Виды туризма
Дата: 10 июля - 10 августа 2008 г.
Автор: Игорь Томас (Новосибирск)
Маршрут похода проходил по Колымскому тракту - дороге, связывающей Якутск с Магаданом. Трасса строилась заключенными в 30-е годы прошлого столетия, вручную, на людских костях в прямом смысле этого слова, о чем напоминают сохранившиеся до нашего времени останки лагерей. Северная природа, сложные дороги, вечная мерзлота... суровый, но в то же время неповторимо красивый край.
- Пройденный маршрут: Якутск - р.Лена (паром) - Ниж.Бестях - Чурапча - Ытык-Кюёль - Уолба - р.Алдан (паром) - Хандыга - Теплый Ключ - пер.Томпорукский (510 м) - Развилка - метеост.Восточная - Кюбюме (нежил.) - р.Сунтар - Томтор - р.Индигирка - р.Аян-Юрях - Адыгалах (нежил.) - р.Аркагала - Кадыкчан (нежил.) - пер.Аркагалинский (982 м) - пер.Лошкалах (1061 м) - р.Аян-Юрях - пер.Гаврюшка (1000 м) - р.Кулу - пер.Кулинский (1180 м) - Омчак - Транспортный - р.Нелькоба - лаг.Бутугычаг (рад.) - пер.868 м - Усть-Омчуг - пер."131 км" (1150 м) - р.Букэсчан - пер.1025 м - р.Игандя - пер.816 м - р.Армань - Мадаун - пер.Гусакова (987 м) - р.Нелкандя - пер.665 м - Палатка - Сокол - Магадан.
- Сроки активной части: 12 июля - 06 августа 2008 г. (26 ходовых дней).
- Пройденное расстояние: 1775 км.
- Суммарный набор высоты: 12 685 м.
- Категория сложности: 3.
Итоги похода
- В Якутск забросились самолетом, где местные байкеры покатали нас по городу, организовали общение с прессой и устроили на ночлег. Утром следующего дня вышли на маршрут. Переправились на пароме через Лену в п.Нижний Бестях, откуда началась собственно велосипедная часть.
- Ниж.Бестях - Чурапча - песчаная гравийка, песок местами просто аццкий, ехать сложно, в первые дни сильно уставали.
- Чурапча - Ытык-Кюёль - укатанная грунтовка, очень приятная для езды.
- Уолба - паром через Алдан (неподалеку от п.Мегино-Алдан) - свежеотсыпанная дорога, еще недавно бывшая зимником. Ехать не очень приятно. До самого Алдана проблемы с питьевой водой - вокруг сплошные болота.
- В Хандыге посетили местный турклуб "Лидер", пообщались с его руководителем Иваном Игошиным, посмотрели собранные турклубовцами экспонаты и узнали много интересного.
- Хандыга, Теплый Ключ - последние "очаги цивилизации", дальше дорога входит в горы и пересекает Верхоянский хребет. Красивый, (почти) автономный участок, известный сложной дорогой - Желтый и Черный Прижимы, где не разъедутся даже две машины. Но для велосипедов дорога вполне приятная.
- Кюбюме - развилка. На север уходит новая (более длинная) "верхняя" дорога через Усть-Неру, которой для полного завершения не хватает всего одного моста. Мы же свернули на старую, "нижнюю" дорогу, которая исторически и является Колымским трактом.
- Брод через р.Кюбюме (мост разрушен) простой - вода низкая, т.к. последние 2 недели стоит жаркая погода.
- Далее нормальный грунтовый участок Кюбюме - Томтор. Через все крупные реки (Агаякан, Сунтар) есть мосты. Начали опережать график. Вдоль дороги стоят пункты обслуживания секретного правительственного кабеля связи, который сейчас уже снят с обслуживания. Обследовали один из них.
- Томтор - "Полюс холода", здесь зафиксирована рекордно низкая температура в Северном полушарии: -71,2оС. Остались в поселке на полудневку.
- Участок Томтор - Адыгалах - Кадыкчан называют "дорогой тысячи луж", хотя на деле их нет и полсотни. Это старый Колымский тракт, который сейчас заброшен и не поддерживается. Через большие реки (Куйдусун, Индигирка) есть мосты, остальные проходятся вброд без проблем. На границе Якутии и Магаданской области на 13 день пути - первый дождь в этом походе. Колыма встретила как положено :)
- Заехали в заброшенный шахтерский поселок Кадыкчан и обследовали некоторые здания. Мрачное зрелище...
Здесь мы временно вернулись на основную Колымскую трассу - до поворота на Усть-Омчуг.
- Затем свернули с основного тракта и поехали по более новой Тенькинской трассе, которая короче и интереснее основной - проложена по горам. Здесь красивые виды и меньше машин.
- пер.Лошкалах - пер.Гаврюшка - Кулу (заброш.) - пер.Кулинский - Омчак - Нелькоба (заброш.) - Усть-Омчуг - Мадаун - пер.Гусакова - Палатка - это Тенькинская трасса, нормальная щебенка. Погода под конец все же испортилась, пошли дожди, на спусках с перевалов можно основательно промерзнуть.
- В п.Омчак переночевали в доме (весь день лил дождь), а утром сходили посмотреть недавно расформированную колонию строгого режима.
- За заброшенным п.Нелькоба сделали пешую радиалку на место бывшего лагеря Бутугычаг, где добывали урановую руду. Жуткое место...
- В райцентре Палатка сделали дневку, остановились у знакомых.
- Палатка - Магадан - финишная прямая, 80 км асфальта проехали за 5 часов. Финишировали с опережением на 2 дня, на подъезде к городу нас встретили местные байкеры и устроили на ночлег.
- Следующие 3 дня - культурная программа в Магадане, за которую большое спасибо Магаданским веллерам: катание по городу, посещение музея, интервью для прессы, рыбалка в Охотском море и конечно общение. После чего улетели на самолете домой.
Маршрут оказался проще, чем ожидалось - дорога везде проезжая, сложных переправ не было (мосты целые), только несложные броды. На машине там конечно сложно, зато на байке одно удовольствие. Хотя нам конечно очень повезло с погодой - большую часть времени светило солнце, первые 2 недели было под 30оС, вода в реках была низкая. Называется, поехали на север погреться :)) Зато поход получился очень познавательным - узнали много нового, увидели вживую заброшенные современные поселки (Кадыкчан, Кулу) и останки старых сталинских лагерей (Бутугычаг), пообщались с многими интересными людьми. Впечатлений масса.
За этот поход было дано рекордное количество различных интервью для прессы - в Якутске, Хандыге, Палатке, Магадане. Мы просто стали местными телезвездами, нас уже узнавали на дороге :) Для тех мест такой велопробег, видимо, событие выдающееся.
Долго ждали встречи с медведями, но за первые 3 недели мы видели только их следы, и то всего пару раз. Но зато на 24-й день мы были вознаграждены - сразу 3 штуки прямо на дороге!
В общем, походом все остались довольны.
Состав группы
Игорь Томас (Russian Killer), 1980 г.р., г.Новосибирск.
Велосипед: самосбор на титановой раме МТИ, навеска Deore - SRAM X-9.
Руководитель, медик
Дмитрий Штукенберг (shd), 1975 г.р., г.С-Петербург.
Велосипед: Author Basic SX (2003 г.), навеска Acera - Alivio.
Завхоз
Олег Шахов (Olg), 1968 г.р., г.Новосибирск.
Велосипед: GT Avalanche 0.5 (2005 г.), навеска Deore - SRAM X-9.
Механик
График движения
Дата | Участок маршрута | Км | Набор высоты | Сброс высоты | Высота ночевки |
11 июля | Прибытие в Якутск, экскурсия по городу | – | – | – | 208 |
12 июля | СТАРТ. Якутск – р.Лена (паром) – Ниж.Бестях – Тюнгюлю – Нуорагана | 99,7 | 320 | 363 | 165 |
13 июля | Нуорагана – Мугудай – Чурапча – оз.Хангас–Эбе | 86,2 | 310 | 302 | 173 |
14 июля | оз.Хангас–Эбе – Черкех – Ытык–Кюёль – Уолба – р.Татта | 104,4 | 212 | 261 | 124 |
15 июля | р.Татта – р.Алдан (паром) | 71,0 | 302 | 322 | 104 |
16 июля | р.Алдан – Кескил – Хандыга. Полудневка. | 36,0 | 65 | 35 | 134 |
17 июля | Хандыга – Теплый Ключ – руч.Чистый | 99,2 | 482 | 228 | 388 |
18 июля | руч.Чистый – пер.Томпорукский – Развилка – руч.Непроходимый | 79,2 | 942 | 781 | 549 |
19 июля | руч.Непроходимый – метеост.Восточная | 89,9 | 1416 | 677 | 1288 |
20 июля | метеост.Восточная – р.Кюбюме – руч.Троговый | 64,3 | 402 | 635 | 1055 |
21 июля | руч.Троговый – оз.Улу – р.Сунтар – приток р.Учюгей–Юрях | 95,4 | 668 | 837 | 886 |
22 июля | приток р.Учюгей–Юрях – Томтор. Полудневка. | 47,5 | 410 | 558 | 738 |
23 июля | Томтор – р.Индигирка – руч.Луговой | 82,0 | 325 | 213 | 850 |
24 июля | руч.Луговой – р.Аян–Юрях | 59,4 | 450 | 380 | 920 |
25 июля | р.Аян–Юрях – р.Кон–Юрях – р.Адыгалах | 58,4 | 328 | 554 | 694 |
26 июля | р.Адыгалах –разв.Эмтыгей – р.Аркагала | 53,1 | 455 | 417 | 732 |
27 июля | р.Аркагала – Кадыкчан (нежил.) – Мяунджа (рад.) – Кедровый | 30,0 | 165 | 158 | 739 |
28 июля | Кедровый – пер.Аркагалинский – пер.Лошкалах – р.Аян–Юрях | 76,1 | 760 | 916 | 583 |
29 июля | р.Аян–Юрях – пер.Гаврюшка – р.Нерючи | 83,9 | 984 | 930 | 637 |
30 июля | р.Нерючи – р.Кулу – пер.Кулинский – Омчак | 53,8 | 602 | 419 | 820 |
31 июля | Омчак – Транспортный – р.Нелькоба | 64,7 | 267 | 564 | 523 |
1 августа | р.Нелькоба – лаг.Бутугычаг (рад.) – руч.Террасовый | 23,7 | 300 | 189 | 634 |
2 августа | руч.Террасовый – пер.868 м – Усть–Омчуг – р.Тарым | 69,0 | 467 | 405 | 696 |
3 августа | р.Тарым – пер."131 км" – пер.1025 м – пер.816 м – р.Армань | 80,7 | 750 | 917 | 529 |
4 августа | р.Армань – Мадаун – пер.Гусакова – пер.665 м – Нов.Палатка | 78,1 | 757 | 932 | 354 |
5 августа | Нов.Палатка – Палатка. Дневка. | 3,7 | 3 | 36 | 321 |
6 августа | Палатка – Хасын (рад.) – Сокол – Магадан. ФИНИШ. | 85,5 | 543 | 824 | 40 |
7 августа | Отдых, интервью для прессы, катание по городу | – | – | – | – |
8 августа | Интервью для прессы, посещение музея, общение | – | – | – | – |
9 августа | Рыбалка в Охотском море | – | – | – | – |
10 августа | Вылет домой | – | – | – | – |
ИТОГО | 1774,9 км | 12 685 м |



































Комментарии