Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 451 0
Автор: Андрей Епишин (Новосибирск)

Собираться начали, как водится, за две недели до начала сплава. Вначале все согласились идти на реки Байкала, даже выбрали реку – Утулик. Но Егор через два дня начал подбивать всех идти на Китой, так как Утулик, по его мнению, очень короткая по протяженности река - всего 70 км и пеший заброс 30 км. Почти все согласились, хотя в Инете про Китой написано, что это лютая река с обносом то ли 5 км, то ли 12 км непрохода с водопадом.
Ах да, о самом прикольном: я был на сплаве всего три раза. Первый раз - еще в школе, второй - три года назад, оба по реке Усьва (приток Чусовой, беспонтовая по экстриму река). Ну, и третий - по Катуни в прошлом году, тоже на майские праздники. Остальные участники похода - собиралось около двенадцати человек - мягко говоря, далеко не профессионалы сплава. На этапе подготовки к сплаву, покупки экипировки и выбору реки осталось девять человек. Егор ходил на сплав не больше моего и по тем же рекам. Леха был с нами в прошлом году на Катуни. Саня был на реках Пермской области и на реке Лемеза, где, по-моему, ему не пришлось не только грести, но и держать весло. Толик по разу сплавился по Катуни и Оке. Грузин и Серега никогда не были на сплаве. Артур никогда не бывал не только на сплаве, но даже на природе в лесу. Самым опытным из всех нас был Ден, он не только больше сплавлялся, но и имел опыт работы с горным снаряжением. За неделю до похода удалось выяснить, что в Саянах лежит снег и, реки, возможно, не вскрылись. Сплавной сезон - июль месяц. Ничего не поделаешь, пришлось идти на Алтай, как в прошлом году. На скорую руку по Интернету выбрали замену Китою, пробили по телефону заброску - и вперед. 29 мая мы ехали на паровозе из Перми в Новосибирск и пили водку. Я еле дошёл до своей полки, в результате чего где-то в Тюмени лишился своей куртки, в которой был паспорт, цифровой фотоаппарат и сотик. В Новосибе нас уже ждала "Газель" с бодрой надписью на крыше "Авиафлот", на ней мы отправились в горы. Нам предстояло выдержать около десяти часов пути, поэтому мы всю дорогу бухали до бессознательного состояния. Чуть дальше поселка Чибит мы пересели на ГАЗ-66 и продолжили путь дальше по горным дорогам, где "Газель" карабкаться уже не могла. Еще около пяти часов дорога шла вдоль рек по ущелью. Проехали поселок Усть-Улаган и первый раз увидели Башкаус. Дальше дорога стала грунтовой и тянулась вдоль реки. Вконец устав от дороги, мы приняли решение начать сплав, не доезжая до деревни Кара-Кудюр. Разгрузили вещи из машины, и не успели попрощаться с водителем, как к нам начали подъезжать местные жители. Из предыдущего опыта мы знали, что лучше избегать общения с местными, хотя выглядели они дружелюбно. Один алтаец, приехавший на "Тойоте", угостил нас местной лепешкой и позвал потусить в деревню, где намечалась дискотека, но мы вежливо отказались. Дабы избежать излишнего общения с местным населением, было решено разбить лагерь на другой стороне реки. Переправились одним катом в четыре приема, заодно потренировались слаженно грести.
Первая ночевка удалась. Все набухались в сисю, радовались началу сплава, красотам Алтая. Долго пели песни у костра, и некоторых уснувших с трудом дотащили до палаток.

Первый день сплава
Я встал самым первым: очень хотелось отлить и отогреться у костра. В спальнике почему-то было холодновато, видимо, с непривычки. Костёр, конечно же, затух. Ночью никаких осадков, слава богу, не выпадало. 
