Виды туризма
Автор - Андрей Минин (Саратов)
"Только дураки учатся на своих ошибках,
я же предпочитаю учиться на чужих"
(Отто фон Бисмарк)
Необходимое предисловие
Многие водники, накатавшись по Карелии, рано или поздно начинают подумывать о Кавказе - крае, где много крутых речек и вина... Тогда и встает вопрос о выборе интересной реки с достаточным уровнем сложности и приемлемым уровнем безопастности. Карельский опыт с его системой "плес - порог", где в большинстве случаев до и после препятствия - плесы, плохо готовит к кавказким рекам с большим падением, извилистым руслом и частыми порогами, требующими постоянного маневра. Поэтому не стоит сразу рваться "покорять" Б.Лабу, Мзымту или Белую и лучше ограничиться более простой, технически интересной, прощающей многие ошибки рекой.
Имея десятилетний опыт организации и проведения весенних сборов Саратовского клуба туристов на Кавказе, я решил изложить свое субьективное мнение по данному вопросу.
Нужно только учитывать:
- рассматривается сплав весной, на майские праздники - летом, в большую воду все гораздо серьезнее;
- наша группа располагала транспортом сопровождения, позволяющим обработать 2-3 реки за выезд;
- рассматриваются только реки, где автор побывал сам;
- используется старая советская классификация сложности рек.
Реки описываются по степени нарастания сложности, рекомендуется начать с более простых.
Также рекомендуется познакомиться со всей информацией по выбранной реке, имеющейся в Интернете, воспользовашись поисковой системой "Спортивный туризм" на "http://tourism.at.ru" rel="nofollow".
Всем, рвущимся "героически покорять крутые речки", стоит сначала ознакомиться с базой данных о несчастных случаях: "http://tourism.yaroslavl.ru/stat.htm" rel="nofollow".
| Пшеха |
Категория - 3
Любимая "школьная" речка советских водников.
После Воньги и Охты приятная текуха, масса мест для тренировки.
Сложный участок - "2 Волчьи Ворота", в малую воду обнос катов по насыпи узкоколейки ЛБ, в большую - 4. Единственное неудобство - отсутствие дороги вдоль реки, заброска поездом по узкоколейке.
Постоянные проблемы с местными - воровство и наезды адыгейской молодежи.
Лоцию можно посмотреть на:
"http://roman71.chat.ru/pshecha.html" rel="nofollow"
"http://www.whitewater.ru/tourism/Rivers/Kavkaz/Psheha/kavkaz_pseha_00_perovo.html" rel="nofollow"
| Большой Зеленчук |
Категория - 3
Одна из лучших рек для первого знакомства с Кавказом.
Хорошая дорога в Архыз идет вдоль берега реки, позволяя, поставив базовый лагерь, несколько раз пройти технически интересный участок от Архыза до "Пушки". Очень удобно, что препятствия нарастают постепенно, от раскаточной шиверы в Архызе, через "Взрывные пороги" до самого сложного препятствия - "Пушки".
Имея машину, можно за 2 дня 2-3 раза проехать этот кусок.
Заслуживают внимания также хичины и базарчик в Архызе.
Желающие могут сплавиться и ниже до станицы Зеленчукской, еще ниже в ст. Исправной находится каньон "Курлюк" - свежеоткрытый плейспот каякеров.
Лоцию можно посмотреть на:
"http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/bzelen4uk/kavkaz_bzelen4uk_00_locia.html" rel="nofollow"
| Кубань |
Категория - 2 (сл. 4, т.е. препятствия 4 категории сложности)
Очень хорошая река для тренировок.
Если начать сплав от разрушенной плотины ниже Учкулана, происходит постепенное нарастание сложности препятствий - шиверы ниже поселка Эльбрусский (в малую воду сплав лучше начинать там), пороги "Даутский", "Взрывной", "Трек", каньон "Аманхит", пороги в черте Карачаевска - "Каменномостский" и "Желоб".
Препятствия локальны, позволяют ставить страховку ниже.
Сплав ниже Карачаевска спортивного интереса не имеет.
Сплав выше Учкулана - от Хурзука или даже от погранзаставы возможен для катов только в очень большую воду, достаточно сложен и динамичен.
При наличии транспорта можно поставить базовый лагерь выше «Аманхита».
1 день - сборка судов, тренировочный сплав от "Трека" до "Аманхита" (7-8 км)
2 день - сплав: п. Эльбруский - "Аманхит" (пороги "Даутский", "Взрывной", "Трек" - 20 км)
3 день - сплав: каньон "Аманхит", пороги в черте Карачаевска "Каменномостский" и "Желоб" (15 км).
"Желоб" в большую воду опасен.
| Аксаут |
Категория - 4 (?)
Очень плохая дорога.
Хорошая тренировочная река для групп, уже имеющих кавказкий опыт.
Крутопадающая река, представляющая сплошную шиверу, в мае обычно маловодна (сплав тогда лучше начать от п. Красный Карачай)
Если нальет воды, то слабо не покажется...
Лоцию можно посмотреть на:
"http://www.albell.narod.ru/may2001/aksaut.htm" rel="nofollow"
| Большая Лаба |
Категория - 2 (сл. 5)
Очень плохая дорога.
Серьезная река для подготовленной группы.
Интересный кусок от "Прощай, Родина" до Рожкао - каскад сложных препятствий с небольшими участками быстротока.
Для тренировки новичков, имхо, непригодна.
Лоцию можно посмотреть на:
"http://www.veslo.ru/2001/othet/labafaq/labafaq.html" rel="nofollow"
| Белая |
Категория - 2 (сл. 6)
Место проведения ежегодного «Интерралли Белая»
Технически интересный кусок от п. Гузерипль до порога «Киши-2» (7-8 км).
Локальные пороги "Театральный", "Топорики", "Топоры", "Киши 1, 2". Между ними - участки быстротока, теоретически годные для тренировок, например от Гузерипля до п. "Театральный", но, имхо, река не для новичков.
Выше Гузерипля - "пятерочный" "Серегин" каньон, ниже "Кишей" - "шестерочные" "Гранитный" и "Хаджохский" каньоны.
| Мзымта |
Категория 4 - 5 (?)
Вдоль реки идет хорошая дорога, но зачастую высоко над водой, от моста у Эстосадока до "Нарзанов" может потребоваться автомобиль повышенной проходимости.
Верхний участок от "Нарзанов" до конца "Греческого ущелья" представляет собой крутопадающую шиверу с именными порогами и завалами и для тренировок новичков не годится.
Возможны тренировки на участке ниже "Греческого ущелья" до моря (с обносом водопада Ацху).
Имхо, Мзымта, как первая послекарельская кавказкая речка не годится.
| Весенний сплав при наличии транспорта: |
Если группа имеет автобус сопровождения, то за майские праздники она может обработать технически интересные участки нескольких рек. Катамараны при переездах можно подсдуть и привязать на крышу автобуса или автомобиля.
Расчет времени:
- Кубань - 3 дня (учитывая 1 день на сборку судов)
- Зеленчук - 2 дня (при 2-3 кратном прохождении)
- Аксаут - 2-3 дня (2 дня при повторном посещении реки)
- Б. Лаба - 2 дня (1 - от "ПР" до моста, 2 - "Соленые скалы" + "Затычка")
- Белая - 1-2 дня (при двукратном прохождении,можно управиться и за один)
- Мзымта - 3 дня
На каждый переезд надо закладывать 1 день.
Возможно любое сочетание рек.
Андрей Минин,
Саратов
Комментарии