Виды туризма

31 января 2022
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Швеция
Вид туризма: Парусный туризм
0 525 0

SALACIA, плавание 2017 г.

Планы, планы...

Прошло пять лет с первого плавания на яхте в 2012 г., и появилось ощущение, похожее на то, что было годом раньше после второго лофотенского плавания на "Гринде" (тримаран ФГ-18): куда же теперь? Конечно, по шхерам одной только Финляндии можно с наслаждением бродить не спеша год за годом, но пока еще хочется продолжать "географические открытия", хочется побывать в новых местах.

Не так уж много интересных возможностей остается в радиусе доступности за один летний сезон от нашего домашнего порта Порвоо. Конечно, чертовски интересно было бы все-таки поучаствовать в ирландском (а может, и азорском) Jester Challenge, но почти нет шансов успеть вовремя на старт в Плимуте: надо в середине апреля стартовать. Бррр. Да и ресурсов требуется многовато, не говоря уж о таких вариантах как оставить лодку на зиму где-то в другом месте.

Так куда же? При путешествиях по картам зимними вечерами глаза все чаще стали задерживаться на россыпях островов севернее Шотландии. Викингам на их длинных ладьях — два дня ходу с fair wind от норвежских берегов. У меня, конечно, труба пониже и дым пожиже, но ведь уже был переход через Северное море два года назад. Пусть три или четыре дня, главное выбрать погодное окно, чтобы ветер был хотя бы не встречным и не слишком злым.

Salacia, плавание 2017 г.Началось чтение, и сразу же возникла тема истории войны, арктических конвоев. Часть их формировалась и шла на наш Север из этих мест, с главной базы британского флота в Скапа Флоу и из залива Лох Эве на основной части Шотландии. Сейчас там есть музеи, стоят памятные знаки. Жива память о том, что мы не враги, а союзники — несмотря ни на холодную войну, ни на теперешние политические завихрения. Была задумка добраться до музея Russian Arctic Convoys в Инверасдейле. Так как гости из России там не часты, негоже было появиться с пустыми руками. Запасся монетой, выпущенной в 1993 г. в честь северных конвоев (одна из первых "юбилейных" монет новой России: и мы помним).

Лейтмотивом похода стала простая, но берущая за душу песня "Дымки", сочиненная кем-то из наших моряков в годы войны, а потом попавшая под запрет и надолго забытая.

По курсу норд-ост под клокочущим паром
На северный берег советской земли
Одеты бронею, с суровым товаром
Сквозь шторм и туманы идут корабли.
Суда англичан и советские шхуны,
Маршрут их опасен, и рейс их далек.
Потянутся рядом дымки над водою —
Русский дымок и английский дымок.
... .

24 мая — 3 июня. Опять мачта!

На этот раз мачта, тьфу-тьфу, не падала. Но, когда кран уже опустил лодку на воду и пришла очередь мачты...

Salacia, плавание 2017 г.Salacia, плавание 2017 г.

О ужас! На основной ванте левого борта оборваны проволоки в месте прохода через краспицу.

И на левой полуванте тоже, в месте выхода из мачты.

Эх, не зря Калдер пишет в своей книге: "Проверяйте все тщательно осенью, не оставляя это на весну". (После этого похода проверил, и не напрасно. Штаг, на котором уже был заменен верхний наконечник из-за порвавшихся на выходе из него проволок, оказался в одном месте заметно проточен по окружности... винтиком на стыке труб моего штаг-пирса. Придется менять целиком.)

Мачту положили на козлы у причала; хозяин стоянки, видя такую беду, разрешил постоять тут день-другой, пока не починюсь. Salacia, плавание 2017 г.Увы, найти поблизости мастерскую, где могли бы сделать новые ванты и опрессовать наконечники, не удалось. Только в Хельсинки. 26-го погрузил мачту на лодку и двинулся под мотором в знакомое место, на стоянку в Мери-Растила.

Salacia, плавание 2017 г.

Так и приехал.

Cпасибо Вилье за всевозможную помощь! Благодаря его гостеприимству здесь возник круг знакомых и друзей, можно сказать "Русский парусный клуб Хельсинки". Новая приятная встреча: Александр и Зоя, экипаж яхты "Импульс".

Salacia, плавание 2017 г.

Хорошо сидим, изучаем карты.

В магазинах Class Olsen и Motonet подходящего тросового хозяйства не нашлось, и в понедельник 29-го отправился в мастерскую Vene Oy Bremer, которую теперь могу рекомендовать всем, у кого возникнут проблемы с рангоутом и такелажем. Адрес - Vattuniemenkatu 17, там по лесенке вниз. Это 5 минут пешком от Маритима, следующая улица выше (а на стоянке у Маритима можно на пару часов оставить лодку). Мастер Veikko Pilvi, +358 400 487660.

Salacia, плавание 2017 г.Поскольку мастерская на другом конце города, метро рядом нет и добираться с пересадками неудобно, отправился своим ходом, на лодке. Все не стоять у причала. Изготовление двух 7-метровых вант из 4-мм троса с установкой наконечников (и еще двух новых на полуванты) обошлось в 150 евро. Ничего не поделаешь, лодке около 37 лет — такелаж свое отслужил.

Salacia, плавание 2017 г.

Проблема решена, осталось поставить мачту. Крепления всех вант сделал снаружи, как обычно было на катамаранах.

Salacia, плавание 2017 г.

Ура! Наконец-то лодка снова стала парусной.

Погода неустойчивая: то солнце, то дождь, то сильный ветер. Днем температура 7-8 градусов, ночью и до 0 падает. Но прогноз обещает улучшение, все дела сделаны. Пора в путь.

4-9 июня. Шхерными фарватерами

Salacia, плавание 2017 г.Cолнышко, легкий ветерок южных направлений. Вот только холодно. У берегов вода 10 градусов, чуть подальше 7-8. Стартовал не спеша, в 9:10; к вечеру добрался до стоянки HSK (Helsingfors Sailing Club) Ormholmen и зацепился за крайний буек. Авось никто не прогонит, да никого и не видно — только поглубже в бухте торчит пара мачт. Первые 50 км... Лиха беда начало. Назавтра обещают дожди.

Проспал до полудня, как-то не очень бодро себя чувствовал и решил не мокнуть, посидеть здесь. Разобрал коротнувший разветвитель прикуривателя. Благо, контроллер панели, к которому он подключен в качестве нагрузки, при замыкании его отключил. Ни один предохранитель не сгорел. Внутри все заржавело, кое-как почистил и починил, но нужен новый. Долго возился с ручным стартером Ямахи, пока разобрался, почему шнурок вытягивался почти весь без зацепления. Перед спуском лодки на воду и при подъеме на зимнее хранение всегда бывает некоторая суета. Сделать бы все неотложные дела, а спокойно покопаться в разнообразном лодочном хозяйстве ни времени, ни желания не хватает: весной на воду поскорее хочется, осенью — домой. Вот и приходится заниматься обслуживанием по ходу дела.

На берег так и не выходил, ничего мне там не надо.

Salacia, плавание 2017 г.6-го снова ясный день со слабым ветром, только по большей части встречным. Иду на Jussaro. Только отошел, сюрприз: навстречу идет "Импульс"! Его экипаж скорректировал планы, они возвращаются в Хельсинки. Хотели хлебушка мне передать, но запасов и так полно. Благодаря Александру у меня теперь есть фото "со стороны". К вечеру ветер совсем скис, последние несколько километров прошел под мотором.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

На стоянке новости: поставили электрические колонки и теперь хотят 20 евро за день. Через пять минут подошел работник кафе, которое ведает стоянкой, и попросил заплатить. Правда, только 10 (видимо, поскольку еще не сезон), что по здешним местам самый минимум. Но раньше-то можно было и бесплатно переночевать. Из принципа ушел на якорь.

Salacia, плавание 2017 г.

Прогноз на завтра, 7.06: 5 баллов в корму! Попутный ветер упускать нельзя.

Перед островом Hasto Buso случилось в прямом смысле столкновение с финскими ВМС. Вылетает навстречу катер, и ко мне. Нет, паспорта не надо, тут полигон (на карте обозначена режимная зона), сейчас будет fire praktik. Чтобы не прилетело мне ничего по паспорту, командуют свернуть на другой фарватер и обойти остров с севера. Парень с борта прямо на атласе карт показал. Только вот панель моя зацепилась за и релинг и этого стойка не выдержала — слава богу, сама панель цела осталась, а стойку починил. Когда обходил остров, пальба на нем в самом деле велась нешуточная, кроме стрелкового оружия что-то бухало гулко и громко.

Salacia, плавание 2017 г.Дальше особых приключений не было, с таким-то ветерком к вечеру долетел до Rosala. Когда за диспетчерской башней Ханко поворачивал на фарватер к Аландам, на порывах под двумя рифами прикладывало уже не на 5 баллов, а на все 7. Но это был поворот с фордака на полный бейдевинд, что как раз на пару баллов силу ветра увеличивает. В Rosala все по-старому, все хорошо.