В начале день обещал быть жарким. Егор и Саня от жары искупались, правда, в гидрах. Каты собрали к обеду. Когда начали вязать рюкзаки к катам, стало заметно холодать. Периодически бегали к костру погреться. Вышли на реку около двух часов дня, поздновато, учитывая, во сколько я встал. Река спокойная, даже мелкая, решаем, что попали в малую воду. Через пятнадцать минут сплава пошел снег, а через двадцать - повалил так, что слепило глаза, и мы пожалели о том, что не взяли горнолыжные очки. Начались шиверы, и мы остановились подождать второй кат. Ноги, руки, а также все тело сводило от холода. Перед походом, из какого-то отчета в Инете я вычитал, что для согрева можно растереться мазью под названием "Нитрофлекс", и на крайний случай взял с собой один тюбик. С перемерза натерли конечности на сырую толстым слоем мази и продолжили путь. Впереди начнись пороги, и обозначилось Сараканское ущелье. Произвели осмотр порога, решили, что это "Камень преткновения", по большой воде - порог шестой категории. Прошли без страховки легко и непринужденно, правда уткнулись обеими гондолами в большой булдыган, расположившийся посредине реки, чем очень повеселили экипаж второго ката. Встали в улове для страховки. Второй кат повторил наш маневр. Они чисто прошли слив, но зато сильнее врезались в булдыган и стояли там довольно долго в прижиме. Тогда мы не знали, что это был порог "Предбанный", а не "Камень преткновения". Сейчас никак не пойму, как там можно было утонуть всем экипажем. После нас 9 мая в этом пороге утонула команда из четырех человек. Вдохновившись легкостью прохода одного из самых сложных порогов Саратанского ущелья, приняли решение идти ущелье сходу без просмотров. 
Пару слов об экипажах. Я сидел на корме шестерочного ката. Егор сидел напротив. Передние гребцы - Грузин и Толик. Серега сидел посередине моей гондолы, итого пять человек. Второй кат - четверка. На корме - Ден и Леха, впереди - Артур и Саня. Итак, снег валил, как из брансбойта, и просто ослеплял. Наш кат шел первым, как вдруг впереди возник порог. Мы влетели в мощный слив, после которого струя разделилась на два потока, мы попали в правый, он заканчивался сужением с резким поворотом направо. Наш здоровенный кат застрял в повороте, и мы оказались полностью во власти бушующего потока. Пока мы боролись с прижимом, второй экипаж, слава богу, пошёл в левую струю и со всей дури влетел в очень большой камень посередине реки, в тот же момент нас начало килять. Гондола подо мной начала погружаться по воду, а я - высвобождаться из увязок. Кат перевернуло на меня, и я оказался между гондол. Я даже не потерял весло. Вылез повыше и увидел, что Егор плывет в двух метрах от ката выше по течению. Кат мотало, прижимало об скалы, все остальные члены экипажа через минуту были между гондол, кроме Егора. Серега чуть не сорвался с ката при очередном столкновении и спросил, куда девать весло. Грузин, который в это время обеими руками держался за раму, порекомендовал выкинуть его подальше. Серега, не задумываясь, замахнувшись обеими руками, зашвырнул весло в реку. По правому берегу я заметил второй кат, стоящий в улове сразу после порога. Я успел крикнуть им, чтобы страховали Егора. Нас стремительно несло вниз, а река не становилась спокойней. Серега или Грузин, сейчас не помню кто, несколько раз спросил: "А где Егор?". На тот момент я не был уверен, что мы его увидим, и ответил: "Он утонул, держитесь крепче". Сам я не терял надежды на спасение Егора. Я выловил морковку, проплывающую мимо, и постоянно искал глазами пропавшего Егора. Для тех кто не знает, что такое морковка, поясняю - это веревка, сложенная в специальный чехол, который позволяет закидывать ее на большое расстояние, в общем, идеальный спасконец. Когда мы застряли на очередном камне, я понял, что пора бы куда-нибудь зачалиться. Мы с Толиком одни остались при веслах и изо всех сил принялись выгребать в улово по правому берегу. Где-то на третьем улове нам повезло, и мы успешно зачалились. С четвертого или пятого раза нам удалось перевернуть кат в нормальное положение. Только через минут десять мы вспомнили о валящем со всех сторон снеге, о холоде, и начали подмерзать. 
