15 октября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Китай
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано

Общая информация

Активная часть велопоход по массивам Сино-Тибетский гор (Китай) в Восточном Тибете проходила с 14 апреля по 04 мая 2019 года. Характер похода – спортивно-оздоровительно-познавательный. Без уклона в духовные и религиозные практики. Общая протяженность пройденного маршрута составила 1 375 км, которые были преодолены за без малого 20 ходовых дней. Общий набор высоты составил почти 25 тысяч метров. Всего было пройдено порядка 20 перевалов. Самая высокая точка маршрута – Перевал Чага 4 802 м. Маршрут проходил по дорогам с различным покрытием. Примерно половину составляли асфальтовые и бетонные. Для возвращения в Чэнду, в конечной точке маршрута был арендован наемный транспорт.

Основная нитка маршрута: Яань – дол. р. Дадухэ – горы Гонгга-Шань – дол. р. Лики – тр. S215 – тр. S303 – Даву – дол. р. Xianshui – тр. S215 – Литанг – тр. G318 – горы Геньен – Литанг

Высотный профиль маршрута

Участники похода: Леша, Алик, Вовка, Дима и Саша (до и после)

Группа состояла из пяти человек:

Александр Наумов (Sasha) – руководство, навигация, фотосъемка, аптечка, кашевар;

Владимир Дубовик (Hol) – хозяйственная часть, видеосъемка, ключник, дневник и отчет по походу;

Алексей Зеленко (3aBall) – веломеханик;

Александр Соловей (Alec), для краткости Алик – горелка, ее тепло и свет, будильник и зарядка видеокамеры;

Дмитрий К. (L) – перевозка, хранение печенек, прочих углеводов и углеводородов, фотосъемка на смартфон.

Мы сознательно не включали в описание общую информацию по региону, Китаю и его культурных и религиозных традициях. Этой информации достаточно в трудах других авторов (ссылки мы добавили в конце). В нашем же отчете только оригинальный контент. В основном он состоит из описания маршрута, дорог и попутных достопримечательностей. А также всего того, что будет необходимым и полезным для тех, кто решится повторить наше путешествие. Разумеется, в отчете вы найдете и фактические треки с удобным просмотром прямо на картах. И конечно же большое количество избранных фотографий (полный альбом доступен в разделе Ссылки).

Для полноты иллюстрации отчета, в некоторых случаях пришлось воспользоваться общедоступными фотографиями. В тексте они отмечены символом «*» в подписи к фото. Права остаются за их авторами.

Подготовка к походу

Планы на поход по Китаю родились еще летом 2018. Китай как раз отменил визу для Беларуси и решение по выбору страны следующего путешествия стало очевидным. Да и горы там – просто класс!

Вначале думали лететь осенью (летом в этом регионе сезон дождей), но потом перекинули планы на весну. И в целом можно сказать не прогадали – погода была вполне хорошая, особенно на высоте.

Подготовку к походу провели основательную. Прочли массу отчетов по этому району. Разработали как основной базовый маршрут, так и продумали варианты объездов возможных проблемных участков и предусмотрели срезки, если будет совсем тяжело. Пользовались информацией из отчетов и online-картами. Красивые виды и достопримечательности искали по отчетам и фоткам в Сети.

Билеты покупали сильно заранее, в октябре.

Физическую форму к походу каждый набирал кто как мог. Кто-то катал всю зиму не прерывая сезон, кто-то крутил станок, кто-то бегал, кто-то ходит в тренажерку. Как говорит Саша – главное держать тонус, а прикатаемся на месте. В целом подготовились все более-менее нормально и каких-то проблем с физухой у участников замечено не было.

Для решения проблемы высотной акклиматизации начинать поход было решено снизу, с равнины. И постепенно набирать высоту. Такая стратегия дала свои плоды и проблемы с горняшкой были краткосрочные и минимальные.

Разумеется, была у нас и встреча по распределению общего снаряжения. Все расписали и закрепили за ответственными. В частности, еду решили готовить на газе и не возиться с бензином. Купить его по отчетам не просто. В пластик отказываются наливать.

Продумали вопросы финансов. В основном деньги брали наличными в юанях, покупали в Минске. Также сделали одну карточку UnionPay (китайская банковская платежная система). В Беларуси карточки этой системы выпускает Белгазпромбанк.

Для связи с родными и друзьями установили на смартфон китайский мессенджер WeChat. Жаль нашу карточку к аккаунту привязать нельзя, а так можно было бы использовать его и как платежное средство. В Китае этот способ популярен и в ходу даже в дикой глуши.

Провели подготовку байков, личного снаряжения. Закупили лекарства и витамины для аптечки. Все как обычно.

Продуктов из Минска с собой не везли.

13 апреля, день второй

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Проходим иммиграционный контроль. Заполняем карточки. Визы нам, как белорусам, не нужны. Проблем с этим не возникает.

Иммиграционный контроль *

В транзитной зоне покупаем симку оператора China Mobile. Стоит $10 на 1 месяц и включает 20 Gb предоплаченного трафика. Сервисы Google не работают – значит мы точно в Китае :)

Аэропорт – так его видят птицы *

Ищем свой гейт. Удобный поезд перевозит нас между международным и внутренним терминалами. Наш багаж зарегистрирован до конечной точки маршрута и переоформлять его не требуется.

Между терминалами ходит поезд *

Улетаем в Чэнду (Chengdu, 成都市). Летим три часа. Посадка в аэропорту этого пятого по величине города Китая и столицы провинции Сычуань.

Международный аэропорт Шуанлю́ (Чэнду) *

Город нас встречает пасмурной погодой. Что ж, это то место, где собака лает увидев солнце. Алик сетует, что купил излишне много крема от загара. Посмотрим, это ведь еще не горы.

Получаем багаж. Китайцы аккуратные грузчики, байки не пострадали, все на месте.

Из аэропорта уезжаем с помощью метрополитена. Метро очень удобное. В городе несколько линий. Но навигация простая, на станциях и в вагонах достаточно информации и индикации, чтобы определиться где ты находишься, сколько станций и куда нужно проехать. Все продублировано на английском. Карточки на проезд покупаются в автоматах. Оплатить можно наличными. Стоимость зависит от выбранной станции назначения. Карточку нужно сохранять до конца поездки. На конечной станции ее нужно опустить в турникет на выход.

В метро Чэнду *

В метро работает служба безопасности с обязательным прохождением багажа и сумок системы досмотра (как в аэропорту). Не все можно провозить, в частности газ в баллонах.

Добираемся до станции Xuaxiba и идем пешком до хостела «Mrs. Panda», где у нас забронированы номера. Лучше бы конечно мы поехали на метро на станцию Xinnanmen, так было бы быстрее и меньше нести тяжеленые байки с багажом на плечах. А так протопали больше километра по кварталам города.

Станция Xinnanmen *

Вокруг нас проносятся практические бесшумные электроскутеры, велосипеды, часто и громко сигналят машины. С первого взгляда хаос и столпотворение. Но к этому быстро привыкаешь. Многочисленные мини-кафе (мы их будем звать «едальни») дразнят доносящимися из глубин их кухонь ароматами.

Устраиваемся в хостеле. Есть душ, туалет, чистое белье, полотенце и даже резиновые тапочки. Отличный вариант для туристов несклонных к роскоши отелей подороже.

Хостел Mrs. Panda *

Делаем текущие дела и выходим на прогулку по городу. По ночным улицам идем к памятнику Мао Цзедуна. Мы живем практически в центре города, поэтому это относительно недалеко. Памятник большой и внушительный. Мао властный и целеустремленный.

Мао, лично

На обратном пути заходим в едальню с меню на картинках и делаем заказ. Местная кухня очень острая и коварная. Тому причина большое количество сычуаньского перца, перца чили и масла, в невообразимых количествах, добавляемых в любое блюдо. Плюс ко всему мясо, курицу там или свиные ребрышки они почему-то рубят вместе с костями. Так и подают посетителю. Поначалу кажется, что есть это нельзя, но мы справляемся. Вообще по незнанию мы просто выбрали не очень удачное место. Позже, основательно разобравшись в местных реалиях, мы практически всегда выбирали заведения, подходящие по вкусовым предпочтениям и ценам. На пятерых вполне можно поесть за 60-80 юаней ($10-12).

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Парни еще не знают, что их ждет в этих тарелках

Основу кухни тут составляет в основном лапша, поровые пельмени (они же момо, они же момошки), рис с добавлением овощей, грибов и небольшого количество мяса или субпродуктов, яйца. Мясо достаточно дорогое. Хлеб присутствует в виде лепешек или паровых булок.

Вообще город нам понравился. Он красивый, на улицах много зелени, деревьев. Высотные дома и небоскребы ярко освещены и радую глаз современной архитектурой.

Ночной Чэнду *

По дороге в хостел покупаем в лавках фруктов, чая и сдобы к чаю. Особенно понравились нам спелые манго. Вкус остальных купленных в этот день экзотических фруктов был бледен на их фоне.

Фруктовая лавка *

14 апреля, день третий, почти ходовой

Чэнду – Яань

Проехали: 11 км
Набрали: 100 м
Высота ночевки: 600 м

Утром подъем. Попили чаю, скинули байки на ресепшене хостела и поехали покупать продукты и газ.

Как потом оказалось, это было не очень верное решение с точки зрения экономии времени. Прямо под боком хостела, в одном квартале, располагается местный рынок, на котором можно купить все нужные продукты и припасы. А газ вероятно можно было найти на улице с большим количеством outdoor-магазинов, которая обозначена на карте. Карту можно попросить у администратора хостела. Но мы не располагали этой информацией на тот момент.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Автовокзал находится прямо под окнами хостела

Едем на метро Decatlon. Газа там не находим. Парни прикупают кой-чего по мелочи из снаряжения. Продавец дает нам координаты магазина сети Sanfo Outdoors.

Жилые кварталы Чэнду

Закупаемся продуктами в расположенном рядом магазине Ашан (Auchan). Едем дальше в поисках газа. На первой точке магазина не сыскали. Едем ко второй, подсказанной продавцом из Decatlon-а. Она находится в Тибетском Квартале. При помощи подсказок, немного поплутав, находим нужный нам магазин Sanfo.

Sanfo в Тибетском Квартале *

В магазине находим такие желанные баллоны с газом. Газ по составу самый обычный, хотя на баллонах написано, что он для высокогорья. К слову, горел этот газ хорошо и проблем с ним не было.

Газ Fire Maple FMS-G5 *

Мимоходом рядом прикупили вяленой колбаски из ячьего мяса. Так, попробовать.

Ну что ж, все прекрасно, пора отправляться в путь.

Городской транспорт *

Для начала возвращаемся в хостел за снаряжением. Едем на автобусе (№ 82), благо это недалеко. В метро с газом не пустят.

Закупились

Стартуем мы не из Чэнду, а из городка Яань (Ya’an, 雅安市). Автобус туда отправляется с вокзала Chengdu Tourist Transportation & Service Center, который расположен в 200 метрах от нашего хостела (собственно мы потому его и выбрали).

Chengdu Xinnanmen Bus Station *

Снова возникает проблема с газом. На входе служба безопасности проверяет багаж. Баллоны не пропускают в здание вокзала. Горюч и не безопасен. Может взорваться.

Не спорим с охраной. Спокойно убираем газ в рюкзак. Выходим на улицу и переупаковываем газ в отдельную герму. Саша с рюкзаком возвращается на вокзал. Вовка гуляет минут 10 по окрестностям с гермой, набитой баллонами. А потом по-партизански просачивается в здание вокзала через случайно открытую боковую дверь. Все снова в сборе.

Покупаем билеты на автобус. Расписание движения продублировано на английском. Спокойно ждем нашего рейса. Кстати на кассе так и не смогли добиться толка от кассира по поводу оплаты провоза байков. Когда садились в автобус, водитель за провоз попросил 200 юаней. Сторговались за сотку. Китай – ни разу не дешевая страна!

Наши велики заняли почти все багажное отделение. К счастью мы этим никого не обидели, у наших попутчиков чемоданов почти не было. Зато теперь мы точно знаем, что в один автобус влезет пять великов.

Пожарная станция

До Яаня ехать немногим более 100 км. Времени это занимает примерно 2 часа. Дорога идет среди живописных пейзажей и чайных плантаций расположенных на террасах склонов холмов. Этот район известен своим чайным производством.

Чайные плантации *

Выгружаемся на вокзале Яаня. Он находится несколько в стороне от основной части города.

Распаковываем и собираем байки. Леша обнаруживает проблему – потерял подседельный зажим. Похоже, забыл в хостеле.

Собрались, упаковались по-походному и поехали в город искать решение возникшей проблемы.

Китай – страна в которой все есть. Зажим подседела нашелся прямо у дороги. Правда, для этого пришлось немножко «развандалить» давно уже брошенный в придорожную канаву прокатный велосипед.

Починка подседела подручными материалами

Время уже позднее, темнеет. Решаем сегодня дальше не ехать. Прямо в городе заселяемся в небольшой отельчик. К слову сказать, найти отель, в который вас заселят, весьма нетривиальная задача. Отель должен иметь специальную лицензию на прием иностранцев.

Поужинали и ложимся отдыхать. Завтра ранний подъем, нужно немножко нагнать отставание от графика.

Рамбутан

15 апреля, день четвертый, ходовой

Яань – Duogongxiang – Xinchangxiang – Перевал Бамбука (1 600 м) – Daxietou – мини ГЭС

Проехали: 103 км
Набрали: 2 100 м
Высота ночевки: 1 400 м

Ранний подъем. Быстро завтракаем и собираемся. Выходим из отеля. Путь продолжается.

Едем по трассе G318. Она популярна у китайцев как маршрут велопутешествий в Лхасу. Трафик на дороге большой, а обочина узкая. Машины сигналят практически непрерывно. С одной стороны, ты получаешь полезное предупреждение, но с другой стороны, от каждого такого сигнала «откладываешь по кирпичу».

Подъезжаем к первому на нашем пути тоннелю. Едем по нему. Очень страшно! Гудят и пыхтят выхлопными газами на подъеме массивные грузовики, ревет вентиляция, освещение слабое, рядом тянется высокий бордюр. Тебе остается только узкая полоска дороги между бордюром и проносящимися мимо машинами. Прямо дорога жизни. В голове только одна мысль: – «Не лечь под колеса!».

Стремный тоннель *

Разумеется, все проходит благополучно. Выезжаем из тоннеля и останавливаемся попить воды в деревушке за ним. Мимо проходит колоритный старичок в традиционной куртке на завязках вместо пуговиц и кепке фасона времен культурной революции.

Мост через Yingijng River

Через какое-то время оставляем трассу G318 и через мост уходим вдоль реки Yingijng в ущелье. Отличная асфальтовая дорога идет через населенку. Похода хорошая, не жарко, ветра нет.

На рынке за булками

В очередной деревушке Xinchangxiang (新场乡) попадаем на шумный местный рынок. Прикупаем булок и помело (фрукт такой), здоровущую помело. В принципе можно было бы и тут закупаться продуктами на первую часть похода, а не тащить их из Чэнду…

Помело

У дороги перекусываем приобретенными продуктами. Как раз доехали до того места, где должны были ночевать по изначальному плану.

Черепичные крыши сараев

Двигаемся дальше. Все еще тянется населенка. Вокруг буйство сочной зелени. Нам после белорусской зимы смотреть на это приятно. Немного досаждает бамбук, что растет вдоль дороги – закрывает обзор для созерцания раскинувшихся в долине пейзажей.

