Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1098 0
Авторы: М. ТрусковС. ШендеровскийИ. Слепцов

Действующие лица:
"Свирь-К":
- Илья Слепцов (3 к.с.)
- Наталья Терентьева (н.к.)

"Таймень-2":
- Александр Семенов (2 к.с.)
- Антон Пашков (н.к.)

"Щука-3":
- Сергей Шендеровский (3 к.с.)
- Михаил Трусков (3 к.с.)

Подробное описание поведения байдарки "Щука" в походе по Тохмайоки дано в статье Сергея Шендеровского "По Тохмайоки на "Щуке".

Пролог:
Река Тохмайоки расположена в Северном Приладожье, начало сплава по реке находится вблизи железнодорожной станции Маткаселькя, окончание сплава - на станции Хелюля или в городе Сортавала. Длина реки от озера Рускоярви до города Сортавала (при окончании маршрута на берегу озера Аиранне) - около 50 километров. Относительная близость реки к Санкт-Петербургу и наличие большого количества интересных препятствий наряду с уникальными по красоте водопадами делает Тохмайоки одним из лучших объектов для весенних походов. Дополнительным преимуществом является возможность прохождения реки за 3-4 дня, что позволяет спланировать поход при отсутствии значительного количества свободного времени. 
Еще в прошлом году одним из факторов, мешавших туристам проникнуть на Тохму (так называют реку местные жители), было наличие погранзоны в районе путешествия. Для преодоления этого препятствия приходилось запасаться официальными бумагами, на получение которых у туристов уходило дополнительное время и силы. В этом году мы не встретили в Кузнечном погранконтроля и, прочитав сообщения других туристов об этом же явлении, пришли к выводу о том, что погранзону все же сняли. Теперь путь на Тохму для водников открыт. 
Следует предупредить тех наших коллег по цеху, кто соберется посетить Тохму в будущем, о необходимости самым тщательным образом относиться к безопасности в походе. При длине реки в 50 км общее падение уровня воды на ее протяжении составляет около 70 метров, причем значительная часть этого падения приходится на водопады и сливы разрушенных плотин. Попадание в водопад почти неизбежно означает травмы участников маршрута (при использовании каркасных судов). Прохождение некоторых препятствий может закончиться фатально. Поэтому, двигаясь по реке, будьте осторожны и внимательно следите за указаниями лоции. Услышав впереди низкий шум водопада, не пытайтесь просмотреть его с воды - все равно ничего не увидите, а поскорее подойдите к берегу и надежно зачальте суда. Серьезные препятствия на Тохме требуют обязательного просмотра с берега. Помните - лучше сто раз вылезти из байдарки и просмотреть грядущий порог, чем один раз остаться в ней и попасть в водопад.
Для ориентировки на маршруте мы использовали лоцию Константина Бекетова. После похода мы пришли к выводу, что лоция достаточно точная, но имеет две основные особенности: во-первых, описание препятствий дано для высокого уровня воды (паводок в начале мая) и, во-вторых, лоция ориентирована, в основном, на прохождение реки на катамаранах. На наш взгляд, река Тохма больше подходит для сплава на байдарках или каяках. Прелесть похода по Тохмайоки на байдарках заключается в том, что река на 90% состоит из плесов и несложных шивер, не представляющих для катамаранов никакого особенного интереса, а прохождение остальных порогов (кроме явных водопадов) вполне возможно и на байдарке при желании и готовности экипажа. Следует сразу оговориться, что поход на Тохму лучше планировать именно на майские праздники, поскольку в конце мая уровень воды заметно падает, и многие технически несложные препятствия становятся непроходимыми для каркасных судов из-за исключительной шкуродерности (в сливах уровень воды над обливными камнями порой составляет 10-15 см). В то же время, для надувных байдарок пороги остаются проходимыми, поскольку надувные суда более пластичны и обладают свойством "обтекать" камни, не повреждая оболочку.
Целью настоящего отчета является творческое дополнение изначально хорошей лоции своими наблюдениями, полученными при прохождении Тохмайоки на байдарках в период более низкого уровня воды (назвать этот уровень воды малым нельзя, скорее для него подойдет термин "средняя вода"). Нумерация препятствий соответствует нумерации лоции Бекетова. Описание не упоминаемых в нашем варианте лоции препятствий соответствует лоции Бекетова. 

