11 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Верхневолжский район
Год путешествия: 2003
Автор -Николай Назаров (Тула)

Поход. 18 июля, пятница
Ну что ж, отправляемся. Вас ожидают три точки зрения на один и тот же процесс - а значит, 3d отдыхает.
Сразу познакомлю вас с действующими лицами (и в том числе - исполнителями) этого амбициозного проекта. Итак:
1. Владимир Неудахин, командор, арендатор одной и владелец другой (зарегистрированной в ГИМСе! не знали? байды теперь - маломерные суда, с номерами и портами приписки! о как...) байдарки. Четвёртый год собирает людей, обеспечивающих ему качественный отдых на природе. Святой человек. Хоть и позиционируется как язычник. Его описание, появившееся на свет первым, будет помечаться литерами ВН.
2. Михаил Финогенов, в третий раз отправляющийся в байдарочный поход, но впервые - как матрос, бо "Салют" его был отвергнут командором-арендатором как незарегистрированный в ГИМСе. Отличается редкой способностью в любой разговор вставить историю о себе. Великомученик. О походе пока ничего не писал.
3. Наталья Ларионова, в третий раз идущая вторым матросом на "тройке", что сразу выводит её на уровень страстотерпицы. Низводит огонь на всё горящее. Также ничего не писала о походе.
4. Екатерина Назарова, всего лишь во второй раз отправляющаяся в поход и впервые рассчитывающая пройти его от начала до конца. Жена непорочна. Моя. Её воспоминания будут помечены литерами КН.
5. Николай Назаров, то бишь аз есмь грешный (житие мое!..). В поход иду в четвёртый раз, но впервые - за капитана двушки. На стоянках исполняю должность кока. Текст без выделения и общая композиция будут принадлежать моему скромному стилу.

Маршрут похода был определён так: участок Западной Двины от озера Охват до деревни Кресты мы должны пройти приблизительно за 10 дней (29 июля утром Катя должна была оказаться на работе в Москве).

До точки выхода мы решили ехать не через Великие Луки, как советовало одно найденное где-то в дебрях Сети описание, а через Бологое. Это уменьшало количество пересадок на 1, позволяло не скакать по Москве с байдами, экономило нам 100 километров пути и неопределённое количество денег, а главное - позволяло выехать ок. 9 вечера и оказаться на месте в 11 утра (великолукский вариант требовал выехать в 4 дня, а прибыть позволял в 12 следующего дня). Но купить билеты мы могли только в пятницу - Катя возвращалась из Москвы ночью в четверг:

КН: Вчера была ещё на работе, кучу дел сделала, жутко хочется спать, голова как чугунок, но надо собираться. Утром докупались на оптовке всякой нужной косметикой и едой.

Ездили за билетами. Покупка билетов напоминала азартную игру практически без правил. Мы занимали очередь в кассы, какое-то время стояли, потом кассы закрывались на тех. перерыв или обед, история повторялась. Потом Коля высмотрел, что в одной из касс кассирша только пришла, и мы уже возникли перед ней, а за нами - целый хвост очереди. Так достоявшись, мы выяснили, что нам билеты не продадут, потому что рано - за 6 часов продают. Пошли домой. По дороге купили Вовке подарок к дню рождения - горелку газовую, маленькую и очень удобную для похода (мы ушлые).

Стоит добавить, что кассирша нас прямо-таки обломала, сказав, что поезда в то время, которое указано в расписании на "Счастливого пути!", нет вообще. Пришлось отзваниваться по ребятам и говорить, что отъезд переносится часа на два (в этом случае мы ещё должны были успеть на поезд "СПб - Великие Луки", который и пришёл бы на место в 11 часов).

ВН: Не буду утомлять читающего описанием закупок продуктов, генераций идей и сборами. Скажу лишь, что ни одного человека, несвойственного нашей тесной компании, с нами так и не пошло, несмотря на лозунги, сборы и прочие выпяченные места.

Особую пикантность отправлению придавало то, что 19-го в пятницу я работал, договорился с зам. начальником, что слиняю в три, в половине второго про меня вспомнили... Короче я просто всех послал подалее и решил отчалить.

Собирались ехать на питерском поезде до Бологого в 20:48. За четыре часа выяснилось, что поезда такого нет. Переполох, перенос отправления на половину одиннадцатого, общий обзвон. Еще через час звонят ребята говорят - все в силе, просто поезд не питерский, а мурманский - не заметили... бывает. Опять переполох... Собрались.

Да-да, именно так и было. Я хорошо подумал и понял, что неверно задал вопрос кассиру: спрашивал билеты на поезд до Питера в 20.48, а надо было - до Бологого. Результат - лишний поход за билетами, свистопляска, нервы. Дурная голова ногам... Отправился за билетами снова, договорившись с Катей, что она подъедет чуть позже.

КН: Вышли вновь за билетами, купили на мурманский поезд до Бологого, ~ 20.30. Сперва этот поезд мы потеряли - по времени искали питерский - не нашли, потом Коля догадался - искать надо мурманский. После покупки билетов - на это раз быстро - я отправилась навестить маму в облбольницу. Чуть погуляли и я убежала. Покидали всё в рюкзаки - и на вокзал. Не опоздали.

Ну, "быстро" - потому что я 40 минут стоял в очереди один... Но - наконец, всё готово, билеты куплены сразу на оба поезда, можно выдохнуть. Уф.

Однако и вправду пора уже на вокзал.

ВН: В половине седьмого за мной (байды лежали у меня) должен был заехать Михаил с отцом на машине. Прилетели они шести еще не было. Отъехали мы как договаривались. В результате его отец готов был извести всех, за то, что его заставили 40 минут ждать. Ладно, чай не впервой. Торчим на вокзале. Чета Назаровых появилась вовремя, Наташка, как всегда - за 10 минут до отхода поезда.

КН: Вовка был сильно расстроенный. Выяснилось, что Мишкин отец подпортил настроение - приехал раньше назначенного срока за Вовкой (байды все у него), а потом ещё и высказал всё накопившееся за 30 с лишним минут. Ждали Наташку. Живописали, что же она будет делать, если поздает на поезд. Она не опоздала, она всегда так приходит.

Пока ждали - мужики за пивом сгоняли. Тверское тёмное - пора привыкать к местной продукции, не в Подмосковье, чай, едем. Ехать мы должны были в 01 вагоне. Услышали, что нумерация с хвоста поезда - и пошли в хвост. Попали.

ВН: Поезд в Туле стоял 14 минут, вагон был известен заранее - роскошь! (В позапрошлом году мы грузились за минуту, да еще пришлось бежать вдоль всего состава). Влезли. Проводница на нас покосилась, но решила не связываться. В поезде публика респектабельная - с югов и мы...

КН: Когда ехали (поезд шёл через Москву), потерялось ощущение пространства и времени. Хорошо. Изголодались как-то сразу и ели колбасу с лавашом, запивая кто пивом, кто - ряженкой. Я знала точно, что в поезде буду спать, постелила новый спальник и залегла на верхнюю полку.

С вещами мы заняли кучу места в вагоне, свободны в основном были верхние места. Я спала, ребята колбасились внизу на боковушке. Долго сидели. В Москве высыпали на перрон. Воздух. Хорошо.

Размещение двух байдарок (4 предмета, в т.ч. одна шкура на коляске) и 5 больших рюкзаков по верхним полкам - удовольствие, конечно, но своеобразное. Особенно для тех, кто свои места по дороге из Симферополя уже обжил, обустроил, обогрел. Но мы, наконец, смогли найти достаточно компактный вариант - правда, для этого пришлось дождаться, когда в Москве выйдет несколько человек. К счастью, на их место никто не пришёл. Ну, а мы, пока дожидались, уселись вчетвером на ближайшую к проводнику нижнюю боковушку и начали привыкать к тверскому пиву.

ВН: Поездка прошла спокойно. Единственным развлечением было лотошников заворачивать, а то они не верили, что это последнее купе последнего вагона ;)

В Москве прослушали лекцию от местного бомжа, что московскую воду пить нельзя, что строить тут нельзя, что жить в Москве тоже нельзя, а менты сволочи ;)

Кроме того, бомж рассуждал о геополитике и судьбах российско-американских отношений. Мы с Катей немного попрыгали по платформе, размяли ноги и пошли спать.

19 июля, суббота

Я в этот день в основном спал. Начал сразу после того, как мы забрались в вагон в Москве.

КН: Проезжали Тверь, причём я проснулась ровно тогда, когда проезжали тот замечательный вокзальчик, на котором мы сидели ночь в прошлом году, прежде чем уехать на осташковском автобусе на Селигер. Эх...

В Бологом оказались часа в 4. Дотащились до вокзала. Наш вагон был последним, и платформа кончилась несколько раньше, в общем, ужас. На вокзале была куча зачумлённых байдарочников. Они поставили палатку там же на вокзале и пели в ней песни. Жуть. Мы вышли в город. Совсем близко через базарчик оказался спуск к озеру. Вот места! На базаре не сняты тенты с палаток. Это нас удивило.

ВН: В Бологом были в 4 утра. С-Перербург - Великие Луки шел что-то около семи.

Маленький грязный стандартный вокзал. Рядом компания немытых детей с таким же немытым руководителем прям в зале ожидания развернула палатку и в полном составе пыталась в нее влезть. Временами оттуда раздавались потуги мучить ненастроенную гитару и что-то прокуренным голосом с блатным акцентом петь. Видимо, детский дом вывозили на зеленя.

Пробежка по окрестностям показала, что в это время суток в Бологом делать нечего (впрочем, как, вероятно, и в остальных городах между 4-мя и 5-ю утра ;)) ).

Наш с Катей поход по Бологому также показал, что цены на продукты здесь выше на процентов 30-50. Мы, конечно, учитывали, что ночь на дворе, да плюс привокзальные магазинчики - и всё же забота о дальнейшем питании стала появляться: продукты мы взяли приблизительно дней на пять, рассчитывая потом закупаться в прибрежных деревнях.

Вокзал в Бологом действительно похож на старый тверской вокзал - скорее всего, и строились они по одному плану: овал посреди платформы, два главных зала. Только в тверском этажи разобрали.

Дождались своего поезда, причём тот проходивший через Тулу поезд, на котором мы поехали бы, если бы не попали на мурманский, опаздывал и до нашей посадки в вагон так и не появился. Везёт нам.

Залезли в свой (опять последний) вагон - и снова спать. Ехать-то часов шесть.

ВН: Поезд подошел по расписанию. Влезли мы в него. Общий вагон, публика отнюдь не богемная. Видно - поезд не южный.

К счастью, народ быстро рассосался, мы смогли сползтись в одно купе. Познакомились с теткой из Питера. Она нас просветила, что то, куда мы едем, это не охвАт, а Охват (с ударением на "О").

КН: Спать хотелось. Пришел поезд, наш вагон был, как обычно, в конце состава, и общий ко всему. В поезде выключилась, едва найдя опору. Как потом выяснилось, с нами ехала славная женщина с котом. Чудо. Вёл себя прекрасно. Хозяйка пока спала - рядом сидел. Я потом, когда она уже вышла, в окошко их видела. Перебралась наверх и заснула мёртвым сном.

Проезжали такие места! Осташков! Это счастье. Пока ехали, разговорились с замечательной тёткой на верхней полке напротив. Она петербурженка, но у неё есть дом в Старой Торопе. Звала к себе, в те края.

Часа через три проснулись - народ потянулся потихоньку выходить, чай понесли, соседки начали вставать. Кот был замечательный - серый, большеголовый, урчал. Когда пришла пора выходить - хозяйка его запаковала в сумку, застегнула наглухо (побаивалась проводника - безбитлетника везёт!). Всё стерпел.

Ещё одна соседка просветила, как что тут называется. Охват, Пёно, ТОропец, куда она и ехала (Старая Торопа на другой ветке). Советовала покупать молоко на рынках, потому что у частников коровы болеют; обещала надавать укропа, если окажемся как-то вдруг в Торопце. На крайний случай - сказала нарвать в огородах. Потому что как же без укропа грибы солить?

Так за разговорами не заметили, как доехали. Единственное событие, достойное воспоминания - в Пёно притащили лещей горячего копчения. Володька сбил цену с 80 до 60 рублей и взял одного - вспомнил, похоже, как мы в прошлом году одного такого под водку уговорили в Осташкове. Сказочно вкусно. Под водку.

КН:
Вышли на "дальней станции"... Красота, ребята из окон вагона грибы видели. Жарко. Хорошо. Пошли озеро искать, нашли быстро - рядом, чуть вниз спуститься.

ВН: Приехали туда часам к 11-ти.

Выпали из вагона. Жарко. Один тюк байдарки развязался. Пока с Мишкой его упаковывали остальные ушли искать озеро ;)

Погода начала радовать сразу же. До озера метров 500 по асфальтированному шоссе - только пути перелезть. Спустились рядом с мостом, перекусили - и к байдаркам. Собрали, даже не слишком заморачиваясь с защёлками ("тайменьщики" знают, что процедура соединения двух половинок каркаса байды редко обходится без молотка и волшебного русского слова. А тут - обошлось...)

ВН: Нашли быстро. Байды собрали тоже быстро. Потом долго и муторно переупаковывали по гидракам вещи. (Вообще, отсюда и далее погрузка - это процесс. Потому как мы с собой взяли Мишку, а всё, что он делает - это процесс :( )

Короче, отчалили что-то около двух дня.

Перед отплытием решили важный вопрос: как же будем делиться по экипажам. С одной стороны, у нас два человека, плававших как капитаны; с другой - расклад таков, что капитанить на двушке лучше мне. Потому что трёшку должны двигать два мужика, командор взялся за неё отвечать особо, как арендатор, а посадить на двушку Михаила с Натальей никто не решился бы - она уж у него два года отматросила... Ну, так и решили - пока мы с Катей на двушке, а там посмотрим. Есть маленький мандраж - и слеповат я, и реакция не очень... Но - делаю отчаянную рожу. Плывём.

ВН: Озеро спокойное. Довольно длинное, но неширокое (относительно, конечно) - метров 600-700.

Прочапали в первый день километров 10 и встали на левом берегу. Изумительный спуск, песочек, сосны. Купались.

КН: Встали на весло. Отплытие не потрясло, как будто само собой разумеется. Озеро Охват очень чистое, кувшинок, лилий много. Поплыли - совсем не страшно. Немного неудобно держать весло на весу. Знакомая паника - смогу ли выдержать, но всё вполне разумно спланировано - решили встать на первой хорошей свободной стоянке.

Проплыли почти всё озеро. Там, где был подъезд - всё занято. Встали на мысу. Место - чудо. Грибы, черника. Пересиливая усталость, сон, после перекуса пошла по грибы. Дождей дней 5 как не было, и подберёзовики оказались суховаты. Несколько лисичек, три белых, один - очень-очень хороший. Нашла его и завернула обратно к лагерю. Все рано разбрелись по палаткам. Нам очень палатка понравилась. От комаров мы спаслись, а ребятам было туго.

Вылезли на берег довольно быстро, через час-полтора. Мысок между двумя заливчиками, пристань идеальная, людей нет. Катя сразу отправилась за грибами, а народ стал смотреть, как я ставлю палатку. Впечатлила. Командор посетовал на отца, который готов покупать вещи, рассчитанные не меньше чем на 30 лет - а я страшно захотел спать. Кажется, сразу же и залёг. К ужину вылез, сварили гречку с тушёнкой, заели лещиком (под купленное на станции пиво - ммм... не совсем то. Или настроение не такое? Кстати, цены на продукты совершенно нормальные) - и я опять ушёл спать. Больше ничего и не помню...

ВН: Ночью появились Комары. Я в этот раз спиралей от комаров не брал - взял свечу от комаров. Судя по цене - это должен был быть полный аналог. Короче, эффект от этой свечи был только в том случае, если комара поймать и в пламя этой свечи сунуть. Другого эффекта не наблюдалось. Сожрали. Еще оказалось, что дожди там, несмотря на болота, не идут, погода отменная и ночи очень жаркие (свитер мне за всю поездку так и не понадобился); под спальник с головой влезаешь - душно спасу нет, вылезаешь - жрут. Назаровым было чуть проще - палатка новая, с противокомариной сеткой. Моя палатка 88-го года, она даже застегивается-то условно...

20 июля, воскресенье

КН: Первый целый день на воде. Утром ели суп из грибов. Экономно. Зачем еду брали? Красиво, купаться хочется, но силы надо беречь. Утром, ещё в палатке, показалось, что мимо пронеслась собака. А ночью Колька меня разбудил. "Шаги", - говорит, а сам - спать. Я лежу боюсь, но потом привыкла, адаптировалась, в другие дни страшно не было.

Супчик был, на мой вкус, жидковат. Лишний раз убеждаюсь в том, что собственные удовольствия надо обеспечивать самому. Я, в общем-то, только из-за этого и стал неизменным коком - когда мы в первый раз пошли в поход и на первой же стоянке коллективными усилиями сварганили нечто среднесъедобное, я понял, что надо брать кухню в свои руки. Мне стало вкусно, да и народ похваливает. Хотя секрет простой - "супы в конвертах" в качестве вкусовых добавок. Нет, разумеется, если продукты сами по себе вкусны, ничего добавлять не надо - смотри только, чтобы воды было не слишком много. Но поди добейся того, чтобы гречка стала вкусной - я и дома- то "пуховую" гречневую кашу сварить не могу, а в походе - и подавно. А вот с добавкой супчика-харчо гречка с тушёнкой идут на ура. Хотя после первой стоянки все пока ещё переваривают зимние жировые отложения - каша осталась. Ничего, забираем с собой.

ВН: Утром собрались, вышли. Скоро озеро кончилось, началась Западная Двина. Река узкая. В истоке, может, метров 40. Течение заметное.

Этого дня не помню. Совсем. Вторую стоянку по дороге домой вспоминали очень тяжело. Как будто у всех память отрезало. Помню, что течение в том месте было существенным, воткнулись между кустами. На стоянке были елки, чернолесье. Оборудованный стол, лавка. Неподалеку слышна трасса, но дойти до не получилось - просека оказалась заросшей, да и не особо старались.

Командор и вправду запамятовал, поэтому кое-что из событий этого дня перенёс в описание следующего. Я исправляю сие недоразумение, но предупреждаю: в его отчёте все последующие отрывки следуют как описание 21 и даже 22 июля. Хотя было это именно 20.

КН: С места было жаль уходить. Такое уж оно богатое, красивое, настоящее. Ощущение от этого места обещало нечто абсолютно необычное, непредсказуемое, но дальше всё было немного проще.

Собирались мы быстро. Хорошо уложились, не то что вчера. Нужно было понять, что к чему. Ребята собирались долго, сколько времени на это ушло! Ну да ладно. Пошли. Вскоре вошли в Западную Двину. Поначалу очень славно, течение почувствовали: мы плывём, и река нас подгоняет. Вышли в деревне купить пива и спирали от комаров. Пиво новгородское - чудо. От комаров - ничего. Люди очень славные. Беззлобные.

Сразу после входа в реку обнаружилась моя проблема - управление лодкой я понимаю только как сильные гребки с одной стороны. В результате мы не вписались в один поворот, достаточно крепко налетев на растущие в воде кусты. К счастью, никаких потерь для шкуры. Плывём, течение сильное.

Ещё до нашего отхода мимо мыска прошла группа на синих байдарках. Когда мы подходили к деревеньке, рассчитывая купить "Раптор" и тортик на день рождения командора, мы видели, как они же отчалили от деревенского пляжа. Командор вылез и попытался объявить сухой закон. Для его вразумления вместе с ним в магазин пошла Катя. Вернулись с пивом, тортиков и спиралей нет. Двинулись дальше.

КН: Плывём. Речка сузилась, деревья по берегам, сосен много, ёлки. Гриб с байды разглядели, Вовка за ним лазил. Плывём в счастливом неведении, смотрим - Вовка вперёд кивает - мол, шум слышите?

Шум слышим - водопад, что ли? Нет, порог. Кто первый пойдёт? Ребята решились. Оценить ситуацию может только тот, кто в ней был когда-то. Поначалу совсем непонятно, кажется, что ждёт тебя неминуемая гибель. Волны непонятные, как, что... В берег носом вписались. Отлегло - земля рядом. Рядом была не только земля - куча валунов, мимо которых мы (чудом!!!) лавировали. Вышли. Губа верхняя трясётся, пока остановиться не могу. Адреналинчик не то слово. Но, ужас! - понравилось. И уже скучно дальше плыть - где же порожки?

Ребята прошли по основной струе, мы следом за ними, немного отстав. Порог делится на две ступени поворотом реки градусов на 60. Первую ступень прошли нормально, а после поворота нас выносит на берег, и моя бешеная гребля нас к берегу только приближает. Опять поцеловались с берегом. Вовка показал, как поворачивать без гребли. Осваиваю новый метод. К счастью, река даёт для этого возможности: поворотов много, к тому же островки, которые приходится обходить, да сильное течение. В основном, справляюсь.

Вообще, речка куда интереснее Пры, на которую мы ходили в позапрошлом году. А после порога я понял, как человек в байдарке может кильнуться. До сих пор ничего подобного не испытывал. Хорошо.

ВН: Часа в три просвистели первый порог. На удивление острые ощущения. Хотя по описаниям порог простой. Правда простой - несколько высоких стоящих валов. Несколько раз зарывались носом, но вода стояла высоко - без потерь.

Прошли еще несколько подобных порогов. Показался город Адреаполь. Аккурат между двумя мостами в черте города еще один порог - покруче, с прижимом к правому берегу. Разобрались поздновато, нашу "Таймень"-тройку попыталось протащить лагом по валам. Хлебнули воды через борт, но вышли нормально. Назаровы на двойке прошли почище - она короче, ее развернуть легче.

У моста вышли на берег - пошли в магазин. Вообще, тактика иметь с собой продуктов на 2-3 дня оправдала себя полностью! У моста нас ждали москвичи. Похихикали о том, что, мол, не ожидали порог в центре города? Спросили их о стоянках и о новых порогах (они здесь уже ходили и имели свое подробное описание). Оставили их позади, пошли вперед.

КН: Плывём к Андреаполю, подошли во второй половине дня. Пошли в город за ряженкой и опять-таки за спиралями от комаров. Последние, по закону подлости, конечно, не купили. Пока мы с Володей шастали - ребята познакомились с группой байдарочников-москвичей и разведали у них, где какие пороги нас поджидают.

Кстати, до Андреаполя долго плыли уже явно в городской черте, народ с тылов огородов купается. Речка мелкая, здорово. В центре города - порог. Мы с Колей его прошли нормально, а ребята его проглядели, да мы как-то не предупредили - думали, не заметить трудно, да ведь нет. Ну, ничего.

Москвичи как раз и были теми, кто плыл на синих байдарках - мы их пару раз нагоняли, в Адреаполе, наконец, обогнали. Три RZ, две "двушки" и "однушка". Всего 9 человек, в том числе 3 совсем мелких ребёнка. Трое из москвичей ходили по этому маршруту и раньше, так что могли нас просветить. Главное, о чём они нас предупредили - сразу после города Западная Двина будет обнос, а потом - шивера и три ступени порогов, на которых постоянно порются байдарки. Поэтому приходить в Западную Двину следует пораньше, чтобы успеть всё пройти. Москвичи искупались и отплыли, а мы дождались наших закупщиков, рассказали им обо всём, пошли дальше. Вскоре вышли из города и увидели стоянку москвичей. Покивали друг другу, плывём.

КН: После Адреаполя руки уже не поднимаются. Коля мерно гребёт. Плывём. Наталья, смотрю, тоже сникла. Долго-долго плыли до стоянки. Остановились в ёлках. Место очень уютное, только тёмное очень, и комары чумовые. Мазались кремами, да что толку. Ужинали, чуток попели. Мишка с Володей рыбу ловили: "счастливые, слепые и глухие, такие непохожие на нас".

Под конец Катя уже почти не гребла, нашу байду двигаю вперёд я. Берега глинистые, заросшие травой, удобного подъёма нет и нет. Это не Пра и не Селигер, где по песочку можно забраться на берег через каждые сто метров. Если и есть спуски, то рыбацкие, оборудованные для себя, байдарки на них не затащишь. А идём уже часов шесть...

Наконец, разглядели оборудованный спуск со ступеньками, пристали. Течение сильное, так что нам с Катей пришлось повозиться с управлением. Нас поймали и привели к месту высадки. Выгрузка, разборка, палатка. Солнце уже за лесом, так что прохладно. На стоянке - скамейки, стол, дрова заготовлены. Явно рыбацкое место.

Утреннюю кашу - в котелок, подсыпал риса и забросил харчо. Сварил, поели, выпили новгородского пива - очень вкусное. Устал, пошёл спать. В палатке хоть комаров нет...

21 июля, понедельник

Снова проснулись довольно поздно. Вернее, я встал часов в 9, пробежался по кустам и, не видя оживления среди прочей публики, залез в палатку снова. Так что встали около 11.

КН: У Вовки - День рождения. Комары не стихают, мокрые вещи плохо сохнут. Чуть прошли вглубь леса - куча черники - только собирай. Коля нашёл пару подберёзовиков. Магистраль где-то неподалёку - только слышно, но подъезда к нашему месту нет, оттого оно ещё более комфортное.

Вовка ловил рыбу, так что первые поздравления мы завопили шёпотом. В восторг это его не привело - если такое начало, что можно от нас ожидать потом.

С жадностью смотрела на воду, но плавать было невозможно - течение очень быстрое, речка в ширину не более 15 метров. Напротив в высокой траве ребята цаплю видели.

Пока дожидались конца рыбной ловли, прошли вглубь леса. Дорога оказалась железной - видел поезд. По лесу протоптаны тропинки, но народ ходит не слишком часто - есть и грибы, и ягоды. Сваленные деревья заросли мхом, ступаешь по нему, как по шубе.

Рыбаки наши, наконец, удовлетворились пятью плотвичками; а мы пока сварили макароны с тушёнкой. Наталья недовольна - не любит она макароны. А куда денешься с подводной лодки... Рыб выпустили - ничего из них приготовить невозможно.

ВН: С утра встали, пока ели, мимо прошла группа на байдарках RZ. Москвичи. С дитями. Позднее мы с ними познакомились - оказались отличные люди. Вообще берега очень слабо обжитые, турья мало. Рыбаки только в тех местах, где есть подъезды. Приятно.

С утра снялись. Это было 21-е. Шли до ближайшей стоянки получше. Течение сильное. Километров через 15 по правому берегу сосновый лес, высокий берег и срезанный бульдозером спуск к воде.

Мы загрузились и отплыли от стоянки в час, ребята - ещё через тридцать минут. Время волновало не очень - за прошлый день прошли километров 30- 35, что для первого дня гребли изрядно. Руки побаливают, но уже начал входить в походную норму. Пузо спадает. Обогнали приставших на дневной перекус москвичей.

КН: В это день решили встать в хорошем месте на днёвку. Собрались, плывём. А сил как-то мало, и вышли опять поздно, так что плыть не очень-то хотелось, и настрой был - отдохнуть. Ну, праздник же, в конце концов.

Плывём. Стоянок вообще очень мало, то, что попадается, не привлекает. Течение приличное, и мы в одном месте сели в траву - посередине речки росла островком маленьким травка такая. Вовремя не сориентировались повернуть, несёт нас на неё, считанные секунды - сидим. Течение кругом ого-го, ребята тоже прикольнулись. Забавно очень. Это был симптом: вставать пора. Тут же мы и причалили. Одна из первых высотных стоянок - сосны, дорог только много.

Заглядевшись на стоянку, не успел выбрать, по которому из рукавов идти. Сели на траву, но ничего страшного - вылез, оттолкнулся ногой - и к берегу. Подъём крутой. Ребята вылезли - говорят, встать можно, два кострища, дороги. Но - понедельник, отдыхающих быть не должно. Вылезаем, перебрасываем вещи наверх. Свалили в кучу - и мы с Катей пошли на разведку по одной из дорог.

ВН: Встали. Начали готовиться к празднованию. Минут через 40 над нами прошел вертолет и сел где-то рядом за деревьями. Почти тут же взлетел и убрался восвояси (кого-то высадил).

КН: Занесли байды, минут через 15 рядом садится вертолёт. Пошли в разведку, оказалось - база МЧС. Ну и встали... Но что делать, стоим. Друзья наши, проплывая мимо нашего места, похвалили выбор, дальше пошли. Место шикарное, высокое, всё отлично сохнет, воздух!

Да, уходить с места после того, как полчаса задирали вверх байдарки, совсем не хотелось. Хотя стало ясно - это место, освоенное МЧСовцами. Ну, раз кострища два, можно уместиться.

ВН: Примерно через час пришли двое, что-то поискали в лесу (какие-то травы) и ушли. К вечеру заявилась целая компания, которой было скучно. Выяснилось, что это... МЧС, что их сюда на базу забросили, они тут дежурить будут, долго извинялись, что рыбой нас не накормят - не наловили еще ;)) Бравые ребята - пытались купаться, но течение будь здоров, не до шуток - уносит.

До ужина далеко, я опять пошёл на разведку. Выяснил, что все дороги ведут к МЧС, что неподалёку старица с тучей комаров, а совсем рядом - поляна с земляникой. Набрал горсть, пошёл назад. Там народ развлекается: Вовка с Натальей палками размахивают (командор у нас фехтовальщик), Мишка меня пошёл искать (следопыт!), Катя штопает что-то. Однако пора и за ум браться.

КН: Назрела необходимость уделить себе больше времени - мы с Натальей отправились голову мыть. Ребята на хозяйство. Гости при параде (чума). Подарок наш ждёт своего часа. Ужин был наивкуснейший. Коля там чудесил, картошка с тушёнкой и фасолью, оливки, огурчики. Вкусно! И красиво кругом так, что дух захватывает. Вовку мы порадовали и сами порадовались. Он не ожидал, повеселел. Здорово день рождения летом, в походе.

Мда, картошка + тушёнка + фасоль в томатной пасте пошли хорошо. Да ещё у нас оставался спецресурс - сало, копчёное собственноручно Михал Викторычем (или семьёй его - уж не помню). Ели мы его и раньше, да похваливали - но вот, дожил кусочек и до торжественного момента.

КН: Пили припасённое Вовкой ещё в Туле вино. Вкусно. Пижонство - пиво лучше. Песни пели. Вскоре, как запели, МЧСовцы на стояночку рядом приходить начали, костерок развели. В диких условиях всегда есть небольшой напряг - что ждать от чужака, но эти люди были очень славные. Интересовались - откуда мы (нет ли пряников?), извинялись за то, что не могут ничем угостить и за брань. Но вели себя вполне нормально. Хоть и рядом, а беспокойства от них не было. Сказали, что видели нас с вертолёта, когда мы плыли. Класс. Всё под контролем. И МЧС за тобой по пятам.

Вечер удался. Горелочка наша Вовку обрадовала - он такого точно не ожидал. Тем более что умещается она в коробочку размером с небольшую книжку (без баллона, конечно). Поставили на неё воду для чая - не очень быстро, но вскипятила. Мы пока песни поём да на соседей посматриваем. У них коптильня, огонь выше головы. Один - самый гостеприимный - извинялся, что только приехали, да без машины: оказывается, у них тут место для туристов прикормленное, они и на озёра их возят рыбу ловить, и наливают, отпускают... Угомонились быстро, часам к 10. Скоро и мы спать пошли.

22 июля, вторник

Воодушевлённый вчерашним командор решил использовать подарок по назначению - разогреть сонливые экипажи. Поэтому он встал ни свет ни заря и начал варить. Макароны.

Горелочка оказалась чуть-чуть слабовата - два литра воды грела чуть ли не час. Правда, котелок не был накрыт крышкой - и всё-таки это слишком. Поэтому повод будить всех остальных появился у Владимира свет Юрьича часам к 10. Ну, мы так и встали. Срочно завалили макароны тушёнкой и позавтракали. Наталья страдала...

КН: Утром стало понятно, что макароны с тушнёй - это для завтрака ужас. Поклевали.

Фотографировались под корешками сосны, как в "Властелине колец" хоббиты. Интересно, что получилось?

По плану мы должны были чуть-чуть не дойти до города Западная Двина, чтобы назавтра с утра свежачком встретить обнос, шиверу и пороги. Идти предстояло долго, так что вышли сравнительно рано. Ну, для нас...

Река на этом участке была наименее интересная - в основном, луговины. Небольшое разнообразие вносили постоянно возникающие островки и цапли, которых мы всё время спугивали. Ещё одно развлечение - слепни, налетавшие, как только стихал небольшой ветерок. У Кати на спине - тёмная футболка - постоянно ехали 3-4 подлых мухи. Но не кусались. Кусались те, которые летали вокруг - ну, мы их рыбкам скармливали.

А солнце пекло изрядно. Катя очень предусмотрительно взяла с собой крем от загара, так что нос и уши, обычно сгоравшие у меня на воде, в этот раз были в безопасности. Рубашку с длинным рукавом я и не снимал - помню, как на Пре руки до язв обгорели...

ВН: Да, за эти три дня мы обгорели до безобразия. Народ поотковыривал одежонку с длинным рукавом и дальше плыл уже в ней. В первый же день я перевел свои штаны в позицию "шорты", а штанины болтались без дела. На третий день Наташка эти штанины выпросила и использовала как нарукавники у конторских работников :).

КН: Долго отходили. Привыкала плыть. Очень вдохновлял пейзаж. Особенно запомнились деревья, корешки которых почти совсем размыты водой, и деревья как будто держатся в воздухе. Сюр такой...

Ещё первый раз видела норки ласточек, как в детском мультике - в глиняном береге, много их, славные. Шли хорошо в этот день, много. Начали искать стоянку, оказалось, проблема.

Границей, за которой должен был начинаться город, для нас были два моста, судя по карте, разделённые несколькими километрами. После нескольких часов пути мы, наконец, миновали первый мост и начали искать место для стоянки.

КН: Встретившиеся москвичи зазывали нас к себе на стоянку, предупреждая, что в двух часах - Западная Двина, но мы всё же отправились дальше. Кругом луговина - не встанешь. Уже устали, силушки нет. Не раз пытались пристать, но всё не то. Наконец, измождённые, встали там, где хотя бы байды реально поднять. Тоже луговина.

ВН: Вечером прошли разрушенный мост. Других стоянок не предвиделось - вылезли у на отмели. Встали на луговине. Высокий берег. Очень высокая трава. Байды еле вытащили. Шалаш рыбаков. Накатанная дорога.

Встали. Дорога кончается почти сразу. Видимо, накатали ее тогда же, когда мост был цел. Грибы. Вообще там куда ни встань - везде грибы.

Вечером к комарам прибыло подкрепление из оводов. Нас сожрали. Сейчас пишу, а руки и спина все еще чешутся ;)

В итоге мы шли часов 6. Второй мост оказался развален, но сразу за ним была очередная рыбацкая стоянка. Это был самый пологий подъём из тех, что не были заняты, да и пристать хотелось смертельно. Зато сразу за мостом - отмель. Искупались. Потом решили немного погулять - Мишка пошёл за водой (по карте до деревень было недалеко), мы с Катей - в лес за грибами. Точнее, я - в лес, Катя - за грибами...

КН: Подосиновик сразу попался. Устали хорошо. Поманило в лес, мы с Колей решили чуток пройтись. Осины, в основном. Зашли в лес. Показалось - ничего. Начали выходить на просвет, смотрим - огромные подосиновики. Людей, видно, в этих местах часто не встретишь, по крайней мере за грибами они сюда не ходят. Набрали грибов. Большие, к сожалению, были червивоватые, но маленькие мы сварили. Устали очень. Спать, спать.

Миха вернулся очень быстро - никакого прохода к деревням тут не было. Да он ещё и в болото залез - решил спрямить...

Ну, хоть и устали, а поесть надо было. В этот раз за грибной супчик взялся уже я. Добавил к грибам два пакета грибного супа от "Русского продукта" - густота что надо, можно есть.

Когда заварил чай, проволока, на которой держался маленький котелок, не выдержала - хорошо, что никто не обварился. Но чай грели по-новой.

Я снова полез спать раньше всех. Им-то всё равно, где их будут кусать комары - в палатке или на воздухе. А в нашей палаточке живности нет...

КН: Среди ночи - со свистом и скляночным звуком метрах в десяти (?) над палаткой просвистел снаряд и с жутким гулом, ухая, удалялся за реку. Через некоторое время - второй, но подальше - в той стороне, откуда приплыли. Очень страшно. Никто же не объяснит, что за чума: война, испытания или что? Я села, сердце стучит, оделась, вроде готова, но к чему? Плыть или что? Потом так и заснула.

Боевое крещение прошли. Потом выяснили, что это, скорее всего, браконьеры, но раскаты от ударов можно сравнить с ракетой. Ну, слава богу, живы.

ВН: Ночью нас переполошил взрыв. Бахнуло где-то совсем рядом. И очень сильно. Из палатки я выскочил, но в свете фонаря что-либо разглядеть не удалось. Когда добежал до берега, еще раз рвануло, но то ли дальше, то ли звук в другую сторону ушел.

Взрывы слышал. Но вроде как рядом не стреляли - вылезать не стал. И спать очень хотелось... Хотя потом всю ночь война снилась да всеобщая мобилизация. Почему-то во Владимирской области...

23 июля, среда

ВН: С утра выясняли, кто что слышал. В нашей палатке показалось, что звук пришел слева, Назаровым - что справа, но зато Катерина вроде бы видела вспышку и нечто над нами пролетающее. (У них палатка более прозрачна, хотя со сна и не такое примерещится.) Вероятно, рыбу глушили. Но где, кто, почему ночью.... Короче, странное место.

С утра, как всегда, солнце. Вообще погода была отменная. Это в Туле каждый день грозы. Уезжал грозы - приехал - опять грозы. Аж надоело :(.

Мы снова смогли встать довольно рано - и ночь беспокойная, и ожидающие нас за Западной Двиной пороги подогревают... Позавтракали, вышли. Москвичи вчера сказали, что город часах в двух хода; после этого мы шли ещё час. Начинаем ждать город. Первые его признаки - столбы электропередач, тропинки - появляются примерно через полтора часа (как позднее выяснилось, москвичи использовали слова "два часа", чтобы сказать "не очень много, но сколько - не знаю").

КН: Не так долго - и мы в Западной Двине. С белой завистью смотришь на загорающую ребятню, которая из речки не вылезает, почти везде мелко, не страшно. Бывает картинка - человек взрослый посреди реки, и воды ему только по пояс. Так-то. Лягушатник.

Начались аисты! Это, конечно, чудо. Во всех деревеньках, которые мы проплывали, на водокачках гнёзда аистов, и часто один сидит рядом на столбе. Меня это зрелище приводит в восторг.

Прошли полгорода и решили пристать сразу за железнодорожным мостом. Надо прикупить немного еды, пива - и СПИРАЛИ от КОМАРОВ. Я и Мишка остаёмся сторожить байдарки, остальные отправляются в город.

ВН: В тот день дошли до города Западная Двина. И отправились на его разграбление. Говорят, что по лесу водят лешие, а по городу - местные жители. Короче, давненько я так не плутал... Часа эдак два с половиной. Купили, конечно, всё, что хотели, и даже больше, но так нас поводило, ни в сказке сказать...

КН: В Западной Двине - приключение-наваждение. Пошли за покупками с Володей и Натальей. География совсем не очевидная. На вопрос "Как пройти" местные говорили долго и туманно, размахивая руками в неопределённые стороны - в общем, всё ясно. Плутали, особенно обратно. Спирали от комаров, конечно же, не купили. Они вообще на глаза показались только сразу же после последней ночёвки. Купили всё необходимое. Потрясло огромное количество котов. И все - белые.

Ждали мы наших фуражиров долго, Мишка даже заснул, накрывшись трапиком от солнца, а я развлекался кормёжкой рыб. Мальки сновали прямо у берега и хватали с поверхности воды всё, что могли вязть в рот. Ели даже траву - сочные кусочки из сочленений.

Потом ещё забава - пришли детишки не то с матерью, не то сестрой и двумя собаками. Одна, рыжая и худющая, сновала по округе в поисках еды, вторая, мелкая и лохматая, в прошлой жизни была археологом - методично рыла песчаный берег и обнюхивала всё, что удавалось извлечь.

Наконец наши засланцы вернулись. А время уже - четвёртый час... Москвичи успели нас обогнать. Войдём в порог пораньше, ничего не скажешь...

КН: Когда подошли к байдам, рядом с ребятами расположились местные детишки с двумя собаками. Одна - очень скромная, другая не стеснялась просить еду. Дети пытались её отозвать, но зов желудка оказался сильнее. Мы угостили её пиццей.

Дальше плыли до завала на выходе из города. Байды пришлось обносить.

ВН: В Западной Двине была когда-то своя электростанция. И плотина. Сейчас там остался домик без окон и остатки плотины, сильно разрушенные. Пройти ее на байдарке невозможно. Обнос.

В процессе обноса выяснилось, что у москвичей, которые тут детей домой проводили - впереди порог посерьезней намечался - мужик ногу стеклом пропорол. Они его ждали. Это было часов в шесть вечера. По их описаниям, ближайшая стоянка была километрах в 20-ти.

Они встали тут вынужденно, мы - за компанию.

Дойдя до места обноса, мы выяснили у москвичей, что порог вовсе не сразу за ним, а "часа через два". И стоянок до того места не будет... Скрепя сердце и скрипя зубами, командор дал добро на стоянку фактически в городской черте. Лагерь разбили совсем рядом с москвичами.

Поскольку встали очень рано, делать было нечего. А Катя рассказала, что они пытались закупить не только пиццу, но и курицу гриль, да только та была ещё не готова. А вот теперь-то, мол, самое время... Сидеть не хотелось, и Катя, я и Мишка отправились добывать птицу счастья.

КН: Хотелось прогуляться в город. Мы с Колей отправились, и Мишка. В первом магазинчике купили отраву-колу и по дороге отправились в центр. По ощущениям, до центра было километров 10 (по опыту дневного похода - всё далеко). Эта мысль пугала, но мы не сдавались. А ребятам так вообще впервой. В городе куча огромных машин. Идти забавно: как бы себе ни представил город - всё будет иначе. Народ местный прикалывался на наши (мои - точно) покусанные ноги. Ну да ладно, когда ещё таким подивишь?

К удивлению, центр города был ближе, чем казалось. К вечеру всё опустело. В местном парке обещали танцы по средам, как раз среда была. Центральная площадь. Всё как будто из прошлого: Ленин и т.п. Гостиница двухэтажная малюсенькая. Город сильно давал ощущение попадания в другое, прежнее время - всё проще, милее. В магазине взяли местную газету - в ней статья и рисунки предметов (оружие), которые в случае нахождения брать не следует.

Что поразило меня - прекрасные дороги. Если бы в центре Тулы были такие, наши автовладельцы администрацию на руках носили бы и от бандитов защищали бы. А тут - райцентр... Но много богатых новых домов и большегрузных машин. А пока мы сидели у жд моста, по нему всё время гоняли цистерны - нефтеперерабатывающий заводик тут есть. Знают люди, на чём деньги зарабатывать и на что их тратить... Если бы все райцентры у нас так выглядели - вот тогда бы можно было говорить о приличной жизни...

Дошли до центра города - киоск с курами, разумеется, закрыт уже, но мы подкупились ещё кой-чем - а возвращаться назад не хочется. Всё же километров 10 до центра мы прошли... Но по дороге мы видели, как мужика с пропоротой ногой везли на такси - а значит, и мы можем прокатиться. Узнали - стоит это удовольствие 30 рублей. В Туле за такие деньги никто не поедет, а тут - извольте. Приехали.

ВН: К вечеру мужик вернулся. Ногу зашили, просили не мочить (тот, кто хоть раз в байдарке сидел, поймёт весь юмор ситуации). Они решили дальше идти по половине дня.

Из общения с москвичами. У них заводила - дед. Ему уже 70, заядлый турист, обошел всё, что можно. Всегда встает в 7 утра, варит кашу, после чего будит остальных. Уходят очень стабильно в 10-11 утра.
Мы же никак не могли сойти с городского ритма - ночью колбасились, утром вставали поздно. Да еще собирались долго.

Колбасились и в этот раз, поскольку главной покупкой, которую сделала первая команда, оказалась литровая бутылка "Швепса", приобретённого за... 12 рублей. Командор тоже долго не верил, переспрашивал цену, но продавцам надоело уточнять, и они отдали за 12 р., хотя двухлитровая бутыль того же чуть ниже стоила за 30... Но всё это удовольствие ничего бы не стоило, если бы больше ничего не было. Однако у нас было... и пиво. Решили приберечь спирт до завтра.

24 июля, четверг

ВН: Несмотря на такую неудобоваримую стоянку - в черте города - никто нас ночью не потревожил, и даже коровье стадо пастух утром обвел стороной.

Короче, вышли, как всегда, около часа.

Позавтракали рисовой кашей на молоке. Ну, варили-то её на воде, конечно, но потом, когда рис сварился, добавили сгущёнки. Командор похмыкал на это блюдо, но надо же было начать вести здоровый образ жизни после пива... Да и идти предполагалось недалеко - часа через два пороги, а после них вроде как сразу надо вставать, потому что потом стоянок не будет долго. Это всё соседи рассказали.

Они ушли часов в 10, я им помог одну байдарку до воды дотащить - из носильщиков у них один дед остался. Ну, а мы ещё долго собирались...

Ещё москвичи сказали, что порог будет сразу за автомобильным мостом. Идём и посматриваем, когда же... Вот уж новую стоянку москвичей проплыли... Спрашиваем, когда мост - отвечают "часа через два". Хотя мы уже два часа плывём. Вот тут я и понял, что "часа через два" переводится как "спроси чего полегче".

КН: Беспокойно. Плывём. Чтобы унять беспокойство, попробовали петь - ещё и от усталости помогает. Сначала пели что-то камерное, потом оторвались на "Браво". Полегчало, юность-молодость вспомнили. Деревеньки славные проплываем. Шивера.

Плывём, уже устали. Катя приуныла, начала себя песнями веселить. Дискотека 80-х... "Браво" сюткинского разлива я даже подпел. Повеселело. Трёшку обогнали, идём впереди метров на 300. Они тоже поют, но что-то пионерское.

Наконец видим мост. Времени уже часов пять... Мост бетонный, но построен на месте деревянного - значит, сваи торчат. Да ещё бревно подтопленное посреди прохода. Мы прошли нормально, ребята за нами на него чуть-чуть присели. Но не страшно - страшнее пороги, которые нам обещаны.

Прошли километра три - нет порогов. Ну да, камушки, течение посильнее... Неужто вода такая высокая? Хорошо! Расслабились, решили перекусить, не вылезая на берег. Катя бутерброды намазала, раздала. Собираемся есть - шумит. Приплыли.

ВН: Этот день запомнился порогом. Стояла бы вода пониже - чинить бы нам байды...

Три ступени, с поворотами в русле, с валунами, большая часть которых на поверхности не видна... Скорость течения километров 15 в час. Изумительные ощущения.

Прошли без потерь. Старенькой "тройке", что я у друзей брал, видимо, просто повезло - пара камней была наша, но, наверно, гладкие, не пропороло. Хотя я их оба раза очень остро своей пятой точкой прочуял (я на кильсоне без сиденья сидел :) ). Назаровы шли на моей "двойке" - их спасло, что в свое время я днище по стрингерам проклеивал вторым слоем резины. Основная шкура уцелела.

КН: Решили пожевать - бутерброды плавленым сыром намазали. Дрейфуем. Жуём. Ресторан на воде. Даже лучше - условностей меньше. Душевно.

Доесть не успели - выяснилось, что входим в пресловутые пороги. Наталья, дабы продлить удовольствие, бутерброд в рот - не стала спешить есть, а положить некуда, так она с бутербродом во рту порог проходила. Прошла - доела.

Делать почти ничего не пришлось - байдарки несло по основной струе, мы их только немного разворачивали. Весла по камням стучали... Несло - аж дух захватывало. Вода на нос захлёстывала. Всё просвистели минут за 10.

КН: Весёленькая водичка. Усилия нужны. Вроде справляемся. Вышли. Ничего пока.

Ещё один порог - видно, посерьёзней. Ребята впереди. Встречной волной хорошо обдало. Терпимо. Главное - хорошо грести, не отдать лодку волне. По бокам - валуны. Мощно. Справились. Рады. Расслабились слишком рано. Уже после порога чесанулись о валун.

Вроде всё прошли, вынесло нас к берегу, расслабились. Идём мимо островка, проходим под берегом. И тут раз - зевнули. Между берегом и островком - камень. Обойти можно было, если бы заметили, а тут пришлось проверять резину на крепость. Выдержала, хотя мне по ноге камень проехался вполне ощутимо. Легко отделались.

КН: Устали. Удивились, что вышли. Накопившийся страх ушёл, нужно хорошо отдохнуть. Радостно, что реально справиться с такой водой. А теперь до стоянки.

Ну, пора и отдохнуть. Время - около шести. Стоянок нет. Идём ещё час. Командор и его команда совсем приуныли, пробуют вылезать даже там, где байдарки не поднимешь. Мы с Катей ушли вперёд, искать приемлемое место. Видим - речка впадает, за ней - оборудованная стоянка. Пристаём.

ВН: Встали на месте впадения Велесы в Западную Двину. Дубрава. Гроза. Первая.

Всем грозам гроза. Другого берега не видно. Капли крупные, по пленке лупят... И одновременно солнце. Три радуги одновременно. Никогда до этого не видел. Две в небе одна под другой, третья - прям перед нами, видно, где в приплёс упирается.

В этом месте комары не прятались даже днем...

Только все вылезли из байдарок - ливень. Вещи - под плёнку, сами - под другую. Смотрим, любуемся, мёрзнем.

КН: По глади воды барабанило просо. Красиво. Уходит эффект глубины речки. Прячемся под клеёнкой. Тепло, весело, комаров нет!

Дождь быстро стих, но с деревьев ещё капает. Разворачиваем палатки - нашу побыстрее, Вовкину подольше... Переоделись - можно жить. Правда, комары...

Наталья выполняет свою историческую миссию - низводит огонь на сырые дрова. Правда, не без помощи сухого спирта - мы, конечно, знаем, что разожжёт из без него, но лишние 30 минут ждать не хочется... Варим кашу - и оприходуем "Швепс" со спиртом. Идёт хорошо, но я быстро отправляюсь спать. Потому что кончилось...

25 июля, пятница

Адреналиново-спиртовой раствор творил ночью с сознанием нечто странное. Сначала Катя разбудила меня словами "Мы плывём". Я решил, что палатка протекла, пощупал - лужи нет. Заснул снова. Увидел странный сон про несколько богатейших книжных магазинов, открывшихся в Туле, причём на пятачке размером с полквартала. Утром рассказал - оказалось, что Кате снился огромный супермаркет, а Вовке - склад с деталями байдарок...

КН: Усталость сказалась. Ночью чувствую, что палатка стоит на воде. Говорю во сне: "Коля, мы плывём". Похлопала рукой по дну палатки - земля. Всё в порядке. Отпустило.

С утра возник вопрос - как жить дальше. До Крестов ещё около ста километров, а до вторника - только четыре дня, из них день нужно оставлять на дорогу. А командор вошёл во вкус, да к тому же не хочет появляться в Туле до конца следующей недели - на работу загребут. Но и у Кати особого выбора нет - либо мы в понедельник в Крестах, либо она нынче вылезает в кустах... То есть в Шишово, как по карте прикинули. Коллизия.

КН: Местечко тёмное, болотистое, окопы да воронки. Липой сильно пахнуло, когда чуть дальше прошлась.

Затеяли разговор об удлинении похода. Я - человек подневольный, быть в назначенный срок должна. Возник вариант сегодня мне уехать. Абсолютно неожиданно и неприятно.

Совершенно ясно, что никаких отъездов сегодня не будет - значит, надо упираться три дня, там посмотрим. Вовка не слишком доволен, проехался по вчерашней рисовой кашке, мол, на такой не угребёшь. Нет проблем - кидаем в гречку банку тушёнки - греби без забот.

Катя загрустила - для похода самое то. Стал быть, надо спасать человека. Резво собираемся - плыть нам сегодня и плыть...

КН: Москвичи приплыли, когда мы уходили. Пропоролись.

Только мы залезли в свою двушку - подходят москвичи. Они на порогах сломали стрингер. Деревяшка... Ну, они сюда, а мы отсюда. Попрощались - пошли.

ВН: Дальше река широко разливалась, да на рукава, да с островами. Везде мелко. Появились рыбаки. Гроза нас пыталась догнать, но река петляла, обходила облака по краю, и хотя мы все время видели дождь, на нас так и не брызнуло.

Пока плывём - решили с Катей, что нам надо идти сегодня вперёд, пока хватит сил - матрасное настроение командора и на команду его распространяется.

Заметил, что чем ближе к деревням, тем больше цапель. Видно, совсем необжитые места их не интересуют. Пристали около деревни Брод, решили воды набрать. Я с Мишкой - в байдарках.

КН: Цапель сколько сегодня! Вышли в деревне с тёмным каким-то названием за водой для питья. Вид из самой деревни очень красивый. Дальше единодушно решили закупиться в близлежащей деревне пивом да молочком.

От Брода до Севостьяново - километров 5. В Броде магазина не было - дошли до Севостьяново. Народ дружно решил, что пора травиться - заказ на сушёных кальмаров или чипсы. Ну, и к ним...

КН: Пошли Коля, Мишка, я. На водокачке аисты втроём, один на столбе - не вместился. В магазине купили пиво, кальмаров, овощи и спросили - нельзя ли где молока купить. Поднялась тётенька, сказала - у неё можно, пошли. Славная. Речь шустрая, с матершиной, но не выглядит как брань, слушать забавно. Она нас звала сено убирать, баньку обещала... Ах, время, время...

Лиде за 50, хрома и кривовата, но энергия так и прёт. Сразу узнала, откуда мы (ласково так "ну ни х..а себе" пару раз повторила), где был дождь, что едим, заставила пропустить машину, встав с той стороны, где меньше пыли, предложила пожить у неё, рассказала, что детей у неё нет, а племянники из Москвы только-только уехали, из Тулы, ну ни х..а себе, молочка, картошки, пойдём, а, закрыто, выходила с заднего двора, ушла в огороды, отперла калитку, вот банька, может, останетесь, сено поможете убрать, ну, раз предложила, уговаривать не буду... - У вас и кошка есть? - Кошка? Шесть!

КН: Дом у неё настоящий, коты, атмосфера двора, я даже внутрь попала - бутылку для молока мыла. На террасе бардаковато, но в доме порядок и чистота, мило - половики, время заметно только по плакату Деми Мур.

Очередную тираду высоким слогом услышала, когда переливала молоко и чуть разлила.

За три литра молока Лида запросила 30 рублей - у нас 50, но мы сразу договорились, что на сдачу - картошка. Рассчитывали штук на 10 - нам много и не надо. Лида послала своего мужика - не, не муж, давай, чего ты там, ждут люди - в подвал; мужик явно помоложе её лет на 10, хотя уже почти совсем седой.

КН: Отдали деньги, на сдачу мужичок её нам кучу картошки наложил, причём сперва - запропал. Выяснилось - ростки обдирал. Так что мы и с пивом, и с молоком, и с картошкой. По деревням плыть - не пропадёшь.

Вернулись. Сперва, конечно, молочка, потом - пиво. Такой энергетический напиток получился, много прошли, ~50 км.

Однако когда мы отошли от Севостьяново, был уже пятый час. Ну, значит, упёрлись - уже прошли километров 15, надо ещё не меньше.

Однако течение ослабело, на равнине река разливается, фактически - озеро. А мы привыкли, что нас вода сама несёт... Но - очень красиво, птицы стаями туда-сюда гоняют...

КН: Цапли сегодня весь день. Максимально сразу видели 8 штук. Умиляет. Одну видели очень близко, метрах в 25.

Вышли на широкую воду. Загляденье. Довольно прилично вихляет река, так что мы большие зигзаги делали, зато от дождя ушли. Небо огромное - поскольку вода широкая, и серые слоновьи ноги дождя нас преследовали, но от серьёзной грозы мы ушли.

По стоячей воде дошли до моста из Шишова в Первомайский - там начались заросли травы. Рыбаки местные в них дырки проделали, но не сквозные. Зато теченье в протоках усиливается - иногда по траве проносит быстрее, чем мы по чистой воде стоячей шли.

Часам к семи вышли к месту, где река сузилась; солнце уже низко, да ещё и дождик собрался. То есть не собрался, а идёт совсем рядышком. Самое оно - не просохнуть... Но тут река начинает хитро вилять, и скоро мы обнаруживаем, что уже не дождик идёт навстречу нам, а мы убегаем от дождика. Ну, спасибо, речка...

Однако речка сужается не просто так - берега становятся выше и круче. Посмотрели одну стоянку - от неё дорога к деревне. Идём дальше - дождик нас чуть-чуть всё же достал. Надо вставать.

ВН: Встали в таком месте, где никто не верил, что можно встать. Берег крутой. Очень крутой. Под берегом глубоко сразу. Из байдарки сразу на берег надо выйти, иначе по пояс уходишь (глубже не мерили ;) ). Потом приступок небольшой, 5-6 метров, уклон градусов 25. А потом склон резко вверх, песчаный, соснами поросший. Метров 30 по высоте, уклон больше 45 градусов. Пока втащили туда рюкзаки - язык на плечо. Байды оставляли внизу.

К сожалению, этот день был ударным. Катерине надо было в Москву, Николай и Мишка тоже засобирались домой, идти дальше вдвоем с Наташкой я побоялся. В результате мы остаток пути до Крестов проходили в форсированном режиме. В день со стоянкой на высоком берегу мы прошли более 50 км.

На стоянке выяснилось, что и Михаилу неплохо бы попасть в Тулу - родное предприятие может понизить кредитный рейтинг Родины на немыслимый процент, и спасти положение дел некому кроме как. Ага. Да и мне что-то подумалось, что не хочу я дальше Крестов идти. Ну, а командор и Наталья за себя решат сами...

КН: Ужинать сели - стемнело уже. Вечер душевный... А вдруг попоём... Увы... Потянулись спать.

26 июля, суббота

КН: Место красивое! Ветреное, сухое. Сосны. Мох! Мох такой, что кажется, ковром землю заволокло. Босиком ходить здорово.

Ночью был потрясающий месяц, очень тоненький, как в сказке, и небо чуть подёрнуто облаками. Месяц над лесом, вид на реку, обрыв - всё вместе очень красиво.

ВН: Место шикарное. Черника, сосны... Первая прохладная ночь (настолько, что можно спрятаться от комаров под спальником).

Проснулись сравнительно рано, часов в 9, позавтракали. Побродили по округе - вереск, заросли черники и брусники, окопы. Нашли огромную гусеницу.

Однако пора и собираться. Значительную часть вещей спустили со склона своим ходом, то, что поценнее - на руках. Почувствовал коленку.

КН: Перебирала продукты, обнаружила, что белый хлеб заплесневел. Пошла кормить рыбу. Когда уже отплывали, попробовали половить - клевало быстро, только успевали оводов шлёпать. Несколько рыбёшек поймали. Очень рыбное место.

ВН: Спуск на воду превратился в шоу. Началось все с того, что Николай шлепнул на себе слепня и бросил его в реку. В реке началась драка.

Я попросил "добыть" еще слепня. Короче, через 15 минут я плакал и не хотел уезжать с этого места. Клевало так, что закачаешься. Правда, народ был слегка обескуражен - наживку приходилось приманивать на себя ;) .

Поймал Вовка семь плотвичек - пора отправляться. Потому что иначе никаких Крестов в понедельник...

Прошли мимо устья Торопы, потом мимо Жижицы. Москвичи собирались в неё сворачивать; мы посмотрели - непонятно, где они пойдут. Воды в речке нет почти. Ну, нам-то по Двине плыть...

Наконец выплыли к границе Тверской и Псковской областей - на псковской земле ещё никто не был. Граница идёт по реке, и разница очень заметна: правый берег, псковский, заселён довольно плотно, левый - тверской - пустынен и безлюден.

КН: Проплыли хорошо. Много. Стоянка была более высокой, чем предыдущая, но при этом более пологой. Очень приятный песок, белый местами, а больше - жёлтый. Горячий, яркий.

Встали в сосняке. Думали, сильно захожее место, но повезло - нет.

ВН: Следующая стоянка - тоже высокий берег, но в виду деревни. Байды решили втащить от воды. Тропинка - серпантин. Осыпь. Чистый песок. Эквилибристика, одним словом. Ночью пропали комары :).

Часам к семи, проплыв около 30 километров, наконец нашли стоянку - на правом берегу, напротив деревни Губа. Правда, деревня расположена хитро: река образует излучину, а деревня построена "по прямой", так что между рекой и деревенской улицей - огромный луг.

На стоянку пришлось карабкаться, хотя по песку это приятнее делать, чем по глине с камнями. Песок под соснами постепенно осыпается, но они всё же держатся корнями за землю и друг за друга - корни висят на высоте (если от воды считать) метров в 15. Но раз деревня близко - байдарки затаскиваем на самый верх. "Трёшку" - сразу, "двушку" - после похода за водой (разбаловались мы, речную пить уже не хотим...).

КН: Коля с Мишкой в родник деревенский плавали. Собак всех позлили. Там, когда они уплывали, собаки такой лай подняли...

Добывание воды из родника выглядело весьма оригинально. Воды в нём мало, и из дырки в бетонном кольце, прикрытом деревянной городушкой, ничего не вытекает. Приходится лезть в само кольцо с пластиковой бутылкой - а вода низко-низко, так что голова существенно перетягивает похудевший зад. Ну ничего, держусь. Набрал 7 бутылок - сколько ж пива было выпито... Возвращаемся.

Решил устроить рыбный день - сварили картошку, в эту воду - две банки рыбных консервов, луковицу. Плюс фирменное блюдо командора - свежая рыба, зажаренная на угольях. Народ, на эту стряпню поглядывая, похмыкивал, но когда стали есть - вопросов не было.

Под это дело начали и спирт добивать. Но не так просто - "водку" делали. Командор спирт с сахаром и водой намешает - попробует. "Много," - говорит. Ещё воды - попробует. "Многовато". На третий раз - "Пойдёт". Ну, поехали. Грамм по 50 на всех хватило. Потому как НЗ - на следующую ночь.

Повалялись немного, на луну посмотрели - и спать. Завтра - Кресты...

27 июля, воскресенье

Спешить с утра особо некуда - осталось километров 15. Прошёлся по лесу - зря мы беспокоились о том, что кто-то может из леса приехать. Хоть дорога и есть, но ей не пользовались уже год - деревья поперёк лежат.

Народ спит. Долго. Я уж и костёр развёл, сухие сосновые ветки с хвоей палю - чуть лес не поджёг, все палатки в пепле. Наконец начали вылезать. Сварил гречку - есть не хочется... Полкотла осталось.

КН: Утром долго зависали. Отдых был необходим. Усталость накапливалась. После завтрака улеглись на краю обрыва с видом на красоты и травили байки, в основном, о каких-то детских спортивных достижениях. Купаться и ловить рыбу не стали - около берега образовалась не очень приятная плёнка.

Лес хорош, похожий на предыдущую стоянку. Уплывать не спешили - до Крестов оставалось километров 15. Так что вышли поздно и ещё надеялись закупиться хлебом и ещё чем-нибудь.

Вышли в три - а могли и ещё позже, если бы я не заговорил о магазине и о пиве (знаю, чем приманивать). Пока ребята грузились, мы за водой пошли - опять тем же макаром, только вода ещё ниже стоит. И собака рядом - стережёт машину, которую моют хозяева.

КН: Вот уже пару дней плывём по границе тверской и псковской земли. На псковской ещё не стояли, только за водой ходили. Рыбаков много. Когда выбирались за водой, к берегу подошла семья на деревянной лодке с мотором - втроём ходили ловить рыбу. Улов невелик, но картина колоритная.

С утра мы с Мишкой заспорили: он помнит из описания, что перед Крестами опять будут пороги, а я помню, что они за Крестами только начнутся. Ну, посмотрим. Идём. Опять - островки, развороты, камни. Но порогов - не видно.

КН: Прошли нормально. Камушки кое-где хорошие торчат.

Пара деревень - и вот подплываем к конечной точке. Ожидаем порогов. Ответить, до Крестов они или после, никто не смог.

Спор решился ничьёй - порог начался в самой деревне. Мы только успели спросить у прохожего на подвесном мосту, когда автобус уходит - сказал, что уже ушёл, в 6.15, а следующий в шесть - и на тебе, пороги.

ВН: С утра спешить не стоило - до Крестов 15 км. Собирались с ленцой.

В Крестах река делится на несколько рукавов, в основном русле течение очень сильное. В ожидании, когда закончатся огороды и начнется деревня, Кресты мы проскочили. Встали в каком-то болоте. Ребята пошли осматриваться да выяснять, когда автобус. Выяснили. В 6 утра или в 6 вечера. Я - за шесть вечера, Наташка воздержалась, остальные против, особенно Катерина. Вверх по течению пройти эти быстрины оказалось испытанием. Полтора километра шли больше часа.

КН: Ожидая большого моста на выходе из Крестов, мы их просвистели. При этом вошли в порог и явно стали уходить от деревни. Тормознули. С некоторыми трудностями пристали к берегу.

По карте в Крестах - единственная на ближайшие километров 70 дорога из Псковской области в Тверскую. Логично ожидать моста. Логично ждём. Прыгаем по порогам, смотрим, как дома мимо проносятся. Чувствую - далеко мы ушли от остановки, прохожий на мостике говорил, что она прямо там. Да и деревня кончилась - а автомобильного моста нет. Смотрим по карте - мы его уже проплыли... Ну да, наши карты... Решаем, что стоит пойти на разведку. Пристать негде, немного возвращаемся назад. По стремнине не выгребаем, приходится уходить под берег. Кое-как пристаём, идём в деревню - Вовка с Наташкой в байдарках.

Вылезли мы опять на рыбацкой стояночке - она от деревни метрах в трёхста. Да буераки, да свалка... Тащить байдарки по такому нереально. Надо ещё и место для ночёвки искать.

КН: Отправились узнавать про автобус и, в крайнем случае, про другой возможный транспорт. Дедуля, встретившийся нам, сказал, что автобус один - вечером. Стала присматриваться к здешним машинам, но пока решили идти до остановки автобуса, и потом уже договариваться с частниками. Путь неблизкий. Уже устали, и пить страшно хотелось. Дошли - развилка дорог и магазин вроде здесь. По дороге встретили женщину с амбарной книгой под мышкой. Стало понятно, что она точно знает про автобусы. Спросили и переспросили - да, автобус в 6 утра и в 6 вечера. Порядок.

Мишку озаряет, что это продавщица уже закрытого единственного магазина, но было поздно. Продукты мы не купили, хлеба у нас уже не было. Возвращаемся с мыслью, что если уезжать утром, неплохо бы подтащиться поближе к удобной дороге и к остановке автобуса.

Оказалось, что мы проплыли не только Кресты, но и следующую деревню, вплотную примыкающую к ним.. Только по дороге до остановки мы шли полчаса - и это налегке. Надо искать стоянку поближе.

По пути назад начали искать колодец. Нас посылали в разных направлениях; пройдя по одному из них, мы вышли на берег реки. Пологий спуск, деревенский пляж. Дорога к автобусной остановке от пляжа - метров 600. Думаем, что вставать и ночевать нужно здесь. Если, конечно, утром уезжать - день здесь не проторчишь. Однако воды здесь не нашли.

Идём дальше, видим - женщина за водой едет, с бидоном на тележке. Спрашиваем, где колодец - показывает. В 10 метрах, просто не заметили. Открыли дверцу - ведро просто взмыло вверх. Оказалось, тут журавль, а не привычный уже ворот. Кое-как поймали ведро, напились.

КН: Долгожданная вода чистая, вкусная. Ведро дырявое, чтоб не украли.

Прошли через двор одного из домов и вышли на славную полянку. Очевидно, что если тормозить здесь, то только для того, чтобы сняться утром, постоять не удастся. Но отсюда есть хороший выход на дорогу до остановки. Другого места мы не нашли, и времени было уже прилично.

Докладываем результаты командору - он предлагает Кате уезжать с утра, а нам сушиться и ехать вечером. Я против. Уедем ли ночью из Великих Лук - а автобус идёт часа 4, выезд в 6 - в городе в 10... Но пока не спорю, просто идём на место выгрузки.

КН: Вернулись к байдам. Решили идти до того места против течения, а оно там ого-го. Избрали тактику идти близко к берегу. Не выгребали. Коля мне даже что- то пообещал в качестве вознаграждения. Надо будет непременно вспомнить, что (три цветочных горшка он мне уже должен). Выгребаем. Иногда стоим на месте, иногда чуть сносит. Вышли на длинную такую траву в воде, так я за неё уцепилась и начала байд подтягивать - народ ржал, а что делать? Так было уже и легче, и эффективней. Потом вошли в узенькую протоку, как-то прошли через камушки. Вышли на берег.

Мы с Вовкой в прошлом году прошли километров 10 вверх по течению Волги - но ничего подобного там не было. Приходится упираться в полную силу, только чтобы оставаться на месте. Алиса, ау... Пытаемся уловить те места, где струя не такая сильная, пересекаем стремнины. Через небольшое время понимаю, что надо передохнуть. Пять минут у берега - и по траве. Катя руками, я веслом - она эффективней, но я просто не достал бы. От камней спасает только то, что садимся мы на них почти на нулевой скорости. Ребята гребут, стараются идти по чистой воде - в результате, отойдя раньше нас, пристают к выбранному месту минут на пять позже. Всё. Больше никакой гребли. Да и время - уже почти 10...

Командор оценивает обстановку и понимает, что уезжать надо утром. Что и требовалось...

КН: Усталость не даёт грустить о расставании с водой. Жалко. Конечно, там, где мы вышли, вставать не стоило - не серьёзно. Еду решили приготовить на горелке, и собираться, а утром всё же ехать с первым автобусом вместе.

Мишка и я отправляемся за водой - теперь уже у нас несколько бутылок. Заодно думаем купить молока. До колодца далеко, поэтому делимся - Мишка заговаривает с тёткой о молоке, я - набирать воду. Залил пять бутылок из шести - Мишка подходит. Купил три литра за 20 рублей. О хлебе не спрашивал. Возвращаемся.

Народ потихоньку собирает рюкзаки. Каша утренняя скисла, надо готовить что-то посерьёзнее. Остались гороховый скп в пакетах, банка фасоли и тушёнка. Пойдёт.

Девчонки уже раздобюыли хлеба и тоже договорились о молоке. Ну что ж, лишним не будет.

КН: Уже темнело. Вещи наши хаотично заполнили всю полянку. Аттракцион для местных. Когда выгребали обратно к берегу, бабулю встретили - стояла, удила рыбу и удивлялась, что мы то туда, то обратно плаваем. Спросили её, где молока купить, сказала, что не местная.

Коля и Миха пошли за водой в колодец. В то время, когда они ушли, подъехал к воде мужик на телеге и с собакой большой. Спроосил, откуда мы, очень славный, сказал: "Спокойно ночуйте здесь, не беспокойтесь". Как выяснилось, тот дом, что слева, был его. Наташа спросила, нельзя ли хлеба где достать, и про молоко. Через считанные минуты мужик возник вновь с буханкой хлеба, о деньгах за хлеб даже говорить не хотел. За молоком сказал чуть попозже зайти.

Хлеб был вкусный, ноздреватый, не кислый и светлее, чем у нас.

Раз договрились - надо идти. Решили ещё сметаны спросить. Поднялись во двор - хозяин коров как раз доит. Молоко обещал дать, как процедит, а за сметаной отправил к жене в дом. Вошли, как оказалось, с чёрного хода - хозяйка засмущалась. В доме сидят, празднуют, а муж, оказывается, за недавнюю пьянку повинность исполняет.

Сметану продать согласилась за 40 рублей (литр). Она, правда, ещё не закисшая, так что, когда мы согласились на её цену, хозяйка решила с нас больше денег не брать и молоко отдать даром. Но мы всё равно 60 рублей положили.

КН: Попозже ходили с Колей за молоком. В дом зашли - двери открыты. Семейство праздновало день рождения зятя. Хозяйка на вопрос о молоке- сметане вышла к нам. Купили у неё сметану сметану, но ещё недокисшую, молока.

Собака та, огромная, вилась рядом. У меня в штормовке оказался кусок хлеба. Конечно, я пса угостила, так он нам оказал честь, дал себя погладить, не лаял, на что хозяйка ответила, что редко кого он так встречает. Собачка - лось, конечно, как выяснилось, ей годик.

Звали в Кресты приезжат, а то редко кто здесь бывает. Рассказывали, что молоко сдают государству за 3.50, что ли. Грабёж. Налила нам трёхлитровую банку молока, про банку договорились, что утром к дому поставим. Поблагодарили и попрощались. Здорово.

Стемнело. Разбирали байды, ужинали. В один прекрасный момент из окружавших полянку кустов раздался жуткий вой, улюлюканье, мяуканье и т.д., в общем, конкретный отрывон местных деток. Тогда было немного жутко, а сейчас вспоминаю как одну из самых смешных ситуаций. Народ оторвался, туристы не частые гости. Развязка была неожиданной - услышали знакомый голос хозяйки: "Щас Я выйду! Ну что, всю дурь показали?" Тихо ржём. Улюлюканье начало стихать и прекратилось так же, как возникло.

До полуночи успели разобрать одну байдарку. Супчик к этому времени уже приспел. Едим, допиваем водку по командорскому рецепту. Наслаждаемся кошачим концертом - не реагировать же на него. Полночь.

28 июля, понедельник

ВН: Стоим в деревне. Закат. Сбегали за молоком. Пытаться сушить снарягу наивно. Разбираем байды при фонарях. Мокро. Роса. Сесть некуда. Рыба обнаглела, в шаге от берега плещется такое.... Вытащили один трапик, попытались на нем подремать впятером, порнография отдыхает.

При разборе трёшки - неожиданная проблема: нос с каркаса не слезает. Тянули и так, и сяк. Потом решили, что от одного из ударов о берег каркас вошёл слишком глубоко; молотком выбили. Пока снимали шкуру, она лопнула, но заметили это только в Туле.

КН: Доразобрали байды. Собрались по возможности.

Мишка расстелил трапик и улёгся не вдоль, а поперёк. Недолго думая, достали спальник и залегли на этот же трапик. Места хватило. Поспали немного.

Пока лежали втроём - спать было можно, хотя под спальником с головой и жарковато. Вовка с Наташкой нам позавидовали, подтащили второй и заставили всех улечься поперёк. Я проснулся и заснуть уже не смог, часов с трёх бродил по округе. Вскоре и остальные поднялись.

ВН: 4 утра. Встали, проверили, вроде забрали все.
5 - вышли в сторону автобуса.

КН: Жаль расставаться рекой. Конечно, думаешь, как там дальше по течению. Зметили, что так уже и жить можно.

Собрались. Тщательно осматривая поляну, нашла несколько пропаж. Ну, вроде всё. Байды мокрые, тяжёлые. Потянулись к остановке.

Третий год подряд уезжаем ни свет ни заря - и с Пры, из Брыкина Бора, и из Пёно. Второй год подряд собираем мокрые байдарки. Какую традицию мы породим в этом году?..

КН: Собаки в той деревне ушлые, дельные. Около магазина мы пакет с пустыми ненужными бутылками оставили. Одна из местных хвостатых обнюхала, где мы стояли. Чужаки. Пакет с бутылками. Ну, естественно, она его пометила: было чужое...

Если в Западной Двине местный тотем - белая кошка, то в Крестах - собака. Они бегают по дорогам по своим черзвычайно важным делам, не обращая внимания на пешеходов и снисходительно поглядывая на машины и трактора.

Когда мы пришли на остановку, там стоял один дедок и сидела одна собака. Поговорив с дедком, мы от магазина переместились туда, где должен остановиться автобус. Собака освоила оставленное нами место и села посреди дороги - наблюдать. Автобус опаздывал, и я со скуки попробовал к ней подойти. Метрах в 40 она начала порыкивать. Я ответил тем же. Не поверив своим ушам, она посмотрела на меня, а потом побежала в ближайший двор - звать своих. На её зов прибежали ещё две псины. Решили со мной не связываться...

ВН: 6 - автобуса нет.

6:30 нету.

6:45 местные и не чешутся, дескать, придёт, это нормально.

7 - пришел. Автобус - городской икарус, я ни разу такого запыленного автобуса не помню. Сырые байды и рюкзаки тут же превратились в сгустки грязи.

За полтинник договорились, чтобы он нас в Великих Луках привез не на автовокзал, а на железнодорожный. (теперь понятно, почему он так по расписанию ходит...)

КН: Автобус опоздал. Хорошо, народ спокойный, ну, опоздал... Пыльней этого автобуса может быть только грузовик с открытым кузовом.

Наш путь лежал в Великие Луки. Мы затащили мокрые рюкзаки, байды. Конечно, после поездки на них собралась куча пыли. Сразу заснули, хотя было очень интересно, что за окном. В Кунье вышла в магазинчик за попить.

Большую часть дороги - действительно, 4 часа - спали. После Куньи (или Куньей?) только чуть-чуть поглядел в окно - на всех полях аисты разгуливают...

КН: Добрались до Великих Лук, водитель нас довёз до жд вокзала. Билеты пришлось взять на поезд Великие Луки - Москва, 20 с чем-то.

Рассчитывали на вариант езды через Бологое, но поезда надо было ждать почти сутки. Ну что ж, придётся в Москве как-то перебираться с Рижского вокзала на Курский. Дожидаться 6 часов до отправления тоже не стали, взяли билеты в общий вагон (если бы подождали, может, и в плацкарт нашлись бы...)

ВН: В Великих были в первом часу. Поезд в 9 вечера.

Обошли весь город. Делать там нечего. В войну там прокатилась война так, что в городе не осталось ни одного старого здания. То есть вообще. До фундаментов.

Ребята сразу закемарили, а мы пошли за добычей - поесть-то надо будет в поезде. Прошли от вокзала до автостанции пешком - километра полтора. Если бы пришлось тащить всё - сдохли бы. Так что полтинника не жалко (хотя за наш счёт ещё человек пять проехались...)

КН: С Колей пошли в город. Вышли на проспект Гагарина, затем Ленина. Зашли перекусить. Было очень жарко. Первый день "на земле", не хватает воды и речки. И попить. Накупили минералки, всё выпили.

Очень приятная чебуречная. Долго выбирали, что заказать, Катя предложила список - чебуреки, купаты, пирог - смотрю, заказ уже записали. Удивился, что так быстро, но заплатили, сели за стол. Забежал в туалет - полюбоваться на небритую рожу. Возвращаюсь - принесли купаты и пирог. Понимаю, что заказ записали не целиком. Доплачиваем за пиво и чебуреки. Очень вкусно, мясо настоящее. И недорого.

Вышли, гуляем по проспекту дальше. Дошли до моста - местная жительница сказала, что "до моста" - это центр, а дальше уже нет. Три часа уже, пора и возвращаться. Закупаемся колбасками, огурцами, чебуреками (просили ребята котячьего мясца). Не удержался - забежал в книжный ("Буквы! Буквы!" - как Катя говорит). Распродажа "терровских" изданий - трёхтомник Иванова- Разумника за 60 рублей. Берём.

КН: Искали новгородское пиво, нашли, оказалось, что редкое, хотя области-то рядом.

ВН:
Девять. Ну хоть сейчас поспим. Опа. Общий вагон, сидячие места. Кресла.

Постоянное хождение, свет, шум, разговоры, проводник продает пиво.

Дождались поезда, рассчитываем отлежаться за ночь. Вагон сидячий. Долго укладываем байдарки в передней части вагона; чуть не раздавили сумку с цветами у тётки какой-то. Сиденья расположены далеко друг от друга - пришлось договариваться с двумя людьми, чтобы поменялись с нами. Только уселись - подходит проводник, спрашивает, что у нас из тюков течёт. За день шкуры не высохли. Объясняю, что это просто вода - успокоился.

КН: Приключения подходят к концу. Вагон в самом конце.Других билетов, кроме как в купе и в общий вагон, не было, взяли в общий, но не ожидали, что места сидячие. Очень напомнило, как я в прошлом году уезжала из Осташкова, только на автобусе, но тоже ночью. Воспоминание о тех минутах скрасило неудобства. Спала замечательно - обхватив спальник.

Ужин. Немного выпили пива, поели.

Жаль расставаться с этими местами. Когда только отъезжали, видели четырёх аистов на столбах. Очень хотелось увидеть, и тут они, как в кино, вдоль железнодорожного полотна на проводах сидят.

Потихоньку дремлем. Пару раз просыпаемся - в Старой Торопе и Западной Двине. Вспоминаем вокзал. Опять засыпаем...

29 июля, вторник

ВН: Москва, Рижский вокзал. Метро. Мокрые тюки, толчея. Курский.

Билеты на поезд Москва - Симферополь. Богемная публика с легкими сумочками и мы - обгорелые, потные, с огроменными рюкзаками и байдарками. До Тулы.

Публика косится. Проводница ржет в голос. Отправление. Задержка. Наряду милиции прибыть к нашему поезду. Поехали.

Минут через сорок заявляется милиция - проверка документов. Видимо кто-то увидел наши тюки. Долго косятся на мою обросшую чеченскую рожу, сличают с паспортом. Спрашивают, действительно ли это все наши вещи? Пожимая плечами уходят.

Тула.

Грозы.

Байды не могут высохнуть вторые сутки. Гнусно.

ХОЧУ ОБРАТНО!!!!

ЗЫ. Изумительные молочные продукты. Очень дешёвое молоко. Очень классные люди, беззлобные. Красивая, интересная река. Особенно там, где течение пошустрей. Все берега в траншеях. Бои там были жуткие. В местной газете постоянно печатают перечень предметов тех, что руками трогать нельзя. Рыба. Мало людей, плохие подъезды - что еще нужно для счастья! :)

КН: Прибыли в Москву. Сегодня на работу. Мысль, как там всё, беспокоит. На "Рижской" сели в метро и до кольца, затем ребята поехали на Курский. Вот и всё. Ещё пока все впечатленья со мной. Бреду до дома. Перекинулась словом с сестрой о насущном. Душ - и бегом в институт. Была нужна. А как иначе? Выполнив все необходимые дела, заснула за письменным столом. Пару раз заходили преподаватели за информацией, извинялись, что побеспокоили. Нет сил смеяться. Тут же опять отключаюсь.

Всё, начинаю понимать, что дальше всё было буднично. А вечером расстелила спальничек на полу и уснула. Эх, жаль, палатку Коле отдала, небось, он её там поставил... Ну всё. Спать, штормит...

Москва, как обычно, неласкова к чужим - в метро еле протиснулись, на вокзале взвешивальщики попробовали содрать за излишки груза 140 рублей (если и был излишек - килограммов 5 от силы), вода в кафешке ужасная... Доезжаем до Тулы, вваливаюсь домой - звонок. Срочная работа. Поехали.