Домики для правильных пчел

Начался перевальный серпантин. Покрытие – уверенная бетонка, уклон небольшой, что-то 2,5-3 %. Но местами крутим передачу 1-1.

Подъем по бетонке

Встречаем много местных жителей. Они собирают побеги молодого бамбука в его зарослях. Их тут особенно много.

Все довольны отличным днем

Встречаемся с двумя немолодыми китайцами на новых модных велах. Они нам явно рады. Энергично что-то пытаются рассказать, фоткаются с нами на смартфоны, дарят апельсин.

Террасы под огороды

е доезжая до вершины хребта, устраиваем обед. Время подходящее. Часок передыхаем. Потом даже приходится пройтись некоторое расстояние ногами, чтобы разогреться и раскачаться.

Входим на безымянный перевал 1 600 м. Для определенности назовем его Перевал Бамбука. Пару фото на память и на спуск вниз по отличной бетонке.

Первый перевалили

Склоны хребта с этой стороны совсем другие. Очищенные и обработанные трудолюбивыми крестьянами, они используются для огородничества и выращивания различных культур.

Сельская идиллия

Встречаем выходы ствола небольшой угольной шахты с расположенным рядом поселком для рабочих.

Угольная шахта

По пути делаем остановку, чтобы полюбоваться на долину в которой выращиваю чай. Видны террасы с чайным кустом и крытые навесы, в которых готовый чай сушится и ферментируется естественным образом.

Чайные кусты

Переезжаем реку по мосту, украшенному цветными флажками. Это первые приметы будущего буйства буддийской атрибутики и символики, которые будут сопровождать нас на всем пути этого похода.

Нарядный мост

Начинаем подниматься по асфальтовой дороге, что идет по ущелью вдоль реки Yingjing. На реке расположено большое количество мини ГЭС, встречаем цеха по распилке камня. Здоровые дисковые пилы шинкуют крепкий красный гранит на тонкие каменные плиты. Они потом пойдут на отделку интерьеров и прочий декор.

Река Yingjing

Проезжаем очередной тоннель, на этот раз короткий и безопасный. На подъеме выдохлись, ноги стали «пустые», мышцы еще не обрели нужную крепость и выносливость. Сели перекусить сдобным хворостом. Немного подсохший, он вполне съедобен, но так тяжело жуется, что у всех сводит челюсти.

Дорога в ущелье

Едем дальше. Встречается множество небольших огородов, которые покрывают буквально любой мало-мальски ровный участок склона.

Проезжаем место с обустроенной площадкой и статуей яка (а может зубра?) из металла. Вовка шутит, что мы слишком забрали к западу и уже колесим где-то по Беларуси.

Зубро-як

Ищем место для стоянки на ночлег. Ущелье, вокруг скалы и крутые склоны. Нам везет, находим удобную площадку в закрытом аппендиксе около одной из ГЭС.

Ужинаем. Быстро темнеет.

16 апреля, день пятый, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Мини ГЭС – тр. X176 – Перевал Неумирай (2 890 м) – р. Дадухэ – Xinglongzhen – Xiakuiwu

Проехали: 75 км
Набрали: 1 850 м
Высота ночевки: 1 200 м

Ночью пошел дождь. Все бы ничего, но взятая в последний момент и не подготовленная перед походом палатка Вовки начала понемногу течь по швам, с которых от времени осыпалась гидроизоляционная лента.

Ночь перед рассветом. Сереет низкое небо. Долину заполнил туман. Сыро. По склону прошуршал одинокий крупный камень. Мимо.

Подъем в шесть. Утро начинается небольшим дождем. Палатки мокрые, как и часть одежды. Завтракаем и быстро выходим на маршрут.

О чем-то предупреждают

Дорога продолжает идти по асфальту, но вскоре он заканчивается. Началась грунтовка со щебенкой, вполне хорошая. Видно, что по ней ездят на машинах.

Сыпет небольшой дождь, солнце закрыто тучами, но не холодно. Подниматься не трудно, уклон дороги приемлемый.

Грунтовка на подъеме

Небольшая остановка на фотосьемку на фоне ущелья залитого зеленью леса и хлопьями тумана. Случайные мандаринки.

Движемся дальше вверх, понемногу набирая высоту. Много ручьев, небольших водопадов. Дорога покрыта лужами.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Ручей через дорогу – это всегда интересно

Градиент увеличивается. Мышцы ног забиваются. Приходится сделать привал и немного насытить организм калориями.

Алик и рододендрон

Достали купленную в Чэнду самодельную колбасу из мяса яка (но это не точно). Вкусная, немного сладковатая, но жевать ее не просто, снова сводит челюсти от усилий.

Водопады в ущелье

Начинается перевальный взлет по серпантину. Уклон дороги позволяет ехать. Но идти получается быстрее. Или это только у Вовки получается?..

Горные ели

На подъеме встречаем первых яков и коров, пасущихся по окрестным склонам.

Первые яки

В три часа заходим на перевал. Его высота 2 890 м. На перевале стоит крестьянский дом, охраняемый сворой злобных собак. Хорошо хоть они почти все на крепкой привязи.

Пока лидеры ждут подъема остальной группы, знакомимся с хозяином дома и собакой Колей. Собаке мы не нравимся. Она нам тоже.

Папоротник

Утепляемся и едем вниз. По началу дорога идет по уверенным грунтам, можно технично «пошуршать» покрышками на спуске. Затем, около ново построенного поселка начинается отличная бетонка.

Несемся по бетонке вниз. Тормоза греются. Сегменты серпантина коротки и крутые.

Леша и Дима не смогли поделить поворот. Леша немного «прилег». Пригождается аптечка, но ничего серьезного.

Лечим Лешу

Продолжаем спуск на скорости 30 км/ч. Сбросить нам нужно аж целых 1,5 км высоты. Саша внизу обещает момошки.

У Саши на спуске «заклинило» палец

Видим указатели на пройденный перевал. На них надписи на английском, видно рассчитаны на туристов. Переводим название перевала как Неумирай. Нам нравится!

Спуск продолжается. Дорога идет по улицам небольших деревенек. Долина населена и весьма плотно. Саша показывает на противоположном склоне старые тропы, по которым местные жители ходили многие сотни лет.

На спуске

В одном месте дорогу частично разрушило обвалом. Идет ремонт. Бульдозер ровняет ковшом покрытие, двигает крупные камни и осколки скалы. Заметив нас – прекращает работу и любезно нас пропускает.

Спускаемся к реке Дадухэ (Dadu River) около деревни Xinglongzhen (兴隆镇). Дальше едем по асфальту вдоль нее.

В попутной деревушке прикупаем немного продуктов, но момошек не находим. Грусть…

Лагерь ставим на подходящем пустыре. Место ровное, но рядом населенка. Впрочем, нас никто не беспокоит. Подошли пару человек, дети. Постояли, посмотрели и ушли.

Ужин готовим под дождем. Но внизу не холодно. Воду брали чистую, из крана около каких-то мастерских. Используем для этого обычные пластиковые 5-ти литровые бутылки.

Дождь вскоре прекращается, даже выходит луна. Вдалеке показались снежные вершины массива Гонгга-Шань (Gongga Shan, 贡嘎山) – нашей ближайшей цели.

План на завтрашнее утро – быстро собраться и завтракать в ближайшей про пути едальне.

17 апреля, день шестой, ходовой

Xiakuiwu – Detuoxing – Duheba – Tuanjie – Jiebeishi – Турбаза

Проехали: 71 км
Набрали: 2 150 м
Высота ночевки: 2 950 м

Подъем в шесть утра. Это становится традицией похода.

Ночью было немного дождя. Зеленая палатка (вторая называлась Желтая палатка) выдержала непогоду, но ее ремонт-обслуживание запланировано на ближайшее удобное для этой процедуры время.

С утра сухо и на небе видны разрывы в облачности. День обещает быть хорошим.

В долину пришло утро

Сборы, чай на скорую руку и выдвигаемся дальше по дороге. Завтракать будем в момошной.

Дорога по-прежнему асфальт и идет на спуск вдоль реки. Понемногу сбрасывая высоту, быстро проезжаем по пойме с десяток километров. Несколько раз пересекаем реку по мостам.

Мини ГЭС на водопаде

А вот и открытая момошная. Заказываем каждому по полной порции и с аппетитом завтракаем. Кстати, место мы выбрали правильное. Пока очищали свои корзинки-пароварки, в едальне вместе с нами завтракали местные жители, пара солдат и группа полицейских. А это верный признак что тут готовят вкусно и не дорого.

И действительно по деньгам вышло очень дешево – 28 юаней ($4,5) на пятерых. Нам еще и парового хлеба маньтоу с собой в дорогу дали бесплатно!

Двигаемся дальше, по пути дозакупаем продукты. Впереди почти 3 дня автономки.

Река Дадухэ

Путь наш лежит на высокогорье и впереди нас ждет перевал 4 500 м. Но сегодня нам на него не нужно.

Печенье из батата

После очередного моста нас останавливает вежливый полицейский. Подъезжает его напарник. На английском оба говорят слабо. Пользуемся переводчиком в смартфоне.

Просят документы, фоткают наши паспорта и отправляют на проверку. Дело движется не быстро. Выясняют наш маршрут. Откуда и куда едем. И прочая…

Горный поток

Мы охотно выдаем информацию, привираем само собой, что тут уже катались и дорогу хорошо знаем. В какой-то момент становится немного волнительно, что нас завернут на другую трассу в объезд.

Но вот они как-то расслабились, начали улыбаться, даже предложили нам сигареты. Вроде все в порядке. Просто затянулась проверка. Продержали они на по итого что-то около часа и отпустили, пожелав хорошего пути.

Кукуруза

Через небольшой тоннельчик сворачиваем на второстепенную дорогу. Началась бетонка и пошел набор высоты.

Солнышко с неба припекает так, что стараемся держаться в тени растущих по обочинам дороги деревьев. Подъем приятный.

Бабуля

Для обеда выбираем чудесное место на ручье с заводью и небольшим водопадом. Купаемся в бодрящей воде. Делаем фото. Просушиваем палатки и отсыревшие вещи.

Искупаться в жаркий день

Пообедав, продолжаем ехать вверх по бетонке. Вскоре заканчивается населенка, а на 55 км нас ждет поворот через мост на грунтовку.

Набираемся высоту. Дорога по-прежнему хорошая. Позволяет как ехать (у кого еще остались для этого силы), так и идти пешком в подъем.

Дерево в цвету

У Вовки после обеда прихватило ногу. Пешая прогулка пошла на пользу, однако дозу витамин с магнием ему удвоили.

Горные пики

Идем по ущелью. С набором высоты постепенно меняется и окружающая дорогу растительность. Подходим к границе зоны роста деревьев.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Поесть – это мы завсегда приветствуем

Ближе к семи часам начинаем искать место для стоянки.

Находим просторную поляну, не доходя по дороге 100 метров до группы строений. По нашим предположениям – крестьянского хутора.

Чистая вода нашлась в ручейке. Залили ее в котелок и поставили на горелку. Для начала выпьем чаю.

Вовка герметизирует швы палатки захваченным для этой цели полиуретановым клеем. Посмотрим, как будет держать…

Снежная вершина на закате

Ужинаем под ясным небом, усыпанным яркими звездами. Вдалеке заходящее солнце освещает снежную вершину высокого пятитысячника. Над гребнем соседнего хребта встает почти полная луна. День удался!

18 апреля, день седьмой, ходовой

Турбаза – Cimei Сun – пер. Zimei (4 500 м) – Yulong West

Проехали: 42 км
Набрали: 1 800 м
Высота ночевки: 3 900 м

Ночью ясно, лунно и холодно. Но до минуса дело не доходит. Вода в питьевых фляжках не замерзла.

Встаем по звонку будильника. Готовим завтрак. Основное блюдо – мелкий зеленый горох, принятый по ошибке в магазине за чечевицу. Замочили с вечера. Минут 40 варим. Не, не готовится. Приходится его жевать полусырым.

На сегодня задача взойти на Zimei La (4 500 метров). Выходим на маршрут в начале девятого часа.

Вчерашний хутор оказывается небольшой турбазой. Дорога на ней заканчивается. Путь по треку оказывается перекрыт воротами на замке. На наше счастье, из домика базы выходит молодой парень и молча отмыкает нам ворота. Идем дальше.

Дорога превращается в живописную тропу. Она вьется среди кустарника. Везде висит маркировка, периодически встречаются большие пластиковые корзины для сбора мусора. Вдоль тропы течет небольшой чистый ручей.

Тропа в зарослях кустарника

Вопреки нашим опасениям, на этом участке довольно много красивых и удобных мест под стоянку.

Переправа через «реку» булыжника

Выходим к каменному потоку. Сейчас сухой сезон и воды в ложе потока нет. Переправляемся по камням, гальке и крупному булыжнику. Ногу нужно ставить аккуратно, все подвижное, травмы нам не нужны.

Массив

Справа высятся укрытые ледниками вершины Tai Shan и Sanlian Feng.

В ложе каменного потока

Неприятность. Ломается зум объектива фотоаппарата Саши. Запасного у нас нет. Ну хотя бы снимает.

Боковое ущелье

Дорога дальше ведет вдоль реки. Приходится то круто взбираться на отроги, обходя прижимы русла, то быстро спускаться по широкой удобной и ровной дороге, что идет по самому ложу реки.

По тропе вдоль прижимов

Проезжаем мимо заболоченного участка долины. Не то недо-озеро, не то солончак.

Болото

Делаем короткую остановку на перекус. Солнышко пригревает, тепло, хорошо!

Где-то в долине

По пути замечаем пару крупных черно-белых птиц – белых ушастых фазанов. Википедия говорит, что они очень редкие, но дальше по маршруту мы их видели в больших количествах.

Проходим узости

Поднимаемся к деревне Tsemed (chin. Zimei Cun). Красивые домики. Что-то строят. На ветру развеваются молитвенные флажки и ленточки. По огороженному загону проносится стадо прирученных косуль.

Впереди показалась населенка

Пересекаем реку по мосту. Дорога сразу улучшается. Видно, что основной подъезд к селению идет со стороны перевала. Это обнадеживает.

Деревня Tsemed

Продолжаем подъем. Ориентиром нам служит линия ЛЭП.

Камни мани

Делаем остановку на обед на ответвлении дороги к монастырю Гонгга (Gonggasi, 贡嘎寺).

Молитвы

Решаем монастырь не посещать, впереди их еще много будет. Да и 500 метров лишнего набора. Велики туда не возьмешь, слишком крутая тропа.

Жизнь в горах

Неожиданная проблема – зажигалка никак не хотят работать. Видно сказывается высота. Наверное, с сотого раза, еле-еле удалось запалить горелку.

Молитвенный флажок

На обед впервые завариваем лапшу быстрого приготовления, местный аналог ролтона. Специи из пакетиков (а их целых три) тоже всыпаем. Даже мелкие перчики. Получается неплохо.

После обеда идем дальше. Высота набирается медленно.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Молитвенный барабан из бочки с приводом от ручья

У местных добываем еще одну зажигалку. Она работает хорошо. Это успокаивает насчет ужина.

Вид с подъема

Начинается сплошной подъем по серпантинам на перевал Zimei. Долго, медленно, тяжело с непривычки. Ощущается высота и недостаток кислорода.

Ехать трудно, приходится идти

Вовка пытается раздобыть ячьего сыра, но возвращается только с головкой чеснока. Подарили.