Salacia, плавание 2017 г.8.06. Каждый день меняется погода! Вчера летел с попутным ветром под ярким солнцем; а сегодня — пасмурно, тихо, неспешный переход по шхерному фарватеру. Тоже приятно. Прошел немного и остановился в Thurso. Очень приятное оказалось место. Заливчик внутри островов, большой причал (в сезон заходит местный паром).. Стоянка под управлением Pida Saaristo Siistina (логотип с тюленьей мордой). Все есть, даже кухонька и стиральная машинка. Место для гриля — не просто место, а газовый гриль стоит. А уж сауна с комнатой отдыха — дворец. Посетил его вслед за экипажем единственного стоявшего тут катера. Стоянка по идее платная, 17 е, но денег отдать-то и некому: встречают только овечки. То шарахаются, то ходят следом как собачонки, подставляют головы погладить. Пытались и курточку пожевать, хотя травки полно. Наверное, соскучились по людям.

Salacia, плавание 2017 г.9-го такой же спокойный, иногда в тумане, а под конец при солнышке переход на остров Uto. Здесь две стоянки: первая, причал с буйками, Boathavshotel — 25 е, вторая подальше в глубине залива — 15 е. Там яхтам моно вставать с внутренней стороны большого Г-образного причала для лоцманских катеров. Есть электричество и туалет; рядом маленький магазинчик и кафешка, которые были закрыты. По-моему, эта стоянка даже удобнее, единственно что на ней нет воды. Вода только у магазина, где она платная и недешевая: 2 евро за 10 л. Остров обитаем; поселочек из нескольких домов, хостел для туристов. Аренда каяков, еще что-то. Старый маяк, в котором есть и помещение церкви (открывают для экскурсий). Часть острова занята военными, на вышках крутятся радары.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Пора прощаться с Финляндией. На завтра GRIB дает хороший ветер, а вот послезавтра SE сменится на SW и начнет усиливаться, еще через день картинка выглядит уже и вовсе неприятно. Идти сразу на Готланд на этот раз рискованно, двинусь на запад.

Salacia, плавание 2017 г.

Прогноз на 10, 11 и 12 июня.

11-29 июня. Швеция

Salacia, плавание 2017 г.10.06, старт в 7:40. 3 балла с ESE, пасмурно (потом понемногу прояснилось), 7°С. Uto с его маяком и вышками постепенно скрывается за кормой, и вот вокруг только пустынное море. Ни яхт, ни крупных судов. Держу курс на шведский остров Storon с маяком Svenska Hogarna; находящийся на краю шхер из множества совсем мелких островков и скал. Примерно на полпути вечером пройду мимо маяка Bogskar, стоящего посреди моря. На чем же он держится, островок там или какая-то подводная опора?

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г.

Острова и маяк Bogskar.

Островок, и даже несколько. Маяк стоит на низкой скале, между тем немного восточнее есть более крупный и высокий остров. Вечереет, надо утепляться. Надеваю в дополнение к остальной одежке флисовый утеплитель от куртки. Включаю ноутбук и АИС: ближе к Швеции появились суда, виднеются огни. Одно судно, ISAR HIGHWAY, пришлось пропускать. В 23 часа до цели остается 37 км, а ветер к этому времени покрутился и стих. Выручай, мотор; заодно и аккумулятор подзаряжу.

Иногда ветерок оживает, тогда помогают и паруса. Впереди тучи, и, мало того, начали плясать зарницы. К счастью, гроза так и не накрыла, рассеялась, но хороший ливень нам все-таки достался.

Пока приближался к островам, рассвело. В 4:05 захожу в какой-то проливчик, место прикрытое. Можно отдать якорь — и на боковую. Утром, осмотревшись, перешел на более удобное место, прицепившись к кольцу в скале, а на следующий день даже перебрался к небольшому причалу. Место оказалось небезынтересное: заказник (naturreservat). Через болотистые и неудобные места проложены дорожки; небольшой катерок привозит туристов. Стоит довольно большой дом, несколько сараев, причалы и лодки жителей. Издалека казалось, что на острове стоит многоэтажное белое здание, но это оказались затянутые пленкой леса вокруг маяка, который ремонтировали несколько рабочих. Рядом с маяком обязательная пара старых пушек. А вот маленький домик у тропы, который я принял было за сортир (таковой потом нашелся у самого причала) оказался... букинистической лавочкой. На полке и в ящике лежат книги, все по 10 крон. Банкомат заменяет банка с несколькими монетками и купюрами; выходит, библиофилы тут не редкость, а вот нечистых на руку нет.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г.Провел здесь и следующий день, пережидая свежий встречный ветер; ушел утром 13-го. NW 3-4 балла, вот это другое дело. Потом обещают усиление до 4-5, а назавтра ветер стихнет и зайдет на запад. Иду в Висбю.

Примерно так все и было. Сначала мешала встречная зыбь от вчерашнего SW ветра; потом — обычная работа: шкоты, рифы, закрутка... Вторая в этом походе ночь в море прошла спокойно, около часа было одно расхождение. Неплохо выспался, сдав вахту авторулевому. В 6 утра до Висбю оставалось 26 км, и тут ветер стал скисать. Как обычно, от него осталась только волна, надоедливо раскачивавшая лодку и трепавшая паруса. За время перехода давление подросло с 995 до 1014 ГПа. Еще три часа старался не упустить легкие дуновения, потом надоело мне это дело и завел мотор. В полдень пришвартовался в знакомой марине Висбю.

Объехал на велосипеде магазины, прикупив новый разветвитель прикуривателя, USB шнурок для GPS и другие мелочи, и решил поменять на лодке второй аккумулятор (Bosh 75Ач) — у него осталось емкость около 10. Жаловаться грех, я ведь его три года назад подобрал на помойке, и сначала он тянул где-то на 20-30 Ач, несколько раз неплохо помог. Аккумулятор на велосипеде не привезешь, и по такому случаю на этот раз воспользовался Шкодой-фелиция, которую в марине можно взять на час бесплатно, прокатился со старой батареей в Mekonomen и привез новую. Понравилось. Salacia, плавание 2017 г.

Удалось получить в Висбю штамп о выезде из Шенгена, остановив счетчик 90 дней пребывания. В Швеции пограничными вопросами ведает обычная полиция. Конечно, "транзитом по морю" географически буду находиться в шенгенской зоне еще долго, до выхода в Северное море. Приготовился объяснять, что в города заходить дальше не планирую, только в марины или на якорные стоянки, а ночую в любом случае только на лодке.

Но режим предстоящего движения вдоль шенгенских берегов офицера полиции не интересовал. Зато пришлось объяснять, как я попал на Готланд после въезда в Финляндию на машине и о какой лодке речь (тут ведь и большие суда называют "boat") — главное, что не работать пристроился на какой-то пароход, а просто "руссо туристо яхтсмено". Salacia, плавание 2017 г. Других вопросов не было.

Salacia, плавание 2017 г.16-го утром двинулся дальше. Погода была хорошей, переход приятным, но затянулся. Ветра были по большей части слабые, крутили; была долгая ночная лавировка вдоль Эланда, пришлось и штилеть. Две ночи в море, и только вечером 18-го встал на якорь недалеко от входа в марину, не попавшую в мою коллекцию точек для GPS. На следующее утро зашел посмотреть. Надо будет добавить это место (Sandhamn) в точки и справочник.

Salacia, плавание 2017 г.Со свежими силами — вперед! Надо бы идти прямо на Simrishamn, да ветер не пускает, пришлось заложить длинный галс в глубину большого залива между Симрисхамном и Карлскроной. Снова ночной переход с лавировкой, когда удается в лучшем случае подремать урывками. Авторулевой без датчика ветра может вести лодку только довольно полным бейдевиндом, а терять высоту жалко. Стоит настроить курс поострее, через небольшое время при очередном заходе ветра лодку неизбежно перебросит на другой галс. Какой уж тут сон. Но бывают и приятные исключения. Все-таки задремав под утро, в 5:30 проснулся от хлестких ударов волн — ветер посвежел и отошел. Взял один риф, выключил авторулевой, тем самым зафиксировав румпель, подстроил грот, и лодка сама побежала курсом 210°, точно как доктор прописал. К вечеру 20-го добрался до местечка Skillinge, по традиции встал на якорь, благо берег подветренный.

Salacia, плавание 2017 г.В 5 утра снялся с якоря. На запад! Ветер встречный, но не прямо в лоб, можно идти с небольшими контргалсами. Прохожу Казебергу. Стоят на высоком берегу менгиры каменного драккара, идут по морю яхты — салют кораблю викингов! Salacia, плавание 2017 г.

Вот и Истад прошел. Не заглянул на этот раз в яхтенный магазинчик Tickel&Tag, не поставил свечку в Колесо Света кирки Святой Марии. Больше чем на две недели отстаю от прошлогоднего графика! Ночевка рядом со Smygehavn снова на якоре. Ночью тихо.

