11 июня 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Финляндия
Вид туризма: Парусный туризм

Идея пройтись на катамаране по Сайме зрела у меня давно. По отзывам Красникова, Краева и Малькова там было очень интересно и вот наконец все сложилось. Маршрут хотелось кольцевой, что бы не связываться с местным транспортом и выбрал восьмерку между городами Пуумала и Савонлинна. Общая расстояние 160 км, 7-8 дней.

Итак: катамаран «Сохатый», ныне «Шаман», 10 метров парусов + 2-х тактный мотор Tohatsu 3,5 силы. Навигация: офлайновый iGO, резервный Garmin etrex 20, карты, компас.

Сайма на катамаране

Вопрос со стапелем оставался открытым, так как нужно было найти место в городе, бесплатное и рядом с водой. Предварительно нашел вот эту точку по Google Map

"https://www.google.ru/maps/dir//61.525493" rel="nofollow",28.1714976/@61.525303,28.1683757,16z/data=!3m1!4b1!4m3!4m2!1m0!1m0?hl=ru

Собиралось в поход 4 человека, но по разным причинам остался я вдвоем с Виталиком. 19 июля в 7 утра мы погрузились в его Рено Дастер и отправились в путь. Не торопясь доехали к 10 утра до границы и за 2 часа её прошли. Закупать продукты в поход решили в Иматре, что и сделали в Raja маркете. В 15 часов были в Пуумале и нашли выбранную точку. Место оказалась хорошее, рядом площадка на которой стоит табличка, запрещающая размещать кемпинги, на ней очень удобно собираться. Никаких знаков платной парковки 8). Было не очень удобно ставить мачту, пришлось перенести уже собранный кат на мол и ставиться там. Ну вот 4,5 часа сборки позади и в 8 вечера мы вышли на воду. Ветра не было вообще, но мотор завелся с первого раза, и мы поехали искать место ночёвки. Правила поведения для туристов хорошо описаны в этим отчете "http://pilgrim-travels.blogspot.ru/2011/09/2011_30.html" rel="nofollow" и мы собирались останавливаться только на официальных стоянках. Но так как не было еще опыта, ближайшие стоянки KOTKATSAARI и SUURI METIÄINEN не нашли и остановились на маленьком песчаном пляж. Костер не разводили, вели себя тихо.

На следующий день встали в 9 утра, позавтракали, перепаковали вещи по-походному и в 11,30 вышли на маршрут. Цель была стоянка HONKASAARI оцененная в три звезды. С утра был штиль, потом поднялся строго встречный ветер, так как было узко решили идти на моторе. Прошли под мостом Пуумалы (23 метра) и направились строго на восток. Через 10 км нас поджидал мост с высотой 9,2 метра, под который я внезапно не прошел, всегда думал что у меня высота 9 метров.. пришлось рубить мачту. Перед самым мостом есть 2 удобных места для этого. А вот поставились мы километра через 3 только, кругом частные пристани или болота. По дороге в этой точке обнаружили не отмеченную на сайте "http://www.veneilysaimaa.com/puumala-savonlinna.htm" rel="nofollow" стоянку Hiekkaniemi вот тут она

"http://maps.yandex.ru/?um=_mw4yt3LXC44xa_PFeJA_slrhNx-2WbK" rel="nofollow"&ll=28.523333%2C61.523767&spn=0.033903%2C0.008740&z=16&l=map&rl=28.52185216%2C61.52372517

Пройдя 30 километров дошли наконец до HONKASAARI. Кстати, все эти бесплатные стояки обозначены синим круглым знаком с белой мордой нерпы. На стоянке были 3 вежливых финских каякера, от которых мы узнали, что рядом северо-восточнее есть озеро, где очень много нерпы и по-фински нерпа – нОрпа. Сообщив нам эти знания каякеры ушли, а мы остались ночевать. На стоянке есть навес с запасом дров, топор/пила, туалет и кострище. Специальных причалов нет, но есть несколько мест куда можно прислонить катамараны и достаточно пространства для палаток.

На следующий день 21.07 мы вышли часов в 11 утра. Миновали небольшой паром и двинулись под мотором, пройдя километров 10 наконец поймали ветер и пошли под боковым достаточно шустро. Миновали оживленную паромную переправу и направились на северо-восток. Остановку на ночлег планировали в районе Савонлинны, на более-менее свободной стоянки. Четырёх звездную стоянку TUOHISTONSAARI с воды не увидели и пошли дальше. Стоянка JUUVINSAARI тоже четыре звезды, находиться между двумя островами, место красивое, но к сожалению, было очень много народу. Стоянку PEKONSAARI – 3 звезды, мы просто не нашли 8(. Кстати об не нашли: на ресурсе "http://www.veneilysaimaa.com/" rel="nofollow" указаны координаты всех стоянок, но даже с ними найти стоянку бывает сложно, так как отличить её от частной пристани с воды не возможно, пока не увидишь соответствующий знак с нерпой, а он часто маленький и хорошо спрятан. В итоге остановились на 5 звездной KESAMONSAARI. Сайма на катамаране

Тут нужно рассказать поподробнее. На стоянке есть 2 пристани, (пристать прямо на берег не получиться), туалет, мусорка, сарай с дровами, сауна

Сайма на катамаране

и беседка с очагом. Сайма на катамаране

На беседке висят правила пользования всей этой красотой:

Правила пользования сауной

Сайма на катамаране

В большом красном доме открыта одна комната с печью несколькими лавками и альбомом с фотографиями острова в разное время, что-то вроде музея. Палатки ставить достаточно сложно так как мало ровных мест, сплошной склон.  Людей достаточно много, но в основном это яхты и катера и люди ночуют на борту.

