Виды туризма

4 марта 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Велотуризм
0 502 0

В августе съездили вдвоём с Димой в велопоход по Норвегии.
Это уже наш 3-й велопоход в эту замечательную страну.

До этого были:
велопоход по северной Норвегии (за полярным кругом), июнь-июль 2009: отчётфотоальбом;
велопоход по южной Норвегии (июль 2011), отчёт часть 1отчёт часть 2фотоальбом.

Примечательно, что в первый норвежский поход мы ездили вчетвером (мы с Димой, Лёша Бобков и Андрей Тузов), во второй - втроём (те же, но без Андрея), в этот – вдвоём. Сдаётся мне, что в следующий раз поедет кто-то один из нас :-)

В этот раз маршрут был такой:
Lillehammer - Glitterheim (ледник Glittertind) - Eikesdalen - Aursjovegen mountain road - Andalsnes - Trollstigen («Лестница троллей») - Molde - Bud - Atlantic Road - Kristiansund - Brekstad - Levanger - озеро Tomtvatnet - Trondheim.



ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Трек (1369 км).
(Трек в нескольких местах прерывается – это там, где мы плыли на пароме (3 раза) и ехали на такси (через подводный тоннель вблизи Кристиансунна, где проезд на великах запрещён)).

Километраж и набор высоты по дням:
 

День Километраж Набор высоты
5 авг., день 1 25 581
6 авг., день 2 129 2337
7 авг., день 3 87
(из них 10 км – пешая радиалка)
2052
8 авг., день 4 105 1580
9 авг., день 5 87 1986
10 авг., день 6 139 1637
11 авг., день 7 93 1547
12 авг., день 8 111 1071
13 авг., день 9 18 (дневка) 336
14 авг., день 10 135 2349
15 авг., день 11 103 1325
16 авг., день 12 132 2122
17 авг., день 13 87 1389
18 авг., день 14 109 1997
19 авг., день 15 9 (дневка) 93
20 авг., день 15 0,2  


(Набору высоты по показаниям GPS я не очень доверяю, потому что прибор подвирает из-за перепадов давления при смене погоды. Но вообще, да, Норвегия очень холмистая, и ровных мест там мало.)

Добирались самолётом Москва – Осло и поездом аэропорт Осло – Лиллехаммер.
Обратно – поездом Тронхейм – аэропорт Осло и самолётом Осло – Москва.

Велик мой прилетел в Норвегию с пробитым задним колесом. Колёса я спускала и, видимо, переборщила, поэтому в процессе транспортировки камера повредилась. Ещё в походе у Димы взорвалась (новая!) задняя покрышка (уже вечером на привале; видимо, повредил днём на камнях, во время таскалова; заменили на запасную, уже поюзанную) и порвалась цепь. А я стёрла "в ноль" одну пару тормозных колодок (очень сильно тормозила на спусках) - пришлось заменить. Других поломок не было.
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Первоначальный план мы сильно поменяли по ходу дела: выкинув один большой кусок трека (на несколько дней), добавили совсем другой, вокруг фьорда севернее Тронхейма. На удивление, получилось очень удачно (добавленный кусок очень понравился). Почему пришлось так сделать, расскажу чуть ниже.

Дождями нас поливало много – наверное, больше, чем в двух предыдущих норвежских походах, вместе взятых. Но такая погода для Норвегии типична, просто раньше нам везло. Символично, что поход и начался под дождём (выйдя из поезда в Лиллехаммере, собирали велики, спрятавшись под навесом на станции), и закончился под дождём (в момент погрузки в поезд в Тронхейме с неба лило уже полсуток).

Но и сейчас нам грех жаловаться, потому что дождя не было как раз в тех ключевых местах, где он был бы совсем некстати :-) Т.е. где он либо критически повысил бы градус омерзения (и опасность получить травму) (во время таскалова великов по каменистой тропе со снежниками или при езде по «горным» дорогам выше лесной зоны, где и без дождя не очень-то комфортно из-за ветра и холода), либо испортил бы весь кайф (в живописных местах типа «Лестницы троллей», которые хочется увидеть в хорошую погоду, без воды с неба, не в облаке и не в тумане).

«Лестница троллей»:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

«Атлантическая дорога»:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Мост Storseisundet, самый высокий мост Атлантической дороги Storseisundet (23 м над водой):
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Дорога вдоль озера Store Sandgrovvatnet на высоте ок.1000 м над у.м.:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Aursjovegen mountain road (открыта только в летнее время года, с 1 июня и до первого снега осенью):
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Дорога Sladalsvegen:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

5-километровый трейл со спуском к озеру Eikesdalsvatnet. Тропа порой различима лишь благодаря буквам «Т» (trail) на камнях:

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Пересекаем снежник:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

На наше счастье, здесь тоже обошлось без дождя! Иначе бы нам хана :-) Камни и так скользкие. Эти 5 км со сбросом высоты в 1000 м мы преодолевали более 2,5 часов. Но это был единственный способ попасть с одной красивой, но тупиковой дороги в другую долину, на другую на красивую дорогу (Aursjovegen mountain road). И оно того стоило!
(Хорошо, что по логистическим соображениям мы не развернули наш маршрут в обратную сторону – ведь тогда этот спуск превратился бы в подъём, ааааа!)

Вооон оттуда мы спустились, где начинается водопад:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

В этот день мы проехали-прошли 102 км, на что ушло около 10 часов. А Димин план на день, включающий этот участок, предусматривал 130+ км. Но к тому моменту первоначальный план уже был изменён, так что не критично, но такое реалистичное планирование я ещё долго Диме припоминала :-)
______

Да, про дороги. Я с удивлением узнала, что грейдерные дороги тоже бывают платными! И мы по таким ездили неоднократно. Видно, что за ними хорошо ухаживают – никаких ям и «стиральной доски». А на велике можно ехать бесплатно :-) Но один раз мы тоже заплатили по ошибке, решив, что оплачиваем посещение нац.парка. Вся информация была на норвежском, оплата автоматическая по банковской карте, спросить некого:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Мы долго колебались, платить или нет, отъехали с километр, но решили вернуться и всё же отдать бабки, а то вдруг нас потом внесут в какую-нибудь базу данных злостных нарушителей и больше не пустят в эту прекрасную страну. И мы купили 2 билета. Оказалось, что оплатили проезд двух автомобилей :-) Это нас уже постфактум просветил водитель подъехавшей машины.
Вот так мы подарили Норвегии по 300 рублей на наши деньги. Конечно, это такое «о»-малое по сравнению с общими расходами на этот поход… Но обидно быть лохами :-)
______

Пешком мы тоже немного прогулялись (хотя и не планировали) – в радиалку к леднику Glittertind в нац.парке Glitterheim. Вообще-то Димин план предусматривал проезд через нац.парк насквозь по тому, что в карте обозначено как пешая тропа (трейл). После этого планировалась большая петля на запад с посещением ледника Nigardsbreen, и там по пути ещё должны были быть такие же трейлы. Так вот, увидев первый трейл, мы поняли, что с великом там вообще делать нечего. Поэтому вся петля была выброшена полностью - нам просто ничего больше не оставалось.

Въезд в нац.парк на автомобилях и мотоциклах запрещён, но около парковки можно взять напрокат велосипед, чем многие пользуются:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Стоимость 75 крон (почти 600 руб.) в один конец, т.е. за 7,5 км. Деньги никто не собирает – предполагается, что по приезду ты сам их положишь в специальный ящик. В Норвегии многое устроено по этой системе (например, кофе и блины на одном из паромов, вот фотка).

Приехав в этот Glitterheim по тупиковой дороге и оценив трейл, мы решили хотя бы просто сходить пешком к леднику. Причём Дима хотел сразу разворачиваться и ехать назад, но я заявила, что ледник не пропущу, а он может подождать меня внизу. В итоге он тоже пошёл со мной. Ну как, не то чтобы со мной… Убежал вперёд, пока я, проклиная все ледники на свете и своё упрямство, ковырялась в велотуфельках по камням. У Димы-то хотя бы сменная обувь была, что-то типа лёгких кед (хотя дело, конечно, не только в обуви - я и в турботинках чувствовала бы себя неуверенно на таких булыжниках).
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Взгляд назад, на Glitterheim:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

В конце концов, спустя почти 2 часа дошли до высоты 2245 м над у.м. - до начала большого снежника, уходящего вверх, в туман или облако, которое наползло буквально минут 10 назад (Дима успел до). Получилось 5 км в одну сторону с набором высоты более 800 м.
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Там было очень холодно и ветрено, руки мёрзли даже в перчатках.
Все вокруг, экипированные по полной программе, шли дальше – видимо, на какой-то кольцевой маршрут, мы же повернули обратно. Спуск занял не сильно меньше времени, чем подъём.
______

Обычно температура воздуха днём была +13+17, и только в один день было чуть потеплее (Дима разделся до короткой велоформы, а я так и не рискнула).
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Пляжем по этому указателю мы не воспользовались, но всё же в море (во фьорде) нам искупаться удалось:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Я весь поход мечтала о ночёвке на берегу фьорда, и на вторую неделю похода мечта сбылась :-) Совпало несколько факторов: в почти нужное время нашёлся спуск к морю (обычно везде, где можно удобно спуститься, стоят частные домики или огорожены пастбища), а рядом – пресный ручей, чтобы помыться и набрать воду для ужина и завтрака. И дождь пошёл только ночью, дав нам насладиться идиллическим вечером с видом на море. И пивом с разными вкусняшками :-)

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Я долго ходила и рассматривала водоросли. Оказывается, они очень надёжно цепляются за камни, фиг оторвёшь:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017
______

Ночевали мы в основном в палатке. Где были деревья, растягивали «общественный» тент. И он нас очень спасал.

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Да, места и погода в Норвегии такие, что по опыту России кажется, что должны быть тучи комаров. Но их нет! То ли ветры слишком сильные (хотя какой в лесу ветер), то ли ночи слишком холодные, то ли близость моря сказывается. И только на одной ночёвке была мошка, где мы совсем её не ожидали (вблизи Атлантической дороги, на островах) – и это был ад: ни помыться нормально, ни спокойно посидеть, ни поесть (забились в палатку и ужинали там).
А ещё в этом походе я сняла с себя нескольких клещей. Маленьких совсем. Вот уж не думала, что они там есть.

Самая холодная ночёвка  была вблизи нац.парка Glitterheim, на высоте 1165 м, выше зоны леса:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Несколько раз нам посчастливилось переночевать в совершенно замечательных местах. Про фьорд уже написала, а ещё были озёра!

Озеро Eikesdalsvatnet, к которому мы спустились по той 5-километровой пешей тропе:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

У нас был «собственный» пляж, тишина, народу нет, дождя нет, это ли не чудо? :-)

Ночевка на берегу озера Tomtvatnet:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Чудесное место.
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Это ближе к концу похода, на том участке маршрута, который мы вообще не планировали. Даже не ожидали, что тут так классно. Это нац.парк, и, судя по информационному щиту, здесь множество велосипедных и пеших трейлов, а зимой прокладываются лыжни.

У озера Tomtvatnet было много черники (или голубики?).
А ещё на протяжении похода попадалась малина и немного брусника.
Хотя мы предпочитали не заниматься собирательством, а покупать еду в супермаркетах, ни в чём себе не отказывая :-) Ну, почти ни в чём :-)
_____

Мне очень-очень нравится норвежская сметана:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Прям хит среди меня :-) Вкуснее мороженого, которое я тоже очень уважаю. Я эту сметану практически каждый день покупала и ела прям ложкой, запивая чаем. Она бывает разной жирности, максимум 35%, причём чем больше жирность, тем ниже цена (у нас в России всё наоборот). Я покупала самую жирную :-)

Вообще, продукты в Норвегии дорогие. Особенно алкоголь. В супермаркетах нет ничего крепче пива, а вино и что посерьёзней продают только в специальных гос.магазинах Vinmonopolet, которые есть только в крупных населённых пунктах, работают не каждый день и закрываются рано (в 16-17 часов). В один такой мы как-то опоздали буквально на 3 минуты (только-только сошли с парома и вообще ничего не знали о наличии алкомагазина), и Дима сильно расстроился. Через несколько дней мы всё же застали один Винмонополет открытым и купили там самое дешёвое вино – какое-то испанское в литровом пакете. Заплатили около 800 руб. на наши деньги, а на вкус оно примерно такое, как у нас продают рублей за 100 – только на глинтвейн годится.

Пиво пробовали разное. И эль тоже. Полулитровая банка стоит 250-300 руб. на наши деньги. Я старалась выбирать местное (норвежское). Но как-то мы не очень прониклись. Из того, что пробовали, больше всего понравилось Frydenlund Fatol в синей банке:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017
____

Дважды останавливались в отелях, хотя изначально и не планировали. Первый раз – спустя неделю похода, в Кристиансунне. Нас практически смыло дождём в отель, и мы решили выбросить выделить день на осмотр города пешком, посетить музей, покататься на прогулочном кораблике. А заодно наконец-то помыться не в холодной речке, а под горячим душем, просушить вещи и обувь.
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Как сказал Дима: «В этой стране проще купить новую одежду, чем просушить старую!» И это истинная правда. Получилось почти по Веломоту, как в велопоходе по Шотландии в 2011 году: «Сухих вещей у меня не осталось, поэтому селимся в отель!» После того похода Рома, в отличие от нас, сделал правильные выводы и заявил, что в дождливые страны он больше не ездит. Эх, а меня по-прежнему тянет во всякие Норвегии и Исландии с их поганым климатом :-) И высоченными ценами. Оба наши отеля (в Кристиансунне и Тронхейме) стоили примерно по 8000 руб. на наши деньги (за сутки за двухместный номер, с завтраком).

В первой половине похода мы купили в сувенироном шопе мягкую игрушку – сову:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017
(Правда, классная? Даже Дима не смог пройти мимо! Он её и выбрал.)
Так вот, задача была её не промочить - «поддерживать сухость совы». А это нелегко в таком климате. И весь поход мы склоняли эту сову на все лады: «Ну как, сухость совы-то удалось сохранить? Главное, чтобы сова была в сухости! Как там сова, достаточно ли сухая по походным меркам?»

В Кристиансунне дождь шёл весь день с небольшими перерывами, и мы радовались, как удачно спаслись.

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Очень приятно провели время. Посетили музей сушёной рыбы вяленой трески (Norsk Klippfiskmuseum), который оказался очень интересным (и дорогим, да):

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

В музее несколько этажей. Экспозиция посвящена истории обработки рыбы, довольно познавательно.

Местами музей выглядит как какой-нибудь дачный чердак. Как сказал мне Дима: «Чем дальше, тем больше этот музей напоминает дачу твоего родителя: такое же аутентичное хранилище разного хлама.»

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Вид из окна музея – дождь как из ведра:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Покатались на прогулочном кораблике (harbour ferry) Sundbåten:

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

«Круговой» маршрут, соединяющий четыре района города – примерно 20 минут с тремя остановками. Причем на рекламной картинке, как водится – солнце и толпа отдыхающих. А в реальности мы были на этом кораблике одни, не считая водителя и билетёра и двоих аборигенов, которые проехали по одной остановке – местные используют этот кораблик в качестве городского транспорта.

Ещё в Кристиансунне мы поднялись на обзорную башню Varden Viewtower в городском парке:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Наверху установлена подзорная труба, в которую можно рассматривать окрестности. Всё это бесплатно.

Второй отель был в Тронхейме, накануне отъезда. И опять мы целый день (даже полтора) посвятили осмотру города. До сих пор удивляюсь, как Дима это допустил :-) Наверное, это старость :-)
Честно сказать, к концу второй недели усталость накопилась, и побездельничать и послоняться по городу было в кайф.  Правда, дождь опять немного всё подпортил, но нам уже было всё равно :-) А вот спортсменам не повезло больше.

В Тронхейме как раз проводились этапы 3-дневной лыжероллерной гонки Toppidrettsveka. В пятницу вечером при хорошей погоде и в субботу - под проливным дождём. Дима как увидел, какие тётьки (и в каких микроскопических шортах) там носятся - сразу сказал, что никуда отсюда не уйдёт, будет смотреть :-)
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Так что мы немного поглазели на спортсменов. Думали, что это какое-то местное соревнование, а оказалось - участвовали многие лыжники с мировым именем (гонку потом по норвежскому телевидению показывали, ну и уже дома я в Интернете нашла инфу). Прикольно.

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Ещё в Тронхейме мы посетили готический собор Nidaros и его смотровую площадку:

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Крепость Kristiansten Festning:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Вращающийся ресторан Egon на радиовышке Tyholttarnet высотой 76 м, который делает полный оборот примерно за час:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Ну и просто погуляли. Набережная реки Nidelva:
ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

Вообще, в Тронхейме ещё много всего интересного, мы мало где побывали.

В городе полно велосипедистов, бегунов, лыжероллеров. Дима сказал: «С этим городом мне все понятно: одна половина сидит по кабакам, другая тренируется. И я даже не знаю, какой больше завидую.»
_______

Еще из достопримечательностей мы осматривали петроглифы. В Helleristinger, на берегу фьорда Eresfjorden. Заранее о них не знали, просто проезжали мимо и увидели указатель у дороги.

В Каменном веке наши предки выбили на скалах изображения лосей, китов и лодок.

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017

ВелоНорвегия, 5-20 августа 2017
_______

И последний штрих - норвежская таможня. Ложка дёгтя. По прилёту в Осло мы больше часа стояли в очереди на паспортный контроль. Когда я подошла на проверку, сотрудница начала пересчитывать в моём паспорте штампы о пересечении границ, чтобы выяснить, не превысила ли я количество дней пребывания в Шенгене, предусмотренное мультивизой… Сколько езжу, первый раз такое. Я невольно задержала очередь минут на 7. Пипец.

А на обратном пути я пыталась провезти сыр камамбер в ручной клади (я всегда так делаю, никогда никаких проблем не было). И его не хотели пропускать – типа, жидкое нельзя. Это камамбер-то жидкий??? Но мне разрешили выйти назад в зал сдачи багажа и попытаться договориться с представителями «Аэрофлота». Времени было мало (регистрация и приём багажа открылись за 2, а не за 3 часа до вылета). Велики наши, как обычно сданные в багаж как негабарит в специально отведённом месте, уже увезли. Но сотрудница «Аэрофлота» (норвежка) и приёмщик негабарита вошли в моё положение - выяснили, что один из наших великов ещё не погружен в самолёт, связались по рации с грузчиками и сообщили, что мешок с сыром можно попытаться подсунуть в чехол с великом. Приёмщик забрал у меня сыр и уехал с ним куда-то на лифте, пообещав попытаться помочь. И ему это удалось! В Москве я нашла свой сыр в велочехле, слегка помятый, и была просто счастлива. Спасибо этим хорошим людям!



На этом всё про Норвегию.
Мой фотоальбом с комментариями (651 фото).

Источник : "https://vorobieva-t.livejournal.com/172923.html" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию