Виды туризма
2 - 14 августа 2004 года
Автор - Андрей Жигарев (Москва)
Краткое описание маршрута:
г. Москва - г. СПб - п. Райконкоски - р. Уксунйоки - п. Уксу - Лодейное поле - г. Москва
Вода большая (даже очень, для этого времени года).
Катамаран Fox-400 (четверка).
Надувная байдарка "Щука-3" (тройка)
Формат координат: Lat/Lon hddd° mm'ss.s"
Жигарев Андрей | командир похода, капитан ката | Москва |
Кондратович Владимир | боцман ката | Таллин |
Жигарева Елена | завхоз, матрос ката | Москва |
Жигарева Татьяна | матрос ката | Москва |
Субботенко Иван | юнга ката | г. Железнодорожный, Моск. обл. |
Филягин Александр | капитан байды | г. Железнодорожный, Моск. обл. |
Филягина Галина | матрос байды |
г. Железнодорожный, Моск. обл. |
Саша снимал. Он на фото "Со сломанным веслом" крайний справа.
Фототехника принадлежит Жигареву и Филягину, но кто что снимал - сейчас уже выяснить невозможно.
Как основную лоцию использовали Афанасенковскую, я ему переслал уточнения, но на всякий случай здесь жирным курсивом буду отмечать уточнения и дополнения. Ну и я не буду наверное повторять его лоцию. По времени мы шли очень похоже, ну с некоторой поправкой на нашу большую воду.
Забрасывались мы нарочито через Питер, поскольку выяснилось, что кроме меня да боцмана никто в нем не был ни разу! Да и точка встречи с нашим таллиннским коллегой удобная.
Там где мы обедали, везде хорошие стоянки - иногда даже лучше, чем те, на которых мы стояли. Поэтому привожу координаты и обедов. Наверное надо было и все пороги пометить, но не сообразил - все-таки первый раз GPS взяли.
Заброску (из Москвы) можно производить, через Питер или через Петрозаводск, необходимо учесть, что поезд на Райконкоски ходит ЧЕРЕЗ ДЕНЬ. Выезжает в 16 с хвостиком из Питера и приходит ночью.
Есть и другой способ. Из Лодейного поля предлагают довести до нового моста на Газели (5 минут до Мостового порога) за 3000 руб. С ними же можно договориться и о выброске.
Ладожский вокзал красив и современен, но мы заметили одно "но". Наш вагон оказался напротив лестниц, а там перрон с трудом позволяет двоим разойтись. Ну, с грехом пополам разместились в вагоне.
В Райконкоски прибыли в 24:00 (или что-то около), я с боцманом пошел прогуляться на реку посмотреть, где можно поставить палатки на ночь. К сожалению, все стапельные места выше порога были залиты водой, местный житель, провожавший нас на реку, сказал, что такой большой воды в это время он не помнит, около месяца перед нашим приездом шли дожди.
К вокзалу подошел погранец и попросил у нас список команды, у нас был с печатями. Просил он как-то неуверенно, может быть, он не стал бы приставать, если бы его не было, но лучше подстраховаться.
Вернувшись, на вокзал, мы обнаружили, что оставшаяся часть команды, обследовав станцию, обнаружила приличное место ночевки - зал ожидания на вокзале. После небольших перестановок затащив все вещи во внутрь, мы расстелили коврики и уснули на полу. Зал ожидания представляет собой небольшую комнату, всемером с трудом влезли.
Рано утром боцман, вышедший покурить, выяснил у местного населения, что в районе 11:00 в поселок возвращаются УАЗы "буханки", развозившие работников по рабочим местам.
И действительно, в 11:00, за 100 р. без торговли (наверное, можно было и меньше) договорились, чтобы нас подкинули до реки, ниже порога.
Стапель (N61 55 14.2 E31 33 37.2)
Замечание: перед самым началом похода мы купили GPS, поэтому я еще буду давать координаты наших стоянок и обедов.
Планы у нас были такие: мы хотели в первый день отпилить как можно дальше, и где-нибудь на островах устроить дневку с рыбной ловлей и купаниями. Но поскольку рыба не брала (большая вода), то решили дневку не делать. Спокойно дошли до моста, остановились на стоянке перед мостом размять ноги, ну и остальное…
Стоянка ЛБ неплохая, но несколько мусорно от рыбаков, да и мост виден напрямую, ну и слышен конечно.
1-я стоянка (N61 52 52.9 E31 37 34.8)
Решили идти дальше, сразу после моста - вторая стоянка, очень похожая на первую, с одним отличием, что моста не видно, но, правда, по-прежнему слышно. Щукари упилили вперед, в поисках более спокойной стоянки, а мы в режиме бревна медленно дрейфовали, стояла великолепная погода, на небе было одно маленькое облако, которое медленно приближалось и потихоньку разрасталось, а потом… разверзлись хляби небесные, и мы попали под тропический карельский ливень. Мы были расслаблены и неподготовлены, общественный тент лежал на самом дне сумки, ну и т.д. Короче, погода нам сказала - встаёте здесь! И мы, после часовых раздумий о пользе водяных ванн под проливным дождем, покорились. Тут же дождь прекратился, и выглянуло солнце, еще через час мы все купались и загорали.
Хочу еще раз отметить, что очень сильно слышно грохот проезжающих по деревянному мосту грузовиков.
Далее - действительно очень изрезанные берега, и наша байда, не доверявшая карте, закачанной в GPS, нарезала лишних пару километров. Вообще, ходьба по карельским озерам с GPS - очень простое занятие, в отличие без оного.
Мы прошли все озера и решили встать на последней хорошей стоянке, описанной у Афанасенкова.
2-я стоянка (N61 51 58.8 E31 42 04.6)
Если мы все правильно поняли, то тут у Афанасенкова ошибка - стоянка на ЛЕВОМ БЕРЕГУ, ориентир - справа начинается небольшой разлив реки.
Стоянка просто отличная - мыс продуваемый ветром и куча сушняка.
10 ч 30 мин - остатки зимника на ЛБ, метрах в 100 от берега, мы его перепутали с избой, которая у Афанасенкова обозначена как "11 ч 00 мин - остатки избы на ЛБ".
У капитального завала (N61 50 09.0 E31 47 06.8) мы пообедали, там дневала группа московских туристов-байдарочников. Обнос короткий, но кат пришлось разгрузить, т.к. он не проходил по габаритам среди деревьев.
Порог "Тюфяк"
В нашу воду каменный матрац полностью залило. Шедшая за нами группа его даже не заметила. На этой горки нас прокатило со скоростью 24.5 км/ч, быстрее было только на Каньоне.
3-я стоянка (N61 47 04.2 E31 49 52.1)
Ничем собой не обозначилась, но фото приведу.
Обед (N61 41 45.5 E31 53 09.5)
Мостовой
Далее мы начали ждать "Мостовой-2".
ВНИМАНИЕ! Построен новый мост (N61 39 32.3 E31 54 17.9) перед старым, примерно в 5 минутах перед старым, на него выходить не обязательно! :-) С другой стороны, именно на этот мост можно заброситься из Лодейного поля. На ПБ сразу за мостом - отличная лужайка для стапеля.
Даже при нашей воде спокойно зачалились на ЛБ перед порогом. Посмотрели порог, наметили точки страховки и съемки.
Мы на 4-ке пошли в бочку, далее нас автоматически повернуло правее и пронесло мимо прижима. По выходной шивере нужно идти под ПБ. "Щука" пошла за нами в бочку и кильнулась.
А вот в шедшей за нами группе один "Таймень" угодил в ЛБ, поскольку все они проходили под ЛБ, обходя бочку. Но вообще-то, при нормальной рулежке, прижим не страшный.
4-я стоянка, дневка (N61 39 26.2 E31 53 50.3)
Сразу за порогом (метров 100 после окончания шиверы) - две стоянки, на правом и левом берегу. Стоянки хорошие, до них есть еще несколько в высокой траве, но это - для тех, кто поленился пройти лишние метры. На ЛБ берегу стоянка лучше, но мы ее заметили, только когда уже выгрузились. На ПБ стоянка на песке с пентагоном и т.п.
С этого места практически все стоянки - с банями.
Т.к. байда кильнулась, то решили тут же и встать и отметить данное событие. Наш ПБ был песчаный, несколько дальше от берега находился громадный ров - возможно, из него брали песок для нового моста. Утром была замечательная погода, и мы решили сделать здесь дневку, которую не сделали на озерах. Дневка была замечательная, с солнцем, грозой и кучей гадюк поутру недалеко от лагеря. Кроме этого мы познакомились с еще одной группой москвичей на кате и "Егере", да и к тому же посмотрели в партере проход "Мостового-2" группой байдарочников.
Кстати, тут к нам подошел водитель, который привез группу и предложил договориться, где и когда он нас заберет.
Блюдце
В Блюдце центр непроходим (камни, бревна). В малую воду, видимо, могут быть проблемы под ЛБ. Слив под ПБ спокойно прошли все. В общем, на катах и "Егерях" можно идти под ПБ без просмотра.
Обед (N61 35 10.3 E31 52 13.4)
5-я стоянка (N61 33 51.9 E31 48 27.1)
"16 ч 45 мин - Пр.24 - перекат, за ним небольшое круглое расширение, после которого слева видны ступеньки и стоянки. Хотя к этому месту и дорога подходит, и капитальные сооружения отпугивают - встать здесь очень рекомендую." Пишет Афанасенков.
В нашу воду СТУПЕНЕК НЕ БЫЛО, их залило. Мы здесь делали дневку. На машинах подъезжают автотуристы (не местные) - порыбачить. Познакомились с одной авто группой из Москвы.
Здесь находится ТРИ озера. На маленьком озере чуть ниже по течению ограмедная черника. Лес сухой и очень приятный для прогулок.
На следующий день мы обошли все озера, половили рыбу, на спиннинг - с нулевым результатом, на удочку - немножко на жаркое набрали. На "ракете" из полена (его еще иногда называют "примусом"), пожарили рыбу.
Я занимался во время прогулок проверкой и освоением GPS. Выяснились странные особенности загруженной карты, река там текла левее метров на 300, а вот озера были обозначены точно, видимо, как не имеющие военного значения! ;)
Розовый слон
Я присоединюсь к мнению Афанасенкова, что этот порог - самый приличный на реке.
Название порог получил из-за этого камня розового гранита, напоминающего купающегося слона (фото "Спасработы").
В нашу воду вода сливалась даже у ПБ! Там могли проходить байды. В левом сливе байды шли через пупырь справа. А мы на 4-ке рванули слева, в большую бочку. Было опасение, что нас выкинет на камень сразу после бочки, но нас резко повернуло перед ним вправо, и все ОК. Пассажиров и непривязанный груз необходимо снять - большой угол падения, да и бочка неплохо тормозит.
Тяжелый груженый кат на косую бочку на сливе не среагировал (чего мы больше всего боялись), но когда мы начали кататься на пустом, вот тогда мы ее почувствовали - разворачивала вправо, собака. Правда, катались облегченным экипажем - кэп, матрос и два юнги, а для нормального, конечно ничего сложного.
Участвовали в страховке при прохождении легких судов - килей было! J Там ничего страшного, но одного мужика секунд 20 в надувном жилете в бочке пожевало.
Обращаю внимание, ПОРОГ МЕЛЬНИЦА, СРАЗУ ЗА СЛОНОМ, время у Афанасенкова указано с просмотром. А то мы на это почему-то не обратили внимание.
Мельница
Самый идеальный (простой) проход по винтообразной струе - по центру. Но и слева байдарочники довольно спокойно проходили (не все, конечно). Справа - жесткая бочка, на кате хорошо умывает. Мы на кате покатались везде. По сравнению со Слоном слив более пологий.
Отступления. Двое наших решили самосплавом пройти правую бочку. Страховка с воды катом и морковкой с камня (там до бочки - в районе метра). 1-го пловца в "каякерском" небольшом спасе, пронесло по донной струе, вынырнул в 15 м ниже сам собой. 2-й пловец в надувном жилете. А вот его немного пожевало под водой (автоматически не всплыл, пришлось ему погрести), а потом еще секунд 30 поварило в бочке; повезло, что он прыгнул дальше от берега, и его выкинуло на край бочки близко к центральной струе, и с небольшими усилиями он сам вышел.
Мы, когда увидели бултыхающегося Сашу, двинули на кате в бочку. Впечатлило! На видео замечательные кадры - левый баллон иногда топило не по-детски. Хорошо, что кат был пустой - мы с боцманом еле выгребли, на юнг надежды не было, тем более, что один сдуру сунул весло в слив, ну и сломал. Впечатление такое, что если бы кат был немного поменьше, то точно бы кильнуло. Кто шел за нами, может увидеть наше сломанное красное "галовское" весло на ПБ, над мельницей.
5-я стоянка, дневка (N61 33 41.9 E31 41 57.9)
Мы встали на ПБ на мельнице, там для большой команды места нет, ну еще может одну палатку можно поставить. А большая и хорошая стоянка на несколько групп на ПБ на Слоне. Также имеется большая хорошая стоянка на ЛБ между Слоном и Мельницей.
На дневке мы катались на кате по обоим порогам, катали байдарочников, которым надоело киляться, страховали параллельных байдарочников на Слоне.
Удивительная поляна обнаружилась в 20 метрах от берега - совершенно прямоугольная! Наверное, там раньше что-то было, но сейчас ничего не осталось - просто абсолютно прямоугольная поляна посреди леса.
На утро после дневки встали в 5 утра, была задача - пройти оба оставшихся падуна, собраться и уехать. Утро было очень красивое… и холодное, градусов 5. Вода вовсю парила, особенно на порогах. После порога вся вода покрыта ровным слоем пены, очень похоже на лед. И мы поняли, что лето кончается.
Каньон
Чистый слив слева, бочка - справа, все проходится спокойно. Так торопились, что забыли снять. Щукари снова искупались. Без оверкиля, как без пряников… И кстати, на нем у нас была максимальная скорость за весь поход - 28.4 км/ч.
Храмина
Основным ориентиром являются многочисленные следы чалок не ЛБ. Интересно было бы пройти под ПБ, но у нас народ уже опаздывал, поэтому прошли левым. При киле самой большой неприятностью будет, видимо, наличие 3 км шиверы, в которую порог переходит без перерыва.
Шиверы после Храмины стали шире и мельче, боюсь даже на средней воде на больших судах можно зацепиться. А так довольно весело и быстро дошли до поселка Уксу.
Каменная плита и баня (N61 30 45.1 E31 35 55.3)
Баня описанная у Афанасенкова сгорела. Поэтому никого, ни мужиков, ни женщин не пугали. :-)
Выброска
ВНИМАНИЕ! Поезд из Питкяранты до Москвы отменили 3 года назад!
Часам к 2 (в пятницу, субботу и воскресенье) подъезжают водилы и предлагают на грузопассажирской Газели за 2500 руб довести до Лодейного поля. НО! Подъезжают не всегда, если нет договоренности с другими группами.
Нам повезло. Нас на грузопассажирской "газели" подвезли к Лодейному полю, по дороге рассказали про историю края и показали достопримечательности.
PS:
У нас возникло стойкое желание вернуться сюда в ближайшую весну на майские.
Комментарии