Salacia, плавание 2017 г.Следующий переход — слабые встречные ветра, шел то под парусами, то под мотором. В час дня — у моста канала Фальстербо, удачно получилось подгадать к подъему, не ждал. Ветер тем временем отошел к югу, и 2 балла потихоньку повлекли нас по Зунду. По опорам моста и бакенам заметно довольно изрядное попутное течение. К вечеру небо заволокло, начал накрапывать дождик. Впереди остров Ven; после нескольких переходов с ночевками на якоре можно и в марину зайти: не помешают душ, электричество и прочие береговые радости. День кончается... пропустил "Uraniborg" (паром из Ландскроны) и в 21:17 пришвартовался в марине Backviken. Наверное, здесь и буду ждать погоду: на завтра GRIB дает еще приемлемый ветер, но потом трое суток в Скагерраке и Каттегате будет вдувать иногда до 8 баллов.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Стоянка на Вене затянулась на четыре дня, так что объехал небольшой остров на велике вдоль и поперек. Здесь три марины: Backvicken c восточной стороны, где я и стою, Norreborg на северной стороне и Kyrkbaken на западной. В Backvicken причал парома, связывающего Вен с Ландскроной. В Kyrkbacken есть заправка дизелем (а вот бензина тут вообще не видно). Norreborg — место наиболее "яхтенное" и, соответственно, дорогое:200 крон (автомат для оплаты). У нас 100 (приходит харбор-мастер, нужна наличка), в Киркбакене не узнал.

Магазин есть в поселочке посередине острова, где-то в 2,5 км. Немного ближе "туристический центр": в здании кирки музей Тихо Браге, а насыпь перед ней — все, что осталось от Ураниборга — его замка-обсерватории, в честь которой теперь называется паром. Один король, меценат, пожаловал аристократу-астроному весь остров в вотчину и денег дал; следующий, более практичный, лишил бюджетного финансирования и послал всю эту астрономию (и самого Браге) куда подальше. Королевская немилость не оставила от Ураниборга камня на камне.

Находившуюся рядом вторую обсерваторию поменьше реконструировали. Но теперь слово обсерватория ассоциируется с куполами, телескопами, огромными антенными решетками, а тут... не то садовый дизайн, не то вход в бомбоубежище. Торчат какие-то крыши из земли, даже сфотографировать ракурса не нашел. И тем не менее, с помощью лишь угломерных инструментов Браге изучил движение планет. Да как повезло! — увидел редчайшее астрономическое событие, вспышку сверхновой, его именем потом и названной. Он сумел провести измерения и понять, что полыхнуло не там, где ходят по небу планеты, а где-то далеко, среди звезд...

Естественно, Тихо Браге — главный здешний бренд. Музей, кафе, сувениры.

Остров сельскохозяиственный, и раньше, и сейчас. Рыболовство какое-то есть (стоят маленькие баркасики, сети какие-то лежат) но непохоже чтобы серьезное, так, остатки. А вот земля — ни клочка бурьянов, все возделано и ухожено. Эх.... Поля каких-то злаков, травы.

Фауна представлена бегающими по дорожкам зайцами и фазанами (с утра, пока туристы на великах не понаедут), есть и скотинка: овечки, лошадки и загон с экзотическими бемби — альпаками. Эти похожие на маленьких лам животинки — дальние родственники верблюдов, причем хорошо воспитанные. Если уж приспичит, плюются только друг в друга. И самую лучшую шерсть дают.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Все бы хорошо, но время уходит. На этот раз хотел идти дальше не по шведскому берегу, а посмотреть другой путь: через датские острова Анхольт, Лаэсо и вокруг Скагена. Прогноз обещал 2-дневное окно, 28-го даже с попутным ветром. Но расчет (даже составлял таблицу, сколько и каким курсом смогу пройти за каждый 3-часовой интервал по прогнозу GRIBа) показал, что хоть и должен дойти до стоянки на острове Hirshholm недалеко от Скагена, застряну там наглухо. Ветер сменится на те же 6-7 баллов с запада. А вдоль шведского берега при сильном восточном ветре еще можно будет продвигаться выше к северу.

Salacia, плавание 2017 г.

В 8 утра отдал швартовы. Как только вышел из-за острова, пришлось взять риф и прикрутить стаксель: ветер довольно свежий, 7-8 м/с. В 11:30 прошел мимо Кронборга; к этому времени ветер уже ослабел и начал заходить навстречу. Чтобы спокойно разойтись с паромами, которые один за другим снуют между шведским и датским берегами, пришлось завести мотор.

Salacia, плавание 2017 г.

Датский берег, замок Кронборг.

Salacia, плавание 2017 г.Между тем ветер зашел уже точно в нос, появилось и встречное течение. Лавировка никакая. Два часа прошел на моторе, взяв курс на мыс Куллен; потом снова чуть-чуть потянул ветерок. На западе громоздятся солидные тучи, но давление не падает; надеюсь на обещанный ветер с востока.

Тихий вечер. На самом мысу компания ребят не то ловит рыбу, не то просто радуется хорошей погоде после нескольких дней с дождями и сильным ветром. Пройдя Куллен, в 22:15 стал дрейфовать — штиль. В полночь наконец потянуло, потихоньку поехали дальше. Всю первую половину дня легкий попутный ветерок и яркое солнышко, первый раз можно было даже позагорать. Вода и воздух 16 градусов. После обеда начало понемногу раздувать, но этим дело и ограничилось.

У острова Nidingen (нидинги — нелегальные мигранты из этих краев в Средиземье; не то родня троллей, не то измельчавшие трусы и изгои людского племени) засмотрелся на какое-то странное сооружение и едва не вылетел на длинную гряду с камнями между островом и этим самым сооружением. Хорошо, в бинокль заметил там же какой-то трос. Сооружение оказалось ремонтируемым маяком, рядом с которым стояла свайная платформа и буксир.

Вечером ветер снова стих; потом, уже ночью, пришло обещанное усиление, засвистело и завыло. Но Салация уже стояла на якоре под защитой берега острова Valo.

Salacia, плавание 2017 г.С утра снова рассчитывал предстоящий переход. На большое пересечение отсюда не пойду — рано, далеко, ветер силен и попаду в еще более сильный. А вот вдоль берега идти можно. Дует c E-NE; бакштаг до Vingo (14 км), там есть марина и можно остановиться, если что пойдет не так. Потом поворот на север — и в бейдевинд, уже как получится.

Salacia, плавание 2017 г.Получилось здорово. Старт в 11:05, летим. На юге и западе громоздятся тучи, а впереди, на севере и востоке, чисто. Где-то над Марштрандом и солнце проглядывает. Ветер 5-6 баллов, но с берега, большой волны нет. В среднем 9-10 м/с, максимум намерил 13,4. Весело пролетел 40 км и решил остановиться где-нибудь у Marstrand'а. Место известное: курортный городок с несколькими маринами, старая крепость. Острова, проливы — найду где встать.

Финишировал в 17:20; местечко в самом деле попалось славное. У юго-западной стороны острова, на котором стоит замок — прикрытая мелкими островками лагуна с узким входом со стороны фарватера. К воде спускаются какие-то лесенки, рядом дорожка, ведущая к замку. Соседний сарайчик оказался дамской купальней. Увы, в несколько заброшенном состоянии и без купальщиц.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Какие у нас планы на завтра? Принял свежий GRIB. Картина в принципе не поменялась, что уже неплохо, при таких-то меняющихся ветрах. Завтра с утра крепкий E-NE, потом потише, а на следующий день смена ветра. К вечеру штиль и задует навстречу, но отсюда уже вполне успеваю пересечь Скагеррак.

30 июня, 10:30. Облака и солнце, 17°, 1007 ГПа. Здесь, за островом, ветер не кажется сильным, но на всякий случа беру на гроте оба рифа. А стоило выскочить из-за прикрытия, как понял, что не могу нести даже зарифленный грот! Под клочком стакселя и остатком спущенного грота 9-10 км/ч в галф. Выходит, точка невозврата была сразу на выходе из "купальни": ни под парусами, ни под мотором назад не вернуться! Однако, полет нормальный. Высидел за румпелем два с половиной часа; подальше от берега выросла волна и стало укачивать. Еще и куртка промокла — обдавало неслабо, и брызгами от носа лодки, и просто ветром с гребней. Иногда просто как с размаху из ведра. Сполз вниз страдать и дремать на диванчике.

Salacia, плавание 2017 г.К вечеру стало стихать, вылез и поставил грот: 5 баллов, жить можно. Потом 4, ночью уже 3. Разок АИС сигналил, с запада идет кто-то наперерез, да как шустро — 27,3 узла! Пока туго думал как бы с минимумом усилий и потерь отвернуть — судно само чуть-чуть поменяло курс, аларм пропал. Издалека видна просто груда огней, потом, поближе, разглядел и зеленый огонек. По носу прошел паром SUPERSPEED 2. По выступам на корме показалось, что катамаран, но потом нашел это судно на marinetraffic — нет. Увидеть мой огонек за 5 миль с него вряд ли могли, скорее, радарный отражатель сработал. Это радует.

В общем, все вышло по прогнозу, только ветер поменялся на западный пораньше, в середине дня. Закончился переход уже лавировкой вдоль норвежского берега.

Salacia, плавание 2017 г.Шхеры южной Норвегии — восхитительные места. Нигде больше нет стольких "зеленых стоянок", на которых обычно найдется туалет, мусорные баки, часто и причал. Отдыхай! После пересечения вечером 1 июля остановился в Oygholmen, простоял там и следующий день. 3-го дошел до о. Helgoya (где оставлен немецкий бункер и артиллерийские позиции), 4-го до Kammershammeren на о. Hille немного западнее г. Мандал.

Salacia, плавание 2017 г.Эта стоянка оказалась обозначена с ошибкой и на карте Navionics, и в норвежском справочнике. Прошел в самый конец глубокого залива — дорога, дома, причалы местных жителей. Увидел явно заброшенный рыбацкий сарай с у причала из камней, пришваритовался. Нет, не то. Решил вернуться за последний мыс, перед которым виднелась небольшая бухта, это и оказалось правильное место. Вот: N 58deg; 00,11' E 7deg; 22?27'.

Вскоре появились соседи, приятная молодая пара из Мандала на катере. Сказали, что это лучшее местечко в окрестностях города.

Salacia, плавание 2017 г.На следующий день и я был с рыбкой: вытащил тресочку на пилкер, который в слабый ветер неплохо служит дорожкой. Остановился у маяка Линденес. Как хорошо спрятаться в щель в скалах перед маяком, пришвартоваться к маленькому старому причалу. С утра был почти штиль, но к полудню море разыгралось, верных 6 баллов. Свежий NW гонит с Северного моря валы с барашками, какая-то яхта идет в Скагеррак под клочком стакселя. По уже сложившейся традиции купил домой маленькую баночку верескового меда, посидел в кафе, где есть WiFi. Правда, для стабильной связи пришлось переместиться в кинозал, где на разных языках крутят хороший фильм о маяке и здешних местах.

От Линденеса за 2 дня дошел до Танангера, откуда пойду через Северное море. Первый день, 6-го, сплошная лавировка. Берег за Линденесом суровый: голые скалистые обрывы и острова. Потом, у Listahamn, низкий луговой участок с холмами. Южнее поселка и гавани приметен лесок на возвышенности, темная полоска на горизонте видна почти от Линденеса. Дальше опять начинаются высокие скалы, и уже ближе к Танангеру и Ставангеру берег снова понижается.

Salacia, плавание 2017 г.Не дойдя до Йоссингфиорда, обратил внимание на еще один узкий проход в скалах и пошел туда. Ветер попутный, полный газ на моторе, и еле зашел — такое встречное течение! Вход узкий, глубина 5 м. Это оказалось устье реки, вытекающей из большого озера Lundevatn. Да тут еще отлив. Если бы приливная разница уровней здесь была не дециметры, а метры, как севернее — здесь творилось бы нечто жуткое, почище Сальтстраумена. Выше расширение, там все тихо... и заселено: поселок Stornes. Нашел напротив него заброшенный рыбацкий причал, там и переночевал.

Salacia, плавание 2017 г.7-го весь день моросил дождик, тучи, зато дует легкий попутный ветерок. С 6 утра до 8 вечера сделал 105 км до Танангера. Почти все время просидел в каюте, глядя в телевизор — смотрящую вперед "рыболовную" камеру. Поскольку она с довольно яркой диодной подсветкой, ехал "с ближним светом", что было нелишним: видимость то 1-2 км, то метров 200-300. Большие суда шли мористее, поэтому АИС не включал, а вот катера и яхты попадались навстречу часто.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Впереди переход через Северное море. Что нам обещают?

Salacia, плавание 2017 г.

Завтра, 9-го — W и SW 4 балла. От Танангера так или иначе надо подняться севернее, так что можно идти на NW.

Salacia, плавание 2017 г.

Потом обещают удачу: антициклон. Когда ветер ослабнет и зайдет к северу, возьму курс на запад. Если же будет встречным... В конце концов, можно пойти не на Леруик, а взять южнее, сразу на Оркнеи.

Часть 2. ОСТРОВА НА КРАЮ АТЛАНТИКИ

Шетландcкие острова, Леруик

Для здешних мест условия перехода были, можно сказать, тепличные: ветер максимум 4 балла. Но все же показалось тяжеловато: все время встречные ветра, бейдевинд.

Salacia, плавание 2017 г.Утро 9.07. Пасмурно, моросит. Температура 10°, давление 1013. Ветер, как и обещано, 3-4 балла с SW. Стартовал в 9:45; несколько часов рулил сам, обходя прибрежные острова. Курс на северо-восток. Берега понемногу отдаляются...

В 14:50 прохожу рядом с торчащим посреди моря одиноким ветряком, огороженным четырьмя желтыми буйками. В бинокль прочитал надпись на основании: Statoil. На чем держится ветряк, непонятно, ведь тут 200-метровые глубины. На старой карте Гармина — ничего, в Навиониксе мой курс пересекает пунктир с надписью STATPIPE. Может, ветряк дает автономное питание для какого-то подводно-трубопроводного хозяйства?

Остался справа остров Utsira, где есть поселок и гавань. Теперь вокруг только пустынное море. К вечеру ветер стал тише и начал заходить к западу, пришлось брать севернее. Около полуночи первое за этот переход расхождение; за кормой проходит грузовое судно HHL LAGOS.

Второй день, 10.07, оказался довольно бестолковым. Ветер скис. При 2 баллах с запада на хаотичной зыби, видимо от разных ветров, лодка соглашалась идти на север или юг, плюс-минус градусов 20, но только не на NW. На горизонте иногда видны этакие волновые "бугры", бредущие как-то в разные стороны, но на нас ни один не наехал. А может, вблизи такой уже затухающий без ветра бугор на самом деле пологий, вот и остался незамеченным. Зато стало солнечно, а на солнышке днем даже тепло: до футболки.

Первая половина третьего дня прошла отлично: старая волна успела выположиться, кроме набольшой ветровой (бейдевинд 3 балла) осталась только плавная зыбь с запада. Вчера она была пожалуй иногда до 2 м, но и при этом неудобств не вызывала. Идет пологий водяной холм, въезжаешь на него, потом уух — вниз. Потом засвежело до 4 б. и начало долбить, пришлось впадать в частичный анабиоз, но сильно не укачало. Судов мало.

12-го начался обещанный прогнозом заход ветра к северу, идти стало возможно прямо на запад. Появившиеся острова постепенно поднялись над горизонтом словно совсем уж громадные волны суперцунами. Вышел к ним южнее Леруика и километров 20 поднимался уже под берегом. Шетланды — плавные линии зеленых холмов, местами острые срезы высоких береговых обрывов. Ближе кое-где стали видны домики, но ни одной рощицы, ни одного дерева.

На подходе связался по радио с порт-контролем, сказал что мне нужен имигрейшен. Что отвечали понял плохо, тут еще и мотор тарахтел — разобрал только, что спрашивают где я. Да вот уже, паром идет а я за ним, через пять минут подойду. Спросил, сидеть ли в лодке и ждать или зайти в офис — сказали в офис. А уже там девушка по телефону вызвала имигрейшн.

На фото у причала на заднем плане темно-красное здание, в котором размещаются портовые власти. Здание имеет собственное имя Albert building, а причал — Albert dock. Рядом Victoria pier, там тоже стоят яхты.

Минут через 15 пришла дама в форме, посмотрела паспорт, расспросила как-откуда-куда. По-моему, с искренним интересом, а не только по служебной надобности. Спросила, есть ли продукты не из ЕС. — Да, из Норвегии яйца, нектарины, молоко, хлеб; русские консервы и каши быстрого приготовления. — Это ничего, нельзя только свежие продукты, а Норвегия не считается, оттуда можно. Удачного плавания, желаю хорошо провести у нас время!

И в моем паспорте появился штампик о въезде в Соединенное Королевство.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Улицы и дома Леруика выходят прямо на берег моря, а то и заходят в него. Две девчонки бегают босиком на городском пляже между стенами домов, для более основательного контакта с водной стихией на одной похоже натянуто что-то неопреновое. Водичка 10-12° не располагает к купанию!

Есть тут конечно и обычные улицы, и "сувенирно-туристические", и шириной на одну машину (действительно проезжают!), и переулки — узенькие проходы между домами, да еще с лесенками, шириной метр-полтора. Само собой, уважающий себя старый город никак не может обойтись без форта с пушками. Судя по вывеске на здании, сейчас в здешнем Charlotte fort размещается военное училище, "отдельная артиллерийская батарея Хайлэнда". Все по месту и в действии.

Приобрел среди сувениров флаг Шетландских островов, похожий на шотландский, только с прямым крестом вместо Андреевского, и устроил полное гостевое расцвечивание, начав по ранжиру с Юнион Джека.

Изучаю вывески. Надо же, потомки славного майора Мак Наббса занялись рыбной торговлей.

