17 января 2013

Прётся по лесной дороге
Кучка гужевых котят…

29.07.2008

За два дня до начала похода прошло последнее, оно же единственное, собрание всех участников похода. Окончательно определились по снаряжению и комплектации рюкзаков. Руководитель похода, Ниязов Руслан, определил приоритеты похода: спорт и отдых. Также было принято решение по выходу с реки. План адмирала - в Байкал впадаем 12 августа. Берём обратные билеты и в путь. Руслан же остаётся на неделю-две в окрестностях впадения реки Утулик в Байкал посмотреть, побродить, и прочувствовать это самое огромное озеро. Все желающие могут присоединиться. Окончилось собрание раздачей ценных призов для всех участников беспроигрышной лотереи - каждый получил свой заветный приз - мешок еды от завхоза, Лещинского Стаса.

31.07.2008

Итак, долгожданный день отбытия. Ощущение приближающихся приключений переполняет и вдохновляет. Вокзал.

14-30. Подъехали я и Руслан.

14-45. Подъехали Санчес и Натаха с Андреем.

14-50. Подъехала Алла, сказала помогать не надо и таскала все свои вещи и рамы от машины к месту сбора гордо и решительно в одну каску.

15-05. Подъехали Миша, Света и Стас. Приехали и стали укладывать и перекладывать рамы, бренчать железяками.

15-15. Подъехал Кирюша, держа кучу неупакованных вещей в руках - палатку, морковку, весло, кроссовки.

Собраться должны были в 15-00. Задержка Игоря, Димы и Веры начала напрягать некоторых членов группы.

15-25. Все на месте, посадка в поезд. Всем пока!

1.08.2008

Ехали, пили, ели, ехали, пили, ели, пили, пили, ехали, пили.

2.08.2008

13-25. Приехали в Слюдянку, стоянка 2 минуты. Ехали в трёх вагонах, выгружались из трёх дверей, быстро, организованно, всё в порядке.

На станции подкатил местный организатор забросок, вроде пообещал лошадей, Игорь с Димой ушли с ним.

Руслан со Стасом пошли искать машину, которая могла сократить нашу пешку на 10-15 км. Всего от Слюдянки до Утулика нам предстояло преодолеть 44 км. Команда конечно готова идти сразу от вокзала и до реки, но решили, если есть возможность упростить, почему бы и нет. Небо затягивало, приближался дождик.

14-15. Перенесли все вещи на вокзал, обложили сиденья. Порядок! Теперь спокойно можно собираться, одеваться, подтягивать рюкзаки.

Лошадей нашли, но дорогих, потому что приехали в выходные. Были бы будни - было бы дёшево, сказал Игорь. Нашли две машины, выбрали подешевле, загрузились и поехали. Машина оказалась зверем - ЗиЛ 131. Военная машина это круто. По пути в открытые окна по бокам залетали ветки. Тем, кто сидел рядом, приходилось отклоняться от окон. Остановились около мраморной горы - белая гора, на которой ведутся разработки мраморной породы. Пофотографировались, подобрали двух пешеходников, Илью и Наталью, и поехали дальше. В скором времени остановились, открылась дверь: "Приехали, выгружаемся!" Вылезли, осмотрелись вокруг - цивилизация. Водитель называл стоянку кордоном, кто-то называл базой, точнее всего было название - кафе. Тент широкий-широкий, беседка на человек 30, где можно посидеть, домик-киоск и рядышком большой горизонтальный холодильник, полный пива.

У всех загорелись глаза, набрали пива и посидели в беседке. Ливанул дождь - сильно ливанул. Допили пиво, повставляли рамы и вёсла в рюкзаки, укомплектовались и выдвинулись вверх по дороге - вот оно начало долгожданной пешки! Дождик практически прекратился. Вышли в 18-30. Прошли минут 40 и встали на ночь. Представление о том, сколько же в итоге и как понесём, было получено. Задумались.

20-00. Ужин, лагерь стоит, спирта развели немного, шуток тоже не особо много, предчувствие завтрашнего героического дня висит над лагерем. Спать разошлись рано, около десяти вечера. Выяснилось, что Натахина палатка, в которой всегда жили 4 человека, а иногда и 5 - это трёхместная палатка! Выяснилось благодаря тому, что у нас оказалась ещё одна точно такая же палатка, и Игорь заверил всех, что она трёхместная. Сразу не засыпалось, лежали, болтали. В палатке мы жили втроём: я, Кирилл и Руслан. В двухместной палатке жили Света со Стасом. В палатках-двойниках жили Игорь, Дима, Миша и Вера в одной и Натаха, Алла и Санчес в другой. От этих палаток доносился смех и ржач часа полтора-два. Эту стоянку назову "Дорожная".

3.08.2008

8-00. Подъём, завтрак, все суровые и серьёзные.

10-00. Вышли и пошли. С нами пошёл и дождь. Дождь решил нас не расслаблять и шёл с нами всю дорогу.

Что же написать про пешку? Пешка классная, все в восторге. Навстречу постоянно шли пешеходники налегке и говорили, что до нашей ближайшей стоянки - геолого-метеорологической станции "Хамар-Дабан" (ГМС) - осталось немного. Последние два часа хода все встречные говорили "осталось полчаса".

Первые пришли на станцию около 16-00. Вторые пришли около 17-00. Миша с Димой остались на тропе, замёрзли, достали тент, залезли под него, съели все конфеты, которые у них были и начали засыпать. Двигаться вперёд они больше не могли. За ними возвратились Игорь и Стас, которые уже пришли на ГМС, и разгрузили ребят - подвиг!

Во время пешки Руслан разгрузил Кирилла - забрал у него рамы - ещё один подвиг! На Стаса было совершено нападение роя ос - он задел их гнездо. Ужалили в руку и в губу. Губа не распухла только потому, что было холодно. Стас - красавчик, подождал пока осы залезут обратно в свои норы, схватил свой рюкзак и бегом убежал подальше от этого страшного места.

