16 апреля 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Якутский
Вид туризма: Горный туризм

В Затерянном Мире Индигирки

Помните книгу Обручева "Земля Санникова" или смотрели фильм? Экспедиция полярников, поднявшись на высокую гору, спускается вглубь котловины и обнаруживает таинственный мир с удивительно красивой  природой. Эта выдуманная история, но она имеет параллели с нашим  Затерянным Миром!

Там, среди грозных заснеженных гор, шумных водопадов и изумрудных озер есть места,которым мы дали название Затерянный Мир.

Затерянный Мир Индигирки,

В этом году в Затерянный Мир Индигирки решили пойти по маршруту осени 2015-го года. Тогда в середине маршрута непогода заставила повернуть назад.Смогли пройти только один перевал. Остались два перевала, которые тогда представляли  для нас интерес и манили своей недоступностью и неизвестностью. Так, поехали...

Вниз по Индигирке к границе Оймякона и Момы

Индигирка мощная река, окруженная высокими горами. Здесь на скальных выходах можно "прочитать" историю нашей планеты)

Во время путешествий, экспедиций много раз бывал на Индигирке и всегда восхищаюсь красотой этой реки! Она всегда вызывает сильные эмоции!

В Затерянном Мире Индигирки

Поселок Тебюлях (по карте Чумпу Кытыл). Нас здесь ждут!

Каждый вечер тебюляхцы любуются этой красотой!

В Тебюляхе нас встретили очень хорошо.Это в правилах здешних гостеприимных людей.Радостные и волнующие моменты,встречи,разговоры.

Утром нас забросили на место старта, начинается путь к горам.

В Затерянном Мире Индигирки

Вдалеке вершины, рядом с которыми проходит наш маршрут. Кажется, что близко, но до них идти два дня

Старт!

У девчат на старте рюкзак весил более 20 кг, у ребят более 30-ти (для сравнения, норма у шерпов в Гималаях 20 кг:)

В Затерянном Мире Индигирки

Может это случайность, но по дороге в Затерянный Мир, мы всегда проходили через туманы.

Первые два дня - это подъем.

Старт, примерно, с отметки 430 метров над уровнем моря и к концу второго дня отметка высоты составляет около 2000 метров над уровнем моря.

В группе девять человек: я руководитель группы, моя супруга Рая (у неё второй поход в Затерянный), наш инструктор-проводник Анатолий, из Якутска Сарыал, Сюзанна, Нюргустана, Денис с Екатеринбурга, и с далекой Швеции приехали Наталья (Родом с Сиэгэн Кюеля) и Торбъён. Состав крепкий, сильный, боевой и поэтому в прохождении маршрута не было никакого сомнения. Если раньше в этом районе  мы проходили по одному-два перевала двухтысячника, то в этом году запланировали три.

Прохождение перевалов в отличии от восхождений в том, что на восхождение турист или альпинист идет налегке без груза,  потом возвращается обратно в лагерь, а при прохождении перевала турист идет с полной выкладкой, неся все на своих плечах.

В Затерянном Мире Индигирки

У подножья первого перевала - Выборного.

Выборный в первый раз прошла группа туристов из турклуба "Лена" в 1989-м году и назвала перевал в честь судьбоносного для страны выбора 1989 года. Их записку мы нашли в 2015-м году,

Гора Верблюд. Эти гранитные скалы являются идеальным местом для скалолазов. Об этом писал несколько лет назад и вроде бы заинтересовались местные скалолазы. Ау, скалолазы!!!

В Затерянном Мире Индигирки

Подъем на перевал несложный, но одели каски, т.к. существует опасность камнепада, впрочем, как и во всех маршрутах по горам.

На вершине перевала

Тур и вид на район за перевалом. Это исток Сигиктях Первого

В Затерянном Мире Индигирки

Нашли свою записку четырехлетней давности и прошлогоднюю записку хабаровчан, которые пишут, что не смогли найти нашу, хотя контейнер с запиской лежал рядом)

Фото на память - это правило! Фотография потом послужит доказательством того, что группа прошла через перевал и мы сможем защитить поход группы в Маршрутно-Квалификационной Комиссии (МКК).