Рядом с причалами поставлен небольшой памятный знак в честь чудесного спасения терпевшего бедствие судна "Диана". На небольшой колонне выбиты библейские цитаты. Читаю. ...Jesus stood and cried, saying, If anyone is thirsty, let him come to Me and drink. Поднявшись, Иисус воззвал, говоря: — Если любой из вас верит, то пусть же зайдет ко мне и выпьет.

Хорошо, доходчиво звучит для российского уха, но как-то не совсем канонически. (Евангелие от Иоанна, 7:37, контекст: ...дайте же вере стать живой водой для ваших душ... ).

Хоть и неверующий, а вырвется: пронеси, Господи! Иначе и не скажешь. Не зря говорится, что в море атеистов не бывает.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

О бытовых вопросах. При регистрации выдается ключик от двери Lerwick boatclub, чтобы можно было зайти туда в любое время. В клубе есть туалеты, душ, стирка, бар с WiFi. Но клуб в нескольких сотнях метров от стоянки, что не очень удобно. Городской туалет (бесплатный) рядом, напротив, но он открыт только днем. Торговый центр и супермаркет примерно в километре от причала на север, а потом запад по идущей вдоль моря Commercial road.

Fair Isle

Из Леруика пойду на Fair isle, как здесь говорят Фэрайл — небольшой остров на полпути между Шетландскими и Оркнейскими островами. Интересное место, давно приглядывался к нему на картах. По пути можно заглянуть и на остров Mousa, знаменитый стоящей на нем уже два тысячелетия каменной башней, "брохом" (Mousa Broch). Переход небольшой, но требует предварительного расчета, так как при малой скорости "Салации" приливные течения могут заставить сделать изрядную петлю или в Северное море, или в Атлантику.

Завтра, 14 июля, время HWD (High Water Dower, полная вода в Дувре) 15:26, прилив высокий. В это время между Мэйнлендом и Фэрайлом будет сильное приливное течение. Цифры 12.22 означают 1,2 узла при низком приливе, 2,2 при высоком.

Salacia, плавание 2017 г.

Через час оно стихнет у берега, но еще останется посередине пролива, через 2 произойдет смена и начнется отлив. Обещают западный ветер 3 балла. Таким образом, если отойти от южного мыса в 16 ч., можно держать на S-SW, и начавшийся во время перехода отлив будет сносить на запад, в сторону острова.

Salacia, плавание 2017 г.Отдал швартовы в 9:15. Легкий ветерок с W-SW, море спокойно, солнышко. К полудню подошел к Mousa... и решил не останавливаться. Причала нет, пара яхт стоит на якорях. Пока буду возиться с тузиком и гулять по острову, мои приливные расчеты окажутся бесполезны. Поэтому к южному мысу подошел рано; немного подождал, но не утерпел — в 14:50 пошел дальше. Как вышел из-за мыса — волна, метров до 2,5! Отошел дальше в море, и снова все спокойно. Заметен сильный снос на восток: по магнитному компасу иду точно на юг, а GPS показывает курс 210.

18:30, ветер W-SW 3-4 балла. Сноса на запад не ощущаю, немного привелся. А перед самым островом какая-то струя понесла южнее, да так, что пришлось завести мотор, чтобы зайти в бухту.

Швартовка оказалась неудобна. Маленький понтончик занят несколькими местными лодками, переночевал у него со свободной стороны под кормой здешнего mailboat, сиречь парома Good Shephard IV, а утром только позавтракал — стучат морячины с этого Шепарда: скоро отходить будем, мешаешь. Остается высокий пирс, места с лесенками уже заняты. Ходит сюда народ, яхты стоят в два борта. Кое как прицепился без лесенки, небольшая эквилибристика но жить можно, даже велик на веревке вытянул. Портовой сбор здесь 12 фунтов за 4 дня. Использую их полностью, так как прогноз обещает 5-6 баллов, разумеется навстречу, с ЮЗ..

По узкому перешейку между северной и южной бухтами проходит дорога, чуть дальше у нее стоит здание центра по изучению миграции птиц, который выполняет также функции не то отеля, не то хостела. Можно зайти в гостевой зал (только грязную обувь надо снимать), посидеть в комфорте, воспользоваться вайфаем. Соединение не быстрое, но главное что есть. Стоит чайник, кофе, банка с печеньками, чашки. Налил кофейку, спрашиваю как насчет денег — а вот баночка, можно сколько-нибудь положить.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Вернувшийся с Шетландов "Шеперд" зачем-то затянули на слип, для чего яхты были отогнаны от внутренней стороны пирса, опять переставляться пришлось. Зато смог встать между большими яхтами к основному причалу, как раз осталось местечко под мои 6 м. Теперь есть лесенка.

Остров вечнозеленый: снег не ложится, да и вообще, что лето что зима невелика разница, кроме силы ветра. В Норвегии — голые скалы, мхи, но и лес, а здесь одна только травка. Что это у дороги, ромашки? Как будто да, вот только на каждом стебле целый букет, как у флоксов! Настоящие владыки Фэрайла — овцы. Аккуратно стригут травку, заодно и удобряют. Традиционный промысел — ручная вязка со своими узорами. Собственно каким было испокон веку, таким и сейчас остается неспешное, не интенсивное хозяйство и вся жизнь на острове. Живет здесь несколько десятков человек, на часть года многие уезжают на работу в другие места.

Много... машин (относительно: может, штук 10 Salacia, плавание 2017 г. Расстояния максимум 2-3 км, но, наверное, в ненастье на своих двоих передвигаться нелегко. Разъехаться на узких дорожках почти негде; может быть, здешние водители как-то предупреждают друг друга, что "трасса" занята? Пешком ходят только туристы и любители птиц с фотоаппаратами и биноклями.

Вообще, человека здесь можно встретить лишь изредка; жизнь заметна только на "птичьей обсерватории". Проедет машинка — водитель(ница) обязательно улыбнется и рукой махнет.

Есть на острове аэропорт, согласно путеводительному буклету примечательный наличием общественного туалета. (Чистая правда, но на фото не оный, а весь аэровокзал). Есть магазинчик с почтой, актовый зал, церковь, школа. На всякий пожарный случай наготове пожарная машина. Электричество от ветряков, вода тоже есть, когда-то и мельничка была. Но висят таблички с просьбой воду беречь. В общем, века жили и живут себе люди на клочке земли среди весьма сурового моря.

Выбирая в магазинчике печенье и магнит на холодильник, увидел стопку из нескольких тощих брошюрок с дважды зачеркнутым ценником, цены товару осталось несколько пенсов. А оказалось сокровище. The Coastal Names of Fair Isle. Жил-был здесь с 1912 по 1987 год Jerri Eunson. Говоря по-нашему, краевед. Большую часть жизни посвятил изучению топонимики острова, а вместе с ней и всей жизни, истории, обычаев. Где какая приманка для рыбной ловли добывалась, где ловили прибитый морем плавник (из него и строили лодки-ялики, yawl — древесина была большой ценностью). Где когда какое судно село на камни и получило пробоину, было разбито или спасено. Все это нанизано, как на единый стержень, на береговую линию Фэрайла. Море было главным кормильцем островитян, жизнь зависела от точности прибрежной навигации. Поэтому каждая бухточка, расщелина, грот, скала, камень имеют свое имя и свою историю.

Могло ли быть иначе и на нашем Севере, в Поморье ...вот только где такая книга?

И еще одна интересная история. "Кости динозавра" на фото — останки Хейнкеля-метеоразведчика, залетвшего сюда 17 января 1941 года. От фюзеляжа уже ничего не осталось, а двигатели и еще несколько деталей так и лежат на тощей траве. Машина времени.

Незваного гостя встретили два Харрикейна, сбивать не стали — заставили сесть на остров. Врезавшись в каменную овечью загородку, самолет загорелся. Из 5 членов экипажа при такой посадке двое погибли, троих вскоре задержали и взяли в плен, что в данном случае означало — спасли. Восточнее обломков остался и пролом в каменной изгороди; вероятно, пилот пытался сесть против обычного здесь западного ветра.

Немецкий летчик, лейтенант Гейнц Турц (Heinz Thurz), которому тогда был 21 год, потом дважды приезжал на место своего второго рождения и даже нашел друзей среди местных жителей. Умер он недавно, в 2006 г. — в 86 лет.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Оркнейские острова

Наконец-то ветер должен поменяться: вместо 6-7 баллов с SW на 18-е обещают 3-5 с SE. Можно двигаться дальше. Утром сквозь облака проглядывает солнце, давление поднялось до 1023 ГПа. Снова пытался рассчитать переход с учетом течений, но скорость лодки заранее точно не угадать, а течения рядом с островами отличаются от показанных в атласе.

Salacia, плавание 2017 г.Вышел в 7:47; южнее острова течение оказалось уже встречным, хорошо что слабым. Разок пришлось все-таки подработать мотором. Ветер слабый, пока 2-3 балла W-SW. Около 10 ч. скис еще больше, зато начал отоходить к югу, смог пойти левым галсом на запад, но от плана отстаю. Потом пошли веселее, 8-9 км/ч.