Вершины массива Гонгга

Несмотря на то, что дорога хороша и идет с удобным уклоном, сил крутить педали нет и мы медленно идем пешком в гору. Воздуха не хватает. Приходится часто останавливаться, чтобы перевести дыхание и успокоить сердцебиение.

Серпантин на перевал

В конце концов, в 18:45 берем перевал Zimei (4 500 м). На перевале очень ветрено и холодно. Хорошо, что утеплились заранее.

Заснеженный хребет

Перед нами раскинулся вид на массив Гонгга-Шань (Gongga Shan, 贡嘎山), с его главной вершиной Minya Konka (7 556 м). Сама вершина пика скрыта в облаке, но в какой-то момент открывается во всей своей красе. Мы это заслужили!

Пик открылся

Вечереет и времени мало. Нужно сбросить высоту. Многим достается от горняжки, хотя в легкой степени.

Начинаем спуск вниз. Быстро слетаем по отличной широкой дороге. Оставляем позади 10 км серпантина. Сбросили 600 метров.

Перевальные туры

Находим место для ночевки рядом с источником воды. Быстро ставим лагерь, растягиваем палатки.

Начинает накрапывать дождь, но быстро прекращается. Хотя совсем неподалеку, буквально в пару километрах выше по долине, откуда мы спустились, основательно так поливает гроза. За соседним хребтом сверкают молнии. А у нас тихо и даже не сильно холодно, градусов так 10°C.

Учитывая высоту и симптомы на подъеме, для профилактики горняжки приняли по таблетке диакарба. Утром повторили.

Звездное небо в горах *

Наступает ночь, ясная и звездная. Отбой, спим, акклиматизируемся.

19 апреля, день восьмой, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Yulong West – Минеральные источники – Перевал 4 570 м – Xinduqiaozhen - Gabaxiang

Проехали: 77 км
Высота ночевки: 3 400 м

Ночью температура опускается ниже ноля. Примерно до -2 – -3°C. Вода во фляжках частично замерзла. Палатки покрылись инеем. По утру вылезать на мороз из теплого и уютного спальника не хочется. Полчаса борьбы с собственной ленью, и мы выпрыгиваем на улицу. Утро ясное. Солнце еще только поднимается из-за хребта и согреет нас не скоро.

Готовим завтрак, едим и собираемся. Одеты тепло. Температура понемногу растет, но на такой высоте холод – это норма.

Последствия горняжки дают о себе знать в виде немеющих пальцев рук (ишемия). Принимаем еще по одной таблетке диакарба.

Ступа и камни мани

Трогаемся в путь. Небольшой участок сброса высоты и выезжаем на гравийную автомобильную дорогу. Она пролегла вдоль реки Yulongxi. По ней мы начинаем подъем к сегодняшнему перевалу.

Едется легко. Ноги не забиты, дыхания хватает. Похоже наш процесс акклиматизации существенно продвинулся.

Проезжаем мимо домов местных жителей. Они отличаются от виденных раньше. Выделяются своей оригинальной архитектурой и особенно красивой внешней отделкой. Яркие краски, острые углы фронтонов. Мы уже в Тибете.

По склонам долины пасутся большие стада яков.

Километры пути пролетают быстро. Вот мы уже подъезжаем к месту запланированной радиалки к минеральным источникам. К нам подходит тибетец в возрасте. Общаемся с ним. Он показывает на смартфоне фотки источников и указывает тропу к ним.

Вовка в шутку на русском языке спрашивает у него, мол как дела, как вы тут живете? На что тибетец радостно отвечает: – «Окей!», дескать все хорошо! И счастливо улыбается.

Продвинутый тибетец

Нам налево и вверх. Несколько километров и пару сотен метров набора.

Полезли вверх по склону. Через какое-то время решаем бросить байки и идти пешком налегке. До источников примерно километр «по птичке».

К источникам

Чисто-условно сцепляем велы страховочным тросиком с замком. Леша просит отставить ему ключ. Я, говорит, в походе на Кипре был ключником, справлюсь. Без проблем. Вовка отдает ему замок и ключ.

Горная лошадка

Идем дальше. Склон тут крутой. Под ногами мелкий сыпучий грунт. Крупные наглые сороки сидят на яках и дерут из них длинную черную шерсть. Видно гнезда утепляют. Яки не против, линька.

Сорока обыкновенная (Pica pica) *

Источники располагаются на двух ярусах. Отложения солей образуют целую связанную перетоками систему бассейнов.

На источниках

Осматриваем их, фотографируем. Пробуем минеральную воду. Она не сильно так что бы и минеральная. По отложениям видно, что она содержит что-то похожее на соду.

Минеральные отложения

Спускаемся обратно. По пути Леша обнаруживает, что ключа от замка в кармане нет. Вероятно, потерял. Шансов найти на местности маленький ключ нет никаких. Но у нас есть напильник.

Знакомьтесь – это наше небо!

Ключ находится на земле буквально в метре от великов. Отличная шутейка родилась!

Возвращаемся на дорогу и продолжаем движение к перевалу. Погода прекрасная.

На идеальной гравейке

Перед перевальным взлетом, в самом начале серпантина, делаем привал на обед. Немного накрывает шквалом крупной снежной крупы.

В 14:00 начинаем финальную часть подъема. Сам путь по серпантину не сложный. Уклон в меру крутой. Местами даже можно ехать в седле.

Набирать нам 400 м. Не спеша идем по серпантину и любуемся красотой вершин массива Гонгга. Главная вершина привычно закрыта облаком.

Массив Гонгга-Шань

В 15:15 Дима заходит на перевал 4 570 м. Остальные подтягиваются в течение пяти минут.

Парни, улыбайтесь, нас снимают

Утепляемся, спускаться нам долго. Целый километр высоты сбрасываем.

Давай на спуск!

Вначале дорога идет грунтовая, но тем не менее весьма хорошая и ровная, без камней. Саша на ней разгоняется до максималки в 52 км/ч.

Ручьи начинаются от снежников

Но после первой же населенки она превращается в великолепную по качеству бетонку. Тут уже и все остальные развлекаются скоростным спуском. Но осторожно!

Ха, бетонка!

Спуск по бетонке долгий и живописный. По сторонам пролетает множество красивых тибетских домов и подворьев. Начинают встречаться символы буддизма: ступыманиволы (mani wall – груды сложенных каменных табличек или камней с выбитыми на них мантрами), мантры, выложенные камнями на склонах гор, небольшие храмы с золоченными крышами.

Храм, ступы, буддизм

Но в то же время в деревнях видны аккуратные детские садики и школы. Над зданиями развевается красный государственный флаг Китая.

Зайкин домик

Доезжаем до большой деревни или поселка Xinduqiaozhen (新都桥镇). Ага – магазины и едальня!

Мантры на склонах гор

Быстро делаем заказ момошек и пока они готовятся – бегом шопиться продуктами.

Тут нашлось все, даже мороженное. Закупаемся овощами, печеньем, даже находим подкопченную свинину. Вот с сыром беда, то ли нет, то ли плохо искали. Но и так хорошо!

Вкусно едим большие порции момошек или пельменей.

Едальня, можно подкрепиться

Время еще не позднее. Выдвигаемся дальше. Дорога идет по асфальту с небольшим набором высоты. Крутим и присматриваем удобное место для ночевки. В итоге встаем на стоянку в небольшой роще деревьев около реки.

Совместная постройка дома всей общиной

Температура не сильно низкая. Это позволяет устроить небольшое купание и постирушку походной одежды.

Воду для готовки берем в ближайшей деревне. Из реки не рискуем, слишком на ней много расположено населенки.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Дом с туалетом на втором этаже

На ужин делаем омлет и салат из свежих овощей. Вкусно едим и наслаждаемся видом заката.

День получился хорошим и физически ненапряженным. Плюс появляется связь и удается пообщаться с родными через WeChat. У сына Вовки сегодня день рождения. Было важно отправить поздравление.

Ночь, звезды. Спится хорошо и крепко.

20 апреля, день девятый, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Gabaxiang – тр. S215 – Tagong Temple – Muya Golden Tower – перевал 3 890 м – Ba Mei Metamorphic Stones Forest – Bameizhen – Jiao’awo

Проехали: 110 км
Набрали: 800 м
Высота ночевки: 3 100 м

Утро выдалось рекордно ветреным. Несмотря на то, что термометр показывал 3°C, по ощущениям это было самое холодное утро из прошедших. Но небо ясное и погода по-прежнему отличная.

Утро в роще

Завтракаем, собираемся и выезжаем дальше по асфальту. Дорога идет по равнинной местности. Горная равнина, естественно.

Погладь яка!

Следующие несколько часов занимаемся вдумчивым вкручиванием и любованием открывающимися по сторонам дороги видами и природными пейзажами.

Долина молитв

Так едем до обеда. По пути встречаем и общаемся с китайцем в настоящий момент живущим в Швейцарии. Позитивный парень.

Жизнерадостный подвесной мостик

Посещаем и осматриваем большой буддийски храм Tagong Temple (塔公寺庙).

Храм Tagong Temple

Поели больших (действительно больших) и вкусных момо. Все еще пытаемся найти где купить ячьего сыра. Надо же в конце концов его попробовать.

Украшения и роспись стен

Дальше по пути большая ступа Muya Golden Tower (木雅金塔). Остановка на осмотр.

У большой ступы

Едем к перевалу. Асфальт, градиент небольшой. Любуемся белой громадиной горы Zhara Lhatse (5 820 м).

Зара Лхатце

Подъем на сам перевал трудностей не составляет. В 15:00 вся группа (на этот раз впереди лидером идет Леша) заезжает на этот небольшой перевал в 3 890 м.

Соблюдаем традиции

Спуск вниз как никогда хорошо. Ровный асфальт позволяется смело разгонятся до 65-70 км/ч. Саша увлеченно ставит рекорды.

Так проезжаем 10 км до попутной местной достопримечательности – скал Ba Mei Metamorphic Stones Forest. Вход платный. Стоит 60 юаней с человека. Забиваем на скалы. Тем более посмотреть на них можно и забесплатно, правда чуток «с далека».

Скальной «лес»

Забавы ради, фоткаемся с рогатым черепом яка, что найден на обочине дороге.

Новый дизайн шлема

Спускаемся в городок Бамей. Устраиваем забег по лавкам. Закупаемся на три дня предстоящей автономки. Сыра и меда нет. Печаль…

Красят ступы

Большой неожиданностью оказывается невозможность купить в лавках банальный рис. Продается только в мешках по 20 кг. Владельцы лавок отказываются отсыпать в меньших количествах. Решение найдено – покупаем нужное количество риса в одной из многочисленных едален.

Их тут 300 штук

И да – китайцы и тибетцы любят торговаться, особенно если цена на товар явно завышена. Цену в легкую можно сбивать на половину. Главное умело вести процесс торга, им это нравится.

Все дети любят сладкое

Движемся дальше по треку и по асфальту. Приближается вечер, а мы тем временем между делом обновляем рекорд дневного пробега – 110 км.

А мы любим большие момошки

Присматриваем место для стоянки на берегу реки, немного ниже по склону от дороги. Воду берем из крана у жилого дома.

На ужин открываем банку тушенки (черная этикетка с большой звездой). Мяса мало, если оно вообще есть, соевый продукт. Покупать можно, на крайний случай.

Сушеное мясо яков

Светит луна, река шумит прямо у полога палатки – наша любимая колыбельная. День, ты прошел слишком быстро!

21 апреля, день десятый, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Jiao’awo – Rangecun – Xiapulongcun – перевал Большой Сугроб (4 600 м) – где-то в долине

Проехали: 42 км
Набрали: 1 150 м
Высота ночевки: 4 150 м

Белорусский велотуризм – бессмысленный и беспощадный! Сегодня нам представится возможность по полной ощутить всю суть и глубину этого выражения.

Утро начинается, как обычно, прекрасно. Легкий морозец, чистое ясное небо. Все отлично! Завтракаем, собираемся. Неожиданно обнаруживается, что колеса байков Саши и Леши поколоты. Видать вчера на тропе колючек собрали. Проблему устраняем быстро. Осторожно выбираемся с места ночевки обратно на дорогу.

Быстрый парень

Едем дальше по асфальту. Впереди показалась конная статуя некого китайского героя. Около нее начинается бетонка. Нам туда.

На пути к монастырю

Подъезжаем к буддийскому храму. Осматриваем, слушаем ритмичные звуки религиозной музыки и читаемых сутр.

Храм

Рядом в поле видна большая позолоченная статуя Будды. К ней не едем, насытились уже…

Фрески и роспись стен

Углубляемся в долину. Бетонка заканчивается у последних домов населенки. Дальше нам по набитой грунтовой дороге.

Охранник

Покрытие дороги каменистое, но градиент небольшой. Скорость движения приемлемая. Едем вполне комфортно.

Яки мохнатые

Останавливаемся на обед. Погода начинает ощутимо портиться. Позади и впереди на долину поднявшийся ветер нагоняет грозовые тучи. Снежная крупа посыпает склоны.

Надо бы утеплиться

Накрывает и нас. Мы как раз снимаемся и выходим дальше. В принципе терпимо. Продолжаем путь. Это была точка невозврата.

Весна, говорите!

Идем. Поначалу дорога очень хороша. Однако дальше превращается в тропы, натоптанные стадами яков в склоне хребта.

Альфа-самец

Местные пастухи как могут предупреждают нас, что дальше будет много снега, по колено. Нас это не пугает – прорвемся.

Погода ярится уже не на шутку. Темные тучи повисли над долиной. Периодически грохочет гром. Снежная крупа сыпет и хлещет по спине. Но видимость пока нормальная.

Дорога все еще есть

Дальше путь ухудшается и становится труднее. Тропинки протискиваются через камни и цепкий кустарник. Огибают местами заболоченные низины долины.

Множество ручьев пересекают тропу. Иногда поток достаточно большой. Однако без проблем проезжается или переходится по камням.

На склонах снег

По обеим сторонам долины тянутся отроги хребта. Вершины гор укрыты снегом. Местами виднеются крупные снежники.

На склонах пасутся большие стада яков. Иногда встречаются низкорослые лошадки. Из нор высовываются крупные сурки, тощие после прошедшей зимы. А снег все сыплет…

Гроза пришла в долину

За очередным отрогом открывается вид на наш перевал. Открывшееся зрелище немного настораживает. Ясно читается подъем к перевалу. Дорога идет прямо в лоб, без серпантина на финальном взлете. Угол возвышения склона мягко говоря удручающе крутой. Но самое интересное, тропа до вершины перевала не доходит, словно обрывается на верхней части склона. Метров 20 по высоте просто темный серый камень, без признаков дороги.

На пути к перевалу

Саша уверен, что обязательно должен быть обратный виток. Верим ему и продолжаем ломить дальше.

На подъеме

Уже и так существенно «упарываемся» на этой нелегкой тропе-трейле. А дальше еще должно быть труднее. Время поджимает. Успеть бы спустится…

Саша

Где-то внутри таится надежда, что вот сейчас тропа свернет в боковой подъем и штурмовать этот крутят не придется. Но эти наивные мечты развеяны суровой реальность. Начинается подъем на перевальный взлет.

Алик

Впереди идет Вовка. Тропа узкая. Под ногами мокрое от свежевыпавшего снега каменное крошево, сыпуха. Градиент 15-20%.

Доходим до конца видимой тропу. Дальше только прямо вверх по склону. Среди камней и по камням. Градиент тут достигается 30%.