Теперь немного цифр: переход от стоянки "Дорожная" до ГМС был совершён за 6-8 часов. Расстояние - 9 км. Всё время шёл дождь, закончился около 17-00. Получился полностью мокрая пешка - и это первый день. Интересно как погода порадует нас в дальнейшем?

ГМС - это круто! Дежурным по ГМС был Андрей, обалденный весёлый мужик больших размеров. Попросил своих друзей, которые у него гостили, напилить нам дров, узнал, пойдём ли мы в баню, и выделил нам на ночлег домик с печкой, двухэтажный. Затопили печку, начали греться, улыбаться, расслабляться - кайф!

18-40. Руслан с Аллой приготовили кипяточек - обед. Пообедали, отвалились на стены домика, расслабились. Руслан сходил заплатил за проживание - 100 рублей с человека. Оставаться в домике можно до обеда следующего дня. Также договорились на счёт бани - цена 200 рублей с человека. Наше банное время с 20-00 до 23-00. Попариться и помыться пошли не все: Алла, Миша, Вера, Натаха, Света, Стас, я, Кирилл и Игорь. Банька просто замечательная! Деревянный домик, свежесрубленный, с большим предбанником, мойкой и парилкой. Дал нам хозяин два веника: пихтовый и можжевеловый. Свежая хвоя, да по телу - обалдеть! На баню потратили последние общаковские деньги - объявил Руслан. Ужин решено было приготовить попозже, часам к полодинадцатому, чтоб дождаться всех пропаренных и сесть за стол. Стол кстати был неким пологом на три четверти первого этажа нашего жилища. На столе и сидели, и ели, и пили и потом ночью спали. Наливали часто, тостов говорили много. Вера с разрешения завхоза достала свой ништяк - казинаки и лимон - все очень обрадовались.

Около полуночи случилось очень интересное событие. Стас объявил о том, что нас ждёт ещё один ништяк от Игоря. И это несъедобный ништяк! Все заинтриговались. Игорь попросил всех выйти на улицу, типа перекур. Все вышли и Игорь поджёг что-то поодаль. Это салют!!! Он был очень красивым и долгим - качественная вещь! Все очень обрадовались и кричали: "Ураааааа-а-а!" Это было третье августа - день города! В Омске наверняка праздник и гуляния в самом разгаре. В Омске время десять вечера.

Ещё немного посидели за столом, попили спирта, решили ложиться спать. На втором этаже отопления нет, поэтому свежо. Наверх пошли спать Дима, Миша и я. Внизу, на первом этаже, все улеглись на стол и началось. Веселье, смех, шутки, крики, истерики.

Около трёх часов ночи начали утихать и засыпать. Вот так разряжается наша команда после тяжёлого восхождения. Стоянку назову "ГМСная".

4.08.2008

Подъём на час позже - в 9-00. Руслан сказал: "Отдыхайте". День обещал быть насыщенным и разнообразным. С начала утра, вышли в 11-15, было 300 метров подъёма относительно уровня моря. Руслан придумал идти по тройкам. Стас, Света и Миша; Руслан, Алла и Кирилл; Санчес, Вера и Натаха; Дима, Игорь и я. Идти в связках достаточно удобно. Все подтягиваются под своих напарников и получается ровный ход всей команды. К часу дня подошли к тропе на пик "Черского". Алла подвернула лодыжку на подъёме, у Светы стали сдавать колени. Вот они - первые травмы, которые крайне опасны в начале пути. Итоги пешки подведены, решили как поступить дальше. Алла, Миша и Дима остались на поляне с рюкзаками, все остальные пошли на пик "Черского". Оставшихся ребят Руслан попросил принести воды в бобах и к нашему приходу нагреть воду.

По пути на пик стали открываться офигенные виды. Пологий водопад вдали спадал между гор - на фоне зелёной тайги белым цветом луч - красивый, высокий.

Почти у самого пика нужно идти по скалистому хребту. Доходим до хребта, аккуратненько на него залазим и открывается великолепная картина: низина между гор, а посередине озеро - озеро "Сердце". Название озера говорит само за себя, вода образует форму сердца, такого, как рисуют.

Пофотографировались, посмеялись и пошли наверх - последний рывок. Всё-таки как круто ходить без 50-60 кг за спиной! И вот он пик "Черского" - восхождение было оправдано. Ради этих видов нужно было идти. Вспомнился момент перед походом, когда собирались командой и обсуждали предстоящий поход у Руслана дома. Одним из вопросов был идти на пик "Черского" во время пешки или не идти. Все сошлись на том, чтобы пойти - правильное решение.

С одной стороны пика видны "Чёртовы ворота" - перевал, который отделял нас от речки. Его нужно будет преодолеть на следующий день. Чуть правее и ближе виден тот самый ярко-белый водопад, на котором побывали позже вечером. Под ногами, в низине, озеро "Сердце". С другой стороны пика видна дорога, по которой поднимались, а вдали туман обволакивает горы. И, наконец, ещё один вид, захватывает немного дух и что-то мощное отзывается глубоко внутри - при взгляде на Байкал. Отсюда видна лишь маленькая часть этого огромного озера, но она сильно впечатляет. Если с пика смотреть вокруг, то видно, что это самая высокая точка Хамар-Дабана. Смотришь - окружают цепи гор, одна переходит в другую, за ней ещё одна, другая - приходит понимание масштабов того места, где мы находимся, маршрута, который проходим.

