13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной)
Год путешествия: 1982
Автор - Василич (nestav@yandex.ru)

О заполярной реке Суле мы узнали из передачи Клуб путешественников. В 1982 году весной Ю.Сенкевич показал фильм кинооператора М.Заплатина "Сула - река тундры". Река нам понравилась своим спокойствием, безлюдностью, красивыми пейзажами, возможностью половить не пуганную рыбу. Река прорезает Тиманский кряж и течет почти от Пеши до Печоры с запада на восток.

В том же 1982 году мы решили пройти по Суле на плоту ПСН-6. Нас было пятеро. Нестеров отец, Нестеров сын и товарищи : Козлов Евгений, Зиедонис Артур, Минц Володя. План заброски выглядел несколько авантюрно: Рига - Архангельск самолет ТУ-134, Архангельск - Нижняя Пеша самолет АН-2, далее либо переправившись через реку Пешу идти до Сулы километров 50 по бездорожью тундры и болотам вдоль телефонной линии, кстати так до нас недели за три к Суле прошли киевляне с катамараном на волейбольных камерах, либо добраться до поселка Волоковая и от него подняться вверх по одноименной речке до озера Сульского (левый нижний угол карты) , а из озера по Сульской виске пройти к Суле.
Карта похода

Сула - река тундрыСула - река тундры

Мы несколько облегчили плот. До Нижней Пеши долетели почти без приключений, однако из-за нелетной погоды двое суток ночевали в палатке около летного поля аэропорта местных линий Архангельска , где познакомились с одним из пассажиров, летевших на Нижнюю Пешу. Это знакомство оказалось очень полезным, потому что на другой день после прилета в Нижнюю Пешу с помощью нового знакомого нас забросили попутным вертолетом прямо на Сульское озеро. Из озера вытекает речушка под названием Сульская виска, по которой мы продрались к реке Сула.
Сула - река тундры

Виска заросла калужницей, сильно обмелела, некоторые участки обсохли.
Лето было стояло жаркое, поход состоялся с 1.08 по 26.08. К этому времени реки , имеющие в основном снеговое питание обмелели.

Вид реки нас очень удивил. Сула тоже заросла калужницей и тоже обмелела. Хариус в реке был, однако ловить его можно было только на перетягу, что и сделали. Поймали первого хариуса. Подремонтировали пропоротый плот, сварили уху, отдохнули.

Сула - река тундрыСула - река тундры

На другой день пошли по реке, но не сплавом, а волоком по траве. Рыбы в траве было много, трава шуршала и шевелилась от движения рыбы. В прогалинках травы ловили рыбу. Хариусы стали покрупнее, попадались и щуки.

Сула - река тундры

Калужницы в реке попрежнему было много, технология волока была отлажена, двое тянули плот, свободные ловили рыбу и фотографировали

Сула на финско-угорском диалекте означает таежная. Сула - древняя река. За свою жизнь река пропилила глубокую долину, по которой тайга пробралась далеко на Север. Долина Сулы - уникальный таежный оазис в тундре, и, если бы не удаленность и труднодоступность Сулы, то этот район нужно было бы объявить заповедником или национальным парком. На Суле соседствуют тайга и тундра. Мало-помалу Сула принимала притоки, становилась более водной, калужница стала отступать.

Уже плывем, не тащим волоком
Тайга над Суслой
А ето бескрайная тундра, поросшая карликовой березковой и мхом
Сула - река тундрыСула - река тундрыСула - река тундры

Не торопясь, с рыбалкой шли мы по Суле, ловили рыбу. Хариус стал попадаться крупнее и много, уже приходилось уговаривать съесть рыбку, потому что ловили рыбу только для еды. Попадалась также и щука, но щук теперь осторожно освобождали от крючка и отпускали, вкусовые качества у хариуса лучше.Ловили на блесны, лучше ловилось на вращающиеся. Успешно ловился хариус и на маленькие колеблющиеся блесны.

На отмелях встречали следы медвежьих лап, очень отчетливые, однако медведей не встретили. Ружье у нас было, но старые охотники не советуют стрелять в медведя без крайней нужды. Промах или ранение медведя смерти подобны.
От деревни Коткино до деревни Нижняя Пеша и далее проходит воздушная телефонная линия. Эта линия начинается в Нарьян Маре и соединяет все поселки. Вдоль телефонной линии проходит зимняя дорога - зимник. Летом зимник не разглядеть. Там, телефонная линия пересекает Сулу, стоит балок телефонистов и вездеход, заправленный соляркой. Кое-что для жизнеобеспечения есть в балке, но лучше все иметь с собой. Когда мы прошли телефонную линию встретили лагерь геологов Печерского геологоуправления.
Сула - река тундры
 Они свертывали свою работу. У них оставались сухари, которыми они щедро полелились с нами. Геологи показали нам агатовые жеоды и сказали, что на отмелях можно найти агаты и закварцованные губки, кораллы.

Теперь каждая отмель прочесывались нами в поисках агатов.

На Суле есть водопад по имени Падун. В этом месте река не одну тысячу лет пилит базальт древнего Тиманского кряжа, на поверхности плит отчетливо видны кварцевые жили с агатовыми жеодами, но выбить жеоды нам не удалось. По найденному нами геологическому молотку с поломанной ручкой мы поняли, что удача отвернулась не только от нас.
Сула - река тундрыСула - река тундры

Дальше по течению Сула пропилила известняковые породы и образовала каньон.
Сула - река тундры
Ниже каньона в Сулу впадает река Щучья.
К устью Щучьей пришли 17.08.

Эта была уже третья неделя похода. Люди несколько устали, острота впечатлений притупилась. Еще в Нижней Пеше работник узла связи Фролов подробно рассказал о своем весеннем молодежном походе по Суле на ПСН-6 и деревянном плоту, рассказал о водопаде на Щучьей и дал нам кроки маршрута - схему телефонной линии связи. Деревянный плот Фролова мы встретили на маршруте. Плот основательно сидел на мели в том месте, где его оставил Фролов. Решили сходить и посмотреть водоспад.
Сула - река тундры

Высота водопада метра 3-4. Скалы зажимают речку в узкую щель такой ширины, что ее можно безопасно перепрыгнуть. Ниже водопада скалы из известняка, вода легко разрушила известняк и образовала каньон.
После недолгого отдыха продолжили путь и через несколько дней пришли в деревню Коткино.

Коткино - древний поморский поселок, там живут рыбаки, животноводы. В то время в Коткино был богатый колхоз со своим санаторием на Черном море, своим БМРТ. У колхоза было большое стадо породистых коров, из молока которых производили знаменитое поморское масло. С большой землей связь поддерживается авиацией. В настоящее время Коткино - база геологов, активно разведывающих Тиманское месторождение нефти и газа. Будет огорчительно, если при добыче нефти будет разрушен уникальный таежный оазис в тундре.
Из Коткина мы улетели самолетом АН-2 в Нарьян Мар, из Нарьян Мара в Ленинград и далее поездом через Таллин в Ригу. В Таллине от эстонца мы узнали что Сула означает "таежная".

Выводы и рекомендации:

Места для рыбалки на Суле и Щучьей отменные, можно поехать с семьей, однако уникальных трофеев не приходится ожидать. Лосось в Сулу не заходит, основная рыба - хариусы, язи и щуки.

Любители агатов, аметистов, закварцованных губок, кораллов могут пополнить свои коллекции прямо на отмелях.

Даже летом бывают холодные дни и ночи, всегда много комаров, нужны репелленты.

Добраться до Сулы, кроме указанного авиационного пути, можно пароходом по Печоре от пристани Печора до пристани Ермица, а там примерно 30 км на попутной машине через Гусенцы до Харьяхи, что стоит на берегу Сулы. По Суле практически везде можно подняться на байдарке.

Материалов о заполярной Суле даже в Интернете нет. По ней перед нами в 1982 году прошли туристы из Киева, отчета не публиковали.

В книге Васильева В.И. и Гейденриха Л.Р. "Тундра Канинская" есть упоминание о Суле, о деревне Коткино, о древних поморах. Другой литературы я не нашел, хотя, судя по названию реки Волоковая можно судить, что по Пеше, Суле шел водный путь с Мезени на Печору.

Дополнительную информацию о реке Суле можно получить у Нестерова Александра Васильевича ( Василича) - nestav@yandex.ru
Фотографии можно посмотреть на сайте "http://pohody1.narod.ru/index1.html" rel="nofollow"