20 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Ленинградский район
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано
Автор - Глеб Голубев (Санкт-Петербург)

Общая длина: 54 км

Состав участников:
Глеб Голубев (командир)
Рома Сесин
Дима Бондаренко
  Денис

Прошло всего 2 дня с того момента, как был окончен первый в 2005 году поход Суходольское озеронашей группы. Прошло всего 2 дня, а уже хочется обратно, пережить все заново… впрочем, хотим предложить вам самим решить, насколько увлекателен и интересен был данный выезд. Как обычно, постараемся быть максимально объективным и точным в описании всего, что с нами произошло.
Если вы читали наши прошлые более чем любительские отчеты, то, вероятно, вам запомнилось несколько имен. Да, да - ядро команды все то же - Глеб, Дима, Рома, но что особенно приятно, к нам вернулся Денис. Что касается 5-ого участника, то заявлены были 2 кандидатуры - Саша Богданов и Егор (см. отчет про Ладогу 2004). Т.к. Саша еще не ходил, а Егор еще колебался, то выбор был сделан в пользу Саши… К сожалению, он потом решил с нами не ехать, а Егору предлагать второй раз было уже поздно.
Маршрут выбирался при помощи карты Лен. области (1:200.000) и моего (Глеб) богатого воображения, которое компенсировало местами недостатки района :-). Озеро Суходольское показалось мне наиболее привлекательным в этот раз, к тому же вспомнилось, что северный берег озера входил в линию Маннергейма, и здесь была линия фронта в 1939 и 1944 годах во время Финской и Великой Отечественной войн. Посмотреть на все это своими глазами было очень интересно. Всю остальную часть маршрута дорисовал мой внутренний голос :-).
Стараясь быть максимально подготовленными, собираться начали даже за день до выхода. Рома к тому моменту затоварился уже модным фонариком, новым спальником и вообще был не в пример лучше экипирован по сравнению с предыдущими походами. Дима, как специалист в области кулинарии, покупал мясо для шашлыка, а также множество пакетиков с приправами. Сборы проходили в радостно возбужденном состоянии, все делалось с каким-то особенным усердием и рвением, последние часы перед выездом было просто невозможно сидеть дома. По крайней мере, с Ромой у нас в этом были очень схожие ощущения.

2.04 (суббота)

14:20 Собрались в Девяткино. Никто не опоздал, а Дима так вообще приехал раньше всех, чем приятно удивил нас. В 15:00 мы сели в поезд и поехали по направлению на Кузнечное - ж/д станцию Громово. Как всегда, в вагоне прикалывались над ходоками-торговцами. Один из них со словами "Всякое может случиться…" предлагал дешевый пластырь, который, по его мнению, должен был спасти всех от всех или всего. Другой на вопрос Бонда: "С чем у вас шоколадки?" со всей серьезностью, присущей Глебу, когда он разводит Юлю, честно сказал, что с шоколадом. Еще один жаловался, что у него 5 часов никто ничего не покупает, на что Глеб посоветовал ему сменить работу. В общем, в вагоне нам не давали расслабляться.
Когда проезжали мимо нашего бывшего лагеря между "78 км" и ж/д Петяярви, то помахали ему в окно рукой и стали вспоминать эпизоды из тех холодных деньков.
17:00 Ступили на платформу ж/д Громово, и с этого момента начался наш марш-бросок. Глеб сориентировался по карте и указал дорогу. Она постоянно поворачивала влево, и всем казалось, что мы идем по кругу. Поэтому каждый из нас (Рома, Дима, Денис) считал необходимым высказать Глебу, что он чем-то похож на Сусанина, его навигатор нужен лишь для того, чтобы узнавать время, а карта, похоже, была вырвана из детской книжки "Раскрась сам". Но, на наше счастье, мы вскоре увидели Суходольское озеро. Дальше дорога круто уходила от озера. Нам ничего не оставалось, кроме как повернуть вместе с ней, т.к. по сугробам прыгать не хотелось.
  Идти было радостно и легко, снега пока было не очень много. Кстати, у нас был фотоаппарат и ММС-карточка, которая позволила сделать нам больше 200 кадров и кучу видеороликов, так что воспоминания от этого выезда останутся у нас надолго. Шли своим привычным ритмом - 60 мин. ходки/15 мин. привал. Ноги от постоянного хождения по снегу уже отсырели, даже у Глеба, несмотря на высокие голенища сапог. В дальнейшем нам, особенно Глебу, это еще аукнется болезненными мозолями и стертыми ногами. Дима позже тоже признался, что сильно стер ноги, но мужественно терпел до конца.
После очередного обходного маневра мы вообще потеряли озеро из виду и доСуходольское озеро Громово добирались уже лесными тропами и просеками, которые, однако, кто-то регулярно обозначал своим снегоходом. На дороге нам попалась интересная табличка: "Краснодарский Племенной завод". Вскоре мы увидели Громово, поселок богатый г...ом, углем и коренными жителями - армянами. Время подходило к 20:00, поэтому надо было искать стоянку, а чего ее искать - свернул вправо и останавливайся. Мы так и сделали: свернули, а там кладбище (на карте отмечено). Пошел черный юмор. Прижались к озеру ставить лагерь. Суходольское озероЧистой площадки не было, пришлось раскапывать снег саперкой. Навигатор показал, что темнеть начнет в 20:45, и оказался прав. Эта функция Garmin'а нам кажется очень полезной, знать, когда встает и садится солнце в данной точке.
21:15 Поставили лагерь. Шашлык решили тогда не готовить, т.к. вспомнили, как на Малых скалах ели на морозе в темноте мясо, и все было как-то очень дико и не в аппетит. Поэтому сделали макароны с тушенкой и быстро полезли в палатку. Для питьевой воды растапливали снег.
23:00 отбой. Несмотря на то, что мороз не чувствовался, сырость сильно доставала даже в палатке. Подъем наметили на 9:00.