Немного передохнув мы спустились обратно к поляне, на которой нас ждали ребята, готовый кипяток, рюкзаки и прекрасное настроение. Вся экскурсия на пик и обратно заняла у нас 2 часа 10 минут. Передохнули, пообедали, одели рюкзачки и пошли дальше по тропе к ручьям и водопадам. Последние три часа кроме китайской лапши и кружечки чая никто ничего не пил, долгое время не было ручьёв и родников, а спускаться к озеру "Сердце" никто не захотел, усталость ощущалась в каждом из нас. Минут через 30 пришли к ручью и давай пить водичку. Напились, набрали бутылочки и довольные, мелкими перебежками по трое, двинули дальше. Тут нас обогнали четверо водников, которые наняли лошадей до Утулика и шли без груза, весёлые, счастливые, в сланцах. Ещё минут через 30, уже было около шести вечера, мы пришли на водопады - приятное место, много стоянок, несколько перепадов высоты, разнообразная природа.

Нашли место под стоянку, назову её "Водопадная". Решили пока стоит ясная погода пойти сразу на водопады, уж такой выдался экскурсионный день. Водопады начинались метрах в ста от стоянки, пошли все кроме Аллы, травма начала всё серьёзней болеть. Пришли на водопады, Пофотографировались. Первый водопад падает под углом 45 градусов. Санчес и Руслан решили в нём искупаться. Бодрячок! А-ааа-а! Пошли ниже, там тот же водопад падает вертикально с камня, метра три высотой, и сразу тут же ванная получается, вода течёт небыстро. Тут уже пошёл купаться Стас. За ним следом под водопад пошли Кирилл и я. Не удержался и Игорь. "Гидромассаж отдыхает!" - так оценил Стас водопад.

Дальше часть команды вернулась на стоянку, остальные пошли вниз вдоль водопадов и нашли тот самый большой белый водопад. Там поснимали на камеру, Пофотографировались. В джакузи, образованном из камней, наполненным холодной водопадной водой, искупалась Натаха. Ну не так чтобы искупалась - поплюхалась, побрызгалась, повизжала.

После ужина пошёл дождик, попрятали рюкзаки и легли спать пораньше, впереди был самый тяжёлый день пешки.

5.08.2008

Подъём в 8-00. Вышли в 9-30. Обед с 13-00 до 14-00. Пришли на Утулик в 21-00. Ходовое время 10 часов 30 минут, прошли 14 км. 4 км от стоянки "Водопадная" до перевала "Чёртовы ворота" и 10 км спуск с перевала до Утулика. По ходу движения тропа идёт вдоль реки "Спусковая" и пересекает её раз 10. Некоторые броды были очень даже резвыми, помогало весло в руках, на которое опираешься. Вода в броде иногда была по колено. В этот день вспомнили все виды транспорта, которые существуют в природе, которые могли бы нам помочь на таком участке. Дима сказал, что он был бы очень рад не то, что лошадям, а даже гужевым котятам, на которых можно было бы разложить свои вещи из рюкзаков.

Но помощи ждать было неоткуда, и мы сами были теми гужевыми котятами, о которых мечтали. Описание этого дня видно из цифр, приведённых выше. Мы просто шли, шли, шли, шли и шли.

Непростой день - будет что вспомнить в старости.

Итоги заброски на реку следующие:

• 31.07.2008. Западно-Сибирская ЖД
  • 01.08.2008. Красноярская ЖД, Восточно-Сибирская ЖД
  • 02.08.2008. 15 км на ЗиЛ 131, 1 км пешком.
  • 03.08.2008. 8 км подъём на ГМС "Хамар-Дабан".
  • 04.08.2008. 6 км до водопадов + прогулка на пик "Черского".
  • 05.08.2008. 14 км через перевал "Чёртовы ворота", спуск к Утулику вдоль речки "Спусковая".

6.08.2008

Стапель, зализывание ран, восстановление сил, днёвка.

Весь день, практически не останавливаясь, шёл дождь. Да, он ещё шёл и всю ночь с 5-го на 6-е. Похоже, тайга нас полюбила и хотела порадовать дождиком.

7.08.2008

5 утра. Игорь будит Кирилла и меня: "Ребята, вставайте, переносите катамаран, скоро уплывёт, вода поднимается!" Мы с Кириллом вскакиваем, носимся по палатке, ещё не проснувшись, стукаемся лбами. Проснулись, пришли в себя, давай собираться с духом. На улице дождь, как шёл весь вчерашний день, так и всю ночь идёт. И так уже всё влажное, мокрое, и сейчас спросони надо идти на улицу. В эту ночь из нашей палатки в палатку к Натахе, Алле и Санчесу перебрался Руслан. Им там было холодно и скучно всё это время без него. В общем сидим мы с Кириллом в палатке вдвоём и принимаем волевое решение - идти спасать катамаран в одних плавках, сланцах и пончо. Сохранить оставшиеся сухие вещи жизненно важно. Сидим ещё минуту, переодеваемся в мокрое и холодное и вылазим из палатки. Фонарик Кирилл потерял ещё на пешке, поэтому идём близко друг к другу. Катамараны внизу ставили мы, Дима с Мишей, Стас со Светой и Игорь с Верой. Наш и Димин с Мишей катамараны были ниже всех, и вода подобралась к ним вплотную. Хотя вечером мы специально ходили, проверяли и решили, что вода так высоко наврядли поднимется. Обалдеть, больше метра! Стало страшно за палатку Стаса и Светы, которая стояла ниже всех остальных, вдруг вода поднимется настолько высоко ещё, чтобы подтопить ребят. Отвязали и занесли высоко наверх катамаран. Вода всё прибывала и прибывала. Страшная ночь. Предстоящий день оказался ещё страшнее.

8-40. Подъём, завтрак задержался на 40 минут. Дежурили Дима с Мишей. Дождь не прекращался. На месте костра под тентом была лужа, дрова, спрятанные под тент, промокли. Ребята ходили в лес за новыми дровами и всё же разожгли огонь. Молодцы!

Позавтракали, посмотрели на воду, призадумались. Вода поднялась почти к палаткам, за сутки, которые мы провели на этой стоянке, назову её "Дождливая", метра на два. Наши катамараны действительны бы плавали зачаленные в воде, спасибо Игорю, что всех предупредил ночью.

