10 января 2013
Александр Нестеров (Рига)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Верхневолжский район
Год путешествия: 2001

Автор - Александр Нестеров (Рига)

Зимой 2000-2001 года стало ясно, что сидеть и ждать у моря походов не стоит, Туристы турклуба РПИ (Рижского политехнического института ) вдруг вспомнили, что кроме реформ, реставрации капитализма, развала СССР есть еще просто жизнь, замечательный мир походов и общения с друзьями. Председатель турклуба Иван Иванович Петров и Саша Приеде начали собирать группу для водного похода. Группа начала быстро разрастаться, в нее вошли горные туристы, лыжники, водники, многие со своими семьями - в итоге набралось 46 участников разного возраста от 3,5 лет до 68 лет.

Такой состав предполагал несложный поход небольшой продолжительности. Саша предложил пройти Селигерскую кругосветку: Осташковский и Селижаровский плесы, реку Селижаровку, подняться вверх по Волге до бейшлота, обнести его, затем по озерам Волго, Пено, Вселуг, Стерж подняться на север, сходить на исток Волги, сделать волок на Березовский плес и по нему пройти на Осташковский плес с тем, чтобы замкнуть кольцо. В нашем распоряжении на поход было две недели, что для спортивной группы было вполне достаточно. Заблаговременно оформили визы для тех, кому они были нужны.

Дневник
17 июля часть участников выехали на личных автомобилях из Риги, прихватив безлошадных. Другие выехали на день позже. Границу пересекали разными пограничными переходами. На таможенных переходах большие очереди. В то время очереди создавала и бензиновая мафия, так называли водителей, жителей приграничных районов, которые использовали существенную разницу в цене на бензин в России и Латвии.

19 июля участники похода стали собираться в Осташкове на берегу Селигера на выгоне восточнее железнодорожного моста через Селижаровский плес. Автомобили оставили во дворе одного местного жителя в Осташкове. Хозяева выгона стали нас прогонять, поэтому мы не стали задерживаться, собрали байдарки, парусные катамараны и дружно стартовали. Ветер, как водится, парусникам не способствовал. Пришлось их тянуть парусно-моторному катамарану на буксире. Байдарочники решили остановиться у деревни, подождать экипажи катамаранов.

20 июля начали движение, прошли Селижаровский плес, реку Селижаровку и встали лагерем недалеко от Селижарова. Группа, несмотря на ее разнородность, была хорошо организована. Организация трехразового горячего питания: завтрак, обед и ужин не составляля труда для схоженного коллектива туристов РПИ, все делалось быстро и умело.

21 июля прошли Селижаровку и стали подниматься вверх по Волге. Волга там еще не велика, но уже с характером. Течение такое сильное, что малоопытные с трудом поднялись вверх по течению километра на 4 от Селижарова. Решили встать на ночевку на Волге. Место красивое, поляна с цветами, лес и кусты неподалеку, есть дрова для ужина и завтрака.

22 июля руководство решило байдарки с одним гребцом в каждой подцепить на буксир к моторному катамарану, остальным пройти примерно 10 км по тропке до бейшлота. Достигнув бейшлота, обнесли его. Большой катамаран пришлось разобрать, а затем собрать и спустить на воду. Приготовили обед, поели и пошли по озеру Волго. Прошли километра 4, встали лагерем. К вечеру задул сильный ветер, поднялись волны высотой до 0,6 м.

23 июля продолжили движение. По берегам озер на видных местах нашими предками поставлены красивые храмы, каменные и деревянные. В основание деревянного храма положены огромные валуны, на которые положены толстые бревна. Сруб деревянного храма построен в соответствии с русской технологией. Благодаря удаленности этих мест от центра, храмы не успели разрушить. Сейчас храмы реставрируют силами прихожан и добровольцев. Дни были солнечные, теплые. Дети и взрослые с удовольствием купались, загорали.

