15 Января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1993
Шамары - Молебка (35 км) - Тис (85 км) - Суксун (40 км) - устье Барды (50 км) - Кунгур (45 км).
Май - август, 7,5 балла.

Сплав по Сылве обычно начинают в Шамарах, где до реки (у железнодорожного моста) около 1 км. В высокую воду плавание можно начать на 125 км выше, от пос.Сылва, связанного со ст.Шаля автобусным сообщением (14 км).
Сылва у Шамар - быстрая, чистая река шириной около 40 м, текущая в высоких, местами обрывистых (сланец, известняк) берегах, укрытых хвойными лесами. До Молебки встретится несколько сел с тросовой паромной переправой.
Еще живописнее малонаселенный, глухой участок Сылвы от Молебки до Березовки. Здесь река часто петляет в узкой лесистой долине, ускоряя свой бег на перекатах.
От Березовки долина Сылвы становится шире; у Агафонникова в русле появляются острова. После стоящего на высоком левом берегу старинного с. Тис река меняет направление с юго-западного на северное; течение ослабевает, населенность берегов увеличивается. Сплошных лесов по берегам больше нет, но зато это преимущественно сосновые боры. У с. Ключи на притоке Сылвы Иргине - курорт ("Уральская Мацеста"), у с. Сасыково - водопад Плакун. У Черного Яра прибрежным чернолесьем река вновь напоминает начало маршрута.
У с. Спасо-Барда и в районе железнодорожного моста (остановка электрички в 0,5 км от воды на левом берегу) долина реки преимущественно открытая, с холмистыми склонами. Перед с. Посад на правом берегу Сылвы, там, где она поворачивает к югу, - один из красивейших "камней" на реке - Лобач. Ниже река расширяется до 50 - 70 м и подходит к железной дороге, которая сопровождает ее до Кунгура. Здесь места хотя и довольно населенные, но, пожалуй, наиболее интересные - хвойно-лиственные леса, скалы ("Бастионы", Камайские Зубцы), карстовые озера, а ниже Филипповского, на правом берегу, - знаменитая Кунгурская пещера. Плавание заканчивается в Кунгуре - старом купеческом городе, богатом и сейчас постройками ХVII - XIX веков.

Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.