Утулик на глазах поднимается дальше, в воде появляются брёвна, проплывают какие-то корни, кустарники. Камни на противоположном берегу уже в воде, хотя ещё вечером там был целый каменистый пляж, на котором можно было устраивать дискотеки. Водопадик, падающий со скалы чуть выше по течению, превратился в водопад. С тропы бежал ручей и впадал в реку. Цвет реки изменился, она перестала быть прозрачной и зеленоватой, река стала мутной, коричневой - месиво.

Руслан установил порядок следования команды:

• Санчес и Натаха;
  • Стас и Света;
  • Руслан и Алла;
  • Слава и Кирилл;
  • Игорь и Вера;
  • Дима и Миша.

Первые пять катамаранов имеют коленную посадку и выглядят достаточно серьёзно, последний же катамаран попроще, с "жопной" посадкой, вдобавок к этому Миша - новичок.

Выходим в 11-20, по одному экипажу встаём на воду и чалимся сразу за правым поворотом. Тяжело должно быть будет нам чалиться в шесть катамаранов. Впереди первые шиверы, все напряжены, во взглядах тревога. Тревога в глазах не ушла до самой ночи, пока не уснули, но всё по порядку.

Через полчаса с левого берега выбежал мужик в болотных сапогах, рыбак что ли, и начал на нас орать: "Вы куда?! Куда лезете?! Не видите сколько воды?!!!" Повисает молчание, никто ничего ему не отвечает, что тут отвечать. Мужик продолжает: "Ребята, впереди ущелье 15 км! После вас там лепёшки на стенках остаются!" Мы кто-то что-то сказали ему в ответ и поплыли вперёд. "Удачи" - пожелал нам мужик. "Спасибо" - ответили мы. На следующих чалках ребята немногословны. Шиверы хлеще порогов. Река вся как сплошной порог. Постоянно нужно принимать решение куда плыть и работать веслом. Хорошее начало!

Первый порог на реке - "Рассохинский" - назван по названию речки Рассоха, которая впадает в Утулик недалеко от порога. По описаниям и дневникам, которые у нас были, в этот порог очень часто влетают без разведки. При нашей воде страшно представить, каким может быть порог. Чалимся часто, очкуем.

Чалимся перед порогом, Санчес идёт по правому берегу смотреть что впереди. Зачалились ещё не все, чалка сразу за поворотом направо. Постоянно оглядываемся с Кириллом на Игоря и Веру, Диму и Мишу, всё ли у них в порядке. Вера ходила на плотах и четвёрках до этого похода, на кат двойку села первый раз, у Игоря опыта много, тем более капитанского. Но двойка есть двойка, ответственность выше, поэтому мы с Кириллом опасаемся за Игоря с Верой не меньше, чем за Диму с Мишей. Итак чалка. Зачалились, ждём последние два ката. Из-за поворота появляются Игорь с Верой, зачаливаются, всё в порядке. Встают на берег, ждут Диму с Мишей. Появляется перевёрнутый катамаран, кто-то держится за раму, рядом плывут какие-то вещи. Метров через десять за катамараном плывёт Дима, с катом Миша. Плывут вдоль левого берега. Игорь кидает морковку, недолёт. Света кидает морковку, недолёт. Ребята проплывают мимо. Неразбериха! Морковки не кидаю, считаю надо ехать. Садимся с Кириллом на кат и отчаливаем. Руслан с Аллой уже отчалили. Кто-то крикнул нам: "Заберите Диму!" Смотрим - Дима на противоположном берегу за что-то цепляется, задержался. Подплываем к нему, сажаем на раму и сидим ждём пока все пойдут вперёд, подстрахуют если перевернёмся, думаем перед нами порог. Вернулся Санчес на кат и поплыли с Натахой за всеми, мы следом. Несколько валов осталось позади, Дима удержался на раме, молодец. Трясётся, замёрз. Неизвестно что там с остальными. Через минуту видим команду на левом берегу. Миша с катамараном зачалены. Отлегло! Собираемся все вместе, обед.

Ребят оказывается сначала перевернуло и они вылезли на баллоны, потом перевёрнутый катамаран налетел Мишиным рюкзаком на камень, ребята слетели в воду, а рюкзак оторвало. Когда поймали Мишу с катамараном Руслан и Алла, рюкзак проплывал рядом. Все вёсла поймали. Ушли рюкзак, коврик, лягушка. Миша в шоке, трясётся. Дима тоже трясётся. Ребята достаточно долго посидели в воде. Плюс Дима повредил рёбра.

Команда помрачнела, у всех дурные предчувствия. В глазах появились страх и беспомощность. Руслана всё чаще спрашивают: "Что делаем дальше?", в надежде услышать типа "переждём", "ищем стоянку" или что-то подобное. Руслан стоит на своём: "Остановимся на стоянку перед порогом "Чижик"!". Все удивляемся, как меняется река. Порог "Рассохинский" замыло и ничего дико страшного не было.

Выходим в 15-30. Сразу за левым поворотом чалимся, хватаемся за кусты и сидим, впереди шум воды. Оказалось впереди порог "Рассохинский"! Посмотрели, выставили съёмку и прошли. Все прошли нормально, только мы с Кириллом не ушли от камня и перелазили через него как попало. Игорь с Верой прошли не слева, а по центру - очень даже здорово.

Дальше опять пошли жуткие шиверы. Дождь не прекращался. Вдруг появился маленький просвет на небе, потом ещё чуть-чуть и вдруг - о, чудо! - появилось солнышко! И тут же опять переворачиваются Дима с Мишей. И началось. Они вылезли на рамы, мы плывём рядом. Налетаем на что-то, уходят вперёд. Рядом проплывают Игорь с Верой в погоне за Димой и Мишей. Сзади переворачиваются Санчес с Натахой, Санчес плывёт на раме, Натахи нет. Игорь с Верой пролетели за правый поворот и там зачалились на левом берегу. Диму с Мишей вынесло на левый берег перед поворотом, между камнями, типа прижима. Мы с Кириллом поймали Санчеса с катамараном и кое-как втроём зачалили два ката. Натаху подобрали на берегу выше Руслан с Аллой и привезли к общему сбору на левом берегу.

Дальше идти стало совсем страшно. Руслан обошёл по берегу всех, узнал что по чём. Все пришли в себя потихоньку, начали гадать где находимся. Пролетали много не глядя по сторонам, что прошли не ясно. Время подходит к девяти, надо срочно вставать на стоянку. Кирилл уже готов ночевать прям тут на камнях и в неопрене. Берег уходит круто вверх, впереди стоянок не видать. Собираемся очень долго, как обычно. Наконец вышли и метров через 700 за левым поворотом зачалились на левом берегу. Это стоянка. Темнеет.

Мы с Кириллом дежурные. Всей командой очень тяжело разожгли огонь. Ужин был готов около 23-00. Завхоз выделил двойную норму спирта - 2 литра. Но все тихо поели, немного выпили и расползлись спать.

8.08.2008

Замечательная дата. Эту стоянку назову "Выжидательная". Руслан решил устроить днёвку. Дождя наконец-то не было. Солнца тоже не было, но хотя бы сухо и ветрено. Развеселились, постирались, посушились. Какая радость - много сухих вещей! Эта стоянка - стоянка перед порогом "Чижик". Попробовали порыбачить - тут рыбы нет. Ещё на пешке нас обгоняла группа водников из четырёх человек, они нанимали лошадей и обогнали нас на водопадах. Так вот на этой стоянке мы их догнали, они, оказывается, устраивали тут, на этой стоянке, днёвку вчера. Интересная команда. Отец с сыном и два молодых парнишки. Алексей - отец, Иван - сын, Стас и Саня. Взрослый дядька и три ребёнка. Ребята шли на небольшой лодке вчетвером, как позже мы увидели - лихо идут. Руководителем идёт не отец, а сын. Ребята оказались очень дружелюбными и сильно нам помогли, спасибо им. Вместе с Мишиным рюкзаком после киля ушёл и тент. Эта группа из Иркутска и Ангарска дали нам свой маленький тент, показали где много дров, да после их ухода ещё дров осталось достаточно. До обеда они построили баню, попарились и пошли на воду. Мы все пошли смотреть их проход - здорово и весело ребята прошли "Чижик"! Позже, когда мы опять их встречали, оказалось в этот день под вечер они кильнулись, и это был их единственный киль.

Стоит отметить вчерашнее обещание Светы не пить, не курить, не материться, только бы закончился дождь. Дождя до конца похода так и не было, Света честно не пила до антистапеля, молодец.

Легли не поздно, в 22-00 - 23-00. Вода за день упала очень хорошо.

9.08.2008

Проснулись, быстрей к воде - упала ещё больше. Утулик преобразился - красивая речка, прозрачная, зеленоватого цвета.

Вышли в 11-00. Страховка, съёмка - пошли. "Чижик" прошли все нормально, этот порог не проходил только Миша. Этот, и все следующие пороги, Миша обходил по тропе, где-то стоял на страховке с морковкой. С Димой на "жопном" катамаране все пороги проходил Игорь.

Следующим порогом был "Трёхкаскадный". Он так называется, потому что состоит из трёх частей, между которыми есть спокойные участки. Наша команда зачалилась за первой такой частью и с просмотром уже проходили вторую и третью ступени. Съёмку выставлять не стали.

Потом вновь были спокойные участки, иногда шиверы, на солнце вода и брызги очень красивые и весёлые. В этот день мы сполна могли насладиться долгожданной красотой природы, пейзажами Утулика. То слева, то справа появляются красивейшие водопады, притоки. Вспоминаются всякие обои - картинки для рабочего стола на мониторах компьютеров. Как здорово ощущать и видеть это вживую! Видимо засмотревшись по сторонам и расслабившись, неожиданно на одном из прижимов справа кильнулись Игорь с Верой. Игорь рассказывал, что почувствовал, как глубоко его затянуло под воду, и как выталкивал его на поверхность жилет.

Сразу после прижима река поворачивает направо, первые три катамарана ушли вперёд, и их даже не было видно. Дима с Мишей немного впереди, мы с Кириллом за ними и Игорь с Верой идут последними. Слышу "хоп!", оборачиваюсь и жду. Из-за поворота появляется чья-то голова в воде, кричу "киль!", начинаем спасработы. Игорь с Верой плыли недалеко друг от друга, их поймали и посадили к себе на катамаран. Затем кое-как поймали катамаран, сцепились с ним, Игорь перепрыгнул на перевёрнутый баллон своего катамарана, Дима с Мишей плыли недалеко от нас, в любой момент готовые броситься на помощь. Вчетвером, проплыв метров 300 по маленьким шиверам, мы всё-таки зачалили оба катамарана. Отдышались, перевернули кат Игоря с Верой обратно и поплыли ко всем ребятам. Примерно через час-другой встали на левом берегу, удобная чалка, много камней, солнышко, на поляне кострище, пообедали.

Вышли в 14-20. Прошли безымянный порог, проплыли мимо ребят из Иркутска-Ангарска, которые ночевали недалеко на левом берегу. То слева, то справа стали нависать скалы. Когда подплываешь близко к такой огромной отвесной скале, чувствуешь себя очень-очень маленьким, интересные чувства. Похоже действительно скоро будет порог "Гротовый". Но до "Гротового" должен быть порог "Траверс".

Около 16-00 подошли к порогу "Траверс", на нём же нас догнали ребята из Иркутска-Ангарска. Назову их группу "Бодрая лодочка"! Прошли порог вместе.

Сразу после "Траверса" наконец-то подошли к порогу "Гротовый". Наметили прохождение, поставили съёмку. Страховку морковками решили не выставлять, порог длинный, есть улова, за которыми можно зачалиться и встать на страховку. Сам прижим, которого жутко боялась Алла, да и многие в команде тоже, был виден издалека, идти просматривать не стали, до прижима опасных участков, в которых могло перевернуть не видно. Санчес с Натахой пошли первые как обычно, Руслан с Аллой за ними, потом мы с Кириллом, Дима с Мишей, Игорь с Верой и последними Стас со Светой, потому что снимали всех на камеру. На страховку в улова почему-то никто не встал, все встали за порогом. Но всё обошлось нормально, только Стас со Светой прошли достаточно близко от прижима.

Между нашими катамаранами прошёл порог и экипаж "Бодрая лодочка".

Время подходило к 18-00, стали искать стоянку. Нашли её вновь на левом берегу за очередным левым поворотом. После того, как встали на стоянку, выяснили, что стоим как раз на пороге "Трек". Оказывается, порог очень изменился из-за селевого потока. За этот день прошли 5 порогов, хороший день.

19-00. Ужин. Давно мы не жили в хороших погодных условиях, не хватая жадно каждое мгновение. Встали рано, вещи сухие с прошлой стоянки, дров до фига. Классный вечер - стоянка "Трековая". Поздравили Мишу с прохождением порога "Гротовый". Выстрелили пару сигнальных ракет, типа фейерверк такой. В этот вечер не знаю сколько разводили спирта, но накушались все хорошо.

У меня совсем отлетела на кроссовке подошва, решили её пришить леской. Дима принёс леску и иглодержатель, показал, как им пользоваться. Я честно сделал три шва, понял, что просижу до полуночи, и решил бросить это дело и просто обматывать ногу в кроссовке вязкой. Но не тут то было! Дима же хирург. Впрочем как и Игорь, и Миша. Оно и понятно, кто бы ещё мог взять в непростую пешку иглодержатель. Это, кстати, такая штука, которая объединяет два в одном - пинцет и ножницы. В общем Дима сказал: "Я тебе зашью кроссовок," - и около часа или двух и шил его и шил. Уже не было ничего видно, из Диминых проколотых пальцев текла кровь, а он всё шил и шил. Наконец уговорил его закончить утром и трезвым. Ещё немного посидели и разошлись спать. В этот вечер было много сладких ништяков: казинаки, шоколад, шоколадная паста - отличная стоянка.

10.08.2008

Собирались быстро, хоть и с бодуна. С самого утра команда злая - неприятно. Ещё похоже в команде начали заканчиваться сигареты. Все хмурые, насупились. Вечно злые шутки и нападки Санчеса - неприятно.

А вокруг так красиво. Брызги на шиверах в свете солнца переливаются всеми цветами радуги. Утулик действительно обалденная живописная река. На пороге "Мангутайский" воды хватает для прохождения - почти все прошли его без особых проблем. Можно поздравить Стаса - он рад. Когда он ходил Утулик в 2001 году воды было немного и они обносились. В этот раз Стас прошёл "Мангутайский"! - здорово.

"Мангутайский" - интересный порог, техничный. Игорь с Верой решили вновь немного повыпендриваться и на предпоследнем препятствии немного застряли на камне, благо струи сзади не хватило, чтобы их перевернуть. На страховке у нас немного "ёкнуло" в этот момент - опасное прохождение.

После порога пообедали, рядом с нами обедали и "Бодрая лодочка". Они решили не идти порог и обнеслись. Также и следующий порог "Зев", командир Иван посчитал, что пятёрочные пороги на лодочке им пока ещё рановаты.

Около 16-00 подошли к порогу "Зев". Это коварный порог. При просмотре с левого берега за камнем, который стоит в центре порога, не видно бочку. Эта бочка - косая - выносит резко вправо. При планировании прохождения сразу после камня хотели уходить влево, чтобы пройти нижнюю бочку слева, там она тише всего. Получается так, что после центрального камня успеваешь выгрести только на правую сторону нижней бочки. Так все порог и прошли. Сразу за порогом стоянка - назову её "Предбайкальная".

Впереди препятствие, которое появилось на Утулике не так давно - года три - после селевого потока. И два "Мордоворота": Большой и Малый. Тут Руслан решил устроить последнюю запланированную днёвку. На "Предбайкальной" остановился и экипаж "Бодрая лодочка". Вместе поужинали, посидели. Команда до конца так и не расслабилась - нехороший день.

11.08.2008

Днёвка. Рыбачить пытались и Кирилл и Дима и Игорь - рыбы в реке нету. Ходили на приток слева - речка "Сосновка" - там тоже рыбы нет. У Димы и Игоря, которые ходят по речкам уже около десяти лет, это был уникальный поход. Поход, в котором они ничего не поймали. А ведь Кирилл ещё в самом начале предупреждал - так как мы ходим - рыбалке не бывать.

В эту днёвку все отсыпались. Давно уже ребята не спали так долго - здорово. Лица разгладились, хмурые взгляды ушли. В глазах покой и мягкость. Немного грустно, что в наших походах это нечастое явление. Натаха переехала из своей палатки к нам с Кириллом, причины неважны, это личные дела ребят. Скоро ужин, у костра слышу народ, второй раз за поход пишу дневник в реальном времени, вот уж действительно днёвка отличная - времени хватает на всё.

Команда из Иркутска-Ангарска "Бодрая лодочка" рано утром ушла по тропе вдоль реки "Сосновка" наверх, там должны выйти на тропу, которая ведёт на ЖД станцию "Ореховая падь". У Миши появился первый реальный шанс уйти в цивилизацию, о которой он столько мечтал весь поход. Но Миша оказался крепким парнишкой, он мужественно принял всё, что на него свалилось в этом непростом для новичка походе, и конечно остался с нами. Миша молодец!

Вечером поужинали, выпили как водится. За ужином Руслан сказал тост: "Поздравляю всех с речкой и т.д. Хоть и остался ещё один день, но мы молодцы и ля, ля, ля …" Ребята сказали: "Погоди, ещё впереди 2 крутых порога". Как же мы были правы, следующий день был очень насыщенным.

После ужина Натаха объяснила всем что значат мужики и что значат бабы, истории взаимоотношения двух полов. Приводила яркие примеры. Примеры были настолько впечатляющими, что все быстренько разошлись по палаткам. Но Натаху это не остановило, и она всё просто и доступно объяснила костру и тем, кто ещё остался и усидел. Легли в полночь.

12.08.2008

Собирались недолго, вышли в 10-00. Этот день особенный - день рождения Веры.

Сразу прошли без страховки и съёмки новообразовавшийся в результате селевого потока порог "Селевой". Минут через пятнадцать подошли к порогу "Большой мордоворот". У Натахи с Санчесом продолжаются заморочки и Натаха порог не пошла. На их катамаране пошли Санчес и Стас, прошли порог без проблем, встали на страховку. Вторыми пошли Руслан и Алла.

Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень - несколько мощных бочек, затем струя течёт под нависающий выступ в виде головы змеи. Потом вторая ступень - бочка слева вдоль скалы и обливной камень по центру с возможностью уйти вправо сразу после камня, торчащего на правом краю водного потока. Сразу после слива посередине стоит неприметный косой вал, который сильно резко сносит влево на скалу, образуется прижим с небольшим отбойным пульсирующим валом.

Так вот Руслан с Аллой во второй ступени пошли через левую бочку, дальше их снесло в прижим, подержало секунды три и кильнуло. Дальше ниже спокойный участок, удобно бросать морковки, удобно зачалить перевёрнутых, спасали всех без проблем.

Третьими пошли мы с Кириллом, в первой ступени я два раза подряд вылетел из коленок, толком не закалывался, нас развернуло направо. Перед второй ступенью выровнялись, и, казалось, всё получится. Вышли на струю справа, подальше от левой бочки, развернулись, и не хватило гребка уйти вправо, работали не на все сто, попали на косой вал, который откинул нас резко влево, в прижим. Вот он - наш первый в жизни киль! Время растянулось на доли секунд. Всё было под контролем, так ощущал переворот я. Кирилла на гондоле подняло вверх, затем моя гондола начинает уходить под воду, слышу бульканье воды в каске как при погружении. Оборачиваюсь наверх - красиво и ярко, с брызгами, в свете солнца на меня опускается рама. Ловлю её рукой, немного сносит - отбило от скалы - и вылажу на раму. Кирилл с внешней стороны гондолы. Подаю ему руку, забираю весло и Кирилл двумя руками подтягивается. Зацепляю его ногой под подмышку и Кирилл вылазит через гондолу на раму. Ура! Чалим кат к левому берегу, подплыли на помощь Руслан с Санчесом. Порог позади, переворачиваем кат назад, отдышались и встали на страховку.

Четвёртыми пошли Дима с Игорем на "жопном" катамаране. Потихоньку, потихоньку, ребята обошли справа еле зацепив первую ступень порога и также технично на малой скорости по струе ушли вправо, не попав на злополучный косой вал. Молодцы ребята! Утёрли нос "коленным" катамаранам.

Следующие были Стас и Света. В первой ступени, во второй бочке их как ракету из бочки выплюнуло вверх. Вот это зрелище, уникальная бочка! Во вторую ступень ребята зашли также как мы с Кириллом и также налетели на косой вал, уносящий влево на скалу. В прижиме Стаса со Светой перевернуло, оба оказались внутри рамы. Руслан и Санчес зачалили их на правом берегу. Уже третий киль!

Остались Игорь с Верой. Вся ситуация очень сильно напоминала анекдот про трёх мужиков, которые собрались выпить и купили палёный самогон. Налили в стакан, стакан один, выпивает первый. Падает - мёртвый. Двое оставшихся: - Может самогон палёный?

- Да ну, сердце наверное слабенькое.

Наливают, выпивает второй - и тоже падает замертво. Третий подумал, почесал репу, а выпить то хочется, наливает себе оставшийся стакан. И крикнув "Помогиииитееее" выпивает и падает замертво рядом.

Вот что-то похожее происходило и у нас. Идут Игорь с Верой. В первой ступени их развернуло, вторую бочку первой ступени прошли задом. Выровнялись, оправились, и во вторую ступень зашли как и все предыдущие хорошо. Развернувшись направо, собрались сделать гребок и уйти вправо и … у как все до этого попали на тот самый вал влево и тоже полетели в прижим слева. Мы с Кириллом снизу, теряем из вида катамараны, когда они оказываются в прижиме. Секунды три ничего не появляется, потом появляется голова в воде - узнаём Веру. Катамарана и Игоря нет. Тяжёлые секунды. Ещё секунд через 30 появился наконец-то Игорь. Он оказывается сидел на катамаране в прижиме и пытался раскачать кат, оторвать его от скалы. Когда понял, что не получается, спрыгнул. Веру на морковку выловила Натаха. Игоря подобрали Руслан и Санчес. Сидим ждём катамаран. Видим, как с берега напротив прижима стоит Дима и машет руками, подбадривает кат на расстоянии, помогает ему выйти из прижима. Катамаран колбасило в прижиме минут десять. Вдруг он появился из-за скалы. Алла крикнула: "Гондолы по отдельности". Руслан с Санчесом зачалили одну гондолу, мы с Кириллом вторую. От всех семи дюралевых рам Д16 осталось только две неповреждённые трубы. Поперечные просто разорвало и осталось только два искорёженных обрубка. Также в прижиме осталось запасное весло, которое было привязано к раме.

У Руслана с Аллой разорвало несколько вязок. У Аллы ушёл с ноги кроссовок и оторвало поджопник. Ещё у них погнуло несколько труб. Вот такой порог "Большой мордоворот". Четыре киля из шести, да ещё потеря одного ката в боевом виде!