24 июля. Начался сильный дождь. Решили устроить дневку. У девяти участников заканчивался отпуск, им нужно было уехать. Водители по проселку дошли до дороги Свапуще-Осташков, на попутной машине доехали до Осташкова, там забрали свои автомобили и вернулись в лагерь за попутчиками.

25 июля дошли до озера Пено. Местами было очень мелко, так что пришлось байдарки проводить, проваливаясь в тину по колено. В городе Пено докупили продукты, купили газеты. Лагерь устроили напротив турбазы Орлинка. Над озером далеко разносились звуки музыки с дискотеки на турбазе.

26 июля. Дневка в солнечный теплый день. Ходили в лес за ягодами, за грибами, набрали ягод на компот, жарили грибы, рыболовы ловили рыбу, наловили окуней, плотвы, щук, подлещиков на уху и жареху. Подростки были на попечении старших. Их обучали азам начальной туристской подготовки, технике безопасности в лесу и на воде. Мы заметили, что западные берега озер высокие, травянистые, с сосновыми лесами, в то время как восточные берега - низкие, песчаные, поросшие кустарником и черным лесом. Много фотографировали. Сосны на берегу напомнили байкальские картинки с шагающими деревьями.

27 июля остановились на восточном берегу недалеко от деревни Городок.

28 июля лагерь недалеко от деревни Ивановская. Огорчительно, что ночью у Ивана Ивановича украли спиннинг, оставленный у палатки. Это не удивительно, ведь одна из деревень поблизости называется Воровская.

29 июля дневка недалеко от деревни Новинки. Сходили пешком на исток Волги. До истока пришлось пройти километров 15 в один конец. Заметили, что много богатых машин едет на исток. Значит и у новых русских не атрофировалось чувство Родины, своих корней, значит есть надежда на возрождение Родины. Дорога к истоку гравийная и в хорошем состоянии. Шли налегке. Дошли до первого шоссейного моста через Волгу. Это просто труба. Сама Волга-река в этом месте - просто ручеек. Издалека мы увидели храм на горе над истоком Волги. Храм каменный, красивый, к сожалению недействующий. Неподалеку от храма поставлена часовня. Непосредственно над истоком, над ключом поставлен домик с памятным камнем и построен первый мост через Волгу.

30 июля. Водители поехали за машинами, остальные сушили байдарки, катамараны, собирали имущество, устроили прощальный костер.

31 июля поехали домой . По дороге заехали в Нилову пустынь. Монастырь действующий, пустынь активно реставрируется, в монастыре много посетителей. Не может русский народ жить бездуховной жизнью. После посещения Ниловой пустыни народ подался в разные стороны, кто в Москву, кто в Ригу, а наша минигруппа: Саша Приеде с женой Валентиной и сыном Юрой, матрос с нашей байдарки матери-ребенка Танечка с сынишкой Димой и я поехали в Питер, но об этом другой разговор.

Выводы и замечания
Верхневолжские озера - прекрасное место для активного отдыха. Берега озер практически всюду доступны для высадки, мест для стоянок много, леса сосновые, красивые, ягодные и грибные, берега загажены незначительно, туристская нагрузка на озера пока соответствует жизнестойкости природы.
Любителям паруса хочу сообщить, что во время нашего похода все время дул встречный ветер, поэтому оба катамарана Альбатрос все время шли на буксире за самодельным парусно-моторным катамараном Сергея Смирнова.
Несомнено целесообразно объявить район озер и сами озера национальным парком, за посещение взимать разумную плату, полученные средства использовать на окультуривание стоянок, на защиту природы. На озерах раздолье для браконьеров. Сети из капроновой лески длиной до ста метров с мелкой ячейкой можно встретить во многих местах.
Почва в районе озер песчаная, червей для рыбалки нужно вести из дома или покупать у местных ребятишек.

Дополнительную информацию о районе похода можно получить у Василича nestav@yandex.ru и на сайте "http://pohody1.narod.ru/index1.html" rel="nofollow".

Спасибо за внимание. Василич.

Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001 Селигер, Верхневолжские озера - 2001