Спуск с перевала более высок чем подъем. Здесь в некоторых местах понадобилась веревка.

В Затерянном Мире Индигирки

Первое озеро второй речки.

Местные называют эту речку Эhэ Туулээбит урэ5э - речка, где залинял медведь)

Медведи здесь есть: в 2010-м и в 2017-м мы видели их в этом районе, оба раза они выходили к лагерю и учуяв запах людей, уходили. В этом году, здесь медведь съел весь схрон екатеринбуржцев. Их мы встретили на Индигирке во время другого похода. Почему-то, они уходя на несколько дней в горы, продукты оставили на земле...

В Затерянном Мире Индигирки

Район, где начинаются речки богаты цирками - здесь когда-то хорошо поработали ледники. Возможно, сход одного из них когда-то перегородила реку, создав высокую естественную плотину, вследствие чего поднялась вода и затопила верхние долины...

Вдалеке увидели ранее незамеченный водопад, но он оказался далеко в стороне и времени на ее посещение не оставалось: во время связи с Якутском по "спутнику", узнали, что в наш район движется неблагоприятный погодный фронт и поэтому решили что после спуска с первого перевала сразу пойти на второй.

При цифровом увеличении. Водопад имеет высоту, примерно, 15 метров, возможно, больше. В походе 2020 г. в график поставили посещение этого водопада и по плану группа должна заночевать рядом с ним)

В Затерянном Мире Индигирки

Озера здесь расположены каскадами.

Водопад Балу. К сожалению, собачки Балу, ходившая с нами в поход, нету в живых, но память о ней осталась.

Если решились идти в горы, то нужно быть готовым, что постоянно будете ходить по курумникам и обувь, одежда   должны соответствовать этому. Бывает, что берешь свиду крепкий трекинговый ботинок, а через несколько дней он разваливается по швам...

В Затерянном Мире Индигирки

Лагерь между перевалами. Спуск с первого перевала составил в районе 600 метров, Завтра мы должны взять эти метры обратно и еще добавить.

Во время восхождения на второй перевал. В стороне остался еще один водопад. Я его видел в 2017-м, но делать лишние круги в маршруте, чтоб "пощупать" водопад тяжело:)

В некоторых местах приходится и так: не только ноги работают и рукам покоя нет)

В Затерянном Мире Индигирки

Здесь на полочках полянки из мха вперемешку с мелким курумом, ноги отдыхают!

Зачем нам Альпы?

Озеро Двух Чаек и гора Пила (Эрбии Хайа). Здесь многие озера, горы, перевалы получили название от нас)  Это удобно для ориентирования по карте, в местности. Возможно, они когда-то имели свои названия, но их с местных никто не помнит.

В Затерянном Мире Индигирки

До вершины осталось чуть-чуть.

На перевале. Тоже отмечаемся)

Внизу наш Затерянный Мир

В Затерянном Мире Индигирки

Нашел выпавший два года назад триножник) в неплохом состоянии. Немножко погрызли рукоятку, и от каких-то  воздействий окружающей среды "озолотился")

По гребню перевала Якутяночка

Справа скала Боотур,за ним третий перевал, и вершина Арсенал со своим ледником.

У Верхнего озера третьей речки

Спуск с перевала составил, примерно 750 метров. Довольные разбили лагерь среди долгожданных стлаников, а ночью пошел снег...

Стланиковые кусты - это укрытие и тепло  во время непогоды и поэтому наш марш-бросок к стланикам был важным стратегическим решением нашей команды.Вечнозеленые кедровые стланики укрыли нас своей пушистой хвоей от дождя,снега,ветра.

В Затерянном Мире Индигирки

Снеговик в середине лета)

Снег, вьюга заставили нас стоять на этом месте несколько дней. Никогда здесь такого не было!

Этот снег, продолжавшаяся в течении нескольких дней был аномальным. В общем, погода сошла с ума.

В Затерянном Мире Индигирки

В один из дней с ребятами сходили на Верхний водопад

На третий день снег прекратился и мы решили сходить к нижним водопадам, которые находились от нас на расстоянии шести километров. Там произошла встреча с группой момских туристов под руководством Максима Захарова и Леонида Никулина.

Я знал , что группа поднимается на верховья Кюеллях-Мустаха  с устья. Мы ранее обговорили место, день встречи, которая должна была произойти на два дня раньше рядом с Верхним озером...
14-го декабря с 14.30 в здании Исторического парка "Россия-моя История" состоится встреча с участниками этого и других наших походов, где мы расскажем подробно о походах, ответим на вопросы. Приходите! Вход свободный, бесплатный.

У Нижних водопадов.

Момские перебрались в наш лагерь. На завтра у них перевал Арсенал.

Вдали Верхний водопад

В Затерянном Мире Индигирки

Вид с лагеря на Среднее озеро

Участник группы момских туристов Роберт Карпов.

Костяк группы момских туристов составляли три семьи, которые шли вместе с сыновьями - это Захаровы, Никулины и Карповы. Самый младший участник Роберт,ему 8 лет.

В Затерянном Мире Индигирки

Роберт родился и живет среди гор, поэтому здесь ему  привычно.

С матерью

Фото на память

Пошли!

Здесь на фоне горы можно заметить их

Мы же остались, т.к. были незавершенные планы

В Затерянном Мире Индигирки

В этот день мы должны были посетить Верхний водопад и обследовать среднюю верхнюю долину на предмет обнаружения новых проходов через горы

Верхний водопад Кюеллях-Мустаха

Этот каскадный водопад является самым высоким в республике. Высота 160 метров

Тур с похода 2010 года

Ночью выпало много снега, хотя по прогнозу погода должна была пойти на улучшение...Признаков на поправку погоды никакой - плотное черное облако нависло над нами основательно и поэтому, посовещавшись с группой, решили пойти на штурм Арсенала

Этот перевал нашел изучая карту в поисках маршрута несколько лет назад. До этого он не был известен никому и информации по нему никакой. Не знали о нем и местные. Попытка пройти его в 2015-м провалился.

В прошлом году к нашей группе случайно присоединился местный,его имя  Арсен, которому нужно было с верховьев Кюеллях-Мустаха быстро попасть в Тебюлях. Ему и посоветовал пройти через этот третий перевал, который отделял Кюеллях-Мустах от Индигирки. Арсена до вершины перевала сопроводили двое его друзей, а ночью Арсен уже был дома.

По пути к перевалу ребята увидели озеро не занесенное в карту.

При расставании Арсен попросил назвать перевал Арсеналом). В честь первопроходца, заодно и озеро, ледник над ним, скальную вершину нарекли Арсеналом. Вот вам и Арсенал в полном комплекте!)

В Затерянном Мире Индигирки

Наверху в некоторых местах лежал глубокий снег, ноги проваливались между камнями.

Перевал и озеро под ним.

Прохождение перевала

В Затерянном Мире Индигирки

Наверху был сильный ветер. Снял часы и измерил температуру - показал -12!

Ад посреди лета)))

Когда идем в поход в горы, мы всегда ориентируемся к возможному понижению температуры до 0, ночами до -3--5, но сейчас одежда наша не соответствовала сильному ветру и такой температуре. Сюда можно добавить случай с норвежцем Торби: его туристический рюкзак не прилетел с ним.Такое тоже бывает.

Но у всех настроение было отличное, мы успели к намеченному времени взойти на перевал и успевали дойти до места ночевки.И по нашим предположением там должно быть еще тепло.Лето все таки не закончилось,но сомнения были.

В Затерянном Мире Индигирки

Здесь запустили салют и не забыли отметиться)

Там внизу под облаками должно быть ЛЕТО)

Наверху, спуск проходил по пологим склонам с небольшими курумниками и поэтому мы быстро прошли через облако.

Внизу уже Индигирка

На границе леса провели ночевку.

Утром притронулись к лету)

Лето!

Позади остался наш суровый Затерянный Мир, который еще долго будет хранить свои тайны.

Сдалека увидели наледь и ноги сами понесли туда, хотя он был в стороне.

После многих дней пути по курумникам ходьба по наледи сравнима с ходьбой по асфальту)

Спуск к Индигирке.

За Индигиркой Тебюлях

В Тебюляхе с нашим другом Мариной.

В Затерянном Мире Индигирки

Источник : "https://dnevniki.ykt.ru/" rel="nofollow"%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/1147603