Полдень. Прошел 23 км, вперед до маяка на ближнем о. Сев. Роналдсей (North Ronaldsay) — 31. Фэрайл за кормой в дымке, но виден хорошо, а вот впереди даже в бинокль ничего не видно. В 13 ч. заметил большой желтый шар-поплавок, похоже влекущийся по волнам самостоятельно. Не поленился подойти и поймал. Как раз такого кранца очень не хватало у бетонного причала со сваями на Фэрайле. На поплавке надпись Ocean Princess, болтается обрывок каната метр-полтора, все заросло ракушками. Отчистил и забрал, прицепив за транцем. Трофей!

За все время прошли навстречу две яхты; судов нет. 14:20, 3 балла S, иду на запад. Получается, должен пройти с северной стороны Роналдсея, как и задумано. Осталось 12 км, но ни маяка, ни острова по-прежнему не видно. В три часа услышал наутофон, значит, там туман. За 7 км разглядел в бинокль маяк на низком острове, наутофон больше не гудел.

Проблем не ожидалось, но... не успел дойти до острова перед сменой течений. Начался прилив, и уже вблизи острова лодку потащило юг. Да так, что сделать что-либо было невозможно, мотор бы тоже не помог. Вариант с обходом Сев.Роналдсея с юга был возможен, но при этом попадал в две области сулоев в проливах, а насколько защищена возможная стоянка (местный причал) на южной стороне от ветра, было сомнительно. Могло вынести и южнее следующего острова, Сандэя (Sanday).

Но ближе к острову течение ослабло, и лодка снова пошла к берегу. Тут уже завел мотор, дал газ и двойной тягой стал выгребать против потока на северную сторону. Момент был напряженный: слева рядом отмель, на которой мощно рушится зыбь; заглохни мотор, паруса не вытянут — пришлось бы шустро поворачивать и сваливаться назад по течению.

Salacia, плавание 2017 г.

Остановился с северной стороны Сандэя на штатном якорном месте, под защитой берега. Здесь снова пришлось кумекать, как бы завтра добраться до Керкуолла. В проливах такие течения, что можно двигаться только подгадав под них. Вариант нашелся, но выходить пришлось в 5 утра. Сначала по проливу между Sanday и Eday на юг. Около 9 часов обогнуть Shapinsay — и в Керкуолл. Получается ход конем, который позволит все время идти более или менее по течению. Несколько опасался, что в начале пути ветер будет против течения, но что делать. Приливы сейчас не максимальные и время около пересменки. Salacia, плавание 2017 г.Сначала под берегом шел прекрасно, когда началась быстрина, скорость подскочила с 8-9 до 16 км/ч. Но этот "слив" как на реке оказался коротким, дальше потише. Потом на более открытой воде действительно пополоскало, носовой люк где-то протек, хоть и был наглухо закрыт. Пострадал передний подветренный матрац.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Вот и Керкуолл. Пора решать главный вопрос: идти ли дальше в Loch Eve, как планировал. Дважды проходить опасный пролив Pentland Firth c его сулоями, да в оба конца 400 км вдоль берегов северной Шотландии. Завтра уже 20 июля, а ведь сюда я добирался почти два месяца. Правда, была неделя ремонта, но мало ли что ждет на обратном пути. Честно говоря, уже и домой хочется. В общем, решил повернуть обратно отсюда. Зато в Скапа флоу и музей Морского центра доберусь, это уж точно.

Тогда начнем с почты — пусть последние мили-километры монета "Северные конвои" преодолеет с ее помощью. Почта не подвела, позже получил письмо:

Good morning Mr. Shmerling,

Just a short note to say the commemorative coin you posted to us fr om Kirkwell arrived safely, and to thank you for its donation to our Russian Arctic Convoy collection, wh ere you are named as its donor. I hope you trip home went well.

Regards

Bruce Hudson, Vice Chair RACP

Керкуолл порадовал магазинами: продукты тут подешевле, чем в Скандинавии. В Лидле набрал две сумки всего на 13 фунтов, еле привез. В том числе коробку на 12 яиц за 50 пенсов и 200-грамовую шоколадину с миндалем за 30, по какой-то акции. Часть провианта, а также всяких штучек набрал в "однофунтовом" магазине, где, правда теперь все по 1.20. У меня на этот раз не было риса (обычный долго варится, а хлопьев не попалось). А тут пожалуйста, от дядюшки Бена: храни хоть год, вскрыл пакет, разогрел и ешь, варить не надо и не пригорит.

Scapa Flow

До бухты Скапа флоу, служившей две мировых войны главной базой британского флота, легко добраться на велосипеде и даже пешком, дойдя до южной окраины Керкуолла. А вот на яхте путь окажется долгим и непростым: придется огибать в неспокойных водах архипелаг и систему противолодочных дамб, закрывших проходы между островами. Поэтому, перебрав все варианты, выбрал самый простой: автобус до Houton и пересадка на паром в Liness на острове Hoy. Там и находится Морской центр.

Если кто-то захочет прийти сюда своим ходом — к рассчитаному на танкеры и линкоры причалу в Линессе не встанешь, но за ним есть небольшой карман, и дальше еще один за рядом каких-то мегацистерн, там в принципе можно пришвартоваться, если только ветер не северных направлений.

Музей находится рядом с причалами в здании бывшей бойлерной флотской нефтебазы (наверное, нефть подогревали для перекачки?) и нефтехранилище, превращенном в кинозал и дополнительную площадку. В громадном пустом нефтетанке очень сильное эхо, а дыры в железной крыше напоминают планетарий. Висит табличка с предупреждением: проверяйте сиденье перед тем как сесть, не натекла ли вода.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Больше всего в музее фотографий, показывающих историю базы. Здесь произошли три крупных катастрофы, унесшие жизни многих сотен моряков. Подорвался на мине вышедший из бухты крейсер Hampshire, на котором в 1916 г. направлялся в Россию на встречу с Николаем II военный министр лорд Китченер; взорвался не то на собственном боезапасе, не то на угольной пыли Vanguard (пишут, что, когда рассеялся дым взрыва, от огромного корабля на воде осталось только обширное поле мусора и обломков...).

Здесь погиб линкор Royal Oаk. Немецкой подводной лодке удалось в ночь на 14.10.1939 проникнуть через заграждения в бухту, и несколько торпедных залпов отправили Royal Oak на дно. К 39 году линкор устарел и стоял в бухте в качестве батарей прикрытия. На нем служили 1235 человек... погибли 835. Англичане даже не поняли, что происходит, сначала решили что это воздушный налет. После этой атаки проливы между островами были перегорожены дамбами.

 

Эти буквы сняты с погибшего линкора. Сделал это аквалангист-пират (погружения там запрещены: морская братская могила), увез в Канаду, но потом они вернулись сюда.

Salacia, плавание 2017 г.

Команда линкора.

 

Матери и жены у списков выживших.

Salacia, плавание 2017 г.

Железный крест из рук фюрера. Заслужил.

 

Память о еще одной странице войны на море. Немецкий линкор "Бисмарк" потопил британский крейсер "Худ" (HMS Hood) с командой 1419 человек.

C сынишкой гуляет один из трех выживших моряков.

...А за две недели до гибели "Королевского дуба" СССP и Рейх подписали договор о дружбе и границах...

И сейчас-то хронология 1939 года просто кричит, а в тот год? В Европе уже вовсю бушевала война — что могли думать о нас те, кто с оружием в руках первыми встретили Гитлера? Поляки, англичане, французы, датчане, норвежцы...

 

Транспорт серии Либерти в шторм. В 41-м из Британии сразу пошли в СССР северный конвои.

Можно ли вообще сейчас прочувствовать, как это было? Тут промок маленько — неприятность. А тогда шли и зимой, в совершенно жутких условиях, под огнем, почти без шансов спастись. Людей с гибнущих судов не подбирали, закон конвоев — не останавливаться, несмотря ни на что. Чтобы не стать мишенью и следующим. С бортов спускали сети. Если очень повезло, кто-то успевал зацепиться на ходу.

У музея в Линессе стоит памятник.

Salacia, плавание 2017 г.

 

Вот только, хоть тогда "русскими" были и украинцы и казахи, здесь должен был бы быть флаг СССР, а не старой и новой России. Но это ладно. Память здесь берегут.

...

В бушлатах, пропитанных пеною горькой

На северный берег команда сойдет.

Британец затянется русской махоркой,

А русский матрос сигарету зажжет.

Начнут вспоминать они дни штормовые,

Похвалят союзный морской табачок...

Потянутся рядом дымки голубые —

Русский дымок и английский дымок.

Рядом ангар с мирными экспонатами: собраны лодки, на которых ходили раньше в здешних краях

 

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

На последних фото — мобильный банк! Сервис для клиентов с островов северной части архипелага был запущен в 1962 г. В парусно-моторном суденышке размещался полноценный банковский офис.

Пора собираться в обратный путь. Прогноз благоприятный: завтра, 23-го, свежий NW, но потом ветер зайдет на север, дальше формирующийся над Шетландами небольшой циклон даст и вовсе попутный ветер, 26-го у берегов Норвегии тоже слабые ветра, но, надеюсь, к этому времени уже приеду.

Salacia, плавание 2017 г.

Часть 3. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Норвегия, Дания, Швеция

Salacia, плавание 2017 г.23 июля, воскресенье, 8 часов. С утра был туман, но его унес ветерок, и стало ясно. Давление 1018. Здесь, в марине, дует балла 3 с NW. Начинается прилив, сейчас на юго-восток пойдет мощное попутное течение. В 8:22 стартую. Течение в проливе между Мэйнлендом (Mainland) и Шапинсеем (Shapinsay) уже как на реке; скорость лодки 13-15 км/ч.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Переход через Северное море на восток занял неполных 3 суток; в 5:15 25-го пришвартовался на стоянке Gyarhavn, еле найдя свободное местечко.

А до этого... первый день, как ушел от островов, ветер 4-5 баллов гнал в открытом море волну, и к вечеру укачало. Наизнанку. Ночью отворачивал от платформ, стоящих посреди моря. За сутки пути — 196 км / 106 мм. Второй день легче, ветер потише. В полдень душа попросила йогурту. Что-то будет? Ничего, полет нормальный. Третий день вообще, как говорят, "трамвай": галфвинд 3 балла.

Ничего нет прекраснее как подходить на рассвете к норвежскому берегу, над которым встает солнце.

Уж не ошибся ли с местом Николай Васильевич? Не ошибся. Почувствовал магию Большой Воды и нашел слова, чтобы передать ее.

Чуден Днепр... Чудно море при тихом рассвете, когда вольно и плавно скользит лодка, и ничто не зашелохнет; не прогремит. Глядишь и не знаешь, идет ли или дремлет эта величавая ширина, и чудится, будто вылито море из стекла, и голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по всему миру...

Salacia, плавание 2017 г.Недалеко от берега ветер скис; закончить переход пришлось под тарахтение моторчика. Погулял немного... спать не хочется, эта ночь была спокойной, отдохнул. Пошел дальше узким проливом мимо городка Эгерсунд, потом снова морем. На ночевку остановился, встав на якорь в защищенном молами небольшом заливчике Stapnesholen с причалами местных жителей.

27 июля. Утром можно спать вволю: льет дождь. Давление 1000, упало на 10 ГПа. Но прогноз говорит, к середине дня погода поменяется, главное, ветер станет попутным. И в самом деле, тучи отступают на юг; с северо-запада все ближе голубое небо.

Salacia, плавание 2017 г.Светит солнышко, весело бежит лодка с добрым ветерком. Редкая встреча: проносится навстречу тримаран. Эх-ма, а ведь завидно! :-) Вечереет. Вот и Линденес, маяк уже включился. Но в море хорошо, попутный ветерок... вовсе не хочется искать стоянку, становиться на якорь. А когда стало светать, принял свежий прогноз, да и пошел дальше через Скагеррак в Данию... и получился самый спокойный и приятный из моих переходов через Скагеррак. В сумерках зашел в порт Хиртсхальс (Hirtshals), это единственное место с яхтенной стоянкой на датской стороне пролива. Придя в обозначенное точкой стоянки место, сразу увидел местечко с краю причала и отлично там переночевал, никому не мешая. Утром оказалось, что это рыбацкая гавань (порт серьезный: паромы, в том числе скоростные, множество рыбаков разных калибров). Судя по мачтам, марина расположена в самой дальней секции гавани, ближе к маяку, стоящему в стороне на холмах.

Salacia, плавание 2017 г.На следующий день, 29 июля, обходил мыс Скаген. От места старта до финиша в марине Aalbaek недалеко... если по прямой. А по воде... несколько хлебнуть пришлось. Такое уж место. Сначала все прекрасно, попутный ветер, под защитой берега (огромный контраст с Норвегией, тут вид довольно унылый. Бесконечный пляж, западнее есть и высокие обрывы; местами по пляжу гоняют машины).

На подходе к мысу встал на якорь и пообедал. Надо было подождать, так как прогноз обещал заход ветра по часам, на запад. Мыс Скаген — песчаная коса, которая продолжается и в море, несколько километров мелей. Над ними стояла сплошная полоса бурунов: со стороны Каттегата шла солидная волна (дуло с юго-востока 4-5 баллов). Кончались буруны на глубинах 5-7 м, там и обошел подводную косу. Пока шел на восток все было нормально, только картушка компаса мотается между 120 и 150°:, а GPS показывает фактический курс 90, чистый восток. Течение вдоль мыса с юга, из Каттегата. Стоило повернуть на левый галс, на юг — лодка встала. Да тут еще туча с ливнем, а как прошла, ветер выключился, и понесло уже обратно на эту косу со скоростью 3 км/ч. Отдал рифы, раскрутил стаксель. Только присел, опять вскочить пришлось и рифы брать! — снова вдуло, да еще сильнее.

Понемногу все-таки прополз мимо маяка, а около 17 ч. стало лучше: ветер действительно отошел и стал потише, выглянуло солнышко. Прошел порт и марину Скаген, рассчитывая пройти подальше, желательно до небольшого острова напротив Фредериксхавна. Ну, думаю, тактическая ошибка: после обеда надо было еще и поспать часок-полтора! Как раз вовремя и проехал бы. Да... Потом пожалел что в Скаген не пошел. Ветер зашел с SE до SW, а до обещанного W не добрался, т.е. после мыса оказался направлен точно навстречу. И вместо 4 баллов раздуло до 6, да самое неприятное что шквалы. То притихнет, и по волне лодка в лавировку совсем не идет, то вдувает метров 15 наверное. Так и пробивался, промок — хорошо уже тепло, вода 16 гр.

Назад поворачивать жалко, столько усилий затрачено, а вперед — получается, что до ночи могу не добраться и до ближайшей стоянки, Аalbaek. Но тут уже берег поворачивает и начал прикрывать: прижался до глубин 3-4 м и за 6,5 км сделал пару галсов а потом пошел в бейдевинд под гротом с двумя рифами и Ямахой. Выручил моторчик: с ним-то гораздо лучше лавируется Salacia, плавание 2017 г.

Только надо не жадничать и держать грот нормально наполненным, иначе тут же лодка встает, сам мотор на 4 силы не вытягивает.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г.Отсюда пошел к Зунду через датские острова Laeso и Аnholt, как намеревался в начале плавания. У берега Laeso ночевал на якоре, на Анхольте уже в темноте зашел в марину, которая оказалась битком набита здоровенными яхтами, парусными и моторными. Второй час, но горят огни, в ресторане играет музыка. Курорт, публика гуляет. Еле нашел уголок куда ткнуться: смотрю, свободный причал, а рядом что-то светится красным. Оказалось, цены на дизель и бензин: заправка. Около нее потихоньку и переночевал (а вот заправиться утром не смог: просто по карточке колонка не работает, а заправщик приходит в 12).Salacia, плавание 2017 г.

Вокруг обоих островов обширные мели; а на запад-северо-запад идут длинные косы-хвосты. От Laeso с утра был хороший попутный ветер, но весь его потерял, пока в лавировку (ведь почти назад пришлось идти) объезжал эту подводную косу, и потом волокся к Анхольту медленно и скучно. Так что, по-моему, путь вдоль шведского побережья лучше.

Дальше вышла такая история. Рыбки на обед захотелось. Ветер слабый, закинул пилкер-дорожку. И почти сразу кто-то попался. Тащу — две рыбешки! Но больно мелкие, и вид сразу показался подозрительным, кажется в картинках ядовитых рыб попадался (потом нашел, это был малый морской дракончик). Хотел снять с крючка и выкинуть — а он забился да и ужалил палец не то жаберной не то еще какой-то колючкой. Так больно сразу, ужас! Кровь выдавил, йодом залил, сам в рот таблетку тавегила. Палец стал горячий, онемел. Была еще салфетка для ран с лидокаином и хлоргексидином, замотал. Помогло, поныл пальчик часа три-четыре и все. Думал такие гадости только в южных морях попадаются, и вот тебе.

Salacia, плавание 2017 г.В третий раз встретилось норвежское судно "Lehmann". Первый раз дело было еще в 2008 г. на Ботническом заливе, второй раз в 2014 г. в Скагерраке.Тогда из-за моей растяпистости (ждал что отработает авторулевой) ему пришлось сманеврировать, сделав резкий разворот. Стыдно до сих пор. Ну, теперь-то заранее уступил дорогу. На входе в Зунд судов много. Погода ввсь день отличная, а к вечеру стихло и пошли одна за другой тучи с хорошими ливнями, но без шквалов. Вечером остановился в марине Norrahamn Хельсингборга (Helsingborg), провел здесь и следующий день, 3 августа. Отметил в полиции прибытие в Шенген.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Зайдя на сайт Свена Ирвинда, увидел новость: 8-го Свен спускает на воду наконец-то достроенную новую океанскую лодку EXLEX и проводит первые испытания. Приглашются все интересующиеся, любители малых лодок. Как пропустить, попробую успеть!