3.04 (воскресенье)

9:00 Подъем. Навигатор выдал метеосводку: +4 С. Спалось как-то не очень, часто Суходольское озеропросыпался. Наверное, души финских солдат мешали спать, хотя Рома, проверивший свой новый спальник, остался им очень доволен, а по лицу его было видно - спалось ему сладко и беззаботно.
Суходольское озероПогода была просто отличная: "небо голубое, солнышко блестит". Денис первым вылез из палатки и, хотя Глеб тоже быстро одевался, но когда вылез, то костер уже разгорался! Быстрее можно было бы разжечь, только если бензином облить все дрова и разжигать все сигнальным факелом. А, как известно, горящий костер холодным утром очень хорошо поднимает настроение. На завтрак ели пшено в пакетиках со сгущенкой. Данная инновация в пищевой отрасли нас тоже очень впечатлила. Во-первых, можно готовить несколько разных каш в одном казане одновременно, а, во-вторых, мыть казан практически не надо - жира нет, а подгореть, думаю, не может (у нас не подгорало).
11:00 Собрали лагерь и вышли на дорогу в сторону Портового. Ножки, если быть честными, были сырые. Глеб указал короткую дорогу через сугробы, но никто не обиделся, а наоборот - искренне радовались, когда кто-то из команды с матерными криками проваливался в снег.