Грузин и Серега выглядели как-то рассеяно и постоянно спрашивали про Егора. Я не был уверен, но на всякий случай, чтобы не расслаблялись, пояснил, что река лютая, шестой категории, и Егор запросто мог утонуть, и мы его может быть никогда не увидим. Я достал из рюкзака водку, как я тогда подумал - бухнуть за Егора, и тут под радостные возгласы на горе показался Егор, да еще и с тремя потерянными веслами. Оказалось, что он какое-то время плыл по течению, собирая весла, а затем удачно выбрался на камень, а потом и на берег. Решено было встать на вынужденную стоянку. Бухнули немного для согрева, я с Толиком остался отвязывать рюкзаки, а Серега пошёл искать место, пригодное для разбивки лагеря. Егор с Грузином пошли верх по течению к порогу. Оказалось, что второй кат зачалился на другом берегу, так как пробил в пороге об камень гондолу и чуть не затонул. Лагерь разбили на высоте пятидесяти метров от реки. Ниже не было плоских участков, пригодных для установки палатки. Непрерывно валил густой снег. Я начал разводить костер. Толик достал из своего рюкзака зажигалку и туалетную бумагу. Я никогда не думал, что костер развести может быть так проблематично. Зажигалка после второго раза не вспыхивала, так как руки были сырыми, и кремний, очевидно, отсыревал. Бумага мгновенно намокала и не горела, а только тлела. Когда я сломал вторую зажигалку, а зубы стучали от холода, мы решили попробовать поджечь корневище сваленного бурей кедра. Наконец-то у нас получилось! От огня пылающего корня мы разожгли костер и попытались потушить корень, но у нас ничего не вышло. Приняли решение обрубить вокруг огня все ветки, во избежание лесного пожара, и пускай себе горит на здоровье! 
Вскоре вернулся Егор с Грузином. Они сообщили о том, что второй экипаж разбил лагерь на другой стороне реки, и что принято решение установить веревочную переправу. Мы разделились. Я с Толиком остался ставить лагерь и готовить еду, остальные взяли веревки и ушли. 
Начинало темнеть, корень кедра горел очень бодро, невозможно было близко подойти. Еду готовили на отдельном костре. Воду добывали из снега, которого навалило уже почти по колено. Вернулись парни и сообщили, что переправу они не доделали и продолжат завтра. Поели и легли спать в единственной двухместной палатке впятером. 
Ночью было, наверно, минус девять градусов. Я опять встал первым, так как очень озяб. Костер потух наглухо, зато корень кедра горел до сих пор. Я довольно быстро отогрелся, вскипятил чай и, как ни странно, легко разбудил остальных. Приняли решение сходить и установить контакт со вторым экипажем. На этот раз пошли я и Толик. Контакт установили довольно легко, видимо, парни ждали нас. Мы были разделены бушующей рекой, и только две веревки были перекинуты с берега на берег. Лагерь второго экипажа находился высоко на горе, и из него просматривалась дорога, идущая по нашему берегу. Артур начинал болеть и очень хотел поскорее перебраться к нам. (Как выяснилось позже, он принял решение бросить сплав и уехать домой). Договорились наладить переправу в двенадцать часов, а пока решили позавтракать.
Где-то к двум часам второй экипаж в полном составе был на нашем берегу, и мы, наконец, воссоединились. За время переправы, по реке прошла команда сплавщиков на каяках и катах. Они и рассказали, что это был порог "Камень преткновения". Решили устроить дневку на нашей стоянке и заклеить пробитую гондолу. День был нежаркий, но и снег больше не валил, хотя и не таял. Гондолу почему-то в этот день не заклеили, зато сделали баню прямо у переправы. Артур с Грузином сходили до дороги и договорились насчет машины. Их должны были забрать через пару часов. Они засобирались домой. К ним присоединился и Серега. Артур раздал купленное для похода снаряжение со словами: "Забирайте все. На сплав, да и даже в лес я больше никогда не пойду, буду лучше в саунах расслабляться". 