Крутой подъем по сыпухе

Что-бы лишне не мучится, Вовка скидывает с байка велорюкзак. Рывками затаскивает велосипед на вершину.

Последние метры набора

В 17:30 Вовка касается перевального тура на высоте 4 600 м (пер. Большой Сугроб). Сразу идет осматривать противоположный склон, по которому должна идти дорога на спуск.

Перевальный тур

На склоне лежит снежное поле. Тропа виднеется ниже метров на 200 по высоте. На перевал находит облако и все затягивает молочной пеленой. Засада.

Молочная пелена, видимости нет

На перегиб поднимаются остальные парни. Переводим дыхание. Устраиваем фотосессию и видеосъемку. Видимость не улучшается.

Нужно спускаться вниз. Но как это сделать?

Попытка спуститься

Начинаем тропежку, ориентируясь на записанный в навигатор трек. Буквально через 25 м пути проваливаемся в снег по пояс. Понимаем, что ситуация становится опасной. Есть не нулевая вероятность подрезать склон и спустить лавину. Такой способ оказаться внизу нас категорически не устраивает.

Тропежка, дальше снег не держит

Пробуем пробиться в другие стороны. Барахтаемся в снегу, но все без толку. Дело не продвигается, а вечер уже подходит.

Саша принимает весьма верное решение: – «Идем обратно!»

В обратный путь

Спуск не менее труден чем подъем. Снега на тропе все больше, видимость все ниже. А кислорода нам явно недостаточно для таких усилий. Да и устали уже порядком.

Перегиб

Быстро темнеет, нужно ставить палатки. Прямо на тропе успеваем найти участок с парой более-менее место ровных мест под стоянку.

Спуск с перевала

Сразу ставим и крепим палатки. Включаем горелки. Снег уже просто валит валом, укрывая все вокруг. Вот это приключение!

Поиски ровного места

Готовим ужин, очень хочется горячего. Снег падает так сильно, что просто засыпает наш импровизированный стол. На всякий случай, хорошенько наедаемся, чтобы ночью было чем греться.

Ужин засыпает снег

Палатки приходится отряхивать от налипшего на них снега. Этим же занимается и ночью. Снега много, и он продолжает идти. Ночь проходит неспокойно.

22 апреля, день одиннадцатый, ходовой

Где-то в долине – Xiapulongcun – Rangecun – перевал 3 950 м – Даву

Проехали: 66 км
Набрали: 400 м
Высота ночевки: 3 000 м

Снег шел всю ночь. Под утро, около палаток были слышны чьи-то осторожные шаги. Звук пролетающих самолетов, сквозь сон казался грохотом сходящей лавины. Хотя взяться ей тут было не от куда. Неспокойно спалось. Неспокойно.

Оранжевый сугроб

Начавшееся утро приносит немного радости и укрепляет надежду на лучшее. Все вокруг укрыто снежным одеялом из которого торчат вершины камней и кустов. Не холодно, градуса 2°C. На дальних склонах снег отражает яркие лучи солнца.

Парни, а где все?

Начинаем готовить завтрак. Но перед этим проводим раскопки сугроба в поисках посуды. Вокруг видны следы зверья – то ли лисица, то ли сурок ходил.

Где мой байк?

Завтрак, сборы и вперед – тропить дорожку на спуск. Хорошо, что мороза нет и колеса наших байков крутятся.

Тропежка, я люблю тебя!

Путь тропим поочередно, сменяя друг друга. В целом снега на тропе примерно чуть выше щиколотки и идти довольно хорошо. Труднее угадывать, где собственно сама тропа находится. Но справляемся.

Вовка

Чем дальше вниз, тем проще идти. Местами свежий снег уже протроплен следами яков и лошадей. Идем по ним.

Снежная долина

Горы выглядят великолепно. На их склонах ослепительно сверкает снег. Вниз скатываются клочья тумана. Пожалуй, эти виды стоят вчерашних усилий.

Путешествие по сказке

Постепенно выходим на широкую тропу-дорогу. Снег быстро тает, тропа раскисает, покрывается жидкой грязью.

Лошади

Спускаем еще ниже. Дальше уже можно ехать. Грязь летит из-под колес. Скорость движения все выше.

Як с хвостом

И вот наконец мы добираемся до бетонки. Дальше по ней катим до знакомого буддийского храма. Не думали, что снова его увидим.

Хребет

Около храма устраиваем обед. Обслуживаем байки – меняем сношенные и стертые тормозные колодки, недавний спуск прибил их окончательно. Смазываем трансмиссии.

Тореадор

После обеда направляемся в уездный город Даву (Dawu, 道孚). Это по асфальту через небольшой перевал 3 950 м. По пути набираем всего 100 м.

Савяси мне сьнуйки

Быстро проезжаем до перевала. Наверху собираемся и начинаем спуск. Сбрасывать нам предстоит 1 000 м на участке почти в 30 км.

Обратно на автодорогу

Спуск по асфальту очень быстрый и долгий. Гоняем. Но осторожно! Главное, как говорят китайцы, не потерять лицо. В нашем случае – физически.

На пути к городу

По пути наблюдаем как дорогу перебегает большая стая обезьян. Несколько сотен, не меньше. Прямо перед движущимися машинами. Смелые!

Обезьяны

Прибываем в Даву и заселяемся в однозвездочный (!) отель. 200 юаней на всех за две комнаты. Название отеля Отель. Качество обслуживания так себе. Даже полотенец не выдали и стиралки нет. Но нам доводилось обходится и меньшим…

Ворота Даву

К слову буквально рядом за те же деньги можно было заселится в частный гесхаус с стиралкой, душем и полотенцами. Но комната там была сырая и холодная и мы забили.

На улицах

Быстро принимаем душ и идем культурно ужинать. Подбираем заведение с меню на картинках. Делаем заказ. Хорошо и вкусно.

Забавно, не можем заказать ни одного блюда с рисом. Рис у них закончился. Беда с этим рисом.

Нужно посоветоваться

На обратном пути в отель закупаем продуктов в супермаркете на следующие два дня автономки.

Большая кровать со свежим чистым бельем. Спальник, ты уж извини, на сегодня у меня другие планы…

Сычуань и Восточный Тибет – Ущелье Желтой реки

12 июля 2019

217 дочитываний

4 мин.

241 просмотр. Уникальные посетители страницы.

217 дочитываний, 90%. Пользователи, дочитавшие до конца.

4 мин. Среднее время дочитывания публикации.

23 апреля, день двенадцатый, ходовой

Даву – Xianshui River– Guyongcun

Проехали: 74 км
Высота ночевки: 3 420 м

Утро и неизменная побудка наступили поздно, в семь. По плану на сборы отводился час времени. Завтракать сегодня было решено в момошной.

За окном только что закончился ливень. Над окрестными вершинами и склонами гор висели хмурые тяжелые тучи. Прогноз погоды тоже ничего хорошего не обещал.

Выбрались на завтрак. Хорошо подкрепились. Мы едем дальше по-любому, капризы погоды нас не волнуют.

Вернулись в отель. Водрузили рюкзаки на байки. Выехали. Дождь прекратился.

Старинная сторожевая башня

Какими-то «огородами» Саша выводит нас по навигатору на трассу. Сразу же перед мостом уходим на второстепенную дорогу, что идет по левому орфографическому берегу реки.

В долине

Важный момент. Прошедшей осенью одну группу на эту дорогу не пустили. А тут еще машина местной дорожной полиции маячит на мосту. Все обошлось. До нас им дела нет.

Желтая река

Дорога идет вдоль реки. По ней нам нужно еще сбросить несколько сотен метров высоты. Но характер рельефа здесь такой, что по итогу, спускаясь вниз, мы набираем на местных «сиськах» 550 метров.

Песчаный холм

Покрытие дороги разной степени раздолбанности. Что весьма нехарактерно для китайских дорог, даже таких провинциальных. Причину мы выясняем чуть позже и чуть дальше по нашему дневному маршруту.

Дамба ГЭС

После прошедших вчера и сегодняшней ночью дождей, покрытие дороги пребывает в плачевном состоянии. Жидкая, липкая, черная грязь течет ручьями на склонах, образует большие лужи в пробитых машинами колеях.

Каменный столб

Все это, да несколько крутых торчков, не дают нам развивать нормальную скорость движения. Плюс случается несколько вынужденных остановок на мелкий ремонт. В итоге, к обеду мы проезжаем всего 25 километров.

Поселок со сторожевой башней

Радует одно – река Сяньшуй (Xianshui River, 鲜水河)! Спокойно текущая в широких берегах около Даву, тут, сжатая берегами ущелья, она беснуется в своем узком ложе, ревет и бросается на стены теснины. Ее желто-бурые воды, мутные после прошедших дождей, вскипают на каменных порогах.

Поток

Шум реки отражается от стен ущелья и заглушает даже звук проезжающих мимо тяжелых грузовиков.

Поля в долине

Само ущелье поражает нас дикой и необычайной красотой своей замкнутости, суровости.

Жизнерадостная религия этот буддизм

После обеда дела у нас налаживаются. Дорога становится более пологой и ровной. Фактически она превращается в грунтовку без явного искусственного покрытия. Временами выглядывающее из туч солнце ее основательно подсушило. Ехать становится намного комфортнее. Колеса уже не скользят, не срываются на неровностях пытаясь сбросить тебя в очередную лужу.

Обеденный привал

Разрешилась и загадка касательно такого состояния покрытия. По правому берегу реки, чуть выше, идет строительство новой современной дороги. Интенсивно возводятся мосты, пробиваются в толще скалы тоннели. Работает много строительной техники. У нас пока нет предположений куда или откуда ведут эту новую трассу.

Указатель

В символическом смысле, эти две дороги мы отождествили с Китаем старым, патриархальным и Китаем современным – энергичным, прогрессивным и технологичным. В настоящем, оба Китая одновременно находятся в одной точке пространства, но на разных берегах великой реки Времени. Такая вот путевая философия.

На лево или на право?

А между тем, мы подъезжаем к месту начала подъема к следующему перевалу. Подъем этот не типичный. Он очень пологий и длинный. Порядка 60 км предстоит нам преодолеть до его вершины. Дорога к нему также идет вдоль реки, но поменьше.

Мост в никуда

Дорога после поворота весьма хороша, и мы с удовольствием набираем скорость. По пути нас накрывает ливнем с градом. Пережидаем непогоду под козырьком информационного табло. Пока идет время, открываем пачку сухофруктов для перекуса. Вкусные.

Новая дорога

Долина или ущелье, по которой пролегает наш путь, окружена крутыми склонами поросшими еловым лесом. Ехать через нее доставляет истинное удовольствие. Периодически встречаются небольшие деревни.

Деревенский дом

Еще дальше дорога вообще превращается в превосходную новую бетонку. Вдоль нее встречаем оборудованные места для стоянок. Проезжаем пару красивых деревень и расписными домами. Все вокруг выглядит прямо как на картинках детской книжки сказок.

Все для людей

Несколько раз наблюдаем странные конструкции, наподобие горизонтальных поленниц. Целые площадки заполнены длинными рядами коротких отрезков бревен, уложенных домиками. В бревнах с какой-то целью насверлены отверстия. Возможно это фермы. Но что или кого на них выращивают? Этот вопрос отложен до момента появления связи с Internet-ом.

Что это за конструкции?

Примечание: мы так и не смогли найти сведений о том, что это за сооружение и какое его предназначение. Уважаемые читатели, если вы это знаете, поделитесь информации в комментариях. Мы вам благодарны!

Для места ночевки выбираем прекрасную поляну у реки в небольшом еловом лесочке. На молодые елки так удобно вешать вещи для просушки.

Крестьянка

После ужина долго пьем чай и смотрим на ясное звездное небо. Такая тишина вокруг!

Питомник

Ночью из леса вышли волки и съели нас вместе с кожурой. Шутка!

Прекрасное место для жизни

24 апреля, день тринадцатый, ходовой

Guyongcun – Eyongtong – перевал Обходной (4 460 м) – Zhelou

Проехали: 52 км
Набрали: 1 300 м
Высота ночевки: 4 040 м

Просыпаемся ясным морозным утром. Готовим завтрак и подпрыгиваем в попытках согреться. Солнце еще далеко за горным хребтом. Его лучи только-только осветили вершины гор.

Сборы закончены. Мы с нетерпением выдвигаемся в путь. На самом деле, нас мотивирует желание поскорее добраться до места, куда уже падают лучи утреннего солнца. Скорее бы попасть под их живительное тепло.

Золотой Будда

Впереди показалась очередная (и последняя на этот день) деревушка. Виднеется большая позолоченная статуя Будды. Саша едет ее фотографировать.

Встречный поток

Бетонка заканчивается за деревней. Дальше идет добротная грунтовая горная дорога.

Бычок

Едем по ней. Катится хорошо и даже приятно. Небольшой градиент этому способствует.

Нежданная бетонка

Спустя некоторое время, неожиданное вновь выезжаем на бетонку. К счастью в сезонном поселке лесорубов она заканчивается. Однако после поселка заканчивается и сама дорога. Дальше нас ведет такая же хорошая тропа.

Давно тут висим

Тропа вьется вдоль реки по склону хребта. В местах прижимов приходится карабкаться в локальные торчки крутых горок.

Тропа вьется по склону

Таким порядком мы едем довольно долго. Изредка нам попадаются домики или, вернее сказать, хижины пастухов.

По долине

Наступает час дня – время обедать. Пока мы заняты пополнении сил, нас накрывает коротким градом. Градины крупные, размером с горох.

Постепенно долина сменяется широким плоскогорьем. Во множестве пасутся стада яков и лошадей.

Украшение деревьев

Наша тропа разветвляется на множество тропинок, по которым гоняют скот. Но общее направление сохраняется.

Склоны гор насыщены влагой, поэтому тропинка довольно грязная. Иногда приходится ехать прямо по мелким ручьям, текущим нам навстречу. Более крупные ручьи стекают по прорезающим склоны гор ложбинам. Прямо от недалеких снежников. В некоторых водоемах замечаем мелкую рыбу. Возможно это форель. Вообще с дикой живностью тут все в порядке. Ее никто не стреляет и живется ей тут привольно.

Верховье

Набор высоты продолжается. Встречаем пастуха из местных. Он интересуется нашим путем. Показываем карту и трек на ней. Получаем предупреждение, что на перевале много снега. А также он нам указывает на другой перевал, рядом.

На подъеме

На этот раз мы принимаем правильное решение. Ну что бы не получилось «Як тады!» (рус. «Как в тот раз!»).

Тропа к перевалу

Идем на указанный обходной перевал. На подъеме к нему открывается вид на нашу изначальную цель. Даже с расстояния примерно в 5-6 км, видно, что подходы к этому перевалу покрыты снегом. Сам перевал обращен на север, значит снега там еще больше, он точно закрыт снежником. Возможно, что все же он проходим, но мы на этот раз рисковать не стали.

В 16:50 восходим на перевал Обходной (4 460 м). Судя по отчетам, русские группы ходят большим перевалом (4 700 м). Так что это выходит такой немного смешной первопроход. Делаем перевальное фото у тура, сложенного из кварца. И на спуск.

Перевал Обходной

Первая часть спуска очень динамичная и техничная. Тропа идет узким синглтреком по краю склона через можжевельниковые заросли. Проехать тут с полностью отпущенными ручками тормозов весьма непросто и требует хорошего мастерства. Лучше помедленнее.

Сингл на спуске

Вторая часть представляет собой добротную широкую дорогу. Едем по ней быстро.

Дальше нам по дороге

Через несколько километров она выводит нас в большую и широкую долину. Высокогорье во всей своей красе. Простор, тишина и холодный к вечеру ветер.

Срезка получилась отличной. Даже немного укоротили трек, километров этак на 15.

Высокогорье

Быстрый перекус печеньем и продолжаем наш путь. Крутим в набор высоты. Любуемся на долину и виднеющиеся вдали снежные хребты. Холодает. Вечереет.

Стада пасутся на склонах

Среди кочковатого луга находим удобное место для стоянки. Рядом течет мелкий ручей с чистой водой. В стороне – небольшое озерцо, на котором гнездятся утки-мандаринки и еще какие-то красивы то ли гуси, то ли утки.

Дальний хребет

После захода солнца резко холодает. Ожидаем ночью до -10°C. Воду в емкости набираем с вечера, так как есть опасения, что ручей к утру просто перемерзнет.

Отличный был день, и погода была отличная!

25 апреля, день четырнадцатый, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Zhelou – перевал Цветных Шатров (4 450 м) – Seweicun – Ni Gugongba – точка поворота обратно (3 900 м) – ущелье

Проехали: 69 км
Набрали: 1 400 м
Высота ночевки: 3 350 м

Ночь выдалась ясной. А учитывая высоту более 4-х тысяч метров – очень морозной. На рассвете термометр показывает -7°C.

Выкинь иней из палатки

Немного неспокойному сну, помимо холода, ночью способствовала практический непрерывно лающая в недалекой пастушьей хижине собака. В какой-то момент с окрестных склонов горы донесся близкий заунывный волчий вой. Ну как без этого?!

Все замерзло

Тяжело вылезать утром из теплого спальника и палатки. Начинать обычные дела. Хорошо еще, что вчера удобно стали, так что восходящее солнце скоро добралось до нас. Стало много лучше.

Гигиена, обязательно

Прямо с утра нас ждет набор высоты на перевал. Движемся к нему. В самом начале, после небольшого взлета, следует быстрый спуск в лощину. Теряем какое-то количество высоты, но немного.

Черные красавцы

На перевал ведет серпантин. Дорога на подъеме отличная, ровная, без камней, с удобным уклоном.

Таши деле (привет)!

Вершина перевала украшена множеством цветных флагов и ленточек. Они собраны в конструкции в виде шатров. Присваиваем высоте название Перевал Цветных Шатров (4 450 м). Первыми на него заезжают Дима с Лешей. Остальные их догоняют в скором времени.

Перевальные украшения

Традиционно делаем памятные фото на фоне открывшегося пейзажа новой долины.

Тщательно утепляемся для спуска. Сбрасывать на этот раз больше километра.

Большой маниволл

Спуск очень крутой, но проходит по хорошей дороге. В самом начале она типично грунтовая, но после нескольких витков серпантина переходит в бетонку.

Саша

Проезжаем весь длинный и захватывающий дух спуск. Выкатываем к автомобильной трассе.

На спуске

Прямо на перекрестке, в небольшом магазинчике прикупаем немного съестных припасов.

Веселый электромонтер

Едем вверх вдоль реки. Асфальт. Наша цель – поворот в следующую перевальную долину.

Трехэтажка

По пути ищем нужные продукты. В магазинах деревушки Le'anxiang (乐安乡) выбор скромный. Кое-как закупились.

Закупы

Солнце стоит высоко и палит нещадно - 40°C, сковородка. Начинаем подъем по ущелью и ищем место для обеда.

По дороге

Попадается отличная площадка. Очень удобно расположились. Пока греется вода в котелке, сходили на реку искупаться.

Заканчиваем обед и движемся дальше вверх по ущелью. Дорога хоть и каменистая, но весьма интересная. Короткие просветы так и манят заглянуть, что там за очередным изгибом и поворотом.

Подвесной мост

Проходит время, уклон дороги существенно повышается. Катить байк в руках становится более удобно чем ехать в седле. Проходим много переправ через поток по бревенчатым мостам.

Развилка. Основная дорога уходит вправо. Мы же идем по тропе, согласно треку. Начинается сложный рельеф. Тропинка по-прежнему читается. Идти по ней можно. Виден след проехавшего мотоцикла. Это успокаивает.

Струи водопада

Несколько километров пути. Подходим к резкому перепаду крутизны склона на подъеме. Тропа рассыпается на обычные ячьи тропинки. Что-то не так.

Высота 3 900 м. До перевала по треку 4 километра, а набирать еще 900 м. Что-то определенно не так!

Пока Вовка делает небольшую разведку впереди по треку, со стороны перевала к группе спускаются местный житель со своей женой (или подругой). Как может, он объясняет нам, что дальше идти не стоит. Очень крутой подъем. Ходят только яки. А мы знаем, как это бывает!

Объясняемся «на пальцах». Рисует на бумаге схему объезда. Мы сверяемся с картой генштаба. Возможно есть проход по основной дороге, что мы оставили на предыдущей развилке.

Спускаемся обратно к развилке. Местный едет с нами на своем мотоцикле. Похоже он возвращается в населенку внизу долины.

Развилка. Все равно показывает, что ехать туда не нужно. Вероятно, его объезд подразумевает дорогу по асфальту.

Поскольку уже вечереет, то у нас есть три варианта как поступить:

1. Остаться ночевать на развилке. Утром спустится вниз и ехать объездным маршрутом.

2. Проехать по большой дороге в сторону предполагаемого перевала и на месте понять сложно ли его пройти. В случае неудачи действовать по п.1.

3. Прямо сейчас спускаться вниз и ночевать на ранее обнаруженном удобном месте, где обедали.

Немного поразмысли, остановили свой выбор на варианте 3.

Позже в Минске внимательно изучили спутниковые снимки. Нет однозначного понимания проходимости перевала с той стороны. Дорога ведет к небольшой группе строений. Дальше троп не видно. Но до дороги расстояние тоже не слишком большое. В общем непонятно…

А проходим ли перевал?..

А тем временем мы довольно быстро спускаемся до поляны и устраиваем стоянку. Проведшее вместе с нами целый день солнце, скрывается за хребтом. Темнеет.

На ужин готовим рисовую лапшу и открываем консервы взятую на пробу. И то и другое оказывается весьма посредственным по вкусовым качествам. Вареные слюни Чужого вместе с его потрохами…

Компенсируем это дело вкусным чаем с медом и на боковую.

26 апреля, день пятнадцатый, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Ущелье – S217 – Rulongzhen – X037 – Pichaxiang (Pica)

Проехали: 79 км
Набрали: 850 м
Высота ночевки: 3 330 м

В это утро, первый раз за поход, мы просыпаем подъем. Желтая палатка говорит, что не услышали звонок будильника из-за шума реки. Так это или нет, но мы встаем на час позже положенного.

Завтрак, сборы. Нас ждет возвращение к асфальту.

Быстро проезжаем оставшийся кусок лесной дороги и устремляемся в обратный путь. Движемся по трассе на юг.

Леша

По правде говоря, вот тут конечно нужно было поехать на север, объездом через Dagaixiang (大盖乡) – Wudu (乌都) – Zhuqiecun (祝切村) – Xiangda (相达). Но у нас на этот раз как-то не сложилось с навигацией. В общем был выбран другой путь, тоже выводящий на наш плановый трек.

Правильный объезд

По автотрассе едем что-то порядка 38 километров. Дорога в целом идет вниз, но на локальных горках мы в совокупности набираем около 500 метров.

Деревушки вдоль реки

Доезжаем до городка Жулун (Rulongzhen, 茹龙镇), центра уезда Ньягронг (Xinlong). Тут у нас по плану обед и закупка продуктов на следующие три дня предполагаемой автономки.

Обед

Все проворачиваем четко и быстро. Даже появляется мысль побаловать себя дурианом, но останавливает цена в 200 юаней ($30). Откладываем этот пунктик на окончание похода.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Гэсэр (не из Ночного Дозора)

Снова асфальт, снова крутим педали в горочки и слетаем на спусках. Траффик машин не большой. Проезжаем около 23 километров. Мост. Поворот на второстепенную дорогу в долину.

Покрытие дороги разительно изменилось. Под колесами плохонький асфальт, местами переходящий в грунтовку. Но тем не менее ехать вполне хорошо.

Ослики

Едем через ущелье. По сторонам вздымаются огромные кручи скальных массивов. В вышине кружат орлы. Погода отличная. Не жарко.

Орел парит над ущельем

Засада! Нас останавливает полиция. Несут всякую чепуху про плохие дороги, ремонт и ухудшающуюся погоду. Связываются с каким-то «моим другом из правительства»… Но общий смысл понятен – нас не хотят пускать дальше по маршруту. В свою очередь, мы лепим отмазки про желание посетить горячие источники, указатель на которые мы видели при въезде в долину.

Письмена на камнях

Подъезжают еще какие-то люди. Мимо пробегают тренирующиеся армейцы. Парни тут же придумывают легенду про секретную базу, стартовые установки ракет и мегасекретные локаторные станции впереди по маршруту.

Ступы

В согласии с распространенной в Китае политикой мягкого сопротивления и давления, нас мурыжат больше трех часов. График движения накрывается тазиком и стыдливо уползает в сторонку. Начинает темнеть.

В долине

Кое как договариваемся, что нас пропустят к ближайшему месту, где можно поставить палатки на ночевку. Полиция нас сопровождает.

Вроде ступа, но деревянная

Ставим лагерь. Полиция даже помогает съездить в деревню на машине за чистой водой.

Скальные кручи

Готовим ужин. Пробуем купленную в банке ветчину. Она прекрасна!

Укладываемся спать. Вынужденная задержка немного «под-убила» настроение. Но теплится надежда, что завтра так или иначе мы продолжим наш путь в горы.

В голове рефреном звучит композиция Mo-Do «Eins zwei Polizei».

27 апреля, день шестнадцатый, ходовой

Pichaxiang (Pica) – S217 – Nadu – Wari – Nadu – S217 - Kaogong

Проехали: 111 км
Набрали: 1 400 м
Высота ночевки: 3 600 м

После вчерашнего фейла с побудкой, меняем ответственных. Теперь первым будильник звенит в Зеленой палатке. Алик пинает Вовку в бок призывая к подъему. Голосом будим Желтую палатку. Завтрак и сборы немного нервные. Хочется поскорее уехать вперед.

Замечаем, что туда-сюда проезжает полицейский пикап – пасут значит. Приключения продолжаются.

Заканчиваем сборы. К месту ночевки подходит полицейский. Стремный какой-то. По виду и запаху – бухой. Бухой полицейский при исполнении?! Мы по-прежнему в Китае? Что вообще происходит?!

С помощью переводчика в смартфоне пытается нам дать понять, что дальше нам ну никак ехать нельзя. Игнорируем этого типа и едем по дороге в деревню. Буквально через километр утыкаемся в армейский блокпост. Ну все, похоже дальше действительно никак.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

На въезде в деревню – шлагбаумы

Дорога перекрыта новенькими заградительными барьерами, солдаты на посту во всем снаряжение, с брониками. В руках двухметровые шесты. Лица напряженные. Офицеры суетятся, поправляют персональные видеорегистраторы на подчиненных. Ведется видеосъемка. Ничосе они подготовились! За ночь что ли все тут обустроили или так и было задумано? Но такое внимание к нашей скромной компании нам льстит.

Ребята действительно подготовились. Старший из вчерашних полицейских с диктофона дает послушать заранее записанную на английском речь про то, что проезд дальше для иностранцев запрещен и нас просят (просят!) вернуться обратно на автотрассу. Тысяча извинений! Разумеется мы не упираемся и разворачиваемся на 180°. Ну еще бы, такие дрыны (палки) у этих армейцев в руках…

Приходится возвращаться

Немножко рассержено говорим нашим «доброжелателям» Thanks! и укатываем на спуск. Вдогонку доносится: – «Thank you!» Эх, надо было еще попросить разрешения сделать с ними селфи. Авось бы прокатило! Такой бы кадр получился на память об этом инциденте. Такие вот белорусы упорные (или упоротые?) в достижении своих целей, что остановить их может только армия.

Храм

Спускаемся до дороги и достаем обзорную карту. Ищем варианты выхода на наш плановый трек. Ниже есть боковой приток к реке. По карте вроде годится. Надо проверять ногами.

Тибетская семья

Пилим по трассе до него 20 км. Снова мост через реку, небольшая населенка. Дорога в долину есть. Хорошая бетонка. Это радует.

Парни

Счастье, как всегда, быстротечно. Через 10 километров бетонка уходит в сторону, а вдоль реки тянется узкая извилистая горная тропка. Нам по ней никак не пройти с нашими байками.

Речка выходит из каньона

Обедаем, купаемся в реке и едем обратно. Теперь уж точно остается один логичный путь – прямо в Литанг (Litang, 理塘县).

Горные деревушки

Ехать по трассе быстро, но скучно. Единственным развлечением на этом участке пути оказывается не освещенный, темный, длинный и глубокий тоннель с поразительным эхом. Немного развлекаемся в нем, едучи практически на ощупь (один фонарик все же включили). Благо ни попутных, ни встречных машин нет. Алик в этой темноте находит канцелярскую кнопку. Колесом находит. Молодец, сумел!

Дружеское фото

Вскоре после тоннеля поворачиваем на боковую дорогу в сторону Литанга. Это отличный асфальт. Дорога идет с легким набором высоты, градиент где-то 2,5%.

Речной поток

По ней мы и едем оставшееся до вечерней стоянки время. И езда эта, не в пример предыдущей, гораздо интереснее. Чистой воды из ручейков достаточно, мест для возможных стоянок – практически везде. Встречаются деревни с работающими продуктовыми лавками.

Тибет в лицах

Выбираем себе местечко по вкусу. Обустраиваемся. Готовим ужин. Завтра с утра идем к перевалу, на перевал и спускаемся в Литанг.

Красавица лошадка

Дальнейший план такой – ночь проводим в хостеле, а затем выходим на кольцевой маршрут вокруг вершин горного массива Геньен.

С этими мыслями и засыпаем.

28 апреля, день семнадцатый, ходовой, полудневка

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Kaogong – S217 – перевал (4 450 м) – перевал (4 590 м) – X004 – перевал (4 450 м) – Литанг

Проехали: 60 км
Набрали: 1 300 м
Высота ночевки: 4 000 м

День начинается как никогда прекрасно. Нехолодное утро, всего +3°C. Сытный завтрак. Продукты не экономим, так как впереди населенка и магазины.

Для начала дневного пути продолжаем ехать по асфальту. Все как вчера. Время раннее, машин практически нет. Удается увидеть много дикой живности, в основном птиц. Даже близко подъезжаем к грифу, треплющего на обочине тушу дохлого яка.

Начинается затяжной подъем по серпантину. Едем и идем его кто как хочет. Солнышко светит, легкий ветерок, хорошо!

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Подъем к перевалу по тропе

Примерно километр не доходим до вершины перевала. По еле заметной тропе забираем вправо по крутому склону на холм. Саша ведет нас по навику. Говорит так будет интереснее. А мы вроде и не против!

В 10:50 отмечаем взятие перевала 4 450 м. Практически прямо у перевального тура начинается горная тропа. Петляя по окрестным склонам, она огибает несколько локальных долин.

Сборщица

Катаемся по этой тропе в свое удовольствие. Между делом набираем еще немного высоты. Отмечаем прохождение высшей точки на 4 590 м.

Модницы

Находим подходящий ручей и устраиваем обед. Тропа направилась вниз и теперь самое время подкрепить силы перед спуском.

Большой привал

Местные бродят с небольшими заступами по кустам и что-то ищут. Может кордицепс, может радиолу розовую.

Одна из девушек интересуется нашим Димкой. Завязывается общение, где молодые люди пробую научить друг друга базовым фразам по-английски и по-тибетски. Такая вот языковая практика.

Общение

После обеда получаем наслаждение от роскошного спуска по ровной грунтовой дороге. Долгий, быстрый, техничный.

Спуск по гравейке

Выезжаем на асфальтовую дорогу. Она ведет в сторону Литанга. Снова спуск. Впереди дорога меняет уклон и идет в набор высоты. Саша говорит, что это невысокая горочка.

Пустынный пейзаж

Начинаем карабкаться. За поворотом, к нашему полному удивлению, открывается вид на серпантин к еще одному перевалу. Коварно!

Подъем хоть и длинный, порядка 7 километров, но профиль его очень плавный и можно ехать без особого труда. Вот такой вот послеобеденный «нежданчик»!

Идеальный асфальт

Проходим и этот перевал с высшей точкой 4 450 м. На перегибе нам открывается восхитительная по красоте панорама уже не далекого горного массива Геньен (Genyen).

Перевал Нежданчик

Над горами беснуется непогода. Видно, как по хребтам и вершинам хлещут плети града и снежных зарядов.

Вид перевала

А наш путь лежит в Литанг. Дальше только спуск по серпантину среди склонов пустынных холмов. По пути делаем остановки и фотографируем сверху город и монастырь.

Литанг

В городе первым делом ищем отель. С душем, полотенцами, все как полагается. Отельчик наш называется «Potala Inn».

Центральная площадь

За два номера (2-х и 3-х местный) просят 270 юаней ($40). Торгуемся с хозяином и немного снижаем цену – 230 ($35).

На улицах города

Приводим себя в порядок и идем ужинать в город. По пути заходим на местный рынок. Вовка наконец-то находит сыр.

Фруктовая лавка

После ужина пробегаемся по лавкам и закупаем припасов на шестидневный автономный выход в горы вокруг массива Геньен. Вечером устраиваем чаепитие с купленными вкусняшками.

Украшения торговой улицы

29 апреля, день восемнадцатый, ходовой

Литанг – G318 – Litang River – Anwacun – Горячий источник

Проехали: 76 км
Набрали: 800 м
Высота ночевки: 4 300 м

Утро в отеле, это не утро на природе. Из палатки вылезать не нужно. Завтрак готовить не нужно. Так и облениться недолго. Просыпаемся и неторопливо собираясь готовимся идти завтракать в кафе.

Из окна видно, что все окрестные хребты закрыты облачностью. Где-то идет дождь, где-то склоны посыпаны свежим снегом, что выпал прошедшей ночью. Бодрая картинка.

Golden-ступа

Позавтракали в едальне прямо напротив отеля. Саша с Вовкой метнулись на рынок и дозакупили кой чего в дорогу. В частности, больших лепешек. Они у нас идут вместо хлеба.

Ворота на запад

Пакуем велорюкзаки, закидываем их на байки и выдвигаемся из города.

Мохнатые попутчики

Дорога (асфальт) идет по горной долине с небольшим набором. Это уже знакомая нам трасса G318. Едем по ней порядка 40 километров. Еще полторы тысячи и были бы в Лхасе.

Бигборд

Но нам налево, в сторону горной гряды. Реку пересекаем по мосту.

Переправа по мосту

В «поле» асфальт продолжается. Хотя дорога стала гораздо уже. Навстречу едут тяжелые грузовики. Где-то явно идет стройка.

Долина

Выдаем еще 25 километров по практически плоскому пространству высокогорной равнины.

Бычки резвятся

Асфальт заканчивается в деревне. Улицы пусты, дома выглядят покинутыми. Даже собак почти не видно. Но это только так кажется – все в горах, заняты выпасом яков и прочей домашней живности.

На высокогорье

За деревней пересекаем реку по деревянному мосту. Полевой дорогой и тропами едем вдоль реки вверх по течению.

Пастбища

Еще порядка 8-9 километров и мы добираемся до нашей сегодняшней цели №1 – горячим источникам.

Ячьи стада

По описаниям нас должны ждать две обустроенные ванны-купели с холодной и горячей водой.

Вершины

Немного поискав, находим нужное место. К сожалению, воспользоваться ими не представляется возможным. Та которая с холодной водой в полном порядке, чистая и наполненная. Но вот купель, в которую втекает ручей из горячего источника вся забита нечистотами и грязью. Видно яки успели раньше нас. Вычистить ее нечем. Хоть бы ведро какое поставили…

Парни, какие же вы классные!

Времени еще много, но идти на перевал сегодня уже поздно. А тут еще и непогода налетела. Сильный ветер, начинает идти снег. Быстро находим прикрытое от ветра склоном место для палаток. Устанавливаем их на оттяжки по штормовому.

Ненастье идет

Готовим ранний ужин. Зато чаю можно попить сколько хочешь. Газа у нас много, экономить не нужно.

Стада уходят в укрытие

На часах полседьмого, а мы уже разбредаемся по палаткам и залезаем в спальники греться. Каждый ищет себе занятие, так как ложится спать еще рано.

Низкая облачность

Вовка что-то пишет в походном дневнике, Саша взялся читать вслух очередную главу из «Маленькой красной книжечки». Походные традиции, они такие!

Солнце ушло за горы

На завтра в планах взять перевал и выйти на давно потерянный в переплетении прошедших событий плановый трек.

30 апреля, день девятнадцатый, ходовой

Горячий источник – перевал Чага (4 802 м) – Daxiukuo

Проехали: 44 км
Набрали: 700 м
Высота ночевки: 3 900 м

Ночью пошел снег. Пришлось несколько раз отряхивать палатку от налипших на нее сугробов. Несколько тревожно – позволит ли погода уйти на перевал?..

Ранним утром

Утро хмурое. Однако видимость в сторону перевала достаточная. Это обнадеживает.

Сборы

Подъем затянулся. Но понемногу раскачавшись мы готовим завтрак и собираемся. Часть вещей приходится откапывать из-под снега.

Погода улучшается

Саша, к нашей большой радости, принимает решение идти на перевал сегодня. Снежный покров примерно 8 см толщиной. Это не должно быть существенной проблемой для предстоящей тропежки.

Двинулись к перевалу

Начали. Короткий спуск в долину от места нашего укрытия. Подход к реке.

Дима и Алик

Реку нужно бродить. Воды в основном русле примерно по колено. Плюс несколько боковых протоков и парочка огромных луж с илистым мягким дном.

Горная цепь

Почти все снимают основную обувь и одевают тапочки. Камни.

Брод

Вода разумеется холодная, но по сравнению со снегом кажется теплой.

Хозяева долины

Выбираемся на подъем. Обуваемся. Начинаем карабкаться вверх по склону.

Тропа на подъеме

Тропа есть. Она уже даже пробита проехавшим здесь мотоциклом. Но все равно идти достаточно трудно. Под ногами скользкие от снега камни. Уклон значительный. Ноги оступаются и срываются.

Туристы

Так идем примерно 9 километров. По ходу дела дорога немного выполаживается.

Высокогорные пастбища

Тропежка, подъем по тропе и любование белоснежными вершинами гор. Двумя практически параллельными рядами вершины окружают долину, по которой мы поднимаемся.

Ручей в верховье

Подходим к перевальному взлету. До перевала еще 3 км «по птичке». Тут дорога-тропа окончательно заканчивается и дальше нужно идти по тропинке протоптанной кочующими яками.

Лепим снеговика

Стоим у кочевого стойбища. К нам подходят дети и взрослые. Дима и Леша лепят пару снеговиков. Дети в восторге. Один из пожилых тибетцев опрокидывает эти снежные фигуры и что-то сурово выговаривает нашим ваятелям. Понастроили тут идолов…

Низвержение демонов

Подъем крутой. Проходит среди камней. Плюс высота. Приходится основательно потрудится.

Подъем по заснеженной тропе

В 13:35 Вовка и Дима слаженно поднимаются на перевал Чага (4 802 м). Высшая точка этого похода. Перевал получает «походное» название Снежный.

Еще немного вверх

На вершине перевала раскинулось небольшое озеро.

Саша

Поднимается остальная команда. Делаем памятное фото и начинаем спускаться. Очень хочется обедать.

На перевале

Да, все время подъема нам сопутствует отличная погода. Солнце светит не переставая. Это даже немного сказывается на зрении, несмотря на солнцезащитные очки.

Перевал Чага

Обед прошел. Подкрепившись неизменным «ролтоном», мы продолжаем спуск. Проходим пустую горную деревушку. Среди запертых домов бегает одинокий заяц. Тишина.

Обед

Дорога вниз оказывается непростой. В начале тропа вьется змеей среди и по камням. Затем упирается в разливы реки. Какие-то потоки приходится бродить, где-то ехать просто по тропе-ручью.

Переправа через поток

Справа по курсу показалась дорога. Перебираемся на нее. После выпавшего и растаявшего снега (а может это был дождь), она находится в очень плохом состоянии. Пробираемся по ней какое-то время.

На спуске

Впереди работает дорожная техника. Здесь и далее на спуске ведутся работы по устройству полноценного твердого покрытия. Думается, что через год этот трейл полностью закатают в бетон.

Хромой экскаватор

Дорога становится значительно лучше. Широкая, с твердым грунтовым покрытием. Ехать по ней получается много быстрее. Получить полное удовольствие от спуска мешает только небольшой уклон и довольно крупная каменная щебенка. Местами приходится вкручивать в локальные подъемчики.

Ступа звычайная (рус. обычная)

Таким порядком едем примерно 30 километров. Часа к семи вечера приезжаем точненько к точке пересечения с нашим плановым треком. Все, нашу плошку риса мы отработали! Ставим стоянку. Ручей с чистой водой рядом.

Камни мани

Разумеется, подъем на перевал по снегу – занятие не простое. Но вид заснеженной долины, хребтов и вершин запоминается навсегда. Это был яркий день нашего путешествия!

1 мая, день двадцатый, ходовой

Daxiukuo – Xinchang – перевал Рати (4 690 м) – Redi – монастырь Него

Проехали: 62 км
Высота ночевки: 3 900 м

Месяц май для нас начался с дождя. Дождь шел ночью и с утро тоже моросит. Мы не унываем по поводу очередного каприза природы. Пообтерлись, привыкли уже.

На месте стоянки

Хорошо завтракаем, собираемся и в путь. По плановому треку!

Утренние облака

Для начала немного проезжаем вниз, километров семь, до поворота на начало подъема на перевал сегодняшнего дня. Судя по высотному профилю, «шпилька» еще та, крутой!

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Вовка любит ходить в подъемы

Подъезжаем. Вау – серпантин, отлично! Дорога, хорошая ровная грунтовка, короткими секциями петляет по склону. Быстро поднимаемся набирая высоту. Приятно путешествовать в таких условиях. По таким «грунтам» и спускаться будет одно удовольствие.

Серпантин

Немного капает дождик. Или это уже снег? Ветер дует, но преимущественно в спину. Идем все выше, входя в низкое облако, повисшее на хребте нашего подъема.

Сквозь облако

Сам перевал ожидается на высоте 4 800 м. Но неожиданно обнаруживаем более удобную объездную дорогу. Она ведет чуть дальше и переваливает через хребет чуть ниже изначальной высоты.

Склоны

Пройдя примерно 15 километров от начала подъема, преодолеваем перевал Рати в 13:05. Высота в этом месте 4 690 метров. И все это время мы прошли сквозь низкие облака, сочащиеся дождем и мокрым снегом.

На вершине

За хребтом картина разительно отличается. Вся нижележащая долина освещена ярким солнцем. Открылся вид на панораму снежных гор. Высится главная вершина – Геньен (6 204 м). С нашей точки виден ледосброс большого ледника.

Спуск с перевала Рати

Спускаемся в долину. Дорога ровная хоть и малость каменистая. По пути делаем привал на обед.

Массив Геньен

Спуск продолжается. Местами удается ехать весьма быстро, но в целом скорость движения умеренная.

Молитвенные флажки

На не самом сложном участке дороги, вырвавшийся из-под колеса камень вынуждает Вовку прилечь на склон.

Долина

В целом легко отделался – немного погнуло рычаг тормоза, да сам получает пару мелких ссадин. Одежда уберегла. Быстро все чиним и приводим в порядок.

Дальнейший спуск проходит в более спокойном темпе – градиент дороги уменьшился.

Гравейка

Большой населенный пункт. Грунтовка переходит в бетонку.

Стойбище

Едем через деревню. Навстречу стремительно приближается гроза. Приходится укрыться под навесом дровяного сарая в каком-то случайном дворе.

Нас замечают хозяева усадьбы. Приглашают в дом. Наливают традиционного тибетского чая с топленым ячьим маслом. Напиток на вкус напоминает сильно разбавленную водой сгущенку.

Деревянный мостик

Половину дома занимает большая комната, в которой собралось много народа. Взрослые, дети разных возрастов, младенец в колыбели. Интересно – это все одна семья?

Посреди комнаты длинный стол и большая железная печка-плита. Очень сильный жар от нее исходит, хотя топочное отделение и небольшое. Эффективная штука.

В тибетском доме

Как можем общаемся с хозяевами – практикуем наш тибетский. Фотографируем. Ведем видеосъемку. Гостим примерно с полчаса. Гроза понемногу улеглась, хотя дождь еще идет. Пора нам выдвигаться дальше.

Спускаемся вниз по бетонке. Потоки воды летят из-под колес. Нужно быть предельно аккуратным в поворотах.

Горная речушка

Вот и нужный нам поворот на дорогу к монастырю. Сразу на перекрестке располагаться на ночевку не стали. Решили немного подняться повыше.

Начался небольшой серпантин на подъем. Он приводит нас в широкую и просторную долину. В дальней стороне долины раскинулся комплекс зданий нового монастыря Него (досл. "двери места").

Горы на закате

Не доезжая до монастыря, выбираем на лугу под большим кустом можжевельника прекрасное место для стоянки.

Погода на какое-то время улучшается, облака расходятся. Солнце закатными лучами освещает склоны хребта, что остался у нас за спиной. А прямо над нами высится гигант Геньен.

Монастырь Него

На ужин у нас экспериментальное блюдо – готовим рис с порубленным на куски сушеным перченым ячьим мясом. Получается довольно сытно, но вкуса мяса из-за большого количества перца не ощущается.

За завтра имеем план добраться до старинного монастыря, что находится дальше по ущелью. Возможно пойдем туда без байков, налегке.

Тихий вечер

Темнеет. Холодает. Небо снова затягивают тучи.

Спать ложимся под аккомпанемент сильного дождя. Надеемся, что завтра погода улучшится. Пора бы уже…

2 мая, день двадцать первый, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Монастырь Него – монастырь Кампо Ненанг (Lenggu Monastery) – руины храма (4 190 м) - монастырь Него – Naigandoucun – Geze

Проехали и прошли: 37 км
Набрали: 750 м
Высота ночевки: 3 850 м

Ночью накрапывает дождик, но утро нас встречает более жизнерадостно.

Наши планы в силе и сегодня нам предстоит вылазка вверх по долине Кампо Ненанг. Про долину и ее достопримечательности отлично написано в отчете «К заснеженным вершинам массива Геньен в Восточном Тибете».

Портал храмовых дверей

После завтрака и сборов, идем к монастырю-новостройке. Находим там укромный уголок и оставляем наши велосипеды под присмотром Будды.

Украшение резьбой

Берем с собой пачку печенья на перекус и кружку – пить воду из ручьев.

Пешком к монастырю

Дорога к монастырю очень живописная и совсем не трудна для пешей прогулки.

Море флажков

Сам монастырь находится примерно в 4-х километрах выше по ущелью. Перед ним раскинулась небольшая ровная долина.

Укромная долина

По пути привлекает внимание сухое русло потока. Дно засыпано толстым слоем белого чистого песка и никаких камней. Интересно, монахи потрудились или природа?

Кельи

Монастырь практически заброшен. Большинство келий либо разрушено, либо на пути к этому.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Вид на долину от монастыря

Храм закрыт. Но выглядит еще крепко.

Храм монастыря Кампо Ненанг (Lenggu Monastery)

Замечаем несколько монахов. Глубокие старики. Тем не менее прилежно исполняют свои ритуалы, ходят вокруг ступы, нараспев тянут мантры.

Старый монах

Стадо коз пасется на свежей траве в ложбинке у ручья.

Домашние козы

Тропа ведет нас дальше. Путь этот очень увлекательный. Сначала идем через еловый лес. Затем нам открывается долина. По ней, медленно и спокойно в своих широких берегах, течет ручей. Песчаные отмели. Замечен одинокий волчара.

Тихая вода

Дальше проходим участок, сплошь усеянный камнями и осколками скал, что сорвались со склона соседнего хребта.

Камень силы

За следующим поворотом нас ждут невысокие кручи. Глубоко протоптанная тропа петляет вверх между деревьев.

Тропинка по долине

И на всем этом пути, множество традиционных флажков, ленточек и прочих фенек. На кустах, деревьях и камнях.

Заросли флажков

Наконец мы подходим к самой дальней точке нашего трека. Никакого монастыря тут уже давно нет. Остались только руины стен храма и камни от прилегающих построек. Высота 4 190 метров.

Развалины монастыря Кампо

Фотографируем окрестные снежные вершины гор Кампо Ганра (Каменная Ограда Кампо). Поворачиваем обратно.

Горы Кампо Ганра

Кстати, наезженная тропа продолжается и дальше. По всей видимости ведет она на высокогорные пастбища к стоянкам пастухов.

Тропа к верховьям долины

Погода отличная. Солнышко пригревает. Не можем отказать себе в удовольствии искупаться в ручье. Выбираем для этого место на равнинном участке, среди тихих заводей и белого песка отмелей. Валяемся на этом импровизированном пляже. Загораем. Высота 4 130 метров. Точно на такой же высоте находится оз. Титикака.

Тибетский курорт

Немного передохнув, спускаемся вниз. Забираем байки. Отъезжаем 500 метров от ворот монастыря и усаживаемся пообедать.

Чудесное место

После обеда возвращаемся на бетонку. По ней спускаемся 5 километров до поворота на следующий по нашему маршруту перевал.

Паломники

Грунтовая дорога (с хорошим ровным покрытием) круто взбирается на склон. Серпантин. На вершине – пара идеально круглых озер. Результат карстовых провалов.

Озерцо в углублении провала

Гуляют китайские туристы. Их сюда привезли на внедорожниках. Просят сфотографироваться с ними. В воздухе жужжат квадрокоптеры.

Наши китайские уже почти знакомые

Времени у нас много. Решаем на стоянку стать пораньше.

Место попалось не очень удачное. Основная трудность – чистая вода. В ручье валяются остатки туш нескольких яков. Берем воду из мелкого бокового притока. Приходится черпать ее кружкой.

Як–трешняк

К вечеру набежали тучи и нас поливает дождиком. Хорошо хоть облачность не сплошная. Есть расчет на хорошую погоду завтра.

Запас продуктов подходит к концу. Неплохо бы завтра в населенке найти магазинчик…

3 мая, день двадцать второй, ходовой

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Geze – горячий источник – перевал (4 070 м) – Yindacun – монастырь Kurigang (4 040 м) – Rigecun – перегиб хребта (4 350) – точка 4 444 метров

Проехали: 60 км
Набрали: 1 600 м
Высота ночевки: 4 444 м

Ночью тучи уходят и открывается поразительно ясное звездное небо. Четко выделяется Млечный путь. Звезды кажутся такими близкими.

Ночь, палатка, Млечный Путь *

Под утро температура опускается до -2°C. Ткань палаток покрыта замерзшими каплями ночного дождя.

Утро приходит ясное, солнце выглядывает из-за склона холма под которым мы расположились со своим лагерем. Теплеет. Это помогает нам бодро позавтракать и собраться в путь.

Деревня в долине

Для начала забираемся в небольшой торчок. После него начинается спуск к деревне Geze, что лежит в долине там, внизу.

На спуске по серпантину

На въезде в деревню со стороны перевала установлена большая красивая ступа. Рядом расположился буддийский храм. Магазина нет.

Глазастая ступа

Приятный сюрприз ждал нас после деревни. Прямо у дороги Вовка обнаруживает горячие источники и бассейны-купальни, сложенные из камней.

Горячий ключ бьет из земли

Не долго колеблясь, мы бросаем байки, раздеваемся и залезаем в горячую воду.

Перфоманс

Почти час мы пребываем в состоянии настоящего блаженства. Бассейнов несколько и температура воды в них разная. Этому способствует тот факт, что горячая вода смешивается с холодной водой из ручья, что течет рядом.

Папа везет детишек в садик

Сполна получив свою порцию удовольствия и поставив очередную «галочку» в перечне походных событий, выдвигаемся дальше.

На подъеме

Дорога уже идет по бетонке. Ведет она на серпантин к невысокому перевалу (4 070 м).

Жизнерадостный перевал

Быстро его проходим и спускаемся вниз к следующей деревне Yindacun (银达村). Находим в этой населенке несколько лавок, в которых пополняем запасы на сегодняшний день. Есть там и едальня.

Молитвенное место

Поскольку времени у нас с избытком, Саша предлагает сделать боковую радиалку до монастыря Kurigang. Не вопрос!

Ворота и тигры

Дорога туда начинается прямо в этой деревне. За последними домами бетонка заканчивается, но дальше идет грунтовка достойного качества.

По пути к монастырю замечаем стаю диких обезьян. Мы их про себя называем бандерлогами.

Большой молитвенный барабан

Где в седле, где пешком, мы в конце концов поднимаемся к монастырю, что прилепился на склоне хребта. Дорога до него длилась 8 километров и 350 метров набора высоты. У самого монастыря – 4 040 м.

Жилой дом

Храм закрыт. Мы «целуем» замок и едем обратно. Спрашивается – зачем мы туда ехали? Потому, что можем!

Монастырь Kurigang

На ближайшем ручье устраиваем обед. Только поставили байки, как раздалось громкое змеиное шипение и на наших глазах заднее колесо велосипеда Алика сдувается и оседает на обод. Вскрытие показывает, что камера разошлась по шву. Под замену. А эта пойдет на упаковочный материал для паковки байков перед отлетом.

Общаемся с тибетцами

На обед у нас очередной эксперимент – рис с горошком в саморазогревающихся контейнерах. Работает эта штука весьма интересно. Кладешь пакетик с химией в контейнер, поливаешь его водичкой, сверху ставишь емкость с рисом и горохом. 10 минут и у тебя горячее блюдо. Один минус – большой вес этого комплекта.

Закончив обедать, садимся в седла и скоро возвращаемся в исходную деревню.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Так на стене сушат кизяк

От нее начинается асфальтовая дорога на последний перевал перед Литангом. Едем по асфальту. Сначала дорога идет по долине, а чуть дальше начинаются серпантины. Уклон пути очень пологий, так что крутить педали доставляет большое удовольствие. Дело продвигается быстро.

В какой-то момент оказываемся с другой стороны хребта. Однако это еще не окончательный перевал. Текущая высота – 4 350 м.

В долине у монастыря

Нашему взгляду открывается широкая долина. Дорога спускается в нее, пересекает и поднимается по противоположному пологому склону.

На спуске в долину нас накрывает ливнем из собравшихся под вечер туч. Но это не важно, крутим дальше. Вскоре дождь прекращается. Даже пару раз из-за туч робко выглядывает солнце.

Не доезжая 10 км до перевала, останавливаемся на ночевку. Место тут очень хорошее, ровное и вода рядом чистая в достатке.

Вечерняя стоянка

Кстати, получается установить и рекорд похода по высотной ночевке – 4 444 метров (чуть приукрасили цифры).

Отбой ранний, а сон крепкий. Последняя ночевка в горах…

4 мая, день двадцать третий, ходовой, полудневка

Точка 4 444 метров – перевал (4 800 м) – Литанг

Проехали: 48 км
Набрали: 550 м
Высота ночевки: 4 000 м

Несмотря на высоту ночевки, ночь была не холодная. Утром термометр показывает +3°C.

Продуктов почти не осталось, даже черную кашку из сезама съели. Завтрак получается скромный. Тем более есть повод быстро собираться.

В верховьях долины

Продолжаем путь на перевал. От места стоянки до него 10 километров. Погода нормальная. Дует сильный ветер, хорошо что в спину.

Последний подъем

Перевал (4 800 м) довольно пустынный. Традиционный тур и груда разноцветных флажков. И ни одной вершины-пятитысячника. Жаль, был план сбегать на эту высоту для достижения полного гештальт от похода…

Ветер на перевале

Делаем групповое фото и основательно утепляемся для спуска. Вниз нам ехать до самого города.

Традиционное

Спуск очень скоростной. Прямо захватывает дух и заставляет учащаться пульс. Ровный асфальт позволяет разгонятся местами более 70 км/ч.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

И кто тут соблюдает скорость?

Вдоволь погонявшись на виражах серпантина, бодро въезжаем в город.

На спусках

Первым делом направляемся в едальню, перекусить горяченького. Изголодавшись, Вовка с Димкой от жадности заказали по две порции.

На улицах Литанга

Еды приносят много, Дима есть лапшу так, словно поднимается на очередной перевал. Медленно прожевывает, затем долго передыхает, отдыхивается и тащит в рот следующую порцию блюда.

Старость не радость, но и счастью не помеха

Наконец с едой покончено. Мы идем заселяться в отель. Выбрали уже знакомый нам «Potala Inn». Заселяемся в те же номера за те же деньги.

Отель «Potala Inn», дальний справа

Горячий душ. Развеска палаток и прочих вещей на просушку. Идем гулять по городу.

Первым делом посещаем гелугпинский монастырь Ганден Тубчен Чёкхорлинг и его храмы. В самом большом храме впечатляет невероятно большое количество абсолютно одинаковых литых бронзовых статуэток Будды. Их тысячи, и они заполняют все стены от пола до узорчатого потолка.

Монастырь Ганден Тубчен Чёкхорлинг

Осмотрев храмы, идем за городскую окраину к месту небесного погребения. Обнаруживаем там несколько жарко горящих на ветру костров. Для увеличения температуры пламени в них засыпано что-то вроде селитры. Похоже, это кремация останков.

Погребальные костры небесного захоронения

На обратном пути зашли и прогулялись по туристическому кварталу. Заглянули в дом, где родился Седьмой Далай-лама.

В туристическом квартале

Далее навещаем местный рынок и уделяем время закупке сувениров и подарков домашним.

Пробуем дуриан

Договариваемся с частником о трансфере в Чэнду. Их много тусуется неподалеку от нашего отеля. Сговариваемся на сумме в 1 500 юаней ($225). Сумма не маленькая, но автобус стоит примерно столько же.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Наши зажигалки: Рыжая Каприза (почти никогда не работала), Голубая Мечта (работала всегда) и Розовая Надежда (запасная, безотказная)

Ужинаем. Упаковываем байки в чехлы. Ложимся спать. На завтра выезд назначен на 5 утра.

5 мая, день двадцать четвертый, трансфер

Литанг – Кандин – Яань - Чэнду

Подъем в 4:30. Быстро собираемся и идем грузить машину. Водитель не подвел. Запаковались, расселись и ровно в пять утра выехали.

Едем по знакомой автодороге G318. Когда рассветает, становятся видны красоты местности, по которой проходит эта трасса. Серпантины, подъемы и спуски. Все такое грандиозное, что просто впадаешь в состояние немого восхищения.

На серпантинах G318 *

Однако нужно сказать, что езда на велосипеде по этой трассе сильно «на любителя». Сильный траффик машин и нет выраженной полосы для движения байков. Хотя китайцы водители вежливые и старательно объезжают велосипедистов на дороге.

По дороге *

По пути встречаем несколько сотен велотуристов. Поодиночке и группами они едут в Лхасу. Некоторые идут пешком.

После Кандина (Kangding, 康定) мы поворачиваем на платную трассу G4218.

Кандин

Нашим ожиданием были привычные уже серпантины, наборы и сборы высоты. Но китайцы нас просто поражают. Цепочка гор и хребтов буквально пробита насквозь серией тоннелей. Ущелья перекрыты железобетонными эстакадами. Над большими реками проброшены восхитительные по инженерной красоте и масштабу вантовые мосты.

Мост в ущелье *

Нужно обязательно увидеть эти вещи, чтобы прочувствовать мощь и размах ведущегося в Китае строительства инфраструктуры.

Мост Xingkang Bridge *

Дорога спускается на равнину и идет среди уже знакомых нам пейзажей с чайными плантациями. Небо серое, закрыто плотной облачностью. Идет дождь.

Погода за окном *

Приезжаем в Чэнду прямо к порогу нашего старого знакомого хостела «Mrs. Panda». Номера в нем бронировали заранее (на booking.com) еще при первом визите в Литанг.

Сычуань и Восточный Тибет - Китай 2019

Опоры эстакады заросли виноградной лозой *

Заселились. Устроились и разбрелись по интересам.

Посещаем расположенный буквально в квартале от хостела местный рынок. Основной источник продуктов и всяких вкусностей для нас на ближайшие несколько дней.

Активная часть похода закончилась, но завтра нас ждут новые впечатления.

6 мая, день двадцать пятый, культурно-познавательный

Чэнду – Giant Panda Breeding Center – Монастырь Веншо – Тибетский Квартал

С утра у нас запланировано посещение Центра разведения панд – Giant Panda Breeding Center. Посещать его рекомендовано пораньше, когда эти няшные медведи заняты завтраком и доступны для осмотра любопытными посетителями.

Едем к Центру сначала на метро, а потом еще несколько остановок на городском автобусе.

Главный вход в Giant Panda Breeding Center *

Место это очень популярное у туристов, но сегодня будний день и посетителей относительно немного. Тем лучше.

Скульптурный символ Центра *

Вход в Центр платный. Стоит 55 юаней. Берем билеты и проходим внутрь. Толпа китайцев стоит в длинной очереди к посадке на электроавтобусы, что курсируют по территории парка. Стоять до получаса, чтобы проехать нескролько сотен метров? Ну вы как хотите, а мы пешком!

Завтрак панд

Черно-белые мишки-няшки показались из своих убежищ и сели есть бамбук (единственная пища этих животных) примерно на час позже времени, рекомендованного путеводителем. Возможно виной тому дождь, что идет с самого утра или какая другая причина, но не желают они жить по этому вашему расписанию.

Мама и малыши

Ходим по гравийным дорожкам среди бамбуковых рощ. Наблюдаем и снимаем завтракающих и резвящихся больших панд. Также удается познакомится и с настоящей пандой – небольшим рыжим зверьком, больше похожим на енота, чьим далеким родственником она и является.

Малая красная панда *

В туристическом центре есть музей панды, выставка бабочек и арт-галерея.

В музее

Во второй половине дня посещаем монастырь Веншо (Wenshu monastery). Находится он в окрестностях одноименной станции метро.

Пагода

На территории монастыря несколько больших и красивых храмов, интересный сад с пагодами-павильонами и драконьим фонтаном.

На обратном пути заезжаем на торговую улицу Chun Xi Road – безусловно центральное место для шоппинга одежды, косметики, часов и прочего барахла. Рядом располагается целый ряд hot-pot-заведений. К нашему хостелу возвращаемся пешком.

Велопрокат

Сувенирку лучше всего покупать в Тибетском Квартале (Tibetan Quarter). По вечерам там начинается уличная торговля с лотков. Цены на мелочевку в два и более раз ниже, чем в расположенных рядом лавках и магазинах. Так же можно купить и разнообразные виды чая, конфет, печенья, сушеного мяса, фруктов и всего остального. От хостела сюда можно доехать на автобусе №82.

Вечером в Тибетском Квартале *

Мы также не обходим своим вниманием hot-pot, весьма популярный у местных жителей. Вечером всей компанией отправились в рекомендованный путеводителем ресторанчик.

Дракон

Суть забавы заключается в том, что перед вами ставят жаровню, наливают в ее растительное масло с большим количеством специй. В основном перцем чили и неизменным сычуаньским перцем. Затем эту смесь нагревают до кипения.

Пробуем hot-pot

И в этот «суп» добавляются различные продукты: мясные шарики, грибы, вареные перепелиные яйца, ломтики мяса, дольки картошки, дыня и прочее. В общем выбор ингредиентов большой.

А затем вылавливаешь палочками из жаровни обжаренные в масле кусочки и ешь.

Горячо и остренько *

Забавное занятие. Жаль, что вкус еды забивается вкусом масла и остротой перца. Да и не насыщает такая еда. Но попробовать это стоит. Для расширения кулинарного кругозора!

На набережной

7 мая, день двадцать шестой, культурно-познавательный

Чэнду – Лешань – Чэнду.

На сегодня у нас в планах посещение комплекса буддийских достопримечательностей в Лешане. В том числе осмотр самой большой статуи Будды в мире (70 м). Предыдущие находились в Афганистане, но были разрушены талибами.

Карта региона Сычуань

Едем в Лешань на автобусе. Отправление с расположенного рядом автовокзала.

По дороге проезжаем среди полей, садов и виноградников. Бесконечные ряды виноградной лозы укрыты сверху пленочными теплицами. Кажется, что вся долина затянута низкой пеленой тумана. Из нее торчат одинокие деревья и дома фермеров. Завораживающее зрелище.

Фруктовые посадки *

Транспорт доставляет нас прямо до входа в парковый комплекс.

Сам комплекс находится на горе Эмэйшань и включает в себя два парка – Leshan Giant Buddha Scenic Area и Oriental Buddhist Theme Park. Вход в каждый стоит 80 юаней ($12). Билеты покупаются на входе.

Бамбуковая роща

Мы начинаем с Oriental Buddhist Theme Park. На его территории собраны копии статуй, изображений Будды и сопутствующих персонажей со всей Азии. По информации из путеводителя в парке насчитывается около 10 000 статуй. Построили парк в начале 90-х всего за пять лет.

На территории парка

Самые интересные места в нем:

- Двойная пещера с сидящей статуей Будды;

- Подземный дворец с статуями, скульптурами и барельефами, вырубленными прямо в толще скалы;

- Дыра 18-ти архатов;

- Скульптура лежащего Будды длиной 170 метров;

- Храмы монастырских комплексов;

- Музей терракотовых изделий;

- Погребальные склепы.

Последние два – не впечатляют.

Золотой Будда

В Leshan Giant Buddha Scenic Area находится собственно сама статуя Будды Майтрейи. Ну и еще до кучи несколько храмов, пагод и других объектов. В том числе большой молитвенный колокол.

Будда в пещерной галерее

Объекты парков связаны между собой сетью дорожек, оплетающих склоны горы. Времени по ним походить потребуется немало. Ровно как и сил. Думается, несколько сотен метров мы в этот день набрали.

Небесные цари

На площадке рядом с Большим Буддой много китайских туристов пожилого возраста. Бабушки весьма бодрые и жизнерадостные. Увлеченно что-то обсуждают и азартно фотографируют статую и все вокруг.

Большой Будда

По реке периодически подплывают большие прогулочные катера, наполненные группами туристов.

Слияние рек Dadu и Minjiang

Осмотрели статую, побродили по паркам и немного погодя выбрались на улицу.

У подножья

На общественном транспорте добрались до железнодорожного вокзала (автобус №13 из парка до города и дальше на автобусе №1 до ж/д вокзала).

Городской автобус

Обратно в Чэнду решено ехать на скоростном поезде Chengdu – Leshan – Emeishan Intercity High Speed Train. Стоимость билетов 54 юаня ($8). Столько же стоит и автобус, но поезд идет быстрее.

Скульптурная композиция

Обратная дорога занимает что-то около часа. Скорость движения поезда более 250 км/ч.

Скоростной поезд Leshan – Chengdu HST *

Выходим на станции Chengdu South. Рядом одна из достопримечательностей – Chengdu south railway station bridge.

Мост Chengdu south railway station *

В хостел возвращаемся на метро. Время заняться финальными сборами в дорогу. Привычная суета. Паковка байков и ручной клади.

Отбой. Подъем в 4:00. Выезд в аэропорт в 5 утра. Рейс у нас ранний.

Мост Anshun Bridge *

8 мая, день двадцать седьмой, перелет

Чэнду – Пекин – Минск

Наш рейс на Пекин вылетает ровно в восемь утра. Значит в аэропорту нужно быть не позже шести.

Ни метро ни шатлы в аэропорт нас гарантированно к этому времени доставить не могут. Берем такси.

С помощью девочек на ресепшене хостела вызываем машину. Приезжает VW Jetta. Ни грузового, ни универсалов у них в такси нет. Просим таксиста вызвать еще одну машину.

Загружаем в первую машину 4 байка и Лешу. Во вторую в багажник засовываем последний оставшийся вел. Рассаживаемся. Поехали!

До аэропорта добираемся быстро. Раннее утро, машин на дороге минимум.

Удачно сдаем байки в багаж. На этот раз вопросов с негабаритом не возникло. Рейс до Пекина внутренний и провоз велосипедов разрешен. Но багаж нам регистрируют до Минска. Замечательно!

Проходим регистрацию и садимся ждать посадки в самолет. Слоняемся по залу ожидания. В аэропорту цены примерно в два раза выше чем в городе. Есть точки продажи сувенирки, кафе, закусочные.

До Пекина долетаем без приключений.

Перебираемся в международный терминал. Едем на монорельсе, или как это называется…

Проходим паспортный контроль и досмотр в зоне безопасности. Вопросов к перевозимым продуктам и фруктам у персонала не возникает. Прекрасно!

Дальше все стандартно – дьютик, ожидание посадки на рейс до Минска. Скучаем. В терминале почти нет закусочных и магазинов. Цены кусаются.

Объявляют посадка. На автобусе довозят до самолета. Взлет. Мы летим домой!

Перелет долгий. Девять часов. Скоротать время помогает просмотр фильмов. Или можно смотреть в окошко, те кому повезло. Убиваем время как можем.

Вот и посадка. Минск встречает холодом - +7°C. Но все равно видно, что весна пришла – свежая зелень вокруг, сады цветут, красота!

В аэропорту встречают соскучившиеся родные. Забираем багаж, байки и расходимся по машинам. Разъезжаемся.

Наше путешествие в Китай и горы Восточного Тибета закончилось. Но как же это было классно и здорово!!!

Техническая информация

Карта фактического маршрута похода

Полный трек маршрута

Общее и личное снаряжение

В походе использовались две палатка, обе двойки. Коврики и спальники были разные, но в основном не менее +10 С температурного комфорта.

Весь багаж умещался в велорюкзаки и багажные сумки. Заплечные рюкзаки не использовались.

Готовка еды осуществлялась на газовых горелках. С бензином мы решили не возиться. Горелок было тоже две. Часто мы их использовали одновременно, но тоже хватало. Газ купили в туристическом магазине сети Sanfo в Ченду. Восьми 440-ти граммовых баллонов нам хватило ровно на весь поход. Использовали стеклоткань, чтобы укрывать горелку от ветра.

Использовали две кастрюли емкостью 2.1 и 4 литра. В одной, как правило, готовилась еда, во второй в это же время заваривался чай.

Специальных емкостей для воды не брали. Обходились пластиковыми бутылками на пять литров.

Из мелочевки: несколько налобных фонариков, 2 ножа. Миски, кружки, ложки у каждого были свои. В качестве стола использовали один из велочехлов. На ночь велосипеды состегивались общим велозамком.

Ориентирование на маршруте осуществлялось при помощи навигатора с заранее прорисованным треком. В качестве запасного варианта были обзорные и детальные карты маршрута в масштабе 2 км. В смартфоне был установлен навигатор с картами OSM. Конечно, пользовался популярностью листик с распечатанным профилем высоты маршрута. На всякий случай в телефон были залиты файлы с описанием отчетов и достопримечательностей в крупных городах.

Ремкоплекты для велосипедов включали: запасные камеры (1 шт. на велосипед), запасные спицы (3 шт. на велосипед), два насоса (основной и запасной), 2 запасные покрышки (для 28’’ и 26’’ колес), много латок и клея, куски резины (латать разрывы и порезы покрышек), запасные комплекты тормозных колодок у каждого, разнообразный крепеж, изолента, смазка для цепи и силиконовая смазка для вилок, вязальная проволока.

Инструменты: два велосипедных мультитула, ключ для снятия кассеты, небольшой разводной ключ, мультитул с плоскогубцами, насос для вилок.

В аптечку входило: бинт, бинт элатичный, перекись, пластырь, стрептоцид, активированный уголь, марганцовка, сумамед, амоксициклин, левомецитин, тавегил, цитромон, нитроглицерин, кетанов, ибупрофен, тобром, нифуроксазид, пантенол, крем от опрелостей, крем от загара, крем тей-фу (для колен), диклофенак, диакарб (против горняшки), губная вазелиновая помада, ножницы маникюрные, индивидуальные лекарства, витамин Mg B6.

Личное снаряжение состояло в основном из одежды. Использовались комплекты: велоформа (веломайка и велотрусы), термобелье, мембраны для защиты от дождя (куртка и штаны), флиски на холодное время, куртки или жилетки-пуховки, штаны и обычные майки для лагеря, нижнее белье, носки, включая теплые, головные уборы, шлем, очки от солнца, велоперчатки, полотенце. Полезны были тапочки, в частности при купании в водоемах с каменистым дном. Одежда паковалась в герму.

Впечатления фиксировались на фотоаппарат и экшнкамеру, велся рукописный дневник похода.

Для связи использовались смартфоны. Один смартфон выступал в качестве точки доступа, в нем стояла местная симка от China Mobile. Основным каналом связи с Родиной был мессенджер WeChat. Покрытие связью в Китае хорошее, в горах Internet работал не всегда. В отелях и едальнях повсеместно были доступны точки wi-fi.

Рацион питания

Основу нашего походного (и не только) питания составляли лапша, рис, пельмени (момошки), с добавлением мяса и мясных консервов. Лапша быстрого приготовления («ролтон»), овсянка, хлебные лепешки, печенье и сдобные булки. Конфетки, овощи (лук, чеснок), подсолнечное масло. Ячий сыр в последней части маршрута.

Фрукты покупались только в городах на пробу. Сухофрукты были эпизодически. Кураги, чернослива и хорошего изюма в продаже нет. Ровно, как и жареных орехов. Сырого арахиса и грецкого ореха – в избытке.

Чечевица отсутствовала в продаже. Один раз по ошибке вместо нее купили мелкого гороха, которые нормально приготовить не сумели и ели полусырым.

Чая всегда было в достатке. Причем весьма вкусного. Подслащенного медом, щербетом или кристаллическим сахаром, ради калорий, разумеется. Натуральный кофе отсутствует как класс. Есть растворимый, но мы его не покупали.

В лавках можно практически всегда свободно купить булок и печенья. У местных – хлеба на пару, лепешек.

В части отчетов мы встречали описания, что сдобные изделия и мясные консервы не пригодны для питания. Проведя массу практических экспериментов должны опровергнуть эти утверждения.

Пригодные для питания консервы найти не составляется особого труда. Из мясных годными нужно считать те, которые упакованы в большие банки с черной наклейкой и изображением (но обязательно черные). Безусловным лидером нашего гастрономического хит-парада является абсолютно нормальная консервированная ветчина в овально-треугольных банках под названием «Canned Ham». Не везде она есть, как правило встречается в магазинах городков, так что покупать нужно с запасом.

Аналогично с копченым мясом. В продаже есть упакованные в пленку большие полосы свиной подкопченной корейки. Питательно и хорошо хранится. Также встречаются свиные колбасы. Но мы их не покупали. На рынках можно найти эти же продукты, но самодельные и без упаковки.

Рыбные консервы в продаже были, но с ними экспериментов мы не проводили.

Печенье вполне съедобное, некоторые отдельные виды даже вкусные. Особенно то, которое продается на развес.

Специи – сычуаньский перец и перец чили. Иногда свежий имбирь. Да остро, да временами сильно остро. С поваром можно договориться, чтобы вам специи не всыпали в тарелку, либо добавили немного.

Вода. На высоте – из любого ручья. Нужно только убедится, что выше по течению в ручье не лежит туша дохлого яка. Хотя в принципе особой опасности в этом нет. Мутной водой речек, а такое бывает после дождей, мы брезговали. Всегда находился чистый источник. На крайний случай брали воду в населенке из крана.

Типичное меню на день:

- Завтрак – овсяная каша с добавлением сухого молока и изюма. Чай с печенькой, лепешкой или ничем. Берешь чай и добавляешь ничего J

- Обед – неизменная лапша быстрого приготовления. Легко готовится и вкусно заходит. К ней немного копчего мяса или сыра. Чеснок. Чай с печенькой или лепешкой.

- Перекусы. Их как правило было два за день, до обеда и между обедом и ужином. На перекус шло печенье, булки, пару раз финики.

- Ужин – лапша или рис с мясной консервой. Лук в свежем виде. Чай с печенькой или лепешкой.

При любой возможности пользовались услугами едален. Меню там однообразное и в своей основе представляет различные вариации блюд с лапшой и рисом, а также пельмени и момошки. Последние готовятся на пару. Еще встречаются обычные куриные яйца в вареном виде.

И да, не рассчитывайте, что в едальне вам нальют чая. Только неизменную горячую воду в бумажном стаканчике. Дело в том, что китайцы из дома берут с собой небольшие фляги с чаем и в течение дня просто подливают туда свежей воды.

Подводя итог – продуктов там хватает для самого разного по предпочтениям рациона. Лавки встречаются даже в небольших деревнях. Так что с питанием на маршруте и в населенке проблем нет.

Источник : "https://zen.yandex.ru/media/id/5c5aea280d9de900adbb455b/sychuan-i-vostochnyi-tibet--vozvrascenie-domoi-5d2ee11cc7e50c00ae66343a" rel="nofollow"