Суходольское озеро Суходольское озеро

По дороге Денис веселил нас, рассказывая шутки. Особенно хорошо исполнял английские анекдоты. Через 2 часа мы дошли до Портового и сделали привал. К этому моменту все члены команды медленно, но верно натирали ноги (особенно Глеб), что осложняло маршрут. Несмотря на это, шли довольно быстро, дорога была хорошая. Портовое прошли благополучно, в поселке почти на каждом участке стоит дерево или шест со скворечником, на некоторых понесколько. Наверное, курятники свои повесили повыше.
По дороге в Соловьево нам должен был встретиться чуть ли не единственный и очень характерный (насколько он может быть характерным при таком масштабе карты) поворот с левой стороны дороги. Однако, либо финны сравняли эту дорогу, после того как ее нанесли на карту, либо сам художник пока составлял карту, решил разнообразить ландшафт или пользовался аэрофотоснимками времен царской России. Короче, искали мы этот ориентир, искали и даже нервничать уже начали, но все равно не нашли его.
  В районе братских могил (есть на карте, но на местности не встретили) после очередной шутки у Глеба лопнула стяжка лямки. Ходил с этим рюкзаком 5 лет, и все было нормально, а тут - раз, и пластмасса осколками разлетелась во все стороны. Дима предположил, что это после того как мы ходили прошлый раз на "78 км", и тогда были низкие температуры, в результате чего и треснула фурнитура (+ еще, конечно, большая нагрузка на лямку). Лямку-то привязали, но идти уже было не так комфортно.
Что касается братских могил, то их мы не увидели, зато в том районе стоял Суходольское озерочудесный самолет и отличное грунтовое взлетное поле с подсветкой. Дальше раскинулся чудесный поселок, я (Глеб) бы даже сказал, сказочный, т.к. вообразить себе не мог, что с тех пор как мы с Ромой ходили в Яппиля, опять увижу эти шикарные дворцы и коттеджи с милым зеленым газоном в апреле (в то время как вокруг на полях лежал снег!), двухметровые заборы, а перед ними еще и низенькие плетеные, как в хоббитоне - для красоты. На каждом втором участке стояли катера, причем, конечно же, не банальные "казанки" или "прогрессы". На карте этого чуда не было, но это и понятно, такое великолепие можно и за 5-10 лет сотворить. Рома предложил дать справочку в налоговую о том, как хорошо живется людям здесь :. Этот поселок, для начала назовем его "N", плавно перетекает в Соловьевку, где по старым картам должен был быть мост.
17:00 Мы сделали короткий привал, чтобы найти мост. Денис с Глебом пошли на разведку в сторону Соловьевки вдоль Бурной, на которой, кстати, льда уже не было. Берег в том месте обрывистый, и вид открывается чудесный.

Суходольское озеро Суходольское озеро Суходольское озеро

Отсюда уже видно Ладожское озеро. Так вот, идем мы с Денисом, говорим о предстоящем походе на Приполярный Урал, и вдруг нас окликает какой-то пожилой мужчина, как оказалось потом, бывший здешний егерь. Он поведал нам о том, что мост взорван во время войны, а ближайший другой - в 80 км отсюда (какой именно он имел в виду, я не понял; до Лосево идти в 2 раза меньше). На вопрос, как же нам переправится на тот берег, он предложил переправить нас на своей лодке. Когда я заметил, что нас четверо и у нас большие рюкзаки, он сказал, что это не имеет значения. Назначил место встречи, и мы с Денисом пошли звать скорее наших. Даже не знаю, что бы мы делали без этого егеря в отставке - моста нет, льда на Бурной нет, своего плавсредства нет, а идти обратно не хотелось. В голове моей смекалистой уже родилась, конечно, авантюра - дойти до Ладоги, по льду озера обойти устье Бурной и перейти таким образом на другой берег. Но помимо моей чудо-смекалки у ребят еще осталось немного трезвости в голове, и идея не получила поддержки. Я особо и не настаивал, т.к. такого опыта форсирования рек у меня еще не было.
Когда все уселись на банки, и рюкзаки были погружены, "пелла" значительно просела, но Суходольское озеродобрый егерь успокоил, что возил на ней аж 10 человек! Во время переправы он рассказал, что "…раньше эта зона была закрыта для простых смертных, и сюда ездили только люди из партийного руководства, пресс-атташе разных стран, а еще сам Ю.Гагарин (!) на рыбалку и охоту…". По дороге к Соловьевке мы проходили участок дороги, где через каждые 50-60 метров стояли 2-х метровые вышки. Вначале мы предположили, что в этом районе проходят ралли и эти вышки сделаны для репортеров и зрителей. Дорога действительно была местами очень сильно разбита, и на некоторых участках висели спецзнаки. К счастью, загадку решил наш опытный паромщик, прозванный Глебом не то Поликарпом, не то Святополком: "…конечно, я знаю, что это такое. Кому еще, как ни мне знать это. Ведь я тут 20 лет проработал. Когда уже упомянутые выше официальные лица приезжали сюда, то мы устраивали для них охоту. Они забирались с ружьями на вышки, а мы гнали на них из болота лосей…". Так-то. И Гагарин значит, первый космонавт, тоже бил животных. Вот в какие знаменитые места нас занесло. Стоимость среднего катера в поселке "N" егерь оценил в $60.000.
Суходольское озероПанкрат (назовем его так) высадил нас на лед на противоположном берегу, позволил себя сфотографировать и повернулся к нам кормой.
17:30 Мы на южном берегу Бурной, ставим лагерь. Этот берег, в отличие от северного, очень низкий, практически весь в тени и потому в снегу. Воду для готовки брали из Бурной. Обед, а по совместительству и ужин, обещал быть царским! Если вы посмотрите на аппетитные шампуры с шашлыком, вам наверняка захочется пойти с нами в поход, так, что в следующий раз думайте, от чего вы отказываетесь. Да, этими фотками можно мучить всех, кроме вегетарианцев, конечно. Шашлык, сочно посыпанный специями с кусочками лука между мясом, томился на раскаленных углях. Все сидели, смотрели и ждали, когда он будет готов. Это были одни из самых тяжелых минут похода, но наше терпение было вознаграждено. По команде Бонда: "Шашлык готов!", мы набросились на мясо и стали его поедать, забыв про картошку, которая была сварена незадолго до шашлыка. Кстати, готовил все это чудо мастер восточной кухни, Суходольское озеросекретный агент и просто наш друг - Дима, в целях конспирации он просил не фотографировать его лицо.
  Этим вечером случилась веселая история. Денис пошел на реку за водой, а гуляет он долго, поэтому все случилось без него. Глеб снял свои боты с высоким голенищем, повесил сушиться носки и пододвинул ноги к костру, таким образом лишив себя всякой работы и только с улыбкой указывал, что нам делать. Это обстоятельство сильно бесило нас с Димой. Сначала он скомандовал: "Рома, быстрее неси кану с водой". Я (Рома) как можно быстрее налил воды в кану и повесил на нашу шаткую конструкцию над огнем. Дальше - больше. Своими неловкими действиями Глебыч задел бревно, на которое я повесил кану. "Скорее поправь бревно!" - прокричал Глеб Бонду, еще более повеселев от того, что события вокруг него развиваются так стремительно (действительно, хлеба и зрелищ, вот все, что нужно человеку). Димон быстро бросился поправлять бревно. Кстати, совсем забыл, Дима взял с собой кроме ботинок еще и кроссовки. И когда мы разбили лагерь, он одел сухую обувь, а ботинки положил у костра сушиться. В то время как Бонд возился с бревном, его ботинки уже облюбовал огонь. В итоге модные шнурки Columbia сгорели, как бикфордовы шнуры. Я (Глеб) сидел напротив и своими глазами провожал сантиметр за сантиметром дорогих шнурков, не в силах пошевелится или хотя бы оторвать взгляд от гипнотизирующего пламени. Глеб, заливаясь смехом, крикнул: "Дима, бросай все на Х..! Твои ботинки горят! Бросай все на Х..". Димон вытащил ботинки из огня со словами: " Б.. шнурки …". У нас с Глебом началась истерика. Это был самый веселый вечер похода. Справедливость "восторжествовала", когда на следующий день сгорели шнурки Ромы, а у меня сломался грузовик от рюкзака и пропали все точки и треки из навигатора.
Суходольское озеро"Понимание приходит с опытом", и, видя все плюсы положения Глеба, я (Рома) снял кроссовки, носки и уселся рядом с ним у костра. Солнце садилось, и мы с Глебом отправили Бонда на пляж сфотографировать закат. Он не в силах был нам отказать.
21:00 Мы поужинали. Остаток вечера просушивали экипировку, Денис заготавливал дрова.
23:30 Отбой. Перед сном вышли на связь с родными и близкими и запланировали встретить рассвет во всеоружии…
P.s. Совсем забыл сказать: поселок "N" назывался Бедняцкий! [tankovie_nadolbi.jpg]

4.04 (понедельник)

7:00 Подъем. Навигатор выдал метеосводку: +0 С. Денис опять вылез первым, первым же он увидел поднимающееся над горизонтом розово-красное солнце. Было тихо и красиво. На завтрак доели мясо и картошку.

Суходольское озероСуходольское озеро

После завтрака Глеб стал показывать мастер-класс вязания узлов. Всем досталось по Суходольское озероверевочке, а Денису даже 8 мм трос. В ходе занятий я, надеюсь, Рома, Дима и Денис запомнили, как вяжутся: простой штык, восьмерка, прямой, дубовый (+петля), фламандский (+петля), хирургический, шкотовый, рифовый, булинь, бегущий простой, констриктор и коровий узлы. Булинь тренировались вязать на себе за 4 секунды. В общем, все с азартом вязали узелки, и время пролетало незаметно.
Суходольское озеро11:00 Все-таки оставалось пройти еще более 20 км до Сосново, поэтому, попив последний раз чайку и прогулявшись до Ладожского озера (на этот раз все обошлось благополучно - уложились в 20 минут), мы собрали лагерь и пошли к Запорожскому. В лесу натолкнулись на несколько любопытных знаков (в том районе вообще до фига всяких плакатов и знаков). Вот, например: "Содержите лес в чистоте!", а снизу маркером приписано: "от новых русских". Так что народец там любым КВН-щикам фору даст.
Ноги до поры до времени к себе внимания не привлекали, а вот вторые штаны пришлось снять. Пока еще не вышли до Запорожского, идти было нормально, тихий лес и свежий воздух навевали приятные мысли, которыми правда никто не делился - молчалось всем временами очень даже хорошо. Село Запорожское не самое маленькое. В этом поселке городского типа есть школа (как минимум одна), магазины и даже что-то вроде своей собственной мэрии. Когда переходили мост через р. Вьюн, то обратили внимание на местную достопримечательность на одном из участков - огромную коллекцию отработанных покрышек на берегу речки. Впечатляет!
Как только прошли Запорожское, маршрут превратился в счет километров вдоль Суходольское озеротрассы. Вот тут-то ножки и начали плакать! Хорошо еще, что торопиться нам надо было только на последнюю электричку, а если бы финны опять в атаку пошли бы? Решили бы построить какой-нибудь отрезок Сиппуккало или луч Перкакколло? Пожалуй, пришлось бы лечь с рюкзаком (сначала хотел написать "броситься") под их танки, не убежал бы точно.
17:00 Сели в лесочке на обочине трассы и на примусе приготовили обед - чай с бутербродами и макароны б/п. Правда, где-то за час до этого мы еще в поле бросили кости и слопали пачку кураги, 2 луковицы с хлебом, морковку и сахара кучку (необычная комбинация, правда? Дело в том, что именно эти продукты лежали в Суходольское озероклапане рюкзака). До этого, кстати, только в книжках про блокаду читал, что сахар, когда был, то ели кусочками. У С.Томпсона тоже кто-то из героев вроде ел так сахар, но теперь ребята и меня научили. Кстати, лук я тоже как яблоки до этого не ел…
Дальше привалы делались чаще обычного, и было понятно, что Глеб идет на морально волевых.
В районе 20:00 мы входили в Сосново, это уже мини-город со своей самостоятельнойСуходольское озеро жизнью. Пройдя по Советской улице около 1 км, мы вышли к магазину, где присели и затоварились водичкой. Подошедший алконавт хотел присоединиться к нам и даже начал уже рассказывать анекдоты и петь песни из Аншлага (слов правда он не помнил), но мы не были настроены провести весь вечер в этом славном месте где, кстати, даже своя система Джекпот есть, и пошли к станции, до которой оставалось еще не так уж и мало. Темнело. Ноги (мои, мои!) уже пульсировали, как у Лапочки из Happy tree friends, после того как ее обожгла медуза!
21:57 Купили билеты на станции, сделали последние фотографии и сели в поезд до СПб. Как только сели в почти пустой вагон, все сразу же сняли обувь и стали потягивать пивко, купленное в Сосново (опять же все, кроме Глеба). Райское наслаждение!!! Съели по пирожку и начали обсуждать наше путешествие. Суходольское озеро

На будущее:
1) кальсончики - очень классная вещь, даже когда отсыревают верхние штаны, ногам все равно тепло и сухо.
2) С навигатором надо баловаться осторожно, иначе рискуете потерять всю информацию, которую вы так бережно вносили в него. На всякий случай, хочу еще раз напомнить всем фраз у, которая белой нитью проходит через всю инструкцию к этому замечательному прибору: "Запрещается использовать gps-навигатор как основное средство навигации!"
3) Глупая собственная ошибка, но все же: берите с собой легкую обувь для лагеря. Она позволит, во-первых, отдохнуть вашим ногам, а, во-вторых, просушить свою основную пару.
4) Россыпной еды (сухари, шоколад, печенье и т.д.) можно брать побольше, скушать на марше по сухарику бывает очень не лишним иногда, причем не только от голода, но и для настроения.

Точки привязок GPS:
лагерь в устье Бурной - 60°37'19.0"; 30°30'18.9"
ж/д Сосново 60°32'55.2" - 30°12'57.7"