15 января 2013
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: V

Отчет из библиотеки МГЦТК, № 5495

Автор, руководитель - Михаил Васильев (Москва)

1. Введение
    1. Справочные сведения о маршруте № 1
    2. Справочные сведения о маршруте № 2
    3. Состав группы 1996 г.
    4. Состав группы 1997 г.
    5. Планирование маршрутов
    6. Транспортные возможности района
  2. Техническое описание маршрута № 1 (1996 г.)
    1. Этап 1: подход к базовому лагерю
    2. Этап 2: северо-восточное кольцо
    3. Этап 3: восточное кольцо
    4. Этап 4: заключительная часть
  3. Техническое описание маршрута № 2 (1997 г.)
    1. Этап 1: подход к базовому лагерю
    3. Оценка сложности маршрутов по новой методике
  6. Материальное обеспечение

1.1. Справочные сведения о маршруте № 1

Поход организован МГЦТК в рамках УТП московской городской школы высшей туристской подготовки по лыжному туризму 1995-96 гг.

Категория сложности - пятая

Район - Западный Саян (хребет Ергаки)

Сроки проведения: с 22 февраля по 10 марта 1996 года

Продолжительность - 17 дней (103 час+1.5 час рад) с 3-я полудневками

Количество участников - девять

Пройденный маршрут:
641 км Усинского тракта - р.Ус - р.Верх.Буйба - базовый лагерь (на левом берегу, в 300 м выше устья ручья Безрыбного) - оз.Буйбинское - пер. Вертолетный - разведка пер. Меткуль(1Б) - вост.исток Бол.Тайгиша - р.Бол.Тайгиш - базовый лагерь - пер.Метугул Южный (1Б) - р.Ус - пер.Чап - траверс хр.Шешпир-Тайга (1А) - р.Чап - р.Ус - пер.Горелый - р.Верх.Буйба - базовый лагерь - руч.Безрыбный - пер.Близнецы Западный (2А) - р.Ледяная - запад.исток Бол.Тайгиша - рад. пер. Парабола - пер.Звездный (2А) - пер.Тушканчик - рад. г. Тушканчик(1А) - Тормозаковский мост (614 км Усинского тракта).

Протяженность активной части (к = 1.2) - 240км + 2 км радиально (в зачет - 241 км)

Всего препятствий - 11 (перевалы - 9; траверсы - 1; вершина - 1)

Определяющих препятствий - 6, из них:

а) перевалы - 4 (1Б - 2; 2А - 2)
б) траверсы - 1 (эквивалентен перевалу 1А)
в) вершина - 1 (1А)

Перепад высот (суммарный) - 13010 м (+ 6484м; - 6526 м).

Утвержден московской городской МКК, маршрутная книжка № 1/2 - 502

1.2. Справочные сведения о маршруте № 2

Поход организован МГЦТК в рамках УТП московской городской школы повышения спортивного мастерства по лыжному туризму 1996-97 гг.

Категория сложности - пятая

Район - Западный Саян (хребет Ергаки)

Сроки проведения: с 22 февраля по 12 марта 1997 года

Продолжительность - 19 дней(68 час+18 час рад) с одной отсидкой и 6-ю полудневкамии

Количество участников - восемь

Пройденный маршрут:
622 км Усинского тракта - руч.Тушканчик - пер.Луговой - руч.Золотарный (базовый лагерь) - руч.Луговой - р.Верх.Буйба - оз.Буйбинское - верховья центрального истока р.Бол.Тайгиш - траверс хр. Метугул - пер. Буйбинский(1А) - р.Ус - пер.Учебный (1А) - р.Верх.Буйба - оз.Буйбинское - руч.Безрыбный - пер.Безрыбный - базовый лагерь - разведка пер.Пикантный - оз.Светлое - пер. Звездный(2А) - отсидка - пер. Пикантный(1Б*) - оз.Золотарное - оз.Светлое - восхождение на г. Птица(2А) - минусинская изба - рад.под пер.Курсантов - пер.Тушканчик - восхождение на г. Тушканчик(1А) - пер.Красноярцев - верховья южного истока Бол.Кебежа - рад. под пер.Тайгиш, с прохождением пер.Спящий Саян(1А) - пер.Красноярцев - Тормозаковский мост (614 км Усинского тракта).

Протяженность активной части (к = 1.2) - 207.5 км + 42 км радиально (в зачет - 228км)

Всего препятствий - 12 (перевалы - 9, траверсы - 1, вершины - 2)

Определяющих препятствий - 7, из них:

а) перевалы - 5 (1А - 3; 1Б* - 1; 2А - 1)
б) вершины - 2 (1А - 1; 2А - 1)

Перепад высот (суммарный) - 16296 м (+ 8208 м; - 8088 м).

Утвержден московской городской МКК, маршрутная книжка № 1/2 - 502

1.3. Состав группы 1996 г.

Участник Год рожд. Тур. опыт Город Обязанности
7. Рогульская Маргарита Ивановна 1966 3 разряд Москва летописец
8. Лапшин Владимир Николаевич 1961 3 разряд Москва ответственный за снаряжение
9. Карташова* Елена Владимировна 1966 3 разряд Москва участник

*В связи с болезнью Карташова Е. В. на 11 день была отправлена в Москву.

1.4. Состав группы 1997 г.

Участник Год рожд. Тур. опыт Город Обязанности
7. Рудаков Юрий Владимирович 1961 к м с Омск летописец
8. Апаницин Павел Юрьевич 1963 1 разряд Кызыл ответственный за снаряжение

1.5. Планирование маршрутов

Район хребта Ергаки хорошо освоен туристами, но по сравнению с пешеходами у лыжников здесь еще имеются не только не пройденные перевалы и вершины, но и целые "белые пятна". К ним можно отнести верховья Большого Кебежа (кроме перевалов Спасателей и НКТ), непосредственно хребет Ергаки (кроме перевала Звездный) и хребет Метугул севернее одноименного перевала. Задача этих маршрутов - собрать информацию о возможности планирования маршрутов по "белым пятнам" в зимних условиях.

Маршрут 1. Здесь мы хотели, организовав базовый лагерь в районе Буйбинского озера, провести разведку пер.Меткуль. Затем совершить кольцо вокруг массива Балдыр-Тайга и вернуться в базовый лагерь. Далее от руч. Безрыбного оценить возможность прохождения в верховья р. Ледяной через перевалы Близнецы. В случае удачного прохождения, через пер.Звездный выйти к оз. Светлому и совершив восхождение на г. Тушканчик(1А), завершить поход у Тормозаковского моста. Этот план был выполнен с небольшими отклонениями.

Маршрут 2. В этот раз мы хотели подняться по ручью Тушканчик и организовать базовый лагерь у озера Золотарного. Отсюда пройти кольцо через пер. Пикантный(1Б-2А), затем в верховья Ледяной (2А) и замкнуть маршрут через перевалы Высоцкого(2А) и Зеленый (зимнее первопрохождение, кроме Зеленого). Следующим этапом являлся также кольцевой маршрут: от базового лагеря через озеро Буйбинское и пер. Вертолетный выйти в верховья восточного истока Бол.Тайгиша, совершить зимнее первопрохождение через пер. Каскадный (1Б-2А) на Мал. Тайгиш, затем, спустившись по Усу, через пер.Учебный и ручей Луговой вернуться в базовый лагерь. На заключительном этапе маршрута планировалось совершить восхождение на Птицу (1Б-2А), затем через пер.Звездный (2А) выйти в верховья западного истока Бол.Тайгиша, где после разведки пер.Курсантов (1Б-2А), через пер. Тайгиш (1Б-2А, зимнее первопрохождение) попасть на Бол. Кебеж и далее через пер.Красноярцев в верховья Нижней Буйбы. Здесь совершить традиционное восхождение на вершину Тушканчик(1А) и завершить этот сложный, технически насыщенный маршрут у Тормозаковского моста. Мы понимали, что наши планы можно будет осуществить только при очень благоприятных погодных условиях и заложили большое количество запасных вариантов. Но действительность превзошла наши ожидания. Такой снежной зимы не было здесь более 100 лет! Снег шел с небольшими перерывами с середины ноября и температура в Минусинске за всю зиму не опускалась ниже - 20 С. Поэтому мы были вынуждены двигаться практически на ощупь, даже много раз хоженные перевалы проходить как при первопрохождении. Но, несмотря на эти сложности нам удалось пройти хотя и не очень с первого взгяда логичный, но интересный маршрут.

1.6. Транспортные возможности района

Добраться к началу маршрута и вернуться обратно можно на автобусах Абакан - Кызыл и Минусинск - Верхнеусинское. Из Абакана и Минусинска автобусы отправляются в 8 утра (+ 4 часа с Москвой). Из Верхнеусинского автобус проходит мимо моста через Тушканчик около 10 утра, а Кызыльский после 13 часов. Но автобусы ходят не каждый день, да и расписание часто меняется, поэтому его надо уточнять. Мы заказывали автобусы через Минусинск.

P. S. Учитывая, что район хорошо представлен в приводимой ниже литературе, мы в описании маршрутов подробно описываем только технически сложные препятствия и участки первопрохождения.

2.1. Этап 1: подход к базовому лагерю

1 день (22 февраля). В 12.30 высадились из автобуса около моста в устье Нижней Буйбы (Н = 940 м). Быстро перетаскиваем вещи к лесу уже на левом берегу Уса и обедаем. Пройдя около 500 м по Усу выходим к устью Верхней Буйбы и поднимаемся по ней, пройдя к 17 часам около 7 км (Н = 1000 м).

2 день (23 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.30. Ясно, -28 С. Поднимаемся по пришедшей сверху лыжне. К 17 часам выходим к запланированному месту для заброски, на левом берегу Верхней Буйбы, в 300 м выше устья ручья Безрыбного. (Н = 1320 м). Распределяем и закапываем заброску.

2.2. Этап 2: северо-восточное кольцо

3 день (24 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.00, ясно, - 20С. После Буйбинского озера началась тяжелая тропежка, но к 13 часам были у границы леса под Вертолетным. Перевал Вертолетный (н/к, 1740 м). На седле плотный наст с застругами. Спуск на террасу вначале пешком, а затем на лыжах. Красивые виды сильно расчлененных гребней хребта на северо-востоке. Здесь в 16.30 начали ставить лагерь (Н = 1320 м). Случайно невдалеке обнаружили две берлоги, вероятно медведица и пестун. Ночью сильный ветер.

4 день (25 февраля). Подъем в 7.00 - выход в 9.00, ясно, - 12 С. Терраса обрывается в долину левого притока восточного истока Бол.Тайгиша крутым ригелем высотой около 100 м, плотный наст. Отсюда совершили разведку пер. Меткуль. Вначале двигались вверх по ручью в сторону распадка ведущего к пер. Таймырский (около часа). Перевал Меткуль находится в левой части замыкающего долину притока цирка и представляет собой неявное понижение в гребне. К нему ведет снежно-осыпной склон крутизной 25 - 40 град. с плотным настом (кошки). Поднимались серпантином 45 мин., перепад высот около 300 м. Перевал представляет собой небольшую площадку в узком гребне (Н = 2000 м). На восточный склон нависают мощные карнизы. Под карнизами частично заснеженный склон с перепадом высот не менее 300 м. В верхней части крутизна 50 град., ниже выполаживается до 35 - 40 град. Для спуска необходимо навесить не менее трех веревок. Неясно как крепить нижние веревки, т.к. под карнизами склон покрыт смерзшейся глиной, местами присыпанной снегом. Нижняя часть склона потенциально лавиноопасна. Сложность перевала можно оценить как 2А. (западного склона - 1Б). Спуск по пути подъёма занял 20 мин. Вернулись к рюкзакам и по крутопадающему притоку спустились к руслу восточного истока. На ночлег встали в 17.30 (Н = 1160 м). Здесь долина выполаживается.

5 день (26 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.00, ясно, - 12 С. Ночью разбушевался сильный юго - западный ветер, который стих только к вечеру - на гребнях хребта развешены снежные флаги. Спускаемся по руслу к центральному истоку Большого Тайгиша и продолжаем подъём уже по нему, пройдя через небольшой каньон с водопадом. Обычно здесь водяная яма, но сейчас все закрыто снегом. Буйбинское озеро встречает сильным ветром, но к 17 часам мы уже у заброски. Пока выкапывали продукты для следующего этапа, три человека отправились топтать лыжню к пер. Метугул.

2.3. Этап 3: восточное кольцо

6 день (27 февраля). Обычный выход в 9.00. Ясно, - 20 С. Быстро доходим до конца лыжни и снова начинаем тяжелое тропление без рюкзаков - очень рыхлый, глубокий снег. Вылезли на широкую седловину перевала (где, наконец, появился наст) только в 14.30 (Н = 1780 м). Здесь тоже гулял сильный ветер. Как всегда вдоль всего седла висят карнизы, восточные склоны лавиноопасны. С перевала к Усу существует два варианта спуска: северный и южный. Обычно используют более простой северный (1А) - траверсируя отрог. Но сейчас он покрыт плотным настом крутизной 20 - 30 град. и есть куда падать.... Поэтому мы вынуждены использовать южный вариант (1Б) - начало спуска правее конца карнизов вначале к большому камню, а затем на террасу. Навесили пару веревок для гарантии. Склон крутизной 30 - 40 градусов, перепад до террасы около 100 м (далее можно спускаться к лесу на лыжах), наст чередуется с глубоким, рыхлым снегом, лежащем на средней осыпи. Ночлег у озера под правым склоном, в хвойном лесу (Н = 1520 м).

7 день (28 февраля). Выход в 9.00. Ясно, - 15 С. Спускаемся вначале к нижнему озеру, а после него выходим на левый берег ручья (узкое русло с промоинами). Спуск к Усу проходит по крутым залесенным склонам с глубоким снегом. В 13.00 обедаем на Усе (Н = 1100 м), открытая вода и по правому берегу идет старая охотничья лыжня. После обеда по лыжне быстро выходим к повороту русла Уса на восток. Лыжня идет, вначале к хорошей (но маленькой) избушке, затем ещё дальше на север. Мы снова челноком тропим лыжню, теперь вверх по Усу. Ночлег в 17.30 (Н = 1200 м). Трое опять 1 час тропят лыжню на завтра, этой тактики пришлось придерживаться почти весь поход.

8 день (29 февраля). Последний день зимы, - 24 С, ясно. С 9.00 до 14.00 поднимались до устья левого притока, выше долина Уса расширяется (Н = 1320 м), а затем пошли вверх к перевалу Чап - 2. Подъём нудный и выматывает, выше границы леса наст с застругами. В 17.00 на седловине Чапа-2 (н/к, 1750 м). Отсюда хорошо видны восточные склоны массива Балдыр-Тайга и хребет Шешпир-Тайга. Чтобы не терять высоту для выхода к перевалу Чап-1, сбрасываем 50 м и ставим лагерь в молодом кедровом редколесье (Н = 1700 м). Выручают несколько старых великанов, ветки которых дают пищу для костра и печки.

9 день (1 марта). Сегодня первый день весны, с утра тепло (- 12 С) и по весеннему солнечно. Подъём в 7.00 - выход в 8.10. Траверсируем левый склон и спускаемся на широкое безлесное плато пер. Чап-1 (1620 м), пересекаем его и начинаем (среди вновь появившихся кедров) подъем серпантином на хребет к молодым кедрам на северном склоне Шешпир-Тайга. К обеду набираем 180 м до террасы почти на границе леса. Здесь единственный раз на маршруте набираем много кедровых шишек. После обеда (почти сразу сняв лыжи) поднимаемся по бесснежному склону вначале ещё на одну террасу, а затем на гребень хребта между широкой седловиной пер. Тихий и г. 2252 (на склоне растет много сухан-доли - растения внешне напоминающего бруснику, но являющегося родственником эллеотерракока). Вновь поднимается свежий юго-западный ветер и на ночлег приходиться сбрасывать высоту, спускаясь к редким молодым кедрам на северном склоне (Н = 1760 м).

10 день (2 марта). Подъём в 7.00 - выход в 8.30, ясно, - 10 С. Поднимаемся обратно на гребень и продолжаем пешком траверс. Снега почти нет, г. 2020 обходим справа, а г. 1991 проходим через вершину, на склонах много живой осыпи средних размеров. Выясняется, что заболела Лена Карташова (простуда) и мы прекращаем траверс, спускаясь к верховьям второго левого притока Чапа, обед на границе леса. Затем траверсируем склон к верховья левого истока и спускаемся к руслу - тяжелый спуск по крутому залесенному склону с глубоким снегом, на котором Рита Рогульская ломает лыжу. Вынужденная остановка на час, но не смотря на это, благодаря лыжне литовцев, к 19 часам выкатываемся на Чап (1200 м) и ставим лагерь.

11 день (3 марта). Подъем в 7.00 - выход в 8.30. Ясно, - 15 С. По лыжне за 1 час доходим до Уса (1004 м). С двумя сопровождающими отправляем Лену к Усинскому тракту, а сами поднимаемся к устью ручья (1060 м) вытекающего из-под перевала Учебного (1 час, на реке много промоин) и ждем возвращения ребят (они подошли только в 18.30).

12 день (4 марта). С утра пасмурно и тепло (- 11 С), подъем в 7.00 - выход в 8.30. На подъёме к пер. Учебному сильный подлип, пошел снег и видимость пропала. Приняли решение выходить через более простой пер. Медвежий или Учебный-2 (н/к, 1660 м), расположенный в 500 м южнее Учебного. На седле были в 14.30. Захватывающее катание на спуске к Верхней Буйбе (из - за отстающих спустились только в 16.30, Н = 1160 м). Прекратившийся снег повалил с новой силой, из-за выматывающего подлипа добрались к заброске в 19.00 (Н = 1320 м).

2.4. Этап 4: заключительная часть

13 день (5 марта). Пурга бушевала всю ночь, утром - 8 С. Распогодилось только к обеду - раскопали и распределили заброску. Вышли в 14.00. Поднялись 300 м по Буйбе и через отрог перевалили к озеру Безрыбному, еще 1 час поднимались по левому берегу ручья, а затем поднимаемся по крутому залесенному склону до границы леса. Здесь в 17.00 ставим лагерь (Н = 1680 м) и пробиваем лыжню под перевальный взлет. Хорошая погода и красивые виды на хребет Метугул. Температура воздуха заметно падает.

14 день (6 марта). Ясно, - 25 С, подъём в 7.00 - выход в 8.45. От границы леса терраса плавно поднимается в ограниченный скальными пиками небольшой предперевальный цирк, в склоне которого находятся две узкие, но глубокие седловины перевалов Близнецы (иногда называют Дельфин). Восточная седловина на 20-30 м выше и немного сложнее Западной. Подъём с южной стороны проходит по снежному склону высотой 140 м и крутизной до 35 град. в верхней части. Поднимались по центру вначале короткими серпантинами, а затем в лоб без лыж. От границы леса до перевала набор высоты 200 м. Перевал Близнецы Западный (2А, 1900 м) соединяет ручей Безрыбный и верховья реки Ледяной, по нашим данным зимой мы проходим его первые. Седловина 4 х 8 м, к Ледяной обрывается заснеженным (местами с плотным настом) скальным кулуаром шириной 3-4 м, крутизной 35-50 градусов. Верёвку вешаем на петле закрепленной на камне. Первый в кошках и с верхней страховкой спускается вниз на 45 м и организует слева на камнях пункт перестежки. К нему спускается второй, который уходит ещё на 50 м. Ниже уже можно аккуратно спускаться с самостраховкой еще не менее 200 м до пологого участка, где можно одеть лыжи сюда все спускались 2 часа). Ещё 10 минут быстрого спуска и мы в хорошем лесу (Н = 1500 м). Озеро в верховьях Ледяной с трех сторон окружено мощными скальными стенами. Спуск с перевала Близнецы Восточный аналогичен нашему. В 200 м западнее нашего кулуара протянулся более узкий кулуар, выводящий на перевал Высоцкого (летом 2 А). Восточнее заснеженный склон, по которому летом где-то поднимаются на перевал Жарки (летом 1Б). После обеда 2 часа спускаемся по залесенным склонам вдоль крутопадающего русла Ледяной (встречаются два ледопадика) до западного истока Большого Тайгиша (1060 м). Затем еще около часа поднимаемся вверх и ставим лагерь выше устья Тайгишонка (Н = 1080 м). Кругом очень много погубленного короедом леса.

15 день (7 марта). Утром - 15 С, ясно, немного отдыхаем, подъём в 8.00 - выход в 11.00. Идем вверх по истоку и в 16.00 останавливаемся в лесу левее озера под "Параболой". Вновь поднимается юго-западный ветер. Совершаем прогулку на седло "Параболы" (подъём справа на лыжах, а затем 60 м в лоб по зафирнованному склону крутизной 25- 30 град.). Спускаемся обратно и выходим на небольшую террасу у границы леса и крупной осыпи. Здесь находится "изба" под названием "Мечта" - ниша у огромного камня заделана бревнами. Зимой весь внутренний объем забит снегом. Верховья истока выше границы леса завалены огромными камнями. Проходим по левому краю осыпи к распадку ведущему к перевалу Курсантов, отсюда хорошо виден и восточный склон перевала Художников. Возвращаемся в лагерь, сухие дрова надо поискать (Н = 1560 м).

16 день (8 марта). Ясно, - 12 С, ветер не прекращается. Подъём в 6.00 - выход в 8.00. Вечером подошла группа Бориса Иванова. Одеваем снаряжение, максимальную ветрозащиту и поднимаемся к озеру Горных духов. Ветер разгулялся не на шутку, на гребнях полощутся снежные флаги. Принимаем решение проскочить озеро и выйти под склон в "мертвую" зону. Ветер дует порывами и двигаться можно только в несколько минут затишья, если не подстрахуешься палками, то сбивает с ног. В 12.00 вышли под перевальный взлет - здесь действительно тихо. Склон ведущий к началу кулуара зафирнован, крутизна около 30 град. Первый выходит в кулуар и справа на скалах вешает петлю, на которую крепим веревку 80 м (для надежности и в учебных целях). Следующий пункт страховки через 50 м на скальной пробке в кулуаре. Когда прошли первые пять человек и набили ступени, то нижние перила перебросили ко второму пункту страховки, а 2 х 50 м провесили от перевальной седловины. Конечно, чтобы пропустить на жумарах 16 человек через 180 м перил требуется много времени, но в 18.20 последняя четверка вместе со всеми веревками была на седле перевала Звездный (2А, 2050 м) - ветер стих после 17 часов. Сбрасываем 100 м, встаем на лыжи и уже в темноте спускаемся к лесу. Быстро ставим лагерь (Н = 1520 м) и поздравляем всех с перевалом и праздником.

17 день (9 марта). Подъём в 8.30 - выход в 10.00. Ясно и тихо, - 12 С. Душещипательное катание по склонам до русла Тушканчика, где у открытой воды обедаем (Н = 1340 м). В 16.30 мы на широкой седловине перевала Тушканчик (н/к, 1700 м). Быстро(в кошках) совершаем традиционное восхождение на г.Тушканчик(1895м, 1А). Седловина и западный склон перевала покрыты плотным фирном с застругами - катание начинается только от границы леса. К 18 часам ставим последний лагерь в 1 км от Тормозаковского моста (Н = 1320 м).

18 день (10 марта). Быстро собрались и в 9.30 были у моста, а в 10 часов уже ехали в Абакан на заранее заказанном автобусе. Через 4 часа были на вокзале, а в 16.35 уже ехали в Москву. Поход окончен!

3.1. Этап 1: подход к базовому лагерю

1 день (22 февраля). В 12.10 наш автобус подъехал к мосту через Тушканчик (Н = 1180 м). Здесь уже ждали друзья из Кызыла, которые привезли нашего участника - Пашу Апаницина. Начавшийся с утра снег не прекращается, тепло, всего - 6 С. Из - за ремонта креплений вышли с обеда только в 16.00. За 2 часа дошли до устья ручья Медвежьего, немного ещё поднялись по правому берегу и встали на ночлег (1290 м), открытая вода. Снег прекратился, - 18 С.

2 день (23 февраля). Под утро снова пошел снег, - 18 С. Подъём в 7.15 - выход в 9.30. До террасы поднимались 30 мин.(100 м), затем вышли на плато перевала Лугового(1560 м, н/к), перевалили через отрог и в 12.40 спустились в долину ручья Золотарного в 1,5 км ниже одноименного озера (Н = 1450 м). Здесь оставили заброску. Снег не прекращается, - 12 С. Первоначально запланированное прохождение технического кольца из-за плохой погоды становится рискованным. Принимаем решение вначале проходить протяженное и более простое северо - восточное кольцо, а уже затем решать, что делать дальше - может погода улучшится.

3.2. Этап 2: северо-восточное кольцо

2 день (23 февраля, продолжение). За 2,5 часа прошли по долинам Золотарного и Лугового и заночевали в 500 м от Верхней Буйбы (Н = 1150 м), - 12 С.

3 день (24 февраля). Снег сделал передышку с 20 до 2 часов ночи, а потом снова сыпал до 7 утра. Подъём в 7.15 - выход в 9.00. До Буйбинского озера по глубокому снегу дошли за 3 часа. В этом году на озере первый раз в это время нет рыбаков. В обед снова пошел снег. За 2 часа пересекли озеро и подошли к подъёму на перевал Вертолетный. Пришлось опять вносить коррективы в маршрут - при таком снеге северо-восточный склон перевала Каскадный становится очень лавиноопасным. Решаем пройти траверсом хребет Метугул на юг до одноименного перевала и найдя приемлемый безопасный вариант спуститься к Усу и вернуться через хорошо знакомый перевал Учебный. Приняв это решение поднимаемся на террасу западного склона хребта Метугул, западнее г. 2220 (здесь и далее высоты даются по карте выпуска 1980 г, с топосъёмкой 1975 г). В 17.20 нашли хорошее место немного ниже террасы (Н = 1550 м), немного проясняется, - 15 С (снег у нас прекратился в 17 часов, но над массивом Ергаки ещё идет).

4 день (25 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.10, легкая облачность, слабый юго-западный ветер, - 15 С. Поднялись на отрог за 1,5 часа (Н = 1900 м) - отличные виды на восточные склоны хребта Ергаки. Затем ещё 1,5 часа траверсировали склон до юго-западного цирка г. 2220 (Н = 2010 м) - обширный цирк со скальным гребнем. С нашей стороны прогретые солнцем заснеженные сбросы крутизной 40-50 градусов (лавиноопасны), на гребень ведет сложный выход по скалам, да и на гребне непонятно что. Южнее цирка видна широкая седловина. К ней можно просто подняться от первого левого притока Верхней Буйбы. За 45 мин. спустились к притоку (Н = 1600 м). Обед и сушка 1,5 часа, ясно, - 8 С. Далее 2 часа поднимались на седловину, крутизна 15-20 град. Широкая седловина перевала Буйбинского (2000 м, зимой 1А) на восток обрывается крутыми сбросами высотой 150 -200 м, обрамленными вверху карнизами. Обход через южную вершину (Н = 2100 м). Спуск вначале на площадку в отроге (Н = 1850 м) по зафирнованному склону крутизной 20-35 град., затем правее еще один короткий спуск (25 - 40 град.) на пологий участок отрога с редкими кедрами (Н = 1750 м). Здесь в 18.00 ставим лагерь. В хребте справа красивый скальный палец. Небо опять хмурится, - 13 С.

5 день (26 февраля). Подъём в 7.20 - выход в 9.20, слабый снег, - 12 С. От места ночлега ушли вправо и спустились на дно распадка. Затем двигаясь по нему, с небольшим траверсом ещё правее (сбросив 600 м от места ночлега), за 75 мин. вышли к руслу Уса. Идя по старой лыжне за 2 часа подошли к устью ручья вытекающего из-под перевала Учебного. Обед (Н = 1050 м), пасмурно, - 6 С. После обеда поднимались ещё 2 часа (развилка к перевалам Учебный - Горелый находится на высоте 1240 м) и встали почти на границе леса (Н = 1390 м), хорошее место, можно найти воду. Небо проясняется, - 12 С, виден подъём на перевал Учебный.

6 день (27 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.00, слабый снег, - 12 С. Поднимались традиционным путем, по отрогу к вершинке левее (южнее) седловины. Выше границы леса видимость упала до 50 м., двигались короткими серпантинами, а последние 60 м без лыж - в лоб. В 12.00 на вершинке (Н = 1900 м), усилился ветер и видимость немного улучшилась, но идти сейчас на г. Учебную смысла не имело. Начали спуск вначале по распадку, затем ушли вправо и перевалив через увал спустились к Верхней Буйбе в 1 км выше устья Лугового. Ещё немного поднялись по реке и найдя хорошее место в 13.20 встали на обед. Н = 1250 м, слабый снег, - 8 С. Погода явно не собиралась улучшаться, поэтому решили переночевать в избе на Буйбинском озере, чтобы немного подсушиться. Нашу старую лыжню совсем замело, но в 16.20 мы были возле избы (Н = 1350 м) - там порвало полиэтилен на окне и засыпало дверь по самую крышу - явно давно (возможно с осени) никто не был. До 18 часов проводили ремонт окна, раскопки внутри и снаружи (то, что намело через окно), поиски и заготовку дров. По прежнему идет снег, - 14 С, но у нас уже гудит печь и сохнут стены.

7 день (28 февраля). Утром слабый южный ветер немного раздул облачность, но хребты (особенно на севере) затянуты облаками, - 24 С (самая низкая температура за поход). Подъём в 7.30, но выход только в 12.00 - ремонтируем и досушиваем снаряжение. Идем к перевалу Зелёному. Обед в 13.10 на перемычке между озерами Рыбным и Безрыбным, легкая облачность на западе, - 12 С. После обеда за 1, 5 часа дошли до границы леса (1580 м) и встали на ночлег. Провели разведку перевала, чтобы оценить лавинную опасность - снегу много, если ещё не насыплет, то можно попробовать. Погода опять наложила вето на наши планы - в 18 часов неожиданно подул западный ветер и опять пошел снег, - 12 С, видно зима решила показать, что она ещё здесь хозяйка.

8 день (1 марта). Снег, постепенно слабея, шел до 7.30 утра, - 14 С. Подъём в 7.00 - выход в 9.00. За ночь выпало 200 мм снега - эта "капля" поставила крест на планах прохождения Зеленого. Идти в обход - снова по Буйбе и Луговому - не очень хотелось. У меня была информация минусинцев, что кто-то летом ходил от Лугового к Рыбному, поэтому решили посмотреть, что там твориться сейчас. От лагеря сразу начали траверс южного склона, стараясь выйти на пологий участок гребня в районе юго-западной части озера Рыбного. Особых трудностей на пути нет. На гребень вышли в 11.00 (Н = 1830 м), лес в 100 м ниже. Пройти можно, но спуск прямо к Рыбному лавиноопасен - обход по отрогам слева или справа. Дали перевалу условное название Безрыбный (1830 м, н/к). Спустились с уходом вправо через отрожек в долину левого притока Лугового, пересекли её, вылезли на небольшой отрожек и в 12.00 спустились прямо к заброске, в долину Золотарного, по крутому, сильно залесенному склону (путь в обратном направлении нерационален). Этот проход позволил нам минимум на полдня сократить обходной путь и не повторять пройденный путь.

3.3. Этап 3: северное кольцо

8 день (продолжение). От заброски поднимались ещё 1 час 20 мин почти до границы леса. Здесь обедаем, ставим лагерь (Н = 1530 м) и планируем провести разведку перевала Пикантный. Пасмурно, слабый снег, - 10 С. В 15.20 пошли в радиалку. Перевальная седловина замыкает долину и четко видна от границы леса. Подъём начинается сразу за озером Золотарным и идет по нескольким ступеням. После 16 часов погода начала проясняться. Более удобно подниматься вначале в лоб, а затем немного правее, крутизна 25-30 град., перепад от озера - 350 м, на седле были в 16.50. Широкая седловина, на камне - тур, Н = 1950 м, ориентировочная сложность 1Б-2А. От седловины на север идет крутой кулуар, слева - камни, справа - скальная стена. Что бы спуститься к западному истоку Большого Тайгиша нужно спуститься 15 м к началу камней и далее вероятно двигаться по ним, так как кулуар лавиноопасен. От седла плохо видно, что там дальше. Хорошо видно озеро в висячей долине, которая круто обрывается в основную долину, там виден лес. Спуск к лагерю занял 40 мин. и сопровождался отличным катанием. Первый весенний вечер подарил великолепное освещение склонов (закатное солнце сквозь тучи), - 14 С.

9 день (2 марта). Подъём в 8.00, легкая облачность, - 14 С. Вынужденная полудневка - ждем группу Лещенко, которая по графику должна прийти к заброске сегодня к обеду. Планирую пройти кольцо: Звездный - Пикантный и совершить разведку перевала Курсантов, берем продукты на 5 дней (с запасом). Лещенко пойдет встречным маршрутом. С утра за 45 мин. пробили лыжню от лагеря, по крутому залесенному склону с глубоким снегом, на плато (Н = 1700 м) до спуска к озеру Светлому. Днем легкая облачность, - 6 С. Лещенко пришел в 12.45, у них все нормально. Вышли из лагеря в 14.00 поднялись на плато и на спуске траверсировали склон, выйдя чуть выше северной оконечности Светлого. В 15.30 встали в 400 м ниже границы леса (Н = 1600 м) и решили (сколько успеем) провести втроём разведку состояния снега при подъёме на перевал Звездный и пробить лыжню на завтра. Перевал Звездный находится между пиками Птица и Звездный - небольшое понижение возле одноименного пика, правее обширной, ложной седловины в центре. От верхнего озера (Н = 1630 м) на лыжах поднялись по правому склону до 1930 м, отсюда пешком топтали ступени до седла (перепад 120 м), где были в 17.20. Сняли записку группы из Красноярска от 9.07.96 г. Пешком и на лыжах (прекрасное катание) спустились до верхнего озера за 15 минут. В лагере были в 18.10, легкая облачность, - 10 С.

10 день (3 марта). Подъём в 6.40 - выход в 8.30, небо затягивает облаками, - 12 С. Быстро пройдя по лыжне и ступеням, уже в 9.45 были на перевале Звездном (2А, 2050 м). Погода ухудшается: западный ветер, снежные заряды, видимость колеблется от 200 до 500 м. Одеваем кошки и готовимся к спуску. Первую веревку (45 м) вешаем на петле, закрепленной на камне в 15 м ниже седла, слева от начала кулуара. Вторую веревку (50 м) вешаем также на петле, закреплённой на вбитом в щель колу, слева от "пробки" в нижней части кулуара. Периодически приходится пережидать сильные порывы ветра. Затем связываем три веревки (120 м), крепим их на петле повешенной на камнях слева (здесь это можно себе позволить, так как крутизна уменьшилась с 40-50 град. до 30 град. и фирн встречается только на небольших участках), а дальше ногами с самостраховкой палками. На выполаживающемся участке у камней последний был в 14.30 (т.е. через 4.5 часа после выхода на седло). Затем, уже на лыжах, ушли влево и по руслу ручья вышли на озеро Горных духов, пройдя которое, не теряя высоты ушли вправо и по границе леса вышли к крутому сбросу, в долину ручья, берущего начало под перевалом Пикантным. Ветер усиливается, начинается настоящая пурга. Идти дальше становится опасно. Быстро прячемся от ветра в складке рельефа и начинаем ставить лагерь в 15.40 (Н = 1580 м, пурга, - 3 С)

11 день (4 марта). Всю ночь и день ураганный ветер со снегом. Температура: утром - 6 С, днем - 4 С и вечером - 5 С. Юра и Олег провели разведку: спустились в долину ручья и поднялись до озера в висячей долине под перевалом Пикантным. Прямого выхода от нашей террасы в висячую долину Пикантного нет - отвесные сбросы. Если завтра погода не улучшится, придется выходить к базе через Буйбинское озеро и ручей Луговой.

12 день (5 марта). Утром ветер утих и временами открываются склоны, но продолжает сыпать мелкий снег, - 5 С. Подъём в 6.45 - выход в 8.30. Решаем подняться под взлет Пикантного, а там действовать по ситуации. Спустились в долину ручья, сбросив 80 м. Здесь тоже есть дрова, но хороших мест для ночлега мало. В висячую долину поднимались по центру, среди больших камней набрав до озера 150 м (на озере Н = 1650 м) - от лагеря 1 час. Иногда слева открывается мощная скала - "зуб дракона". Цирк Пикантного образован мощными монолитными скалами. Левее расположена вторая камера цирка, где находится сложный перевал (пройден летом 1987 г группой из Львова, оценен как скальная 2Б), ведущий на реку Ледяную, но при такой погоде даже его разведать не удастся. От озера до начала перевального взлета Пикантного идем ещё 50 мин. (Н = 1800 м). Подъём просматривается как кулуар с камнями вдоль правого по ходу края, виден весь. У начала взлета одели кошки и по одному, с соблюдением мер лавинной безопасности, пересекли нижнюю часть бокового кулуара и вышли под большой камень в правой нижней части основного кулуара - здесь безопасно. Дальше повесили три веревки от камня, почти до перевальной седловины (одну веревку в начале кулуара, а остальные на камнях справа - поднимались на жумарах). В кулуаре лежит толстый слой снега на фирне - очень лавиноопасно! Крутизна кулуара 30-40 град. Начали подъём в кошках в 10.40, на седле (Н = 1950 м) были в 13.00. Видимость опять упала, снова пошел снег, температура 0 С. Аккуратный спуск на лыжах по колено в свежем снегу к озеру. В 14.30 были на границе леса на месте нашей старой стоянки и встали на ночлег. Нашли записку Лещенко (от 30.03), что он идет через Пикантный к Звездному, но неудивительно что мы никаких его следов не видели - их занесло. Небо немного прояснилось, а потом его снова затянуло, слабый снег, - 7 С.

3.4. Этап 4: радиальные выходы

13 день (6 марта). Подъём в 7.00 - выход в 8.40, легкая облачность, - 8 С. К 10.00 перешли на озеро Светлое и, бросив вещи на западном берегу (Н = 1560 м), пошли на Звездный, на всякий случай встречать группу Лещенко. За прошедшие дни выпало очень много снега. В 11.50 сняли лыжи перед последним взлетом на перевал и начали подъём, но в это время на седле увидели первого участника их группы. Узнав, что у них всё в порядке, пошли обратно. В небе ни облачка. На спуске сильный подлип - неудивительно, ведь на солнце + 12 С, а в тени + 4). Дров возле озера нет, но их много на склонах чуть выше северного его края. Вечером легкая облачность, - 6 С.

14 день (7 марта). Сегодня запланировано восхождение на пик Птица. Подъём в 7.00 - выход в 9.20, пасмурно, слабый снег, - 8 С. От лагеря поднялись на гребень отрога ведущего к Птице. Прошли через седловинку выше границы леса и спустя 1 час 20 мин. (после выхода из лагеря) подошли к огромному камню с гротом в юго-западной части (Н = 1950 м). Здесь оставили лыжи и одели кошки. Через 10 мин. уже начали подъём по взлету, ведущему к плечу слева от пика Птица (глубокий снег чередуется с фирном, крутизна окол 30 град.). На плече в 11.50 (Н = 2200 м). С него хорошо видны верховья западного истока Большого Тайгиша, перевалы Художников и Тайгиш. Здесь понимаешь, почему эту скальную вершину назвали Птица - отсюда она поразительно похожа на раскинувшую крылья птицу. Плечо является как бы окончанием левого крыла. Выше идут крутые зализанные скалы. Подъём на вершину проходит по левому кулуару крутизной 35-40 град. до гребня (шеи птицы). Затем в обход головы (по часовой стрелке) косой траверс по гребню в направления перевала Звездный (50 м), Далее надо поднырнуть под большую плиту вправо к юго-восточной стене по ней косой траверс по наиболее сложному участку (10 м, крутизна около 70 град.) выводящему к вершине. Но этот участок нам пройти не удалось, т.к. он был засыпан глубоким свежим снегом, под которым рельеф не читался - очень опасное место, т. к. в случае срыва лететь не меньше 600 м. В других местах везде возможно организовать страховку через камни. Пришлось возвращаться. Общее время движения от плеча к вершине и обратно - 1,5 часа. Периодически вершину закрывала легкая облачность, + 5 С. Спуск от плеча к лыжам занял 25 мин. и далее ещё 18 мин. отличного катания до лагеря, куда прибыли в 14.40. Вечером - 6 С, ясно.

15 день(8 марта). Ночью пошел сильный снег, который продолжался до 17 часов. Утром - 4 С, мокрый снег. Решили вместе с группой Лещенко перейти в минусинскую избу (Н = 1420 м) и переждать непогоду. Чтобы дойти от озера до избы, расположенной на правом берегу ручья Медвежьего, нужно перевалить через невысокий увал и спуститься по крутому, залесенному склону (20 мин.). Возле избы дров давно нет, но их ещё много выше по склону. Заготовили дрова, пообедали и чтобы не терять зря время в 13.30 пошли тропить лыжню к перевалу Тушканчик, а затем посетить озеро Мраморное (снег, - 6 С). Спустились к руслу Тушканчика (перепад высот 150 м), прошли выше устья ручья вытекающего из-под перевала и начали подъем серпантином почти у склона (здесь удобнее, чем по руслу). К 15 часам пробили лыжню почти до седла - выше быстро заметет. Затем ушли к озеру Мраморному - очень красивое место. Чаша озера (Н = 1650 м) с трех сторон окружена хребтом, перевал Курсантов Восточный просматривается как самая низкая седловина в северном склоне, до неё от озера 250 - 300 м. Если завтра погода улучшится, то Лещенко проведет здесь более детальную разведку. К избе возвращались 80 мин. по гребню левого борта долины Тушканчика. Вечером - 14 С, небо очищается от тучь.

3.5. Этап 5: заключительная часть

16 день (9 марта). Утром пасмурно, -14 С. В поезде узнали, что в этот день (в 8 часов) на юге Сибири можно было наблюдать полное солнечное затмение. Подъём в 7.00 - выход в 9.00. Пройдя по лыжне, уже в 10.30 были на перевале Тушканчик (н/к, 1700 м). За 1 час поднялись на вершину Тушканчик (1А, 1998 м), много снега, фирн только на последних 150 м. Спуск на лыжах до седла занимает 7-12 мин. Движение продолжили в 12.20, траверсируя правый склон около границы леса, к озеру Нижнему Буйбинскому (Н = 1610 м), расположенному под перевалом Художников. Обед с 13.10 до 15.00, ясно, 0 С. Продолжили траверс и через 1 час спустились по крутому, поросшему деревьями и кустами склону к озеру Радужному (Н = 1520м). Затем за 35 мин. поднялись на широкую седловину перевала Красноярцев (н/к, 1710 м). Спуск до первого пологого участка в зоне леса в долине Большого Кебежа до 17.30 (Н = 1510 м). С запада опять надвигается тяжелые снеговые тучи, - 4 С.

17 день (10 марта). Всю ночь дул сильный южный ветер, утром сплошная облачность, - 5 С. Подъём в 7.30 - выход в 9.20. На сегодня планируем подняться в верховья центрального истока Большого Кебежа, осмотреть подъём на перевал Тайгиш, при благоприятных условиях пройти перевал Спящий Саян и замкнув кольцо выйти к лагерю. Наш ручей быстро сбрасывает высоту, спускаясь в глубоко врезанную долину Кебежа. Не теряя высоты траверсируем правый склон почти по границе леса и обогнув скалу, оказываемся в долине центрального истока, которая быстро поднимается к верховьям. Долину замыкает протяженный склон, в котором видно несколько понижений, среднее из которых по летнему описанию является перевалом Тайгиш - 2. Подъём к этому понижению достаточно прост (снежно-осыпной склон крутизной около 30 град, перепад около 200 м), но в этой ситуации потенциально лавиноопасен. В юго-восточной части долины расположена мощная скальная вершина. Мы идем вдоль левого борта долины, образованного скальным монолитом, переходящим в отмеченную ранее вершину. В месте перехода имеется понижение в хребте, к которому от крупноглыбой осыпи ведет засыпанный глубоким снегом (40 - 100 см) косой кулуар, крутизной 30 - 40 град., с перепадом 100 м. Выше кулуара косой лабиринт выводит на небольшую площадку с туром. В туре записка группы школьников-омичей (рук. Солдатова), прошедших перевал Спящий Саян (1А, 1780 м) 19.08.96 г. Спуск по снежнику между скальными сбросами выводит прямо к лагерю. До перевала шли 2 часа, спуск - 20 мин. В 12 часов опять пошел сильный снег, который шел затем целые сутки. Днем температура - 2 С, вечером - 4 С.

18 день (11 марта). Утром - 6 С, снег. Подъем в 7.30 - выход в 9.20. Идем обратно на Нижнюю Буйбу. В 10.40 поднялись на перевал Красноярцев. Спустились к озеру Радужному, там нас ждала группа Лещенко, пообедали, отдохнули и в 14.00 пошли вниз по Буйбе (снег прекратился, немного прояснилось, + 1 С). Через 80 мин. начали ставить лагерь в 500 м от моста, среди деревьев на левом берегу Нижней Буйбы (Н = 1310 м), на закате выглянуло солнце, - 8 С.

19 день (12 марта). Утром - 5 С, снег валит с 5 утра. Быстро собрали вещи и вышли на шоссе. К 10 часам прибыл заказанный автобус из Минусинска, а в 16.35 мы уже ехали в поезде в Москву. Поход закончен.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия (особенно во время второго похода), явившиеся причиной некоторого изменения первоначально заявленных маршрутов, фактически пройденные маршруты можно оценить 5 категорией сложности (см. раздел 5.4). Поставленные задачи исследования новых туристских возможностей данного района были в основном выполнены. Пройденные маршруты подтверждают первоначальную идею о том, что в данном районе можно найти ещё много новых, интересных в туристском плане мест. Вводимые тактические изменения маршрута диктовались обеспечением безопасности в экстремальных погодных условиях и желанием использовать тот небольшой шанс, который давал нам возможность собрать хоть крупицы новой информации. Этим можно объяснить сокращение первоначально запланированной линейной части в нитке второго маршрута. Тактику построения маршрута и график движения считаем рациональными.

По итогам этих походов можно сделать следующие выводы:
  1. Прохождение перевала Меткуль в зимних условиях проблематично. Для связи восточного истока Большого Тайгиша и верховьев Малого Тайгиша лучше использовать перевал Каскадный (1Б-2А). Необходимо продолжить изучение этого участка и оценить зимние возможности перевалов Малыш (1А) и Соболиный (1Б).
  2. Перевал Метугул имеет два варианта для прохождения: Метугул Северный (1А) и Метугул Южный (1А* - 1Б).
  3. Совершено зимнее первопрохождение (по нашим данным) перевала Буйбинского (зимой 1А).
  4. Восхождение или траверс хребта Балдыр-Тайга вероятно интереснее (меньше снега) совершать со стороны перевала Чап.
  5. Представляет интерес связка восточного истока Большого Тайгиша с хребтом Чатырба-Тайга и массивом г. 2084 - расположенных в верховьях Малого Тайгиша и Шадата.
  6. Очень интересно прохождение перевала Близнецы Западный (2А) и знакомство с верховьями Ледяной. Необходимо изучить возможность зимнего прохождение перевала соединяющего верховья первого левого притока Ледяной и восточный цирк перевала Пикантный.
  7. Интересен перевал Пикантный (1Б*) - наиболее простой путь с юга в зимнее время через массив Ергаки к западному истоку Большого Тайгиша. Знакомит с живописными участками массива, в том числе с северо-восточной стеной пика Звездного (6Б - по альпинистской классификации).
  8. Следует провести детальную разведку зимних возможностей перспективного перевала Курсантов (2А). Очень живописны окрестности озера Тушканчик (Мраморного).
  9. Большой интерес представляет пик Птица. Восхождение на плечо Птицы несложно - 1А и очень эмоционально. Непосредственно восхождение на Птицу следует оценивать зимой не ниже 2А и должно быть хорошо подготовлено, с обеспечением надежной страховки. Не исключено, что восхождение придется совершать только наиболее технически подготовленным участникам.
  10. Из-за большой потенциальной лавиноопасности южного склона, прохождение перевала Тайгишь возможно только при малоснежной зиме.
  11. Представляет интерес прохождение перевала Тайгишонок (1Б), но с учетом лавиноопасности восточного склона; с дальнейшим движением через перевал Сказка (н/к) и связки перевалов Спящий Саян (1А) и Красноярцев (н/к).
  12. Перевал Безрыбный (н/к), в случае лавиноопасности перевала Зеленого, дает возможность минимум на полдня сократить путь с востока к озеру Золотарному, по сравнением с обходным движением по долинам Буйбы и ручья Лугового.
  13. При подготовке маршрута необходимо разработать запасные варианты, позволяющие обеспечить безопасное прохождение маршрута при любых погодных условиях.

5.1. График движения маршрута № 1

День Дата Участок пути Ход. время Путь (К=1) Путь факт. Перепад высот Абсолют. высота
1 2 3 4 5 6 7 8
    Этап 1: подход к базовому лагерю
1 22.02 641км тракта - р.Ус - р.Верх.Буйба 2.5 7 8 + 60 940 - 1000
2 23.02 р.Верх.Буйба - базовый лагерь 5 14 17 +320 1000 - 1320
    Итого: 7.5 21 25 +380
    Этап 2: северное кольцо
3 24.02 база - пер.Вертолетный - вост.исток Бол.Тайгиша 5 16 19 +320 - 220 1320 - 1740 -1520
4 25.02 разведка пер. Меткуль (1Б) 7 14 17 - 120 +600 - 840 1520 - 1400 -2000 - 1160
5 26.02 вост.исток Бол. Тайгиша - оз.Буйбинское - база 6 14 17 - 140 +260 - 60 1160 - 1020 -1380 - 1320
    Итого: 18 44 53   +1180-1180
    Этап 3: восточное кольцо
6 27.02 база - пер.Метугул Южн.(1Б) - граница леса 6 9 12 + 460 - 260 1320 - 1780 - 1520
7 28.02 граница леса - р.Ус (вверх) 6.5 17 20 - 420 +100 1520 - 1100 - 1200
8 29.02 р.Ус - пер.Чап-2 - граница леса 6 15 18 + 120 +430 - 50 1200 - 1320 1750 - 1700
9 01.03 граница леса - пер.Чап - хр.Шешпир-Тайга - г.2252 - — граница леса 7.5 12 14 - 80 +632 - 492 1700 - 1620 -2252 - 1760
10 02.03 граница леса - хр.Шешпир-Тайга - р.Чап 8.5 13 16 + 200 -760 1760 - 1960 1200
11 03.03 р.Чап - р.Ус (вверх) - устье руч.Учебного (полудневка) 2 10 12 - 196 +54 1200 - 1004 - 1060
12 04.03 р.Ус - руч.Учебный - пер.Медвежий(Учебный-2) - база 9 18 21 +600-500 + +120 1060 - 1660 -1160 - 1320
    Итого: 45.5 94 113 +2716 -2758
    Этап 4: заключительная часть
13 05.03 база - руч.Безрыбный -граница леса под пер.Близнецы 3 6 8 + 3601320 - 1680
14 06.03 граница леса - пер.Близнецы Западный(2А) - р.Ледяная - зап.исток Бол.Тайгиша 7.5 8 10 +320 - 940 + 20 1680 - 2000 -1060 - 1080
15 07.03 зап.ист.Бол.Тайгиша - гр.леса под пер.Звездный 3 + 1.5 р 4 + 1.5 р 5 + 2 р + 460 1080 - 1560
16 08.03 гр.леса - пер.Звездный(2А) - оз.Светлое 12 6 8 + 490 - 530 1560 - 2050 -1520
17 09.03 оз.Светлое - ручей Тушканчик - пер.Тушканчик - рад.г.Тушканчик(1А) - р.Нижняя Буйба 6 13 16 - 180 + 260 +298 - 298 - 380 11520 -1340 -1700 -1998 -1700 -1320
18 10.03 р.Нижн.Буйба - Тормозаковский мост - Абакан 0,5 1.5 2 - 60 1320 - 1260
    Итого: 32 + 1.5 р 38.5 + 1.5р 49 + 2 р +2208-2388

Всего на маршруте: 103 + 1.5 р 197.5 + 1.5р 240 + 2р +6484 -6526

5.2. График движения маршрута № 2

1 2 3 4 5 6 7 8
    Этап 1: подход к базовому лагерю
1 22.02 622 км Усинского тракта - руч.Тушканчик - руч.Медвежий 2 /td> 6 8 +110 1180 - 1290
2 23.02 руч.Медвежий - пер.Луговой - руч.Золотарный - база 3 6 8 +270 -110 1290 - 1560 -1450
    Итого: 5 12 16 +380 -110
    Этап 2: северо-восточное кольцо
2 23.02 база - руч. Луговой 2.5 7 9 - 300 1450 - 1150
3 24.02 руч.Луговой - р.Верх.Буйба - истоки Бол.Тайгиша 6.5 16 20 +400 1150 - 1550
4 25.02 истоки Бол.Тайгиша - траверс на юг западных склонов хребта Метугул - пер.Буйбинский(н/к) - граница леса 7 15 18 +460 -410 +400 -250 1550 - 2010 -1600 - 2000 -1750
5 26.02 граница леса - р.Ус - верховья руч.Учебного 5.5 19 23 - 630 - 70 +340 1750 - 1120 -1050 - 1390
6 27.02 руч.Учебный - пер.Учебный(1А) - озеро Буйбинское 6 16 20 +510 -650 +100 1390 - 1900 -1250 - 1350
7 28.02 оз.Буйбинское - истоки руч.Безрыбного 2.5 8 10 +230 1350 - 1580
8 01.03 истоки руч.Безрыбного - пер.Безрыбный(н/к) - база 3 8 10 +250 -380 1580 - 1830 -1450
    Итого: 33 89 110 +2690 -2690
    Этап 3: северное кольцо
8 01.03 база - граница леса(база-2) - разведка пер.Пикантного 1.5 + 2 р 3 + 6 р 4 + 8 р +150 +350 -350 1450 - 1600 -1950 - 1600
9 02.03 база-2 - оз.Светлое - граница леса - обработка склона пер.Звездный 2 + 2.5 р 5 + 4 р 6 + 5 р +100 -140 + 40 +450 - 450 1600 - 1700 -1560 - 1600 -2050 - 1600
10 03.03 граница леса - пер.Звездный(2А) - граница леса 7 6 8 +450 -470 1600 - 2050 -1580
11 04.03 пережидали пургу - разведка подходов к пер.Пикантный 2.5 р 5 р 6 р - 1580 - 1580
12 05.03 граница леса - пер.Пикантный(1Б*) - база-2 6 7 8 - 80 +450 - 350 1580 - 1500 -1950 - 1600
    Итого: 16.5 + 4.5 р 21 + 15 р 26 + 19 р +1990 -1840
    Этап 4: радиальные выходы
13 06.03 база-2 - оз.Светлое - пер.Звездный(встреча груп.Лещенко) 1.5 + 3 р 3 + 8 р 4 + 10 р +100 -140 +370 -370 1600 - 1700 -1560 - 1930 -1560
14 07.03 оз.Светлое - г.Птица(2А) - оз.Светлое 5 р 8 р 10 р +660 -660 1560 - 2220 -1560
15 08.03 оз.Светлое - минусинская изба - радиал: руч.Тушканчик - пер.Тушканчик - озеро Тушканчик под пер.Курсантов - минусинская изба 0.5 + 4 р 1.5 + 11 2 + 13 - 140 -150 +430 -410 +360 -230 1560 - 1420 -1270 - 1700 -1290 - 1650 -1420
    Итого: 2 + 12 р 15.5 + 16 р 19 + 20 р +1920 -2100
    Этап 5: заключительная часть
1 16 09.03 минусинская изба - руч.Тушканчик - пер.Тушканчик - восхождение на г.Тушканчик(1А) - оз. Нижне-Буйбинское под пер.Художников - озеро Радужное - пер.Красноярцев - граница леса на левом истоке Большого Кебежа 1.5 + 1.5 р + 3.5 4 + 2.5 р +10 5 + 3 р + 12 - 150 +430 +298 -298 - 160 +200 - 100 1420 - 1270 -1700 - 1998 -1700 - 1540 -1740 - 1640
17 10.03 кольцо: лагерь - верховья центрального истока Большого Кебежа - пер.Спящий Саян(1А) - лагерь 3 5 7 - 50 + 80 +120 -150 1640 - 1590 -1670 - 1790 -1640
18 11.03 Бол.Кебеж - пер.Красноярцев - р.Нижняя Буйба 3 10 12 +100 -430 1640 -1740 -1310
19 12.03 р.Нижняя Буйба - 614 км Усинского тракта(Тормозак.мост) 0.5 0 0.5 - 20 1310 -1290
    Итого: 11.5 + 1.5 р 29 + 2.5 р 36.5 + 3 р +1228 -1358

Всего на маршруте: 68 + 18 р 166.5+33.5р 207.5+42р +8208 -8088

5.3. Оценка сложности маршрутов по новой методике

(смотри журнал "Спортивный туризм" № 3-4 за 1996 год)

Задача: оценить, соответствуют ли пройденные маршруты заявленной 5 категории сложности?

Характеристики маршрута 1: пройденный путь П = 240 км, продолжительность t = 17 полных дней, перепад высот В = 13 км, число категорированных препятствий КП = 6 (1А х 2, 1Б х 2, 2А х 2 - перевалы и траверсы), ТС > 0.

1. соответствие минимальной протяженности: П = 240 км = П min = 240 км
       = 315 км + (17 - 16) х 16 км/день = 331 км
  6. фактическая эквивалентная протяженность маршрута группы:
    ЭП = П + 5 х ТС = 240 км + 5 х 24 = 360 км > ЭП * min = 331 км

Вывод: по всем параметрам пройденный маршрут №1 может быть классифицирован как маршрут 5 категории сложности.

Характеристики маршрута 2: зачетный пройденный путь П = 207+42/2 = 228 км, продолжительность t = 19 неполных дней, перепад высот В = 16,3 км, число категорированных препятствий КП = 7 (1А х 4, 1Б х 1, 2А х 2 - перевалы и вершины), ТС > 0. Возьмем худший вариант, когда t = 19 полных дней.

1. соответствие минимальной протяженности: П = 228 км < П min = 240 км
  2. соответствие минимальному количеству КП: КП = 7 > (КП min = 6)
  3. совершенная работа: Т = (1 х 4) + (2 х 1) + (3 х 2) = 12
  4. соответствие минимальной технической сумме:
    ТС = (В + Т) = 16,3 + 12 = 28,3 > ТС min = 15
  5. необходимое увеличение ЭП min за счет "лишних дней ":
    ЭП* min = ЭП min + ("лишние дни") х средний дневной переход =
       = 315 км + (19 - 16) х 16 км/день = 363 км
  6. фактическая эквивалентная протяженность маршрута группы:
    ЭП = П + 5 х ТС = 228 км + 5 х 28,3 = 369.5 км > ЭП * min = 363 км

Вывод: пройденный маршрут №2 может быть условно классифицирован как учебный маршрут 5 категории сложности, учитывая что он проходил в рамках УТП школы повышения спортивного мастерства и при очень неблагоприятных погодных условиях. Основные параметры маршрута несколько превышают минимальные значения для маршрутов 5 к/с, только фактическая протяженность П < П min, на 12 км.

Мы использовали стандартный набор личного, группового и специального снаряжения применяемого в походах 5 к/с для данного района, при этом необходимо отметить следующее:

1. имели две основные веревки 50 и 40 м (на маршруте 2 ещё 1 основную веревку длиной 40 м) и вспомогательную (50 м), два куска по 7м трубчатой капроновой тесьмы для крепления веревки. Наличие кошек у каждого участника и минимум 2 ледоруба - обязательно.
  2. как всегда отлично показали себя двухслойная палатка и конденсатор (накидка на спальники)
  3. снаряжение имело следующий вес (на участника):
    личное - 10 кг, групповое - 6, 5 кг, продукты - 12 кг.

Питание: было трехразовым, 650 г на чел/день. При возможности обед был горячим. Хорошо зарекомендовал себя соевый гранулят Бона Вита - использовали вместо мяса(на ужин: 200г+50г томат.пасты + 1л кипятка + 250г легкого масла Долина Сканди + соль и молотый перец- томить на печке 15 мин; на обед добавляли в супы 100г гранулята со специями). Очень хороши сухие овощные смеси для супов (100г+100г Бона Вита). Приятно было выпить после установки лагеря по кружке горячего растворимого напитка ДеЛайтс (клюква, лимон, яблоко). Хотя 1 пакет (60г) рекомендован на 8 литров воды, лучше его разводить на 12 литров. Нам больше понравился яблочный - ароматнее.