Покосив места для двух палаток найденными в сарае косами мы поставили палатки, поужинали, а часов в 11 вечера сходили помыться в еще теплую сауну. Сайма на катамаране

Часов в 12 ночи к причалу подошел совсем древний катер из которого высадился супер колоритный дед и тут же начал палить жуткий костер в беседке с мангалом. При постоянной экономии финнами дров это выглядело совсем странно. Уже с утра стало все понятно, так как беседка вся пропахла рыбой видимо дед там её коптил, просто развесив под крышей 8).

В 10.30 написав отзыв в гостевой книге, мы вышли на воду. Ветер нас радовал весь день, был в основном боковым и достаточно сильным. В 11.50 дошли до города Савонлинна. Приткнулись на стоянку для гребных лодок чуть левее хорошо видного с воды супермаркета.

Сайма на катамаране Я отправился за продуктами и хотел еще докупить литров 5 бензина, на всякий случай. С бензином не повезло, в продаже на заправках был только дизель, 95 и 98.

Сайма на катамаране

Когда вернулся к кату увидел, что Виталию пришлось его переставить по требованию местных на стоянку для парусников, то есть на 15 метров правее 8). Совсем не привычные для меня ощущения: цивилизация, магазины, дома – оттолкнулся ногой, и ты в походе. Ветер радовал был даже крепким и мы полетели на  парусах! Прошли в общем 25 километров из них 20 под парусом и остановились на 4 звездной стоянке TUOHISTONSAARI. Найти её совсем не просто, знак виден метров с 15 причалов нет, к тому же каменная гряда метров в 20 заслоняет маленький песчаный пляжик, за который видимо стоянке и дали эти 4 звезды 8). Там есть мусорка, кострище и туалетСайма на катамаране

Работает он так: на нижнюю планку вы садитесь, на верхнюю опираетесь спиной 8). Вообще на стоянке очень хорошо купаться, вода чистейшая, (ну это как везде на Сайме) удобные каменные заходы .. просто супер! Сайма на катамаране

По мимо нас на стоянке была пожилая пара на вот таком катере

Сайма на катамаране

Как нам объяснил очень приветливый пожилой финн катер постройки 1959 года, рестайлинг 2001, 150 л/с, средняя скорость 6-7 км/ч, вроде как бак на 1300 литров дизеля. Стоит он 8)) 2000 евро!

Подъем как всегда в 8.30, а в 10.00 мы были уже на воде. Попрощались с дедушкой и направились на запад. Переход в основном на моторе, прошли около 40 километров шли в узостях. Я думал, что придётся второй раз рубить мачту, но мост оказался 12 метров и мы легко прошли под ним. Вообще на воде Саймы куча знаков, высота мостов, расстояние до ЛЭП все обозначено, и ты не дергаешься шарахнет тебя током или нет. Примерно в 15 часов мы дошли до 4 звездной стоянки KYLMÄSAARI. Есть 2 пристани, беседка с кострищемСайма на катамаране

Дровяной сарай и туалет

Сайма на катамаране

К сожалению, на стоянке нет мусорки. Вечером к стоянке подошла яхта и катер. Сайма на катамаране

Вечером немного покапал дождь, но это не помешало нам покупаться, поесть, выпить и опять покупаться.

Вышли в 10 утра и в 12 были уже в Пуумале. Машина была на месте и разобрав катамаран мы направились в сторону дома.

Общее впечатление: Поход на Сайму отличается от похода на Онегу или Ладогу очень сильно. На Сайме у вас не будет отрыва от цивилизации, вокруг всегда будут люди и если вы ищите одиночества – вам сюда не надо. Вокруг ОЧЕНЬ чисто и на воде, и на стоянках. Закупаться продуктами в поход в России, на мой взгляд смысла нет, в Финляндии продукты лучше и дешевле, только будьте внимательны, тушенки мы не нашли, но с успехом заменяли её колбасой 8). Найти на долго бесплатную стоянку можно без проблем. На воде много судов, все приветливы, не хамят и если ты не создаешь проблем для других – тебе их тоже создавать не будут. Ветра в тех местах где мы были мало и в каждой протоке свое направление, что очень напоминает нашу Вуоксу. Все берега застроены домами и найти дикую стоянку не так просто, или дома, или скалы или тростник.

Выражаю благодарность в подготовке маршрута Алексея Краева, Красникова Александра и неизвестного мне автора отчета "http://pilgrim-travels.blogspot.ru/2011/09/2011_30.html" rel="nofollow"

Источник : "https://docs.google.com/document/d/1WufL5uM7h8RrAGIOpuPSum01nm9twAaZNGJlC5-rhdU/edit?pli=1#" rel="nofollow"