Уже стемнело, мы готовились лезть в баню, когда пришли парни попрощаться. Мы пожелали им удачно доехать, и они ушли в ночь с одним фонариком. Мы тогда подумали: "Вот мудаки: приехали с Урала на Алтай, провели две ночи на сплаве и ломанулись назад". 
Третий день сплава выдался жаркий, весь день светило солнце. С утра Егор заклеил гондолу. Так как нас осталось шестеро, первый экипаж теперь состоял из Дена и Лехи, из четверки сделали двойку. Наш экипаж, соответственно: Егор, Толик, Саня и Я. 
Быстро собрались, и, наконец, снова начался сплав по реке. Шли аккуратно, стараясь просматривать препятствия, и довольно скоро подошли к порогу Трек. Жуткое место: река сужается до четырех – пяти метров и делает зигзаг между невысоких скал. Первыми пошли мы. Зашли по центру струи, и в повороте нас прижало правым боком, да так, что я подумал: "Сейчас кильнет". Но на этот раз обошлось без киля. От натиска струи воды катамаран начало складывать по диагонали, а затем выстрелило из порога. Выйдя из скального сужения, мы встали на страховку второго ката. Через несколько минут мы увидели, как Ден и Леха устремились в порог. Из-за скал сам порог нам было не видно. Прошло, как показалось, минут десять, все это время мы переживали, не зная, что там происходит с пацанами. Саня хотел было зачалиться и сбегать посмотреть, что там случилось, но приняли решение стоять на страховке до конца. И вот, наконец, из-за скал вырвался кат с парнями. Как потом они рассказали, их прижало так же, как нас, правой гондолой и держало так, что они ничего не могли сделать, а потом вдруг отпустило. Идем дальше, впереди начинаются шиверы и камни, об которые мы сходу пробиваем левую гондолу и начинаем тихонько тонуть. Встаем на вынужденную стоянку. Времени уже много, около восьми, начинает темнеть. Место под стоянку нашел я, совершенно случайно, невысоко от реки. Палатки поставили на узкой полоске под нависшей скалой. Очень живописно. С утра Егор по-быстрому заклеил гондолу, и через некоторое время мы продолжили сплав, хотя и ненадолго. 
Минут через пять мы вновь пробиваем гондолу. Все матерятся, решаем клеить прямо на воде, на небольшом камне. Где-то через час все готово, и мы продолжаем путь. Вскоре доходим до порога "Интеграл". Останавливаемся для просмотра и видеосъемки. Первыми, как всегда, пошли мы. С ходу налетаем на камень посередине реки, и начинается спасательная операция по высвобождению ката. Через полчаса кат достали и обнесли на три метра выше камня. Решаем изменить состав экипажа, Саня остается снимать видео, а вместо него идет Леха. Со старта мы пересекаем струю, тем самым уходим от камня и продолжаем преодолевать порог. Нас несет по струе, периодически втыкая носом в береговые утесы. При втором или третьем столкновении нас заклинивает между правой береговой стеной и большим камнем посредине реки, и гондола подо мной начинает уходить под воду. Наученный предыдущим опытом киляния, я высвобождаюсь из увязок, и в тот же миг кат переворачивает на меня, я полностью ухожу под воду, а когда всплываю, оказываюсь между гондол, но на этот раз застреваю в диагональных веревках. Где-то снизу по ногам бьют камни, и я прижимаюсь всем телом к раме. По мне карабкается откуда-то взявшийся Егор. Через минуту я все же выбираюсь наверх и сажусь на гондолу. Река уже спокойная, все сидят наверху, только не хватает Толика. Как выяснилось позже, его выбросило на берег в момент переворота. Очень круто смотрится на видео. За поворотом нам удалось, наконец, зачалиться в улово. Раза с десятого мы перевернули кат в нормальное положение. Очень тяжёлый он с рюкзаками. 
За остаток дня доходим до непроходимого по малой воде порога "Проводка". Встаем на стоянку с обносом вещей. Берега очень крутые и скалистые, поэтому приходится карабкаться с рюкзаками на самый верх метров пятьсот. С горы открывается чудесный вид на ущелье. 
Утром поели молочного супа с крупой и начали обнос вещей. Погода стояла замечательная, солнечная. Пригодился захваченный мною из дома, крем от загара. Прошли по хребту вдоль ущелья метров триста и начали спуск вниз. Уклон был очень сильный и в низу заканчивался скальными обрывами, что не давало возможности выйти к реке. Спустя час нам все-таки удалось вынести рюкзаки к реке возле улова. Предстояло добраться до ката. От рюкзаков пришлось снова забираться наверх скал. За ночь вода в реке прибыла примерно на метр, и непроходимый еще вчера порог стал проходим в любом месте. Наш экипаж, как всегда, пошел туда, куда струя несла, а не туда, куда бы нам хотелось. Но, в общем, прошли неплохо, обошлось без киля и битых гондол. Больше серьезных препятствий на пути до поселка Усть-Улаган не было. Выйдя из ущелья, мы встали на стоянку. Из ста пятидесяти километров запланированного пути за пять дней мы прошли только Саратанское ущелье (пятнадцать километров) и явно не успевали в нижнее ущелье. Да и, честно говоря, были к нему не совсем готовы. У нас оставался один лишний день. Было принято решение закончить сплав по Башкаусу в поселке Усть-Улаган и перебраться на реку Чую к порогу "Бегемот". Там как раз проходили соревнования. В поселке мы поймали "буханку" и без особого труда доехали до места. 
На "Бегемоте" народу - не протолкнуться. Команды каякеров, университетские сборные на рафтах и катах, в общем, туса еще та. Кругом продавали пиво, шашлыки и другую цивилизованную пищу. Мы, немного одичавшие за время сплава, потихоньку втягивались в цивилизацию. Все время бухали, а на утро одним катом-двойкой решили посплавляться по порогу. 
Проснувшись утром на следующий день, узнали, что в двенадцать часов должны начаться соревнования. Мы с Егором по-скорому переоделись в гидры и жогнули вдвоем в порог. Проход порога был на редкость красив, это был третий мой киль за поход, да и вообще в жизни. Мы вошли точно в большую бочку порога "Бегемот", нас захватило обраткой, и мы застряли. Я старался выгрести, но весло не погружалось в воду, водяной поток был, как бетон. Изо всех сил я воткнул весло в поток, и в тот же миг его вырвало у меня из рук. Ничего не оставалось, как обеими руками вцепиться в раму, а на истошные крики Егора: "Греби!" Отвечать: "Да нечем!" Через несколько секунд кат поставило вертикально вверх, и мы вышли на корме из бочки. В следующий миг кат опрокинуло прямо на нас. Было очень круто, особенно если смотреть со стороны. Егор оказался с внешней стороны гондолы, и пока он выбирался, нас унесло за поворот реки, где мы успешно сделали оверкиль. Кат довольно быстро на "газоне" доставили обратно в базовый лагерь, и оставалось время пройти порог еще раз. На это раз пошел я и Толян. Порог прошли красиво, без киля, да еще и вписались во все ворота, поставленные на реке для проведения соревнований. Хоть записывайся в участники гонки. Сразу после соревнований в порог пошел Саня с Толяном. Надо отметить мужество Толика, решившегося на такой отважный поступок. Саня весит около ста двадцати килограмм и при этом не гребет, поэтому кат несет, куда бог пошлет. На этот раз им повезло, они довольно чисто прошли порог, несмотря на то, что Саня, в основном, держал раму, а не весло. В общем, было весело, опять бухали и к приезду "Газели" с надписью "Авиафлот" все, кроме Лехи, надо отдать ему должное, были никакие. К обеду мы уже были в Новосибе. Купили билеты до Перми и пошли в баньку. Напарились от души, насладились ресторанской кухней, в общем, кайфанули после походных лишений на славу.
В поезде обошлось без приключений.

Конец.

Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус Сплав по реке Башкаус

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию