14 мая 2019
Тип материала: Описание Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/03/2019. 11k. Статистика.
  • Описание. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018
  • Маршрут: р Бургали - пер Комнано (нк) - р Комнано - пер 50-летия Индигирской экспедиции
  • Иллюстрации/приложения: 46 штук.
  • Аннотация:
  • Р. Бургали - Перевал Комнано (некатегорийный) - река Комнано - Перевал 50-летия Индигирской экспедиции (2А) - р. Мугил. 25.08. - 26.08. Видеография этой части путешествия: "https://youtu.be/xhY2F_uUGdI" rel="nofollow"
  • Часть третья
       Перевал Комнано (некатегорийный). Перевал 50-летия Индигирской экспедиции, (). 25.08. - 26.08.
       25.08. Наша цель в этот день - перевал Комнано. Чтобы выйти на этот перевал, нужно подняться к метеостанции, затем от неё уйти в правое ущелье по ходу движения. По сути, разрушенная метеостанция находится на развилке. Если мы пойдём влево, то выйдем к перевалу, через который зашли в долину (перевал "Метеостанция"), если пойдём вправо, то попадём к перевалу "Комнано". Мы быстро собрались под мелким дождём и примерно за час поднялись на перевал.

Ф. 1. Вид на реку Комнано с перевала Комнано

• Сняли записку, которая потерялась. Записку оставила группа, в которой один из участников был - собака. Собака, которая шла поход шестой категории сложности (именно на это делался упор в записке). С перевала мы двинулись осыпному гребешку, который тянулся с правой стороны ручья. Мы выбрали этот, путь так как я предполагал (и это отображалось на карте), что в верхней части каньон непроходим без верёвок. Это место и хотелось обойти. Кажется, я угадал...

Ф. 2. Начало каньона реки Комнано
    Ф. 3. Река Комнано в каньоне
    Ф. 4. Каньон

Мы прошли вдоль каньона примерно полтора часа и, найдя подходящий склон, спустились к реке. И начался наш путь в "тысячу бродов"! Под ногами шумела вода в виде реки, с неба лилась вода в виде дождя, а мы бродили с берега на берег... В короткие промежутки, когда дождь становился тише, я пытался что-нибудь сфотографировать.

Ф. 5. Стены каньона
    Ф. 6. Фигуры в каньоне
    Ф. 7. Слияние реки Комнано (слева) с северным притоком (справа)
    Ф. 8. Река Комнано уходит в каньон
    Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть третья: река Комнано и перевал 50-летия Индигирской экспедиции Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть третья: река Комнано и перевал 50-летия Индигирской экспедиции Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть третья: река Комнано и перевал 50-летия Индигирской экспедиции Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть третья: река Комнано и перевал 50-летия Индигирской экспедиции

Ф. 9. Река становится полноводнее, но скорость потока снижается
    Ф. 10. Река ушла в каньон
    Ф. 11. Стены каньона
    Ф. 12Туман надо Комнано

Верхние 4-6 километров река довольно мелкая и узкая, но много прижимов и течение быстрое. Затем скорость становится меньше, но река расширяется и глубина увеличивается. Примерно через восемь километров от истока река ушла в каньон, и далее часть пути мы двигались по террасам правого берега

Ф. 13. Разливы Комнано
    Ф. 14. Группа у каньона
    Ф. 15. Рога, берёзы, ягель
    Ф. 16. Река Комнано. Долина расширяется

Затем каньон расширился. Показались отдельные деревья и долина, в которую нам предстояло идти на следующий день.

Ф. 17. По этому притоку мы уйдём на следующий день
    Ф. 18. Наш лагерь у границы леса
    Ф. 19. Палатки у последних деревьев

И значит, пришла пора ночёвки. Устроились у первых деревьев. Мы поставили лагерь, а я прогулялся по окрестностям. Нравятся мне туманы...

Ф. 20. Туманы бродят
    Ф. 21. Туман спускается вниз
    Ф. 22. Туман то сходится, то расходится
    Ф. 23. Туман льнёт к земле
    Ф. 24. Туман бродит, но дождя нет
    Ф. 25. Дело к осени
    Ф. 26. Символ этого дня - просвет в тумане
    Ф. 27. Спина. Несмотря на то, что почти не потел, проступил узор

Вечером, поймав промежуток без дождя, я зафиксировал узоры на своей футболке. Количество линий прибавилось, но в целом плотность каждой отдельной линии уменьшилась. Зато появились размытые пятна!

Ф. 28. Спина. Узор
Ф. 29. Лицевая часть футболки
Ф. 30. В этих лесочках есть удобные стоянки
Ф. 31Каменушка
Ф. 32. Каньон. По сравнению с каньоном предыдущего дня, менее полноводный, но более бурный
Ф. 33. Выходим к верховьям
Ф. 34. Водопад
Ф. 35. Верховья с водопадами

26.08. Утро не обещало хорошей погоды на этот день. Нам предстояло поднять вверх по ручью, который тёк в каньоне, к нашему следующему перевалу под названием Столичный. Каньон был узким, но из-за многочисленных деревьев показался очень уютным. В нижней части мы нашли много мест, где можно разместить несколько палаток.
   По пути встретили смородину-каменушку. Такая же растёт на Алтае, и я всегда собираю её листья на зиму. Постепенно растительность исчезла. Слева по ходу движения стали открываться ущелья, которые вели в долину Нейдагычан. Наконец, мы пришли к плато, куда из разных ущелий стекало много водопадов.
   От этого плато начинался наш подъём на перевал.

Ф. 36. Поднимаемся наверх
Ф. 37. Водопад
Ф. 38. Мрачное ущелье
Ф. 39. Водопады
Ф. 40. Трещины в поверхности
Ф. 41. Трещины в поверхности. Панорама
Ф. 42. Мрачное ущелье. Панорама
Ф. 43. Поднимаемся на перевал

Несмотря на некоторую мрачность, ущелье мне очень понравилось - угрюмостью и ровным мерцанием оранжевых мхов и камней с серебристой, словно графит, поверхностью.
Чем выше мы поднимались, тем больше деталей открывалось. Проявились какие-то водопады, трещины, фигуры. Пожалуй, если мне случится снова попасть в горы Сунтар-Хаята, обязательно постараюсь попасть в это ущелье снова! На гребнях осыпных хребтиков возвышались оранжево-красные скалы, напомнившие мне плато плато Путорана - те же арочки, обнажённые слои.

Ф. 44. Вид с перевала. Нет вида с перевала.
Ф. 45. Вид на перевал 50-летия Индигирской экспедиции

И вот мы выбрались на перевал Столичный. Позже я разобрался, что перевал этот не Столичный вовсе, но 50-летия Индигирской экспедиции. В общем, позже появились сложности с идентификацией этого препятствия. Перевал представлял собой широкую мелкокаменистую седловину, где при желании можно было поставить много палаток. Никаких 1Б не наблюдалось: вниз уходил крутой ледовый склон. Окрестностей видно не было: сплошные облака. Напрасно мы вглядывались во мглу, чтобы разглядеть гору Палатка и пути подъёма на неё или хотя бы место для грядущей ночёвки... Я предполагал подойти с юго-востока к горе Палатка и сходить на вершину через перевал Палатка Восточная. "Вот спустимся, - думал я, - на ледник и от него траверсом перейдём под Палатку, чтобы высоту не терять. Только бы развиднелось..."
   Мы походили по седловине, надеясь найти тур, но его не было. Я покумекал насчёт спуска. Справа подступала крутая скальная стена. Прямо вниз уходил ледовый склон, особенно крутой справа и постепенно выполаживающийся к левому борту. Можно было уйти влево (орографически) и, траверсируя склон, выйти на крутые осыпи, перемежаемые скалами. Но обещало это быть долгим, к тому же пришлось бы долго ходить под скалами, с которых явно падали камни. Можно было спускаться прямо вниз, но тогда пришлось бы вешать перила. Поэтому мы выбрали такой вариант: прошли по границе льда и осыпи влево, затем спустились по ледовому склону вдоль осыпи. Шли в связке, страхуясь с помощью ледорубов. Вот так выглядит склон перевала Столичный, который, скорее всего, не Столичный, но 50-летия Индигирской экспедиции.

Окрестности скрылись в тумане, и никаких путей к перевалу Палатка Восточная видно не было. Поэтому мы приняли такое решение: идти прямо вниз до ручья Мугал, но если развиднеется и мы сможем что-то разглядеть, то сменим направление к юго-восточному гребню горы.
   Однако горы так и не открылись, к тому же темнело. За два часа мы спустились по ущелью ручья, стекающего из-под перевала Столичный к верховьям реки Мугал. Где встали на ночёвку . "Утра вечера мудренее," - решили мы. Вот проснёмся и решим, как нам идти на гору. Времени оставалось в обрез. 28 августа нам необходимо было придти к базе на реке Колтоко, чтобы 29 августа отправиться в обратный путь. Решили так: у нас в запасе есть только пол дня; попытаемся взойти, оценим обстановку в расчете до 14 часов вернуться в лагерь. Если не получится, то откажемся от восхождения.