На правом берегу пообедали. Каждый занимался своим делом. Поремонтировались, разобрали и собрали в рюкзаки кат Игорь с Верой. Посадили пассажиром Игоря к Диме с Мишей, а Веру к нам с Кириллом. Вышли в 15-30, время начало поджимать, в этот день ещё планировали антистапель. Примерно через часик подошли к порогу "Малый мордоворот". Просмотр порога затруднён. По левому берегу не пройти. По правому нужно перечаливаться и очень долго обходить заводь перед порогом. Я решил занести рюкзаки. Вся команда хотела идти с рюкзаками, мотивируя это нехваткой времени. Даже Кирилл, который не прочь перестраховаться перед порогом и потратить время на приготовления к прохождению, в этот раз был со всеми солидарен - надо торопиться. 12е число - это дата, до которой мы должны отметиться в МЧС, отзвониться и сказать, что вышли с маршрута, всё нормально.

Все перечалились на правый берег. Вера с Мишей пошли на страховку морковками. Света пошла на съёмку. В этом походе мне уже хватило неодобрительных и холодных взглядов, передумал отвязывать рюкзаки, пойдём без просмотра нижней части порога, что ж, вперёд, команда! Первыми пошли Стас и Санчес вместо Светы, прошли порог нормально. Сразу следом пошли мы с Кириллом, в нижней ступени пытались уйти вправо, чтобы не попадать на бочки и прижим слева. Уйти не удалось, перед камнем, разделяющим струю на две части возник ещё один небольшой камень, который не было видно при просмотре сверху. Зацепились гондолой за этот малый камень, развернуло, и жопой налетели на большой камень по центру. Струи, идущей на камень, не хватило, чтобы нас перевернуть, поэтому мы успешно с него сползли всё-таки вправо как и планировали, развернулись около берега и зачалились на правом берегу, встали на страховку.

Следом без особых проблем прошли Руслан и Алла по центральным бочкам. За ними пошли Игорь с Димой. Кстати сказать, пороги не зря называются именно так. Они очень похожи по характеру и ступеням, по направлениям струи и бочкам. Малый повторяет Большой, красивые пороги! Так вот Игорь с Димой тоже хотели как мы с Кириллом уйти на нижней ступени вправо, но сразу поняли, что не получится и пошли центральными бочками. В большой нижней бочке их резко крутануло как центрифугой, немного при этом приподняло нос. Оба слетели с катамарана, но сам кат вернулся на воду, не перевернувшись. Диму на морковке вытащил Руслан. Мы с Кириллом сначала выловили Игоря, затем поймали кат и уже втроём зачалились на правом берегу. Вновь встали на страховку, но из-за поворота уже не видели порог. Стали медленно вдоль берега подниматься вверх. В это время порог прошли Санчес и Натаха. В нижней бочке их поставило на бок, Санчес на гондоле висел в воздухе. В таком положении на одной гондоле кат развернуло направо и после этого вернуло на воду. Уникальные свечки показал нам Утулик на своих мордоворотах!

Около 19-00 мы прямо на катамаранах мимо турбазы на правом берегу, и мостов через Утулик впали в Байкал. Непередаваемые ощущения! После узкой бурной речки с течением попадаешь в огромнейшее озеро со стоячей водой. Вдали виднеются горы, направо Байкал простирается за горизонт, уходит в дымку. Около часа мы гребли по Байкалу вдоль правого берега в сторону города Байкальска, то ещё испытание на слаженность напарников! Наконец Руслан с Аллой причалили к берегу недалеко от ребят из Питера, которые катались тут на велосипедах. Начался антистапель, солнышко отлично пригревало и радовало. Руслан, Санчес и Света пошли в деревню Утулик за пивом, сигаретами и продуктами, также они узнали расписание электричек до Слюдянки и Иркутска.

Вскоре как мы разложили все вещи по берегу сушиться, зашло солнышко. Время было - одиннадцатый час. В МЧС Руслан отзвонился около 21-00, всё в порядке, пришли, искать не будут, успели. Дима с Мишей приготовили ужин, дождались ребят с огромными сумками с пивом, рыбой, соком, хлебом. Мы с Кириллом ушли спать не поздно, у нас немного протекли гермомешки, вещи были влажные, было холодновато. Палатки стояли прям на берегу рядом с водой. У кого-то на песке, у кого-то на гальке. Интересные ощущения спать на гальке! Ночью ребята, которые остались у костра, как водится напились пива и повеселились. Вот уж запоминающийся и насыщенный день рождения получился у Веры! За ужином Веру поздравляли с шампанским в кружках. Ну а ночью сожгли походные штаны Веры, которые протёрлись на попе практически до дыр, оставшийся кроссовок Аллы, зачем ей один, и мои сплавные кроссовки, которые отслужили кучу походов с 2006 года.

13.08.2008

Подъём был ранним, в 6-00.

Собрались быстро, вещи все мокрые, рюкзаки не текут, но подтекают. Сели на электричку в 9-30 до Слюдянки. В Слюдянке выяснили, что билетов на плацкарт хоть с пересадками, хоть на другие дни, просто нет. Но есть купе на поезд, который будет в обед, билеты прямые до Омска. Цена 5171,50. Достали все деньги, посчитали - хватает. Взяли купе и закупились продуктами на рынке. Вера с Русланом оставались на следующий поезд до Иркутска. Вера должна была встретиться с друзьями и погостить в Иркутске. Руслан же поехал на остров Альхон на Байкале, также он планировал погулять в окрестностях Байкала. Пожить рядом с озером, насладиться красотами сдешней природы.

14.08.2008

Поезд, дорога домой, осмысление пройденного, пьянство, обсуждения, рассуждения, игры, тамбур, купе, туалет - дорога домой.

15.08.2008

2-40. Омск. Всем привет.

P.S. Даа…
Котят такого роста
Утопить в реке не просто

Утулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котятУтулик (Байкал): приключения гужевых котят