Заброска и выброска
Существует два способа заброски к началу маршрута, и оба они так или иначе связаны с железной дорогой. По нечетным дням можно воспользоваться поездом Санкт-Петербург - Костомукша, отходящим с Финляндского вокзала в 16.30. Поезд идет прямо до станции Маткаселькя. Такой вариант заброски наиболее удобен и требует наименьших затрат времени.
В нашем случае мы никак не могли уехать в нечетный день, дата начала похода была жестко привязана к 22 мая. Именно поэтому нам пришлось использовать второй вариант заброски, с использованием согласованных поездов. Этот вариант нельзя назвать идеальным, однако при правильной организации он отнимает не намного больше времени и денег, чем первый вариант. Сначала необходимо воспользоваться электричкой Санкт-Петербург - Кузнечное (отправление в 16.50 с Финляндского вокзала). В Кузнечное электричка прибывает около 20.00. Дизель в нашем случае прибыл через 15-20 мин, а отправился около 20.50. Цена билета Кузнечное-Сортавала 28,80, билет приобретается в поезде (студенческие скидки действуют). Раньше прямо в дизеле проходил пограничный контроль, но сейчас его не было, хотя бумагами мы все же запаслись. В Сортавалу дизель прибывает в 23.27. Нас уже ждал заранее заказанный через друзей УАЗ-"буханка". За дорогу мы заплатили 500 рублей. В принципе, проблема доставки может быть решена и непосредственно на месте. Как только мы выгрузили свое туристическое барахло на вокзальную площадь, к нам немедленно подошли несколько извозчиков с предложением отвезти до места.
До Саханкоски добирались около сорока минут. Мы не воспользовались советом стапелиться ниже автомоста перед Маткаселькя, возле препятствия №3, поскольку в полуночном сумраке подходящего места не разглядели. 
Не доезжая до станции Маткаселькя, мы свернули на дорогу к хутору Саханкоски. Через сам хутор к воде не проехать - дорога перегорожена шлагбаумом. Зато метрах в двухстах перед хутором есть дорога, уходящая налево. По ней надо проехать еще метров 100, и вы окажетесь на поляне. Здесь машину надо отпустить, а самим двинуться с грузом по дороге, идущей направо. Через триста метров эта разбитая и грязная дорога приведет вас на берег озера. Это место на карте помечено знаком уреза воды 75. Здесь и надо ставить лагерь. Надо сказать, что место для стоянки и сборки байдарок подходит почти идеально. Есть костровище, поверхность земли почти ровная и покрыта аккуратной травой, озеро вдается в берег микрозаливом, куда удобно спускать лодки.
Выброска с маршрута также может быть осуществлена двояко. Удобнее всего сниматься на станции Хелюля. Здесь есть хорошее место для антистапеля на правом берегу, сразу после разрушенной плотины. От места разборки судов вверх по склону горы уходит дорога. Судя по лоции К. Бекетова, до станции - рукой подать. Поезд Костомукша - Санкт-Петербург ходит по нечетным дням, поэтому нам он не подходил (дата окончания похода у нас также была "закреплена" жестко на 26-м мая). Нам оставался вариант отъезда из Сортавалы на перекладных. Именно поэтому нам пришлось пройти по Тохме за пос. Хелюля (ничего интересного там, кстати, нет), а потом - по озерам Кармаланярви и Аиранне - до Сортавалы. В озерах есть несильное встречное течение, между озерами находится крайне неудобная для прохождения протока, большую часть которой пришлось идти впроводку. Берега озера Аиранне заболочены, поэтому выход на берег сильно осложнен. И все же нам удалось выбраться на берег возле старого лыжного трамплина. Но об этом - в лоции…
Дизель на Кузнечное уходит из Сортавалы в 5.55. Подается под посадку почти перед самым отправлением. В этот раз из всех вагонов был открыт только один, поэтому нам пришлось переползать в соседний вагон вместе со всеми нашими тюками. И еще одна деталь - билеты надо покупать заранее, в кассе вокзала, иначе в поезд вас не пустят. В Кузнечное наш дизель пришел, видимо, с опозданием, поскольку электричка его уже ждала и страшно трубила, подгоняя перебегавших с поезда на поезд пассажиров. Нам пришлось тоже немного побегать, но мы успели. Двери вагона закрылись почти сразу после того, как мы в него вошли. В Петербурге мы были в 12 часов. Дорога в электричке обошлась нам при заброске - в 70 рублей взятки контролерам за всех + 18 рублей для проникновения на платформу (6 билетов до 1 зоны - станции Кушелевка); при выброске мы отделались 50 рублями за всех, с вокзала вышли все вместе по одной штрафной квитанции. 

Погодные условия
Наш поход начинался под мокрым снегом, при температуре, близкой к нулю. Снег шел половину первого дня, затем погода постепенно улучшилась и к вечеру даже появилось солнце. Остальные два дня прошли при солнечной, достаточно теплой погоде. Ночью все время были заморозки (вода в байдарках к утру замерзала).

Описание маршрута
День первый
Река Тохмайоки вытекает из южной оконечности озера Рускоярви. Идя вдоль правого берега, промахнуться мимо истока реки практически невозможно. 
Препятствия №1 и №2 (железнодорожный и автомобильный мосты) сложности не представляют, хотя первая (и единственная за весь поход!) дыра в "Свири" была получена на мелководной шивере именно под автомобильным мостом.
Препятствие №3 - разрушенная плотина. Идти на каркасных байдарках по рекомендованному левому сливу не отважились, поскольку в основном 2-х метровом сливе явственно проглядывали каменные зубья. Рисковать лодками в самом начале сплава мы не захотели, поэтому не полезли туда и на "Щуке". Просматривали плотину с острова, на который можно перебраться по переброшенным над правым сливом бревнам. "Свирь" и "Таймень" обнесли по правому берегу. Обнос около 70 метров между деревьев и среди кустов, весьма неудобен. Экипаж "Щуки" через правые ворота прошел по "канализации" - узкому каменному желобу шириной около 1,5 метров, имеющему небольшую глубину. Прохождение этим путем требует лавирования между обливными камнями и завершается резким левым поворотом на 90 градусов со сливом высотой около 0,7 м. Сразу за сливом находится широкая суводь, в которой можно разместить страхующий экипаж. У нас на страховке стояла "Свирь", а экипаж "Тайменя" был занят фотосъемкой и страховкой с берега.
Шиверы №4-7 несложны. Надувная "Щука" проходила их, практически не касаясь подводных камней, тогда как каркасные лодки камни иногда задевали. При попадании в мелкие протоки, их экипажам иногда даже приходилось покидать лодки и идти впроводку.
Железнодорожный мост у Рускеальского мраморного карьера на карте не обозначен. До него от пр. №3 около часа хода. Мост железный, с высокими бортиками. Под мостом - остатки свай деревянного моста, но течение ровное. 
Настоятельно рекомендуем совершить экскурсию на карьер. Его достопримечательности: сам карьер, "зеленое" озеро и Провал. К карьеру удобно выходить не от моста, а примерно через 1 км после моста, где глубокий залив левого берега непосредственно выходит к кирпичным постройкам, откуда идет автодорога к самому карьеру. От построек до карьера около 5 минут хода. Мы добирались до карьера от железнодорожного моста по шпалам (идти в этом случае надо налево), дорога заняла около 12-15 минут. Как только рядом с железной дорогой появятся кирпичные строения (они будут справа), необходимо сойти с ж/д колеи и перейти на грунтовую дорогу, постепенно поднимающуюся в гору, к карьеру. См. схему.
Идя по дороге, слева остаются производственные цеха, куда мощные "БелАЗы" свозят мраморный окол. Перед цехами площадка для разворота транспорта. Широкая дорога поднимается в гору. Не доходя до верхней точки, направо уходит ответвление, приводящее через 50 м на мраморную площадку с квадратным "бассейном" посередине. С края площадки открывается вид на озеро с зеленой водой, окруженное лесом.
Вернувшись на дорогу, надо продолжить путь вверх. Перевалив высшую точку, по правую руку вы увидите примыкающую к дороге широкую площадку, обрывающуюся с правой стороны крутым 15-ти метровым спуском по крупным обломкам мрамора. Внизу, среди деревьев, находится интереснейшая достопримечательность - круглый провал, диаметром 30-35 метров и глубиной 10-12 метров. Отвесные стенки не дают возможности спуститься вниз без специального снаряжения, но и сверху это творение человеческих рук весьма впечатляет. Из стен провала вглубь скалы уходят широкие тоннели, в глубине которых постоянно слышно журчание воды и звуки падающих капель. Дно провала заполнено зеленоватой водой, в которой еще плавали небольшие льдины. Гулкое эхо многократно усиливает любой звук, возникший в тоннеле, поэтому снаружи кажется, что в темноте идет какая-то внутренняя жизнь - непрерывно что-то звенит и ухает. По "берегам" провала растут сосны, которые можно использовать для организации верхней страховки. Внешне деревья выглядят достаточно надежными, однако у нас не было с собой ни веревок, ни обвязок, ни карабинов, поэтому мы вынуждены были обозревать все это великолепие сверху.
После железнодорожного моста на берегах начинают встречаться места, на которых можно встать лагерем, что, вообще говоря, для этой реки редкость. Для больших групп найти удобную стоянку проблематично, поэтому лучше постараться пройти за первый день как можно большее расстояние, чтобы встать на неплохих полянах перед порогом №20.
Далее до автомоста в Рускеале несложные порожки (Пр.№ 8-10). Пр. №11 - "порог" под мостом в Рускеале - ровный пологий водоскат с небольшими стоячими валами. Проходится исключительно приятно, напоминает катание с горки. Трубы над рекой за левым поворотом прошли без проблем. Просвет от воды около 1,5 метров.
Плотину (Пр. №12) проходили все по очереди без страховки. Проходили не в центральный слив, который с берега плохо просматривается, а в правый. Здесь первый слив ок. 50-70 см с пенной бочкой, далее несложная лавировка между крупными надводными камнями. Следует отметить, что в среднюю воду при прохождении этого слива каркасные суда практически неизбежно задевают дном камни плотины. Это происходит в момент, когда первый номер после короткого "полета" начинает опускаться вниз, и байдарка сильно оседает в воду. В этот момент чувствуется, как дно скребет по камням - неприятное ощущение. Правда, у обоих наших каркасников никаких повреждений не возникло. В большую воду (начало мая) слив должен проходиться без проблем, однако можно посоветовать посильнее разгонять судно перед "прыжком" со слива.
Препятствия 13-14 - небольшие шиверки и Пр №14 (небольшой порожек ) проходили без просмотров, с ходу. Между препятствиями цепочка плесов. Порог №16 находится сразу после одинокого дома на левом берегу реки. Чалиться лучше прямо перед домом - там есть удобный спуск к воде. Порог просматривали с обоих берегов: экипаж "Щуки" - с правого, остальные - с левого. В результате выяснили, что с левого берега просмотр удобнее, к тому же по этому берегу очень удобно обносить суда (что мы и сделали - и "Свирь", и "Таймень" пропутешествовали через этот порог по берегу). Длина обноса около 70 м. "Щука" прошла порог без особых проблем: первый слив по центру, затем уход левее от камней правого берега. В нашу воду порог может быть пройден и каркасными судами, однако высока вероятность повреждения оболочки об обливной камень в сливе - камни буквально "светятся" через воду.
Переход до порога №20 занял около 50 минут. На ночевку встали, немного не доходя порога,- для этого зашли в широкую правую протоку, расположенную перпендикулярно основному руслу, метров на 60. На правом берегу протоки есть удобное и сухое место, достаточное для ночлега даже большой группы.
Судя по всему, это та самая протока, которая в дальнейшем образует самый правый слив 4-х метрового водопада.

День второй
Порог №20, предваряющий водопад, прошли на "Щуке". При необходимости, несложный обнос по левому берегу - около 30 м. Для каркасных судов в пороге опять оказалось мало воды, поэтому их пришлось обнести.
Водопад Пр№21 обнесли по левому берегу. Зачалиться для обноса можно за 30 м до слива. Ставить лодки на воду удобно примерно в 30-ти метрах ниже водопада, пронеся их по узкой сыроватой лощинке. Обнос не менее 70 м, по скальным "полкам". Информация из лоции о 15-ти метрах обноса явно не относится к байдаркам, поскольку ставить их в пенную яму возле самого мощного слива небезопасно. Возможен и обнос по правому берегу, причем он едва ли не удобнее использованного нами варианта по левому берегу. Для обноса по правому берегу следует пройти перед водопадом в правую протоку, держась у самого правого берега. В том месте, где протока поворачивает налево и обрывается высоким 1,5 метровым сливом, надо пристать к берегу. Тропа идет через зеленый луг с растущими на нем "анютиными глазками". Ставить лодки на воду следует сразу после луга. 
До препятствия №24 (7-ми метровый водопад) от Пр.№21 около 15 минут хода. Между водопадами память зафиксировала всего одну более или менее заметную шиверу.
Перед Пр.№24 (водопад 7 м) удобно чалиться к левому берегу метрах в 30-40 до моста. Отсюда удобный обнос по левому берегу сначала через луг, а затем вниз к воде по каменистой осыпи. Длина обноса около 60-80 м. Лодки можно ставить на воду непосредственно ниже кирпичного здания бывшей ГЭС. На левом берегу очень удобная стоянка. Теперь, после окончания похода, можно сказать, что стоянка над этим водопадом - самая лучшая на всей реке. Здесь можно сделать дневку, устроить баню (тем более, что каркас бани уже построен). Обнос по правому берегу, рекомендованный в лоции К. Бекетова, совершенно неудобоварим. Лодки можно поставить на воду не ближе 40-50 м от конца водопада из-за обрывистых берегов. Кроме того, правый берег - это практически нетронутый скальный склон, покрытый лесом, со всеми прелестями обноса, вытекающими из этого факта.
После водопада №24 река разливается в небольшое красивое озерцо с высокими скальными берегами. Вода из озерца вытекает через гранитный каньончик длиной метров 15-20. За каньоном - еще одно, не менее красивое озерцо.
Ниже Пр№24 вдоль реки снова начинается царство бобров. Все берега в остроконечных пеньках, вокруг которых вповалку лежат осины различного калибра. Места начинают напоминать верховья Жиздры или любой другой глухой речки средней России. Порою даже непонятно - зачем бобрам столько деревьев?
Следующее заслуживающее внимание препятствие - порог №29. Порог длиной около 500 м, состоит из трех предварительных ступеней (сливов) и завершается мощным 2,5 метровым сливом через разрушенную плотину. Просмотр с левого берега долог и не везде удобен. После первых двух ступеней небольшой плес. Между третьей ступенью и конечным сливом также легко зачалиться к левому берегу.
Слив первой ступени расположен под углом к струе и требует после прохождения начальной шиверы предварительного захода под левый берег. При нашем уровне воды проход первого слива лучше осуществлять по центру. Из-за значительной длины порога даже после просмотра достаточно сложно запомнить, какую ступень где надо идти. Следует предостеречь от прохождения первой ступени вблизи правого берега - там из воды торчит скальная гряда. В нашем случае не обошлось без приключений: первой шла "Щука", за ней в 20 метрах - "Таймень", замыкающей шла "Свирь" - также через 20 метров. "Щука" при прохождении слива перевернулась, а "Таймень", выбрав неверное направление, вылетел на гряду камней справа и застрял там. Из-за слишком короткой дистанции между судами "Свирь" подошла к сливу как раз в тот момент, когда команда "Тайменя" спихнула его на воду. Борт "Свири" оказался подмятым мощным бортом "Тайменя", "Свирь" развернуло полулагом и кильнуло в небольшой бочке после слива. Глубина сразу после слива - около 1 метра, поэтому все легко выбрались наружу. Дальнейшее движение по порогу "Таймень" продолжил в гордом одиночестве. "Щука" и "Свирь" были поставлены на ровный киль, и две оставшиеся ступени прошли без проблем. 2-й слив следует проходить также по центру. Далее принимали вправо, чтобы уйти от камней более мелководного левого берега. 3-я ступень проходима как по правой, так и по левой струе. Мы выбрали правый язык, чтобы потренироваться проходить небольшую пенную бочку.
Завершающий слив 2,5 м можно обнести по левому берегу. Обнос весьма неудобный, поскольку поставить лодки на воду можно только метрах в 100 за плотиной. Длина обноса около 200 м по кустам и, частично, по тропе. Сам слив чист и, безусловно, проходим. За ним 50 метров шиверы с множеством подводных и обливных камней. Видимо, в большую воду последняя ступень порога может быть пройдена на байдарках, однако при нашем уровне воды камни выходной шиверы сильно оголились. После разгонного участка на мощном сливе сложная лавировка между камнями показалась нам опасной, и мы решили обнестись.
Порог в Рюттю (Пр. №30) прошли все. Валы основного слива с воды смотрятся гораздо серьезнее, чем с берега. Ориентир порога - металлический, а не деревянный мост. Входная шивера - проход по основной струе между множества глубоко сидящих камней. Затем - основной слив со стоячими валами. За основным сливом шивера с массой обливников, резко уходящая вправо ещё метров на 70. Глубина на шивере порой доходит до 5-10 см, поэтому для каркасных судов прохождение шиверы становится просто мУкой. Три мелкие левые протоки непроходимы и заканчиваются грядами камней. Порог заканчивается заводью.
Далее практически сразу - железнодорожный мост и автомост. Под автомостом - чистый проход под правым пролетом. За мостами - разгул демократии у бобров. На берегу - частокол обгрызенных карандашей и завалы толстых осин. Река сужается иногда до 12-15 метров. Стоянок нет. По берегам растут ель, осина, ольха и береза.
Километровая шивера (Пр. №31) заканчивается сливом высотой 0,5 м на резком левом повороте реки. По нашей воде слив проходим только у левого берега. 
За сливом река немного расширяется, на правом берегу видна хорошая стоянка в еловом лесу (эта стоянка описана в лоции Бекетова). Решили испробовать стоянку на себе - понравилось. 

День третий
От слива перед стоянкой через 20 минут хода (по лоции Бекетова - через 3 км) -порог №32 из двух параллельных сливов. За основным сливом - шивера, резко уходящая вправо и заканчивающаяся более мелким сливом на левом повороте. Основной слив у левого берега через плиту, изламывающуюся тупым углом навстречу течению. Высота слива - около 1,5 м. Левая часть основного слива осложнена неровностями плиты, явно проявляющимися по низкой воде. Правая часть слива гладкая. Узкая протока у правого берега имеет водопадный слив с небольшим пенным котлом. Порог удобно просматривать с левого берега. Основной слив легко обнести по левому берегу, зачалившись непосредственно перед сливом. Длина обноса - около 15 м. 
Решили обнести каркасные лодки за первую ступень и пройти полностью порог только "Щукой". Прошли максимально близко к камням правого берега. Бочка не задержала. В сливе дном лодки щуководы ясно почувствовали несколько камней. С ходу прошли оставшуюся часть порога. На первой ступени "Щуку" страховали "морковкой". После порога "Щука" сама встала на страховку. "Свирь" и "Таймень" вторую ступень порога прошли без повреждений.
К следующему препятствию - Пр №33 подошли только через 50 минут (по лоции - 3,5 км). За 20 мин до порога над рекой проходит ЛЭП. Проход - только по центру. У берегов - каменные гряды, практически не покрытые водой. С воды слив вообще не просматривается, поэтому можно посоветовать просмотреть порог с берега (это не займет много времени). Мы прошли порог с наплыва. Первой шла "Щука", она придерживалась центра слива и миновала порог без осложнений. Вторым шел "Таймень", который отклонился влево и застрял на одном из камней. В какой-то момент крен лодки достиг такого уровня, что первый номер вывалился из очка в воду. Как ни странно, полного оверкиля не произошло - после "ухода" матроса лодка вернулась в нормальное положение, и капитан уверенно направил ее к берегу. "Свирь" тоже попыталась уйти к берегу, на этот раз - к правому и чуть не вылетела на камни. "Чуть" - потому что вовремя была остановлена жестикуляцией щуководов, и успела изменить курс, пройдя порог ближе к центру. 
Непосредственно перед Хелюлей - препятствие №34: река делится на две протоки каменным островом, поросшим редкими соснами. Слева на берегу видны остатки строений финской ГЭС. Левый слив высотой около 4 метров. Правый слив - той же высоты, исключительно красив. Сразу за водопадами река разливается небольшим озерцом. Обнос несложен, начинается на правом берегу правой протоки за 6-8 метров до водопада. Длина обноса - около 30 метров, лодки ставятся на воду в заводи за скальными "лбами". 
Через 5 мин хода последнее препятствие на реке - №35 - разрушенная плотина. Вода падает в бетонные "ворота", высота слива около 4 метров. Слив ровный, замыкается мощной бочкой высотой до 1 метра. Для обноса плотины следует причалить к правому берегу перед разрушенным деревянным мостом. Берег здесь глинистый, ноги проваливаются в грязь чуть ли не до колена. Обнос длиной около 100 метров, сначала вдоль изгороди (осторожнее - в заборе много торчащих гвоздей!), затем по дороге и тропинке вниз к воде. 
Ниже по течению река полностью урбанизирована - по берегам лодочные гаражи и жилые дома. Препятствий нет.
Через 20 мин - железнодорожный мост, следом автомост (будьте внимательны - под водой есть полузатопленные сваи!). Через 15 минут хода - ещё один автомост, за ним река резко уходит влево, а справа через сваи старого моста впадает протока из оз. Кармаланъярви. Через протоку можно выйти в Сортавалу несравненно более коротким путем, чем через Ладожское озеро. Время нашего похода было ограничено, поэтому мы решили воспользоваться коротким путем и пошли в правую протоку.
Около 15 минут шли по протоке против течения, которое почти не ощущалось. Затем подошли к автомобильному мосту над протокой из озера Кармаланъярви. Здесь пришлось побороться с достаточно сильным встречным течением. Следующий автомобильный мост - через 5 минут, однако в протоке под ним встречного течения уже не чувствовалось. Далее необходимо идти, ориентируясь на предполагаемое место следующей протоки: между двумя самыми правыми видимыми опорами ЛЭП прямо по курсу. Слева остается заросший камышом залив с большим промышленным зданием на берегу (коричневое, 3 этажа, 2-х этажная труба).
Протока в оз. Аиранне узкая. Сначала идет через камыш, затем протока входит в сумрачный коридор из деревьев. Постепенно протока сужается и почти пропадает среди кочек. Через 200-250 м лодки пришлось вести на чалке до деревянного автомоста. Осторожно! В протоке масса верш из арматурной сетки с острыми краями (вытащив верши, не забудьте после проводки лодок вернуть их на место). После автомоста начинается прямая искусственная протока между луговыми кочковатыми берегами. Непосредственно вход в озеро Аиранне зарос камышом, воды почти нет - нам пришлось в буквальном смысле ползти на брюхе. Генеральное направление движения в камышах такое же, как и у протоки. Всего на преодоление протоки ушло 30 минут.
После входа в оз. Аиранне слева открывается панорама г. Сортавала: огромная скала, беседка, старый лыжный трамплин, круглый железобетонный резервуар, гаражи. Берега очень сильно заболочены, повсюду - черная грязь, пахнет болотом. Мы обследовали весь левый берег, однако хорошего места для антистапеля не нашли. Пришлось возвращаться к деревянному лыжному трамплину. Перед ним - около 50 метров топи, однако сам берег возле трамплина порос ровной травкой. Склон приземлительной горки под трамплином освещается солнцем до позднего вечера - это сильно облегчает просушку снаряжения. Трамплин находится на окраине местного парка и местные жители не будут тревожить вас своими набегами.
Питьевая вода - по тропе налево (если смотреть на трамплин снизу), следует пройти мимо беседки и сцены примерно 400 м, далее - налево по широкому деревянному мостику через протоку из озера Ляппяярви. На другом берегу -дома жилого сектора и водоразборная колонка.
От подножия трамплина до вокзала 25 мин непрерывного хода под рюкзаками: направо по тропе вдоль скалы приблизительно 150 - 200 м, далее повернуть вправо, пройти мимо железобетонного резервуара для воды, выйти на улицу Железнодорожную, на первом перекрестке повернуть направо, пройти мимо водонапорной башни (остается слева) до очередного перекрестка. Вокзал - слева. 
Отправление поезда до Кузнечного ежедневно в 5-55 и 17-15. По нечетным дням имеются поезда непосредственно до С-Петербурга.

Расписание движения поездов по станции Сортавала (май 2002 года):

МаршрутВремя (приб/отпр)Примечание
250ПКостомукша - СПб4-50/5-09с 03.10 по нечетным
249/
679П 
С-Петербург -
Петрозаводск 
22-1/ 22-30-----//------//------
680/
250П 
Петрозаводск -
С-Петербург 
4-50/5-09-----//------//------
249ПС-Петербург -
Костомукша 
22-11/2-30с 1.10 по нечетным
6452Сортавала - Кузнечное--/5-55ежедневно
6458Сортавала - Кузнечное--/17-15ежедневно
6451Кузнечное - Сортавала11-40/--ежедневно
6457Кузнечное - Сортавала23-27/--ежедневно

Тохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдаркахТохмайоки на байдарках
Авторы фотографий:
Илья Слепцов,
Сергей Шендеровский,
Александр Семенов,
Михаил Трусков.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию