27 октября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Израиль
Вид туризма: Велотуризм

Нитка маршрута

аэропорт Бен-Гурион – природный заповедник Ne'ot Kedumim – нац. парк Ya'ar Peru – «Дорога памятников» – г. Бейт-Шемеш - фруктовые сады – пещера Лузит - нац. парк Britannia Park - нац. парк Begin Park - «Родниковая Дорога» - г. Иерусалим (стена плача и прочее) – г. Кедар Юг – Монастырь Мар Саба - Wadi Nahal Darga (ущелье Дарга) – г. Metsoke Dragot – г. Эйн-Геди (Мертвое море) – г. Эйн-Бокек - Содомские горы (каньон) – Малый махтеш (кратер) - пер. Маале-Акрабим – г. Иерухам – Большой махтеш (кратер) - Маале Зик (крутой подъем) – г. Мицпе-Рамон - Махтеш Рамон (кратер) - Стена аммонитов – Ada Canyon (каньон Ада - радиально) – Vardit Canyon (каньон Вардит - радиально) –Shitim – нац. парк Timna Park – Red Canyon (красный каньон - радиально) – Авраамовы столбы - Shehoret Canyon (Черный каньон) – г. Эйлат (Красное море) – автобус в Тель-Авив - набережная Тель-Авив – набережная Нетания – р. Хадера (черепахи) - фруктовые сады - аэропорт Бен-Гурион

Пробег - 950 км

Набора / спуска - не менее 13 000 м

Максимальная высота - 850 м

Минимальная высота - минус 390 м

Дорожное покрытие: грунт - 85%, асфальт - 15%

Участники: Инна (Innerria) и Максим (Lump)

Поездка в Израиль – это прекрасная возможность загореть зимой, погулять в пальмовых рощах, покупаться в трех морях и прочувствовать на себе, каково жить в пустыне. Израиль идеален для велотуризма, в меру суров и очень интересен.
Мы провели в Израиле три недели и привезли много положительных эмоций. Спешим поделиться ими с вами!

1. Леса и поля Израиля. Иерусалим
2. Иудейская пустыня и Мёртвое море

ЛЕСА И ПОЛЯ ИЗРАИЛЯ. ИЕРУСАЛИМ

Как и любых других путешественников на старте нас волновали только пару вещей: чтобы нас впустили в страну и наш багаж прилетел с нами невредимым. Если эти пункты сложатся – поход сможет начаться.
Мы вылетали с Минского аэропорта, на руках были билеты авиакомпании Белавиа, купленные по акции (120 евро в обе стороны).

Велопоход по Израилю

Вещей было много, особенно утяжеляло нашу ношу 10 кг еды на двоих. Для наших велопоходов это рекордное количество провизии – на 15 стоянок (обед-ужин) и 12 обедов (по 2 перекуса). Дело в том, что в Израиле цены порядком выше «наших», в 1,5-6 раз. Взять большой запас еды с собой – значит существенно урезать бюджет поездки. Но за такую экономию придется попотеть в первые дни.
Перевоз велосипеда Белавией бесплатный, главное, чтобы багаж не превышал 23 кг и был сделан запрос на его перевозку. Мы паковали велосипеды в тканевые велочехлы. Некоторые велосумки с провизией и техникой пошли в ручную кладь (до 8 кг можно брать на борт Белавиа).

Первый квест – пройти паспортный контроль по прилету. В Израиль пускают не всех, нужно пройти символическое собеседование. Было 4 русскоговорящих окошка, и мы ошиблись с очередью, попали к самой злобной тетке, что долго нас пытала. Вообще она была молодой, но все равно буду называть ее «теткой». Первым делом она спросила, кем мы приходимся друг другу, зачем прилетели и где собираемся побывать. Потом пошли вопросы о том, где мы будем ночевать - мы ответили честно, что только в бесплатных кемпингах. Затем, сколько у нас с собой денег - $1300 + валютная карточка. У тетки на лице читались мысли: «Ну что же делать с этими нищебродами, пускать – не пускать?». После десятка вопросов фантазия у тетки иссякла, и она нас выпустила с допроса. Ура! Первый квест пройден.
К нашему счастью, с багажом также было все хорошо. Теперь дело за малым – собрать велосипеды и распихать все вещи по сумкам.

Велопоход по Израилю

Ко времени полной готовности уже начало смеркаться, пришлось заночевать в аэропорту.
Туристы традиционно ночуют у неработающего выхода на 3 этаже, но во время нашей поездки все работало исправно и самым тихим оказался закоулок на 2 этаже.

Выехать из аэропорта – не простая задача, к каждому этажу здания примыкает дорога, получается трехэтажная автотрасса. Проще всего двигаться как автомобили.
Только выезжаешь их аэропорта – а там финиковые пальмы и апельсины! Сразу видно – прилетели в сказку.

Велопоход по Израилю

Наш трек очень быстро сворачивал с асфальта на грунтовые дороги. Для полного осознания того, куда мы попали, предстоял очень крутой подъем по сыпухе.

Еще была хорошая асфальтированная дорога, что петляла по холмам – вверх-вниз: прокачались по полной. Был бы налегке – кричал бы «эге-гей», но груженный очень вяло плетешься в гору, в придачу непривычная для организма жара.

Но каждый метр интересен: здесь оливковое дерево, маслины, потом военная база и солдаты с собаками, отличные израильские велодорожки.

Главное развлечение дня – кактус Опунция со съедобными плодами. Мы прекрасно знали, что их сладкие плоды покрыты маленькими колючками, которые смывают и счищают тряпочкой. Но мы решили, что справимся без таких махинаций, просто сейчас аккуратно ножиком… Теперь привычная картина дня, как один горе-велосипедист высунул язык, а второй ворочает его язык под разными углами и колючки из него выдергивает. Обезьяны бы позавидовали таким «вычесыванием».

Велопоход по Израилю

В парке Ne'ot Kedumim очень много велосипедистов, сказывается близость Тель-Авива. По лесу расставлены весьма странные изваяния современного искусства, напоминающие свалку металлолома из труб.

Дороги каменистые, местами плохо проезжаемые.

Не очень впечатлились первым иерусалимским парком и поехали в другой. Не доехали. В первый же день похода одна из самых неприятных поломок – порвалась покрышка. Удивительно, но торчащая из дырки камера даже не пробилась. Разбортировали колесо, наклеили заплатку на покрышку изнутри, проложили кусок резины, зашили. Выглядит не очень, но пару дней поездить можно, придется покупать новую покрышку в Иерусалиме.

Велопоход по Израилю

Приятная остановка по пути - роща финиковых пальм.

Следующий по маршруту парк Ya'ar Peru понравился. Приятные зоны для отдыха, красивые виды (парк на горе), уютные дорожки – рекомендую туда заглянуть.

С удовольствием бы покатали дольше по этому парку, но день близится к закату, на часах 5 вечера. Темнеет стремительно. Ночевать в парке запрещено, нужно пробираться до ближайшей площадки для кемпинга. Шли по какой-то тропинке, сбились с нее (классика туризма), через какие кусты выбрались на трассу. Немного проехав по ней, повернули на «Дорогу памятников». Так называется участок леса с зонами отдыха и скульптурами. В нем мы и провели свою первую израильскую ночь. Звезды светили – спать не давали.
Велокомпьютер показал 64 км за первый день похода – отличный показатель для такого рельефа.

Велопоход по Израилю

Мы завели традицию вставать в 5 утра, за час до рассвета. При хорошем раскладе (нет ремонта велосипеда, стирки, мы не проспали), выходили на маршрут в 6.30. По утрам было прохладно, но с каждой минутой солнце все больше припекало. В итоге в первые пол часа движения обычно делали по две остановки, чтобы снять с себя лишнюю одежду.

Пришло время разглядеть чудо-скульптуры, что расставлены по «Дороге памятников». Я как человек с двумя ступенями художественного образования, скажу, что там смотреть не на что. Самую лучшую сфотографировали для вас. Даже здесь сказывается тяга израильтян к металлоконструкциям.

Сама же дорога очень приятная, можно погонять на спусках и виды хорошие. Завернули сюда не зря.

Велопоход по Израилю

И дальше по треку сплошная красота.

Сегодня не простой день, а особенный… Маршрут составлен с целью посещения стратегически важных для нас мест. Это фруктовые сады.
Многие велотуристы прямиком из аэропорта уезжают в Иерусалим и пустыню. Получается, что, побывав на родине стольких экзотических фруктов, они ими вдоволь не наедаются. Мы любим халяву и не стали ее упускать.
Первыми на пути были лимоны. Деревья молодые, лимоны не очень кислые, съели парочку, не закусывая ничем. Один лимон забрали с собой для чая.

Велопоход по Израилю

Следующая интересная остановка – японские апельсины. Их можно есть с кожурой. Приятный вкус, думаю из них получилось бы отличное варенье.

Сразу за апельсинами – плантация Опунции. Мы, наученные прошлым плачевным опытом поедания плодов кактуса, теперь действовали более умело, но без выдергиваний колючек из пальцев не обошлось. По моему мнению плоды кактуса – самый вкусный из экзотических фруктов, что мне довелось попробовать.

Только мы отъехали от кактуса – попали в место моей мечты – в гранатовую плантацию. Время для визита в эту рощу идеальное: гранаты, переспев, открылись. Они по-прежнему вкусные и сочные, их удобно есть, а через неделю-две открытые гранаты засохнут.

Велопоход по Израилю

Устроили полное пиршество. Оказывается, будучи голодным, можно наесться одними гранами. Насыщение приходит где-то на 5-6 фрукт. Обожаю гранаты!

На этом наш фруктовый тур подошел к концу, предстояло путешествие в подземелье – пещеру Лузит. Дорога проходила через Haruvit Forest - красивый парк с велодорожками.

Еще мы заехали посмотреть на небольшие пещерки.

Колокольная пещера Лузит – обязательное место для посещения. Она потрясает воображение своими размерами и размахами.

Велопоход по Израилю

Благодаря отверстиям в потолке пещера освещена.

Внутри пещеры гнездилась огромная стая летучих мышей. Общая тишина, невероятно громкое верещание мышей и разносящееся эхо... Незабываемо.

Сейчас пещера Лузит находится в аварийном состоянии, говорят, скоро земля может провалиться и навсегда скрыть былую красоту. Пещеру огородили, поэтому пришлось пробираться через колючую проволоку.

Велопоход по Израилю

После пещеры маршрут нас привел в национальный парк Britannia Park. Он отличался от предыдущих израильских парков. В этом парке скорее кустарники, чем лес и необычного оттенка трава.

Мы решили сократить маршрут, свернули на дорогу для внедорожников и застряли на одном подъеме. Склон очень крутой, зрительно кажется вертикальным с сильной сыпухой. Решили затаскивать велосипеды наверх по очереди, начали с более легкого – моего велосипеда. Пришлось хорошенько попотеть, ведь велосипед и обе ноги одновременно пытались скатиться вниз. Чем ближе к верху, тем становится яснее, что подъем со вторым велосипедом нам не осилить. Принимаем решение разделиться: Максим спустится к своему велосипеду и найдет другую дорогу наверх, а я буду ждать его в оговоренной точке – развалинах Цура.

Проходит пол часа, час… а Максима все нет. Смеркается, поднялся сильный ветер, через двадцать минут наступит кромешная тьма. Я в шортах и майке на открытом плато в горах, вся одежда у Максима, развалины не спасают от порывов ветра. Запасных точек для встречи «пониже» мы не оговорили. Очень невеселый расклад. Между тем мозг перестал выдумывать безобидные причины для столь долгого отсутствия Максима. Может что-то серьезное случилось? Аптечка вся у меня, людей в парке не встречали, нужно предпринимать спасательную операцию, пока еще что-то видно.

Велопоход по Израилю

В минуту отчаяния муж появился на горизонте, все хорошо.
Наша дорога подъема оказалась для пешеходного спуска очень опасной, поэтому Максим потратил много времени на нее. Велосипед, обиженный, что его бросили, выпустил воздух из колеса – пришлось ставить новую камеру. Буквально через 10 минут камера прокололась об колючку снова, в этот раз Максим заклеил ее и предыдущую. В довершение его одиночного путешествия подъем на объездной дороге оказался не сильно лучше нашего предыдущего.

Мы (хорошо, что полным составом), горы, мрак, парк – палатку ставить нельзя, кемпинг где-то там вдалеке.
Решаем сократить маршрут и выехать на асфальт. Нужно проехать по нему 15 км, чтобы приблизиться к Иерусалиму, ведь планируем быть в городе не позже обеда. Приходится спускаться с плато пешком, дорога опасна для езды с фонарем. По пути Максим прокалывает колесо 2 раза - виноваты каждый раз одинаковые колючки-семена. Остается надеться, что на асфальте семян не будет, ведь разбортировать колеса под фонарем неудобно и долго.
Мы вышли на асфальтированную оживленную дорогу. На обочине нашли два валяющихся световозвращающих жилета. Благодаря найденным вещам в темноте нас видно хорошо, ехать относительно безопасно. На израильской ночной дороге чувствуешь себя достаточно комфортно благодаря широкой обочине, барьерному ограждению обрывов и освещению на перекрестках.
Последние километры до оборудованных мест для стоянки были самыми тяжелыми – начался затяжной крутой подъем. Местами обочина была засыпана камнями, так как дорога срезала склон горы. В тоже время уклон дороги не позволял ехать быстрее 3 км/ч. Из-за низкой скорости руль вилял, то и дело велосипед уклонялся на проезжую часть. Решили такие участки проходить пешком. То идя, то едя, мы добрались до заветной цели – стоянки возле источника Эйн-Мата. На стоянке есть питьевая вода.
Всего за день проехали 66 км.

Велопоход по Израилю

С утра проверяем велосипеды – колесо Максима снова спустило, все-таки и на асфальте колючку нашел. Пока Максим латает свою камеру, а также заклеивает найденную вчера камеру с герметиком, я отправилась к источнику Эйн-Мата. Представляет он из себя достаточно жалкое зрелище: небольшой бассейн с предположительно чистой водой, а вся вытекающая из него вода – загнивший ручеек с горой мусора.

Но было в моей прогулке и интересное место – заброшенная пальмовая роща. Ее давно не стригли, поэтому роща «живая» – тысячи птиц кричат, гнездятся и перелетают между деревьями. Пение птиц – лучшая музыка.

К моему приходу наше место для стоянки стало оживленным: многие велосипедисты прибывали на автомобилях, чтобы покататься в здешних местах.

Велопоход по Израилю

Сегодня пятница – выходной день в Иерусалиме. На заходе солнца начнется Шабат – священный праздник евреев. С вечера пятницы и в субботу многие магазины закрыты, поэтому мы стремились прибыть в Иерусалим как можно раньше. Помимо экскурсии нам нужно купить новую покрышку на велосипед Максима. Швы на порванной покрышке разошлись, и на колесе разрасталась «булка».

Ради экономии времени мы заменили один участок трека с грунта на асфальт.

По асфальту въехали в нац. парк Begin Park.

Велопоход по Израилю

Парк очень интересный и приятный для езды на велосипеде. Сперва мы долго спускались по накатанной дороге с прекрасными видами, потом пришлось набирать эту же высоту.

Велосипедистов было очень много. Довелось и потешить самолюбие. На длительном подъеме крутые местные велосипедисты налегке могли ехать всего на 1 км/ч быстрее, чем мы. Некоторые же явно уступали груженным белорусским туристам, но, чтобы не спасовать явно, делали вид что им нужно поговорить по телефону, попить водичку и прочее.

Выехав из парка, мы свернули на «Родниковую дорогу» - это пеший маршрут, проложенный по склону горы с потрясающими видами на расположенные ниже поселки. Почти весь маршрут можно проехать на велосипеде, лишь иногда заталкивая байк на большие камни.

Велопоход по Израилю

По дороге несколько родников с бассейнами. В наш визит был полным только один бассейн, в которым мы поспешили искупаться.
Вода холодная, долго в ней не посидишь.

Окрыленные «Родниковой дорогой» мы выехали на асфальт и устремились к веломагазину. По дороге заметили веломастерскую и решили разузнать там про покрышку. В итоге купили самую дешевую за 60 шекелей ($17). Максим для перестраховки решил сделать себе антипрокольную покрышку, вставив между купленной покрышкой и камерой полоску со старой покрышки. Теперь у колючек не было шансов. Во второе колесо поставил найденную вчера камеру с герметиком.

Велопоход по Израилю

Провозившись долго с колесами, у нас осталось мало времени на экскурсию по городу. Мы сократили ее, чтобы успеть до темноты увидеть самое главное.

Начали с крепости Давида.

Потом отправились в старый город. Весь старый город Иерусалим – один здоровенный музей, каждая улочка интересна и каждый поворот дороги. Можно гулять часами и не один день. Не зря многие велотуристы снимают жилье в городе для нормального его изучения.

Велопоход по Израилю

Ездить по старому городу практически невозможно, очень много туристов и помех для езды, проще катить велосипед рядом.

Мы вышли к Стене Плача. Культовое место, о котором все знают. А такие неверующие люди как мы, знают только то, что оно есть и нужно его обязательно посетить. Вход через рамку металлоискателя, есть женская и мужская часть. Ходили мы по очереди, чтобы не оставлять велосипеды без присмотра. Собственно, добавить мне об этом больше нечего.

Потом мы посетили Храм Гроба Господня. Очень красивый храм, что включает в себя около 8 соединенных храмов. Там огромная толпа туристов, которая целует, кланяется, трет что-то. Среди туристов были и более далекие люди, чем мы, они спрашивали, так это и есть Стена Плача? Храм мне понравился, без излишков, характерных для церкви, приятное освещение.

Наша экскурсия по старому городу закончилась, выехали посмотреть на него издалека.

Велопоход по Израилю

Уже стемнело, ночевать было негде. Мы приблизились к палестинским территориям и заночевали прямо в городе у дороги. Очень удачное место с хорошим видом на ночной город. 38 км позади.

Как и во все предыдущие длительные походы, мы взяли палатку без дна. У нас была чистая зона, благодаря постеленным на землю тканевым велочехлам. В чистой зоне мы спали на надувных ковриках Therm-A-Rest. Возле чистой зоны лежала свалка из нужных для готовки и сна вещей. Нашей подушкой была нарульная герма с одеждой.
Удобно, что с утра можно просто переставить палатку и спокойно собирать вещи.

2. Иудейская пустыня и Мёртвое море
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (FAQ) для похода по Израилю

2. Иудейская пустыня и Мёртвое море.

Сегодня нас ждала первая настоящая пустыня. Раньше не бывали в пустынях, тем более с велосипедом - было волнительно. Израильские пустыни каменистые, поэтому не похожи на те красивые песочные картинки, что рисует мозг при слове «пустыня». Но в этом и плюс, по такой пустыне можно без особых проблем ездить на велосипеде.
Начало нашего пути пролегало по хорошему асфальту. Довелось поездить в туннеле.

У въезда в пустыню нас встречала семья одногорбых верблюдов. Очень приятная встреча. Забавно, что чуть позже я увидела следы копыт на песке и с недоумением гадала, что это за коровы-переростки здесь ходили. Мозг еще не осознал, где мы находимся.

Велопоход по Израилю

В субботний день пустыня была оживленная – много внедорожников, квадрациклов и мотоциклов. Встретили и большую группу израильских велосипедистов. Компании местных велосипедистов пестрые по возрасту.

Через Иудейскую пустыню протекают не пересыхающие ручьи, маршрут проходил вдоль ручья Кедрон. Ручей отвратительный – за потоком нечистот и мусора даже воды не видно. Ароматы витают соответствующие. Несмотря на это ручью рады – вдоль ручья обилие зелени, зеленый цвет в пустыне радует глаза.

Наш трек делал небольшой крюк к монастырю Mar Saba. Монастырь расположен на обрыве каньона реки. Очень зрелищно и эффектно.

Велопоход по Израилю

К церкви святого Сабы с другой стороны идет асфальтированная дорога с вереницей туристических автобусов. Туристов внутрь монастыря водят небольшими группами, женщины заходят отдельно от мужчин.

Рекомендую неверующим людям осмотреть монастырь на расстоянии, чтобы не попасть в те неловкие ситуации, что приключились с нами. Лучше пропустить пару абзацев приверженцам религии.

В монастыре есть русскоязычные священники, поэтому Максима повели по кельям с другими русскими. Окружающие мужчины причитали, как они счастливы оказаться в этом святом месте, что вот это святыня номер один и прочее. Все туристы тщательно расцеловывали каждый уголок помещений монастыря из-за чего Максиму стало неловко, и он оттуда сбежал. В одной из келий он успел попить кофе с печеньем и набрать воды с собой (фотографировать внутри нельзя).

Велопоход по Израилю

Во время экскурсии Максима, я ждала его и своей очереди на входе в монастырь. Священник вынес какую-то коробку, в которой находились то ли мощи, то ли реликвии какие-то. Все женщины выстроились в цепочку, целовали эту коробку, давали деньги священнику и брали что-то вроде мыла (может это свеча?) и бумажку наподобие открытки. Тем, кто денег не давал, вместо «мыла» выдавали масло.

Я решила спрятаться в сторонке от всей процессии, потому что до этого познакомилась со священником. Мое внимание привлекла русскоговорящая экскурсия на входе в монастырь, хотела примазаться к ней ухом. Вышла из своего укрытия, а тут священник зовет: «Инна, иди сюда!». Ну все, я попала… Я стою перед коробкой, важной для верующих, священник распинается специально для меня на русском, где тут что и кто. Без вариантов, мне придется это поцеловать, но нужно экстренно вспомнить, в какую сторону крестятся православные. Из-за меня застопорилась вся процессия, поэтому подглядеть, как нужно креститься не у кого. Справа-налево или наоборот? Сделала пару невнятных телодвижений вокруг коробки и поспешила удалиться. Лучше держаться подальше от религиозного.

Мы покинули монастырь и устремились в пустыню. Казалось бы, все холмы одинаковые, но абсолютно не надоедают. Каждый поворот дороги кажется интересным и хочется фотографировать беспрерывно.

Встретили пасущихся осликов

Вскоре стало виднеться Мертвое море и Иорданские горы. Ощущаешь оживление от счастья быть в пустыне.
На смотровой площадке устроили перекус. Ниже нас носились туристы на квадрациклах, поднимая высоко облако пыли.

Велопоход по Израилю

На некоторых участках по дороге вязкий песок, приходится спешиваться.

На всем пути днем нас сопровождала стая мух. Выглядят мухи как белорусские, но кусаются люто, как оводы. Ужасно наглые, когда на них дуешь или махаешь – сидят на месте. А еще им очень нравится упорно лезть в глаза. Чувствуешь себя коровой в стойле.

Мы подъехали к поселку Metsoke Dragot, возле которого находится ущелье Дарга с пещерами. Заехали посмотреть на ущелье сверху, по нашему мнению, у монастыря Сабы виды лучше. Время не позволяло прогуляться вниз ущелья и дойти до пещер, не сильно расстроились из-за этого. Просто поставили галочку, что видели это ущелье.

Велопоход по Израилю

Держим путь дальше – в кемпинг у поселка Эйн-Геди на берегу Мертвого моря.
Предстоял длительный асфальтированный спуск с гор. Спуск такой длинный, что тормозные диски раскаляются и приходится чередовать передний и задний тормоз, чтобы добраться до низа.
Нам нужно не просто спуститься до уровня моря, а оказаться ниже его, ведь поверхность воды Мертвого моря находится на высоте «-430 м». Необычное «погружение». Виды с гор на море захватывают. На закате особенно приятны оттенки гор, катиться сплошное удовольствие.
Мои тормозные колодки «съел» этот спуск, стал скрежетать металл. Нужно будет на стоянке поменять их.

Велопоход по Израилю

Стемнело окончательно в то время как до кемпинга оставалось порядком 15 км. Приходится ехать с фонарями. Максим словил гвоздь, что продырявил камеру с герметиком насквозь. Везучий он на ночной ремонт колес.

Дорога хоть и асфальтированная, но не простая, чтобы добраться до Эйн-Геди приходится дважды подниматься в горы.
К нашему разочарованию примеченный кемпинг закрыт для стоянки из-за ремонтных работ. Кругом таблички, запрещающие проход и установку палатки. Ехать дальше смысла нет, потому что ночь.
Мы – дети автостопа, не теряемся в таких ситуациях. Ставим палатку на самом видном месте так, чтобы нас никто не заметил. Наше место для сна – кусок земли под кольцом оживленной дороги. Палатку освещает фонарь – удобно, экономим заряд батареи.

Велопоход по Израилю

Интересно, что ночью проезжала какая-то машина (допустим полиция) с большим прожектором. Она просвечивала весь берег Мертвого моря в поиске таких как мы путешественников. Ощущения как в фильме про побег из тюрьмы. Мы прижались к стенке, над нами прожектор и луч крадется в 7 метрах от палатки. Наивная полиция, нас так не заметить.
За сегодняшний день очень много проехали и пересекли всю Иудейскую пустыню за раз. Получилось 76 км.

Проснулись с отличным видом на Мертвое море. Как ни в чем не бывало выруливаем на большую дорогу.

Велопоход по Израилю

В Эйн-Геди находится национальный парк с платным входом. По фотографиям парк не впечатлил, поэтому его не посетили. Для местного ландшафта может место и крутое, но оно значительно проигрывает многим бесплатным для посещения уголкам тех же Карпат.
Мы подъехали к парку для пополнения запасов воды. Там же благодаря урнам для сбора мусора заменили наши 1,5-литровые бутылки на 2-литровые, увеличили количество бутылок до 7. А еще набрали батареек из специального контейнера для их утилизации. Дело в том, что многие выкинутые батарейки, пригодны для длительного использования в Гармине и фонариках. Мы весь поход на бесплатных батарейках проехали.

Воду перевозили в специальных сумках, устанавливаемых на раму велосипеда - нарамных штанах. Кроме этого, бутылки располагались во внутрирамной сумке, под нижней трубой рамы и в подседельной сумке.

Велопоход по Израилю

Парк славится капскими даманами. Один из зверьков попозировал нам, выглянув у кассы.

Кругом пальмы. В Израиле к каждому дереву подведен шланг с водой, иначе оно засохнет.

Помимо национального парка в кибуце Эйн-Геди есть ботанический сад. Вход в сад платный. Кассиры рассчитывают на сознательных туристов, потому что ботанический сад находится между домами и магазином, вплетен в поселок.

Велопоход по Израилю

Наша асфальтированная дорога шла недалеко от моря, подъезд к морю и стоянки вдоль него запрещены почти до самого поселка Эйн-Бокек. Нарушающих мы не заметили, сами нарушать не пробовали.

Перед Эйн-Бокек начинается недостроенная велодорожка. Очень скоро здесь будет красота, но и сейчас приятно покататься вдоль моря. Радуют навесы для создания тени.

Эйн-Бокек – туристический город с отелями и пляжными отдыхающими. Город украшен зеленью деревьев, облагорожен и опрятен.

Велопоход по Израилю

Вскоре через весь поселок будет проходить велодорожка.

Мы объехали все пляжи города, выбрали самый красивый и уединенный, устроили полудневку. Начали отдых правильно – с душевой, где помылись с шампунем-гелем для душа, а также организовали грандиозную стирку.
Теперь можно поваляться и позагорать на каменном из-за соли песке.

Велопоход по Израилю

Купаться в Мертвом море можно около 20 минут в день, оберегая лицо от контакта с водой и принимая душ после выхода из воды. Так как вода держит тело, все время хочется сделать что-то нетипичное для воды.

Перепробовав все неправильные для купания позы, покидаем воду. Было интересно, но повторять купание в Мертвом море не хочется. Даже после принятия душа находятся белые от соли участки кожи, приходится по три раза домываться.

Вдоволь побалдев и насытившись пляжным отдыхом, мы выезжаем за город.

Велопоход по Израилю

Вдоль моря идет красивая парковая зона, находится бесплатный кемпинг.

За день проехали 52 км.

Недалеко от кемпинга молодожены устраивают романтические фотосъемки. Мы также делаем снимки, стоя на соли (после долго отмывали ноги). День удался!

Велопоход по Израилю

Ночью слышим, как над Мертвым морем летают истребители.
Спать было тяжело. Здесь очень жарко, но к утру стремительно холодает. Получается, что нужно либо мучатся в попытках заснуть в спальнике, либо засыпать в трусах, потом одевать термокостюм, потом накидывать ветрозащиту, а за пару часов перед рассветов все это снимать, чтобы залезть в спальник.
Жара – не единственный фактор плохо сна. Мы допустили роковую ошибку. Ранее мы потеряли единственный ключ от велозамка, во избежание кражи велосипедов подсунули передние колеса в палатку. Получились приличные щели, через которые налетела куча комаров. Для нас было открытие, что здесь в принципе водятся комары. А комары, между прочим, сожрали руки целиком, три дня ездили и чесали укусы.

3. Три махтеша

Сегодня мы прощаемся с морем, точнее с соленым озером, и отправляемся в новую пустыню – Негев. Эта пустыня занимает 60% земли Израиля.

Велопоход по Израилю

По пути яркое туристическое место – каньон Содомских гор.

Дорога, рожденная потоком воды, петляет среди гор, с каждым поворотом открывая новый потрясающий вид.

Ехать интересно, это место достойно отдельной пешей экскурсии.

Велопоход по Израилю

Потом дорога выводит наружу – в безмолвную абсолютно ровную пустыню, напоминающую степь. Кажется, что она безжизненна и бесконечна. Интересно, что дорога старательно огорожена небольшими камнями. Увлекательная работа у местных дорожных работников – камушки расставлять.

Наш трек должен был подниматься в горы для поиска хороших видов, но нужная дорога по непонятным причинам была закрыта. Мы проигнорировали запрещающий проезд знак, но вскоре встретили людей, что нас развернули обратно.
Пришлось объезжать этот участок по асфальту. Спуск на асфальт был также красив, правда выводил к большому заводу, вдоль которого ехать пару километров.

Велопоход по Израилю

Езда по асфальту для нас – вынужденная мера, но виды с него тоже стоящие. Туристические указатели каждый километр зазывают посмотреть на что-то интересное, но мы решили не тратить на это время, тем более что на указателях не указано, сколько нужно проехать.

В поисках хорошего кадра прибрежных гор я чуть не зашла на минное поле – в Израиле нужно быть повнимательнее к предупреждающим знакам.

Мы по-прежнему находились ниже уровня моря, неизбежно предстоял длительный подъем в горы. Подниматься было очень тяжело из-за жары и отсутствия ветра.

Велопоход по Израилю

Ближе к перевалу расположилась отличная смотровая площадка. На площадке мы были не одиноки – компанию нам составляла большая группа школьниц, которых привезли на экскурсию. Все как одна: темные, кучерявые и в очках. Местная молодежь приятная: не утыкается в свои смартфоны, всегда держатся вместе и активно общаются, очень любят вместе песни петь.

Еще немного попотев на подъеме, мы наконец покинули автодорогу. Начинаем знакомство с пустыней Негев в долине реки Цин. Красиво.

Здесь находится первый махтеш - Малый.
Что такое махтеш? В двух словах не объяснишь. Если говорить кратко – это кратер, но вулкан здесь не причем. Из-за метеорита или эрозии почва в форме круга или овала провалилась на 500 метров. Явление это редкое, в мире можно пересчитать кратеры по пальцам. В Израиле 5 махтеш, через самые крупные проложен наш трек.

Велопоход по Израилю

Сперва мы осмотрели Малый махтеш снизу у входа в кратер, завтра должны будем посмотреть на кратер сверху.

Закругляющие формы скал ломают восприятие, кажется, что ты где-то в нереальном месте. Очень красиво.

Возле входа в кратер есть кемпинг, следующий где-то через 10 км. До захода солнца остался один час, получается, что останавливаться на этом кемпинге рано, а до следующего до темноты не доехать. Решаем использовать световой день по полному и ехать дальше.

Не удивительно, что ночевать приходится на небольшой ровной площадке в горах, всего в двух метрах от дороги. Место удачное, на кемпинге выше нас бы «сдуло», а здесь мы спрятаны от сильных порывов ветра. За этот день - 58 км.

Велопоход по Израилю

Эта ночь мне запомнилась надолго. Представьте сладкий сон в гробовой тишине в горах… И тут ба! На сверхнизких высотах прямо над вами пролетает истребитель! Если вы никогда не слышали с близка истребитель – постараюсь объяснить. Из неоткуда берется очень громкий и протяжный звук, звук как бы засасывает в себя, кажется, что снесет звуковой волной. Ночью спросонья мы просто повскакивали, обнялись и не дышали пару секунд, а потом минут десять восстанавливали сердцебиение.
Истребители в здешних местах – абсолютно нормальное явление. Днем они рисуют причудливые узоры на небе, ночью также не дают соскучиться. К ним быстро привыкаешь, принимаешь как должное. Когда их слышишь – становится почему-то спокойно (ночное потрясение не считается). Мы задались целью днем подловить истребители на снимке, самолеты часто спускались и неслись очень низко над землей, мы то и дело по рельефу были выше истребителей. Ожидаемо, что фотографий не получилось, пришлось довольствоваться летящими вертолетами – за ними можно хоть успеть.

Мы потратили примерно 3 часа, чтобы доехать до отмеченной вчера стоянки. 10 километров получились длинными из-за крутых подъемов и засыпанных камнями участков.

Сегодняшний день не давал расслабиться. Необходимо подняться на перевал Маале-Акрабим. Я посмотрела на него снизу и решила – ну его, пойду пешком. В такую жару, в полное отсутствие ветра только не хватало ехать на звездах 1/1 целый час. Пешком дышится лучше и меньше потеешь, фактор общей усталости тоже никто не отменял.

После подъема мы заехали на смотровую площадку Малого кратера. Вид стоящий! Можно зависнуть на час, а то и больше. Погулять, пофотографировать. Отличное место.

Дальше было два альтернативных трека: первый шел в город Иерухам, второй не заезжал в город и проходил через источники с водой. Второй маршрут был интереснее и зрелищнее, но для его реализации нужны были дожди. В засуху источники Гев Зархан и Эйн Ум Тина безводны, посещать их нет смысла, поэтому мы поехали по асфальту в город.
Дорога обещала быть простой, но почему-то отняла у нас много времени.
Из интересного – дирижабль.

Велопоход по Израилю

А еще цветные пески с зоной для отдыха.

В Иерухам приехали ближе к закату. Заночевали в местном парке в зоне для отдыха. В этом месте нужно быть аккуратным – коты так и норовят стащить еду или продырявить надувные туристические коврики.
Мы проехали в этот день 51 км (когда идем пешком велокомпьютер километраж не считает). Ночевали под звуки истребителей и выстрелы (город окружен полигонами).

С утра заехали посмотреть на местную достопримечательность – озеро. Шутим, как местные рыбаки выбирают место для рыбалки: «Куда мы поедим сегодня рыбачить? На озеро Иерухам, на озеро Иерухам или на озеро Иерухам?». Выбор в пустыне большой.

Велопоход по Израилю

Едя по асфальту видели учения военных. Интересно.
Сворачиваем с асфальта в сторону Маале-Зик. Виды по дороге отличные.

Маале-Зик – знаковое место для велотуристов. Это очень крутой примерно 2-километровый спуск (в нашем случае подъем) с неровным рельефом, камнями, присыпанными толстым слоем гипсовой пудры. Подниматься по нему почти невозможно.

Велопоход по Израилю

Девушка со средними физическими данными не в состоянии самостоятельно затащить велосипед наверх. Вообще без шансов. Слишком тяжело толкать и удерживать велосипед в то время как ноги неустойчиво стоят на крутом склоне.

Я изобрела удачную систему для передвижения (по-другому не хватало сил): пятилась вверх по склону и рывком переставляла стоящий боком велосипед на шаг вверх. А шагов таких было ого-го как много, благо в моей системе велосипед не нужно было удерживать между шагами.
Временами были сложные участки, своеобразные обрывы в дороге, где следующие шаг на пол метра – метр выше по вертикали. Воображения не хватало, как эти участки преодолевать. Начинается танец с бубнами, ведь велосипед укатиться вниз, если его положить, а закинув байк на полку выше, сам на нее не заберешься. Я осилила больше половины подъема самостоятельно, потом на помощь подоспел запыхавшейся Максим.
Наверху высыпаем гипс из ботинок. Кажется, что пол дня потратили на этот подъем.

Велопоход по Израилю

Дальше дорога проезжаема. Бесконечно петляет вверх-вниз, наката от спуска не хватает даже на 1/3 подъема. В итоге тоже много сил расходуется.

В этот день я чувствую усталость: и находилась, и наездилась, и натолкалась. Руки, ноги – все устало. Спала как убитая, и на утро была уже вполне бодрая.

Сегодня мы стали на ночевку снова вне кемпингов, чуть в сторонке от зрелищных видов на кратер. За день проехали 55 км.

Велопоход по Израилю

Утро встречаем с эффектными видами на махтеш Рамон – самый большой кратер в Израиле. Его длина около 40 км!

В движении нам компанию составляют солдаты. У них утренняя пробежка. Одеты по гражданке: кроссовки, майка, шорты, наушники в ушах. В отряде есть лентяй, что сворачивает, не пробежав и половины до нужной точки. Интересно, принято то ли в Израиле докладывать на отлынивающих.

После пробежки солдат кормят в ближайшей зоне отдыха в городе Мицпе-Рамон. Мы расположились возле военных, пополняем запасы воды, стираемся и прочее. Молча завидуем их обильному питанию.

Велопоход по Израилю

В Мицпе-Рамон нам нужно впервые воспользоваться магазином – до Красного моря не хватает перекусов. Первое знакомство с местным магазином длительное. В голове не осели местные цены, все приходится переводить, сравнивать, абстрагироваться на сколько это дороже.
Убедившись, что еды и воды хватает – покидаем город, нам придется обходиться без пополнения воды еще два дня.

Заглядываем на смотровую площадку возле информационного центра – вид отличный.

Велопоход по Израилю

Пора уже и фотоаппарат зарядить.

По дороге наткнулись на верблюжью ферму.

Наконец добираемся до нужного спуска в кратер. Он пешеходный, по крайне мере слишком опасный для езды на велосипеде, на коротких участках садимся на велосипед. Идем пешком, пиная камни и фотографируя все на пути.

Внизу кратера интересные виды и участки. Можно встретить зайцев, запечатлеть красные и черные дороги, разноцветные скалы.

Некоторые участки пути пешеходные – слишком много песка для проезда.

Велопоход по Израилю

Теперь можно сказать, что мы хорошо изучили кратер: и сверху, и снизу. Нам очень понравились кратеры, особенно виды на них сверху. Для меня – это любимые места в Израиле.

Выбираясь из кратера, мы не спешим на асфальт, едем чуть в сторонке – там очень красивые места и есть участки дороги вообще без камней, что для Израильских пустынь большая редкость. Нет камней целый 5 минут – вау!

Еще одна точка осмотра, намеченная на сегодня – стена аммонитов. Аммониты – это гигантские доисторические улитки. Их ракушки окаменели и представляют интерес для исследователей и туристов. Это место в Израиле примечательно, потому что очень много моллюсков приползло зачем-то в одно место и погибло. Стена на нас особо впечатления не произвела, но так как она недалеко находится от дороги, заехать сюда стоит.

Велопоход по Израилю

Дальше есть два варианта для поездки – ехать по асфальту 75 км или 120 км по грунту. Мы останавливаемся на первом варианте как способе отдохнуть и быстрее приблизиться к интересным нам местам. Начинаем ехать по асфальту сразу за стеной аммонитов до примеченного кемпинга возле каньона Ада.

В нашем вечернем переезде яркий момент – встреча на обочине с верблюдом в полной темноте. Сделали ноги все – мы с перепуга от неожиданности и несчастный верблюд. Зато потом посмеялись от души.
Проезжали интересное место – дорога шла по разливу реки или по какому-то озеру. На ней стояли указатели уровня воды в случае дождя. Судя по ним, в дождь там не поездишь – тебя смоет.
Как и планировалось, мы стали на ночевку возле каньона Ада, проехав за день 86 км. Компания на кемпинге была огромная – лагерь скаутов. Молодежь вела себя культурно и тихо, песни пели под гитару, есть готовили в огромных котлах. Приятные ребята. И самое важное – специально для скаутов на место кемпинга была привезена вода и биотуалеты. Удачно мы попали.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (FAQ) для похода по Израилю

Мы проснулись вместе с лагерем скаутов. Они очень быстро собирали палатки, у израильских туристов почему-то принято начинать ходовой день на пустой желудок, а через час делать привал с завтраком. Наблюдали подобное часто, как на меня не рационально по времени складываться с утра, чтобы вскоре часть вещей разложить и обратно сложить.
Скауты наверняка собираются в каньон Ада, нужно было их опередить, иначе на каждом фото в каньоне будут чужие лица.

Велопоход по Израилю

Мы решили ездить налегке, оставить все вещи в палатке, взять только самое ценное – технику, документы и деньги, небольшой ремнабор. Как и всегда в нашем походе все ценные вещи мы складировали в мою сумку на руль велосипеда, что превращалась в сумку через плечо.

До каньона около 5 километров. Дорога неприятная, порой увязаешь в песке с гравейкой. Но у нас было интересное развлечение по пути – подгонять большое стадо неизвестных диких копытных животных. Разглядеть животных не получалось, а как фотографировать соберемся – животные отбегают слишком далеко, чтобы на приближенном снимке разобраться, кто они такие. Дома обнаружили, что наши попутчики - стадо диких ослов. В интернете вычитали, что дикие ослы (куланы) содержатся в парках и питомниках, не поддаются одомашниванию и приручению.

Каньон Ада небольшой, но очень эффектный. Каждый поворот ущелья заставляет сделать новый кадр.

Он узкий (порой приходится щемиться боком) и оборудованный (лестницы, поручни на опасных участках).

Велопоход по Израилю

Много удовольствия получили от его посещения.

Нам повезло, мы полностью разминулись с группой скаутов. Пока они завтракали, мы просмотрели весь каньон Ада и вернулись к палатке.

На этом наши радиальные выезды не заканчивались. Нас ждал еще один каньон – Вардит.
Ехать до него 12 км преимущественно по руслу реки. Ехать тяжело: увязаешь в песке с камнями. Чаще удобнее ехать в стороне от дороги, менять дороги, проходить безнадежные участки пешком.

Потом дорога уходит в горы сложным для велосипедиста подъемом.
Только на плато чувствуешь себя с велосипедом не глупо. Не смотря на все трудности, мы добрались до каньона Вардит. Он большой и эффектный.

Велопоход по Израилю

Сперва рассматриваем каньон сверху.

Потом, пугая даманов (больших «хомяков»), спускаемся вниз.

Постепенно каньон сужается, хотя и остается по-прежнему высоким и зрелищным. Мы – букашки перед творением природы.

Велопоход по Израилю

Хорошо видна работа воды: гладкие стенки, бассейны со следами долгого простоя воды.

Каньон оборудован лестницами и противопоказан людям, боящимся высоты. Любому этот каньон может пощекотать нервишки. Классное место, впечатления окупают сложности дороги.

Если время позволяет – можно поехать дальше. Через 12 км будет еще один каньон – Барак. Мы остановились на увиденном, потому что хотели сегодня продолжить маршрут.

Велопоход по Израилю

Вернулись к палатке, собрали все вещи и выехали на вчерашний асфальт. Рассчитывали приблизиться к кибуцу Neot Semadar, но на середине пути наше внимание привлекли палатки и непонятное оживление в стороне от дороги. Стоянка была переполнена машинами, доносилась музыка.

Узнали, что здесь проходит фестиваль, палатки можно ставить бесплатно. Мы побросали все вещи (кроме ценных) и велосипеды на землю, накрыли их сверху палаткой и пошли смотреть фестиваль.

Зрелище интересное: много израильских семей с детьми слушают живую музыку, танцуют, спят возле сцены на ковриках, медитируют.

Велопоход по Израилю

Все культурно, пьяных нет, кто хочет – в открытую курит травку.

Мне музыка очень понравилась.

Время Шабата, зажигаются свечи.

Велопоход по Израилю

Все мероприятие проходит в стиле хиппи.

Мы послушали музыку пару часов и сдались, привычка засыпать в 7 вечера не давала покоя, глаза закрывались. Праздник с музыкой длился всю ночь. Даже в 5 утра еще кто-то играл на музыкальных инструментах.
Велокомпьютер показал 57 км за день. Из-за поспешной установки лагеря один из наших ковров Therm-A-Rest напоролся на колючку. Дырка была маленькой, найти и заклеить ее смогли только дома.

Велопоход по Израилю

Назавтра продолжили путь по асфальту. Он был однообразен и скучен, благо не долгим.
Главное развлечение по асфальту - заезд к военной базе. На въезде расположено 5 танков-экспонатов - облазили их целиком. Примечательно, что можно заглянуть внутрь машины.
Всего в пару метров от экспонатов - действующие танки. Они на учениях. Там вышки, автоматы - даже фотографировать не рискнули.

Мы не переставали находиться в пустыне все эти дни, но сегодня ехали в Пустыню с большой буквы. Трек проложен через песчаные дюны по маршруту Israel Bike Trail. Это маркированный маршрут создавался именно для велотуристов и проложен через всю страну по видным местам.

Велопоход по Израилю

Первые километры шла расчищенная от камней тропинка. Очень приятная, несмотря на то, что виды однотипные и достаточно скучные.

Потом в каменистые виды добавилась желтизна песка, и все окружающее заиграло на солнце.

Мы встретили первые заносы песка и поспешили пофотографироваться с ними.

Дорога узкая, прорезала гору и петляет по склону. Когда едешь – не страшно, а когда останавливаешься и пытаешься начать движение на такой тропинке – адреналин берется из неоткуда.

Велопоход по Израилю

Мы вышли на целое поле из песка с дюнами среди гор. Необычное зрелище. Делаем много снимков, теперь все поверят, что мы были в пустыне.

На спуске нас обгоняет толпа местных велосипедистов. С ними сложно – ездят примерно в нашем темпе, поэтому мы друг друга то и дело обгоняем. Хотелось ехать уединенно, но из-за их не получалось.

В довершение всего велосипедисты заняли красивую смотровую площадку, сделать кадр без них на фоне не получалось.
В остальном велосипедисты в Израиле хорошие, приветливы, интересуются нужна ли помощь, вода. Звали нас покушать с ними, но мы отказались, все равно общего языка не нашли из-за плохого знания английского.

Велопоход по Израилю

Дорога стоящая, почти все время петляет на высоте возле обрыва с хорошими видами.

Ближе к вечеру выехали на ужасную дорогу – джиповку. Почему-то составители трека для велосипедистов не учли, что ездить по ней почти невозможно. Увязаешь в песке с камнями. Большой участок дороги вдоль минного поля прошли пешком.

Потом очень долго (потому что медленно) ехали по какому-то плато, сопротивляясь ветру. Мучительный участок дороги все не хотел заканчиваться, кое как дотянули до кемпинга, я уже начала халтурить, идя пешком. Заложили юбку палатки камнями, ветер был очень сильным. За сегодня 68 км.

Велопоход по Израилю

После кемпинга дорога улучшилась (или усталость прошла), ехали вполне бодренько. Тучи опустились низко и окутали нас. Красиво.

Мы выехали на смотровую площадку. Скоро нужно будет попрощаться с такими видами, нам предстоял спуск с гор.

По дороге мы встретили впервые за этот поход велотуристов. Это семейная пара - приверженцы байкпакинга - родом из какой-то видимо европейской страны (название страны отличается от того, как нас учат на уроках географии, поэтому мы не разобрались откуда они). Ребята воодушевленно рассказывали нам, как круто будет впереди, а мы делали вид, что хоть немного понимаем английский.

Спуск действительно был крутой, плавный и эффектный – дорога шла вдоль ущелья реки.

Велопоход по Израилю

Горные бараны совершали невероятные трюки на его стенах.

Потом два отчаянных барана выскочили передо мной на дороге и практически перепрыгнули через меня. Жаль фотограф зазевался.

После спуска мы оказались в «Кении» – ландшафт соответствующий. Очень интересный.

Велопоход по Израилю

Маршрут был по руслу ручья в сторону парк Тимна.

Нац. парк Timna Park – яркое туристическое место. Парк очень большой, поэтому чаще всего по нему передвигаются на машине или туристическом автобусе. Есть велодорожки и пешие маршруты. В парке интересные природные места.

Главная особенность, что доминирующий цвет парка – розовый. В парке розовый асфальт, розовый песок, розовые склоны гор. Этакий рай для принцесс.

Велопоход по Израилю

Помимо розового, в парке вся радуга цветов. Не зря в зоне отдыха с озером есть урны с разноцветными песками. Можно засыпать в маленькую бутылочку песок цветными полосками.

Въезд в парк платный, примерно 12 долларов, но едущие по треку Israel Bike Trail попадают в парк бесплатно.

У нас не было времени изучить весь парк, пришлось выбирать.

Велопоход по Израилю

Осмотрели Соломоновы столбы и сверху, и снизу.

Заехали на арки.

Посидели в зоне отдыха у озера.

Велопоход по Израилю

Парк понравился, можно смело отводить на его посещение день.
Выбирались из парка в полумраке, до кемпинга было около 5 км. Всего за день проехали 46 км.

Мы решаем потратить новый день на радиальный пеший поход в Красный каньон. В этот каньон можно попасть из Эйлата по асфальту, но так неинтересно. Наш план лучше. Подъезжаем на велосипедах сколько можно, потом кидаем байки в гордом одиночестве на пару часов.

Пешком нужно пройти где-то 16 км. У нас прогулка заняла 4 часа. Наш трек.

Велопоход по Израилю

Дорога - обычная горная, но не уровня Крыма-Карпат. Похожа на высокогорную, поэтому если вы раньше не бывали в горах выше 3 тыс. метров, то вряд ли стоит в рамках велопохода устраивать такие прогулки.

Предстоит подниматься по руслу ручья, по сыпухе и камням. Где-то прыгать по камням, где-то, помогая себе руками, забираться на валуны.

Большие участки пути – хорошая дорога с легким уклоном.

Возле Красного каньона оживление. Сказывается близость асфальтированной дороги. Туристы приходят постоянным потоком.

Каньон небольшой, его можно пройти по дну ущелья, либо сверху над обрывом.

Мы прошли каньон в обеих направлениях.

Каньон нам понравился. Главное, не смотрите перед поездкой высококачественные обработанные снимки с этих мест, а то будете как я ожидать большего. На Максима, что не видел каньон до этого на фотографиях, ущелье произвело более сильное впечатление.

Велопоход по Израилю

Мы вернулись назад к велосипедам и решили поехать посмотреть на Gabi Raham. Это пешеходный каньон, на который заезжать не обязательно.

Из-за всех наших путешествий времени ехать до следующего кемпинга не осталось, пришлось ночевать на том же месте, что и вчера. По дороге спугнули стадо горных козлов.
20 км на велосипеде проехали за сегодня, пешком где-то столько же.

Велопоход по Израилю

На завтра нас ждало два туристических места – Авраамовы столбы и Черный каньон.
Путь к ним – череда некрутых подъемов и плавных спусков.

У столбов достаточно много туристов, стоит 3-4 машины почти постоянно. Место интересное для «заехать-посмотреть ненадолго».

Велопоход по Израилю

Самым непонятным для нас было на выезде со столбов, что туда ехало одновременно четыре полных автобуса туристов! Как они вообще там собираются поместиться?

Черный каньон (Shehoret Canyon) самый длинный из увиденных.

Некоторые туристы проходят его с велосипедами насквозь. Не считая пары подъемов по лестнице - это возможно. Мы же оставили скучать велосипеды на входе. В этой поездке мы потеряли ключ от велозамка на третий день поездки, все время кидали велосипеды без присмотра не состегнутыми. По ночам велосипеды лежали у палатки – никаких неприятностей не произошло.

Велопоход по Израилю

Каньон приятный для прогулки, но не такой зрелищный, как каньон Ада, Вардит и Красный каньон. Перечисленные – самые лучшие.

Мы продолжали путь по Israel Bike Trail. Последние километры у моря дорога набирала высоту.

Организм уже настроился нежится на пляже, поэтому было тяжело осиливать подъем. Перед глазами как в тумане пролетал большой кусок мяса и разные сладости... Ах эти городские радости. Но реальность не хуже мечты, хоть и в другом ракурсе. Виды в этих местах отличные на всем протяжении трека.

Велопоход по Израилю

Потом был длинный красивый спуск. Забавно, что дорога из гор утыкается сразу в отели

Город Эйлат находится на склоне, каждая улочка ниже предыдущей, все ниже, чем ближе к морю. Типичный способ передвижения для израильтян - электровелосипед, в этом городе хорошо осознаешь, почему именно он.

Мы устроили длинный привал у магазина недалеко от автовокзала. Наши домашние запасы провизии практически подошли к концу, теперь переходим на местные продукты. Начинаем отъедаться.

Велопоход по Израилю

Заночевали в кемпинге у самого моря, к нему ведет недостроенная велодорожка. На этом подошла к концу основная часть нашего похода, впереди 2 дневки на море и переезд на Средиземноморье. За сегодняшний день проехали 43 км. Но поход еще не закончился.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (FAQ) для похода по Израилю

Кемпинг в Эйлате был полон на палатки, очень много русских, среди наших соседей были также немцы. Забавно, среди ночи на место кемпинга приехало два белоруса. Они умудрились обратиться к единственной среди русских англоязычной палатке со своими вопросами. По-английски говорили хорошо и комментировали все по-русски, не задумываясь, как много людей здесь их понимают.

Велопоход по Израилю

На Красном море мы дважды встречали рассветы.

Жизнь здесь спокойная и размеренная, нет ненормальных криков и пьяных тел. Недалеко от нас пляж с общественным душем, умывальником и работающими днем туалетами. Можно жить сколько душе угодно. Все бесплатно.

Мы помылись и перестирали все вещи. Загорали и купались в море. На погоду не повезло, если вчера была жара за 30 градусов, то сегодня немногим больше 20 градусов тепла. С учетом ветра на суше некомфортно.

Велопоход по Израилю

Вода в Красном море очень соленая и прозрачная. У нас были очки для плаванья, правда одни на двоих (мои не успели приехать с Китая). Брали очки с коррекцией зрения, чтобы разглядеть подводный мир в полной мере.

Прямо на нашем пляже для кемпинга были коралловые рифы. Небольшие и большие, с морскими ежами, разноцветными кораллами, какими-то грибами и полным разнообразием рыб. Рыбы любых размеров и цветов плавали по одиночке и косяками. Очень интересно за ними наблюдать. Когда увидели впервые – казалось, что сон. Ведь все именно так, как в красивых фильмах.
Я упорно пыталась нырнуть, но так и не получилось, пляж смеялся с моей торчащей из воды попы. Максим изобрел технику небольшого погружения в воду – становился на большой коралловый риф (в обуви) и прыгал с него. Лучше, чем ничего.

Велопоход по Израилю

Помимо пляжного отдыха мы поездили по городу, оставив все вещи в палатке.

Погуляли по набережной с отелями, бутиками и дорогими ресторанами.

А еще понаблюдали за светомузыкальным фонтаном – очень интересно.

Велопоход по Израилю

За два дня отдыха лишний раз убедились, что пляжный отдых – это не про нас. Больше двух дней не можем выдержать. Так что хорошо, что вечером нас увозил ночной автобус в Тель-Авив.

Сидения в автобусе удобные, когда спишь – голова не валится. Над каждым сидением USB-разъем для зарядки телефона, мы ей воспользовались. Автобус едет 5 часов, делая в пути несколько непродолжительных остановок. Ими лучше воспользоваться, потому что на автовокзале Тель-Авива туалеты платные.
Нас разбудили выходящие люди в полной темноте. Мы подумали – очередная остановка, заподозрили что это не так, когда автобус опустел полностью, а водителей что-то говоря на иврите, выдвинулся в нашу сторону. Пытались переспросить, конечная ли это, но водитель не дружил с английским. Выходили в спешке, остается надеяться, что ничего не забыли.
Автобусы из Эйлата прибывают на 6 этаж 7-этажного запутанного здания вокзала. Вход на вокзал через рамку металлоискателя.
Досматривающие сотрудники по-английски не говорят, пришлось им показывать, что такое байк.
Стали в сторонку, начинали собирать велосипеды. И тот-то до нас доходит, что мы забыли в автобусе смартфон на зарядке. Максим попытался выйти через ту дверь, что мы зашли – сотрудники ничего не поняли, что мы от них хотим, и не пустили.
Обегали этот и другие этажи. На часах чуть больше 5 утра, информационный центр не работает, здание пустынно. Все присутствующие люди – чернокожие. Мы с английским плохо дружим, единственный переводчик с русского на английский и на иврит был в потерянном телефоне. Ближайший автобус в Эйлат отбывает в 8 утра, кто-то сказал, что информационный центр откроется в 7 утра. Решает собрать велосипеды и выйти на улицу, а потом продолжить поиск смартфона.
К семи утра на вокзал отправляется Максим. Он возвращается через пол часа без результата. Информационный центр не открылся, в единственной кассе говорят только на иврите. Куча одинаковых автобусов стоят на стоянке без водителей.

Велопоход по Израилю

К 8 утра иду на поиски удачи я. Пока ждала Максима вспомнила все, что знаю за годы обучению английскому. Составила такие длинные красивые на нем фразы. Сейчас все меня пойдут, и я без проблем верну пропажу. Информационный центр так и не открылся. Ломлюсь в идущий в Эйлат автобус. Выдаю водителю свои красивые заготовленные фразы на английском. А он на меня большими глазками: луп-луп. У него нет никаких ассоциаций даже со словом «bus». А говорили, что в Израиле знают английский почти все, ну-ну. Я почти силой вламываюсь в автобус, но не нахожу там смартфон, потом начинаю приставать к каждому пассажиру, не говорит ли он на русском. Нахожу одного плохого переводчика. Его знания языка хватает только, чтобы понять, что водитель не знает, где искать мне мой ночной автобус и что об этом должны знать на вокзале (где именно-история умалчивает).
Теперь я надоедаю каждому, подходящему к кассе на вокзале. В итоге нахожу переводчика с русского на иврит. Это молодой парень. Он перевел историю моей беды кассиру. Кассир сказал, что нужно идти куда-то типа «сабаба». Что это, парень не знал, но отправился со мной на поиски. Нашли кабинет с двумя мужчинами. Мой вынужденный переводчик с ними пообщался, те пробили данные с моего билета. Сказали, что нужный автобус либо стоит сейчас на стоянке, либо приедет через час. Пригласили осмотреть стоящий автобус. И, о чудо, смартфон там нашелся! Зарядился по полной, как никогда.
Возвращаем смартфон на место - в нарульный кармашек, где он ездит с фотоаппаратом и повербанком.

Велопоход по Израилю

Не знаю, то из-за утренней истории, то ли из-за нелюбви к большим городам, Тель-Авив нам не понравился. Привокзальный район – это большая свалка с полуспящей проституткой. Дальше – суета, сложные многополосные развязки.

Понимать город и кайфовать от него начинаешь только, когда выезжаешь на набережную. Это место для полного релакса и тихой зависти.

Набережная огромная. Мы 35 км ехали вдоль моря. Везде идеальный красивый, приятный на ощупь песок. По нему без проблем можно катиться.

Велопоход по Израилю

В Тель-Авиве вдоль моря идут пешие и велодорожки – так что всегда можно выбрать маршрут по себе.

Приятная парковая зона проходит вдоль реки Яркон.

Везде очень много отдыхающих. Люди совершают пробежки, гуляют, играют с собаками, катаются на серфинге.

Велопоход по Израилю

Много площадок с тренажерами. Пожилые люди уделяют внимание здоровью.

На пляжах - волейбольные площадки и площадки для баскетбола. К обеду их заполняют люди. Играют вперемешку взрослые сыновья с пожилыми отцами. Приятно смотреть.

Средиземное море классное. Не такое соленое, как предыдущее, с приятным дном и берегом. Вода прозрачная, на глубине по колено мимо проплывают косяки больших рыб.

По утрам много рыбаков.

Мы ехали вдоль моря по песчаному пляжу, иногда сворачивая на прибрежные холмы. Во время одного из таких выездов напали на плантацию хурмы. Интересно видеть, как растет то, что только в магазине у нас можно купить.

На одном из полей гоняли большую стаю попугаев. Около 70 птиц пролетали над нами, дружно голося, потом садились на поле дальше. Мы проезжали вперед, снова их пугая. Так продолжалось достаточно долго. Может для местных жителей попугаи – это вредители, но для нас – радость.

Велопоход по Израилю

В итоге мы заночевали на холме над морем. Красота!
Позади около 70 км.

Как же здесь, на море, хорошо. Но пора с ним прощаться. В заключительном израильском аккорде у нас не море, а экзотические фрукты. Но сперва интересный маршрут вдоль реки Хадера с огромными черепахами. Поворачиваем на него за городом Нетанией.

Была суббота, поэтому зоны отдыха вдоль речки были переполнены.

Велопоход по Израилю

Толпы семей выбрались на природу. Реки для них радость и диковинка. Они с таким энтузиазмом фотографируют воду и ее заросшие берега.

Лучшая точка для осмотра черепах в естественных условиях - Черепаший мост. Можно наблюдать одновременно за 3-4 неспешно плавающими черепахами. Увидеть такую черепаху впервые – яркое впечатление. Жаль только, что слишком много людей, в будний день думаю без проблем можно было бы спуститься ближе к рептилиям.

Насладившись вдоволь пресноводными, продолжили маршрут по побережью реки.

Велопоход по Израилю

Буквально сразу начались нескончаемые плантации мандарин. Столько много мандарин я в жизни своей не видела!

Надоест есть мандарины, можно поесть апельсины или грейпфрут.

Для любителей есть авокадо.

Гастрономический рай.

Жаль, что гранаты в большинстве своем уже засохли.

С авокадо у меня приключилась неприятная история. Один из садов был огорожен от дороги забором с электро-пастухом. Я к авокадо абсолютно равнодушна, мыслей не было к плодам приближаться. Но на дороге была огромная лужа, единственный способ выйти более менее сухим после нее - прижаться плотно к забору. Там небольшая кромка суши. И что вы думаете? Как залупил мне этот забор разрядом в попу! Больно, не то слово и звук оглушительный.

Велопоход по Израилю

Мы выбрали для проезда к аэропорту прямую полевую дорогу. Дорога колоритная. Идет вдоль плантаций клубники и специй, временами между бараков и свалки мусора, а в паре метров – пальмы и особняки. Мы видели Израиль таким разным, но даже в трущобах чувствуешь себя комфортно. Чернокожие дети машут руками, в отличие от низко развитых стран – денег не просят.

Мы утроились на обед прямо среди трущоб в единственном приличном месте – на детской площадке. Здесь и то нашелся человек, что поинтересовался, нужна ли нам помощь. Даже в некрасивом месте красивые люди.

Последние километры к аэропорту мы проехали по асфальту, по трассе №40. Мысль, что завтра улетаем пугала. Провели ночь на вокзале на «нашем» месте. С утра выкатились на улицу, чтобы позавтракать. Сидели под пальмами, загорали. Было так приятно и комфортно… Но неизбежно нужно было улетать домой.

Велопоход по Израилю

Израильский отпуск закончился. Появились новые любимые места. Интерес к пустыням не угас. А наши велосипеды теперь могут гордо рассказывать, что бывали на 7 морях )

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (FAQ) для походов по Израилю

Велопоход по Израилю

В этом подборе информации отражено личное мнение и наблюдения по Израилю, систематизированные данные с сайта Игоря Скорубского, с чужих отчетов и прочих интернет-источников. Надеюсь, что получилось предельно кратко, по делу и достаточно развернуто, чтобы не пришлось пересматривать другие источники.

Израиль – это очень маленькая страна с богатой историей, тремя морями, пустынями, зрелищными каньонами и фруктовыми садами. Посетить эту страну нужно обязательно, но формат путешествия нужно выбирать под себя.
Асфальт или грунт – ключевое решение. Наш трек почти полностью проложен по грунтовым дорогам, поэтому подходит только для опытных туристов.
Не рекомендую пользоваться им, если вы ранее не проходили маршруты 3 категории сложности по не асфальтированным дорогам в горах. Вам также может пригодится наш планируемый трек, мы не смогли проехать его целиком, потому что отставали от графика либо были временно закрыты нужные дороги.

Почему не стоит сворачивать неопытным велотуристам с асфальта в Израиле?

Велопоход по Израилю

Не стоит заблуждаться, что предстоящие перевалы в 300-800 метров над уровнем моря легки. Особенность израильских грунтовых дорог – очень сильный уклон на подъемах и спусках, чаще всего больше 12 градусов. Дороги больше напоминают высокогорные, сплошь посыпанные камнями и с сыпухой, поэтому коварны. Если маршрут не соответствует вашему опыту, вы не сможете быстро и безопасно его преодолеть.

В чем сложность в подготовке маршрута по Израилю?

• В Израиле ДЕФИЦИТ ВОДЫ, реки в пустыне почти круглогодично - это выжженные солнцем грунтовые дороги, по которым во многих местах и проложен трек. Воду в пустыне можно найти только в городах, у бедуинов (жителей пустыни) и у водителей проезжающих джипов. Отсутствие доступа к воде по пару дней диктует необходимость очень тщательного просчета количества воды и не отставания от графика движения.
  • В Израиле ОЧЕНЬ ДОРОГАЯ МЕДИЦИНА. Любые медицинские услуги оцениваются четырехзначными цифрами, за операции и лечение вам расплатиться может не хватить жизни, поэтому рисковать в Израиле категорически запрещено.

Велопоход по Израилю

Из позитивного – почти все дороги промаркированы, поэтому на месте ориентироваться по маршруту легко. На карте OpenStreetMap грунтовые дороги обозначаются как коричневые штрихпунктирные дороги (на месте это черный маркер), синие и красные. на OSM карте Hike & Bike Map отражены многие из маркированных дорог. Для Гармина мы скачивали карту TOPO Israel v3, дороги на ней обозначены разными цветами и цвета совпадают с цветами промаркированных на месте дорог. Если маркеры на какое-то время сходятся – на месте обозначаются либо все цветные полоски, либо одна из них. Иногда в разрез картам маркеры посреди маршрута меняют цвет (как будто при разметке банка с нужной краской закончилась).
    Благодаря маркерам отпадает необходимость все время смотреть в навигатор, можно просто запомнить, сколько поворотов нужно ехать по зеленому маркеру и где поворот на черный.
    Чаще всего черный маркер – это джиповка и пригодна для велосипеда, но определенной цветовой логики не наблюдается.

Велопоход по Израилю

Возле национальных парков можно увидеть указатели, разъясняющие, для пешего или велотуриста предназначена маркированная дорога. В некоторых местах запрещено движение на велосипеде, говорят, что за нарушение могут оштрафовать. Например, пешком можно пройти через кратер Малый Мактеш, а на велосипеде лишь в объезд.

Через всю страну (с севера на юг) проходят два маркированных маршрута: Israel National Trail и Israel Bike Trail. Первый маршрут, протяженностью 1040 километрам, создан для пешего туризма, проехать по нему на велосипеде можно только в отдельных участках. Второй маршрут, как и следует из названия, ориентирован именно на велосипедистов. Сейчас работа над велотреком не завершена, во время нашей поездки были готовы только четыре участка Israel Bike Trail. Мы проехали 2 участка этого пути и остались, в целом, им довольны. Нам неизвестно, в каком состоянии находятся отрезки маршрута, работа над которыми не завершена.

Какие опасности могут подстерегать по маршруту?

• Есть скоростные автотрассы, по которым ездить на велосипеде запрещено, а если вы будете – вас остановят и заставят свернуть с нее. Посмотрите на карту, по крупным дорогам,  номера которых указаны синим цветом, ездить нельзя, хотя во многих местах они – очень удобные и логические связки между нужными местами, например трасса №1, что соединяет Тель-Авив с аэропортом Бен-Гурион.
    • Часть страны – это палестинские автономные территории, на которых возможны военные стычки. Перед безопасной поездкой по ним нужно узнать остановку, на сколько все спокойно. Обычно иностранные туристы не знают там никаких проблем, но рекомендуется не ночевать в палестинских зонах, а в случае такой необходимости – держаться подальше от поселений. Территории делятся на несколько зон («А», «В», «С»), из которых самая опасная - «А». Въехать на палестинские территории можно всего несколькими дорогами, например, из Иерусалима по трассе №1 (в этой ее части ездить на велосипеде можно). От зоны «А» Иерусалим огорожен антитеррористическим забором высотой 8 метров.
    • Ощутимую часть страны занимают военные полигоны, особенно они сосредоточены в пустыне. Полигоны прорезаны только крупными дорогами, многие второстепенные находятся внутри полигона и небезопасны во время учений. Учения проводятся и днем, и ночью в будние дни (с воскресенья по четверг). Заезжать на территорию полигонов можно только в выходные (пятница-суббота) в светлое время суток либо по специально полученным разрешениям. Собственно, из-за этих обстоятельств треки по пустыням Израиля у туристов во многом однотипны и петляют между полигонами с редкими заездами в них.
    • После дождей нужно перекладывать трек по асфальту или выжидать пару часов-дней, чтобы грунт высох. Даже зрительно сухая почва налипает как глина на колеса, заполняет все свободное пространство между передним колесом и гориллой, между задним колесом и переключателем, передвижение велосипеда кроме как в руках становится невозможным. Важно очень оперативно удалить грязь, иначе она высохнет и превратиться в цемент, который даже ножом не отпилишь.

Движение по Израильским автодорогам достаточно безопасно, по крайней мере чувствуешь себя в разы спокойнее, чем в России. Водители ведут себя корректно, без необходимости не сигналят, не подрезают и не прижимают к отбойнику. В городах всегда уступают дорогу, если вы двигаетесь как пешеход. Пересечения крупных дорог даже вдалеке от населенных пунктов подсвечены фонарями. Большинство дорог имеют кольцевые развязки с удобными и безопасными переходами для пешеходов/велосипедистов. В Тель-Авиве для перехода дороги нужно нажать на кнопку для смены сигнала светофора. В городах и между крупными городами идут велодорожки, на бордюры запрыгивать не придется.

Велопоход по Израилю

Дороги чаще всего с широкой асфальтированной обочиной, в эту зону машины заезжают только в случае аварийной остановки. Обочина может сужаться только на серпантинных поворотах в горах.

В Израиле не наблюдаются диких агрессивных собак, только наглые бездомные коты. От местного населения также не исходит угрозы.
      В стране низкий уровень преступности. Мы часто оставляли палатку с вещами и велосипеды без присмотра без каких-либо последствий.

Погода в Израиле в ноябре

Велопоход по Израилю

Большинство русских велотуристов (русскоговорящих наций) приезжает в Израиль на Новый год. Ноябрь – месяц с небольшим трафиком туристов, хотя погода уже комфортная для посещения пустыни.
      Дневная температура может колебаться от 10 до 30 градусов (обычно 18-25 градусов), ночная температура в среднем 10 градусов тепла. Самый теплый регион – побережье Мертвого моря. Там дневная температура около 27 градусов, а по ночам может достигать 16 градусов. Температура воды в морях около 23 градусов, весь ноябрь в израильских морях можно комфортно купаться, если нет штормового предупреждения (черного флага на пляжах).
      Дожди – большая редкость, если они начнутся - заезжать на полевые дороги и в каньоны нельзя. В каньонах смертельно опасно, а на полях вы не сможете ехать из-за глиняной почвы. Асфальтированные дороги могут быть затоплены. Необходимо выжидать пару часов-дней, чтобы почва просохла. В декабре-январе начинается сезон дождей.
      На протяжении всего года в пустынях дует ветер, в ноябре он приятен, освежает. В темное время суток ветер усиливается, особенно повыше в горах. Достаточно сильные ветра на побережьях Красного моря.

• В Израиле есть ядовитые растения, но думаю, вы не начнете не с того не с сего жевать незнакомые цветы (ядовитых растений, похожих на фруктовые деревья нет). Не собирайте в Израиле букеты из цветов, у некоторых растений ядовитый сок. А еще не жгите костры из засохших веток олеандра обыкновенного.
      • Почти все растения в Израиле – колючие. В лесных парках нужно избегать съездов с накатанных дорог и аккуратно объезжать нависающие кусты, ведь они могут оставить кровавый след на ногах. Некоторые растения разбрасывают семена-колючки по округе. На них можно наехать как на грунтовых дорогах, так и катаясь по асфальту. Эти семена без труда прокалывают простые покрышки с камерой. Особенно много было проколов у нас в Британском парке. Антипрокольные покрышки колючки не протыкали.
        Если вы используете надувные коврики стоит тщательно просматривать место перед установкой палатки.
      • В Израиле, особенно в пустынях, много ядовитых ползучих гадов. Скажу честно, если вы не биолог, то смотреть на картинки и читать описание этих существ (кроме пауков) во многом бесполезно, вероятность того, что вы отличите ядовитое от неядовитого очень низка. Поэтому держитесь подальше от всех змей и скорпионов. Не разбирайте в пустыне груды камней,  иначе лишний раз  можете встретиться в этими созданиями. Для полноты картины лишь добавлю, что если вас укусит змея эфа или Эйн-Геди, или толстохвостый скорпион, то вы скорей всего неизменно умрете или станете калекой. В остальных случаях, если вы здоровый молодой человек и не аллергик – жить будете. Изучите особенности повадок и действия яда змей, как оказывать первую помощь. Кроме указанных выше обратите внимание на палестинскую гадюку и желтого скорпиона. Ядовитых пауков можно запомнить, тем более что они типичны и для многих других гор. Это каракурт, тарантур и локсосцелес.
        За всю поездку через пустыни мы не разу не встретили ни одной змеи или скорпиона, путешествовали с палаткой без дна.
      • Так как маршрут пролегает с остановками у морей, стоит перед поездкой освежить свои знания, что делать, если ужалила медуза, наступили на морского ежа, попали в отбойное течение. На Мертвом и Красном море лучше плавать в подходящей обуви.
      • Многие участки дороги представляют из себя каменную сыпуху и нагромождение камней, по которой лучше перестраховывать - идти пешком или очень аккуратно ехать. В аварийных случаях помощь можно вызывать по любому из телефонов – 112, 911 и 100, причем на первых два номера можно звонить даже с заблокированного, закрытого кодами телефона, без SIM-карты и через заблокированную сеть. Велошлем в горах обязателен.
      • В пустыне почти невозможно найти тень, в то время как температура воздуха может перевалить за 30 градусов, а небо практически всегда ясное. Нужно использовать солнцезащитный крем, защитные от УФ-излучения очки, головной убор.
      • Не смотря на теплый климат, зимой в Израиле, как и в Беларуси, солнце садиться рано, в 5 вечера. Буквально через пол часа наступает полный мрак. Рассвет можно встретить в 6 утра. Из-за короткого светового дня нужно тщательно и заранее продумывать место для стоянки. После захода солнца даже с яркими фонарями в горах по грунтовым дорогам не поездишь. По асфальтированным дорогам лучше ехать со световозвращающими жилетами.
      • Спальник

Для поездки по Израилю в ноябре мы брали осенний спальник. Он иногда жарок (особенно для Мертвого моря), но комфортен для длительной поездки в этом регионе.
        Можно ли поехать в поход в ноябре с летним спальником?
        Конкретно в нашей поездке совпало так, что во время похолоданий мы были в более теплых регионах страны, поэтому используя летний спальник и ночуя в одежде, в теории могли бы сэкономить на весе и обойтись летним спальником. Но это длительная поездка и все-таки горы, поэтому не стоит рисковать.

Одежда

Ноябрь приятен для туризма достаточно комфортной температурой и отсутствием дождей. У нас с собой был следующий набор одежды: 2 майки, 1 шорты, костюм термобелья, байка из тонкого флиса, ветрозащита, 2 баффа. В этом наборе добавить/убавить ничего не хотелось.

Особенности въезда и выезда из Израиля

Велопоход по Израилю

Виза в Израиль белорусам не нужна. Для въезда не нужно ничего кроме паспорта, до окончания срока действия которого осталось не менее 6 месяцев.
        Для облегчения прохождения паспортного контроля, где вам будут задавать много вопросов и решать пустить ли вас, лучше иметь на руках обратный билет, бронь в отелях, подтверждение финансовой обеспеченности, данные родственников, страховой полис. Обязательно нужно знать куда, как и зачем вы едете, иначе возникнут лишние вопросы. Если вы будете адекватно отвечать на вопросы, но у вас кроме обратного билета ничего не будет – вас все равно должны пустить в страну. Для них главное – чтобы вы не были нелегальным мигрантом. Выбирайте на паспортном контроле кабинку с русской подписью, где очередь продвигается быстрее всего.
        Штампы в паспорта не ставят, выдают лишь бумажку о прохождении паспортного контроля, которую нужно будет прикладывать к турникету для выхода. Лучше сохранить ее до конца поездки.
        По таможенным правилам нельзя ввозить в страну более 3 кг еды, при этом, вес ни одного из видов продукта не должен превышать 1 кг. Это правило без последствий нарушается по опыту многих туристов, в том числе нашему.
        Выехать из страны сложнее, чем въехать.
        Перед регистрацией на рейс нужно пройти службу безопасности аэропорта (можно до начала регистрации, когда велосипед будет уже упакован). Она находится на 3 этаже аэропорта Бен-Гурион напротив входа. Это длинные очереди до стоек регистрации. Для разных полетов свои очереди, поэтому сперва уточните у сотрудников, в какую очередь стать. Когда до вас дойдет очередь (либо до этого, если вас много), первым делом спросят, являетесь ли вы группой или семьей. Если группа велосипедистов – вас будут пытать еще отдельно от всех. Вопросы будут о личных отношениях в группе, посещенных местах в стране и о прошлых поездках за рубеж – достаточно долгая беседа, после которой вам все равно придется пройти общую очередь безопасности. Мы как семья прошли проверку быстрее. В общей очереди вопросы простые – сами ли вы паковали багаж и нет ли там запрещенных предметов. Отсутствие знаний языка не важно, вам покажут вопросы на мониторе на русском языке.
        Служба безопасности наклеивает на паспорта и багаж бирки, сделать что-либо без них в аэропорту нельзя.
        Потом идет обычная регистрация на рейс, при которой вам выдадут билет (вы уже точно улетите) и наклеят бирки на багаж.
        Полетит ли с вами велосипед будет решаться на следующем этапе – сдаче крупногабаритного багажа. Сразу скажу, что бывали случаи, когда багаж прилетал на пару дней позже пассажира. Поэтому нужно как можно раньше прибыть в аэропорт, чтобы за 3,5-4 часа вы уже стояли на 3 этаже с упакованными велосипедами. Проверка багажа при сдаче может быть с пристрастиями и длится даже не один час. Омрачает ситуацию то, что проверяющий один человек, у которого лишь иногда появляется помощник. Сперва проверяющий специальным инструментов проводит по внутренним поверхностям чехла и багажу, потом делает анализ собранной грязи и пыли. Если радиации, следов наркотиков и чего-нибудь еще не найдено – вас могут на этом отпустить. Либо начнут разбирать велосипед до последнего болтика с высыпанием содержимого сумок. Поэтому лучше тщательно не паковать велосипед, оставить все детали видимыми, а сумки не приматывать к элементам велосипеда.
        После проверки и приклеивания заключительной третьей бирки, велосипеды заносятся в лифт и мирно улетают домой.
        Дальше все стандартно – проверка ручной клади и паспортный контроль.
        Все таможенные процедуры заняли у нас 1 час 20 минут, хотя у многих отнимают 3-3,5 часа.

Нужно ли оформлять страховой полис?

Он не обязателен для въезда в страну, но желателен для вашего личного спокойствия. Тема эта весьма скользкая, потому что самый лучший расклад всегда один – чтобы ваша поездка прошла без травм.
        Дешевая страховка получилась в ТАСК, стоила 22 руб. с человека за пребывания в стране 20 дней. У других страховщиков обычная страховка может стоить $50-70. Но нужно учесть, что все эти страховки лишь покрывают простые бытовые травмы и неожиданно возникшие недуги, а к велопоходу должен быть принят повышающий коэффициент, из-за которого цена страхования может быть порядком $180. Так страховка может стать основным пунктом расходов поездки, при том что ей можно и не воспользоваться.
        Поэтому большинство туристов приобретают самую дешевую страховку, уповая на то, что в случае ЧП они или их знакомые окажутся достаточно квалифицированные юристами, чтобы получить страховые выплаты. Пожалуй, этот вариант все равно лучше, чем ехать вообще без страховки и в случае травмы и обращения к врачам гарантированно продавать квартиру и машину для погашения медицинских расходов.

Особенности походной аптечки

Велопоход по Израилю

В Израиле нет особых предписаний, какие препараты нельзя ввозить в страну, поэтому лучше максимально полно и грамотно укомплектовать походную аптечку дома.
        Это важно потому, что приобретать на месте препараты дорого и нерационально по времени. Местные жители покупают лекарства в больничных кассах после приема у «семейного доктора», который выписывает рецепт на нужные препараты. Благодаря рецепту цена на лекарство значительно уменьшается.
        Туристы чаще всего покупают нужные лекарства в фармацевтических «супермаркетах» (сеть «Неофарм» и «Суперфарм»), где наряду с лекарствами продаются средства бытовой химии и парфюмерии. В таких крупных магазинах можно найти русскоговорящего консультанта. Если лекарство отпускается по рецепту, его можно получить только после консультации у врача, к которому направит страховая компания.

Почитать статью «Аптечка для велопохода»

Особенности велосипедного ремнабора

Велопоход по Израилю

Израиль – велосипедная страна, поэтому мастерские по ремонту велосипеда и веломагазины можно без труда найти в крупных городах, таких как Тель-Авив, Иерусалим, Эйлат, Беэр-Шева. Однако веломагазинов нет в пустыне, поэтому к поездке нужно перебрать весь велосипед, заменить сносившиеся детали, прихватить запасной петух, переключатель, камеру, заплатки, спицы, тормозные колодки и прочее.
        Больше всего диспутов возникает о том, как избежать проколов камеры велосипеда. На многих форумах рекомендуют заливать герметик в камеры. У меня на сей счет такая позиция - наличие проколов зависит:

В этой поездке у меня были антипрокольные покрышки – и ни одного прокола с ними. У Максима – простые и около 8 проколов. Но у него антипрокольная покрышка в Беларуси прожила меньше года и умерла верной смертью намного быстрее, чем умирают самые простые и дешевые покрышки (сказался фактор удачи).
        8 проколов за 3 недели похода по горам среди колючек – это неплохо. По информации из отчетов, у людей за поездку по Израилю на простых покрышках случалось меньше проколов (более везучие, наверное, они).
        Очень многие перестраховываются и заливают герметик. Герметик эффективно работает только с маленькими дырками, а если случается прокол, с которым он не справляется – заклеить камеру практически невозможно, ведь при ее накачивании, герметик вылезает из дырки и отклеивает заплатку.
        В Израиле вдоль парковых дорог целая выставка выкинутых порванных и дырявых камер с герметиком. Думаю, это красноречиво свидетельствует, что герметик не дает никаких гарантий. Мы подобрали одну камеру с герметиком и заклеили. Спустя день она «умерла», потому что через камеру насквозь прошел гвоздь. Удача – самое главное.

Почитать статьи «Ремнабор для велопохода»«Подготовка велосипеда к походу»

Деньги Израиля и обмен валют

Велопоход по Израилю

Валюта Израиля – это шекели (ILS). Бумажки достоинством от 20 шекелей и монеты 1/2, 1, 2, 5, 10 шекелей. Более мелкая денежная единица – монеты агорот (можно встретить в наличном расчете только 10 агорот).
        Обменять валюту можно в обменных пунктах в аэропорту, возле вокзалов, рынков, в местах сосредоточения туристов, в отделениях почты. Для обмена не нужен паспорт. Меняют как доллары, так и евро. Обменный курс может быть чистым (немного разным по городу), либо с комиссией (вычисляется какая-то фиксированная сумма или процент). Например, в аэропорту курс обмена был 3,85 шекеля за доллар, но при обмене суммы, меньшей 100 долларов, снималась комиссия в 5 с чем-то долларов, выше – около 2 %. В это же время обменный курс по городу был 3,3-3,4 шекеля без комиссии.
        Большинство банков работают с воскресенья по пятницу с 8.30 ч. до 12 ч., вторник и четверг с 16 ч. до 18 ч. Некоторые банки в воскресенье закрыты.
        За съем денег с валютной карты взимается невыгодная комиссия.

Сколько денег на поездку нужно? Бюджет нашей поездки

Не зависимо от того, в какой бюджет поездки вы хотите вписаться, лучше иметь на руках хотя бы $500 на человека. Страна недешевая, уровень цен и покупательская способность ее граждан намного выше российских. Обычно цены на продукты в 1,5-6 раз дороже отечественных. Считается, что минимальный бюджет на один день – это $12-20. А дальше зависит от того, какой длительностью путешествие, где будете ночевать, сколько достопримечательностей с платным входом вы посетите и т.д.
        Давайте рассмотрим, самую нижнюю денежную планку для путешествия по Израилю.
        Необходимые расходы:

• на 70% от удачи
        • на 25% от покрышек
        • на 5% от наличия герметика

Итого наш бюджет трехнедельной поездки по Израилю составил $225 на человека. Сюда входит стоимость перелета, страховки, проезда на автобусе, деньги, потраченные внутри страны на ремонт велосипеда, бензин, еду, воду и на все то красивое, что мы там увидели.

Какое количество воды необходимо возить по маршруту?

Велопоход по Израилю

При подготовке маршрута нужно уделять пристальное внимание любым источникам воды. На карте OpenStreetMap отображены краники с водой. Все проверенные из них – действительно работают и позволяют набрать питьевую воду. На картах есть далеко не все источники воды. На пляжах, вдоль велодорожек, во многих зонах отдыха есть также краники с водой. На картах Израиля отображены населенные пункты, даже если там нет общественных краников с водой, то ее можно набрать у местных жителей или купить. Мы один раз пополняли запасы воды у местных и знание хоть какого языка для этого не нужно. Если вы подойдете с пустой бутылкой воды, люди и так поймут, что с ней делать.
          В пустынях водители джипов сами предлагают питьевую воду, но на нее не следует рассчитывать, потому что машин может не быть.

При составлении маршрута по Израилю на каждый запланированный участок пути и на запасные маршруты нужно делать пометки о нужном количестве воды. Так вырисовывается «картинка», что, например, в Мицпе-Рамон нужно набрать воды на одну стоянку и 2 ходовых дня. И это тот минимум, без которого вы из Мицпе-Рамона не уедите.
          Минимальный расход воды на стоянку – литр на человека. Но, пожалуй, самый правильный и рациональный – 1,5 литра. Этого количества достаточно, чтобы заварить еду быстрого приготовления утром и вечером и при каждом приеме пищи выпить большую кружку чая. Цифра значительно увеличивается, если вы готовите еду традиционно, требующую варку и чистку котла.
          Расход воды на ходовой день рассчитать сложнее, потому что требуется индивидуальный подход. Есть рекомендуемая цифра для летнего похода по Израилю – выпивать 1 литр воды в час. Такую информацию вы увидите на любых информационных указателях. Для зимнего похода цифра скромнее.
          Необходимое количество воды такое, которое вы обычно тратите в 30-градусную жару, день крутя педали под солнцем без тени в условиях горного рельефа, с его утомительными подъемами, в отсутствии ветра. Цифра эта может быть абсолютно разной, и если вы ранее не были в жаркое время в горах, то считать придется очень примерно, корректируя на месте.
          Конкретно мы в описываемых условиях всегда выпиваем в пределах 1,5 литра на человека в день. И в прошлых, и в этой поездке минимум в 1,5 литров для нас неизменен. Если есть больше воды – нам все равно не хочется ей воспользоваться. Потому что для наших организмов – это идеальный баланс. Но многие люди за простую покатушку выпивают по 4 литра воды, поэтому для них наш расход неприменим. К нашему минимуму мы добавляли 0,5 л на запас на каждый ходовой день. Сверх этого был запас воды на стоянку или ходовой день, на случай, если мы не будем успевать по маршруту. Получалось 4-6 литров запасных. Ежедневно мы возили от 4,5 до 14,5 литров воды на двоих. С такой системой расчетов, с дефицитом воды в поездке не сталкивались.

Какую и где еду лучше покупать?

Велопоход по Израилю

Еду покупать в супермаркетах выгоднее, чем в маленьких магазинах. Примеры:

В маленьких магазинах цены примерно одинаковые между собой, а в супермаркетах могут значительно разнится.

Мы побывали в большом количестве магазинов и сделали выбор в пользу одной сети. Магазины с вывеской на сером фоне с зелено-красными буквами – самые удачные по ценам. Подобные им магазины с серо-красными вывесками дороже на 1-2 шекеля.
          Особенность этой сети супермаркетов – хорошие временные скидки. Примеры:

Есть некоторая путаница, потому что часть скидок действует только для обладателей карты магазина, но большие желтые скидочные ценники точно подходят для всех. На товаре ценник наклеен без учета скидки.
          В магазинах этой сети можно без проблем найти русскоговорящего консультанта, в некоторых магазинах большинство персонала – русские. В основном перечисленные сладости и булки мы и покупали. Из мясного:

Из относительно приятного по цене были индюшачьи окорочка за 19 шекелей/кг ($5,4), большая пачка крупных чищенных креветок за 24 шекеля ($6,9) и нарезанные куски какой-то колбасы наподобие сервелата в пределах 30 шекелей ($8,6).
          Намного удобнее нанести продуктовые магазины на карту, чем искать их на месте, на нашем треке среди прочих обозначены дешевые магазины. Многие кафе и магазины не работают в шабат (с вечера пятницы по воскресенье). Но из-за обилия в стране русских и арабов, евреев с разрешениями для работы в праздник, покупать продукты на эти дни с запасом – больше перестраховка.

Для поездок по Израилю мне понравился формат «взять еду из дома». Плюсы:

Из минусов – нужно день потратить на составления походной раскладки, на покупку продуктов и ее фасовку на порции.
          В нашем меню были быстрозаваримые каши, картофельное пюре, супы из сушеных овощей, сушеное мясо, вяленое мясо, колбаса СВ и прочее.

Где можно ночевать в палатке?

Велопоход по Израилю

Считается, что в Израиле можно ставить палатку только там, где это разрешено. А разрешено в campground (на площадках для кемпинга). Это специально подготовленная земля, расчищенная от камней, с информационными щитами. Кемпинги можно найти на многих картах в виде значка домика, удобнее их перенести на свой трек. На некоторых кемпингах есть питьевая вода (в пустыне не бывает), баки для мусора. Туалеты – скорее исключение, они, как и душ, – прерогатива платных мест для стоянки.
          Бесплатных кемпингов в Израиле достаточно много, чтобы вовремя всего путешествия только ими и пользоваться. Многие из них находятся на территории национальных парков.
          Помимо обозначенных campground можно ночевать в местах для отдыха, если там не установлено противоречащих тому знаков. Во многих таких местах есть кострища. Например, так мы ночевали в парке Иерухама и по «Дороге памятников» (недалеко от Бейт-Шемеш).
          Мы придерживались позиции, что можно ночевать везде, где не запрещено. Знаков с запретами достаточно много, особенно в национальных парках и на берегу моря. Говорят, что за ночевку в неотведенном на то месте в заповеднике могут оштрафовать на $200 с человека. Живых отзывов от оштрафованных не находили, поэтому миф это или реальность – кто хочет проверить?
          Для ночевок вне campground мы пытались выбраться из любых национальных парков во избежание мифических или возможных штрафов. Особенность в том, что далеко не в каждом парке понятно, где его начало, а где конец. В будние дни парки такие тихие и безлюдные, что увидеть обещанных егерей или рейнджеров кажется чудом.
          Вне нац. парков самое страшное, что с вами может произойти из-за установки палатки – кто-то вас попросит покинуть это место. Когда вы едите по грунтовой дороге с ее некачественным покрытием и рельефом, можно ночевать практически в любом месте, ведь жизнь дороги замирает с темнотой. Никакой дружащий с головой человек не поедет по опасной дороге ночью, поэтому вполне хорошими местами для установки палатки становятся участки ровной земли всего в пару метрах от дороги. Мы ночевали так пару раз в горах в пустыне вне кемпинга, возможно даже на территории нац. парка. Ставили палатку после захода солнца, снимали до рассвета.
          Помимо этого, мы ночевали два раза у крупных автодорог. Один раз в Иерусалиме, второй раз – у Эйн-Геди. Прятались за балкончиком у дороги, поэтому нас никто не замечал.
          В целях безопасности категорически запрещено ночевать на полигонах и в палестинских зонах «А» и «В». В целом в Израиле в плане установки палатки чувствуешь себя свободно. Но конечно, лучше ночевать только на campground.

Где можно бесплатно помыться?

Велопоход по Израилю

Во-первых, это общественные душевые на пляжах трех морей (Красное, Мертвое и Средиземное).
          Во-вторых, все те же краники с водой в зонах отдыха. После заката солнца никто не заметит, даже если вы будете голышом мыться в колонке с водой. Если краники неудобны для мытья, никто не мешает набрать с них воду в бутылку и помыться с нее. Эта вода в теплом климате достаточно комфортная по температуре, чтобы помыть голову и прочее без подогрева.
          В-третьих, есть общественные бассейны с водой. Их достаточно много в районе Иерусалима. С мылом там не помоешься, но освежиться можно.
          В-четвертых, огромное количество бесплатных туалетов, что можно встретить на заправках, в зонах отдыха, на вокзалах, на пляжах, при входе в платные нац. парки.
          Если не лениться и пользоваться каждой возможностью для стирки и гигиены тела, то больше двух дней вы «грязным» ездить не будете. В пустыне приятно освежиться, но абсолютно бесполезно. Уже через 15 минут вы будете таким же пыльным и чумазым, как до встречи с краном воды. И если стоянка находится не возле источника воды, то для перемещения своего тела в спальник потребуется не меньше 5 влажных салфеток.

• Перелет
            Если покупать билеты по акциям, то на перелет с Минска придется потратить в пределах 140 долларов.
          • Медицинская страховка
            Делать ее или нет – ваш выбор. Мы оформили страховой полис в ТАСК за 22 бел.руб. с человека ($11)
          • Внутренний транспорт Израиля
            Передвижение по стране на автобусах и поездах недорогое. Например, проезд на автобусе из Эйлата в Тель-Авив стоит 70 шекелей - $20 при расстоянии свыше 350 км. Провоз велосипеда бесплатный.
          • Топливо
            Пожалуй, удобнее всего ездить с жидко-топливной горелкой, ведь даже с полным незнанием языка можно легко, быстро и дешево найти бензин. Стоимость – примерно 6,5 шекелей за литр (почти $2). За трехнедельных поход на двоих мы потратили 2 литра бензина.
          • Стоимость входных билетов в достопримечательности
            В Израиле очень много бесплатных мест для посещения, это каньоны рек, многие национальные парки и пещеры. Есть и условно бесплатные, например, парк Тимна. За вход в другие туристические места взимается плата, например, в нац. парк Эйн Геди, Массада, Авдат, пещеру Сорек, коралловый пляж и пляж дельфинов на Красном море и прочие. Входные билеты обходятся в $8-20. Много это или нет, стоит ли место этих денег – нужно судить самим. Мы, например, не потратили и шекеля на этот вид расходов.
          • Вода
            Большинство туристов используют на всей территории Израиля покупную воду. Самый дешевый вариант – покупать в магазинах и на заправках воду в блоках по 6-8 больших бутылок. Иначе можно столкнуться с тем, что 0,5 л воды стоит около $2. Интересно, что крашеная вода и кола по бутылочно стоит дешевле питьевой воды.
            Мы ни разу не покупали питьевую воду в поездке, всегда набирали ее в общественных краниках для питья. Это позволило нам сэкономить порядком $60 на двоих. Вода преимущественно была хорошей, лишь в некоторых районах с привкусом, но без осадка. Местная сырая вода не вызывала негативных реакций у организма, но собственно мы всегда кроме столиц пьем воду из-под крана.
            Иногда покупали колу и прочие химозные воды, потому что именно такого и хотелось. На них за поездку мы потратили около $7.
          • Еда
            Питание – традиционно самый объемный пункт расходов в поездке. В Израиле можно «обанкротиться» на питании, даже не заглядывая в кафе и рестораны, ведь все цены выше «наших».
            Многие туристы, желающие уменьшить расход поездки, берут на время похода по Израилю еду из дома. Мы сделали так частично. Взяли из дома еду на 15 стоянок (ужин – завтрак) и на 12 обедов (каждый по 2 перекуса). Получилось по 5 кг еды на человека. Такие легкоходные раскладки подходят не для всех, ведь вес еды на один день менее 400 гр.
            Последнюю неделю похода у нас было полноценное питание из магазина (макароны, мясо, сладости). Но нужно отметить, что мы очень критично пересматривали весь ассортимент магазина и брали только товары по акциям, цены на которые в 1,5-2 раза ниже обычных израильских. Получилось, что за 6 дней мы потратили около 80-85 долларов на еду (примерно $7 в день на одного человека). При желании, могло бы получится на $20 меньше, так как эти деньги в конце похода оставались, мы на них «шиковали»).
          • Ремонт велосипеда
            Для поездки по Израилю нужно подготовить объемный ремнабор с инструментом и запасными деталями. У нас, например, случилась неприятная поломка – порвалась покрышка, а запасную покрышку, конечно, в поход небольшой группой никто не берет. Пришлось покупать в Иерусалиме. Взяли покрышку в веломастерской со стокового велосипеда всего за 60 шекелей ($17), хотя ближайшие к ней аналогичная была $34, более приличные покрышки стоят $100-130.
          • Жилье
            Расходы на платные кемпинги и съемное жилье начинаются от 60 шекелей с человека за одну ночь ($17). Мы за всю поездку ни разу не ночевали платно.
          • Сувениры
            Мы, как люди неверующие, не придумали, что привезти из Израиля. Магнитики не собираем
          • птитим (вариации на тему макарон) в крупном магазине стоит 4,2-5,2 шекеля, а в мелких – 8 ($1,3 против 2,3).
          • 8 кунжутных булочек в супермаркете стоят 8,5 шекеля, а в маленьком магазине одна булочка может стоить 12.
          • бутылка крашеной воды 3,5 шекеля, такая же в маленьком магазине – 5 шекелей ($1 против 1,4).
          • одна пачка 200-грамовых вафель стоит 3,9 шекеля ($1.1), а 4 пачки этих вафель – 8,5 шекеля ($2.4).
          • одна 500-грамовая пачка печенья стоит 8,6 шекелей ($2.4), а 2 пачки этого печенья – 10,6 шекелей ($3)
          • шоколадка стоит 2,4 шекеля вместо 4,9 ($0,7 вместо 1,4).
          • замороженные куриные крылышки за 10 шекелей/кг ($2,85)
          • сосиски по акции 600 гр. за 10 шекелей ($2,85)
          • тушенка за 17 шекелей ($4,85)
          • копченая курица в виде большой полутушки за 26 шекелей ($7,4)
          • огромная экономия бюджета
          • экономия времени по маршруту (ведь каждый поход в незнакомый магазин – это потеря часа времени, а если выбирать между несколькими магазинами – потеря не одного часа времени)
          • экономия времени на стоянки, ведь взятая еда с дома быстрого приготовления
          • экономия воды (после подготовленной походной еды не нужно мыть котелок и достаточно протереть миску, не тратится вода при выкипании)
          • экономия топлива, ведь воду нужно всегда лишь доводить до кипения, ничего варить не нужно).