Salacia, плавание 2017 г.Первый день — 5 августа. Свежий бейдевинд, спортивный переход получился. Заночевал в канале Фальстербо. 6-го так же, около 5 баллов, но уже бакштаг. Совсем другие пироги. Пройдя мимо Истада, встретил пробивавшегося туда против ветра трехмачтового немца длиной 47 м с неудобоваримым именем (как аиска показала) GROSHERZOOINELISABET. Двигатель давал ему только 3,8 узла — если бы дуло на честных 6 баллов, не смог бы управляться, пришлось бы ему под ветер уходить.

Salacia, плавание 2017 г.За два дня и ночь получился беспосадочный переход до Кальмара. Ни магазинов, ничего не нужно было, поэтому встал не в дорогой марине, а под прикрытием лесистого островка около какого-то причала и, видимо, "морского отеля" — апартаментов со своими причалами, впрочем все они были пусты. На подходе есть камни, но со стороны причалов приглубо, и за деревьями при западном ветре прекрасно можно встать.

Salacia, плавание 2017 г.7-го легкий переход при слабых ветрах, заночевал в чудесном местечке, не дойдя до Вестервика (действо должно было происходить не в самом городе, а несколько ближе, на стоянке и верфи Vastervik Batvarv.

Salacia, плавание 2017 г.8-го с утра ветер был слабый, шел в основном на моторе, чтобы не опоздать. Выяснилось, что Свен со своей лодкой приедет только в 14 ч., можно было и не спешить. Сказал, что на Ирвинда поглядеть, днем разрешили постоять.

 

Пока было свободное время, испытал под мотором новый тузик Стефа 240, который пригодился и для съемки первого выхода EXLEX'а. Для такого дела (и как запасной мотор) был взят с собой Сузуки 2,2. Чем мы хуже Вандербильдихи с гидроциклом на шлюпбалке! И правда, бешеная табуретка получилась. Полный газ так и не дал, побоялся. Или транец вместе с мотором норовит под лодку уехать, или нос под воду. Если бы было жесткое дно, точно гидроцикл вышел бы! :-) В мирных целях ставить на Стефаниду что-то сильнее электромоторчика или мотокосилки не советую (Дед Мазай продает ее как гребную, но навесной транец как опция тоже предлагается). Лодочка понравилась. Без фанерных сидений ее вес всего 8 кг. До этого тузиком служил пленочный SeaHawk 3, но пленка стареет: когда привез его домой, пришлось заклеить появившуюся на сгибе дырочку.

С днем рождения, EXLEX!

Наконец, приехал Ирвинд, привез на трейлере EXLEX. Вид лодки ассоциируется с известной песней битлов: Yellow Submarine... (тьфу-тьфу-тьфу!). Об истории и процессе создания этого океанского пикокрейсера можно почитать (по-английски) на сайте yrvind.com. В следующем, 2018 году Свену Ирвинду исполнится 80, и он хочет отметить юбилей плаванием на Экслексе... к антиподам, в Новую Зеландию.

В конструкции и оснастке каждая мелочь тщательно продумана и сделана своими руками.

 

Ирвинду удалось при вполне байдарочных размерах лодки решить задачу, которая не решена и на больших крейсерских яхтах: разделить сухую жилую зону и выходы наружу не просто люком, а плотно закрывающимся шлюзом с двумя люками, наружным и внутренним. Фактически, обе рубки, основная кормовая и маленькая носовая, являются самоотливными шлюзами. Попавшая внутрь вода сливается за борт, внутренняя каюта при этом закрыта люком. Управление лодкой осуществляется из кормовой рубки. Правда, "спальня" по размеру как место в железнодорожном купе, и капитан крупнее или пузатее щуплого Ирвинда рискует в этих люках застрять.

Сразу же после спуска на воду было проведено первое испытание, довольно жестокое. Ирвинд задраился внутри и погрузчик перевернул лодку. Восстановилась она тут же, воды внутрь попало мало: он только раза три-четыре выжал губку. А вот начальная остойчивость оказалась плохой, аппарат сильно кренился. Понятно, запасов воды и всего прочего на борту еще нет. Были и первые ходовые испытания с кормовым веслом и под парусами, при которых помогал еще один парень. Лавировка с первой попытки не вышла, пришлось воспользоваться помощью катера. Паруса маленькие, из толстенного как брезент дакрона. Два квадратных как крылышки впереди и бизань. На штормовые ветра.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Финляндия

Salacia, плавание 2017 г.От Вестервика 4-5 дней, а то и неделя пути шхерными фарватерами до края Стокгольмских шхер, потом переход через Кваркен к Аландским островам. Морем без остановок при попутном ветре получилось два дня. Прошел мимо Svenska Hogarna, где останавливался два месяца назад. Работы на маяке завершены, леса с него сняты, и теперь маяк выглядит издалека как фигура гиганта с могучим торсом... на костылях. Этакий памятник одноногому пирату Сильверу.

Остановился на крайнем южном острове Аландского архипелага Lagskar. Знакомая красная каменная башня маяка, бухта с редким здесь пляжем из крупной гальки. Подойдя в сумерках, встал на якорь, а на следующий день, поскольку ветер был южный и волны в бухте не было, подошел к прямо к берегу. На скалах есть пара колец; похоже что края камней стесаны и это место служило причалом при работах на маяке. На самом углу глубина около 1,5 м, для Салации достаточно. Но пришлось завести длинный конец не берег, чтобы лодку не развернуло на камни.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г.

Отсюда пошли обычные дневные переходы шхерами. 12 августа — до марины Sandvik на о. Kokar. Причалил, зашел в магазинчик, а потом встал рядом на якорь.

13-го ночевал на "природной стоянке" Yxskar. Место для гриля, стол, туалет, и даже маленький причал. Но мелковато, и прямо у причала под водой лежит камень. На яхте подойти можно только с краю.

14-го — Rosala, удобное место по пути на Аланды или обратно. Мимо не пройти. Ночевал, как обычно, у причала-купальни напротив марины. На следующий день нашлась удобная защищенная стоянка у берега ненаселенного лесистого острова Blabarskar рядом с фарватером в шхерах западнее Jussaro.

16-го, зайдя в магазин в Баросунде, прошел еще немного и перед пересечением открытого участка (Поркаланселька) остановился у берега на якоре. 17-го в Stora Brando, 18-го — традиционный заход в Мери-Растилу и на обратном пути.

Salacia, плавание 2017 г.

Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г. Salacia, плавание 2017 г.

19 августа, на последнем переходе к месту зимней стоянки случился серьезный инцидент. Просто чудом не разбил лодку.

Salacia, плавание 2017 г.Ветер переменный, то удается долго идти одним галсом, то лавировка. Наконец, в 14 ч. поворачиваю в пролив перед островом Emassalo. 3 балла, иногда 4. Уже недалеко до финиша. Несколько устал. Включил авторулевой и спустился в рубку. Перекус, то да се...И чуть не врезался прямо в скалы на мысу. А ведь был уверен, что спокойно пройду мимо. Тщательней надо...

Спасла последняя линия обороны — сигнал тревоги эхолота. Хорошо хоть после выхода из мелководного залива у Растилы увеличил глубину аларма с 2,5 м до 5,4. Берег у мыса приглубый, подъем дна резкий. Высунул голову — прямо перед носом скалы. Прыгнул в кокпит, скинул рычаг авторулевого и переложил румпель. Какие-то полсекунды все решили, чуть-чуть чиркнул килем и ушел на другой галс, в сторону от берега. Такие вот дела.

Мы дома.

В первую ночь, проснувшись, никак не мог сообразить, на каком борту лежу и куда, черт побери, девался пиллерс, никак не ухватить рукой. Где я?! Ааа... отбой тревоги, диван уже наш. Salacia, плавание 2017 г.

Надеюсь, и SALACIA будет спокойно спать до весны под тентом на своем pukki, положив киль на толстую доску.

Что почитать-посмотреть:

По мореходным делам

Visit My Harbour

Британские марины по регионам. Карты, фото, описания и комментарии. Таблицы приливов, атлас приливных течений.

Welkome Anchorages

Ежегодный бесплатный справочник по маринам Шотландии и Северной Ирландии. Можно смотреть онлайн или скачать pdf, в шотландских маринах бывает доступен в виде журнала.

Sail North Scotland

В основном ссылки на другие ресурсы

Lerwick Port

Orkney Marinas

Erik Aanderaa, канал на Youtube

Викинг из Хаугезунда, ходит на Шетланды даже зимой и снимает видео с дрона.

О полярных конвоях

Братство полярных конвоев

Общественная организация "Полярный конвой" (С.-Петербург). Мероприятия, экспедиции, фильмы.

RACMP

Russian Arctic Convoy museum project. Музей у Loch Eve (Aultbea), воспоминания ветеранов, магазин книг и сувениров.

Музей ленд-лиза

Музей в школе № 1262 Москвы. Увы, бывший - закрыт, технику вышвырнули на улицу.

 

Источник: "http://www.parusanarod.ru/go/2017/grsh/index.htm" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию