( г. Серпухов )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2010

Автор: Анна Помазова (г. Серпухов, Московская обл.), турклуб "Вестра"

Примерно 3 года назад попалась мне на глаза одна статейка про монастырь на острове. Статья про Спас-Каменный монастырь, что на острове Каменный, ну а остров, в свою очередь, на озере Кубенском (в Вологодской области). Попала и засела глубоко где-то в голове. Очень интересной мне показалось мне мысль достичь на лыжах по льду озера того самого острова, побродить по развалинам монастыря, попробовать представить себе прошлое сего славного острова, да и просто проникнуться северной природой! Мысль то мыслью, а вот обстоятельства как-то не складывались: то зимы слишком теплые (лед хоть и вставал, но тонкий - было боязно вот так наугад ехать из Москвы), то компания не находилась, то еще какие-то дела. Каждую зиму я вспоминала про остров Каменный - и каждую зиму что-то мешало. И вот прошло три года, и, наконец, сбылась давняя мечта! Найдена компания (пусть и очень маленькая!), найдены свободные выходные, благоприятные температуры накануне (2 недели холодов за -20) должны были скрепить лед Кубенского озера - скорее покупать билеты и печатать описания! Между делом наткнулась на еще одну интересную статью про "ангела-хранителя" острова XX века, Александра Плигина (спасибо за ссылку автору тайника в районе Спаса-Каменного - Железнодорожнику!). Статья очень теплая, живая, чувственная. Желание поехать на остров только усилилось…

Для того, чтобы мечты реализовывались, иногда надо изрядно попотеть. И иногда в буквальном смысле слова. Всю пятницу накануне отъезда мне пришлось таскаться по загруженной Москве с рюкзаком и лыжами. Но вот уже и вечер, и наш поезд, и напарница-Наташка. Короткая ночь в поезде переносит нас в Вологодскую землю. В Москве только-только начало теплеть, а в Вологде по-прежнему морозец. Перед поездкой на озеро, на рассвете, заскакиваем в Спасо-Прилуцкий монастырь, что находится на окраине Вологды. Этот монастырь привлек мое внимание еще 2 года назад во время велосипедной поездки по Вологодской и Архангельской областям. Тогда мне запомнилась лишь отдельная его башня интересной двухцветной раскраски. Сейчас же нам удалось побродить по территории монастыря и обнаружить еще несколько интересных зданий (часовня, храм, прочие монастырские постройки) и нетрадиционно украшенные витиеватой металлической оправой балконы жилых построек. Монастырь стоит на берегу реки Вологды, за руслом которой открываются взгляду русские поля. Хорошее место!

В монастыре мы немного задержались больше положенного, вернее больше того времени, на которое рассчитывали. Было холодно, и мы гоняли чаи из термоса в подъезде храма :) Вернулись в Вологду и на 11-часовом автобусе на Вотчу уехали к Кубенскому озеру. Выходить решили в селе Воздвиженье. Самый короткий путь от кирилловской трассы до нашего Каменного острова - из деревни Шолохово (менее 10 км), но для нас этого показалось мало. Хотелось прокатиться около 20 км. В связи с задержкой в Прилуцком монастыре выбрали чуть более короткий маршрут. От Воздвиженья до острова получилось около 15 км (шли не совсем по прямой).

Село Воздвиженье приветствовало нас заснеженными елочками, свежеокрашенным, но пустующим храмом, ластящимися собаками и местным дедушкой. Дедушка был очень любопытен: пока мы полностью не переобулись и не стали готовы к лыжному переходу, он от нас ни на шаг не отошел. Рассказал, что на озере нам обязательно встретятся места, где воды поверх льда по колено (по его версии, рыбаки делают лунки, оттуда вода иногда выплескивается наверх- вот и получается под снегом вода, а под водой лед, под которым тоже вода… такой вот бутерброд!). Уверил, что пройти мы не сможем, но что если будем возвращаться, то обязательно к нему (а зимой тут мало кто живет). В подтверждении своих слов после нашего старта он ушел со словами: "Пошел топить печку для вас!" :)

За полчаса мы преодолели болотистые берега озера и вышли на его лед. Впрочем, по внешнему облику места отличались мало друг от друга, вот только деревья и кустарники совсем исчезли из виду. Окрестные белые просторы равномерно заполнили немногочисленные точки рыбаков и их транспортных средств (снегоходов, здоровенных автомобилей на шинах с низким давлением и чуть ли не тракторов). Дедушка советовал нам обходить рыбаков стороной (по причине наличия именно вблизи рыбаков опасных лунок), поэтому поначалу нам пришлось выписывать зигзаги. Через пару километров мы пошли почти строго на север, и теперь нас уже мало что могло сбить с пути. Несмотря на то, что видимость стала ниже среднего: вокруг белая пустыня, колкие снежинки тычутся в лицо; лишь нерезкие очертания берегов возвращают к реальности.

Часа через два пути я увидела впереди себя очертания малюсенькой колокольни в серой дымке. Это он! Несомненно, он! Мы откорректировали наш курс на остров - теперь уже точно не собьемся! Остров приближался очень медленно. Солнце уже уходило в свою розовую дымку за горизонт, а колокольня все еще была вдали. Мы поднажали - изображение на горизонте наконец-то стало расти. На исходе сумерек мы подошли к острову совсем близко. Теперь уже можно было разглядеть, что на острове есть не только развалины, но и хорошо сохранившееся жилое помещение, и отреставрированная колокольня. А вот леса на острове нет. Всего пара деревьев и голые берега. Да, с дровами у нас, пожалуй, будут проблемы! Хорошо, что мы взяли горелку! Правда, горелка - это немного не то, не душевно… За такими мыслями нас застало включение света в окнах жилой постройки. К такому повороту событий мы оказались не готовы. Конечно, дома я предполагала, что на острове могут быть строители или какие-то еще люди, но прямо сейчас мы были абсолютно уверены, что будем на острове совершенно одни, вместе со своей палаткой.

Первыми, кого мы увидели, были пятеро московских ребят из молодежного объединения "Реставросъ". Они приехали сюда на три дня, чтобы помочь с дровами. Кому помочь? Собственно, знакомьтесь: Евгений Иванович - нынешний "хранитель очага" Спас-Каменного монастыря. Как он сам говорит, "прикрывает тылы". Он сразу же определил нам место для ночевки на кухне, возле печки - самое теплое после комнаты, где уже поселились ребята. Вопрос про палатку и костер отпал сам собой. Помогли ребятам перетаскать дрова в сарай. "Ага! Тебе, Наташа, дров, значит, на острове не хватало? Так получай же!" - выдала я со смехом Наталье Федоровне. Действительно, если очень захотеть, все можно получить. Иногда в таком вот утрированном варианте :)

После хозяйственных работ "братья" отправились в баню "по-черному", а к нам с Наташей в гости пришел сам Евгений Иванович. Евгений Иванович оказался очень обаятельным и интеллигентным собеседником! Он рассказал нам многое про монастырь, про его историю и людей, которые имеют или имели отношение к монастырю. Рассказал и про свою жизнь, и про то, как, волею судеб, оказался он, уроженец Нижегородской губернии (кстати, он оказался земляками с моим папой!) и военный пенсионер, которого помотало по стране по долгу службы, в этом удивительном месте. И про культуру в современной России успели мы поговорить, да и до политики дело дошло… Наконец, "братья", пошатываясь и закатывая глаза от неземного блаженства, вернулись из бани :) Настал черед "сестер". Баню "по-черному" я видела в первый раз. Есть вероятность, что и в последний. Отживает свой век сия технология. Но посмотреть было интересно. Огромный кан с водой, обложенный со всех сторон камнями, восседал, как пузатый китайский император, посреди банного отделения (оно же - парилка). Остальное - как в обычной бане. Вот только угару побольше. По крайней мере, по ощущениям. Не буду сравнивать, в общем. Не большой я знаток бань. Но мне понравилось. Тем более, сами понимаете, после дня на лыжах под рюкзаком…

После бани наконец-то случился ужин. Наши желудки ждали его с нетерпением! За ужином выяснилось, что мир, как обычно, маленький-маленький, и с ребятами из "Реставроса" у нас есть даже не одна нитка связей. Ну а Евгений Иванович был очень доволен, что я не только слышала про его родную Балахну, но даже и бывала там! Евгений Иванович угощал всех вкуснейшим смородиновым вареньем. Эх, какой оказался вечер!

Перед сном мы вышли прогуляться. Полная луна осветила весь наш крошечный остров. Звездочки высыпали на небо, а звезды на куполе колокольни отблескивали еще ярче натуральных. Тишина, спокойствие, снег, мороз, луна… И довольные улыбки на наших лицах :) Вот ведь "удачно зашли"!

Еще до рассвета начали готовить мы завтрак, периодически выбегая на мороз полюбоваться утренними красками (окна в доме заиндевели). Новый день был прекрасен! Евгений Иванович сводил нас в монастырский музей, а после провел экскурсию по всей территории острова. Вот и симпатичная деревянная с резными "полотенцами" скатов часовенка, поставленная "одним днем", тут же и могила самого А.Плигина, рядом развалины трапезной, реконструируемая часть и, собственно, красавица-колокольня! На нее мы поднялись и на сильном ветру осмотрели с высоты птичьего полета все заснеженные окрестности. Красота! Прощаясь с островом и Евгением Ивановичем, я успела заметить, что глаза у "хранителя очага" такого же цвета, как и глубокое голубое небо сегодняшним утром! Какое приятное знакомство!

Пока мы удалялись от острова на лыжах, нас не покидало ощущение, что мы побывали в какой-то сказке! Запорошенная осока по берегам соседних островов прощалась с нами, кланяясь стеблями. Макушка колокольни еще долго выглядывала поверх осоки, словно проверяя, что до материка мы добрались в полном порядке. Все еще зачарованные, мы достигли села Устье-Кубенское, откуда на австобусе укатили обратно в Вологду.

Хорошие здесь, на Севере, все-таки края! Надо будет обязательно вернуться на озеро летом. Ну а до поезда нам удалось только прогуляться немного по центру Вологды, зайти в ее картинную галерею и с визгами покататься на прокатной "ватрушке" на ледяной горке, выходящей на лед речки. И, конечно, мы еще раз встретились с ребятами из "Реставроса" (они уезжали из Устья на следующем автобусе после нас)…

Вот такой вот паломнический тур у нас получился :)

Карта района путешествия (GIF, 2 МБ)

Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь Вологда и Спас-Каменный монастырь