширины. Удалось сделать удачные фотографии. Отдыхаем на склоне. Умываемся и закусываем возле ручейка, прыгающего по известняковым террасам.
Обратный путь до шоссе и до автобусной остановки. То дождь, то солнце. От деревни Пустая Глина широкий вид на поля и противоположный берег Воложбы, текущей в долине. Несколько раз отдыхаем. Прошёл дождик, и снова выглянуло солнце. 
16:15-16:55. На автобусе до Бокситогорска.
17:10-18:00. Автобус до Тихвина.
18:00-18:20. Пешком от автобусного до железнодорожного вокзала Тихвина.
18:20-22:30. Поезд Тихвин-Санкт-Петербург (проходящий из Воркуты).

Рёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река РагушаРёконьская пустынь - река Рагуша

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию