13 мая 2019
Тип материала: Описание Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/03/2019. 29k. Статистика.
  • Описание. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018
  • Маршрут: г Якутск - магаданская трасса - р Сунтар - р Колтоко
  • Иллюстрации/приложения: 81 штук.
  • Ваша оценка:
  • Аннотация:
  • Как подъезжали и подходили к якутским горам. г. Якутск - Томторская трасса - река Сунтар - база оленеводов на реке Колтоко. 11.08. - 20.08. Видеография этой части путешествия, заезд: "https://youtu.be/uPiGTjUkVmg" rel="nofollow"подход к горам: "https://youtu.be/721GbGVQnt0" rel="nofollow"

Часть первая
   Подготовка путешествия. Заезд в горы. 10.08. - 12.08.
   Томторская трасса - река Сунтар - база оленеводов на реке Колтоко. 13.08. - 20.08.
   ...В четвёртый день до окончания маршрута мне приснился сон. Виделось, будто я сижу на берегу якутской реки, и передо мной течёт время. Быстрым-быстрым таймлапсом бежало день-вечер-ночь-утро-день... Хоровод звёзд сменялся солнцем; восход, закат. Проходили виды гор, лесов, рек, болот, затем снова - болота, реки, леса, горы и снова и снова, то в панорамном обширном виде, то приближаясь, словно я взглядывал в микроскоп. Наше якутское путешествие протекало именно так - непрерывной чередой состояний, вещей, явлений, занятных, обыденных, уникальных, то вблизи, то вдали. Только я продолжал оставаться на своём месте - на берегу якутский реки. А может, это время оставалось на своём месте? А менялись я, наша группа? Этот сон был явным отражением того, как протекал наш поход: калейдоскоп. Именно таким я решил сделать это описание - с большим количеством фотографий - как обширных панорам, так и детальных, чтобы отразить эту круговерть.
   Это описание - часть большого комплекта материалов о нашем путешествии, которые я выкладываю в сеть интернет.
   В этот комплект входят.
   1) Технический отчёт, который находится на "https://yadi.sk/d/IUa5deZ_LW8SKQ" rel="nofollow"
   2) Подробный технический паспорт прохождения перевала 50-летия Индигирской экспедиции "http://turizm.lib.ru/l/luchko_m_i/stolichny.shtml" rel="nofollow"
   3) Подробный технический паспорт траверса горы Палатка "http://turizm.lib.ru/l/luchko_m_i/palatka.shtml" rel="nofollow"
   4) Некоторое количество графических работ на тему явлений, встреченных в нашем путешествии "http://www.artlib.ru/index.php?id=11" rel="nofollow"&idp=345&fp=2&uid=467&idg=0&user_serie=0
   5) Видеоотчёт из шести частей
   6) И, собственно, это описание из пяти частей. При написании я руководствовался несколькими задачами.
   Первая задача. Я попытался поместить в описание большой объём фотографий, чтобы отобразить "калейдоскопичность", непрерывную и частую смену мест, состояний, явлений на протяжении нашего маршрута, даже если это оказывалось в угоду чрезмерной избыточности изображений.
   Вторая задача. В описании использованы фотографии из технического отчёта, но без нанесённых знаков типа стрелок, названий перевалов, участков пути и тп. При желании можно сравнить два изображения, со знаками и без, чтобы на "пустых" фотографиях увидеть какие-то элементы, скрытые за объяснительными значками фотографий "разрисованных".
   Третья задача. Я попытался отобразить в этом описании "нетехническую" сторону похода: разные занимательные, необычные, многозначительные явления и процессы, которые в техническом отчёте являются, на мой взгляд, лишними, а порой и мешающими.
   Четвёртая задача. Многие фотографии положены по принципу "от большого к малому" и наоборот: представлена большая панорама и отдельные элементы её по принципу фотоувеличения. И наоборот.
   Пятая задача. В отчёте очень часто фигурирует футболка. При первом её появлении я попытался объяснить предназначение этого моего эксперимента, проводимого уже не раз. Позже я объясню смысл и представлю результаты этого проекта... В общем, футболка - нужна, без футболки это путешествие лишено важной составляющей. Да здравствуют странные футболки, одним словом!!!
   Привожу две карты нашего путешествия: общую карту хребта Сунтар-Хаята и частную карту нашего путешествия.

Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть первая: заезд в район и заход в горы

Ф. 1. Хребет Сунтар-Хаята на топографической карте северо-востока Евразии

Ф. 2. Пройденный маршрут на карте двухкилометровке

Подготовка путешествия
   Поход в якутские горы я собирался организовать давно. С того самого времени, как родился в этом удивительном краю. И в особенности с тех времён, как начал ходить по якутской тайге и лазать по якутским скалам в окрестностях города Ленска ,где я тогда жил. Около Ленска на берегу реки Лена находятся высокие скалы, похожие на известные Ленские столбы около Якутска, и множество их мы пролезли с бельевыми верёвками, хитроумно изъятыми у матерей. По сию пору, удивляюсь, что никто в те времена не разбился...
   Я всё откладывал и откладывал путешествие в Якутию на далёкое светлое будущее. А пока - плато Путорана, Памир, Тянь-Шань, Шантарские острова... Другие районы перевешивали на чаше весов Якутию: то появлялась уникальная возможность для тех или иных путешествий, то участники коллективно высказывали желание, то вдруг обнаруживалась какая-то примечательная гора, то... Но Якутия всегда светилась на задворках сознания. И вот это "когда-нибудь" наступило: в конце 2017 года я окончательно и бесповоротно запланировал поход в горы Якутии. Район мы выбирали долго и в конце концов остановились на горном массиве Сунтар-Хаята. Почему именно этот район? Во-первых, там встречаются все горные зоны - протяжённые ледники, морены, скалы, то есть это вполне такой горный район от самого низа до самого верха. И значит, интересный. Во-вторых, находится он относительно недалеко от Якутска, по крайней мере, намного ближе, чем известный массив Буордах. Который, конечно, технически более сложный, а значит, более интересный... Но при всём том - более сложный в организации и, значит, более дорогостоящий.
   Схематически предполагаемое путешествие состояло из четырёх частей. В первой мы собирались забросить груз в горы на лошадях, пройдя вдоль речки Сунтар. Во второй части мы должны были пройти несколько перевалов в районе горы Палатка, с восхождением на саму вершину, разумеется. Третья часть предполагалась самой долгой и насыщенной: я планировал через перевалы подойти высшей точке района - горе Мус-Хая, совершить восхождение на неё, затем вернуться к реке Сунтар. Четвёртая часть - возвращение через перевалы на трассу и отъезд в Якутск. Первую часть планировалось осуществить вместе с "конной" группой от турфирмы "Норд Стрим". Далее, во второй части, мы расставались с конной группой, но к нам должны были примкнуть четыре гида этой же турфирмы.
   Заезд в горы
   10.08. Вечером я, мой рюкзак и огромный баул с продуктами вылетели в Якутск из Новосибирска.
   11 августа рано утром я прилетел и в порту встретился с участниками команды. Наш неизменный голландец Рик, Николай Жиров - фанат города Одинцово, Слава Местников (он и ещё три гида должны были присоединиться к нам во второй части путешествия), якутский гид Таня и её туристы: Владимир, Света (маленькая), Света (большая), Акулина, Маша. Затем прилетела Оксана. Итого, отправлялись 8 человек + водитель. Мы оглянули друг друга и стало понятно: спокойной поездка не будет по причине тотального любопытства к тому, что творится за окном, и страсти к обсуждению видимого. Так и получилось...
   Под мелким дождём загрузились в машину и отправились в путь. До места, откуда начиналась активная часть нашего путешествия, нам предстояло ехать два дня. Нас ждали два парома, один - через Лену, другой - через Алдан.
   Мы загрузились на паром и отправились переплывать великую реку Лена.
   во время этой переправы меня заинтриговали чайки, весьма похожие на людей. И крылатые корабли.

Ф. 3. Чайка на ребре автомобильного трапа
Ф. 4. Чайки с характерами

Ф. 5. Крылатый корабль
Ф. 6. Рассекаем воды Лены

На пароме мы пообщались с весьма дружелюбными ребятами из Якутска, джип которых стоял рядом с нашей машиной. Когда-то они ходили на гору Мус-Хая. Из их оживлённого общения с якутским гидом Таней, во время которого обсуждались какие-то турслёты, я понял, что туристская жизнь в Якутии бьёт ключом: организовываются соревнования, походы и прочие полезные мероприятия, что для меня, как якутянина, было чрезвычайно приятно. Переплыв через Лену, мы оказались в посёлке Нижний Бестях. Там меня поразила недорогая цена на продукты и всякие другие товары. По дороге к следующей переправ через Алдан мы столкнулись с препятствием: размыло дорогу. Через этот участок нас перетаскивал трактор. Говорят, такое здесь происходит часто, и тракторы находятся специально, чтобы буксировать машины-пузотёрки после дождей! По пути мы остановились у кафе, чтобы перекусить. Чтобы от дороги попасть в кафешку нужно было пройти по узеньким досочкам. Они же вели в туалет. Наш прекрасный голландец Рик впал в совершеннейший экстаз от вида столь обширнейших и непролазных грязей!

Ф. 7. Рик фотографирует
Ф. 8. Рик радуется!
Ф. 9. Машина за обочиной. Что заставило её съехать в кювет? Почему рядом с памятником?
Ф. 10. Река Алдан. Причал.

Потом встретилась весьма колоритная - никем из нас не разгаданная картинка.

К вечеру мы прибыли к паромной переправе через Алдан. Отчалили в аккурат тогда, когда на небе зачинался закат.

Переход по реке получился изумительным. Все полтора часа я проторчал на палубе, дивясь закатным красотам...

Ф. 12. Закат. Река. Полосы. Панорама
Ф. 13Дыры в закатном облаке. Словно глаза...
Ф. 14. Сеется закатное
Ф. 15. Полная панорама заката
Ф. 16. Пятно на облаке

Заночевали мы недалеко от переправы на берегу Алдана. Компания подобралась близкая по возрасту, цинизму и тотальной страсти ко всякого рода путешествиям, поэтому вечерок прошёл в приятнейшей (временами даже изысканной) беседе.

Ф. 17. Утро на берегу Алдана

Ф. 18. Бывшие здания

Ф. 19. Сохранилось здание хорошо, но подход зарос...

Ф. 20. Были когда-то двухэтажные дома

Ф. 21. Таинственный мост. Так мы и не сообразили, куда он ведёт

12.08. На следующий день произошло несколько знаменательных событий. Во-первых, наша группа, конечно же, прибыла к старту активной части. На пути к началу мы остановились у брошенного посёлка автодорожников.
   Зрелище печальное, но, по заверениям нескольких работников, живущих там, не окончательное: посёлок отстраивается заново. После этого мы сделали остановку на Чёрном прижиме - знаменитом узком месте на Колымской трассе. Этот участок представлял собой крутую полку, прорезанную вдоль скалы: каменная стена примыкала прямо к дороге.
   При подъезде к месту старта в небе засветилась радуга. Несомненно, добрый знак! Наше путешествие получится прекрасным! Через какое-то время появилась вторая радуга. Значит, попутешествуем прекрасно вдвойне!
   Мы свернули от Главной Колымской трассы в сторону посёлка Томтор, проехали километров тридцать, завернули в лес и выгрузились у небольшого ручья, где уже бродили наши кони и коневоды. Начало маршрута!

13.08. Утром запаковали рюкзаки, подготовив их так для транспортировки на конях, пообщались с дружелюбным конюхом и отправились в путь по заболоченной дороге.
   А потом конюх не пришёл. Запил.
   14-15.08. В общем, следующие два дня я описывать не стану. Волею судеб, мы пытались организовать конную заброску с помощью спутниковых телефонов, потом гид Таня отправилась к точке старта, откуда кони, оказывается, так и не вышли, а конюх пропал; с помощью мальчишек-конюхов она запрягла коней, но по пути к нам один конь сдох... Просто концентрация дурных случайностей.
   В ожидании коней я ещё раз порадовался нашей замечательной компании! Дружно, активно, задорно, юморно, временами нерелигиозно, но со смыслом. Грибы, брусника, мясо...
Ф. 22. Вид с Чёрного прижима

Ф. 23. Первый переход

Ф. 24. Грибок под кусточком

Ф. 25. Грибы

Ф. 26. Брусника

16.08. Половину этого дня мы всё ещё пытались что-то решить с конной заброской, но к обеду всё стало очевидно. Конная группа сходила с маршрута и возвращалась в Якутск, где должна была отправиться в другой поход - сплав по реке Синяя. Я, Рик, Николай сидели рядом с кучей наших продуктов и снаряжения - мы решили идти наверх. Две девушки из конной группы, Акулина и Маша, решили пойти с нами, чтобы добраться до базы оленеводов на реке Колтоко - финальной точки нашей первой части.
   Мы чрезвычайно тепло попрощались с конной группой, и я сильно погоревал, что не прошёлся с этими замечательными ребятами во главе с их гидом Таней... Наши уходящие товарищи сделали нам много приятных подарков, отдав все свои запасы спиртного и разнообразные перекусы.
 Ф. 27. Грибочки откушиваем

Ф. 28. Премудрый Соломон, приснись прекрасный сон!

Ф. 29. Как, интересно, эти кусты не сносит льдом?

Ф. 31. Сплахнум желтый

Ф32Splachnum luteum

Наш предстоящий путь к горам проходил через многочисленные болота и, собственно, чтобы скорее миновать этот тягомотный участок, я и договорился с конной заброской. Будучи Новосибирске, я представлял, как мы налегке пройдём с задором эти 83 км, как я буду охотиться за бабочками, нюхать всякие вкусные цветы, победоносно снимая вечером с коня свой рюкзак и огромный мешок с продуктами... Мы сделали нашу раскладку "понажористей" (хе-хе), то есть взяли много свежего лука, чеснока, да что греха таить, и свежей картошки захватили. К тому я, например, не особо экономил на весе и взял к фотоаппарату свой самый любимый, но тяжеленный объектив 50-135, 2.8. Телефон в тяжёлом чехле. Плоскогубцы... В общем, на весе не экономили, ведь всё это должны были везти кони! А понесли мы сами. Я, конечно же, не мог позволить, чтобы наш прекрасный голландский Рик тащил этакий неподъёмный рюкзак. Да и не утащил бы он его... Так что вес моего рюкзака составил примерно 50 килограмм. В первый ходовой день мы прошли около трёх часов, одолев за это время 6 километров.
   Ночёвку устроили в живописном месте и на берегу реки Сунтар с многочисленными песчаными отмелями.

Ф. 30. Уютные заводи

Ф. 33. Сунтар. Мягкий закат

Ф. 34. Берег, небо, заводи

Ф. 35. Отражение. Музыка на песке

Форма пота.
Ф. 36. Первый "футболочный" узор

Ф. 37. Бредём через болота

И в этот день я продолжил/начал осуществлять одну свою "художественную" затею. Я проделывал этот эксперимент уже много раз в путешествиях... Заключается он в следующем. Люди потеют - есть у них такая замечательная особенность. В походе человек выделяет пот в три, а то и в четыре раза больше. Я пользуюсь такой возможностью для целей изобразительных. Делаю это следующим образом. Перед походом городе специально подбираю футболку из натуральных материалов - льна, хлопчатобумажной ткани. Я торжественно облачаюсь в неё и - шагаю. И потею. Пот кристаллизируется на ткани - получаются разнообразные солевые узоры! Вечером я снимаю футболку и фиксирую их на фото. Сам, разумеется, переодеваюсь в чистую одежду, бережно пряча "потную" футболку от дождя и сырости, в то же время как-нибудь подсушивая. На следующее утро я надеваю "солёную" футболку, иду в ней весь день, затем вечером снова фиксирую. И так на протяжении всего маршрута! Ткань коробится, первый переход утром в такой футболке довольно неприятен, но затем ткань размягчается под волнами нового пота, появляются другие узоры. Каждый день на маршруте я стараюсь фиксировать, как меняются высолы. Разумеется, бывает, что попадаешь под дождь, но я стараюсь беречь свою "солёную" футболочку от неожиданных смывов. Затем везу это "полотно" домой и... Об этом позже. Форма пота частенько сильно меняется, бывает - в особенности на коротких маршрутах - остаётся прежней. К чему всё это - сложно сказать. Нравится - всё тут. Есть, конечно, ряд причин. Может, новую форму искусства создаю, а может мне просто нравится созерцать и думать: вот эти горы так похожи на те, которые снаружи меня. И, может, этот узор - нечто большее, чем просто соляной узор, а некая третья среда на границе меня и внешнего?
   В общем, в этот день я впервые зафиксировал узор. И выглядел он вот так.

Конечно, не в каждом походе возможно так развлекаться. В сложных горных походах - некогда, в водных - пот смывается, в лыжных - холодно. Как правило, получается только в пешеходных путешествиях.
   Далее я буду представлять на фото, как же выглядела моя футболка в процессе путешествия...
   17.08. Следующие несколько дней нас ждали болота, болота и болота. И многочисленные комары с мошкой. Этот день запомнился мне несколькими важными наблюдениями и созерцаниями.
   Во-первых, это был самый болотный день. 70 процентов этого дня мы шагали через всякого рода топи.

Ф. 38. Под этой идиллической травкой - болото.
   Во-вторых, я построил небольшую классификацию болот. 1) поцелуйное 2) сосущее 3) засасывающее 4)непроходимое, 5) колыхающееся.
   1) Поцелуйное выглядело так: ты ставишь ногу, затем вынимаешь её - получается такой звучный чмок. Приятное болото.
   2) Сосущее. Погружаешь ногу, вынимаешь - и нога выходит тоже со чмоком, но таким затянутым "чмооооок".
   3) Засасывающее. Вытаскиваешь ногу, а она не вытаскивается. только в глубину уходит. Чем больше шевелишься, тем больше погружаешься.
   4). Непроходимое. Такое, где много воды среди кусточков и лезть туда не стоит. Мы и не лезли, а обходили.
   5). Колыхающееся. Болотная жижа затянута плотным ковров трав, корневища которых так крепко переплелись, что выдерживают вес человека. Встаёшь на такой ковёр - он колышется. Осторожно делаешь шаг - поверхность под ногами колышется, но не проваливается. Аккуратно шагаешь по нему... Но чаще всего - бац: нога уходит в жижу, прорвав травяные нити!

Ф. 39. Болото и редкие острова. Можно разглядеть колеи

Ф. 40. И этот пригорок - болотистый

Ф. 41. Что-то в небе над болотами. Целое

Ф. 42Что-то в небе над болотами. Частность

Ф. 43. Вечер над озером

Другое наблюдение этого дня касалось небесных сфер. В аккурат к обеду, нам явилось Чудо. В небе внезапно фееричным образом сложились облака, что значительно примирило меня с болотами... Наградой за этот долгий сложный день августа явилась ночёвка: мы вышли к красивейшему озеру - первому в системе озёр Чонкурчах.

Ф. 45. Палки, тени, тишина

Ф. 46. Луна

Ф. 47. Луна-вода

Ф. 50. Набухшие линии

Ф. 49. Толстые линии (они, по идее ,конечно "широкие", ибо линии как понятия двумерные не могут быть "толстыми", но тем не менее)

Ф. 48. Линии

Вечером я зафиксировал свой пот на футболке. Трёхмиллиметровый слой пота выложился в несколько линий, но разнообразия их не наблюдалось. Как и весь сегодняшний день - тяжёлый, но однообразный.

Ф. 51. Утро над озером. У противоположного края плавают лебеди.
   18.08. И снова болота. Однако стали они меньше. Большую часть пути мы шагали среди леса, где встречались разные интересные артефакты. Так именно в этот день в моей голове рассеялся миф об исключительной безлюдности якутских гор. Едва мы отошли от стоянки, как оказались у бывшего стойбища оленеводов. Позже таких мест мы встретили немало... Глядя на эти конструкции, я подумал, что подобная структура могла бы присутствовать на гипотетическом гербе оленеводов. Или на флаге.

Ф. 52. Остовы чумов

Ф. 53. Конструкции

Ф. 54. Чумик

Ф. 55. Столько выкристаллизовалось всего за часовой переход!

Ф. 56. Что-то вроде гор

Ф. 57. Перекристаллизация пота

Здесь я оглянул свою футболку и обнаружил, что накипь пота просто великолепная! Не сдержался и запечатлел её. В первую очередь, причиной тому послужила высота образовавшихся бугорков - миллиметров 5! Вроде и шли мы недолго, но пота вылилось из меня...

День выдался жарким и по контрасту с предыдущим - чрезвычайно болотным - полегче. После обеда мы оказались у избы на берегу озера.
   Ф. 58. Самое большое озеро в системе Чонкурчах
   А к вечеру пришли к трактору. Его я фиксировал только на видео.
   Избы, тракторы, различные деревянные и металлические конструкции... В общем, жизнь здесь когда-то била ключом!
   Место выбрали для ночёвки также весьма живописное - самое южное озеро в системе Чонкурчах. Вообще, эти озёра - весьма хороши!

Ф. 59. Вечер на озере

Ф. 60. Панорама самого южного берега самого южного озера Чонкурчах

Явно, этот день также выдался жарким! На футболке выкристаллизовались целые горные хребты!

Ф. 61. Кристаллизация

Ф. 62. Горы на плечах

Ф. 63. Горный массив в Якутии

Ф. 64. Как пот стекал и высыхал

19.08. На следующий день мы снова убедились, что места эти довольно обжиты: по дороге нам попалось множество заброшенных оленеводческих стойбищ. Особенно много их было у реки Угамыт, которую мы легко перешли. Наверное, после дождей река становится опасной.

Ф. 65. Скелет чума на берегу реки Угамыт

Ф. 66. Бродим реку

Ф. 67. Угамыт

Ф. 68. Наверное, при желании можно даже срезать этот слой кристаллов толщиной 2-5 миллиметра!

Ф. 69. Спина. Футболка исчезает под слоем кристаллизовавшегося пота )

После перехода через реку во время краткого привала я отснял свою футболку. Сразу видно, что потел я знатно!

Ф. 70. Спина. Прослеживается линия позвоночника, где ещё сохранился чёрный цвет

Ф. 71. Стоянка. Мусор

Ф. 72. Пушица облетает

Ф. 73. Облетающая пушица

Заночевали мы рядом с большой стоянкой оленеводов.  20.08. И вновь болота, пустые стоянки оленеводов, комары, тайга. На одном из обедов попались такие занятные растеньица. Дул ветерок. Осень, скоро осень.
   К закату мы пришли в удивительное место. На холме после протяжённого болота когда-то находилась деревня, наверное... Или нет? На одной полянке стояло много коновязей, причём самых разных размеров, от полуметровых, до двухметровых. Или это не коновязи были вовсе? Под холмом в низинке лежало совершенно круглое озеро с удивительно прозрачной водой. Место тишайшее, красивое и таинственное. Я с трудом заставил себя не остаться здесь на ночёвку.
   До предполагаемой базы оленеводов на реке Колтоко оставалось идти километра четыре, и народ категорически заявил, что хочет закончить это пятидневное перетаскивание груза, а не растягивать его ещё на следующие пол дня.

Ф. 74. Коновязи.

Ф. 75. На деле, это не пеньки: они сделаны как коновязи

Ф. 76. Это коновязи?

Ф. 77. Таинственное озеро

Ф. 78. Озеро

К семи часам мы добрались до базы оленеводов, куда за два часа до нас пришли наши якутские участники - инструктора турфирмы "Норд Стрим". Ура! Дальше будет легче.
   Я отфотографировал свою футболочку. Сделал это, правда, утром следующего дня... Солевые разводы немного пожухли, но в целом напряжённость линий свидетельствовала о жарком денёчке.

Ф. 79. Поляна коновязей. Или это что-то другое?

Ф. 80. Футболка. Грудь

Ф. 81. Футболка, Часть спины.

Итак, первая часть нашего путешествия закончилась. Несмотря на злоключения в начале маршруту и с опозданием на три дня. Наконец-то мы можем оставить часть груза! Впереди нас ждало самое интересное: ГОРЫ. Из-за всяких перипетий пришлось менять категорически график похода...